Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием современной образовательной технологии ТРИЗ в старшей группе на тему: «Спасти заколдованную принцессу»
Цель: развитие умений находить нестандартные подходы в решении проблемных ситуаций.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи: развивать познавательный интерес, логическое мышление; систематизировать знания детей о явлениях природы; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь; формировать умения выделять отличительные признаки путем сравнения; закреплять умения отгадывать название сказки по короткому отрывку; развивать чувство эмпатии, умение видеть красоту окружающего мира
Оборудование и материалы: Большой игрушечный домик с окнами и дверями, кукла, кусок ткани, которой накрыт домик, сундучок, игрушка –заяц, одеяльце, буквы (т,е,р,е,м,о,к), домик –теремок, предметные картинки на каждого ребенка, модель.
Предварительная работа: чтение
Ход НОД:
На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.
Воспитатель: заглядывает за домик и говорит: Ребята, вам интересно, что там может находиться, тогда я предлагаю вам поиграть в игру «Данетка». Для того, чтобы отгадать, что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или «да» или « нет». Подсказка – это неживой предмет.
Игра «Да-Нет-ка»
Дети: Это книга?
Воспитатель: Нет
Дети: Это игрушка?
Воспитатель: Да
Дети: Может машинка?
Воспитатель: Нет.
Дети: Это домик?
Воспитатель: Да
(если дети долго не угадывают воспитатель дает еще одну подсказку загадку:
Воспитатель снимает ткань.
Воспитатель: В одном сказочном доме жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса крепким сном, и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда. Ребята, чтобы открылись двери и окна, и принцесса проснулась, колдунья оставила письмо: «…вы сможете помочь принцессе, если выполните все мои задания, только тогда мое колдовство отступит». Ребята, попробуем расколдовать принцессу?
Дети: Да.
Воспитатель: первое задание это загадка:
Кто пугливей всех зверей?
Уши у кого - длинней?
В огороде ест морковку,
и капустную листву,
удирать умеет ловко,
Если встретит вдруг лису...
Сильно глазками косит,
всех боится и дрожит...
Дети: Это заяц.
Воспитатель: Правильно. (достает из-за домика мокрую игрушку зайца) Бедный зайчик, как он оказался возле домика, наверное хотел помочь принцессе. Но я вижу, ему самому нужна помощь, какой он мокрый и грустный. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в домике.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?
Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.
Воспитатель: Да, наверное, зайчик так промок под дождем. Ребята, а как вы думаете, это хорошо или плохо, когда идет дождь.
Ответы детей: Хорошо, потому, что дождь поливает все растения и др.
Плохо, потому, что можно простудиться и заболеть, если промочишь ноги и др.
В. : Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь - это хорошо тогда, когда …, и дождь для нас это плохо, когда …
В.:
А солнце какое, хорошее или плохое?
В.
: Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
(Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло…)
В.
: А что плохого может быть в солнце?
Д.:
Когда жарко - голова болит и пить хочется; все цветы завянут.
В. : Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
В.: Как мы можем помочь зайцу?
Д.: Высушить, согреть одеяло, положить на солнышко.
В.: Давайте его укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока он греется, он попросил, чтобы вы помогли ему. Оказывается он совершенно забыл из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц?
Д.: «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.
Пока дети вспоминают сказки, воспитатель незаметно открывает одно окошко.
В.: Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Заюшкина избушка», и, к сожалению, ему пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.
В.: Мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, и, посмотрите, что случилось, верхнее окошко у замка открылось.
В: Давайте поспешим выполнить еще одно задание, в конверте лежат буквы, из которых нужно составить название одной известной всем сказки, но они все перемешались. Что бы поставить их по-порядку надо отгадать загадки о каждой букве.
На одной стоит ноге. На крыше дома буква …(Т)
Моет, полоскает, и домой таскает.
Наплескается в ручье. Превратится в букву…(Е)
У малыша Володи эта буква не выходит
И конечно, очень странно, но выходит у Полкана.
Как рычит он… (Р)
Целый день енотка Рая в ручейке белье стирает
Моет, полоскает и домой таскает.
Наплескается в ручье – превратится в букву …(Е)
Видим здание метро, а над входом букву …(М)
В старом дереве дупло – ну совсем как буква…(О)
Половинку от жука, составляет буква (К)
Пока дети отгадывают, воспитатель ставит буквы на доску по порядку. Получается слово – теремок.
