Конспект составления рассказов на тему осень наступила. Обучение рассказыванию. Составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени. Сочинение на тему «Осенняя пора»

Гаврилова Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР -детский сад № 45 "Колосок"
Населённый пункт: г. о. Подольск, Московская область
Наименование материала: Конспект открытого занятия в средней группе. НОД по развитию речи.
Тема: Чтение стихов об осени. Составление рассказов - описаний игрушек.
Дата публикации: 22.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка -детский сад № 45 " Колосок"

КОНСПЕКТ

открытого занятия в средней группе.

НОД по развитию речи.

Составила: воспитатель Гаврилова Т.В.

г.о. Подольск, 2017г.

НОД по развитию речи

Тема: Чтение стихотворений об осени.

Составление рассказов - описаний игрушек.

Цель: развитие интереса к художественной литературе, приобщение детей к

восприятию поэтической речи.

Расширять представления детей о многообразии природных явлений,

устанавливать простейшие связи между ними.

Обобщить сведения об осени.

Учить внимательно слушать поэтическую речь.

Продолжать учить рассказывать об игрушке по плану.

Совершенствовать монологическую и диалогическую речь, учить активно

участвовать в беседе.

Формировать бережное отношение к игрушке.

Развивать память, образное мышление, внимание.

Воспитывать интерес к литературе и любовь природе.

Оборудование :

элементы осеннего пейзажа в группе

(иллюстрации,

листочки желтого, красного, оранжевого цветов) ; портреты А. Пушкина и

А. Плещеева, корзинки с овощами и фруктами, букет осенних цветов.

Методы и приемы.

1. Беседа.

2. Чтение стихотворений.

3. Наблюдение за явлениями природы.

4. Дидактическая игра "Опиши игрушку".

5 Прослушивание музыки.

6. Физкульминутка.

7. Исполнение песни.

Музыкальное сопровождение:

Джойс " Осенний сон".

П.И. Чайковский "Осенняя песня".

организованной образовательной деятельности.

Организационный момент (дети сидят перед доской).

На столе у воспитателя осенний букет. На доске висят крупные, красочные

иллюстрации.

Воспитатель (беседа по вопросам) Здравствуйте ребята! Сегодня мы

поговорим об осени, почитаем и послушаем стихи. Дети, давайте посмотрим

в окно. Ранняя осень миновала

и заканчивается второй осенний месяц -

ноябрь. Изменилась погода, большие изменения происходят в природе.

Давайте сравним лето и осень.

Как изменилась температура осенью?

Дети: Стало прохладно.

Воспитатель. А как было летом?

Дети . Было жарко.

Воспитатель. А почему было жарко? От чего это зависит?

Дети: Согревало солнышко.

Воспитатель Каким стало небо?

Дети : Хмурым и серым,

Воспитатель А каким было летом?

Дети. Летом было голубым.

Воспитатель Каким стал ветер?

Дети : Холодным.

Воспитатель . Как изменилось настроение людей?

Дети : Стало грустно.

Воспитатель. Вместе с теми в стихах об осени изменилось настроение.

(воспитатель читает стихотворения А Пушкина " Уж небо осенью дышало..."

(отрывок из романа "Евгений Онегин"). Тихо звучит музыка.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на полях туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель. Какое настроение присутствует в этом стихотворении?

Дети . Грустное.

Воспитатель. Дети, а вы знаете стихи об осени?

Дети . Да.

Дети выходят по-одному и читают стихи.

А. Плещеев "Осень наступила"

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет

Дождик моросит....

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Е. Благинина «Осень спросим».

Здравствуй осень, здравствуй осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

«Что в подарок принесла?

Ты и яблок, ты и мёду,

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок принесла?»

Воспитатель. Молодцы!

Физкультминутка. " Моя семья". (дети загибают пальчики).

Этот пальчик-папа,

Этот пальчик-мама.

Этот пальчик- бабушка.

Этот пальчик- дедушка.

Этот пальчик- я.

Вся моя семья!

Воспитатель. Ребята, скажите, почему осень называют "золотой"?

Дети . На земле много желтых листьев.

Воспитатель. А как называется природное явление, когда падают листья?

Дети . Листопад.

Звучит песня в исполнении детей (П.И. Чайковский "Осенняя песня").

Воспитатель. Но осень - это не только хмурые дни и грустное настроение.

Осень - это и время сбора урожая овощей и фруктов. Осенью мы запасаемся

витаминами. Посмотрите, что же осень нам принесла?

(Воспитатель обращает внимание на корзину с фруктами и овощами)

Что у меня стоит на столе?

Дети. Корзина с овощами и фруктами.

Воспитатель. Назовите, какие вы видите овощи?

Дети. Помидоры, огурцы, перец, лук.

Воспитатель. Назовите, какие вы видитефрукты?

Дети. Виноград, яблоко, грушу

Воспитатель. Какой формы помидор и капуста?

Дети. Круглой.

Воспитатель. А огурец?

