С кем остается ребенок при разводе родителей? Рассматриваем варианты. При разводе с кем остается ребенок? С кем остаются дети при разводе родителей

Как хорошо, что есть люди, которые действуют по зову своего сердца. А в нашей истории таким человеком оказался маленький мальчик. Но обо всем порядку;)

Этот 10-ти летний кот, которого зовут Малыш, попал в приют вместе со своей сестричкой. Котики не были слишком привязаны друг к другу и поэтому их могли приютить разные семьи. Так и было указанно под фотографией этого кота на сайте приюта. Вот только никто не торопился давать Малышу любовь и заботу. От чего наш герой сильно грустил…

А в это же время, в другом конце города, маленький мальчик Истон просматривал сайт этого приюта. Дело в том, что мама разрешила ему завести одного питомца. Это мог бы быть маленький щенок или же котенок. И тут Истон увидел Малыша… Да, это была любовь с первого взгляда…

Проснувшись утром, Истон и его мама тут же поехали в приют, что бы познакомиться с Малышом. Встреча прошла просто замечательно: котик был просто комочком нежности и ласки. Истон оказался именно его человеком.

Всю дорогу домой, Малыш прижимался к своему новому хозяину и мурлыкал громче двигателя машины.

Теперь это неразлучная парочка. Они всегда вместе, даже спят они вместе. И мальчик, и кот очень счастливы, что сумели найти друг друга!

Лучшее воспитание – это личный пример взрослого. Для мальчика им, в идеале, должен быть отец и ближайшее окружение – дедушка, брат, учитель, тренер…

Однако реальность такова, что мальчик в дошкольном возрасте, когда закладываются основы его полоролевого поведения, окружен вовсе не мужчинами. В сфере образования почти повсеместно трудятся женщины, увеличилось количество неполных семей, да и в полных семьях мужчина-отец зачастую присутствует лишь формально.

Некоторые папы самоустраняются из процесса воспитания мальчика, считая это женским делом, проявляют безынициативность, не зная, что делать с малышом. Другие сами инфантильны, поэтому мало чем могут помочь в развитии мужских качеств. А бывает так, что папа бы и рад заняться воспитанием мальчика, провести время с сыном, научить его чему-нибудь, да загруженность на работе не позволяет, ведь нужно думать о будущем семьи.

Впрочем, мамам унывать не стоит, даже если ответственность за воспитание сыновей лежит на них. Просто следует с самого начала правильно организовать процесс воспитания мальчика, следуя 8 «золотым» правилам:

1. Воспитание мальчика: не ограничивайте свободу!

Чтобы мама могла воспитать в сыне мужские качества, его необходимо растить порой не так, как ей удобнее, проще и спокойнее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы воспитание мальчика формировало его характер. А маме для этого очень часто приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, установки, бороться со своими страхами, «ломать» выработанные годами стереотипы.

Какую картину можно все чаще и чаще наблюдать в современных семьях? В мальчиках культивируется аккуратность, осторожность, прилежность. А потом мама пожинает плоды своего и бабушкиного «кисейного воспитания»: подрастая, сын не может дать отпор обидчику, преодолеть трудности, не хочет к чему-то стремиться. И родителям непонятно, откуда взялось это слабоволие в их ребенке.

Однако именно такие качества с раннего детства вкладываются в мальчика словами «Не беги – упадешь», «Не лезь, там опасно», «Не делай – поранишься», «Не трогай, я сама» и другие «не…». Будет ли при таком воспитании мальчика формироваться инициатива и ответственность?

Конечно, маму и бабушку отчасти можно понять, особенно когда ребенок единственный и долгожданный. Они боятся, что с малышом может что-то случиться. Однако за этими страхами прячутся и эгоистические соображения. Покладистый ребенок намного удобнее, под него не надо подстраиваться. Гораздо легче самой накормить двухлетнего ребенка, чем смотреть, как он размазывает кашу по тарелке. Быстрее одеть четырехлетку самой, чем ждать, пока он будет возиться с пуговицами и шнурками. Спокойнее, когда сын идет рядом и держится за руку, нежели бегает по площадке, норовя потеряться из виду. Потворствуя своим побуждениям, мы не задумываемся о последствиях.

Такое воспитание мальчика искажает саму мужскую природу, отзываясь на психическом и физическом здоровье мальчиков. У них возникают страхи, порой переходящие в соматические проблемы (заикания, нервные тики, аллергии, проблемы с дыханием, частые болезни), формируется заниженная самооценка, развиваются проблемы в общении с другими детьми. Нередко возникает и обратная ситуация: мальчик может начать «защищаться» от напора родительской заботы агрессивным поведением, выражая таким образом детскую непокорность.

Конечно, избавляться от привычек нелегко, но нужно понимать, что ребенок без помощи родителей не станет таким, как хотелось бы. Для этого ему нужна помощь взрослых и определенные условия. Не ограничивайте свободу движения малыша на прогулке, не отводите от маленьких «опасностей» (конфликт в песочнице с ровесником, перелезание через низкую ограду и т.д.), но помогайте преодолевать трудности, подбадривайте.

2. Воспитание мальчика. У ребенка должен быть пример для подражания

Вне зависимости от того, воспитывает ли мальчика одинокая мама или он растет в полной семье, нужно постараться сделать так, чтобы образ мужчины, причем довольно привлекательный для мальчишеского восприятия, присутствовал в жизни семьи.

Пока малыш не подрос, его вполне устраивает, что большую часть времени с ним проводит мама, но уже после 3 лет, когда ребенок отделяется от матери как в физическом, так и личностном плане, мальчик начинает все больше интереса проявлять к мужчинам: папе, дяде, дедушке. А к 6 годам ему становится крайне необходимо проводить время именно со взрослыми мужчинами, подражая им и имитируя их поведение. И здесь маме стоит позаботиться о том, чтобы сыну было с кем общаться.