В: Ребята, с заданием мы справились и вот еще одно окошко открылось.
ИГРА: с проблемной ситуацией
В.: Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.
Д.: Хорошее.
В.: Ребята, а где может жить улыбка (Пример: на лице, на губах, в душе и т.д.)
В: Посмотрите, еще одно окошко открылось.
В: Достаем следующее задание (показывает книжку)
А здесь сказка и нам предлагают отгадать ее название Но, по-моему, что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, я начну читать, а вы поправляйте меня, если здесь есть ошибки.
В:- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:
Д:- Не Желтая, а Красная
В:- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и …
Д:- Да нет же, не папа, а мама.
В:- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:
Д:- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:
В:- И пошла Красная шапочка к бабушке отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.
Д:- Не площадь, а лес.
В:- И встретила она медведя.
Д:-Не медведя, а волка. А сказка называется «Красная шапочка».
В.: Молодцы, ребята. Вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси –лебеди)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку. (Дюймовочка)
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? - Вот вопрос.(Приключения Буратино)
Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола». (Золушка)
Нет ни речки, ни пруда -
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Загадка о спящей красавице
В.: Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили домик и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней.
Принцесса «благодарит» детей.
В: Ребята, вот мы и справились с задачей, освободили от чар колдуньи принцессу. Давайте вспомним, что же нам пришлось для этого сделать?
Ответы детей (мы выполнили все задания: помогли зайцу найти свою сказку, разгадали все загадки, составили слово «теремок»)
В: Правильно, а самое главное, мы все выполнили дружно, помогали друг другу в выполнении заданий, а сейчас также дружно можно приступить к занятиям, которые вам интересны.
Муслимова Айна Хабибулаевна ,
воспитатель МБДОУ ЦРР -детский сад "Танюша
Сургутский район п.Фёдоровский
Программное содержание:
Создать условия для психологического и эмоционального комфорта.
Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
Обучать навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма».
Развивать навык целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.
Формировать навыки связно-речевых высказываний, умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться успехам других, уточнять и закреплять правильное произношение звуков У, Х Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса.
Правильно использовать в речи грамматические формы, умение согласовывать существительные с прилагательными.
Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.
Обогащение словаря: гололед, морозно, ситуация.
Активизация словаря: белая, холодная, снежная, красочная.
Оборудование: Аудиозапись «Веселая природа», подарочная коробка, мольберт, цветы из бумаги разного цвета (красный, желтый, синий).
Методы и приемы :
Противоречия: игра «Хорошо – плохо».
Ассоциация игра «Расскажи, что оно представляет».
Ресурсный анализ: игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».
Метод проблемной ситуации «мозговой штурм».
Предварительная работа:
Заучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик».
Рассматривание иллюстрации на темы: «Зима», «Лето»,
Наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете.
Малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило».
Дидактические игры с элементами ТРИЗ. «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».
Работа с родителями :
Консультация: «Игра и речь».
Ознакомление с разными играми, памятка с играми по развитию речи с элементами ТРИЗ,
Использование картотек: пальчиковые игры.
Решение проблемных ситуаций.
1.Организационный момент.
Игра психологической направленности «Приветствие»(1 минута)
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2.Сюрпризный момент . К детям приходит Знай-ка.
Противоречия в зиме.(3 минуты)
Знайка: Здравствуйте, ребята, вы узнали меня? Я, Знайка.
Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник. Новый год! И елку надо украшать, и Дед Мороз подарок дарит.
Вот этот подарок я храню с нового года. Жду не дождусь нового! Потому что зима, мое самое любимое время года.
В : Знайка, не только ты любишь, это время года. Я думаю, нашим ребятам тоже нравится зима. А ты садись, Знайка и послушай, что дети расскажут о зиме.
Ребята за что вы любите зиму?
Д: Можно на санках и на лыжах кататься.
И в снежки играть можно, крепость из снега строить. Лепить снежную бабу.
Наблюдать за снегопадом.
Можно проводить опыты.
Можно снег растопить в группе и талой водой поливать комнатные растения.
В: Неужели все хорошо зимой? .А, что плохо зимой
Д: Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть.
Когда гололед можно поскользнуться упасть. И повредить себе что нибудь.
Очень опасно, когда сильные снегопады.
В: Значит выходит, что зимой тоже есть, и хорошее, и плохое.
3.Игра «Что бывает летом, что бывает зимой».(2 минуты)
В: Ребята, сможете ответить, чем зима отличается от лета?
