Проект идеальный детский сад разработан. Идеи свободного воспитания детей в «Идеальном детском саду» К.Н. Вентцеля. Принципы организации воспитательно-образовательной работы. Экскурсии в музеи

Вновь в рамках сайта прошел круглый стол обмена мнениями. На этот раз была затронута тема воспитания, вернее, ее начальная точка – детский сад.
Участникам беседы предложили ответить на совсем непростой вопрос: «Что такое детский сад, и что нужно, чтобы наши детские сады были идеальные?». Но благодаря тому, что каждый из говоривших совершенно искренне, из глубины души делился своим опытом, взглядами, и несмотря на то, что мы все были из разных стран, образовалась особая атмосфера доверия, единодушия, взаимопонимания, взаимовключения и объединения мнений.
И что самое интересное, оказалось, что у нас на все вопросы были практически общие, единые ответы. Я же попытаюсь кратко изложить их в последовательности беседы.

Итак, :
— место, где ребенку дают возможность быть самим собой, принимают его таким, какой он есть, учитывая его желания. Помогают, направляют ребенка в его становлении, где развивают креативность, позволяют выбрать гибкий режим посещения;
— место, где желания всех (детей, воспитателей и родителей) соединяются в одно – сделать ребенка счастливым и помочь ему стать большим во всем: в развитии своих хороших, позитивных качествах и в умении справляться с негативными. Место, где воспитатели и родители работают вместе, в одном направлении, помогая ребенку расти в радости, где создается атмосфера добра, заботы и тепла.
— место, где заботятся о результатах своей работы, вкладывая все силы в ее реализацию. Видят, как прорастают зерна усилий и труда, и это делает счастливыми всех. Место, где учат личным примером, показывая свою целеустремленность, создавая хорошее окружение;
— место, где главный акцент делается на создание и сохранение хорошей окружающей среды, в которой ребенок чувствовал бы себя уникальной и важной частичкой того общества, куда он попал – общества других детей и воспитателей;
— место, где обязательно выявлялись бы добрые наклонности ребенка, где искали бы пути следования этим наклонностям и развивали их. Место, где ценилось бы доброе отношение воспитателей к ребенку, где вопрос о воспитании является основной важностью, ценностью, который стоит поднимать на уровень государства.
Так , который так кардинально отличается от привычного стереотипного детсада советской системы, когда среди людей бытовала шутка: «Садик – это камера хранения ребенка на время, пока родители на работе»?
В идеальном садике, создать который мы все стремимся, детей учат:
— социальным навыкам, общению со сверстниками и взрослыми, умению решать конфликтные ситуации, формулировать и отстаивать свое мнение, чувствовать себя личностью, творить своими руками;
— взаимодействовать с другими, уметь уравновесить друг друга, строить добрые отношения друг с другом,
— умению любить, чувствовать другого;
— взаимопониманию, взаимоуважению, ощущению того, что все окружающие его – это его семья,
— обучению строить по этой схеме отношения друг с другом, как между членами семьи, умению пойти друг другу навстречу, предлагая свою помощь, решать проблемы другого, как свои, активно включаться в боль, страдания другого, налаживать связь между всеми, как в едином организме;
— устанавливать хороший, глубокий контакт друг с другом, видеть глубже, ощущать свое общество, как единый организм.
Все эти слова звучат очень зажигающе, обнадеживающе, но как же научиться самим и научить всему этому детей? Есть ли какая-либо методика? Вот, что предлагают наши участники:
— создавать рамки, в которых ребенок может раскрыться, чтобы проявить свои способности, предлагать детям самим разбирать конфликтные ситуации и находить решение;
— личный пример взрослых, взаимообучение, взаимовключение «дети-воспитатели», видеть в ребенке равного, учить ребенка не делать другому так, как не хотел бы, чтобы сделали тебе. Показывать, как устроен мир на примерах взаимосвязей между нами из Природы, больше показывать клипов об этом, опытов, приближать детей к Природе. Развивать доверие между детьми и воспитателями;
— учиться делать все вместе, рассматривать каждую ситуацию отдельно, очень внимательно выслушивать детей, поскольку именно они могут дать очень интересные решения, учить «исправлять» содеянное (ударил – теперь будь добр, стань доктором, вылечи), использовать ролевые игры, когда дети проигрывают различные, учатся на примере таких игр проходить смены разных состояний, давать отдельные игры на смены состояний: активные-пассивные;
— минимальное вмешательство со стороны взрослых, предоставление детям возможности решить ситуацию самим.
Ну, а как быть с наказаниями? Мнение участников: их быть не должно в принципе, вместо них использовать объяснение, анализ ситуации, возможность разобраться в случившемся.
На такие блиц-вопросы, как «должны ли группы детей быть разновозрастными, нужно ли воспитывать упорство, целеустремленность?» все единодушно согласились «Да!».
Круглый стол подходит к концу, что пожелать всем родителям, воспитателям, всему человечеству? Давайте вместе заботиться о нашем будущем, о нашей надежде, давайте думать не только о зарплате, но и о детях!
И может быть мы сможем провести еще не одну подобную встречу, пригласив на нее воспитателей, общественных деятелей, людей, заинтересованных в воспитании здорового, нового, счастливого поколения. Тогда уже мы точно сможем !
Нам осталось объединить наши усилия вместе, действовать как одна большая семья, чтобы добиться успеха и стать счастливыми, увидев счастливыми всех детей в мире!

