Как приучить ребенка к горшку: все методы и способы. Пошаговые рекомендации по приучению годовалого малыша к горшку

Практически все мамочки сталкиваются с такой проблемой, как приучение ребенка к горшку. Кто-то готовится к садику, кому-то кажется, что уже малыш подрос и пора справлять нужду там, где нужно, а кому- то просто надоела бесконечная стирка. В любом случае, процесс приучения малыша к горшку, неизбежен. Вопрос один, с чего начинать что бы научить ребенка ходить на горшок?

Психологический возраст ребенка для приучения к горшку

Существует такое понятие, как психологический возраст ребенка для тех или иных действий и навыков. Также можно сказать и про надобность ходить на горшок. Ребенка не с пеленок приучают к этой деликатной процедуре. Он должен научиться понимать цель этой потребности. Для чего нужно сесть на горшок? Что будет, если он этого не сделает? А это приходит с возрастом. И самое подходящее время для приучения – это полтора-два года. Именно в этом возрасте ребенок уже начинает понимать многие вещи, взрослую речь и сам может выразить какие-то свои мысли. Раньше не стоит даже и пытаться бороться с мокрыми штанишками, потому что малыш не поймет, почему и за что его ругают. У него отсутствует осознание своих естественных рефлексов, таких как мочеиспускание и дефекация. В слишком раннем возрасте ребенок все это делает непроизвольно, не понимая и не осознавая. Психологи считают, что чем позже, тем лучше приучать ребенка к горшку. К трем годам уже практически все детки умеют это делать.

Правильный выбор горшка

Прежде, чем начинать учить ребенка ходить на горшок, нужно выбрать его правильно. Это мы, взрослые, думаем, что не важно, как будет выглядеть данный атрибут, какого цвета и из какого материала он будет сделан. Но вот ребенку так не покажется. Он не сядет на холодный и неудобный туалетный прибор. Мало того, у него может надолго появиться неприязнь и страх к нему. Горшок должен быть теплым и удобным. Именно поэтому стоит покупать только пластиковые горшочки. Цвет особого значения не имеет, поэтому не стоит переживать, что у мальчика розовый горшок, а у девочки, наоборот, голубой. Для малыша главное, это удобство. Не ошибетесь, если купите мальчику горшок продолговатой формы, а девочке круглый. Сейчас такое разнообразие форм и расцветок, что можно с легкостью подобрать нужный. Для начала пусть это будет даже не столько туалет, сколько новая яркая игрушка. Ребенку нужно сперва привыкнуть к новой вещи в доме, присмотреться к ней, пощупать, поиграть, а уж потом учиться ей пользоваться.

Необходимость прекращения использования подгузников

Многие мамочки используют подгузники не только на улице, но и дома. Тем самым облегчая себе жизнь отсутствием мокрых штанов и трусиков, а также луж и бесконечных мокрых пятен на коврах. А ведь ребенок очень привыкает к тому, что он сухой, даже если и пописает в штаны. И это неправильно. Одно дело, если вы идете с малышом на прогулку и надеваете памперс . Совсем другое, если вы и дома их не снимаете. Так малыш никогда не научится отличать мокрое от сухого. Нужно как можно раньше отучить его носить подгузники в комнате. Лучше запаситесь терпением, потрудитесь вытирать за ним лужицы и стирать трусишки. Поверьте, это продлится не так уж и долго. Малыш быстро поймет, что без памперса очень даже удобно. Ну а описавшись несколько раз, научиться понимать дискомфорт от мокрых штанов. Потом и на улице будет терпеть и можно будет легче отказаться от памперсов .

Страх перед горшком

Нередко ребенок может просто бояться садиться на горшок. Какие могут быть причины столь непонятного, казалось бы, для нас поведения?

Ну, во-первых, это неприятные ощущения. Если горшок металлический, то он будет всегда холодным. Малышу трудно себя пересилить и сесть на него. Он еще не умеет контролировать свои эмоции.

Во-вторых, это воспоминания того, что его ругали за то, что он не садился на горшок. Поэтому никогда не ругайте ребенка ни за то, что он обмочился, опорожнился или просто отказался садиться на него. Помните, всему свое время. Нужно просто подождать и все у нас получится.

В-третьих, это могут болезненные ощущения при запорах или мочеиспускании. Тяжело и с болью раз сходив, не каждый взрослый захочет повторить эту процедуру. Что уж говорить про ребенка. В этом случае, лучше на время спрятать горшок и не принуждать малыша к мучительным испражнениям. Пусть ходит как ему удобно. Потерпите немного и снова повторите попытку. Лучше чаще кормите малыша кашами, черносливом, кефиром, прочими фруктами и овощами, способствующими нормальному стулу.

Ну и в-четвертых, малыш мог когда-то пораниться или получить травму, упав с горшка. Эти негативные эмоции могут также на какое- то время отбить желание учиться ходить на горшок.

Основные ошибки при попытках приучения ребенка к горшку

Прежде, чем добиться какого-то положительного результата, мы всегда совершаем те или иные ошибки. Тоже самое можно сказать и про ситуацию приучения ребенка к горшку. Вот основные наши ошибки, которые не стоит совершать в столь деликатном деле.