Дети. Продолговатый и длинный.

Воспитатель. Из какого материала сделаны игрушки?

Дети. Из пластмассы.

Воспитатель. В каких играх можем мы использовать эти игрушки?

Дети. "Дом", "Столовая" , " Магазин".

Воспитатель . Итак, мы с вами описали игрушки, которые лежат у меня на

столе. А теперь кто-нибудь из вас хочет описать свою игрушку (обращает

внимание на игрушки, которые стоят на столах у детей).

Описывают свою игрушку 2 человека.

Воспитатель. Молодцы!

Воспитатель. Молодцы!Итак, наши игрушки узнали о себе много нового.

Завершая разговор об осени, нужно ещё добавить, что ещё она радует нас

красивыми цветами. Посмотрите на букет, в нём последние осенние цветы.

Послушайте стихотворение о цветах.

Воспитатель читает стихотворение «Осенние цветы».

Осень последними красками

Разукрасила наши цветы.

Вот георгины красные,

А вот жёлтые ноготки.

Вспыхнули солнцем настурции

Бархатцы пахнут свежо,

Астры горят всеми красками,

Осень, как же с тобой хорошо!

Воспитатель предлагает детям подарить цветы гостям. Дети дарят цветы

присутствующим гостям.

Рефлексия.

- Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?

Каким красивым словом называют осень?

Понравились вам новые стихи об осени? А музыка?

Воспитатель благодарит всех детей за участие в занятии.

Список литературы.

1.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.:"Мозаика-Синтез", 2017.

2. Хрестоматия по литературе для средней группы.

Занятие 5. Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».
Чтение стихотворений о ранней осени
Цель. Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.
Предварительная работа. Начиная с первых чисел сентября педагог организует целевые прогулки на природу, отыскивая с детьми приметы осени. Тем, кто любит рисовать, предлагает изобразить в специальном альбоме наиболее интересные моменты. (Например, однажды на прогулке поднялся сильный ветер и заморосил дождь. Большой мокрый кленовый лист опустился на Олину голову и прикрыл ее как зонтиком. Долго искали, куда спрятались жуки, и нашли одного в ямке, другого под корой березового чурбачка. Потеплело, и в групповую комнату залетела бабочка. Привезли солить несколько мешков капусты. Ходили на кухню смотреть, как специальная машина шинкует капусту.
Убедились в том, что шинковать капусту вручную тяжело и долго, – машина это делает в несколько раз быстрее.)
Ход занятия
Воспитатель напоминает, что сентябрь – первый месяц осени.
«Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным, – сообщает педагог. – Что такое коллективный рассказ? А содержательный рассказ?
Прежде всего обозначим план рассказа. Во-первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменениях в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.
Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках».
Педагог выслушивает ответы детей, следит за их речью, исправляет ошибки, предлагает подумать, как можно иначе (точнее) сказать о том или ином событии (явлении). Затем обобщает сказанное в коротком емком рассказе.
«Теперь припомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки», – продолжает разговор воспитатель и выслушивает всех желающих. Хвалит детей, сумевших интересно рассказать о том или ином явлении.
Воспитатель просит ребенка обобщить услышанное и подсказывает начало рассказа, например:
«Ранняя осень – красивое время года». Затем интересуется, нет ли желающих рассказать о красоте осени подробнее.
«Давайте заглянем в сады и огороды и расскажем о том, что делают люди, как они одеты», – предлагает педагог. Выслушивает ответы детей , просит кого-нибудь обобщить услышанное и составить рассказ.
Педагог интересуется у ребят, получился ли, по их мнению, коллективный рассказ о ранней осени, и чему они учились на сегодняшнем занятии.
Завершая занятие, воспитатель читает детям любое стихотворение об осени, а позже, вне занятий (в помещении, на участке) – другие поэтические произведения.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. К. Толстой
Занятие 6. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»
Цель. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении).
Ход занятия
«Помните, когда мы с вами искали приметы осени, я читала вам строчки стихотворения Ивана
Алексеевича Белоусова „Осень“», – начинает занятие педагог.
Напоминает первое четверостишие:
Садик мой веселый,
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Изменился ты!
Педагог уточняет: «Садик был… (веселый) . Почему садик был веселый? (Цвели цветы.) Кто изменил веселый садик(Осенний дождь.)
Повторяет четверостишие и просит 2–3 детей прочитать его. Воспитатель предлагает ребятам подумать, почему, читая последние две строчки, он делает акцент на слове изменился . (Совсем другой
садик увидел поэт и удивился.)
Педагог повторяет четверостишие, присоединяя к нему два последующих:
Ветер злой, холодный
Листья оборвал,
По дорожкам грязным
Все их разбросал.
Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди – весна вернется,
Зацветешь опять!
Воспитатель уточняет: «Ветер какой? (Ветер злой, холодный.) Листья (оборвал) , по дорожкам… (грязным) все их… (разбросал) ».
Педагог повторяет второе четверостишие. Дети очень тихо проговаривают стихотворные строчки вместе с воспитателем. Затем 2–3 ребенка самостоятельно читают четверостишие.
Педагог читает первые два четверостишия и присоединяет к ним третье. Просит двух-трех детей проговорить первые две строчки, сохраняя вопросительную интонацию. Воспитатель оценивает декламацию , отмечает, у кого из детей она получилась интереснее и правильнее (точнее). Просит ребенка повторить вопрос автора, обращенный к садику.
«А вот последние строчки стихотворения – утвердительные, – говорит педагог. – Все закончится хорошо. Весна вернется и садик зацветет опять».
Воспитатель рассказывает о том, что одно и то же слово в стихотворении можно прочитать по-разному и тогда стихотворные строчки будут восприниматься иначе. Произносит слово жди сначала громче обычного и с утвердительной интонацией («Жди»), потом – нараспев с утешительной интонацией.
(«Жди-и-и».)
Дети упражняются в выразительном чтении последнего четверостишия.
Педагог сообщает автора и название стихотворения, делает паузу и читает произведение еще раз.
Воспитатель повторяет стихотворение. Дети без голоса читают вместе с ним (упражнение на запоминание и артикуляцию). В последующие дни педагог повторяет стихотворение, оживляя его в памяти детей.
Занятие 7. Рассматривание сюжетной картины «Осенний
день» и составление рассказов по ней
Цель. Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.
Ход занятия
Воспитатель говорит детям, что сегодня покажет им новую картину. Ставит картину «Осенний день»
(из серии «Четыре времени года» О. Соловьевой (М.: Просвещение)) на мольберт, дает ребятам возможность рассмотреть ее. (Дети должны сидеть поближе к картине.) Интересуется, все ли понятно, и, если возникают вопросы, отвечает на них.
«Как бы вы назвали эту картину? – спрашивает воспитатель и выслушивает ответы детей. – Какое время года и время суток изобразил художник? Как об этом сказать одной фразой? Верно, художник