  • E-mail
  • Как мы представляем идеальный детский сад будущего

    Лозунг «Все лучшее детям!» воплощен в жизнь. Детский сад – светлый, просторный, удобный, современный дом-дворец для детей, где каждый ребенок понят, принят, любим окружающими взрослыми. В здании установлена система «Умный дом», которая сама выбирает наилучший микроклимат нахождения детей. На крыше - солнечные батареи и ветряные мельницы для экологических источников энергии. При подъезде к детскому саду оборудованы: подземная парковка для родителей, тротуарные дорожки для пешеходов, современное освещение. У дошкольного учреждения свой большой удобный автобус, на котором можно передвигаться с детьми по городу и области. На крыше детского сада находится минипланетарий с телескопом, лабораторией и огромным 3D экраном.

    К каждой возрастной группе пристроена прогулочная веранда с подсветкой, которая имеет систему трансформенных окон, закрывающихся на холодный период. Веранда оборудована как большой зимний сад, где находятся: солярий, уголок зимнего леса, террариум с пресмыкающимися и пресноводными, декоративные фонтаны, фитобар, удобные плетёные кресла, оборудованы мини-центры для исследовательской и элементарной трудовой деятельности. На территории детского сада имеется дендропарк, мини – зоопарк с детёнышами домашних животных, создан интересный ландшафт: цветники, альпийские горки, искусственные ручьи и водопады, песочные дворики, оздоровительные тропы; для детских забав и развития имеется большое количество игровых площадок.

    В ДОУ создана современная здоровьесберегающая среда : физкультурный и тренажерный залы, батутная комната, бассейн, детский боулинг, кабинет ЛФК, медицинский и массажный кабинеты. На территории ДОУ находятся: спортивный стадион, велосипедная дорожка, оборудование для спортивных игр детей (футбол, баскетбол, настольный теннис, городки и др.), крытый каток; оборудован современный уголок ПДД с работающими светофорами, пешеходными переходами, мостами, тоннелями и детским автопарком. В ДОУ работает система детских кафе, где дети и родители с диетологом и педиатром имеют возможность выбрать себе меню по состоянию здоровья и вкусовым пристрастиям.

    Групповые помещения имеют большую площадь, при их разработке учтены интересы мальчиков и девочек, оснащены современным развивающим оборудованием и игрушками из экологически чистых материалов, игровые зоны имеют разноуровневые подиумы, современно оснащены все центры развития. В ДОУ имеется большое количество дополнительных залов и помещений. В кабинете психолога – все для релаксации детей и персонала (свет и музыка, массажные кресла и уютное место для общения). Комната природы представляет собой 3D кинотеатр, в котором по замыслу воспитателя можно увидеть слона, кита или оказаться, к примеру, в джунглях, на берегу океана, услышать звуки и запахи природы. В детском саду функционируют: сенсорная комната, игротека, киностудия и кинозал, галерея детского творчества, театральная мастерская…..

    Детям, живущим в этом детском саду, предоставлена свобода выбора детской деятельности, партнера, атрибута, в играх, на занятиях, в нравственных поступках. Количество детей в ДОУ – в норме. При входе в детский сад висит большой дисплей, на котором отражены все группы и дополнительные помещения, а так же расписание занятий, игр и системы дополнительного образования на день и неделю вперед. Ребенок вместе с родителями выбирает вид деятельности, которому он отдает предпочтение. Родители и представители окружающего социума являются полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса, благодаря чему создается единое социокультурное образовательное пространство. В семейной гостиной объединяются родители и дети, которые вместе творят, проводят оздоровительные досуги, смотрят и обсуждают кинофильмы и подводят итоги прожитого дня, недели, месяца. Детский сад работает как открытая самоорганизующаяся система.