Совместный досуг с отцом помогает мальчику определиться в жизни, понять, кто он такой. Ведь только через общение с отцом и другими мужчинами ребенок осваивает нормы мужского поведения, формирует свое собственное мнение. И чем раньше папа начнет воспитывать сына, тем быстрее у того сформируется мужской стереотип поведения.

Но что делать, если папы нет рядом? В таком случае маме необходимо найти среди родственников или друзей человека, который мог бы хоть время от времени появляться в жизни мальчика. Например, можно отвозить малыша к дедушке на выходные и оставлять их паять, строгать и мастерить вместе. А когда малыш подрастет, следует найти ему спортивную секцию или кружок, руководителем которого является мужчина, действительно любящий свое дело.

Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи. Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться, повесить на стену фотографию отважного дедушки, рассказывать о своих предках и их мужественных поступках. Иными словами, надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.

3. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Прежде всего мальчику (впрочем, как и девочке) требуется любовь и гармония в семье. Отец не должен бояться проявлять нежность к сыну. Такими вещами он не избалует ребенка, а сформирует его базовое доверие к миру и уверенность в своих близких. Любить – значит, быть неравнодушным к проблемам и чувствам ребенка, видеть в нем личность. Мальчик, воспитываемый чутко и последовательно, вырастает открытым, спокойным, уверенным в своих силах, способным к сочувствию, проявлению эмоций.

4. Учите мальчика свободно выражать свои чувства

Важно, чтобы в семье не было запрета на выражение чувств. Плакать – это естественное проявление стресса. Так что не стоит идти на поводу у стереотипов и ругать мальчика за слезы. Просто стоит отнестись к ним как к сигналу, что ребенку плохо, и не подавлять его эмоции, а научить выражать их, по возможности, иным способом.

5. Открыто признавайте свои ошибки

Как воспитать настоящего мужчину? Конечно, на личном примере показать, что нужно всегда отвечать за свои слова. Папы и мамы должны быть критичными к себе. Если надо, признавать свою неправоту и просить прощения у сына, этим они лишь укрепят свой авторитет, показав справедливость.

6. Формируйте у ребенка навык сопереживания

Воспитывайте в мальчике нравственные качества. Будучи еще дошкольником, он многое может понять и сделать, начиная с помощи маме по дому и заканчивая уважительным отношением к пожилым людям в транспорте. Такое поведение должно «подаваться» как норма. Убрать за собой посуду, застелить постель, уступить место бабушке в автобусе – это нормально для будущего мужчины.

7. Воспитывая мальчика, поощряйте в нем самостоятельность

Большое внимание в развитии мальчика отводите его независимости. Пусть он иногда чувствует свою значимость и свободу. В будущем это поможет ему стать счастливым и успешным, максимально реализовать свои возможности. Мальчикам свойственно стремление к самоутверждению и лидерству. Это очень важно для их дальнейшего развития. Поэтому надо поощрять желание сына делать собственный выбор, мыслить самостоятельно, напоминать, что он несет ответственность за свои поступки.

8. Водите ребенка в спортивные секции

Детям необходима двигательная активность для полноценного физического развития. Пока ребенок маленький, надо больше гулять с ним, позволять бегать, прыгать, падать, лазить, исследовать мир под чутким руководством родителей. Позже следует выделить время в недельном расписании сына на спортивную секцию, где он смог бы совершенствовать свои физические возможности и чувствовать себя сильным, ловким, уверенным в себе.

Договариваемся заранее

Мамам стоит взять на заметку один «секретик» в контакте папы и ребенка. Отцы зачастую боятся оставаться надолго с малышом, потому что чувствуют себя неуверенно. Поэтому сделайте досуг папы с чадом максимально определенным.

К примеру, скажите: «Завтра я уйду по делам на пару часов. Давай прикинем, чем бы вы могли заняться с малышом». Или: «В субботу вы наконец-то сможете построить шалаш, о котором давно мечтал наш мальчик». Так вы дадите мужчине шанс морально подготовиться к общению с карапузом.

P.S. Общаясь с ребенком, мамы и папы не должны бояться быть смешными, неловкими или неуспешными. Дети, как известно, прощают родителям все, кроме фальши и равнодушия.

Звездные родители

Дмитрий Дюжев и Ваня (5 лет)

«Лучший метод воспитания мальчика – это любовь, я сына тискаю бесконечно и целую! Мы с женой воспитываем в Ване самодостаточность, хотим, чтобы он не только был спокойным и уверенным в себе, но и сам любил людей. И, конечно, не стоит излишне опекать. Пусть, если надо, портит ковры, пусть лезет в чернила, пусть песок попробует – не надо запрещать».

Алиса Гребенщикова и Алеша (5 лет)

«Алеша растет в большой семье, где у каждого своя роль. Он видит, как ведут себя женщины, что делают. Бабушка у нас отвечает за комфорт. С дедушками у него мужские игры. Мы как-то пошли с сыном в магазин, и я предложила ему выбрать любую игрушку. Алеша сделал выбор в пользу бензопилы. Ему было 4 года. «Я буду пилить дрова», – сказал сын. Дело в том, что он видел, как на даче это делает дедушка, который еще и убирает листья и чистит снег. Алеша понимает, что все это входит в мужские обязанности».

Многие современные мамочки мечтают, чтобы ее кроха стала гармонично развитой личностью. Что же такое гармоничное развитие ребенка? Коротко говоря, это умственное и физическое развитие. Физическое воспитание включает в себя: закалку, зарядку, бег, гимнастику, а также занятия на тренажерах (турнике, лестнице, канате). Все упражнения развивают мозг, дыхательную систему, равные возможности обеих рук, способствуют развитию письменных способностей ребенка, увеличивают его «мануальный» интеллект. Существует много упражнений, которые можно и нужно делать с ребенком. Чтобы было весело вам и вашему малышу используйте стихотворения и грамотно произносите их в моменты занятий, например зарядкой:
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки: Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз - и наклонились. На пол руки положили.
А теперь на четвереньках Погуляем хорошенько.
А потом мы отдохнем: Посидим и спать пойдем.