Сейчас мы поиграем с вами.
Я буду говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой
В: А еще есть замечательная игра в которой вы поймете правильно вы ответили или нет.
Летом - жарко, а зимой
Д: - холодно.
В: Летом на деревьях листья, а зимой –
Д: листьев нет (или лежит снег)
В: Летом день длинный, а зимой –
Д: короткий.
В: Зимой солнце низко, а летом - Д: высоко.
В: Летом гуляют на улице много, а зимой - Д: мало.
В: Зимой рябина сладкая, а летом –
Д: кислая.
В: Зимой птицам голодно, а летом –
Д: сытно.
В: Зимой земля покрыта снегом, а летом - Д: песком, травой.
4. Физминутка «Морозная зима».(1 минута)
Солнце землю греет слабо.
по ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода не подвижна и тверда.
Вьюга, злится, снег кружится
заметает все вокруг белоснежным серебром.
5. Пальчиковая гимнастика «Лето». (1 минута)
Вот и лето наступает
Всех на отдых приглашает.
Будем плавать, загорать,
И на даче отдыхать.
6. Дидактическая игра с мячом . (3 минуты)
В: А сейчас поиграем с мячом, я называю слово, а вы ребята, рассказываете, что оно представляют.
Снег – зима, снеговик, снежки.
Новый год – елка, праздник подарки.
Варежки – гулять, руки, тепло.
Лето – море, радуга, солнце.
Цветок – бабочка, трава солнце.
Мороз – холодно, зима, Дед Мороз.
7. Игра «Подбери признаки». (2 минуты)
Мяч передавай – слова, признаки называй.
В: Зима, какая?
Д: холодная, морозная, снежная, веселая.
В: Лето, какое?
Д: жаркое солнечное,
веселое, красочное.
В: Снежинка, какая?
Д: Легкая, колючая, нежная холодная, красивая.
8. Артикуляционная гимнастика. (1 минута)
В: Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе?
В: Как завывает вьюга
Д: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).
В: Как морозным днем хрустит под ногами снег?
Д: ХР-ХР-ХРХР!
В: Как дворник сметает с порога снег?
Д: Ш-Ш-Ш-Ш!
В: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?
Д: С – С - С - С!
9.Дыхательное упражнение «Снежинка»(1 минута)
В: Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть
(вдох носом и короткий сильный выдох),
(вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы).
Теперь на варежку упало несколько снежинок (вдох носом и медленный прерывистый выдох).
10. Проблемная ситуация (4 минуты)
Знайка: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме и о лете. Но у меня сложилось такая ситуация я один не смогу помочь бабушке и дедушке.
Вы ребята, поможете мне?
Д: Да, поможем!
Знайка: Моя бабушка живет далеко на юге и никогда не видела снега, а дедушка живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Чтобы мне придумать, чтобы бабушка смогла потрогать снег, а дедушка - траву и деревья.
(Только переезжать никуда они не хотят).
Знайка: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка и бабушка. Это для них будет сюрприз. До свидания ребята!
Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Сначала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируется, и выбираются наиболее удачные.
11. Итог. Рефлексия«Цветочная поляна»(1 минута)
В: Ребята, если вам сегодня было интересно, если вы любите играть в игры, нравится находить противоречие, то посадите на полянку красные цветочки. А если вам нравится и не нравится, то желтые цветочки.
Было неинтересно, скучно - посадите синие цветочки.
Ребята, я вижу, что вам понравилось.
Литература:
М.Чёрный «Весёлое путешествие в Игранезию, Вопросилию, Загадандию» ;
О.А.Белобрыкина « Маленькие волшебники или на пути к творчеству»:
О.А.Белобрыкина « Речь и общение».
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002168 дата отправки заказной бандероли 6 сентября 2013г. № квитанции (почтовый идентификатор) 62502663120205
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА.
Формирование у детей творческого мышления, т.е.воспитание творческой личности, умение решать нестандартные задачи в различных областях деятельности и в жизненных ситуациях- вот приоритетная цель применения ТРИЗ в работе с детьми. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. Поэтому занятия в детском саду с применением технологии ТРИЗ, я считаю, обязательно должны быть. Да мы и используем их порой сами того не подозревая. Но если попытаться вникнуть в технологию, погрузиться в её мир творчества и фантазии, то станет понятным её великая сила преобразования ребёнка в личность.