    С детьми работает команда единомышленников, счастливых людей, которые формируют доброжелательный психологический климат вокруг ребенка. Взрослый – играющий, заинтересованный партнер. Он использует современные образовательные технологии, в том числе и технологии эффективного общения. Профессия педагога становится престижной. В основе деятельности лежит любовь к профессии и детям. Педагог получает достойную заработную плату.

    Детский сад будущего – конкурентноспособное учреждение. В нём созданы условия для развития инновационных процессов, ведётся мониторинг потребности населения в образовательных услугах, создан привлекательный имидж. Деятельность дошкольного учреждения ориентирована на духовно – нравственное воспитание всех участников образовательного процесса, в нём созданы условия для формирования целостной личности ребёнка, способной занять индивидуальное место в мире и самореализоваться в будущем как зрелая личность.

    Мой выбор, профессии воспитателя, заключается прежде всего в ощущение вечного детства и молодости, возможности постоянно находится в мире сказки, фантазии, добра и любви. А самое главное ты всегда находишься рядом с детьми. Наблюдая за ними ощущаешь как они ждут тебя, копируют твою походку и речь, надеются на помощь и совет. И хоть эти дети не являются родственниками, но про них начинаешь

    говорить «мои дети». Я - воспитатель. Я первый учитель после мамы, который встретил на жизненном пути малышей. И если я настоящий воспитатель, значит у меня в душе существует любовь к детям, гордость за их уникальность и фантазии, желание видеть, удивляться и понимать их.

    Что Вы считаете своим высшим достижением в работе с детьми .

    Высшее достижение в работе с детьми - это когда я стала неотъемлемой частью ребёнка, его детского загадочного таинственного мира, который полон любви, нежности, тепла и заботы, его мыслями, счастливыми глазами, воздухом, теплом и холодком, удачами и неудачами. Достижение в работе с детьми - это каждый шаг. Встретил меня малыш и поздоровался, показал свои умения, улыбнулся щедрой человеческой улыбкой,

    даже немного, по-доброму, пошалил - это уже много значит для меня. Всё это помогает мне верить, что жизнь прекрасна и удивительна, а достижения с моими потрясающими дошкольниками продолжаются.

    Ваши основные принципы работы с детьми.

    Отвечая на этот не сложный для воспитателя вопрос, конечно же сразу можно открыть интернет и умно списать ответы принципов в работе с детьми -это «нормативность», "системности коррекционных, профилактических и развивающих задач","соответствия диагностики и коррекции" и т.д. Всё это конечно верно. Но внутренний смысл всех принципов это нахождение уникального пути развития каждой личности, будь она самой крохотной; это предупреждение трудностей

    развития ребёнка и обогащение его детской необходимо - жизненной позицией; это эффективное многообразие методов и приёмов для детской личности, для формирования у него самостоятельности, инициативности, ответственности, произвольности, самооценки, но и такие как: социальная компетентность, самосознание, правосознание, формирование ценностного отношения к самому себе.

    Как, на Ваш взгляд, дошкольная образовательная организация может решать проблему нехватки детских садов в районе?

    Роль детских садов в нашем современном обществе проста и понятна. Ребенок ходит в детский сад — родители работают, двигают экономику вперед с ее задачами по модернизации и инновациям, планируют очередные пополнения в семье. Нет детских садов — нет экономики, нет пополнениям в семьях.

    Наше МДОУ предлагает решить проблему нехватки детских садов с помощью вариативных форм дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет:

    группа кратковременного пребывания;

    центр игровой поддержки ребенка;

    консультативный пункт;

    служба ранней помощи;

    лекотека;

    семейный детский сад.

    И самое главное, для решения этой проблемы, должна быть наша инициатива и желание, понимание и поддержка других.

    Как Вы представляете идеальный детский сад будущего?

    Обычно говорят, что детский сад - второй дом. Идеальный детский сад Будущего должен стать домом не только для ребёнка, но и для его семьи. Где можно показать родителям, что любовь к детям можно выражать по-разному: вместе общаться, играть, слушать музыку, спорить и побеждать, творить и фантазировать. Детский сад Будущего - это дом положительных эмоций, улыбок и радости, где каждый ребёнок осознаёт себя личностью и умеет радоваться, не только своим, о и чужим достижениям. Детский сад Будущего

    должен быть счастливым и в нём работать счастливые люди. Он должен быть современным и доступным для всех, будь то дети одарённые, или одинокие, с речевыми нарушениями или инвалиды. Мы взрослые, родители, педагоги должны суметь построить это Будущее. В наших руках - ростки этого будущего.