Во-первых, как уже говорилось ранее, это возраст. Не стоит приучать ребенка ранее, чем в полтора года. У малышей еще нет осознания того, что нужно прислушиваться к рефлексам своего организма. Да и вообще считается, что чем позже начать приучение, тем лучше. Стоит также отметить, что мальчики по своей психологической природе позже девочек приучаются справлять нужду в нужном месте. Они вообще развиваются намного медленнее девочек. Поэтому не стоит зацикливаться и нервничать, если вы не видите результатов своих стараний.

Вторая ошибка, это опять же постоянное применение подгузников. Нужно как можно быстрее научиться обходиться без них. Тогда и к горшку ребенок быстрее приучится.

Третьей ошибкой может быть просто неподходящий момент. Возможно у ребенка нет настроения изучать что-то новое, или он неважно себя чувствует. Пусть и маленький, но он уже человек и индивидуальная личность со своими тараканами в голове. Поэтому пробуйте снова и снова. И все у вас получится.

Еще несколько ошибок…

Следующей важной ошибкой может быть постоянное преследование ребенка этим ненавистным горшком. Если малышу не нравится на него садится, не давите на него. Не принуждайте делать то, что не хочется. Иначе может понадобится еще очень долгое время для положительного результата.

Еще один важный момент, который не стоит упускать из вида – это выбранное место для горшка. Нужно поставить его так, чтобы он всегда был на виду у ребенка. Если однажды вы переставите его, ребенок просто сделает свои дела в штаны просто потому, что не найдет его в привычном месте.

Стоит также отметить, что, приучая ребенка к горшку, нужно обращать внимание на одежду, в которой малышу приходится ходить дома. Она не должна препятствовать самостоятельным попыткам малыша ее снять. Лучше, если это будут трусики или штанишки на резинке, чем плотные колготки, джинсы или комбинезоны. Представьте сами, каких усилий ему будет стоить стянуть с себя неудобную одежду.

Ну и последней ошибкой можно назвать невнимательность к позывам малыша. Ребенок сам может показать, что он хочет в туалет. Это могут быть какие-то звуки или наоборот, затишье, кряхтение или натуживание . Будьте внимательнее к собственному чаду и быстрее научите его ходить на горшок.

Рассмотрев основные ошибки, можно запомнить и важные правила приучения ребенка к горшку.

Во-первых, это ненавязчивость , то есть, нужно как бы невзначай показать горшок ребенку, рассказать для чего он нужен, предложить посидеть на нем. Обязательно похвалить малыша, если у него получилось сделать свои дела именно в горшочек. Про похвалу стоит помнить постоянно. Однако старайтесь избегать таких слов, как «хороший мальчик» или «хорошая девочка» потому, что ребенку может показаться, что только на горшке он «хороший».

Во-вторых, это время , когда нужно сажать ребенка на горшок. Это однозначно время после сна, после еды, после снятия подгузника. Кроме того, нужно следить за малышом и во время игр. Часто случается так, что малыш заигрывается и забывает про свои естественные позывы. Успевайте «ловить» такие моменты и высаживайте ребенка на горшок.

В-третьих , показывайте пример , берите ребенка с собой в туалет и объясняйте, что вы делаете и зачем. Это очень хорошая мотивация для малыша, ведь они постоянно нас копируют.

В-четвертых, это постоянное место , где должен находиться горшок. Постепенно можете его передвигать ближе к туалету. Но поначалу, горшок должен быть на виду.

Пятое правило, это собственное личное время , которое вы можете уделять малышу. Не загружайте себя на этот период домашними делами, работой, переездом или прочими важными вещами, требующими особой внимательности. Отложите все на период приучения малыша к горшку. Уделяйте ему больше времени и внимания.

Научить ребенка ходить на горшок (методики)

Существуют специальные методики, как правильно научить ребенка ходить на горшок. Оказывается, это можно сделать за 3 дня и за неделю. Казалось бы, как так? Тут пытаешься научить ребенка, а он ни в какую, то протестует, то капризничает, то просто назло делает свои мокрые дела где угодно, только не на горшке.

Методики все эти моменты учитывают, но в то же время они могут дать просто потрясающие результаты. Главное, делать все правильно, постепенно и с любовью к своему малышу.

Итак, приступим. Для начала определимся, чего мы уже достигли и к чему будем стремиться.

После пробуждения малыша, обязательно снимите подгузник, предложите посидеть на горшке и объясните, что все взрослые так делают. Не забывайте хвалить и ласково обнимать ребенка. Ему очень нужны ваши подбадривания и положительные эмоции.

Напоминайте малышу про горшок каждые 1-1,5 часа, с собой берите в туалет, разрешите смывать унитаз, покажите куда сливать содержимое горшка. И постоянно хвалите! Это очень важно! Можете разрешить ребенку поиграть, сидя на горшке. Сядьте рядом и развлекайтесь вместе. Он будет видеть непринужденную обстановку и перестанет бояться ненавистного до недавнего времени предмета.

Также помните про удобную одежду, которую легко снимать и одевать. Если на улице лето, а в комнате тепло, можно разрешить малышу бегать голеньким. Так ему еще удобнее и быстрее научиться самому садиться на горшок.

Через пару дней вы сможете определить время позывов вашего ребенка и спланировать моменты высаживания его на горшок. Откажитесь от памперсов днем. Пусть малыш научится отличать мокрое от сухого. Постепенно нужно отменить подгузники и в ночное время. Лучше меняйте пеленки. Хотя к этому времени, ребенок уже может сдерживать себя и ночью, если перед сном будет ходить на горшок.