изобразил осенний день и точно так же назвал эту картину – „Осенний день”. Но как вы догадались, что на картине день?(На улице светло. Дети возвращаются из школы. Бабушка гуляет с внуком.)
А почему вы решили, что день осенний? (Листья на деревьях пожелтели, покраснели, опадают.
Дети возвращаются из школы. На прилавках овощной палатки – дары осени.)
Какой осенний день на этой картине? (Теплый, солнечный.)
В теплый солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это отображено на картине? (Синее небо и
яркие желтые кроны деревьев. Желтые и синие цвета радуют глаз.) В погожий осенний день трудно усидеть дома – тянет на улицу! Не спеша идут школьники. Мама встретила первоклассника . У нее на поводке собачка. С собачки не спускает глаз мальчик-дошкольник. Он стоит около прилавка с овощами, ждет бабушку.
Мы с вами рассмотрели картину, а теперь будем учиться составлять интересные рассказы по ней, – завершает педагог эту часть занятия. – Очень важно начать рассказ с предложения , отражающего суть картины (чему она посвящена). Пофантазируем?»
Воспитатель выслушивает ответы детей, помогая им найти удачное начало рассказа. Далее напоминает, что в прошлом году дети учились составлять план рассказа, мысленно разбив картину на законченные части.
«Итак, кто о чем будет рассказывать и в какой последовательности?» – спрашивает педагог. Он одобряет ответы с краткими названиями пунктов плана. Затем подводит итог: «Мы решили, что начать рассказ можно так: „Стоял теплый осенний день (теплый сентябрьский день)“ или: „Художник назвал свою картину „Хороший (теплый) осенний день“. Далее мы будем рассказывать об осенней природе
(выслушивает ответы, задает уточняющие вопросы). Теперь переходим к раскрытию второго пункта плана – о людях на улице». (Корректирует ответы детей.)
В заключение воспитатель дает свой образец рассказа:«На дворе теплый день. Чистое синее небо и легкое кружево золотистой листвы радуют глаз.
На улице много людей. Возвращаются из школы дети. Одного из мальчиков встретила мама. У нее на поводке собака. На собаку загляделся малыш. Он стоит около прилавка с овощами и ждет бабушку.
Бабушка покупает овощи и разговаривает с продавцом. Обе женщины улыбаются, радуясь хорошему дню».
Примечание. Педагог оставляет картину в группе и в удобное для себя время проводит индивидуальную работу с детьми: просит 2–3 человек составить рассказ по картине. Это позволяет воспитателю получить представление о том, поняли ли дети, для чего нужен план рассказа, и насколько богат их словарь.
Занятие 8. Веселые рассказы Н. Носова
Цель. Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.
Предварительная работа. Желательно положить в уголок книги – иллюстрированные издания произведений Н. Носова.
Ход занятия
«Вы любите веселые рассказы? – начинает беседу педагог. – Помните какие-нибудь из них?
(Выслушивает ответы.) А я очень люблю рассказы Николая Носова. Это он про Незнайку и его друзей рассказал, и про затейников, Валю и Петю, тоже, и про Бобкину заплатку на штанах, и про то, как Валя и Петя ступеньки считали.
Сегодня я вам сразу два рассказа Николая Носова прочитаю: „Затейники“ и „Живая шляпа“».
Воспитатель читает рассказы. Затем выясняет, кому какой рассказ понравился.
«А какой отрывок из рассказа „Живая шляпа“ вы хотите услышать еще раз?» – интересуется педагог и зачитывает текст.
Педагог напоминает детям фамилию автора веселых рассказов.
Октябрь
Занятие 1. Лексические упражнения. Чтение
стихотворения С. Маршака «Пудель»
Цель. Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем.
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям о том, что во время игры «Что получится, то и получится» у них не всегда хватало слов, чтобы получилась веселая небылица.
«Значит, надо пополнить словарный запас», – говорит педагог и просит детей вспомнить названия предметов, отвечающих на вопрос: «Что?»
Педагог объясняет детям, что вопрос «что?» можно задавать только в отношении неживых предметов , не говорящих, не издающих звуки. («Дерево растет, цветет, но его принято относить к неживым предметам».)
«Итак, мы отправились путешествовать и проходим луг, речку, небольшое болото. Что вы увидели? – спрашивает педагог. (Выслушивает и корректирует ответы.) – А теперь оказались в лесу. Что вокруг вас?
Есть слова, и их очень много, к которым подходит вопрос „какой?“ Синий, холодный, веселый, дремучий. Какие слова вы можете назвать?»