Читая стихи, вы сразу убьете двух зайцев: сделаете занятия веселыми и поспособствуете развитию речи вашего малыша. Если ваш ребенок еще слишком мал, чтобы делать зарядку самостоятельно, посадите его на коленки, возьмите его на руки и помогайте ему координировать движения. Вы можете заниматься под негромкую музыку. Главное - это новизна и радость, поэтому будьте веселы и учите заранее как можно больше веселых песенок, потешек и стихов.
«Зарядка»
1. А сейчас все по порядку:
2. Встанем дружно на зарядку.
3. Руки в стороны, согнули.
4. Вверх подняли, помахали,
5. Спрятали за спина из,
6. Оглянулись, посмотрели
7. Через левое плечо,
8. Через правое еще.
9. Дружно присели,
10. Пяточки задели,
11. На носочки поднялись,
12. Опустили руки вниз.
На 1-2 - шагать на месте, 3-9 - выполнять движения по тексту, 10-12 - присесть и обхватить пяточки руками. «Ежик»

1. По сухой лесной дорожке -
2. Топ, топ, топ - топочут ножки.
3. Ходит бродит вдоль дорожек
4. Весь в иголках серый ежик.
5. Ищет ягодки, грибочки
6. Для сыночка и для дочки.
7. Если попадется волк -
8. Превращается еж в клубок,
9. Ощетинит еж иголки -
10. Не достанется он волку.
11. Еж не тронет никого,
12. Но и ты не тронь его.
1 - малыш стоит, слегка согнувшись. 2-4 - руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены вниз, ноги - слегка согнуты в коленях делают легкие, частые шажки. 5-6 - «собирает ягодки» - кончики пальцев соединяются как бы срывая ягодки. 7-8 - сворачивается на полу клубком. 9-12 - встает и продолжает «топать по дорожке».

* * * 1. Тики-так, тики-так -
2. Так ходики стучат.
3. Туки-так, туки так -
4. Так колеса стучат.
5. Токи-ток, токи ток -
6. Так стучит молоток.
7. Туки-ток, туки-ток -
8. так стучит молоток.
1-2 - малыш наклоняет голову вправо-влево, 3-4 - поочередно правой и левой рукой описывает перед собой круги, 5-6 - стучит кулачками, 7-8 - стучит каблучками. * * * Мы играем на гармошке. Громко хлопаем в ладошки. Головой слегка качаем. Руки кверху поднимаем. Наши ножки: топ, топ. Наши ручки: хлоп, хлоп. Вниз ладошки опускаем, Отдыхаем, отдыхаем.

«Зайка»
1. Зайка по лесу скакал,
2. Зайка корм себе искал.
3. Вдруг у зайки на макушке
4. Поднялись, как стрелки ушки.
5. Шорох тихий раздается:
6. Кто-то по лесу крадется.
7. Заяц путает следы,
8. Убегает от беды.
9. Прыгнул вбок и обернулся,
10. И под кустиком свернулся,
11. Словно беленький клубок,
12. Чтоб никто найти не смог.
1-2 - руки перед грудью, мелкие подскоки на двух ногах, 3-4 - указательным и средним пальцами изображает ушки, 5-6 - пугливо оглядывается, 7-9 - скачет, бежит по кругу, затем на двух ногах большой прыжок в сторону, 10-12 - свернуться в клубок. Милые мамочки, здоровья вам и вашим деткам!

Целый мир на… полу.
Пока малыш не научился ползать на дальние расстояния, мама может постелить на пол теплое одеяло (покрывало, полотенце и т.д.), которое легко превращается в игровую «полянку» а, при желании, и в «тренажерный» зал для крохотного спортсмена.

Главное — не оставлять малыша куковать на подстилке одного (пусть даже в окружении уймы игрушек). Во-первых, это небезопасно (кроха может залезть под кровать, стукнуться о ножки стула или кровати и т.д.). А во-вторых, думаете, не страшно остаться в одиночестве среди молчаливых великанов? И страшно, и одиноко.

Поэтому лучше отложите все дела и помогите ребенку активно познавать этот мир, даже если он пока передвигается только на пузике. А на помощь мамочке, конечно, придут игрушки. На полу их можно разместить сколько угодно, и все они будут в досягаемости для малыша. Он сможет их трогать, переставлять с места на место, катать и т.д. На полу можно разыгрывать целые спектакли. Кроме того, играя с ребенком на полу, мамочка будет спокойна за то, что ребенок не свалится с кровати в самый неожиданный момент.

Ползаем вместе! Не волнуйтесь, ваше родительское достоинство и авторитет никуда не денутся, если вы сами встанете на четвереньки и немного поползаете с малышом. Чтобы создать хорошую среду для ползания, мамочке нужно практически знать, что видит малыш на полу, до чего он может дотянуться, в конце концов, она просто проверит, достаточно ли чист пол для «прогулок» крошки. А для малыша совместное ползание с родителями — еще один повод удостовериться в безграничной любви мамочки и папочки.

Развиваемся на полу. Итак, ваш малыш отлично освоился на полу. Ему нравится путешествовать по родным пенатам на четвереньках. А вы не находите, что голые плинтусы и пустые полки нижних шкафов — не самая лучшая «компания» для вашего познайки? Тогда поскорее снимайте со стены картины и ставьте ее на пол — вот так, одним движением руки вы сотворили для малыша напольную галерею — а то когда бы он еще дорос до тех шедевров, которые висят у вас на стене. Если жалко картины, то сделайте вырезки репродукций красивых, по вашему мнению, картин из журналов и прикрепите их внизу стены. Вряд ли они там долго продержатся, но если учесть, что до 5 лет малыши молниеносно впитывают информацию, а потом очень долго (порой и всю жизнь), цепко держат ее в своих хорошеньких головенках, то польза от мини-выставки очевидна. Вместо картин на полу могут быть расставленыкарточки с буквами, цифрами, именами, словами, животными, цветами, стихами и т.д. Но учтите, мамочки, пользы от напольного развития будет гораздо больше, если вы или папа будете сопровождать малыша… на его уровне (я имею ввиду пол).

