Почему ребенок закатывает истерики что делать. Как справиться с истерикой у ребенка? Эффективные советы психолога. Мнение доктора Комаровского

Ваша кроха, ваш дружелюбный малыш накануне двух лет превратился в невыносимого тирана? Требовательного, нетерпеливого, который умеет бегать, толкаться, метаться, щипаться, кусаться и на любое предложение или просьба отвечать жестким "нет"?

Больше не действуют уговоры, объяснения, угрозы или наказание? Что же это такое? С вашим малышом что то не так или это вы как родители допустили ошибки?

Вспышки истерики и упрямства с бросанием на пол предметов и игрушек, криком и приступами удушья (когда ребенок задерживает дыхание до тех пор, пока не выполнят его желания) - нормальное явление в жизни маленького ребенка, который еще не умеет выражать свои потребности и грусть словами. Истерики случаются со всеми детьми. Это не является нарушением поведения, а нормальная здоровая разрядка стресса и разочарования.

Исследования утверждают, что плач и бунт являются вспомогательными средствами, чтобы освободиться от напряжения, они снижают артериальное давление, и вместе со слезами выводят из тела связанные со стрессом химические вещества, восстанавливая тем самым химический баланс организма.

Поэтому детей нельзя наказывать и осуждать (говоря например, что ребенок нытик или плакса) за слезы или мятежный характер.

Истерики обычно появляются в возрасте 1,5-2 года, в период, когда у ребенка формируется самосознание (осознание собственного «Я»). Однако иногда истерики могут начинаться раньше, в возрасте 12-15 месяцев. Малыши в этом возрасте начинают понимать все больше и больше из тех слов, что они слышат. Однако их языковые способности еще достаточно слабы для того, чтобы озвучить свои переживания, желания и потребности, которые они начинают осознавать. С развитием самосознания у двухлетних детей появляется потребность делать определенные вещи самостоятельно (по своему усмотрению) и принимать свои собственные решения. Впервые вы можете это заметить, когда ребенок играет в кубики, пирамидки строит башню из песка и у нее ничего не получается. Вы пытаетесь ему помочь, на что получаете бурную отпор - ребенок не хочет принимать в вашей помощи и хочет все делать самостоятельно. Обычно бурные истерики проходят до 4 лет, хотя иногда могут затянутся и до более позднего возраста (в этом случае вам следует обратиться к специалисту, чтобы вместе помочь ребенку научится справляться и с фрустрацией).

Если к этому пиковому моменту в жизни малыша большинство родителей были похожи в бережном и мягком обращении со своими малышами, то после его наступления родители резко разделяются на два лагеря. Первые склоняются к традиционным методам воспитания и начинают использовать свою власть, отдавая приказы и наказывая за неповиновение, вторые - наоборот, вместо того, чтобы противодействовать упрямства малыша, уступают каждом его желанию. Есть и такие родители, которые прибегают к приказам, а потом не выдерживают натиска малыша, кажутся и выполняют все его требования.

Что делать если у ребенка истерика?

Когда у ребенка начинается истерика, он не способен слышать объяснения, причины, договоренности. Поэтому он отвечает возмущением на ваши крики и угрозы. Чем больше вы кричите, пытаясь остановить истерику, тем громче истерика. Если вы пытаетесь ударить малыша по попке, можете получить соответствующую реакцию.Для детей то, что позволяет себе взрослый, является моделью для подражания, поэтому в логике ребенка то, что делаете вы - может и он. Ребенок не просто «копирует» (следует). Для него ваша реакция является примером, как можно преодолевать злость, разочарование, когда то происходит не так, как хочется. То, что действительно работает во время истерик малыша (успокаивает бурю эмоций) и одновременно является хорошим примером для подражания, - это просто спокойно находится рядом с ребенком, ожидая, пока буря утихнет сама собой.

Истерику легче предотвратить, чем остановить!

Желание у ребенка чаще всего возникают спонтанно, в зависимости от того, что она встречает на пути. Поэтому, чтобы не стать заложником желаний, которые снова и снова меняются, перед тем, как выйти на прогулку (или место), подготовьте ребенка, составив вместе с ним маршрут и план действий. Например, куда мы пойдем гулять сегодня: на площадку, который у нашего дома или в парк? При этом эмоционально привлекательнее для ребенка вы выделяете тот вариант, который является желаемый для вас. Например, там будет много детишек, мы сможем покормить голубей и там будет песочница, ты любишь играть в песочек (подчеркните то, что любит ребенок). Мы пойдем с тобой пешком поедем на трамвае? И так далее... Когда вы выходите из дома, старайтесь удерживать внимание ребенка рассказами о том, куда вы идете и как, чтобы ваша договоренность оставалась для него актуальной и желанной. Все время подчеркивайте эмоционально то, что будет интересно самому ребенку. Если вы понаблюдаете за мамочками и их малышами, то заметите, что у самых разговорчивых мам спокойные дети и они скорее всего перестают плакать. Преимущественно дети плачут у молчаливых отцов, которые не объясняют или мало объясняют детям что, как и почему. Чаще всего они кратко обращаются к ребенку, говоря: «не плачь», «не лезь», «ни бейся», «нельзя»! От этого мир малыша становится не слишком понятным и полным запретов.

Второй секрет предотвращения истерики в том, что малыши очень сильно подвержены ритуалам. Обычно они любят ходить одной и той же дорогой, одевать одно и ту же одежду, делать какие подобные действия. Не пугайтесь. Это не признаки аутизма, это нормально для маленьких детей, они делают то, что им знакомо, то, к чему они привыкли, и лишь постепенно расширяют перечень привычных для них действий. Учитывая эту склонность маленьких детей, большинство их желаний можно предсказать. Если вы не хотите, чтобы перед каждой прогулкой ваш ребенок требовала от вас печенье или сок на прогулке, не повторяйте это предложение более чем две прогулки подряд, лучше предлагайте каждый раз то новенькое, но не менее интересное для малыша. Если все же эта традиция уже закрепилась, не злитесь на ребенка за то, что в очередной раз он устраивает вам истерику: «хочу печенье», или пошли в магазин. Будьте готовы к этому, и, так как вы уже один раз согласились с этим, не возражайте это сейчас. Наоборот, можете использовать это в свою пользу, например, мы сходим погуляем, и на обратном пути купим печенье, потому что сейчас нам некуда его положить и т.д.. Таким образом, вы научите малыша еще вырабатывать силу воли, терпение и долгосрочную перспективу. Только не забудьте выполнить свое обещание на обратном пути!

Обратите внимание на то, когда чаще всего у малыша случаются истерики. Так они не станут для вас неожиданностью. Дети часто капризничают, когда хотят есть, пить, уставшие, хотят спать, слишком возбуждены.

Еще одним вероятным провокатором истерик может быть телевидение или видео, даже если это детские мультики. Они могут стать источником стресса, возбуждения, страхов, особенно для маленьких детей. Поэтому учитывайте это и изменить время, проведенное за телевизором.

Исследование также отмечают, что усиление капризности и плаксивости часто предшествует овладению новыми навыками. В таком случае они становятся как предвестниками нового этапа развития малыша.

Соглашаться с малышом (с его желаниями) для предотвращения истерик можно почти всегда, когда выполнение желаний ребенка не содержит потенциальной опасности и не может нанести вред его здоровью или здоровью окружающих. В связи с этим родителям стоит задуматься, всегда стоит требовать послушания ради самого послушания?

Помните, кто из вас взрослый!

Неважно, как долго длится истерика. Не вдавайтесь в нелепые требования или переговоры с ребенком, зайдется криком! Особенно возникает желание пойти на уступки требованиям ребенка, когда вы находитесь в общественном месте. Старайтесь не обращать внимание на то, что думают или говорят другие. Каждый, кто помнит себя в родительской роли, может вспомнить себя на вашем месте. Не вдавайтесь также к борьбе за власть с вашим ребенком, демонстрируя ему свое преимущество. Проявления силы по отношению к ребенку - физической или моральной (угрозы, угнетение) - покажут ему, каким образом нужно решать конфликтные ситуации, или наоборот подавят в нем любую инициативу и способность защищать себя. Спокойная реакция на истерику покажет ребенку, что вы контролируете ситуацию.

Если ребенок еще маленький, и истерика уже сильная, лучший способ успокоить - это взять малыша на руки, обнять его, показать ему нежность и поддержку, вынести с места происшествия, понемногу отвлекая его внимание.
Если вспышки истерики доходят до пика, когда ребенок начинает бить людей или зверей, бросаться вещами или визжать, также надо взять его на руки и отнести в безопасное место, где он может успокоится. Скажите ему почему именно он здесь («потому что ты ударил бабушку»), а также, что он останется здесь, пока не успокоится.
Старшие дети иногда сами убегают в другую комнату. Дайте ребенку побыть наедине с собой и успокоиться. Через некоторое время обсудите с ним ситуацию, принимая его чувства («ты разозлился» или «расстроился»), мягко укажите ему на то, в чем он был не прав(«но бросать вещи или драться нельзя»), дайте ему возможный вариант решения ситуации (нужно попросить...), если это возможно испытайте адекватный вариант решения ситуации сейчас (пошли попросим вместе).

Следите за признаками стресса в жизни ребенка

Несмотря на то, что истерики и капризность является нормальным явлением для детей двухлетнего возраста, будьте внимательными к возможным проблемам, которые могут провоцировать их:
  • Был в семье накануне скандал или ссора (или они случаются время от времени)?
  • Насколько у вас сейчас сложный загружена делами период?
  • Есть напряженность в отношениях между вами и вашим партнером?
  • Появилась некая новая стрессовая ситуация в жизни ребенка? (Ребенок вступила в садик или родился второй ребенок)
  • Возможно то в обычном дня малыша изменилось? (Поменялась воспитательница) ли.

Если в возрасте после 3-4 лет ваш ребенок все еще заходится в серьезных истериках каждый день и отказывается сотрудничать с любому поводу, даже для выполнения привычных ежедневных процедур (одевание или собирание игрушек), вам стоит обратится помощью к специалисту. Педиатр, невропатолог, психолог помогут вам убедиться, что физическое или психологическое состояние малыша не является причиной проблем малыша, а также помогут найти пути решения по погашению вспышек истерик.



Статьи по теме: Дети

Lara Mama 13.03 09:36

ребёнок может капризничать, и есть дети, которые очень любят это делать с самого рождения. Но ведь каждый каприз имеет основу. Кому-то хочется постоянно (24 часа) чувствовать маму, да ещё и кушать при этом, другие успокаиваются только, услышав родной голос, а кто-то готов целый день проводить в ванне и только там чувствует себя хорошо. Это всё требования внимания или контакта, но никак не повод дать ребёнку «выплакаться» (хотя есть и такие подходы). Особенно сложно в первые месяцы, когда это первенец. Голос у каждого малыша разный, тембр тоже: одни пищат тихонечко как мышки, другие громко рычат как медвежата. Со временем мама начинает узнавать особенности своего ребёнка и это позволяет быстрее успокаивать малыша, который требует именно внимания, а не беспокоится из-за недомогания. Опять же без внутреннего спокойствия мамы малыш вряд ли перестанет плакать, даже если причина уже всем понятна.

Я читала про мимику и тональность - в интернете описано много конкретных вариантов плача, но лично мне пришлось столкнуться с двумя: спокойным и надрывистым. Но сказать, что при спокойном нет причины для волнения, а при надрывистом стоит сразу вызывать скорую, по-моему, нельзя. Все дети разные и у каждого конкретного малыша свой плач по каждому поводу. Поэтому маме надо постепенно привыкать к грудничку, пытаясь учиться понимать его.

Мне было проще идти методом исключения (исходя из лично нашей приоритетности): сначала хорошая доза внимания и телесного контакта, потом попытка отвлечения внимания, далее спокойная любимая музыка, в критической ситуации водные процедуры. Это при условии, что малыш сыт, не хочет спать и не болен, то есть просто требует внимания.

Tita Ku 01.12 10:54

Уважаемые читатели блога, со всей уверенностью могу заявить, что данная тактика приводит к оглушительной победе, в борьбе с истериками ребенка.
Могу добавить две истории из своего опыта.
История 1.
Дочке было 2,1 года. Мы собирались выходить из магазина. У меня в обоих руках сумки, а дочке вдруг захотелось ко мне на руки, и что бы до дома донесла. Первичные уговоры и объяснения не помогли. Вижу, что Катюша начинает впадать в истерику. Я поставила сумки, присела. Дальнейший наш разговор:
-Доченька, я понимаю, что мы очень любим обниматься. Я тоже очень люблю носить тебя на руках. Но в данный момент у меня тяжелые сумки, я не могу их оставить здесь. Помоги мне донести их до дома.
-Нет, оставь. Я устала, возми меня на руки.
- Доченька, есть два варианта. Первый компромиссный, второй радикальный. Первый: ты помогаешь мне донести до дома сумки, а дома я сразу беру тебя на ручки, и мы "носимся" на ручках, сколько тебе захочется.
-Мама, а второй какой?
-Второй, я просто сниму с тебя штаны и выпорю при всех (замечу, что никогда в жизни ребенка не порола, но она всегда знала, что я сдерживаю все свои обещания, и исполняю все намерения)
Дочка после недолгого раздумия:
-Хорошо, мама, давай компромиссный.
Я улыбнулась, и поблагодарила Катюшу за верный выбор, и сказала, что она самая моя главная помощница.
История 2.
Каждая из нас однажды сталкивалась с нежеланием ребенка мыть голову. И у нас были слезы и истерики по этому поводу.
Я переборола это, рассказав дочке, что давно, я тоже была маленькой (она была просто поражена этому факту))), и ужасно не любила мыть голову. Всегда капризничала и плакала. И вот однажды моей маме надоели мои капризы, и она перестала мыть мне голову. Недели две я была просто счастлива, но потом.....
И сейчас, моя дочка без слез моет голову, но правда, всегда просит рассказать историю про мои капризы.
Я вдруг поняла, что в эти моменты, она чувствует себя мудрее меня маленькой. И ей доставляет это удовольствие. Она понимает, что я тоже человек)))))

Ребенок в три года может закатывать истерики по многим причинам.

Во-первых, дети в этом возрасте уже осознали, что они не являются единым целым с матерью, что они отдельные, самостоятельные личности. У них есть собственные потребности, а так как ждать маленькие дети не умеют и терпение у них еще не выработалось, они начинают требовать исполнить их желания прямо сейчас и, получив отказ, сильно расстраиваются и закатывают истерику.

Во-вторых, несмотря на самостоятельность, трехлетним детям хочется, чтобы родители проявляли как можно чаще свою любовь, которая раньше казалась безусловной, – теперь им нужны поступки и действия, а слова и проявление заботы дети еще не могут расценивать как любовь.

В-третьих, они уже умеют выполнять основные действия: ходить, говорить, одеваться, есть, но возможностей у них еще мало. Поэтому часто возникают страхи, что он останется один, что его бросят. Все эти чувства слишком запутанные и сложные, чтобы их можно было выразить словами, и ребенок расстраивается, кричит, плачет и закатывает истерики.

Иногда малыш знает, что истерики помогают добиться своего и применяет этот способ, если хочет новую игрушку, сладости, посмотреть мультфильмы или еще поиграть, в таком случае это способ манипулирования, который нельзя поощрять. А во многих случаях дети просто не умеют еще контролировать свои негативные эмоции и проявляют их таким образом - в виде истерик.

Что делать при истерике?

В первую очередь, когда и где бы ни произошла истерика с вашим ребенком, сохраняйте спокойствие и не выходите из себя. Не старайтесь ни успокоить его убеждениями, ни остановить криком или запретами. Желательно либо никак не реагировать на буйные проявления эмоций, либо попытаться обнять и прижать к себе ребенка, если истерика стала неконтролируемой. Говорите при этом ласковые слова и утешайте его.

Некоторые психологи советуют уйти в другую комнату и оставить малыша одного – если это была лишь хитрая манипуляция, он быстро успокоится. Но при настоящей истерике ребенку может стать страшно, когда никого нет, поэтому лучше быть рядом и дожидаться, пока эмоции не улягутся.

Ни в коем случае не идите на уступки, даже на людях, когда ребенок что-либо требует – он быстро поймет, что так свои условия. Родители должны иметь контроль над ситуацией,. Если малыш начинает вести себя слишком буйно, его нужно отвести в более безопасное место.

После истерики спокойно поговорите с ребенком, попробуйте сами выразить словами, из-за чего он расстроился, чтобы он понял, что это более эффективный способ выразить свои желания.

Если ребенок закатывает истерики, не слушается. Личный опыт психолога

Хороший психолог – это тот, кто прошел, пережил, осознал, преодолел и проработал те задачи, испытания и проблемы, которые дает ему жизнь.

Недавно позвонил один из моих клиентов по моей банковской деятельности, еще с тех времен, когда я работал управляющим в банке. Звонил недовольный обслуживанием в том офисе, где я когда-то был управляющим, говорил, что с моим уходом стало гораздо хуже. В таких ситуациях во мне борется два чувства. Одно говорит: «Вот видишь, какой ты молодец, значит ты хороший руководитель». С другой стороны, становится немного жалко потраченных на работу лет. Хотя клиенты иногда ошибаются, предъявляют завышенные требования к новым сотрудникам. Часто, все не так плохо, просто такое настроение у человека сегодня.

Я рассказал, что уже не работаю в банках и несколько лет занимаюсь психологическим консультированием, и наш разговор плавно перешел на тему отношений в семье между родителями и детьми. Проблема, для нашего времени, стандартная, ребенок не слушается, играет в компьютерные игры, не слушает родителей. Вопрос: что делать? Я, конечно, постарался дать рекомендации, но почувствовал, что они звучат достаточно банально и вряд ли будут полезны ему, и дадут какой-то эффект. В своей частной практике, я не работаю с детско-родительскими отношениями, поэтому этой теме большого внимания не уделил. Однако все в жизни происходит не случайно. Как в этой известной фразе Джона Дона: «…не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол; Он звонит по Тебе». Вчера вечером, когда выдался один из немногих спокойных вечеров, когда мой старший сын не закатывал истерики, был достаточно покладистым и послушным я понял, что это знак для меня что-то понять и в своей жизни.

Старший сын и истерики

Мой первый сын – очень долгожданный ребенок в нашей семье. Больше двух лет мы с супругой, после того как решили, что уже пора, не могли зачать. Правильно питались, вели абсолютно здоровый образ жизни, серьезно занимались йогой. Молились, просили благословения у родителей, ходили к астрологам и экстрасенсам. Кажется, кто-то из астрологов сказал, что ребенка нет потому, что есть родовое проклятие. Но в какой-то момент, то ли благодаря помощи некоторых специалистов, то ли просто пришло время, чудо произошло.

Супруга превратилась в курочку-наседку, полностью посвятила себя рождению ребенка. Мы ходили на специальные курсы перед родами, в Москве есть центр, где преподают православные акушерки, которые затем помогают принимать роды дома. Роды прошли быстро, без осложнений, благодаря йоге, правильному настроению, помощи нашей акушерки и, наверняка, высших сил. Сын родился полностью здоровым и крепким, с весом 4 кг. Несмотря на бесконечные беспокойства бабушек и дедушек о том, что будут проблемы из-за недостаточного количества белков в связи с тем, что мы вегетарианцы.

После рождения мы сразу почувствовали, что парень родился требовательным и достаточно эмоциональным. А к двум годам стал жестко отстаивать свои позиции, и, в случае неудачи, переходил в истерику.

Сразу оговорюсь, бабушка у нас педиатр, поэтому не пройти всех врачей, в том числе и невролога, у нас не было шансов. Ответ такой – все хорошо, глицин, валериана; и вообще, многие дети сейчас не слушают родителей и истерят – это в пределах нормы. А то, что родители от этого «сходят с ума», ну так, что Вы хотели жизнь ведь не сахар, нужно работать над собой. Хотя как это делать не понятно.

Сейчас сыну 6 лет, ребенок закатывает истерики достаточно часто. Причем методы манипуляций с развитием сознания быстро совершенствуются. Супруга теперь уже сама пьет валерьяну. Частично снизить количество истерик помогало соблюдение режима и исключение моментов переутомления, эмоциональной перегрузки из-за высокой чувствительности нервной системы. Чаще всего, такое поведение происходит в момент, когда есть значимые взрослые. Успокаивается только после того, как разыгрываемая драма достигает кульминации. Можно все списать на характер, на особенности нервной системы, что только заводит все в тупик, из которого только один выход – это глицин, валериана и другие, более «сильные», препараты.

Можно предположить, что, наверное, ребенок имеет демонический характер или что-то в этом роде. Сейчас во время развития ведического мировоззрения – это модный термин. Этим, очень удобным, ярлыком пользуются для того, чтобы не искать причины и снять с себя ответственность. Просто характер такой, что поделаешь.

Достаточно продолжительное время я пытаюсь найти разгадку этого явления, пробовал примерять разные концепции, в первую очередь, анализировал роли: «жертва-спаситель-тиран». Можно проследить, как разыгрываются данные сценарии, однако попытки их изменить не дают стойкого результата. Такое ощущение, что какая-то сила возвращает все на свои места, и спектакль продолжается.

В литературе по психологии и психосоматике говорится о том, что ребенок может вести себя истерично от недостатка безусловной любви и внимания. Когда родители проявляют любовь и заботу только тогда, когда ребенок ведет себя хорошо. То есть родители живут по принципу: «Я хочу наслаждаться жизнью, и ты должен мне в этом помогать, а если твое поведение не дает мне наслаждаться, то я не буду тратить на тебя свое время и энергию».

Однако вниманием сын, точно, с детства не обделен, а насчет безусловной любви вопрос открытый. Проблема в том, что даже если это все верно, то где родителю взять такую безусловную любовь, если ее нет. Да и вообще, рассуждения на тему безусловной любви иногда весьма непрактичны, поскольку даже понять, что это такое бывает сложно. А уж откуда и как ее добыть – это вообще большой вопрос.

В какой-то момент мы с супругой решили проанализировать жизнь наших предков, ведь по моему опыту работы над собой и работы с клиентами именно семейно-родовые сценарии часто содержат ответы на многие вопросы, которые кажутся необъяснимыми или неподдающимися коррекции.

Оказалось, что в роду моей супруги и моем роду есть повторяющийся сценарий когда, один из родственников ведет себя жестко, требуя к себе внимания и подчинения своей воле, провоцирует конфликты. И именно так и ведет себя мой сын. Впрочем, здесь никакого инсайта нет, кроме того, что проанализировав и сравнив наши с супругой родовые деревья мы, в свое время, увидели, что встретились и полюбили друг друга совсем не случайно. Но, само по себе, это понимание еще не дает ответ на вопрос «А что теперь с этим делать-то?». Ну, тяжелая была жизнь, революция, войны. Ну, не выдержали некоторые из мужчин в наших родах и поступили предательски по отношению к женщинам. А женщины не святые, конечно, были, всю вину возложили на мужиков, не пытаясь понять и разобраться в обстоятельствах, понять и простить.

Притом, что дети, которые выросли в семьях, где были проблемы во взаимоотношениях родителей, были лишены внимания и любви, внимания даже своих матерей. Их матери, не простившие своих мужей или отцов, не смогли подарить необходимое внимание и заботу своим детям, ведь вынуждены были в одиночку решать многие бытовые и личные проблемы. Дети, не получившие опыта бескорыстной любви своих родителей, не смогли его передать в полной мере своим потомкам.

Дети, растущие в атмосфере, где мало любви, вынуждены как-то бороться за внимание со стороны окружающих. Это и становится причиной формирования характера, склонного к доминированию и отстаиванию своей точки зрения несмотря ни на что. Ведь так восполняется недостающее внимание и человек чувствует, что он небезразличен близким. Целью отстаивания своей точки зрения до последнего является защита себя. Защита, как они считают, от несправедливости этого мира. От неподобающего и неуважительного отношения к их личности. Они всегда воюют за правду, за себя и никогда не сдаются, воюют любой ценой.

Поэтому, обвинять, шестилетнего ребенка, или 80-летнюю бабушку в том, что они провоцируют конфликты, было бы не верным. Разница только в том что, если взрослый человек при желании может попробовать понять причины и скорректировать свое отношение к жизни, то ребенок с не развитым сознанием этого точно сделать не может.

Возникает вопрос, а что делать родителям, если ребенок закатывает истерики?

Можно предположить, что проработав свой родовой сценарий и уделив особое внимание жизни тех предков, которые имели негативный опыт, поможет родителям понять собственную модель поведения, запускающее именно такой сценарий взаимоотношений с ребенком. А осознание программы уже дает возможность ее изменения.

Попробую кратко сформулировать, свои предположения, что делать в ситуации, когда ребенок закатывает истерики и не слушается:

  1. Нарисовать родовые деревья супругов.
  2. Разобраться, кто из Ваших предков получил психологические травмы, связанные с недостатком внимания, чувства любви от одного из родителей или супруга. Возможно, отец стал причиной несчастий дочери.
  3. Понять, в чем причины такого поведения Ваших предков. Нужно воссоздать историческую реальность, в которой произошли эти события, тогда Вам будет проще их понять. Например, во время войны и после все мужчины много пили, пили просто, чтобы снять стресс (не судите их, не дай Бог нам жить в таких условиях), решения принятые в состоянии алкогольного опьянения, часто безответственны, в трезвом состоянии человек, возможно, так не поступил бы.
  4. Возможно, у человека просто не было выбора. Важно учитывать, что семьи не распадаются только из-за одного человека. Всегда оба супруга доводят семью до этого. Один – своими действиями, второй – бездействием или провоцированием ситуации.
  5. Попробуйте простить всех, кто причинил боль другим. Прощать нужно не просто потому, что «Бог прощал и нам завещал», прощение должно быть основано на понимании того человека его личных проблем, жизненных сложностей, непреодолимых обстоятельств с которыми он столкнулся.

Еще один инсайт, который я получил, занимаясь этим вопросом, любовь – это не только наслаждение своим сыном или дочерью, любовь – это еще и инвестирование своей жизненной энергии, сил и времени в воспитание ребенка. Это вкладывать свои силы в работу с ребенком, в том числе, когда ребенок ведет себя не так, как нам нравится. Часто, один из родителей не занимает строгую позицию по ряду воспитательных вопросов, вследствие отсутствия сил и энергии это сделать, чем провоцирует неадекватное поведение ребенка, либо наоборот: ведет себя чрезмерно жестко. Это, также, можно отнести к отсутствию необходимой энергии, желанию отгородиться от проблем. Списать все на характер ребенка, наследственность, отсутствие времени, необходимость зарабатывать. Отговорок для того, чтобы не заниматься ребенком, придумано много.

Однако, как я писал вначале, утверждать, что это эти методы сработают можно только, либо имея личный опыт преодоления ситуации, либо хотя бы опыт других людей, прошедших эту ситуацию. Ни того, ни другого в части работы с 6-летним ребенком у меня нет. Поэтому, я решил сначала сам попробовать «проработать» эту ситуацию, а через месяц сделать небольшой отчет, что получилось и насколько это эффективно.

Многие родители рано или поздно сталкиваются с истериками у детей. Вроде бы вот только он был счастлив, весело играл, а сейчас ребенок закатывает истерику . Чем она вызвана? Чего хочет ребенок?

Что же такое истерика?

Истерика или детские капризы — это особенность поведения ребенка, выраженная в неразумных действиях (с точки зрения взрослых), в необоснованном противодействии окружающим, в стремлении сделать по своему, настоять на своем.

Почему ребенок закатывает истерики ?

Для ребенка крик и слезы – это проверенное средство в борьбе за то, что он хочет. Для него нет слов: потом, скоро. Желание получить что-то сейчас настолько велико, что ребенок не в состоянии понять, почем это нельзя сделать сейчас! И совершенно не важно, что хочет ребенок получить, этого будет достаточно, чтобы закатить истерику. А ведь снова и снова закатывать истерики мы подталкиваем ребенка сами. Вам, скорее всего, знакома такая ситуация, Вы разговариваете с подругой, а ребенок вас зовет, тянет вас за руку. Вы не обращаете на него внимание, но как только кроха начнет реветь, Вы сразу же кидаетесь его успокаивать! Ребенок запоминает, как ему удалось добиться от вас внимания и в следующий раз он поступит точно так же.

Таким образом, капризы могут приобрести вид привычного поведения в общении со взрослыми, особенно с родственниками, как самое эффективное средство достижения своих целей.


Еще одна причина истерик – это неумение крохи справляться со своими эмоциями. Когда Вы отказываете малышу, его это может разозлить, справиться с чувствами он не может, поэтому и впадает в истерику.

Следующая причина – усталость. Задержались в супермаркете, далеко ходили гулять. Вроде бы и время провели с толком, но у ребенка опять слезы. Ребенок плохо переносит изменение режима дня, новые места и незнакомые люди приносят крохе массу переживаний и впечатлений. Поэтому вина за данную истерику полностью лежит на родителях.

Долго ли продлится истерика?

Истерику легче остановить, когда она только начинается, если ребенок уже разошелся, остановить истерику практически невозможно. Если все-таки дошло до этого, держите себя в руках, важно чтобы вы тоже не поддались эмоциям как ребенок. Спокойным, твердым голосом скажите: «Когда ты успокоишься, мы с тобой поговорим, а так я тебя не понимаю» и оставьте ребенка одного. В этом случае:

Во-первых, ребенок поймет, что своими капризами он ничего не добьется;

Во-вторых, без зрителей ему проще будет успокоиться.

Когда ребенок немного успокоиться, родителям главное не допускать ошибок. Ребенка можно взять за ручку, обнять, дать попить, но ни в коем случае не напоминать причины истерики. Ребенок скорее все забудет.

Как избежать?

Для того, чтобы истерики не возникали, относитесь уважительно к возросшим запросам детей! Для преодоления капризности необходимо четко определить причины ее возникновения. Изменить стиль общения с ребенком. Ниже я приведу наиболее распространенные ошибки взрослых:

1) излишняя опека родителей, подавляющая возросшую самостоятельность ребенка. В этом случае возникают «капризы обиженного»;

2) излишнее заласкивание ребенка, потакание всем его прихотям. Возникают «капризы баловня»;

3) отсутствие необходимой опеки, безразличие, как к хорошему, так и к плохому поведению. Сюда так же можно отнести непоследовательные требования со стороны родителей. Возникают «капризы безнадзорного».

Как видите в воспитании должно быть все в меру. Особенно негативное воздействие на кроху оказывают разногласия среди членов семьи в воспитании. Вам с родственниками, которые принимают участие в воспитании ребенка, следует договориться, что можно, а что нельзя делать малышу. Ребенок должен четко понимать, что ему делать нельзя, ни при каких обстоятельствах, и какое наказание за это последует.

Когда Вы что, то запрещаете, Вы должны сами быть уверенны в правильности своего поступка, не испытывать чувства вины. Ребенок сразу чувствует, если Вы сомневаетесь или сожалеете, и усиливает натиск. Быть дружелюбными, но твердыми – лучший стиль поведения! С такими родителями дети скорее соглашаются, у них чаще возникает желание сделать мамам и папам приятное.

Избалованный ребенок? Как перевоспитать читай !

Если Вы все-таки чувствуете, что сами не справитесь с капризами любимого чада, обратите внимание на замечательные тренинги психолога Елены Пятницкой:

Пройдя курс, Вы:
Научитесь быстро распознавать причины непослушания.
Изучите способы предупреждения протестов ребенка.
Научитесь легче понимать своего малыша и значительно улучшите отношения с ним.
Переосмыслите свои воспитательные приемы.
Узнаете о быстрых и эффективных способах предупреждения непослушного поведения ребенка и научитесь их применять;

Что Вы получите от посещения этого тренинга?

Вы поймете, почему ребенок бунтует.
Разберетесь в ситуациях, которые вызывают конфликты, и научиться их предупреждать.
Узнаете, почему ребенок порой «не слышит» родителей.
Научитесь лучше понимать своего малыша и его чувства.
Научитесь управлять своими чувствами и справляться с отрицательными эмоциями при разговоре с ребенком.
Сможете сделать ваше общение с ребенком более доверительным.
Почувствуете уверенность в себе как в родителе.


Истерика у ребенка: он топает ногами, кричит, плачет и ничего не хочет слышать. Или однотонно ноет, хнычет и канючит. Каждый родитель хоть раз сталкивался с подобным поведением своего чада. Но обычно проблема масштабнее, чем кажется, и затрагивает 9 из 10 семей, которым приходится воспитывать истеричного ребенка. Да и сами истерики – не разовое явление, так они происходят систематически. Мамы и папы в растерянности, они злятся, переживают, не знают, как все это прекратить. Что делать взрослым, если у ребенка истерика?


Что такое детская истерика?

Истерика – это особое эмоциональное состояние крайнего возбуждения. Ребенок кричит, рыдает, падает на пол, может биться о стены или царапать себе лицо. Он совершенно не восприимчив к словам и действиям окружающих и практически не чувствует боли. Остановить это крайне сложно. Такое поведение пугает и озадачивает родителей, особенно если, по их мнению, и причин-то особых для такого поведения у малыша не было. Что взрослые сделали не так?


Истерика, как правило, хоть и развивается стремительно, но как любой процесс в нашем организме, протекает в несколько стадий. Даже если кажется, что все началось внезапно, поверьте, симптомы начинающегося «концерта» были, и их нужно научиться узнавать. Часто малыш начинает сопеть, хныкать, замолкает. Это затишье перед бурей. Если вовремя отреагировать, истерики можно избежать. Порой для этого достаточно ласково обнять обидевшегося на весь мир малыша, спросить, что его так огорчило. Если дело в сломавшейся игрушке, предложить починить ее вместе.

Некоторых детей для профилактики истерики достаточно переключить на другое занятие. Не получается собрать конструктор? Не плачь, мы сейчас порисуем, а потом обязательно соберем из упрямых деталей домик или паровоз. Если предвестники разглядеть не удалось или взрослые не придали им должного значения, начинается сама истерика.


Справиться с предстоящей истерикой помогут вовремя замеченные ее симптомы

  • Первая стадия – голосовая. Ребенок, стараясь обратить на себя внимание, начинает хныкать или сразу кричать.
  • Вторая стадия – моторная. Она характеризуется возбужденными активными движениями малыша. Он может начать бросать игрушки, топать, кататься по полу. Это самая опасная стадия – ребенок может травмироваться.
  • Третья стадия - остаточная. Это своеобразный выход из «пике» - уставший физически и морально ребенок заливается слезами, обводит присутствующих несчастным взглядом и судорожно всхлипывает. Длиться стадия может до нескольких часов.


Почему ребенок так делает?

Надо сказать, что не всегда дети истерят «из вредности». И советы типа «Меньше внимания – быстрее успокоится» или «Ремня ему хорошего!» не только бесполезны, но и вредны.

Истерики у детей бывают двух видов – произвольные и непроизвольные. В первом случае малыш действительно показывает характер, что-то хочет получить и просто не видит другого способа. Он кричит, стучит ногами и руками, трясет головой, при это прекрасно отдавая себе отчет в том, что именно он делает. Если однажды ребенок добился своего путем такой истерики, он возьмет это на вооружение, и будет манипулировать родителями все чаще и чаще. Что делать в этой ситуации? Предоставить карапузу право выбора. Спокойно объяснить, что вам не нравится такое его поведение, предупредить о возможном наказании (например, лишении возможности посмотреть мультики или пойти в парк), а потом, если малыш не успокоился, осуществить наказание. Таким образом, у ребенка есть выбор – кричать дальше и лишиться чего-то приятного или взять себя в руки и разрешить конфликт миром.

Физически в этой ситуации наказывать нельзя! Это сделает малыша еще более агрессивным. Убедившись в неэффективности истерики как инструмента для получения личной выгоды, ребенок постепенно перестанет капризничать.


Прекратить произвольную истерику проще, чем ту, что зависит от выброса гормона, т.к. в первом случае ребенок способен контролировать свои эмоции

Непроизвольные истерики – процесс, протекающий на гормональном уровне. Малыш не в состоянии контролировать свое поведение и свое тело из-за резкого выброса гормонов стресса. Уговаривать в этой ситуации бесполезно , так как ребенок попросту вас не слышит. Что делать? Опять же успокоиться. И только потом переходить к делу.

В состоянии неконтролируемой истерики ребенку важен тактильный контакт. Попробуйте взять его на руки, обнять, погладить по голове. Говорите с ним тихим, успокаивающим голосом, описывайте что-то не имеющее отношения к происходящему : «Вон птички на окошко сели», «Смотри, какое сегодня солнышко, может, погуляем?». Не так важно, что именно вы будете говорить. Главное - тактильный контакт. Когда ребенок успокоится, нужно обязательно постараться выяснить, что произошло. Используйте для этого наводящие вопросы: «Тебя что-то расстроило?», «Ты испугался?» и т.д.


В случае с непроизвольными истериками важно иметь терпение и способность эмоционально успокоить малыша, при таком поведении ребенок быстрее начнет справляться с приступами

Кто подвержен истерикам?

Склонность к истерикам – врожденная особенность. Все зависит от типа организации нервной системы малыша:

  • Слабый тип. Это пугливые, неуверенные в себе дети. Они подвержены частой смене настроения. У них нестабильный аппетит и плохой сон. Они возбудимы, часто повышают голос. Очень подвержены истерикам, пребывая в которых ведут себя непредсказуемо. Успокаиваются относительно быстро.
  • Сильный тип. Ребята с таким типом нервной системы чаще пребывают в благодушном настроении, легко увлекаются, часто не доводят начатое до конца. В сильной стрессовой ситуации могут закатить истерику, но это маловероятно. Да и «погасить» такую истерику будет довольно просто.
  • Неуравновешенный тип. Это тревожные дети. Их часто мучают страхи, сомнения. Они спят «поверхностным» сном, за ночь могут просыпаться по несколько раз. Могут быть шумными в обществе, так как любят быть в центре внимания, но болезненно относятся к любой критике. Истерика у таких ребят может начаться внезапно и сопровождается проявлениями агрессии . Успокоить их трудно.
  • Медлительный тип. Это очень спокойные, рассудительные дети. Любят заниматься чем-то в одиночестве. Их трудно расшевелить. По причине замедленных процессов возбуждения и торможения в нервной системе практически не устраивают истерик. Могли бы, но пока до их мозга это доходит, необходимость в крике уже отпадает.

Таким образом, чаще всего на детские истерики жалуются родители ребят со слабым и неуравновешенным типами нервной системы.



Ночные истерики

Особняком стоят ночные истерики. Они всегда носят характер непроизвольных и могут быть вызваны рядом причин: страхами, приснившимися кошмарами, дневным перевозбуждением и обилием впечатлений. Малыш просто просыпается и сразу начинает кричать. Угомонить его сложно, он выгибает спину, стучит ногами и руками, пытается убежать.

Если малыша оставить без внимания, то он может покалечиться. Здесь важно обеспечить тактильный контакт, устранить причину страхов – включить ночник, убрать пугающий предмет из комнаты.

Я в свое время столкнулась с ночными истериками у своего двухлетнего сына. Не помогало ничего. Тогда нашлось нестандартное решение, которое теперь я рекомендую многим мамам. Мы обсудили с малышом «страшные тени и привидения», которые не дают ему спать, после чего пошли и купили в магазине небольшого ярко-желтого плюшевого очень смешного кота. Мы дали ему имя – Смельчак.

По рассказанной мной легенде, смелый солнечный кот по ночам охраняет мальчиков и девочек от теней и других злодеев. Сын стал спокойнее засыпать, потому что верил мне и Смельчаку. Через пару недель он вообще перестал просыпаться по ночам. Но Смельчака (уже изрядно потрепанного) и сейчас, полтора года спустя, в обязательном порядке берет с собой в постель. Заведите такого друга своему малышу. Пусть это будет добрый, очень яркий персонаж обязательно с большими глазами или широкой улыбкой. Сочините о нем сказку. Ваш ребенок в нее тоже поверит.

Возрастные истерики

Возрастные истерики – это следствие «настройки» детской нервной системы. В разные этапы своей жизни малыш по мере узнавания нового должен приспосабливаться к этому новому. Безболезненно получается не всегда и далеко не у всех.

  • До 1 года малыши истерят редко. Истерика у них всегда имеет свою причину: мокрые штанишки, усталость в промежутках между периодами сна, голод, скука и т.д. В этом возрасте причиной для частого и требовательного плача может послужить и повышенное внутричерепное давление. Подтвердить или исключить такую проблему поможет консультация врача- невролога. Психические отклонения в этом возрасте диагностировать практически невозможно.
  • Если ребенку уже 1,5 года, его истерики - еще не способ манипуляции, а всего лишь следствие перенапряжения неустоявшейся еще психики. Успокоить малыша довольно просто. Достаточно взять его на руки и переключить его внимание.


  • В 2 года детская истерика вызвана, как правило, желанием ребенка получить больше внимания от взрослых. Он уже умеет дифференцировать себя как отдельную личность. И часто с помощью истерики пытается объяснить, что ему что-то не нравится. Двухлетние детки могут капризничать от избытка впечатлений, от усталости, из-за болезни. В этом возрасте поводом для систематических истерик может стать рождение еще одного ребенка в семье. И очень часто истерики случаются на почве необходимости идти в детский сад. Как успокоить малыша? Способ зависит от причины истерики. Если устал – обеспечить ему отдых. Если «ревнует » к брату или сестре – уделить больше внимания.
  • В 3 года начинается так называемый «кризис трех лет». «Я сам!» - именно это чаще всего слышат родители трехлетних малышей. Малыш настойчиво требует уважения к своим убеждениям, яростно протестует, истерит по поводу и без. Трехлетние малыши невероятно упрямы. Они еще не умеют идти на компромисс. Успокоить их трудно. В некоторых случаях без помощи психолога не обойтись. Ребята – большие индивидуумы, и подход к их истерикам требуется индивидуальный.
  • Обычно к 4 годам детские истерики сходят на нет, но если в возрасте 4-5 лет они все еще случаются, это может свидетельствовать, увы, о пробелах в воспитании. Если ребенок не знает слова «нет» или не ощущает границ дозволенного, винить его в этом нельзя. Это дело рук взрослых. Истерики уже вполне контролируемые, малыш осваивает способы манипуляции: если мама запрещает что-то, то можно попросить папу, если и он не даст желаемого, перед громкой истерикой уж точно не устоят бабушка и дедушка. Если у малыша к 4-5 годам не выявлено неврологических или психических заболеваний, то доктор Комаровский советует по возможности оставлять истерящего ребенка в одиночестве. В изоляции нет зрителей, а значит, устраивать представление не интересно.


  • В 6 лет наступает время повышенных требований и довольно жестких ограничений. У ребенка появляются обязанности. Он понимает необходимость вести себя в рамках приличия. Парадоксально, но факт – в этом возрасте истерики снова становятся непроизвольными. Это связано с тем, что в течение дня малыш вынужден хорошо себя вести в детском саду. Но к вечеру он устает. И после садика закатывает истерики. Это протест и неумение «сбросить» нервное напряжение. Помочь ему можно, интересно организовав вечерний досуг.
  • Кризис семи лет – это второй ощутимый возрастной кризис в жизни человека. В 7 лет ребенок переходит от младшего возраста к школьному. Он болезненно воспринимает крутые перемены в жизни (необходимость учиться, соблюдать распорядок дня). Истерики в этом возрасте спонтанны. Бороться с ними нужно вместе со взрослыми, осваивая такое понятие как «сотрудничество».