    Мой подход к работе с детьми.

    В последнее время в дошкольной педагогике много создано новых программ, методик, разработаны развивающие технологии. Но никакая самая лучшая программа, никакая методика, никакая наисовременнейшая технология не будут работать и не дадут результатов, если не будет главного звена — современного профессионального воспитателя. Я нашла подходы, методы и формы организации работы с детьми: инновационные, педагогические, здоровье сберегающие, интерактивные, игровые и информационно-коммуникативные, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребёнка.

    Теория свободного воспитания предполагает детский сад на новых началах - идеальный детский сад, проект которого разработал К.Н. Вентцель.

    Принцип: ребенок и воспитатель должны иметь значение как две равноправные единицы. Роль педагога - косвенное содействие развитию ребенка.

    В идеальном детском саду Вентцеля предусматривалось решение задач умственного, нравственного, физического, эстетического воспитания, т.е. задачи гармонического развития личности. Метод освобождения в ребенке творческих сил, пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества. Научные знания детям давались через наглядные пособия, которые они изготавливали сами. Большое место выделялось игре, т.к. в этой деятельности воспитатель может видеть развитие ребенка.

    Не предполагалось четкой структурированной программы воспитания и обучения детей, но воспитатели должны иметь намеченный цикл знаний, который исходит из индивидуальных потребностей и интересов детей, а также иметь планы занятий. Идеальный детский сад должен иметь свой бюджет.

    Учился в Технологическом институте (1875-76) и Петербургском университете (1876-77). С 1880 участник революционного народнического движения (в 1885 арестован в Воронеже, выслан). С 1891 работал в статистическом отделении Московской городской управы. С 1919 жил в Воронеже. Преподавал в педагогическом техникуме и университете, был организатором и преподавателем Института народного образования. Пытался реализовать свои идеи в «Московском доме свободного воспитания» (1906-1909).С 1922 в Москве, на пенсии. Умер 10 марта 1947 г. в Москве.

    В 1917- 22 разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР

    В 20- 30 –е гг. создал новое направление - "космическую педагогику", высшая цель которой – воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной. Наиболее известный теоретик и пропагандист свободной школы и свободного воспитания. Основа его учения – свобода и уважение к личности ребенка

    Основные черты педагогики К.Н.Вентцеля:

     вера в творческие силы ребенка, в его внутреннее устремление к раскрытию своих сил;

     вера в то, что в раскрытии творческих сил ребенка всякое внешнее, даже самое благотворное влияние будет иметь тормозящее действие;

     освобождение ребенка от всякого внешнего воздействия;

     представление полного простора самодеятельности и инициативе ребенка (обращение к идеям Руссо о "радикальном добре" детской природы и о благотворном значении полной свободы в естественном цветении детской души).

    6.И.А.Сикорский «Об умственном нравственном развитии и воспитании детей». Какое влияние данные исследование оказывают на образовательный процесс в современном ДОУ

    Лариса Горбач
    Идеальный детский сад: как я его себе представляю

    Аннотация

    Статья посвящена образу идеального дошкольного учреждения. В статье отражены все необходимые ресурсы, по мнению автора, для создания идеального детского сада . Статья рассматривает все условия для успешного посещения дошкольниками детского сада , а также комфортных условий пребывания в нем.

    Ключевые слова : дошкольный возраст, идеальный детский сад , дошкольное учреждение, дошкольник.

    Preschool age, ideal kindergarten, preschool institution, preschooler.

    Дошкольный возраст – это тот возраст, когда дети только только оторвались немного от своих мам и стали учится самостоятельности. В этом возрасте большинство детей начинают ходить в детский сад и проводить там практически целый день. Что в свою очередь, делает дошкольные учреждения образования, вторым домом для детей.

    Идеальный детский сад , в моем понимании, это уют и душевное спокойствие. Что может сделать уютным дошкольное помещение – наличие всего необходимо для занятий, отдыха, игр.

    Комфортные условия труда и отдыха очень важны как детям, чтобы они чувствовали себя в детском саду , как дома, так и педагогическому коллективу, чтобы у него было все необходимое для проведения занятий.

    Остановимся немного поподробнее о помещениях и наличии оборудования.

    Помещение детского сада должно быть просторное, разделенное на зоны. Младший и ясельный блок, в одной стороне, средние и старшие блоки в другой. Пищеблок должен находиться удаленно, чтобы в саду не стоял постоянный запах еды. Спортивный зал, музыкальный и зал для ритмики, должны находиться в одной плоскости, тоже касается и кабинетов администрации, они должны находится возле самого входа, чтобы родителям было проще всего найти и при этом, они могли контролировать весь процесс работы в дошкольном учреждении.

    Спортивный зал должен быть оборудован всем необходимым современным инвентарем, покрытие пола должно быть не скользкое и безопасное для детей. У детей для проведения занятий должна быть одинаковая форма.

    Зал для музыкальных занятий, должен содержать небольшую импровизированную сцену, необходимый музыкальный инструмент и, конечно же, быть просторным, теплым и уютным.

    Зал для занятий по ритмике должен быть небольших размеров, но достаточно уютным. Он должен быть оборудован зеркалами, чтобы можно было хорошо видеть, то, что делает ребенок, следить за собой и исправлять ошибки, при необходимости. Самым главным в зале ритмики и спортивном зале, это безопасность, поэтому материалы для отделки залов, должны быть подобраны тщательно и являлись безопасными для детей.

    Пищеблок является не менее важной частью сада, поэтому должен соответствовать всем нормам и стандартам, должен быть оснащен всей необходимой современной техникой : холодильные камеры, кухонные плиты и шкафы, зоны для работы.

    Территория сада, а именно игровые площадки, также же являются важным элементом детского сада . Ведь дети проводят значительную часть времени на улице, на своих площадках, особенно в теплое время года. Каждая игровая площадка должна быть обеспеченна необходимыми принадлежностями для игр детей. Для младших групп – это песочницы, качели, небольшие игровые модули, к примеру, домик либо деревянный корабль. Более старшие группы должны иметь на своих площадках спортивные игровые модули, к примеру, турники, лестницы и т. д. Конечно же, безопасность детей превыше всего, поэтому игровые модули должны соответствовать возрасту детей и быть безопасными. Хотелось бы видеть на площадках детей не асфальтированное, а прорезиненное покрытие, в целях безопасности. В каждой песочнице хотелось бы видеть необходимые предметы для игр : формочки, лопатки и ведра.

    Группы для дошкольников – это то место, где они проводят большую часть своего времени, поэтому очень хочется, чтобы группы были снабжены всем необходимым и для игровой детальности детей, и для их развития.

    Во-первых, группа должна быть разделена на зоны. В большинстве случаев, группа имеет несколько помещений – это спальня, туалет и общая комната, где дети и играю, и занимаются. Так вот эту общую комнату необходимо зонировать. Зона для занятий должна располагаться возле окна и снабжена необходимым игровым и методическим инструментарием. Зона для игр, также должна иметь свои зоны. Если это игровая кухня, то она должна стоять отдельно и перед ней должно быть обеспечено игровое пространство, то же касается и прочих игровых модулей – парикмахерская, ремонтная мастерская и т. д. Зонирование удобно не только для игровых действий детей, но и для того, чтобы во время занятий игрушки не были у них на виду, и не отвлекали от занятий.

    В том числе, группы должны быть снабжены достаточно широким перечнем дидактических игр, в том числе и с наличием зоны для их проведения.

    В целях воспитания дошкольников, в группе должен быть живой уголок и уголок культуры того народа, где они проживают. Это необходимо для того, чтобы дети всегда помнили свою культуру и обычаи своего народа.

    Такие уголки помогают воспитывать в детях патриотизм и любовь к природе, учат ухаживать за растениями.

    Если учесть все эти требования, то мы получим идеальный детский сад . В который хочется приходить, но из которого не хочется уходить. В котором будет уютно и комфортно как дома, не только детям, но и сотрудникам детского сада .

    Список использованной литературы

    1. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика : [Текст] Учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - М.: Юрайт, 2013. - 510 c.

    Публикации по теме:

    Консультация «Как помочь ребенку подготовиться к поступлению в детский сад» Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно в ближайшее время, поскольку колебания родителей передаются детям. Необходимо.

    Вот и наступило лето – чудесная пора! Всё вокруг цветёт и сияет, и нам хочется тоже сделать что–нибудь необыкновенное, красивое и неповторимое.

    Детский сад и семья как единая социализация ребенка-дошкольника Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

    Уважаемые коллеги! Совсем недавно с детьми на занятии рисовали карандашом тему "Как я иду в детский сад" Эти рисунки я долго рассматривала.