Завершая эту часть занятия, педагог отмечает успехи детей и предлагает им послушать стихотворение
С. Маршака «Пудель». Предварительно он уточняет «Кого принято называть поэтом? Кто такой пудель ? Пудель – это „кто“ или „что“?»
После чтения стихотворения педагог дает детям возможность обменяться впечатлениями. Затем выясняет, понравилось ли им произведение и что это – быль или небылица.
«За что, по вашему мнению, пуделю послали плетку и ошейник? – спрашивает воспитатель. – И справедливо ли это по отношению к такому умному, трудолюбивому, озорному псу? Кто услышал слова, отвечающие на вопрос „какой?“
В этом отрывке есть еще целых три необычно красивых слова:
И был у старушки
Породистый пес:
Косматые ушки
И стриженый нос».
Если останется время, воспитатель может уточнить, как дети понимают словапородистый, косматый .
Примечание. Желательно в этот день устроить в книжном уголке выставку произведений С. Маршака
(знакомых детям и новых).
Можно предложить 2–3 ребятам сходить в методический кабинет (по договоренности со взрослыми) и попросить иллюстрированные издания произведений С. Маршака. Затем следует выяснить у ребят, кому какой рисунок понравился и почему; показать детям, как оформлена книга в целом.
Занятие 2. Учимся вежливости
Цель. Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.
Ход занятия
Педагог выясняет у детей, какую возрастную группу они посещают, какие еще группы есть в детском саду.
«Старшие дошкольники – пример для малышей! – говорит воспитатель. – И нам пора учиться вежливости.
Представьте себе, что я послала кого-то из вас к воспитателю младшей группы с поручением: „Сходи и попроси у Анны Ивановны цветные мелки“.
И вот вы входите в комнату. Дети завтракают, воспитатель занят. Он смотрит, аккуратно ли малыши едят , правильно ли держат ложки. Представили?
А сейчас попробуем представить, что наша группа – младшая, а Дима пришел к нам за мелками».
«Здравствуйте», – говорит мальчик и замолкает.
«А как в этом случае будешь вести себя ты, Настя? А ты, Юра? – спрашивает педагог. – Видите, как непросто все оказалось. Каждый из вас по-разному вел себя „у малышей“. И, пожалуй, правильнее других держался Юра.
А поступить следовало вот как. Вы вошли в группу. Кого сначала следует поприветствовать?
Правильно, воспитателя и няню: „Добрый день, Анна Ивановна! Добрый день, Ольга Викторовна!“
Затем надо поприветствовать детей: „Доброе утро, малыши! Приятного аппетита!“ Только после этого можно обратиться к воспитателю с просьбой: „Анна Ивановна! Дайте нам, пожалуйста, цветные мелки“.
В заключение надо сказать: „Спасибо! До свидания!“».
– Всем все понятно? – спрашивает педагог. – Теперь предположим, что я послала вас к соседям не утром, а вечером, и не к малышам, а в подготовительную к школе группу (упражнение повторяется еще два раза).
А сейчас представьте себе, что я не ваш воспитатель, а гость. Вот я вхожу в комнату и говорю: „Добрый день, дети! Это старшая группа? Я бы хотела видеть вашего воспитателя“».
Педагог выслушивает реплики детей. Хвалит ребенка, предложившего «гостье» стул. Объясняет, что тот, кто окажется ближе других к гостю, должен уступить ему свой стул или подать другой, стоящий рядом. При этом надо сказать: «Присядьте, пожалуйста. Наша Ольга Андреевна ненадолго вышла и сейчас вернется». Воспитатель просит повторить образец.
«Есть и еще одно очень важное правило, – продолжает воспитатель, – нельзя перебивать разговаривающих людей – взрослых, детей. Надо дождаться удобного момента, извиниться и изложить свою просьбу. Как лучше это сделать? Что надо сказать?
Сейчас мы с Митей будем что-то рассматривать и обсуждать, а Оля подойдет и пожалуется на ребенка, который мешает ей играть».
Оля (она подготовлена заранее), выждав, когда воспитатель заметит ее, обращается к педагогу и к
Мите: «Простите» (пауза).
Далее, глядя только на воспитателя, девочка говорит: «Ольга Андреевна, Володя мешает мне играть».
«А ты просила Володю не мешать тебе?» – спрашивает педагог.
«Нет», – отвечает девочка.
«Напрасно, – замечает воспитатель. – Вы уже в старшей группе и сумеете, я уверена, разобраться с
Володей самостоятельно».
Далее воспитатель еще раз напоминает, что сначала надо извиниться , обращаясь к разговаривающим людям (извините, простите, прошу прощения) , а потом уже излагать свою просьбу.

