Кем пугают детей. Почему нельзя пугать ребёнка в воспитательных целях? Негативный сказочный персонаж

Родители в детстве нас часто пугали вымышленными существами, что, по их мнению, должно было остерегать нас от неправильных поступков. Такая традиция существовала не только в России, но и во многих странах мира.

Бабай

Бабай - достаточно молодой феномен русской фольклорной культуры, всплывший на поверхность в условиях разрухи и расцвета блатной культуры в период Гражданской войны. Первое упоминание о Бабае приписывают Василию Ивановичу Чапаеву – так, по слухам, комдив дразнил своего друга, писателя Исаака Бабеля. По словам исследователя Жанны Бадалян, в советском обществе Бабай играл существенную охранительно-идеологическую роль.
У Бабая нет конкретного описания, но чаще всего его представляли в виде хромого старика с мешком за плечами, в который он забирает непослушных детей. Обычно родители вспоминали Бабая, когда их ребенок не хотел засыпать:

Ай, бай, бай, бай,
Не ходи, старик Бабай,
Коням сена не давай.
Кони сено не едят,
Всё на Мишеньку глядят.
Миша спит по ночам
И растёт по часам.
Ай, бай, бай, бай,
Не ходи ты к нам, Бабай.
Так поется в колыбельной песенке.

Бугимен

Викторианская Англия славилась своими нравоучительными историями. В воспитательных целях народное мифотворчество придумывало различных персонажей, способных наказывать детей за отсутствие прилежности. К примеру, водяная старуха Пэг Паулер утаскивала на дно тех детей, которые вместо изучения Библии предпочитали по воскресеньям купаться.
Но во главе всей устрашающей нечисти стоял Бугимен – существо без внешности, от чего в кошмарных фантазиях ребенка он приобретал самый невообразимый вид. Бугименом часто пугали детей, сосущих пальцы. Из уст родителей доносилось важное предупреждение: если дети не станут послушными, Бугимен прикоснется к ним своими длинными пальцами и их тело покроется бородавками. Став экранным персонажем, Бугимен продолжает наводить страх уже не только на английских детей.

Омбре дель косталь

Мужчина с мешком – Омбре дель косталь – является главным ужасом детей Латинской Америки. Этот тощий и злой персонаж не просто ворует шаловливых детей, но еще и съедает их, правда, в Бразилии он поступает более гуманно – продает детей в рабство.
Истоки легенды о мужчине с мешком, возможно, имеют связь с событием, произошедшем в 1910 году в испанской Альмерии. Там жил некий Франциско Ортега, больной туберкулезом и отчаянно искавший средства к спасению от страшного недуга. Один из целителей порекомендовал больному пить кровь ребенка, а также обмазывать ею грудь. Ортега так и поступил – выкрал мальчика и зверски с ним расправился. От туберкулеза он не излечился, но вскоре за свое чудовищное преступление был казнен.

Бендит-и-Мамай

Этот загадочный персонаж родом из валлийских легенд, по преданию он происходит от коренных обитателей острова Мэн. Бендит-и-Мамай, что в переводе звучит как «матушкино благословение», чрезвычайно зловредное существо – главная его цель это оставленные без присмотра лошади, которых он седлает и бешенной скачкой доводит до изнеможения.
Кроме этого валлийцы считали, что Бендит-и-Мамай крадет малышей, подменяя их своими уродливыми отпрысками. Для того, чтобы вернуть украденное чадо родители обращались к знахарям и ведьмам, и нередко их усилия приносились результат.
Чтобы воспрепятствовать появлению назойливого воришки валлийцы ставили во дворе посуду с молоком и произносили в адрес существа несколько добрых слов. Некоторые суеверные родители до сих пор стращают своих непослушных детей этим низкорослым и уродливым созданием.

Костоправ

Мистический и зловещий Костоправ родился в буйном воображении французских родителей. Им пугали своих чад не желавших ложиться вовремя спать. Днем он прячется где-нибудь в темных местах, а ночью выходит на охоту за непослушными детьми.
Образ Костоправа восходит к XIX веку и связывают его с медициной. В то время, когда не было анестезии из кабинета врача-костоправа доносились жуткие звуки, серьезно пугавшие маленьких посетителей больницы.

Черный Пит

Легенды описывают Черного Пита то как трубочиста, то как мавра, и даже как демона. Долгое время его образ ассоциировался с пиратами, которыми голландцы пугали непослушных детей. По наиболее популярной версии Черный Пит это бывший чернокожий раб, освобожденный Святым Николаем и пообещавший ему служить. Согласно голландской легенде, Черный Пит неизменный спутник и помощник Синтаклааса (Санта-Клауса).
Хорошим детям Черный Пит приносит подарки, а непослушных – лишает их. Самых же вредных детей он может и вовсе унести в пустом мешке. Впрочем, чаще всего в качестве шутки таким детям он может принести связку розг или головешку угля. От Черного Пита ничего не ускользнет, так как он всегда носит с собой книжечку, куда записывает все поступки детей.