Применение ТРИЗ в различных видах детской деятельности: игровой, речевой, художественном творчестве и т.д. позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. А так же, что не мало важно, развиваются такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
В своей работе я каждый день стараюсь использовать те или иные элементы ТРИЗ в различных видах детской деятельности. В непосредственной образовательной деятельности я часто беру сразу несколько методов технологии, это интересно и мне и, как показал опыт, моим детям. Мне нравится слушать детей, следить за их развитием, удивляться их смелым фантазиям. Попробовав применить в работе с детьми чисто тризовские занятия, увидела хороший результат: детям было интересно, познавательно, не уставая они проходили задания, решая их с лёгкостью.
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ НА ТЕМУ « ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ КУКЛЫ» (старшая группа)
ЦЕЛЬ: активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о кукле; развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения. Воспитывать качества толерантности: принятие человека таким, какой он есть, сопереживание, желание помочь.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитатель предлагает рассказать о своей любимой игрушке. Затем рассказывает о своей игрушке из детства, показывает старую потрёпанную куклу. Продолжая рассказ о куклах показывает презентацию «Такие разные куклы».
- Сегодня моя кукла Катя хочет с вами поиграть, вы ей очень понравились, и она приготовила для вас интересные задания, но, чтобы их выполнить, нужно прочитать необычное письмо (план с геометрическими фигурами).
Дети подходят к столу где лежит план группы и блоки Дьенеша. Нужно найти с их помощью геометрическую фигуру с обозначением номера задания. На плане отмечены точками секретные места, где в группе спрятаны задания. (следующие задания находят так же с помощью блоков Дьенеша).
Первое задание: рассказать в чём сходства и различия куклы и ребёнка, а затем сочините загадку о кукле с помощью противоречий: есть…, но….
Второе задание: с помощью системного оператора « Волшебные окошки» нужно рассказать о кукле прошлого, настоящего и будущего.
Третье задание: нужно сравнить традиционную куклу и куклу Барби с помощью игры «Хорошо- плохо» .
Психогимнастика « Я- кукла». С помощью метода эмпатии.
Четвёртое задание: дети находят сундучок с разными предметами, рассмотрев их нужно придумать историю, которая случилась с куклой Катей. Мотивация: кукла попала в беду и ей нужна помощь. Используя метод «мозгового штурма» нужно спасти куклу.
Пятое задание: дети находят эликсир колдовства, выпив который, они превращаются в волшебников и рисуют куклу Катю обновлённой, красивой, непотрёпанной и совсем в необычном наряде, используя метод нетрадиционного рисования (по выбору педагога).
Приложенные файлы
Мозговая Валентина Владимировна
МБДОУ детский сад №40 "Пчелка", п.Щепкин
воспитатель
Конспект НОД по развитию речи
с использованием технологии ТРИЗ
в старшей группе
Тема: «Спасти заколдованную принцессу»
СКАЧАТЬ (презентация)
Цель: Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы; развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения; воспитывать интерес к художественной литературе.
Ход занятия:
На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.
В.: Дети посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Данетка». Для того, чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Подсказка - это неживой предмет.
Игра «Данетка»
Д: Это книга?
В.: Нет
Д: Это игрушка?
В. : Да
Д.: Может кукла?
В. : Нет.
Варианты ответов детей…
Д: Это домик?
В.: Да
Воспитатель снимает ткань.
В.: В одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса крепким сном и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда.
В.: Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу.
Ответы детей. (Пример: «победить злую колдунью», «решить задания»
В.: Чтобы открылись двери и окна и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?
Д.: Да.
В.: Смотрите, все задания у меня спрятаны в волшебном сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:
Кто пугливей всех зверей?
Уши у кого - длинней?
В огороде ест морковку и капустную листву,
удирать умеет ловко,
Если встретит вдруг лису...
Сильно глазками косит,
всех боится и дрожит...
Д.: Заяц
В.: Правильно. Молодцы ребята. Как в сказках называют зайца? (косой, трусишка, зайка-попрыгайка) А теперь давайте попытаемся описать зайку. Что вы можете сказать о его шерстке? (мягкая, пушистая, серая). Расскажите мне о хвосте зайца? (короткий, мягкий, пушистый). А что можно сказать о характере зайца? Какой он в сказках? (трусливый)
Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца.
В.: Здесь мокрый и грустный заяц. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в замке.
В.: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?
Д.: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.