Упражнение повторяется. К его выполнению педагог привлекает детей, часто нарушающих данное правило.
Затем воспитатель предлагает детям назвать все правила, которые они узнали на занятии (как вести себя, если ты послан с поручением; как вести себя, если в группу придет гость; как обратиться к воспитателю (к детям), который в этот момент с кем-то разговаривает).
Заканчивая занятие, воспитатель говорит: «У меня, дети, к вам большая просьба. Расскажите о правилах поведения, которые вы сегодня узнали, взрослым, друзьям, младшим сестричками и братишкам. А главное, не забывайте эти правила! И соблюдайте их! Почему нужно знать эти правила?»
Занятие 3. Обучение рассказыванию: описание кукол
Цель. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.
Ход занятия
Воспитатель усаживает детей по возможности как можно ближе к своему столу.
Предлагает их вниманию двух разных кукол и сообщает: «Сегодня мы будем учиться рассказывать.
Видите кукол? Сколько их? Значит, вы видите перед собой двух кукол. Сейчас мы составим про них рассказ. Я буду описывать одну куклу, а вы другую. Будьте внимательны. Я начну, а тот, на кого я укажу, будет рассказывать о второй кукле, подражая мне». (Дети отвечают с мест.)
Воспитатель . Моя кукла – девочка-дошкольница. Скорее всего, она ваша ровесница.
Ребенок . Наша кукла – малыш в ползунках. Ему, должно быть, нет и годика.
Воспитатель . Моя кукла темноглазая, с черными пушистыми ресницами. У нее светлые волосы, заплетенные в косички.
Ребенок . Наш малыш краснощекий, с большущими синими глазами. У него рыжие волосы , на лбу челочка.
Дети, если необходимо, дополняют ответ товарища.
Воспитатель . Моя кукла в красивом вязаном платье с длинными рукавами. Платье с яркой розовой вышивкой и поясом, застегивающимся на пряжку. С платьем удачно сочетаются розовые туфельки.
Ребенок . Наш малыш в голубых теплых ползунках и распашонке. На ползунках – аппликация
«Котенок».
Воспитатель . Моя кукла умеет говорить. Послушайте: «Мама».
Ребенок . Наш малыш разговаривать не умеет. Он умеет громко плакать: «Уа-уа-уа».
«Вам понравилось рассказывать вместе со мной? – интересуется педагог. – Запомнили, с чего мы начали рассказ, о чем говорили потом и чем закончили? Кто из вас попытается рассказать о малыше?»
Воспитатель оценивает ответ. Если необходимо, просит еще одного ребенка описать куклу.
Педагог формулирует следующее задание: «А сейчас вы будете рассказывать о кукле – вашей ровеснице, а я – о малыше».
В заключение педагог передает кукол детям и советует уложить малыша спать, а кукле постарше показать имеющиеся в книжном уголке издания русских народных сказок.

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе

на тему: «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».

Воспитатель:

Ситдикова Л.И .

Программное содержание:

Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;

продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику;

продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Воспитывающая : воспитывать любовь к природе.

Методические приемы: Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ; Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения, Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал:

фланелеграф

картинки с признаками осени

сюжетные картинки для составления рассказов

мяч

осенние листья

Словарная работа : желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Предварительная работа : чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах, целевые прогулки на природу.

План.

1.Организационный момент – 3 мин.
2. Игра с мячом – 5 мин.
3. Физминутка – 2 мин.

4. Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам –

13 мин.
5. Итог занятия – 2 мин.

Ход проведения:

    Организационный момент. Рассказ-загадка.

Вос. Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

Вос. Ребята, о каком времени года здесь говорится?

Реб: Об осени.

Вос.А как вы догадались?

Реб. Трава пожелтела, птицы стали улетать.

Вос. А кто еще знает признаки наступления осени?