Крампус

Первые упоминания о Крампусе содержатся еще в дохристианском германском фольклоре и корнями уходят в древнегреческую мифологию: недаром своим внешним видом – мохнатое чудовище с рогами – он напоминает сатира. В христианское время это мифологическое существо олицетворяло дьявола со всеми его пороками.
Несмотря на запреты Церкви образ Крампуса утвердился в фольклоре как спутник Святого Николая – своеобразный его антипод. Каждый год в ночь с 5 на 6 декабря жители альпийского региона одевают наряд Крампуса и обвешанные цепями и колокольчиками пугают маленьких детей. По легенде приходящий с мешком или лоханью Крампус забирает непослушных детей и уносит их в царство Санта-Клауса, где они трудом исправляют свои провинности.

Тэк-Тэк

Япония славится своими хоррор-легендами. Такого количества наводящих ужас персонажей, пожалуй, больше нет нигде. В одной из терзающих душу историй девушку по имени Касима Рэйко перерезал на две части поезд, от чего она обозлилась на весь свет. С тех пор ее верхняя половина ночью ползает по городским тротуарам, издавая своими локтями жуткий звук «тэк-тэк».
Согласно поверью Тэк-Тэк охотится на детей, загулявшихся допоздна. Если увидит она в сумерках какого-нибудь ребенка, то станет преследовать его до тех пор, пока не настигнет и не убьет, разрубив пополам косой. Ребенок по легенде превращается в такого же монстра как Тэк-Тэк.

Мне кажется или всех детей абсолютно по всему миру пугают какими-нибудь монстрами, если те плохо себя ведут?

    Не будешь есть ужин, тебя Бармалей заберет!

    Если не станешь меня слушаться, Бабайка укусит тебя за попу!

    Хочешь попасть в лапы к Бабе-Яге, тогда продолжай вести себя так же дурно!

Абсолютно каждый родитель с редкими исключениями имеет в своем арсенале какого-нибудь злобного дядьку или чудище болотное, к помощи которых пытается прибегнуть для воспитания своего ребенка. Но можно ли так поступать на самом деле?

Ведь вымышленные монстры не только бывают дико страшными, но еще и имеют под собой вполне реальную основу!

Смотрите сами: раньше на Руси детей пугали Кикиморой или Бабой-Ягой. Сколько сказок было написано по злобному сценарию, где даже хороших девочек, заплутавших в лесу, воровала Костяная нога и потом пыталась сварить их в печи и съесть!

При этом в сказках было целых три воплощения колдуньи: Яга-богатырша, бьющаяся с богатырями, Яга-похитительница, крадущая детей, и Яга-дарительница, приветливо встречающая доброго молодца, парящая его в баньке и дающая ему полезные советы после того, ка кон сам ее чуть в печке не спалил.

А ведь если посмотреть, то Баба-Яга — это довольно жуткое и феерическое божество смерти, представляемое в мифах и сказаниях в виде женщины со змеиным хвостом, провожавшая души в царство мертвых. Другие поверья гласили, что сама Смерть передавала усопших Бабе-Яге, подкармливая свою подружку их душами.

Народ на Руси считал, что она живет абсолютно в каждой деревне и прикидывается простой старухой, ухаживающей за скотом и стряпающей на досуге пироги. Только по ночам она оборачивалась страшной ведьмой, варила зелья и воровала детей из их кроваток.

Разве можно, имея под собой такую «реальную» основу, пугать ребенка тем, что его какая-то седая старушка может в печи сжечь? Ведь он будет бояться не какой-то эфемерной злобной тетки, а вполне реальной соседки с растрепанными волосами, которая хамит всем в подъезде и смотрит на него своим белым глазом, а потом и вообще всех бабушек, ведь они могут прикидываться добрыми, чтобы потом украсть тебя и сделать из внутренностей пирог.

А возьмите ту же Кикимору, которую по поверьям считали женой домового, или ее сестру, кикимору болотную, которую считали супругой лешего. Домашняя, она пугала детей, стригла живность, била посуду и путала пряжу, а вольная, болотная, которую в древности еще и Марой называли, вообще появлялась людям только тогда, когда желала им намеренной гибели. Считалось, что тот, кто увидит Кикимору на болоте, умрет.

И так как изображалась она в виде худой неопрятной девушки с длинными спутанными волосами, то ребенок вполне мог начать видеть ее в реальном мире среди прохожих или соседей. И как вы думаете, это было полезно для его ознакомления с окружающим миром?

Можно ли пугать ребенка?

Родители сами расставляют для себя немыслимые ловушки: сначала пугают ребенка, чтобы тот их слушался, а потом не понимают, отчего он просит оставлять свет в спальне включенным, боится монстров под кроватью и дико кричит, когда вдруг видит какого-нибудь сгорбленного старика.

Ведь вода точит камень, а ребенок сначала смеется и не верит вам, пугающим его Бармалеем, но потом возникает тот самый страх, избавиться от которого уже трудно. Всему виной то, как именно стращают взрослые маленьких детей — они говорят о Бабае очень эмоционально, зловещим голосом, делая страшные глаза. Тут уж любой в красках представит себе несуществующего страшилу.

Давайте разберемся, можно ли вообще пугать ребенка и кем именно, если все-таки можно? Психологи, например, утверждают, что такой метод воспитания является самым худшим в истории, а гаже него может быть только избиение малыша или применение к нему какой-либо иной физической силы.

При этом нельзя пугать детей не только монстрами, но и вполне реальными людьми — например, незнакомым дяденькой, врачом с уколами или милиционером. Вырастет он и навсегда будет бояться весь окружающий его мир и испытывать к нему большое недоверие. Вы же потом не сможете его в кабинет к врачу затянуть, когда зуб заболит у ребенка.

Мало того, боязнь какого-то конкретного персонажа в конце концов выливается в новые проблемы: боязнь темноты, истерики, когда его оставляют в одиночестве, замкнутость. Особенно, если мама и папа спокойно говорят, что отдадут его какому-нибудь чуждому человеку, а потом о том, «что монстров на самом деле нет, спи давай, уже надоел своим плачем». Зачем говорить сначала одно, а потом показывать, что вам все равно на страхи ребенка?

Корни проблемы запугивания растут их недостатка терпения и свободного времени, когда родители, выбившись из сил, не могу доходчиво и подробно объяснить ребенку, почему ему не стоит так себя вести, прибегая к методу простому: «Пакостишь — получишь от Бармалея».

Жить в постоянном страхе ожидания, что к тебе в комнату может влезть через окно Баба-Яга и утащить в лес — уж извините, это слишком жестоко. Говорю это лишь потому, что сама раньше прибегала к такому методу воспитания, пугая сына Бармалеем, если он меня не слушался.

А зачем я это делала? По той же причине — усталость, нервы, желание скорее усыпить малыша, хотя меня саму в детстве пугали злобными монстрами и Бабо-Ягой в частности. Теперь я как-то неуютно чувствую себя одна, не люблю темноту, а ноги укрываю одеялом даже тогда, когда в комнате очень жарко.

Конечно, большую роль играют фильмы ужасов, которые я с упоением смотрела в детстве, но это явление я связываю уже с собственным осознанным выбором и желанием пощекотать нервишки. Да, оно оседает на подкорке головного мозга и даже когда ты, повзрослев, понимаешь, что Бабадука в реальности нет, все равно как-то не по себе становится. Больно уж триллеры нынче реальные снимают.

Кем пугают детей в других странах?

В основном, чудища, которыми родители пугают своих детей, сходны по внешнему виду или дурному воспитанию. При этом у каждого персонажа есть своя индивидуальная легенда, благодаря которой он появился на свет.

Бабай (Россия, Украина, Белоруссия)

Традиционно именно им в наших родных полосах пугают непослушных детей. В славянском фольклоре Бабаем называют ночного духа, правда при этом не описывая его как-то внешне. Тут играет на руку фантазия самих детей, представляющих его каким-то волосатым чудищем с длинными руками и красными глазами.

Однако на некоторых изображениях, представленных нам художниками, Бабай показан в виде чёрного старика с физическими дефектами: безруким или хромым, который ходит с большим мешком и забирает в него непослушных детей.

У татар бабаем называют дедушку, потому мой муж пугал сына Бармалеем — иначе бы ребенок стал бояться его родного дядю, старшего брата отца, которого Чина очень любит.

Бугимен (Великобритания)

В Англии пугать детей страшными ужасами любят так сильно, что людей тамошних можно не корить хлебом. Издревле здесь любили сочинять истории о старухе Пэг Паулер, которая обитает в реке Тис, на севере Англии, и утаскивает под воду непослушных детей. Она занимается этим преимущественно по воскресеньям, набрасываясь на тех ребятишек, которые вместо похода в церковь уходят на реку.

Ну, а Бугимен, которого боится вся Англия, безличен и принимает форму страхов, обитающих в голове ребенка. Он пугает не только хулиганов, но и тех, кто сует палец в рот, не ест суп и вообще ни во что не ставит родителей. Страшила трогает детей своими грязными пальцами, отчего по легенде у деток на руках высыпают бородавки.

Показывается Бугимен только ночью, а днем живет в шкафу или под кроватями — в общем там, куда прямой солнечный свет не попадает.

Омбре де косталь (Испания, Португалия, Бразилия)

Омбре дель косталя боятся все дети Латинской Америки. Еще бы нет: старый, тощий, злой, как собака, этот монстр не просто пугает непослушных ребят, он еще и садит их в свой большой мешок, потом утаскивает их в темноту и там съедает. В Бразилии, правда, история немного гуманней: там Обмре просто продает детей в рабство.

Не знаю, чем не угодили малыши родителям Чили и Аргентины, но там старик с мешком избавляет их от капризных ребят, во время обеда, когда по традиции Обмбре совершает свой зловещий обход.

Говорят, что легенда об этом страшиле имеет реальное основание: будто бы в 1910 году в существовал в Альмерии человек по имени Франциско Ортега. Он долгое время болел туберкулезом и искал лекарство от своей болезни, пока один целитель порекомендовал ему лечиться кровью детей, намазывая ее на грудь и выпивая по стаканчику жидкости за обедом.

Франциско похитил малолетнего Бернардо Гонсалеса Парра, посадил его в мешок, унес в поместье и там расправился с ребенком. От туберкулеза Ортега не излечился, да и прожил недолго: преступника поймали и казнили.

Черный Пит (Нидерланды)

Дети из Голландии боятся Черного Пита только в Рождественскую пору, когда он является в дома и хорошим ребятишкам приносит подарки, а плохих забирает в пустой мешок. Правда есть шанс спастись и просто остаться без подарков — если грехи твои тяжкие не тянут на преступление века и ты просто капризничаешь пару раз в день.

Персонаж Черного Пита упомянул в 1850 году Ян Шенкман, однако легенда о монстре была в ходу в Голландии в XV веке. Там образ Черного Пита напрямую был связан с пиратами, пугающими непослушных голландских детей.

Крампус (Австрия, Румыния, Южный Тироль, Южная Бавария)

Кто такой Крампус? Спросите об этом у детишек из Австрии или Баварии, где каждый ребенок хотя бы раз был запуган этим странным мохнатым чудищем с рогами. Персонаж, как и Черный Пит, считается рождественским, наказывающим непослушных деток и забирающим их в мешке (да что они все на мешках сговорились?).

Правда уносит Крампус деток не в подвал, а в царство Санта-Клауса, где там они трудом искупают провинности. Эти методы воспитания настолько нравятся некоторым родителям, что в Венгрии и Чехии люди наряжаются Крампусом в декабре месяце и в таком виде ходят по улицам, пугая маленьких детей звоном цепей и колокольчиков.

Коко (Латиноамериканские страны)

По сути Коко — это довольно милый персонаж, который выглядит, как простая тень на крыше. Она следит за каждым ребенком в отдельности и если он ведет себя плохо, то похищает его и... ест. Коко кровожаден, хоть и мил: он запросто сделает так, что этого ребенка никогда не найдут ни собаки, ни полиция. По-крайней мере, об этом родители рассказывают своим детям.

Костоправ (Франция)

Костоправ — это не доктор из травматологического отделения, это чудище из Франции которое приходит к детям, не желающим вовремя ложится спать. Днем он прячется где-то глубоко под крыльцом дома или в темном чулане, но лишь только на город спускается ночь, выбегает на свободу и принимается искать непослушных деток.

Костоправ не из воздуха появился: в XIX веке, когда французы да и мир вообще еще не слышал об обезболивании, именно из логова врача-костоправа раздавались самые жуткие и страшные вопли, пугавшие детей. Наверное, там и находится его логово — чудища, которое хватает маленьких французов и уносит за спиной в далекие дали.

Тэк-Тэк (Япония)

Самым страшным монстром всея мира можно по праву назвать японского Тэк-Тэка. Это жуткий призрак женщины Касимы Рэйко, которую переехал поезд, разрубив пополам. Неупокоенная душа нарушительницы ПДД разгуливает теперь по улицам Японии, вернее, ползает по ним на локтях, таская за собой обрубки и пачкая асфальт кровью.

Жутчайшая легенда — и что сделали японские дети своим родителям? Ведь они пугаю их образом Тэк-Тэка, которого слышно за версту по жуткому стуку локтей (именно за этот звук призрак назвали). Самое страшное, что по легенде то же самое происходит и с непослушными детьми, которые играют на улице допоздна и не слушают родителей. Их настигает Тэк-Тэк и махом убивает, разрубив своей косой пополам.

Так что наши страшилки с Бабой-Ягой еще цветочки по сравнению с фантазией Японцев. В любом случае — и те и другие истории психику ребенка разрушают, а должного воспитательного эффекта не производят. И когда вы открываете рот для того, чтобы сказать малышу. Что его сейчас заберет Кикимора, вспомните о моей статье и просто скажите своему сокровищу: «Я так сильно тебя люблю, ты у меня самый лучший ребенок на свете!».

А вы пугаете своих деток монстрами? Какими? А вас в детстве родители пытались воспитывать страшилками о Сереньком волчке или Бабае? Повлияло ли это на страхи сегодняшние или же сыграло вам только на руку?

В каждой стране есть своя Баба-яга или ее аналог: ею пугают детей, чтобы они выросли послушными, примерными, ложились спать в назначенное время, не гуляли допоздна одни и не шалили.

Легенда у каждого персонажа-«пугателя» в разных странах разная, но во многих культурах (пожалуй, за исключением Японии) у страшилищ есть сходные черты. Многие персонажи являются детям в виде стариков с заплечными мешками (в этих мешках-то и уносят озорников) или же и вовсе не имеют внешности, а принимают форму детских кошмаров.

Бугимен

Великобритания

В Англии издавна любили пугать детей всякими ужасами. Викторианцы, вообще склонные к запугиванию собственных чад в воспитательных целях, часто сочиняли детям истории — например, что в реке Тис, на севере Англии, обитала водяная старуха Пэг Паулер, утаскивающая под воду непослушных ребятишек. Предпочитала она тех, кто купается по воскресеньям вместо того, чтобы изучать Библию в воскресной школе. Ее родственницами были Длиннорукая Нэл и Дженни Зеленые Зубы, топившие непосед в других графствах. Помимо этих чудищ была и группа монстров, во главе которых всегда шествует Бугимен. У Бугимена нет внешности, он безличен и чаще всего принимает форму страхов в голове ребенка. Пугает Бугимен, конечно же, непослушных и тех, кто сосет пальцы во сне — трогает их своими пальцами, от прикосновений которых, как гласит легенда, возникают бородавки. Появляется Бугимен ночью, а днем прячется в шкафу, под кроватью, за дверью и в других местах, куда не попадает солнечный свет.

Мужчина с мешком

Испания, Португалия, Бразилия

Омбре дель косталь (омбре дель сако — Мужчина с мешком) — главный страх всех детей Латинской Америки. Он стар, тощ, зол и не просто пугает шаловливых детей, но еще и утаскивает их в темное царство в своем заплечном мешке, а затем съедает. В Бразилии, правда, иногда он их продает в рабство. В Чили и в Аргентине Старик с мешком не ворует детей, а забирает их у уставших родителей, замученных собственным чадом, — там верят, что от хулиганов можно избавиться за обедом, когда Старик с мешком совершает свой обход. Легенда о человеке с мешком, возможно, имеет реальное основание: якобы в 1910 году в Альмерии существовал некий Франциско Ортега, больной туберкулезом и отчаянно ищущий лекарство от своей болезни. Со своей бедой он пришел к целителю Франциско Леоне: тот порекомендовал ему пить кровь ребенка и намазывать ее на грудь. Франциско так и поступил: похитил малолетнего Бернардо Гонсалеса Парра, унес его в мешке в свое поместье, где зверски с ним расправился. От туберкулеза он, правда, так и не вылечился: преступление раскрылось, и он был казнен.

Черный Пит

Нидерланды

Черный Пит является только под Рождество: хорошим и образцово-послушным детям он приносит подарки, а шкодливых забирает обратно в пустом мешке. Тех же, кто ведет себя плохо, но все-таки не из рук вон ужасно, он просто оставляет без подарков, иногда в качестве шутки принося им либо пучок розг, либо головешку угля. Впервые в прессе персонаж Черного Пита был упомянут в 1850 году в книге Яна Шенкмана: там он был строгим, но справедливым мавром — отсюда и имя. Однако легенда о Черном Пите была в ходу еще в Голландии в XV веке. Темный образ мавра отражал оккупацию Нидерландов Испанией. Черного Пита ассоциировали с пиратами, которыми пугали непослушных голландских детей, мол, те заберут их в пиратское логово и изобьют, — поэтому Черного Пита часто изображали с палкой.

Крампус

Альпийские регионы: Австрия, Румыния, Южный Тироль, Южная Бавария

Крампус — странное мохнатое чудище с рогами. По преданию, он наказывает непослушных детей в Рождество. Особо шаловливых мальчиков и девочек он забирает с собой в мешке и уносит в царство Санта-Клауса, где дети трудом искупают свои провинности. Эта деталь связана с тем, что во времена зарождения легенды мавры часто забирали европейцев в рабство. Воспитательные методы с участием Крампуса так популярны, что в некоторых областях — например, в Венгрии, Словении и Чехии — молодые люди часто в декабре наряжаются Крампусом и ходят в таком виде по улицам, пугая детей звоном старых колокольчиков и лязгом цепей. Цепи считаются атрибутом дьявола, которого заковала в кандалы церковь.

Коко

Латиноамериканские страны

Коко выглядит нестрашно (в сущности, Коко — это просто темная тень на крыше, неотступно следящая за всеми детьми в городе), но ведет себя совершенно отвратительно: он похищает и ест непослушных детей. Ко всему прочему он может сделать так, что украденного ребенка никогда не найдут и он исчезнет бесследно и навсегда. Часто Коко называют соперником ангела-хранителя и вообще дьяволом, а также считается, что Коко может стать умерший родственник.

Костоправ

Франция

Гроза всех французских детей, которые не хотят вовремя ложиться спать, — Костоправ. Днем он прячется под крыльцом дома или где-нибудь в темном чулане, но как только спускаются сумерки, выходит на волю и бродит по городу в поисках детей, которые никак не хотят засыпать. Их он уносит в свое темное убежище. Что интересно, Костоправ появился не просто из буйного воображения французских родителей. В XIX веке, когда не было анестезии, именно из кабинета врача-костоправа доносились самые жуткие вопли, не на шутку пугавшие детей.

Тэк-Тэк

Япония

Пожалуй, самым страшным существом детей пугают в Японии. Тэк-Тэк — призрак женщины Касимы Рэйко, которая была недостаточно осторожна и ее переехал поезд, разрубив пополам. С тех пор ее неупокоенная душа ползает по стране на локтях, волоча за собой обрубки и оставляя кровавые следы. По этому жуткому стуку локтей — тэк-тэк-тэк — ее и назвали. То же самое, согласно легенде, произойдет с детьми, заигравшимися на улице сверх положенного времени: их настигнет Тэк-Тэк и убьет, разрубив косой пополам.

Пугать Каждый из нас, наверное, вспомнит похожие эпизоды из своего детства. И, если говорить честно, эти запугивания работают. Часто они помогают добиться того поведения, которое в данный момент нужно родителю. Другое дело, что работают они недолго и опасны для психологического здоровья малыша.

Запугивая чем-то или кем-то родитель дает понять ребенку, что он - родитель - не главный, не сильный и вообще, заступиться за своего ребенка перед неким бабайкой не сможет. У ребенка в этот момент в голове творится ужас - до определенного времени папа с мамой для него самые сильные люди на свете и могут все. А тут появляется какой-то бабайка и мама спокойно отдаст ему малыша?

Ребенку очень страшно. Кроме разрушенного авторитета родителей , что само по себе болезненно, у него формируется повышенное чувство страха. Да, все дети разные, один не очень испугается, а другой всю жизнь вспоминать будет. В педагогике описаны случаи, когда у детей от страха парализовывало ноги. Зато какой воспитательный эффект!!

Но рано или поздно ребенок поймет, что мама с папой его обманывали . И это еще одно неприятное открытие. Причем неприятно не столько понимание того, что полицейскому он вряд ли нужен, а у злой тети своих детей хватает, как сам факт лжи со стороны родителей. Кроме обиды и разочарования у ребенка закрепляется понимание того, что обманывать можно всех. И своих родителей тоже .

Родители должны понимать, что пугая ребенка за плохое поведение, они расписываются в своем бессилии. Вместо того, чтобы искать способы решения ситуации, чтения соответствующей литературы, попыток разобраться что происходит, они предпочитают решать проблему одним махом, не задумываясь о последствиях для ребенка.

Происходит подмена понятий - в поликлинике нельзя шуметь не потому, что у кого-то голова болит и шум мешает, а потому что доктор отругает. Кашу нужно есть не для того, чтобы быть сильным и здоровым, а потому, что коза забодает, а папу с работы нужно ждать не с радостью, а со страхом, что мама ему все расскажет и ребенок будет наказан.

Но самым страшным для малыша являются угрозы отдать его кому-то за плохое поведение. Для ребенка это означает только две вещи - он плохой и его не любят. А такие установки не способствуют здоровому психологическому развитию малыша.

Возможно, какой-то родитель, читая эти строки, отмахнется: неужели все так серьезно? И простое запугивание каким-то бабайкой может так навредить ребенку? Нет, конечно, оно может навредить гораздо хуже. Вплоть до невроза, энуреза и заикания, гипертрофированного чувства вины, недоверия и враждебности к миру, повышенной тревожности . И это все только из-за того, что именно сейчас, в данный момент малыш не хочет ложиться спать или есть кашу.

Очень трудно отказаться от запугивания как педагогического приема. Да и ребенок должен понимать, что есть что-то в мире, чего нужно бояться. Что же делать?

Олеся Гаранина

педагог-психолог

Самое главное - нельзя пугать перспективой отдать ребенка за действия, связанные с его личностными особенностями. Ну не хочет он есть кашу, не хочет спать, а хочет бегать и прыгать! Учитесь выходить из ситуации по-другому. Не любит одну кашу, варите другую, давайте возможность выбора, заведите 15-ти минутки непослушания и стояния на голове, предложите альтернативу, будьте последовательны, доводите требования до конца, способов много - пробуйте, пытайтесь, ищите.

Чем же пугать можно, а в разумных пределах даже нужно?

Первое: пугать ребенка стоит только теми вещами, которые реально могут навредить - ток в розетке, горячий утюг, машины на дороге и т.п.

Второе: пугать теми людьми, которые действительно могут быть опасны, например, захотеть увести малыша от мамы. Чтобы этого не случилось, беседуйте с ребенком, предостерегайте его, но делайте это не в состоянии вашей истерики, а когда вы оба в спокойном состоянии. Рассказывайте малышу, что делать, если какая-то тетя или дядя или даже незнакомый ребенок захочет угостить его конфеткой и позовет к себе в гости, показать интересный мультик или веселего щенка.

Третье: пугайте перспективой стать похожим на какого-нибудь известного отрицательного героя из мультика или сказки, если ребенок, к примеру, не хочет чистить зубы .

Четвертое: пугайте, не переходя на личность ребенка - машина можете сбить, если не соблюдать правила движения, а не потому, что у тебя глаза на затылке. Собака может укусить, если дразнить ее палкой, но не потому что ты обзывался на маму, в толпе можно потеряться, потому что много народу, а не потому что ты вечно спишь на ходу. Чувствуете разницу?

Пятое: пугайте адекватно. Если ребенок отнимает чужие игрушки, вряд ли за это доктор сделает ему укол от жадности. А вот ребята играть на площадке могут и перестать.

Вам предстоит большой путь и потребуется приложить много усилий, чтобы научиться правильно «пугать» детей. Но цель в данном случае - счастье ребенка - оправдывает эти усилия!

Не пойдёшь чистить зубы - появится Мойдодыр и устроит тебе головомойку. Не будешь доедать - Баба-яга съест тебя самого. Ляжешь на краю - придёт серенький волчок и укусит за бочок. Взрослые часто прибегают к помощи сказочных персонажей, чтобы добиться от ребёнка послушания.
Но действительно ли запугивание - эффективный метод воспитания? И не приведёт ли оно к проблемам в дальнейшей жизни ребёнка? The Village обсудил этот непростой вопрос с педагогом и психологом.

Анна Федосова

Монтессори-педагог, эксперт сообщества «Монтессори.Дети»

Когда родитель пугает ребёнка с целью добиться послушания, ребёнку транслируется сообщение: «Я, твоя главная защита и опора в мире, могу тебя оставить». Условие, которое назначается дальше, не меняет того факта, что существуют обстоятельства, при которых родитель может оставить ребёнка или кто-то злой разлучит ребёнка с родителем. Чем младше ребёнок, тем больше масштаб эмоциональной катастрофы. Для младенца мама - почти весь мир, для дошкольника - важная часть мира, но даже для младших школьников и подростков родители важны, и отношения с ними остаются в какой-то степени прообразом всех иных отношений. Если родитель может оставить меня, значит, всё в этом мире, что мне дорого, может меня предать и покинуть.

Разумеется, единичный случай вряд ли вызовет глубочайшую травму на всю жизнь, хотя многое зависит от эмоционального напряжения в ситуации и впечатлительности ребёнка. Но, к сожалению, чаще всего ребёнку грозят не однажды. В России запугивание - довольно распространённый педагогический приём. Нельзя сказать, что это не вносит свой вклад в то, как много в нашей стране мрачных взрослых, которые не ждут от жизни щедрости и таят в себе опасение, что всякое счастье обернётся разочарованием. Даже примета на этот счёт имеется: много смеяться - к слезам.

В большинстве случаев, когда родитель реагирует угрозой на нежелательное поведение вместо объяснения, что именно плохо и как это исправить, взрослый даёт расплывчато-негативную оценку ситуации (не веди себя плохо), а то и личности в целом (не будь капризным, жадным), или требует того, что невозможно выполнить только по одному своему желанию (уснуть, успокоиться).

Обычно ребёнок не имеет намерения вести себя плохо: он ведёт себя так, как смог придумать. У него есть потребность, которую он хочет удовлетворить, но не знает как, или есть чувства, может быть, не доставляющие радости ему самому. Пока родитель не показал, как вести себя правильно, а ребёнок этого не понял и не запомнил, неясное «перестань вести себя плохо, а не то...» больше похоже на «перестань действовать, перестань быть собой». Вместо того чтобы помочь ребёнку разобраться, как он может себя вести, мы учим ребёнка отвергать либо себя, либо некоторые свои чувства. Это серьёзный удар по самооценке, вере ребёнка в собственную значимость и успешность, по конгруэнтности.

Большинство родителей не сознаёт, сколь малому ребёнок способен научиться, пока он боится. Развивающийся мозг ребёнка в стрессовой ситуации сосредотачивается на том, что уже умеет, а не на усвоении нового. Он бросает все усилия на выживание в ущерб обучению, даже если ситуация не опасна, а только оценена как угрожающая. Страх хорошо учит только одному - держаться подальше от всего, что связано со страшным. Более сложные выводы страх делать мешает.

Если для запугивания используется не персонаж (Баба-яга, Мойдодыр), а реальный собирательный образ (случайный встречный, полицейский, доктор), то ребёнок начинает бояться таких людей. То есть взрослые сами учат детей не доверять новым знакомым, избегать полицейских и врачей. Одно дело - учить детей, чтобы они держались родителей в толпе и никогда не позволяли себя увести постороннему, и совсем другое - учить их видеть в каждом встречном угрозу. Потом потребуется не один тренинг социальной компетентности, чтобы повзрослевший ребёнок стал коммуникабельным и инициативным в общении с новыми людьми. И, конечно, не нужно учить ребёнка бояться тех, кто по долгу службы должен бы нам помогать.

В целом ребёнок, который поверил родительским угрозам, испытывает постоянный стресс, вызываемый страхом, который как минимум тормозит его развитие, а как максимум может провоцировать такое нервозное поведение, как энурез, заикание, тики, обгрызание ногтей.

К тому же рано или поздно к ребёнку приходит понимание, что угроза взрослым исполнена не будет: мама не оставит его, сколько бы ни грозилась; бабушка не отдаёт чужому дяде, хотя столько раз обещала; вопреки папиным рассказам, никакой Бабай, сколько ребёнок ни капризничал, его не забрал. Ребёнок начинает подозревать, что родители говорят неправду. К сожалению, это не отменяет перечисленных негативных эффектов, а только прибавляет ещё один. Взрослый не просто теряет привычную возможность воздействовать на ребёнка страшилкой для принуждения - он сам открывает ребёнку свою беспомощность в установлении дисциплины, когда тщетно взывает к помощи устрашающего внешнего фактора.

Ребёнок нуждается в защите и руководстве не только фактически, но и психологически. Ему важно ощущать, что он, многого не понимающий в мире вокруг, находится под охраной заботы любящих и авторитетных взрослых. Практически за каждым несносным поведением ребёнка стоит невысказанная надежда уяснить границы допустимого. Детям нужны не только ограничения и жёсткое руководство: прекрасна игра, а не правила, но игра без правил перестаёт существовать. Ограничения дают свободу действий, отсутствие ограничений даёт хаос.

Важно понимать, что запугивание не имеет ничего общего с информированием или возможностью столкнуться с последствиями. Когда мы сообщаем ребёнку об опасности и объясняем, как конкретно нужно действовать, чтобы этой опасности избежать, мы помогаем ребёнку стать более осведомлённым, знающим, успешным.

Если опасность велика и мы не можем позволить ребёнку с ней столкнуться, мы устанавливаем правила поведения и добиваемся, чтобы ребёнок следовал правилу. Если же опасность невелика, то можно предупредить ребёнка, убедиться, что он понял, и предоставить ему свободу действий. При этом важно быть готовым принять любой исход, не злорадствовать и помочь справиться с последствиями. Действуя таким образом, вы помогаете ребёнку научиться принимать на себя ответственность, справляться с проблемами, следовать правилам и ограничениям, принятым в вашей семье, саду или школе, которые он посещает.

Наталья Смирнова

психолог центр практической психологии «Магикато»

Пугать - бесперспективное занятие. Страх порождает неуверенность перед окружающим миром, даёт повышение тревожности. У ребёнка становится меньше шансов стать успешным по жизни. Почему же родители пугают детей? Мы, родители, это делаем в тех случаях, когда не можем что-то разъяснить ребёнку, договориться с ним, заставить сделать так, как мы считаем правильным.

Психика ребёнка до пяти лет устроена так, что он принимает все сказанное родителями за чистую монету. В зависимости от темперамента и впечатлительности каждый ребёнок реагирует на страшилки по разному: сангвиники пропускают информацию про Бабу-ягу мимо ушей, а меланхолик в ужасе потом просыпается от кошмаров на эту тему. Также детская психика устроена таким образом, что вымышленный персонаж воспринимается как реальный. И всякие Мымры и Бабайки обрастают дополнительными подробностями. И если этот персонаж из фантазий ребёнка предстанет перед родителями в виде живой картинки, то, поверьте, родитель тоже придёт в ужас. Тому свидетельством могут быть детские рисунки про страхи, которые дети рисуют на консультациях у психологов.

Коллекция пугающих образов может быть различна. Например, если вы пугаете ребёнка дядей-полицейским, который едет за плохими ребятами, то будьте готовы к тому, что формируете искажённый образ профессии. Ведь какие они, эти плохие ребята, ребёнок домысливает сам. И если он потерялся, то чувствует себя плохим, а значит, не обратится к полицейскому за помощью, а убежит от него. Ещё распространённый способ напугать - доктор с уколом. Это вековая пугалка, она испытана ещё на наших родителях и звучит особенно убедительно. В результате дети безумно боятся врачей.

Я хотела бы порекомендовать родителям не жалеть времени на разъяснения ребёнку того, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Спокойно и без страшилок. Тогда вы получите уверенного, спокойно спящего ребёнка, которому в будущем не придётся тратиться на психологов.

Иллюстрация: Настя Григорьева