Старайтесь создать привычную обстановку для малыша. Избегайте гостей, при посторонних ребенок будет теряться, комплексовать и стесняться. Дайте ему время спокойно научиться ходить на горшок. Не затевайте ремонты, переезды, какие то громкие мероприятия в этот период.

Не торопитесь с детским садом – не нарушайте привычный уклад жизни малыша.

Если видите, что ребенок плохо себя чувствует – перенесите этот момент на более подходящий. Все равно ничего пока не получится. Малыш не сможет настроиться на перемены.

Избегайте конфликтов с родственниками и с супругом. Это отрицательные эмоции, которые пагубно влияют на детей. Так они никогда не научатся ходить на горшок.

Помните также, что дети могут резко перестать проситься на горшок, даже если они уже делали это самостоятельно. Это может быть какой — то кризис в их маленькой жизни. Нужно просто набраться терпения и переждать. Все обязательно наладится.

Гуляя на улице, предлагайте «полить травку» мальчику или «пустить ручейки» девочке. Забудьте про подгузники уже окончательно, иначе все усилия коту под хвост. Лучше набирайте с собой запасные трусики и штанишки. И опять же – хвалите, обнимайте, целуйте свое чадо! Любовь поможет преодолеть все трудности в таком нелегком деле. Любите своих деток – они наша гордость, радость и безмерное счастье.

Раньше или позже?

Вопрос о том, когда начинать обучать малыша туалетным навыкам, часто вызывает споры у родителей. Некоторые считают, что высаживать ребенка на горшок нужно с 8–9 месяцев.
Такие родители хвастаются тем, что их малыш научился пользоваться горшком еще до года. На самом деле, в отношении детей до 1 года речь может идти только о рефлекторном опорожнении мочевого пузыря и кишечника, то есть у ребенка просто срабатывает рефлекс, когда он оказывается на горшке. Нервная система в этом возрасте еще не готова к контро лю над мочеиспусканием: ребенок еще не понимает, что хочет помочиться, и не может задержать этот процесс. Контроль над мочеиспусканием появляется только в возрасте около 18 месяцев.

Это важно!

С приучением к горшку придется повременить, если:

  • малыш болен или только что перенес заболевание;
  • семья переехала на новую квартиру;
  • в семье родился еще один ребенок;
  • происходит кризис в семейных отношениях, кто-то в семье серьезно болен или скончался.

Для успешного приучения к горшку, основанного на взаимной заинтересованности, нужно, чтобы ребенок:

  • сам ходил, садился, снимал штанишки;
  • понимал обращенные к нему слова;
  • сообщал о своих желаниях с помощью слов или жестов;
  • умел подражать взрослым или старшим детям;
  • мог делать что-то, следуя указаниям взрослых;
  • старался заслужить поощрение и похвалу.

Все вышеперечисленные навыки формируются у ребенка примерно к 1,5 годам. Таким образом, оптимальное время для приучения к горшку – около 1,5 лет. Точное время, когда ребенка следует начать обучать туалетным навыкам, подскажет педиатр, который регулярно наблюдает малыша.

Врач оценивает уровень психомоторного развития ребенка и может определить, готов ли малыш к обучению. Можно начать знакомить малыша с горшком и до года, но тогда время, которое займет процесс обучения, увеличится.

Как показывает практика, и те малыши, которых стали сажать на горшок еще до года, и те, которые познакомились с горшком в 1,5 года, начинают сознательно контролировать свои выделения примерно в одном и том же возрасте:

  • к 2–2,5 годам появляется контроль над опорожнением кишечника;
  • к 2,5–3 годам ребенок контролирует мочеиспускание в дневное время;
  • к 3–4 годам малыш контролирует мочеиспускание и в ночное время.

Этапы обучения

Чтобы приучение к горшку прошло спокойно и не вызвало протеста со стороны ребенка, нужно действовать постепенно, последовательно переходя от одного этапа к другому.

  • В комнате ребенка появляется новый предмет – горшок. Он должен быть удобным, чтобы малышу было комфортно сидеть на нем, и ярким, чтобы привлекать внимание ребенка. Сначала малыша 1–2 раза в день сажают на горшок на несколько минут, не снимая штанишек и подгузника (чтобы у ребенка не возникло неприятных ощущений от соприкосновения с холодным пластиковым сиденьем).
  • Через 7–10 дней можно начать высаживать малыша на горшок без подгузника. Желательно делать это 2 раза в день. Пока не нужно торопиться «подлавливать» ребенка, когда он захочет «сделать дело». Это может испугать малыша, из-за чего он будет стараться сдерживаться от мочеиспускания.

Чтобы малыш лучше понял, для чего предназначен горшок, можете, сняв с ребенка грязный подгузник, бросить его в горшок, доступным языком объяснив малышу свои действия.
Очень хорошо, если в семье уже есть старший ребенок – он может показать младшему, как пользоваться горшком. Малыши быстро начинают подражать старшим.

  • Через 1–2 недели малыш привыкнет к горшку и будет спокойно относиться к этому предмету. Теперь можно высаживать его несколько раз в день и делать это в те моменты, когда вы хотите «подловить» у него стул или мочеиспускание. Например, желательно сажать кроху на горшок сразу после сна, после еды, после прогулки.
    Вы можете сами заметить признаки, по которым можно определить, что ребенок хочет опорожниться: обычно он замирает, перестает играть, становится сосредоточенным – в это время можно предложить ему горшок.
  • Теперь можно переходить к следующему этапу – обучению ребенка самостоятельному пользованию горшком. Горшок должен стоять на видном месте и быть доступным для малыша. Важно, чтобы ребенок сам научился снимать штанишки. Объясните малышу, что теперь он сам может ходить на горшок, когда пожелает (время от времени вам нужно будет напоминать ему об этом). Для ребенка будет большой радостью научиться самостоятельно пользоваться этим предметом, особенно если родители будут хвалить и поощрять его.