Реб. Осенью часто идут дожди.

2 реб. Осенью начинает холодать.

З реб. Бывают первые заморозки.

4 реб. Листья желтеют.

Вос. А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»

    Игра с мячом .

Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Вос. - листья осенью (что делают?) –

Реб. Листья осенью желтеют и опадают.

Вос. -дождь осенью (что делает?) –

2 реб. Дождь осенью моросит, идет.

Вос. -урожай осенью (что делают?) –

3 реб. Урожай осенью убирают.

Вос. - птицы осенью(что делают?) -

4 реб. Птицы осенью улетают.

Вос. -деревья осенью(что делают?) -

5 реб. Деревья осенью роняют листья.

Вос. -звери осенью (что делают?)-

6 реб.Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

3.Физминутка (Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.

Вос. Ребята, давайте соберём осенний букет. Хором. Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки). Листья берёзы. Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы). Мы соберём В вазу осенний Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

Вос. Молодцы ребята!

4.Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам.

Звучит музыка ветра. Забегает мальчик в костюме осеннего ветра и разбрасывает разноцветные листья возле доски. Мальчик убегает.

Вос. Ребята, это ветер к нам забегал, и разбросал листочки, посмотрите какие они красивые, надо их собрать. Поднимите по одному листочку. (На листьях приклеены сюжетные картинки об осенних признаках.)

Вос. Ребята, придумайте к своей картинке короткий рассказ, а мы все листики соединим, и у нас получится большая осенняя книга.

(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

5.Итог.

Вос. Посмотрите, какая красивая, большая книга получилась у нас. Мы положим её в уголок природы и в дальнейшем сделаем другие книги о зиме, весне и лете.

Вос. Вот наша образовательная деятельность подошла к концу, скажите, ребята: о каком времени года мы говорили на образовательной деятельности?

Реб. Об осени. Вос. Что бывает только осенью?

Реб. Сбор урожая.

2 реб. Отлет птиц.

3 реб. Листопад.

Тема: Развитие речи: «Осень наступила».

Цель: составление по картине рассказа на тему: «Осень насту­пила».

Оборудование урока: интерактивная доска, тетради, учебник русского языка .

1 этап урока: Мотивация к деятельности.

Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.

Приветствие. Создает эмоциональный настрой. Звучит музыка. На интерактивной доске картины осенней природы.

Ролевая игра. Выходит Осень с корзинкой: «Долго к вам я до­биралась. Работы в лесу было много: то листья покрасить, то зверям шубки подарить, то тучки на небо отправить, пусть землю поливают. Но вот, наконец, я и к вам пришла. Ну-ка, кто правильно назовет тему урока?»

Сообщает тему и цель урока.

2 этап урока: Учебно-познавательная деятельность.

Цель: освоение содержания темы.

Упр. 31. Чтение стихов К. Баянбаева:

Осень - рыжая лиса по жайляу бродит. Потемнели небеса, ветер хороводит. Журавли на юг летят. Дым над юртой синий. Листья желтые кружат. На травинках иней.

Повторение изученных сведений о предложении на материале стихотворения К. Баянбаева: В предложении говорится о ком-либо или о чем-либо. О чем говорится в предложениях? 1) Об осени, ко­торая бродит по жайляу. 2) О том, что небеса потемнели. 3) Ветер хороводит. Что это значит? (Ветер так задувает, что листья ходят кругом - хороводом.) 4) Журавли на юг летят. 5) Дым над юртой синий. 6) Листья желтые кружат. 7) На травинках иней.

Сколько предложений? Как вы догадались о конце предложе­ния? (Пауза, интонация, знаки препинания)


Беседа об осени на материале картинок учебника. Рассматрива­ние и сравнение картинок «Какая бывает осень». Беседа о приметах осени. Какой бывает осень? Составление и запись 2 предложений со словосочетаниями золотая осень, дождливая осень. Сколько слов в предложении? О чем в них говорится?

3 этап урока: Интеллектуальные преобразования.

Цель: выполнение практических заданий: информативных, им­провизированных, эвристических.

Работа в «Творческой тетради».

Развитие догадки. Устная работа. Доскажи словечко.

1. По небесам оравою

Бегут мешки дырявые.

А бывает иногда

Из мешков течет... (вода).

Спрячемся получше

От дырявой... (тучки).

2. Кочерыжка вся в листочках,

Словно бабушка в платочках.

Ты не съешь ее без хруста,

Ведь на то она... (капуста).

3. На землю лес наряд свой сбросил,

Идут дожди, настала... (осень).

Беседа по вопросам: Как звери готовятся к зиме? Какую шубку готовит себе заяц? Что готовит на зиму ежик? Как белки готовятся к зиме? А кто из зверей ищет себе место для зимней спячки? Как встречают осень деревья? Какими красками радует нас осенью лес? Какое небо осенью? Какие идут дожди?

Словарная игра «Ежик»: «Ежик вышел погулять, стал слова он собирать!» Какие слова соберет ежик и почему? Записываются лишь слова по теме: дождь, ветер, холод и т. д.