Обсуждение с детьми противоречий в погоде
В.
: Ребята, как по-вашему, дождь — хороший или плохой?
В.
: Что хорошего в дожде?
(Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя…)
В.
: А что плохого в дожде?
Д.: Можно заболеть
В. : Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда …, и дождь для нас это плохо, когда …
В.:
А солнце какое, хорошее или плохое?
В.
: Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
(Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло…)
В.
: А что плохого может быть в солнце?
Д.:
Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.
В. : Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
В.: Как мы можем помочь зайцу?
Д.: Высушить, согреть одеяло, положить на солнышко.
В.: Давайте ее укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока она греется, он попросил, чтобы вы помогли ему. Оказывается он совершенно забыл из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц?
Д.: «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.
Пока дети вспоминают сказки, воспитатель незаметно открывает одно окошко.
В.: Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Заюшкина избушка», и к сожалению ему пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.
В.: Мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, где он являлся главным героем и, посмотрите, что случилось, верхнее окошко у замка открылось.
В. : А, что у нас еще есть в сундучке? плакат «Сказочная путаница».
В: Посмотрите, что здесь изображенно.
В: А какие сказки перепутались? Назовите их.
В : Верно. А что перепутано на картине?
В.: Вот и еще одно окошко открылось. А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Слово наоборот»
— Весёлый — грустный,
— добрый — злой,
— Смелый — трусливый,
Старый — молодой,
Сильный — слабый,
Здоровый — больной,
Умный — глупый,
— Вежливый — грубый,
— Сытый — голодный,
— Могучий — слабый,
— Озорной — послушный,
— Ленивый — трудолюбивый.
В:
Молодцы, теперь посмотрите на доску - «тени» сказочных персонажей, нам необходимо их разгадать.
Называем тень, переворачиваем, правильно ли угадали.
В: Всех героев вы узнали молодцы.
Физминутка «Волшебные растения»
Встаньте на ноги и представьте, что мы оказались в волшебном лесу, возле волшебного замка с нашей заколдованной принцессой и вы превратились в растения. Подумайте, кто каким растением хотел бы стать? Кто-то дубом, кто-то травинкой, может кто-то хочет быть цветочком. А теперь представьте себе что подул теплый ветерок, как ваше растение будет реагировать (варианты: сильный ветер, дождь, снег и т.д).
В : Молодцы! Возвращаемся на свои стулья.
В.: Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.
Д.: Хорошее.
В.: Ребята, а где может жить улыбка (Пример: на лице, на кофте, в душе и т.д.)
В.: Посмотрите, еще одно окошко открылось.
В.: Что у нас еще осталось в сундучке.
А здесь сказка «Красная шапочка». Но по-моему что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.
Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:
Не Желтая, а Красная
Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:
Да нет же, не папа, а мама.
Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:
К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:
И пошла Красная шапочка к бабушке отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.
Не площадь, а лес.
И встретила она медведя.
Не медведя, а волка.
В.: Вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта(Золушка)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
Айболит
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
Ему надоело
Сидеть на окошке
И он покатился
В лес по дорожке.
(Колобок.)
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же девочку ту звали?(Снегурочка)
Эту как зовут старушку?
Просит бабушка избушку:
«Разверни-ка свой фасад:
Ко мне — перед, к лесу — зад!»
Топнет костяной ногой.
Звать бабулечку.... (Яга)
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? — Вот вопрос.(Буратино)
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …(Медведь)
В.: Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней. Принцесса очень благодарна вам за помощь, за старание, за любовь к русским народным сказкам и дарит вам подарки, предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома.
На этом наша сказка закончилась. Спасибо Вам за внимание! Приходите к нам еще!
Описание материала: предлагаю вам конспект НОД с элементами ТРИЗ и РТВ в средней группе «В гостях у принцессы Капельки». Этот конспект направлен на закрепление знаний и умений детей в таких областях, как «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Материал будет полезен воспитателям детских садов.
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе с элементами ТРИЗ и РТВ.
Тема: «В гостях у принцессы Капельки»
Цель: показать детям значение воды в жизни человека;
Задачи:
уточнить и расширить знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры;
формировать основы системного мышления и логического анализа.
закрепить навыки согласования прилагательных с существительными;
воспитывать у детей экологические понятия о воде, как источнике жизни на Земле;
дать детям почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.