Как правило, на приучение ребенка к горшку уходит от 6 месяцев до 1 года (если начало было положено в 1,5 года). На это время родителям придется запастить терпением, быть гибкими и внимательными, чтобы процесс обучения прошел спокойно и не привел к конфликтам с малышом.

Нужно ли во время приучения к горшку отказаться от одноразовых подгузников? Необходимости в отказе нет. Ученые проводили исследование на двух группах детей: для одной группы использовались многоразовые подгузники, а для другой – одноразовые. Дети двух групп обучились туалетным навыкам в одно и то же время.

Основные правила приучения к горшку

  • Нельзя удерживать ребенка на горшке насильно; малыш имеет право в любое время встать с него и пойти заниматься своими делами.
  • Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если он вдруг случайно «наделал в штанишки» .
  • Всячески поощряйте, хвалите малыша за правильные действия и успехи.
  • Если при обучении туалетным навыкам у ребенка возник конфликт с родителями, если он отказывается садиться на горшок, то нужно на некоторое время сделать перерыв в обучении.
  • Самое главное требование, предъявляемое к горшку, – ребенку должно быть удобно сидеть на нем.
  • Желательно, чтобы горшок был привлекательным, яркого цвета – такой предмет быстрее завоюет внимание малыша.
  • Не выбирайте слишком «навороченных» горшков – с музыкой, в виде игрушки и т. п. Ребенок должен понимать, каково предназначение предмета, и не считать его игрушкой.
  • Для мальчиков желательно приобретать горшки с завышенной передней частью, чтобы, когда мальчик сидит, моча попадала непосредственно в горшок.

Перелопатив просторы интернета по поводу приучения к горшу - выкладываю Вам достойную о данной процедуре. Много букв, но кто заинтересован, то прочтите, очень дельная статья. Здесь Вы найдете ответы на многие вопросы...

Когда приучать к горшку?

С момента рождения – и это очевидный факт – процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т.е. эти процессы подчиняются безусловным рефлксам – действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку, в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекссделать условным – подчинить его воле конкретного юного индивидуума. Успешность переучивания определяется тремя факторами:

1. Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер – это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него);
2. Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.
3. Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:

Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.

Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пипи», а ходит по большому исключительно после «аа». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.

Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пипи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.

Но цепочка должна быть другой: не «пипи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря – горшок – мочеиспускание. Т.е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пипи»).

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные – наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пипи»…

Каких бы «поразительных успехов» вы не добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.

Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.

В этом то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается родители, пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия – заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие – истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.

Отсюда важное правило: если не получается – подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
2. Средний возраст выработки более-менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное – теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.

К таким признакам относятся:

Установление более-менее стабильного режима дефекации;
- способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
- знание частей тела и названий предметов одежды;
- знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;
- демонстрация отрицательных эмоций, как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
- стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
- стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом – словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».

В вопросе приучения к горшку (как и в других вопросах развития ребенка) необходимо ориентироваться не на цифры, а на поведение ребенка.

Предположим, настал благоприятный момент, и вы решили начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком.

Зачем же потихоньку? Можно ускорить этот процесс. Причем сделать это не насильно, а мягко и естественно. Читайте дальше…

Как быстро приучить ребенка к горшку?

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.

1. Помимо готовности ребенка, должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как в прочем и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Лучшее время – лето. Легче освободится от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна – после сна, после еды, когда по поведению поняли – пора.

5. В случае успеха – очень-очень хвалим. В случае неудачи – изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся – огорчения не показываем.

6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы – весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок– обращаем внимание на то, какие мы молодцы и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.

9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, – это горшок, на нем писают и какают. Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.

10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж, как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшокс унитазом – вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочится – это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…
Легче всего происходит обучение пользования горшком у детей, которые не носили подгузники (мамы их высаживали), у них процесс приучения происходит быстро и без луж. Но и у «памперсных» детей не все потеряно, только придется некоторое время потерпеть лужи и кучки на полу (и в других местах).
Вот рекомендации, соблюдение которых позволит вам максимально ускорить процесс приучения:
Если до приучения к горшку ребенок все время проводил в подгузниках, то придется их снять. Почему?
Малыш должен изучить свое тело, чтобы знать, для чего нужны попа и половые органы.
Он должен установить связь между позывами и следующими за ними отправлениями. Для этого он должен увидеть акт мочеиспускания и дефекации. И не один раз.

Необходимо на примере показать, когда и как пользоваться горшком.

Для этого нужно понаблюдать за ребенком. Вы заметите, что перед тем, как справить нужду, он проявляет недовольство или затихает (напрягается, кряхтит), и в этот момент вы предлагаете малышу горшок. Хорошо, если ребенок еще и на примере взрослых или старших детей увидит, куда и как справляется нужда.
Голенькому малышу не придется ничего снимать, чтобы сесть на горшок.
Горшок должен быть в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате, пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет.
Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, зачем он нужен: «Солнышко, давай пописаем (покакаем) в горшочек… Горшочек нужен для того, чтобы в него писать и какать… Куда надо писать (какать)?».
Каждый раз после «аварии», ласково напоминайте ребенку о существовании горшка: «Солнышко, куда надо писать?». Можно выразить свое разочарование, но ни в коем случае не ругайте малыша, и не заставляйте его садиться на горшок чтобы у него не выработалось отвращение к этому предмету. Будьте спокойны и терпеливы!
Если горшок был использован по назначению, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции, связанные с применением горшка.