От 10

до 18--20 дней

Слуховое сосредоточение.

В положении на животе ребенок приподнимает голову на несколько секунд и устанавливает ее по средней линии (лабиринтный установочный рефлекс).

Если положить малыша на живот, он рефлекторно повернет голову в сторону, чтобы свободно дышать (этот защитный рефлекс необходим ребенку до конца первого месяца).

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

Плачущий или кричащий ребенок успокаивается при резком звуке.

Много спит.

Ручки чаще слегка раскрыты.

Издает в спокойном состоянии звук [а].

Если малыша уколоть в ножку (например, для анализа крови), он отдернет ее, а другой в это время начнет отпихиваться - так проявляется рефлекс отдергивания.

От 20 дней до 1 месяца

Фиксирует и прослеживает движущийся предмет (например, погремушку) на расстоянии 30--40 см, «провожает» ее глазами вправо и влево.

Движения глазных яблок ребенка уже более плавные и координированные.

Лежа на животе, пытается поднимать головку.

Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

Поворачивает голову в сторону звука на короткое время.

Двигает ручками.

Может подносить ручки к лицу.

Предпочитает людей предметам неподвижным и «неразговорчивым».

Может сосредоточить свое внимание на предметах, которые расположены очень близко от него (на расстоянии20--30 см).

Появляются зрительное сосредоточение на предмете и прослеживание движущегося объекта только глазами без участия головы.

Обращает больше внимания на звуки внешней среды, которые учат его головной мозг принимать первые решения.

Проявляет слуховое сосредоточение до 10-15 секунд (прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки).

Успокаивается, если в ответ на хныканье погреметь игрушкой, находясь вне поля зрения малыша.

ПЕРИОД С 1--го ПО 3--й МЕСЯЦЫ

Т ак уж распорядилась природа, что новорожденные малыши весьма стеснены в своих физических возможностях (по крайней мере, первые три месяца).

Но и в этот период мама может начать развивать своего малыша.

У младенца от рождения работают все пять органов чувств: он слышит, видит, чувствует прикосновения, воспринимает запахи (особенно мамин), различает вкус продуктов. Но, занимаясь с ребенком, не старайтесь воздействовать сразу на все органы чувств, подобная стимуляция может привести к тому, что малыш уйдет от общения, периоды сосредоточения станут короче.

В недолгие моменты бодрствования ребеночек может внимательно всматриваться в лицо разговаривающего с ним, фокусировать взгляд на неподвижном предмете. С малышом необходимо разговаривать — это учит его прислушиваться к звукам речи, пению, другим окружающим звукам и реагировать на них.

Подражание

У ребенка есть врожденная способность подражать движениям матери и ее мимике (открывать рот, поднимать брови, высовывать язык). В возрасте 14 дней младенец способен подражать даже движению пальца взрослого. А уже через несколько недель после рождения он начнет имитировать речь взрослого, шевеля губами.

Развитие движений

побуждайте ребенка поднимать и удерживать голову в положении лежа на животе и в вертикальном положении на руках у взрослого;

стимулируйте захватывание предмета, который касается ладони или пальцев ребенка;

вызывайте речью комплекс оживления - активное движение рук, ног, улыбку;

помогайте приподнимать туловище в положении лежа на животе, опираясь на локти;

вкладывайте в руки погремушку, стимулируйте движение (трясти погремушкой);

вызывайте у ребенка движение отталкивания ногами в поддержке за подмышки, лежа на спине, на животе.

Комплекс упражнений для детей в возрасте

1,5--4 месяцев

«Выкладывание на животик»

Является прекрасным тренировочным упражнением, укрепляющим мышцы шеи и спины. Выполняется в течение 15--20 секунд.

Положите малютку на живот. В первые недели малыш будет поворачивать головку, а позднее приподнимать и удерживать ее, опираясь на предплечья и разводя бедра в стороны.

«Подними головку»

Положите ребенка на живот, поддерживая голову. Разговаривайте и поощряйте желание поднимать и удерживать головку. Затем возьмите малыша на руки, прислонив к своему правому плечу. Старайтесь, чтобы маленький, находясь в таком положении, приподнимал головку и опускал ее на плечо. Когда же он научится удерживать голову, держите его на руках дольше, ласково разговаривая или напевая песенки.

«Ползание»

Выполняется 2--3 раза.

Малыш лежит на животике. Согните его ножки и разведите коленки в стороны, соединив при этом стопы. Подведите четыре пальца обеих рук под тыльную сторону стоп ребенка, а большими пальцами прикоснитесь к его подошвам. Малыш рефлекторно оттолкнется, разогнув ножки, и немного «проползет» вперед. Для того, чтобы малыш продвинулся, а не остался на месте, плотно прижимайте свои руки к столу, создавая ему опору.

«Ходьба»

Поддерживая малыша под мышками в вертикальном положении лицом или спиной к себе, опустите его стопы на твердую поверхность стола. Ребенок будет делать рефлекторные шаги. Ведите малыша так, чтобы вес его тела попеременно переносился то на одну, то на другую ножку. Не сдавливайте грудную клетку ребенка и старайтесь, чтобы малютка наступал на всю стопу (ни в коем случае не на цыпочки).

«Встряхивание ручками»

Положите кроху на спину. Взяв ручки малыша у кистей, потрясите ими, подражая движениям крыльев птички. Затем медленно разведите руки малыша в стороны и положите на поверхность. Повторите упражнение 2--4 раза.