Материал к занятию: мультимедийное оборудование, глобус, сосуды с питьевой и соленой водой, кубики льда, сосуды с горячей и холодной водой, аудиозапись музыки, напоминающей шум воды, большой лист ватмана голубого цвета, на котором нарисованы рыбы с отсутствующими отдельными частями тела (плавники, хвост, глаза и др.).
Предварительная работа: рассматривание карты, глобуса, альбомов по теме “Морские животные”, “Рыбы”, прогулки к водоему, наблюдение за состоянием воды в зависимости от температуры.
Последующая работа: придумывание и рисование волшебной рыбки с помощью игры “Чудесные вещи” (метод фокальных объектов).
ХОД образовательной деятельности
Воспитатель: Посмотрите, ребятки, к нам в гости пришла принцесса «Капелька».
(на экране появляется слайд с картинкой принцессы «Капельки»)
Она, почему то, очень взволнована. Может что- то случилось? Я сейчас послушаю, что она хочет сказать.
(воспитатель прикладывает руку к уху, имитируя разговор с принцессой Капелькой»)
Воспитатель: В её королевстве случилась беда: злая Волшебница заколдовала обитателей королевства. Поможем расколдовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Но как же нам найти королевство, где живет принцесса Капелька?
Дети: Принцесса Капелька живет в воде.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус, обращает внимание детей, что на глобусе больше синего цвета).
Воспитатель: Синим и голубым цветом на глобусе обозначены моря, озёра, синие линии – это реки.
Воспитатель: Где мы ещё встречали воду в нашем городе?
Дети: В луже, в реке, дождик и т.д.
Воспитатель: Где встречали воду в детском саду?
Дети: В умывальной комнате.
Воспитатель: А где можно встретить воду в вашей квартире?
Дети: В кране, в ванной, в умывальнике и т.д.
Воспитатель: Для чего нужна вода?
Дети: Вода нужна для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить пищу, поливать растения и т.д.
Воспитатель: Человек без пищи может прожить несколько дней, а без воды – нет. Так и все живое на Земле не может жить от воды.
- Как мы видим на глобусе, воды на земле много. Но почему же говорят “Воду надо беречь”?
Рассуждения детей.
Воспитатель: В морях и океанах вода очень соленая. Посмотрите, я приготовила 2 стакана с водой.
(воспитатель предлагает детям попробовать воду на вкус) .
Воспитатель: Скажите в стаканах вода одинаковая или нет?
Дети: Одинаковая.
Воспитатель:
У меня есть морская соль, сейчас я добавлю ее в один из стаканов и размешаю. Как вы думаете, что случится с водой?
Дети:
Она станет соленая.
(воспитатель предлагает детям попробовать пресную и солёную приблизительно к морской воду).
Воспитатель:
Как вы думаете можно пить морскую воду?
Дети:
Нет, потому что она соленая.
Воспитатель:
Пресной, несоленой воды на Земле мало, и её запасы уменьшаются, поэтому-то и говорят: “Воду надо беречь”.
- Солёная, морская вода тоже нужна. Как вы, дети, думаете для чего?
Дети:
Морская вода нужна потому, что в морях и океанах живут рыбы.
Воспитатель:
Там живут не только рыбы, много других жителей. А кто они – смотрите принцесса «Капелька» вам показывает.
(на экране появляется слайд с картинками крабы, морские звезды, медузы, водоросли и т.д.)
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто это?
(дети с помощью воспитателя называют морских жителей)
Воспитатель: А еще, ребятки, по морям и океанам плавают корабли, они перевозят людей, грузы.
Воспитатель: Всегда ли вода хорошо?
Дидактическая игра: “Хорошо – плохо: вода”. Дети по очереди называют “хорошие” и “плохие” качества воды.
Воспитатель: Как много всего мы с вами узнали о воде. Ну что, ребята, поможем принцессе «Капельке» и ее королевству?
Дети: да.
Воспитатель: Только путь у нас будет не простой, наверняка злая волшебница будет нам мешать. Вы готовы преодолеть все препятствия?
Дети: Да. Мы сильные и много всего знаем и умеем.
Воспитатель: Ну, тогда - в путь.
(Под весёлую музыку дети шагают по “тропинке”.
На пути встречают препятствия – загадки злой Волшебницы. Дальше можно продвигаться только после того, как отгадаем эти загадки).
Воспитатель: А вот и первое препятствие. Что это за сказка?
(на экране появляется слайд с картинкой из сказки « сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Дети: Это сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Воспитатель: А что случилось с Иванушкой в этой сказке?
Дети: Он выпил водичку из козьего копытца и превратился в козленочка.
Воспитатель: Как помочь Иванушке из сказки “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” напиться в пути воды и не стать козленочком?
Дети: Напиться из следа оставленного самим Иванушкой, нужно было взять воду с собой….
Воспитатель: Молодцы, ребятки. Можем двигаться дальше.
(под музыку дети идут дальше по тропинке и подходят к экрану, на котором появляется слайд с картинкой «Снежная Королева»)
Воспитатель: Дети, кто это?
Дети: Снежная Королева.
Воспитатель: У Снежной Королевы была очень красивая посуда. На Новогоднем празднике она подарила ее своим гостям. Когда гости вернулись домой, посуда начала исчезать. Почему? Как спасти посуду?
Дети: Посуда была сделана изо льда, поэтому она в тепле таяла. Спасти её можно, поместив в холодильник.
Воспитатель: Во что превращается вода на морозе?
Дети: Вода на морозе превращается в лед.
Воспитатель: Что происходит со льдом в тепле?
Дети: Он тает.
Воспитатель: Где быстрее растает лед в горячей или холодной воде?
Дети: Наверное, в горячей.
Воспитатель: Смотрите, у меня 2 стакана с водой. В одном вода горячая (потрогайте стакан) , а в другом – холодная (потрогайте стакан) . Я брошу кубики льда сначала в один стакан, затем в другой. Смотрите, в какой воде лед растаял быстрее?
Дети: В горячей.
Воспитатель: Почему, когда лед растаял, воды в стакане стало больше?
Дети: Когда лед растаял, он превратился в воду.
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь мы можем двигаться дальше.
(под музыку дети идут дальше по тропинке и подходят к экрану, на котором появляется слайд с картинкой реки)
Воспитатель: Ребятки, а это что такое?
Дети: Это речка.
Воспитатель: Как можно преодолеть реку?
Дети: можно из дощечки построить мостик, листья бумаги превратить в плот, кубики – в большие камни и т.д.
Воспитатель: Когда и как можно перейти реку, не замочив ноги, не используя никаких подручных средств? Во что превращается вода на морозе?
Дети: Вода превращается в лед. Это бывает зимой. Надо подождать пока вода замерзнет и перейти реку по льду.
Воспитатель: Правильно, ребята, по льду тоже можно перейти реку, но ждать нужно долго. Может можно как то еще преодолеть реку?
Дети: Можно превратиться в птичек и перелететь ее.
Воспитатель: Хорошо, тогда закрывайте глазки, я вас превращу в птичек.
Воспитатель: Открывайте глазки, кто вы теперь?
Дети: Мы птички.
Воспитатель: Ну, тогда машите крылышками и перелетайте через реку.
(дети машут руками, имитируя птиц)
Воспитатель: Ну, вот перелетели речку, теперь закрывайте глаза, я снова превращу вас в мальчиков и девочек.
(дети закрывают глаза, воспитатель проговаривает волшебные слова)
Воспитатель: Открывайте глазки, ну кто вы теперь?
Дети: Мы ребятки.
(звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Что это?
Дети: Музыка, мы играем в игру «Море волнуется»
Воспитатель: Давайте отдохнем и поиграем в эту игру.
(дети вместе с воспитателем играют в игру «Море волнуется»)
Воспитатель: Вот и пришли мы в королевство принцессы Капельки.
(на экране появляется слайд с картинкой королевства)
Воспитатель: Посмотрите, что натворила злая Волшебница.
На большом листе ватмана, окрашенного в голубой цвет, нарисованы рыбы, у которых отсутствуют отдельные части тела (плавники, хвост, глаза). А недостающие части лежат рядом.
Воспитатель: Попробуем, ребятки, расколдовать этих рыб. Смотрите, от какой рыбы вот этот плавник, А этот хвостик чей? …
(дети вместе с воспитателем приклеивают недостающие части)
По окончанию работы принцесса Капелька благодарит детей.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, расколдовали королевство принцессы «Капельки». Теперь нам пора возвращаться домой в детский сад.
Скажите принцессе «Капельки» до свидание и мы с вами по тропинке пойдем домой.
(Под весёлую музыку дети шагают по “тропинке”.)
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли домой (в конце занятия с детьми проводиться мозговой штурм). Кто нас позвал в гости? Где живет принцесса Капелька? Что было потом? …