Предлагайте малышу горшочек сразу после каждого сна. А также после еды (прием пищи активизирует перистальтику кишечника, что способствует дефекации).
Чтобы сходить в туалет, необходимо расслабиться. В стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке, при посторонних людях малыш не может хорошо расслабиться и сходить на горшок. Необходимо это учитывать при приучении к горшку.
Например, я начала приучать своего «памперсного» ребенка таким способом в 1 год и 8 месяцев. Через две недели он первый раз сам сел на горшок, через неделю уже самостоятельно без напоминания использовал его по назначению. Все это время он бегал голышом, а я - со шваброй. Но результат стоил того! Никакого принуждения, все само собой произошло!

Каждому малышу требуется разное время для того, чтобы научиться ходить на горшок самостоятельно без напоминания.

Чем старше ребенок, и чем больше времени он проводит голышом, тем меньше время приучения к горшку.

То есть, чтобы годовалого голыша приучить к горшку, потребуется месяц-другой, а 2-летнего – неделя-другая.

Почему возникают неудачи при приучении к горшку?

Даже у ребенка, уже умеющего ходить на, горшок могут случаться «аварии»:
В первое время, пока идет приучение к горшку.
Когда у малыша режутся зубки.
Ребенок, увлеченный игрой, может долгое время не ощущать потребности в мочеиспускании, даже если мочевой пузырь переполнен. Поэтому в этом случае может случиться «авария».
В период «кризиса одного года».

Как «пережить» лужи?

В период приучения к горшку лучше убрать ковры в комнате, где малыш будет проводить большую часть времени, а диваны и кресла застелить одноразовыми пеленками или сложенными несколько раз большими полотенцами.

Быстро убрать лужу с пола удобно шваброй с поролоновой насадкой, которая быстро впитывает жидкость.

Как отказаться от подгузника на улице?

Через некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, можно приучать малыша обходиться без подгузника и на улице. Лучше всего в теплое время года.

Обычно малыши, которые не носили одноразовые подгузники, к моменту приучения к горшку уже умеют проситься и даже терпеть в течение всей прогулки.

У «памперсных» детей тоже все будет хорошо, но придется снять подгузник перед выходом на прогулку и запастись пачкой запасных штанишек.

Вот рекомендации, как действовать:
Перед прогулкой предложите малышу сходить на.горшок Если не хочет, не настаивайте.
Если не хотите ходить в кустики, то возьмите с собой горшочек.
Не забудьте взять с собой несколько пар штанишек (и, возможно, носочков).
Каждый раз после «аварии» на прогулке ласково объясняйте малышу, что произошло: «Солнышко, ты описал штанишки! Посмотри, они стали мокрые! Давай лучше в следующий раз сходим на горшочек (травку польем)!». И после этого переоденьте ребенка.
Если малыш попросился, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции.
После прогулки предложите малышу сходить на горшок

Через некоторое времяребенок начнет терпеть всю прогулку. И вам не надо будет таскать с собой горшок и запасную одежду.

У моего сына этот период затянулся на… 3 дня. Но, до того момента, как мы стали выходить на прогулку без памперса, он уже был «приучен» к горшку.

Как отказаться от ночного подгузника?

Спустя некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, ваш малыш будет просыпаться и ночью, чтобы сходить на горшок И тогда можно будет обходиться без подгузника в ночное время.

У тех малышей, которые не носили одноразовые подгузники, это происходит в более раннем возрасте.

Обычно к 2 годам функция задержки мочеиспускания настолько укрепляется, что начинает проявляться и во время сна, ребенок перестает просыпаться ночью, чтобы сходить в туалет.

Приучить маленького ребенка спать всю ночь, не писая, не удастся. Человек не может контролировать себя во время сна.

Единственное, что можно сделать, это предложить ребенку сходить на горшок перед сном.

Почему ребенок старше 2 лет писается в постель?

Дело в том, что если мама сама сажает малыша на горшок, или ребенок ходит на горшок только для того, чтобы мама похвалила или чтобы мама не ругала за описанные штаны, НО при этом внутри себя не испытывает в этом необходимости (проще говоря, не согласен «дружить» с горшком), то ночью, когда сознательный контроль спит вместе с организмом, его подсознание выкидывает такие фокусы. То есть он писается в кровать.

Если малышу доставляет удовольствие самому ходить на горшок, то есть его навык не только сознательный, но и подсознательный, то и ночью проблем не бывает.

Чтобы малыш полюбил процедуру пользования горшком:
не ругайте ребенка за описанные штаны;
не хвалите слишком бурно и тем более не награждайте малыша за то, что он сходил на горшок, просто ласково погладьте малыша по голове и улыбнитесь ему;
не сажайте малыша на горшок, если он уже может это делать сам, предоставьте ему свободу самому действовать в этом интимном деле.

Таким образом, малыш будет ходить нагоршок не для того, чтобы его не ругали или наоборот хвалили, а для того, чтобы получать удовольствие от осознания, что он может управлять своим телом, что это приятно и здорово!

Итоговое наблюдение из практики педиатра.

Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.

Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны – явление довольно типичное. При этом, главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок

А с чего вы взяли, что все остальные ходят?

Так сами говорят!

По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»…

По мере роста малыши учатся и постигают все тонкости «взрослого мира». Одним из этапов взросления малыша можно назвать приучение к горшку. В данной ситуации каждая мамочка действует интуитивно или исходя из имеющегося опыта с другими детьми. Однако не каждая знает, что в определенный период этот процесс может пройти гораздо легче и быстрее.

Во время приучения малыша к горшку особое значение имеет не сам процесс освоения, а его способ, то есть каким образом он приучается к новому для него действию. Задача родителей в этот период постараться сделать так, чтобы осваиваемые действия стали для малыша своими, а не тем, что требуют от него взрослые. Важно сформировать интерес малыша к своим движениям, побуждениям и т.д. В этот период важна совместная работа малыша и взрослого с новым предметом. Ребенок учится различать, как можно и как нельзя поступать, что, собственно, и вызывает обычно затруднения.

В какой период необходимо приучать малыша к горшку?
Задержка мочеиспускания и дефекации самостоятельно формируется у малыша примерно с семи месяцев и до года. В это время малыш вплотную занимается изучением своего тела и его возможностей (трогает руками содержимое горшка, хлопает ими по луже, сделанной им же и т.д.). Во время мочеиспускания, играя, малыш может произвольно задерживать этот процесс, вырабатывая, таким образом, способность регулировать мочеиспускание.

Именно в этот период можно пробовать предлагать ребенку сесть на горшок, но только в качестве ознакомления с этим «интереснейшим» предметом, а не для демонстрации непосредственного отправления естественной нужды. Выработать стабильный навык пользования горшком у ребенка в этот период, вероятнее всего, не удастся, поскольку дети в этом возрасте очень активны и не могут долго сидеть на одном месте. Но если малыш по характеру очень спокойный, может вполне получиться научить его пользоваться горшком.

С десяти до тринадцати месяцев малыши рвутся к самостоятельности и могут возмущаться на фоне запретов и каких-либо принуждений взрослых – это так называемый кризис одного года. Горшок входит в их число. Именно поэтому дети часто отказываются ходить на горшок, даже если до этого они были приучены и никаких проблем не возникало.

Примерно после четырнадцати месяцев жизни малыша можно приучать к самостоятельному пользованию горшком на сознательном уровне. Однако родителям придется набраться терпения и подготовиться к возникновению случайных луж.

С детьми в возрасте двух лет процесс приучения к горшку проходит легче и более быстро. Во-первых, ребенок хорошо понимает, что от него требуется, и «несанкционированные» лужи в данном случае наблюдаются реже. Во-вторых, в этом возрасте детей очень заботят туалетные дела, что, конечно же, дает преимущество в приучение.

Конечно, дети все разные, развитие каждого конкретного малыша может отличаться от среднестатистических данных, поэтому вышеуказанные цифры следует считать приблизительными. Поэтому в вопросе о возрасте, когда лучше начинать приучение к горшку, следует ориентироваться на поведение малыша.

Как ускорить процесс приучения ребенка к горшку?
Следует отметить, что приучить к горшку детей, которые не носили памперсы , гораздо легче. А вот с детьми, которые носили памперсы все время, придется попотеть. В данном случае без луж и «кучек» не обойдется.

Для ускорения процесса приучения следует усвоить несколько простых рекомендаций.
Сначала нужно приобрести удобный, устойчивый и внешне привлекательный горшок. Можно разрешить малышу его потрогать и внимательно изучить. Горшок должен находиться в комнате малыша, в месте, где он обычно играет, чтобы ребенок постоянно его видел, а при желании мог на нем посидеть, освоиться, так сказать. Если у малыша этот предмет вызывает настороженность, торопиться с обучением не стоит.

Также следует отказаться от подгузников, если вы этого еще не сделали. Это необходимо для того, чтобы ребенок изучил свое тело и понял функции попы и половых органов, установив связь между позывами и их последствиями, причем не один раз.

Очень важно показать ребенку, как и когда необходимо использовать горшок. Понаблюдав за малышом, вы заметите, что перед актом мочеиспускания или дефекацией они затихает, кряхтит или выказывает свое недовольство. Именно в это время лучше всего предложить ребенку сходить на горшок («Солнышко мое, давай покакаем или пописаем в горшочек), ведь именно для этого он нам и нужен». Важно, чтобы взрослые продемонстрировали на собственном примере, как и куда необходимо справлять нужду.

Если малыш не хочет садиться на горшок, никогда не принуждайте его к этому насильно, иначе можно вызвать отвращение к этому необходимому предмету. Если же кроха нормально сидит и не пытается слезть с горшка, сажать ребенка на него можно вначале после того, как он пописает или покакает в подгузник. Грязный подгузник менять следует, когда малыш сидит на горшке, демонстративно положив его в горшок.

Далее необходимо наблюдать за малышом и сажать его на горшок по несколько раз в течение дня: после сна утром или днем, после еды, перед прогулкой и после нее, перед сном. Если вы успели, как говориться, поймать момент, и горшок был использован по назначению, обязательно похвалите малыша за проделанную работу (погладьте по голове, поцелуйте, да и просто скажите ласковое слово), чтобы у него запечатлелись в памяти приятные эмоции, связанные с использованием горшка.

Если у ребенка случилась «авария», не стоит ругать его или каким-либо образом показывать свое разочарование. Просто в такие моменты нужно ласково напоминать малышу, что «все дела» нужно делать в горшочек.

Замечу, если малыш еще не научился контролировать себя и ходить на горшок в дневное время, не нужно пытаться приучить его к этому ночью.

Помните, чтобы ребенок сходил в туалет, необходима спокойная обстановка. Стресс, посторонние люди, чужая обстановка не дают ребенку расслабиться и сделать все по правилам. Поэтому при приучении малыша к горшку этот фактор следует учитывать.

Чтобы ходить на горшок без напоминания каждому ребенку необходимо разное время. Чем старше ребенок, тем этот процесс протекает быстрее. Так, к примеру, годовалому крохе понадобится для этого от месяца до двух, а двухлетнему – неделя-две.

Стоит также отметить, что у ребенка, который умеет ходить на горшок, все же могут случаться «аварии». Обычно это происходит во время прорезывания зубов, болезни, во время увлекательной игры, в кризисный период одного года.

Как отказаться от подгузника на улице?
Как только у ребенка четко сформируется навык пользования горшком, можно начинать приучать кроху обходиться без «памперса» и на уличной прогулке. Делать это оптимально в теплое время года.

Как правило, малыши, не носившие подгузники, к моменту приучения к горшку могут терпеть во время прогулки и просятся на горшок. Те детки, которые подгузники носили, тоже научатся обходиться без них во время прогулок, только перед выходом на улицу подгузники следует снять, а с собой захватить несколько запасных штанишек.

Обязательно перед улицей необходимо предложить ребенку сходить на горшок, если желания у него такого нет, заставлять не следует. Если ребенку сложно сходить на улице «в кустики», можно взять с собой горшок. Если вы упустили момент, и ребенок сделал дело в штанишки, то необходимо ласково объяснить малышу, что произошла ошибка: «Зайчик мой, ты написал в штанишки! Посмотри, какие они теперь мокрые! Давай в следующий раз мы лучше сходим и польем травку!». После этого можно переодеть малыша.

Если все случилось как надо, обязательно похвалите малыша, но не переусердствуйте, иначе ребенок будет делать это не по желанию, а для того, чтобы его похвалили родители. После прогулки также необходимо предложить малышу сходить на горшок.

Подобные ежедневные «ритуалы» помогут ребенку обходиться без памперса и во время прогулок.

Постепенно, по мере укрепления навыка пользования горшком, ребенок будет самостоятельно просыпаться и ночью, чтобы справить нужду. Тогда можно буде обходиться без памперсов и в ночное время. К двум годам происходит укрепление функции задержки мочеиспускания во время сна, в результате ребенок перестает просыпаться ночью, чтобы сходить на горшок.

Когда не стоит приучать к горшку?
Не следует заниматься приучением ребенка к горшку:

  • во время болезни или сразу после нее;
  • если вы сменили место жительства или планируете это сделать в ближайшее время;
  • если вы ждете появления на свет второго ребенка или он только что родился;
  • если в семье кто-то сильно болеет или кто-то умер;
  • если вы разводитесь.
Напоследок отмечу, что малыши любят рассматривать и трогать руками содержимое горшка. Поэтому при подобных его попытках не кричите и не ругайтесь, дайте возможность малышу лично донести плоды своих трудов в туалет и смыть в унитаз.

Родители, серьезно обеспокоенные проблемой приучения малыша к горшку, всегда очень удивляют и забавляют педиатров. Ведь по большому счету итог всем и всегда известен: не бывает здоровых детей в возрасте после 4-5 лет, которые не умеют самостоятельно справлять нужду в горшок. И тем не менее почти каждая мама, ребенок которой миновал возраст 9-10 месяцев, активно поднимает этот вопрос: как отучить малыша от и приучить его к горшку?

Когда приучать малыша к горшку

Современные ученые доказали, что мозг ребенка созревает до такого уровня, при котором он способен устойчиво контролировать процессы мочеиспускания и дефекации, лишь к 22-30 месяцам. Поэтому стремиться приучить малыша к горшку раньше этого возраста вообще не имеет никакого смысла. Таким образом на первые два года у вас есть два варианта: пользоваться подгузниками или постоянно стирать детские штанишки.

Эпизодически попадать в горшок может и новорожденный малыш, если вы его точно и вовремя прицелили. Но это еще не повод хвастаться перед подружками и медиками, что ваш гениальный карапуз уже научился пользоваться горшком. Нет никакого резона добиваться от ребенка регулярных и сознательных «походов» на горшок прежде, чем ему исполнится 2-2,5 года и он будет в состоянии сознательно контролировать процесс справления нужды.

Таким образом вопрос «Когда начинать приучать малыша к горшку» сводится к вопросу о вашем родительском здравомыслии: вы можете начать высаживать ребенка на горшок в 2 месяца и старательно приучать его справлять туда нужду «на регулярной основе» ближайшие пару лет.

При этом вы почти гарантированно столкнетесь с ситуациями, при которых ваш карапуз будет то впадать в истерику при виде горшка, то наоборот - играть с ним, как со стульчиком, или же упрямо сидеть на нем часами без результата, а потом мгновенно «делать» в штаны, едва только вы его с этого горшка снимите...