«Захватывание игрушки»

Наклонитесь над лежащим ребенком и покажите яркую погремушку. Пусть он поймает ее взглядом, подвигайте ею и опустите ниже. Если ребенок не протягивает руки, тогда сами вложите игрушку в его ладошку. Затем подвигайте руку ребенка с погремушкой. Играя с ним таким образом, добивайтесь в последующих занятиях, чтобы ребенок сам пытался захватить ее. Подвешивайте игрушки над кроваткой так, чтобы, размахивая руками, ребенок наталкивался на них, мог захватывать, рассматривать и ощупывать. Форма игрушек должна быть удобной для захватывания.

Стимуляция зрительной функции

Зрительная система ребеночка развивается бурными темпами. Судите сами, сразу после рождения зрение крохи оценивается на уровне ощущения света. Но уже через 2--4 недели крошечка может фиксировать взглядом (пусть даже всего на несколько секунд) какой-нибудь движущийся на расстоянии не более 40 см предмет.

Ваше лицо - самый интересный объект для рассматривания ребенком, по крайней мере, в первые 2-3 месяца жизни. Почаще заглядывайте малышу в глаза (оптимальное расстояние до личика крохи в этом возрасте 20-30 см).

Игры для развития зрения

Игра «Где же наш малыш?»

Малыш находится на руках у мамочки в удобной позе. Будет лучше, если мама сядет на стул, а ноги положит на скамеечку. Наклоняясь и удаляясь от лица ребенка, пойте ему песенку:

Где же, где же наш малыш?

Где же, где же наша крошечка?

Где же, где же наш…..(имя ребенка)?

Где же, где же наше солнышко?

Пощекочите малыша за ушками, погладьте шейку, нежно поговорите с ним.

Вот, вот наш малыш,

Вот, вот наша крошечка,

Вот, вот наш…….(имя ребенка),

Вот, вот наше солнышко!

Во второй части игры измените свою позу и позу ребенка. Встаньте, поверните малыша лицом к себе, одну свою руку подложите ему под шею и голову, другой - придерживайте его ягодицы. Покачивая малыша вперед-назад, удаляя и приближая свое лицо к его лицу, улыбаясь ему, повторяйте ваши ласковые слова.

Игра «Цветная кроватка»

Возьмите различные цветные шарфики, платки, галстуки ярких цветов, свяжите все это в одну связку и оберните ими стенки кроватки. Приговаривайте при этом: «Посмотри, солнышко, какие красивые цвета». Если ребенок повернулся и разглядывает их, похвалите его за активность, поцелуйте малыша. В ходе игры меняйте положение малыша, чтобы он мог видеть новые цветовые сочетания.

Милые мамочки, знайте, что самый любимый цвет у вашего малыша - оранжевый. Даже при сильных приступах плача можно помахать перед глазами ребенка кусочком красной или оранжевой ткани, и малыш скорее перестанет плакать.

Игра «Красивый красный носочек»

Вам понадобятся несколько пар детских носочков разных ярких цветов. Покажите малышу его ножку и дождитесь, пока он обратит на нее внимание. Затем наденьте, слегка нажимая на ступню ножки, красный носок со словами: «Вот у… (имя ребенка) красный красивый носочек». Увидев носочек, ребенок обрадуется. Затем возьмите вторую ножку и с этими же словами натяните на нее второй носочек. Затем попытайтесь надеть носок на ручку ребенка. Следите, чтобы ребенок фиксировал взгляд на носке.

«Где флажок?»

Возьмите в руку яркий флажок, постарайтесь, чтобы малыш поймал его взглядом. Разговаривайте, перемещая флажок: «Где флажок? Ну-ка, ну-ка, посмотри. А вот он где! Ой, исчез. Куда же он подевался? А он вот где...» Добивайтесь, чтобы ребенок не только поворачивал голову, но и следил глазами за флажком. Если вы кормите ребенка из соски, подносите соску то с одной, то с другой стороны. Эти игры развивают зрительное внимание, умение следить за движущимся предметом.

Игра «Личико играет»

Эта игра универсальна. Начинать играть в нее можно с первых дней и продолжать до трех лет, усложняя по мере роста ребенка. На первом этапе вам понадобятся нарисованные на листах форматом А5 рожицы с разными эмоциями. Показывая каждую из них малышу, поясняйте: «Посмотри, дорогой, какое счастливое личико! Очень счастливое!»

Игры на развитие слуха

Прежде, чем приступить к этим играм, хочется выдвинуть основное правило, нарушать которое нельзя. ПОМНИТЕ, все малыши по-разному реагируют на звуки: одним нравятся громкие звуки, других они пугают, тоже касается и металлических звуков, высоких и низких. Внимательно наблюдайте за своим ребенком, чтобы понять, что ему нравится, а что - нет. А теперь давайте поиграем.

«Колокольчик»

Сядьте на пол или на коврик так, чтобы ваша спина имела хорошую опору. Положите ребенка спинкой к себе на колени. Вам понадобится звонкий колокольчик. Потряхивая колокольчик на расстоянии 60--70 см над грудью малыша, привлеките его внимание. Поместите колокольчик в поле зрения крохи и начните его перемещать вправо--влево, вверх-вниз. Вы можете помочь малышу проследить за колокольчиком, положив свою ладонь ему под шею и голову. Игра проводится 2--3 раза в течение 3--4 дней, после этого целесообразно заменить колокольчик на другую звучащую игрушку - погремушку, металлофон, шуршащую бумагу и т.д.

Главное, чтобы малыш поворачивал голову на звук - это развивает слуховое внимание.

«Бубенцы»

Для игры вам понадобятся бубенцы (или свирель, бубен, погремушки, бумага, деревянные ложки, неваляшка, шарманка).

Позвените бубенцами справа или слева от ребенка на расстоянии 60--70 см, чтобы малыш мог их еще видеть. Дайте звуку затихнуть. Посмотрите на ребенка, прислушивается ли он к звучанию бубенцов. Позвените еще раз и после того, как малыш затихнет, а звук угаснет, покажите их малышу. Добейтесь прослеживания за звенящими бубенцами. Игру повторите 2--3 раза в течение 3--4 дней, затем можно использовать варианты игры с другими игрушками.

«Ищем музыкальную шкатулку»

Сядьте на пол, на коврик, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Положите малыша спинкой себе на колени. Приготовьте музыкальную шкатулку или игрушку. Включите шкатулку с одной стороны от ребенка, предоставив ему возможность прислушаться к мелодии. Внимательно наблюдайте за ним. Если малыш только затихает, услышав первые звуки, а не пытается слегка повернуть голову в сторону игрушки, покажите ему шкатулку. Включите ее еще раз, предоставив малышу возможность увидеть ее и услышать мелодию. Отклоняйте музыкальную шкатулку вправо и влево от малыша, побуждая его поворачивать голову, прослеживая за игрушкой и прислушиваясь к ее мелодии. Повторите игру, включая шкатулку с другой стороны от малыша.

Смешных и не очень случаев в нашей жизни с Тарасом было немало. Да, собственно, и в свои юбилейные 10 лет он не перестает нас с папой удивлять.

Но я хочу вспомнить случай восьмилетней с хвостом давности, когда нашему чудо было всего полтора и он отчаянно боролся за право делать все так, как он считает нужным. Это касалось и соски. Ну, понимаю, сама виновата, нечего было ребенку по каждому случаю сосю в рот совать. Тем более, что на грудном вскармливании. Это я сейчас такая умная, а тогда хотелось лишний часок поспать, сериал в тишине посмотреть и т.д. Вообщем привыкло наше сокровище к соске.

В итоге, года в полтора, конечно, встал вопрос о том, как нашего неглядничка разлучить с его "любимой". Самое интересное, что так уж часто он ее не сосал, но она обязательно должна была быть у него в руке. И поскольку она в руке, то засунуть соску в рот было делом пары секунд. Ну и ночью, конечно, же без своей "ненаглядной" не засыпал.

Долго думала я, как же нам с этим паттерном (по-научному привычка) справиться. И как всегда помог случай. Захожу как в комнату и наблюдаю такую картину: соска каким-то чудесным образом застряла между двумя подушкам на кроватке, а мой ребенок удобно устроившись на подушке сосет ее даже не беря в руки. И тут мне пришла идея.

Ночью, когда ребенок крепко заснул и пустышка выпала у него изо рта, я взяла ее, а папа прибил соску к стене на уровне ротика Тараськи.

На следующий день началось самое интересное. Ребенок проснулся, а соски в кроватке нет (он любил с утречка посасать). Естественно слезы, недоумение в глазах и всхлипах. А ему говорю: "Не плачь, вот твоя сосочка, солнышко". Показываю на стенку и продолжаю: если хочешь пососать, подходи сюда.
Кряхтя ребенок вылез из кроватки и подошел к соске. Пососал. Неудобно. Еще раз пососал.

В растерянности он так подходил к соске на протяжении дня довольно часто. Пару раз пытался отодрать. Неполучилось. Мы даже гулять в тот день не пошли. А Тарас никак не мог понять, что же ему делать. Вроде соска на месте. Хочет сосать -- пожалуйста! Но поскольку ребенок у нас всегда был довольно активный, а местами и гиперактивным, у него всегда куча важных дел и ему недосуг стоять у стены.

Соска доступна в любое время, малыш знает об этом, и ему психологически комфортно.

И наша с папой уловка сработала.
Сосать соску сынулькин стал все реже и реже... Но наблюдать как он это делал было очень забавно.

Весьма лояльный способ, неправда ли? Это гораздо лояльнее, чем забрать соску раз и навсегда.

ИГРА “МОЗАИКА”

Цель: развитие внимания, мелкой моторики, речи.

Мамочка и малыш вместе решают, что они хотят построить из цветных крышечек, и выполняют задуманное. Можно выложить цветок, домик, кораблик и т. д. Важно проговаривать, что вы делаете, и еще хорошо бы рассказать стишок, загадку о сотворенном предмете.

Например:

ДОМИК

Дом стоит с трубой и крышей.

На балкон гулять я вышел.

ФЛАЖОК

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

ГРИБОК

В лес с корзинкой я пошел,

У пенька грибок нашел.

ИГРА “ЛИШНИЙ ПРЕДМЕТ”

Цель: развитие мышления, закрепление названия цветов.

Положите перед ребенком 4 крышки: 3 синие, 1 желтую. Попросите малыша определить, какая крыша лишняя и почему.

ИГРА “ЧТО БЫВАЕТ ТАКОГО ЦВЕТА?”

Цель: развитие внимания, образного мышления, речи.

Мамочка прячет в “волшебный” мешочек крышки разных цветов. Ребенок вытягивает крышку, называет цвет и вместе с мамой думает, что на свете бывает такого же цвета (желтый - солнце, зеленый - травка и т. д.).

ИГРА “ПОДБЕРИ ПАРУ”

Цель: развивать мышление, активизировать умение подбирать предметы, похожие по цвету.

Для этой игры понадобится несколько пар крышек одного цвета.

Вариант 1. Все крышки в произвольном порядке разложить на столе. Мама берет любую крышку, называет ее цвет, просит малыша найти такую же и назвать ее цвет.

Вариант 2. Крохе предлагается собрать предметы в пары по цвету.

ИГРА “ГУСЕНИЦА”

Цель: развитие мышления, внимания, памяти, координации движения.

Малыш получает карточку с нарисованной гусеницей, которая состоит из цветных кругов (диаметр круга соответствует диаметру крышки). Игрунчику предлагают построить гусеницу (закрыть круги крышками соответствующего цвета, чтобы гусеница стала красивой).

ИГРА “ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?”

Цель: развитие зрительной памяти.

Мама строит цепочку из трех разных по цвету крышек (синяя-красная-белая). Вместе с малышом называет цвета. Ребенок закрывает глаза, мама прячет одну крышку или меняет на крышку другого цвета. Затем кроха открывает глаза, а мамочка хитренько спрашивает у всезнайки, что исчезло или что изменилось.