Развитие творческого воображения. Беседа-игра «Какие краски принесла нам осень». На доске рисунки: листья деревьев, фрукты, овощи. Выходит Осень и сообщает: «Я осень-художница. Я раскра­сила лес в разные цвета. Какие краски мне потребовались? Опишите краски осеннего леса». Учащиеся составляют текст «Краски осен­него леса».

Подготовка к сочинению: 1. Определение темы. О какой осени ты будешь писать (красивая, дождливая, урожайная)? Выбор темы: «Золотая осень», «Дождливая осень», «Урожайная осень», «Как звери готовятся к зиме». Прочитай сочинения детей. Выбери себе тему.

2. Словарно-орфографическая работа «Осенний словарик», упр. 32. Запись опорных слов. Опорные слова - главные для пони­мания смысла текста слова, по ним можно определить тему: золо­тая осень, осенние наряды, жёлтые листья, разноцветные краски, красный наряд клена. Дождливая осень, хмурое небо, холодный ве­тер, грустное настроение.

Составление устно текста об осени по опорным словам. Озаглавливание текста.

Чтение вопросов об осени, упр. 36.

Чтение дополнительных материалов об осени.

Написание сочинения.

4 этап урока: Контроль и оценка результатов деятельности.

Цель: оценка уровня усвоения планируемых результатов.

Подведение итогов урока: Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

Результаты учебной работы:

Предметные: составляют текст по картине об осени, раскрыва­ют основную мысль сочинения.

Личностные: выражают свое мнение о красоте осенней при­роды, чувство любви к родной природе, внимательное отношение к выбору слов при ее описании.

Системно-деятельностные: проявляют умение сравнивать, рассматривать картину, анализировать ее и составлять по ней текст.

Тестирование по разделу:

1. Что такое речь?

Говорим;

Пишем и говорим.

2. Из чего состоит наша речь?

Из звуков и букв;

Из слов;

Из предложений.

3. Чем отделяются в устной речи друг от друга предложения?

Запятыми;

Вопросительным знаком.

4. Из чего состоит предложение?

Из звуков;

5. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

Кавычки;

Точка, вопросительный и восклицательный знаки.

6. Какой должна быть речь?

Вежливой, правильной, выразительной.

7. Какие слова делают нашу речь приятной и ласковой?

Большие;

8. Какие слова мы говорим при встрече и прощании?

Спасибо;

Привет, всего хорошего.

Ирина Стефанская
Обучение рассказыванию. Составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени

Конспект занятия

Образовательная область : речевое развитие

Возрастная группа : 5-6 лет (старшая группа)

Тема занятия : Обучение рассказыванию : составление рассказов на тему «Осень наступила » . Чтение стихотворений о ранней осени .

Цель занятия : обучение детей составлению рассказа из личного опыта .

Задачи :

Образовательные : Связная речь : развивать монологическую речь, учить связно, по смыслу составлять небольшие рассказы из личного опыта . Звуковая культура речи : учить детей дифференцировать на слух звуки [з], [с]. Грамматический строй речи : активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Формирование словаря : упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным.

Развивающие : систематизировать и закрепить представления об осени , сезонных изменениях, приметах, осенней погоде .

Воспитательные : приобщать детей к восприятию художественных и поэтических произведений об осени .

Предварительная работа : наблюдение за изменениями в природе на прогулках, по дороге в детский сад, в саду; чтение и заучивание стихов об осени , рассматривание иллюстраций ; дидактические игры «Ассоциации» , «Одежда» , со звуками.

Оборудование : схемы, листья (красные и желтые) по количеству детей.

Ход занятия:

Методы и приемы Деятельность педагога Деятельность детей

1. Организационный момент :

Воспитатель с деть-ми заходят в группу, где на ковре лежат красные и желтые листья.

Актуализация зна-ний детей

Дидактическая игра «Правильные слова»

Ребята, посмотрите, что это на нашем ковре?

Правильно, это осенние листочки , а какие они по цвету, по форме?

А как вы думаете, почему эти листья красные и жел-тые? Как они попали к нам в группу?

Я предлагаю вам поднять эти красивые осенние листья , посмотреть на них. Давайте поиграем с этими листья.

Игра называется «Правиль-ные слова» . Я буду называть слова, если в слове есть звук [з], вы поднимаете красный листок, а если звук [с] – жел-тый листок. Давайте попро-буем.

Молодцы, все справились, давайте соберем наши листья в букет и поставим их в вазу.

Ответы детей :

Это листья.

Они красные, желтые, красивые, разные.

Потому что сейчас осень , листья опадают с деревьев, падают на землю, ветер их занес к нам…

Дети поднимают листья (у каждого ребенка красный и желтый лист) .

Дети встают в круг.

Садятся на места.

2. Основная часть занятия :

Формирование сло-варя (подбор сино-нимов и антонимов у прилагательным)

Работа по схемам.