Все эти ситуации, которые так сильно всегда тревожат родителей, возникают лишь потому, что малыш еще не готов осознанно воспринять назначение горшка, а также контролировать сами процессы писания и какания.

С другой стороны, вы можете начать приучать в 20 месяцев, когда ребенок уже отчетливо понимает, что от него требуется, и за пару месяцев, без нервов и истерик, полностью «подружить» между собой ребенка и горшок. Итак, сколько времени тратить на приучение к горшку - это ваше личное дело и ваш собственный выбор. Но не ждите от малыша реальных успехов, если ему еще не исполнилось 1,5-2 лет.

Самое удобное время, когда можно начинать приучать ребенка к горшку, это - лето после того, как малышу исполнилось 18-20 месяцев.

Признаки, когда уже пора

Опрометчиво ориентироваться только на возраст, понимая тот факт, что все детки развиваются индивидуально. Существует несколько признаков, которые подскажут любой маме, что ее малыш уже готов обучаться «горшочной» науке:

  • Кишечник ребенка опорожняется более-менее регулярно и «по часам».
  • Ребенок способен в течение 2 - 2,5 часов ни разу не написать в подгузник.
  • Малыш уже знает части тела и элементы одежды. Не обязательно он должен уметь их называть, но показывать по вашей просьбе - должен уверенно.
  • Ребенок «рвется» самостоятельно одеваться и раздеваться.
  • Ребенок понимает значение слов «писать», «какать».
  • В случае «оказии» - если ребенок «напрудил» или даже «наделал» в штаны - он выражает негативные эмоции от своего пребывания в мокром или грязном виде. Иными словами - малыш должен осознавать дискомфорт.
  • Самое главное - малыш должен уметь демонстрировать свое желание сходить по нужде. Пока он не умеет этого делать, любые попытки приучить его к горшку будут тщетными.

Как приучить ребенка к горшку: без проблем!

По большому счету, это тема чрезвычайно усложнена и «раздута» самими родителями. В прежние годы, возможно, и была такая надобность - как можно быстрее приучить малыша справлять нужду в горшок, пока он не испортил всю одежду и не запачкал всю квартиру. Но в наши дни, благодаря существованию подгузников и стиральных машин, этой проблемы не существует вовсе.

Тот факт, что ношение подгузников ни коим образом не влияет на то, как быстро ребенок приучается в будущем пользоваться горшком, давно уже доказан и очевиден. Поэтому подавляющее число педиатров единодушно во мнении, что родителям не стоит морочить себе голову, стремясь подружить ребенка с горшком раньше времени. Не мучайте себя, не мучайте дитё - одевайте подгузники и проводите время с радостью.

Когда ваш ребенок созреет по возрасту до «туалетной науки» (не раньше возраста 18 месяцев), вы можете начать сажать его время от времени на горшок - особенно с утра или после прогулок. И пока он сидит, спокойно и весело объясняйте ему, что вообще должно произойти, зачем его усадили и чего от него ждут.

Коли получится - обязательно похвалите, не получится спустя 5-7 минут, оденьте в подгузник, поцелуйте и отпустите играть.

Ни в коем случае вы не должны выказывать недовольства, раздражения, злости или гнева по отношению к малышу, который не хочет, или не может пока еще сходить на горшок. Иначе ваша семейная «туалетная эпопея» рискует сильно затянуться...

По образу и подобию

Представьте себе, что перед вами стоит задача научить ребенка собирать пирамидку из колечек. Что вы интуитивно сделаете? Скорее всего - первые раз 10-15 вы сами соберете пирамидку на глазах у своего карапуза, терпеливо проговаривая для него, пока он наблюдает за вами: «Это синее колечко, его кладем первым - потому что оно самое большое... затем желтое колечко..., а на самый верх - самое маленькое колечко...». Когда чему-то учишь ребенка (да и человека вообще), нет способа лучше - чем наглядный личный пример.

Но в случае с приучением к горшку наглядные примеры с вашей стороны, мягко говоря, не слишком-то уместны. Ведь в современном обществе справедливо не принято, чтобы родители справляли нужду на глазах у детей. В этой ситуации вас выручат - другие дети! Когда ребенок видит, как его чуть старшие брат или сестра пользуется горшком, или в яслях наблюдает, как все детки дружно совершают этот «ритуал» - он перенимает этот навык совершенно естественным образом и практически мгновенно.

Он просто повторяет то, что делают другие ребятишки - для ребенка это самый простой и понятный способ коммуникации с окружающим миром. Именно поэтому, например, в многодетных семьях никогда не стоит вопрос, как научить младшего ребенка пользоваться горшком - он учится сам, глядя на остальных.

Доктор Е.О. Комаровский: «Даже если ребенка вообще никак специально не приучать ходить на горшок, он практически самостоятельно адаптируется к нему в возрасте максимум 4-5 лет. Достаточно, чтобы этот горшок просто был у вас в доме. И чтобы малыш хотя бы пару недель посещал детский сад, где его сверстники будут для него постоянным наглядным примером.»

В том, когда именно малыш адаптируется к горшку, нет ровным счетом никакой проблемы. Он научится обязательно - это факт. И чем морочить себе голову нелепыми вопросами - Как приучить к горшку? Когда начать приучать? Что делать, если он «ненавидит» свой горшок? - просто «отложите» эту проблему в сторону и займитесь с малышом более приятными и полезными занятиями: , отправляйтесь на прогулку и т.п. Все придет в свое время, и умение пользоваться горшком - в том числе.