Еще хочется дать несколько советов по организации игр-упражнений:

· Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время игры. Не интересна сегодня игра -- отложите ее на завтра.
Каждый вечер сын требовал, чтобы ему почитали Алладина. Папа не сопротивлялся, честно читал перед сном от корки до корки.

И вот ровно через неделю, папа вновь прилег с сыном на кровать и начал чтение Алладина. В конце первой странички запнулся и пока искал, где окончил чтение, Тарас начал наизусть цитировать дальше книжечку. Он не пропустил ни единого слова и даже предлога. А диалоги копировал с точной папиной интонацией.
Ну я бы поняла, если бы это были стихи, но это была проза с множеством диалогов.

Мы с мужен были очень удивлены и потрясены. Как жаль, что теперь он с большой неохотой и очень долго учит стихи для школы. Не интересно!

Бледанс и Семин очень много занимаются с Семой, и мальчик практически не отстает от сверстников в развитии. А главное, он растет очень добрым и любознательным ребенком.

Напомним, Сема - младший сын телеведущей. От второго брака у Эвелины также есть 21-летний сын Николай, который после развода родителей остался жить с отцом в Израиле. Долгое время Бледанс практически не общалась со старшим сыном, с которым у нее был конфликт, однако недавно молодой человек помирился с матерью и приехал в Россию, чтобы познакомиться с братом.

Несмотря на насыщенный рабочий график и постоянную занятость в различных проектах актриса и телеведущая Эвелина Бледанс успевает быть образцовой мамой, которая уделят много времени своему ребенку.

Пять лет назад в семье знаменитости и ее мужа, продюсера Александра Семина, родился мальчик Сема, которому диагностировали синдром Дауна. И после появления малыша родители решили, что он не будет жить как человек с ограниченными возможностями и насладится всеми прелестями жизни.

Сейчас пятилетний Семен является звездой Интернета, у него есть свои страницы в социальных сетях, на которые подписано около миллиона человек. Мальчик растет общительным, открытым и раскрепощенным. Эта заслуга его родителей, которые стараются как можно чаще приобщать его к общественной жизни, выводить на светские мероприятия и знакомить его с другими людьми.

Эвелина любит Сёмена всеми фибрами своей души, и это видно невооруженным взглядом. Так, актриса поделилась с поклонниками в своем Instagram видео, где рассказывает сынишке детский стих, а он при этом смеется и повторяет мамины движения.

Поклонники моментально “забросали” Эвелину и Сёмена комплиментами и пожеланиями здоровья и счастья. Невозможно удержаться от теплой улыбки, которая невольно возникает на лице, когда смотришь это видео. Подарите и себе порцию любви и чистой, незамутненной нежности!

А недавно он прочел свое первое слово, как думаете, какое?

Также сын Эвелины Бледанс делает первые спортивные успехи. Пятилетний Семен занимается верховой ездой и уже уверенно держится на лошади. Верховая езда - это своеобразная терапия, рекомендованная детям с особенностями развития. Для Семы это стало одним из самых любимых занятий, у него даже есть свой пони - Бусинка, с которым у мальчика сложились дружеские отношения, так что в отличие от большинства детей Семен без страха ездит верхом.

В возрасте шести месяцев Семен уже получил свой первый рекламный контракт с компанией-производителем детских подгузников, а сейчас часто принимает участие в различных съемках. Его звездная мама каждый день публикует фото или видео с сыном, которые собирают рекордное количество лайков. Многие подписчики Эвелины обвиняют ее в пиаре засчет собственного ребенка. Ранее артистка игнорировала подобные выпады в свою сторону, но недавно решила расставить все точки над «i», пояснив, что она действительно пиарит сына, но не себя.

«Злопыхателям я отвечаю: «Да, я пиарю людей с синдромом Дауна в лице Семена Семина! Кто-то еще делает это в нашей стране? Никто! Только наша семья не боится открыто говорить об этой проблеме и собирать вокруг себя людей, которые раньше стеснялись это делать!»- отвечает Эвелина.

Первого апреля Семен отпраздновал свой пятый день рождения.

Звездная мама устроила имениннику настоящий праздник.

Мы, как родители, стараемся дать нашим детям все самое лучшее и полезное, а значит и решаем за них что одеть, во что играть, что кушать и так далее. До определенного времени это нормально, правильно и безопасно для малыша. Но, наступает момент, когда нужно немножко отпустить свой тотальный контроль и дать ребенку, достигшему примерно четырехлетнего возраста право выбора. Давайте поговорим об этом более подробно.

Два взгляда на одну ситуацию

Рассмотрим на конкретном примере: одна мамочка выбирает за своего ребенка все, начиная от еды, заканчивая его развитием. Она встает утром, готовит ему вкусный завтрак, от которого ребенок отказывается, старается, ищет в интернете новые рецепты, чтобы удивить маленького гурмана. Одним словом, продолжает считать его настолько маленьким, что он не в состоянии иметь свой вкус в плане еды или игрушек.

Вторая мама немного отпустила свой контроль и дала ребенку право выбора: например, он с удовольствием встает утром и выбирает, что приготовить на завтрак. В этом есть несомненные плюсы: малыш самостоятельно выбирает утреннее меню. Для него это очень важно – таким образом, он чувствует свою значимость в семье, поскольку у него тоже есть право принимать решения. Для мамы тоже есть свои плюсы: не нужно каждое утро придумывать, что готовить, при этом ребенок всегда с удовольствием будет есть то, что выбрал именно он. Ну и самое, как мне кажется, важное в этом варианте – это то, что малыш учится делать свой собственный выбор, а значит, получает определенный стимул для развития своих личностных качеств.

«А кто же прав?» - спросите вы: «Мама из первого примера, или же мама из второго примера?» Должны ли дети с младых ногтей иметь право выбора в чем-то или же нет? Как мне кажется, определенное право выбора должно быть: ведь мы хотим, чтобы наши дети полноценно развивались и взрослели? Значит, будем пытаться давать им больше свободы.

Учимся делать выбор

Поверьте, даже новорожденные имеют свои предпочтения, пусть они пока неосознанные, не имеют обоснования. Но они есть. А вот ребенок в возрасте 4-6 лет должен уметь делать выбор. Для того, чтобы его выбор вполне осознанным – задавайте ему наводящие вопросы: почему он выбирает именно эту рубашку, игрушку или тарелку?

Задавая такие вопросы, вы должны понимать, что сразу ребенок не даст вам полноценного и исчерпывающего ответа по поводу своего выбора. Но со временем он научится это делать. Помогайте ему, задавая наводящие вопросы, которые будут подталкивать его к формированию своего личного мнения, только не давите, пожалуйста.

Очень важно уважать выбор своего ребенка. Пусть даже он смешон или нелеп с вашей точки зрения. Критика в данном случае – табу, потому что она вполне способна отбить всякое желание делиться с вами своими взглядами и мыслями. Поставьте себя на место ребенка: вам понравится слушать все время насмешки и критику, чтобы вы не делали? Вот так и ребенку неприятно и обидно.

Не давите на ребенка

Конечно, родители гораздо умнее малыша: они и старше, и опытнее. Но это совершенно не означает, что нужно принимать решения за ребенка, не считаясь с ним и с его мнением. Такая политика чревата тем, что в развитии и становлении личностного «Я» малыша будут задержки.

Существуют следующие мнения по этому поводу: малыш вполне может делать свой выбор только в школьном возрасте или же, наоборот, после ее окончания. Однако, чем раньше наши дети получат возможность принимать самостоятельные решения, тем более уверенными в себе, активными, независимыми они будут расти. Такие дети в будущем не будут ждать решений от кого-то, а будут действовать самостоятельно.

Хвалите своих детей в их первых шагах делать свой собственный выбор, при этом не акцентируйте его внимание на ошибках. Так вы будете помогать ему расти смелым, уверенным в себе человеком и гармонично развитой личностью.

Задаем правильные ориентиры

Ребенку часто сложно сделать свой выбор: им хочется одновременно и туда, и сюда. Например, покататься на горке и тут же лепить куличики в песочнице. Как же быть? Надо помочь сделать выбор малышу, путем небольшой подсказки. Можно сказать: «Раз уж ты стоишь ближе к горке – прокатись раз или два и пойдем творить из песка». Пусть малыш подумает над вашими словами и примет СВОЕ решение (я специально выделила это слово). В данном случае вы просто предложили более разумный вариант, а вот согласиться с ним или нет – это право выбора ребенка. Таким образом, в этой ситуации, вы задали ориентир, направление действия, в результате которого малыш сделал выбор.

Но это простая бытовая ситуация. А вот в более сложных случаях ребенок будет держать ориентир на жизненные ценности, которые родители прививают ему с рождения. Например, общение с братьями нашими меньшими: домашними животными. Ребенок может сразу принять то, что щеночка или котенка нельзя обижать или же придется объяснять на своих примерах, сказочных историях.

Например: жила-была маленькая девочка, которая обижала животных. Она тянула за хвост котенка, кричала на щенка. И вот однажды, все животные обиделись на нее и перестали с ней играть. Они прятались, едва завидев девочку. И стало скучно девочке: ведь теперь не с кем ей поиграть. Сидела она в одиночестве во дворе, грустила, пока наконец не поняла, что с друзьями нельзя быть жестокой. Как только девочка все это усвоила – и котенок, и щеночек вернулись к девочке. Теперь они стали настоящими друзьями: они всегда вместе играют, и никто никого не обижает.

Очень важно, обучая ребенка правильным вещам, самим следовать своим принципам. Показывайте на личных примерах, что такое хорошо, а что такое плохо.

Ошибки неизбежны

Увы, но от ошибок никто не застрахован в этой жизни. И наши дети, в том числе. Однако, справедливости ради стоит заметить, что ошибки помогают нам накапливать опыт. Ведь как говорят? Опыт – это лучший учитель. Поэтому позволяйте малышу ошибаться. Конечно, при условии, что ошибка не грозит его безопасности. Например, если маленький упрямец хочет надеть сначала свитер, а потом майку – пусть попробует. Проведя такой эксперимент, он опытным путем выяснит, что действительно изначально нужно надеть майку и только потом, сверху, свитер.

Процесс учебы и накопления опыта всегда труден, не всегда гладкий. Вспомните, когда ваш кроха учился ходить, сколько раз он упал, пока научился держать равновесие? Но ведь научился же?

Безусловно, нужно всегда держать ребенка в поле зрения, обеспечивая ему безопасность. Но и предугадывать каждое его действие про принципу «подстелить соломки» - это будет скорее медвежья услуга, чем забота. Ребенок имеет право на ошибки, на свои ошибки, чтобы накопить свой жизненный опыт. Не живите за него. В процессе ошибок ребенок переживает эмоции, пусть они не всегда приятные, но, тем не менее, это уроки, которые он запомнит лучше, чем какие-то мифические рассказы о том, что может быть, если быстро бегать и не смотреть под ноги или, как было у меня, например. Мне столько раз рассказывали в детстве, что нельзя ничего совать в розетку, что однажды я таки взяла отвертку и полезла в нее. Здорово, что все обошлось только моим испугом, легким ударом тока и все. Но я запомнила на всю оставшуюся жизнь эти «прекрасные» ощущения и с электричеством больше не игралась. И очень здорово, что сейчас для безопасности наших малышей придуманы всевозможные заглушки, розетки в домах устанавливают так, чтобы ребенку было не так просто добраться до нее.

Наша с вами задача, дорогие мамы и папы, вырастить из наших сладких карапузов сильных и уверенных в себе людей, личностей. Так давайте с самых младых ногтей будем давать им возможность принимать самостоятельные решения. И действовать будем по принципу: от простых задач к сложным.