Вопросы воспита-теля.

Физкультминутка «Осенние листья »

Повторная работа по схемам (для закрепления) .

Развитие связной монологической ре-чи.

Воспитатель по-очередно спрашивает детей, помогает, подсказывает, если возникают за-труднения, просит помощи у воспи-танников. Ориен-тируется на время, если кто-то из де-тей не успел рас-сказать, то обяза-тельно выслушать после занятия

Ребята, вы правильно сказа-ли, что сейчас на улице осень . Это время года, когда меняется природа, погода, животные и птицы ведут себя по-другому. Сегодня я хочу предложить вам составить свой рассказ об осени .

Посмотрите на репродукцию картины «Золотая осень » художника И. И. Левитана.

Какая здесь изображена осень ?

А теперь посмотрите на ре-продукцию картины «Позд-няя осень » Кубарева В. Г.

Какую осень вы видите здесь ?

Правильно. Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а мо-жет быть холодной и дожд-ливой – это поздняя осень .

Скажите, а какую одежду мы носим осенью ?

Что происходит с природой?

Что осень делают звери и птицы?

Мы с вами вспомнили приметы осени , поговорили об одежде, о природе. Теперь вы можете сами составить свой рассказ об этом времени года, а чтобы ваши рассказы были правильными , мы будем ис-пользовать схемы.

Посмотрите на экран :

1 схема : изменения в приро-де.

2 схема : поведение зверей и птиц.

3 схема : одежда, занятия лю-дей.

По этим схемам вы будете составлять свои рассказы . Но сначала давайте немного отдохнем.

Скажите, что осенью проис-ходит с листьями?

Да, они опадают, а осенний ветер подхватывает и несет их вдаль. Давайте предста-вим, что мы с вами яркие осенние листочки и немного полетаем.

Физкультминутка «Осенние листья »

Мы листики осенние ,

На ветках мы сидим. (при-сесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (лег-кий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (при-сесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (лег-кий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (при-сесть)

А теперь еще раз вниматель-но посмотрите на схемы. Да-вайте повторим :

1 схема : изменения в приро-де.

2 схема : поведение зверей и птиц.

3 схема : одежда, занятия лю-дей.

Теперь я предлагаю вам со-ставить свои рассказы об осени и рассказать их нам .

Ответы детей :

Красивая, яркая, солнеч-ная, тихая.

Мрачная, холодная, тем-ная, сырая.

Куртки, кофты, сапоги, шапки, берем зонтики, ес-ли идет дождь.

Желтеют листья и трава, идет дождь.

Птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму.

Они желтеют и падают.

Выполняют физкультми-нутку

Дети повторяют схемы.

Составляют рассказы из личного опыта .

3. Заключительная часть занятия :

Рефлексия занятия.

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об осени , ее при-метах, погоде, какие измене-ния происходят с животны-ми, вы все сегодня очень хо-рошо подготовили свои рас-сказы.

А теперь, я хочу, чтобы вы оценили свои работу, как прошло наше занятие, сказа-ли, чей рассказ вам наиболее запомнился.

Рефлексия «Осеннее дерево » : я предлагаю вам листочки – желтые и коричневые, если вам понравился наше занятие, понравилось составлять рассказы , возьмите желтый листок и прикрепите на наше осеннее дерево , а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый листок.

Посмотрите, какой дерево у нас получилось!

Сентябрь

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

(Е. Трутнева)

Дети участвуют в рефлек-сии занятия.

Публикации по теме:

Период раннего детства является самым важным в развитии ребёнка, именно в возрасте 2-3 лет, как считают психологи, происходит сдвиг в развитии.

«Обучение рассказыванию детей с ОВЗ (ЗПР) 5–6 лет с помощью вспомогательных средств» Развитие связной речи является центральной задачей в системе коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития,.

Конспект ОД в средней группе по нравственно патриотическому воспитанию «Чтение и заучивание стихотворений к 23 февраля» Тема:Чтение и заучивание стихотворений к 23 февраля в средней группе. (в рамках проведения месячника нравственно патриотического воспитания).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Старооскольского городского округа Конспект организованно – образовательной.

Конспект занятия по развитию речи. Чтение стихотворений о зиме Конспект занятия по развитию речи (чтение художественной литературы в старшей группе) Тема: «Чтение стихотворений о зиме» Программные задачи:.

Конспект занятия по развитию речи. Чтение и заучивание стихотворений Агнии Львовны Барто, описание игрушек Конспект занятия по развитию речи. Чтение и заучивание стихотворений Агнии Львовны Барто, описание игрушек. Задачи: отвечать на вопросы.

Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. При обучении рассказыванию необходимо учитывать особенности речевой деятельности дошкольников.

Обучение дошкольников рассказыванию по картине Выполнила: Кошкина Людмила Петровна, воспитатель “Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им”..

Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…» Цель: продолжать учить детей составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок. Обучающие задачи: -обогащение словаря, активизировать.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Во-вторых,.

Библиотека изображений: