Конспект головные уборы. Конспект нод в старшей группе на тему. Конкретные варианты композиций в рамках темы «Одежда, обувь и головные уборы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Джалильский детский сад №1 «Березка» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района Республики Татарстан

«Одежда. Головные уборы. Обувь».

(Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе)

Воспитатель

I категории

Егина З.В.

2015

Тема:«Одежда. Головные уборы. Обувь» .

Программное содержание: Формировать обобщающее понятие «одежда», «головные уборы», «обувь» Познакомить с назначением одежды закрепить представления о профессиях, связанных с производством одежды, головных уборов, развивать умение классифицировать. Уточнить, расширить обогащать словарь детей. Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Учить отвечать полным предложением; упражнять в подборе слов – антонимов. Продолжать знакомить детей с понятиями «художник-модельер, закройщик, портной, демисезонная » развивать мышление; развивать мелкую и общую моторику; учить находить соответствующую обувь и показать стрелкой. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивая, воспитывать усидчивость, умение слушать информацию и делать выводы.

Оборудование: компьютер - проектор – экран, слайды, электронная презентация заданий, мяч, листы с заданиями, карандаши для всех детей, картинки одежды, обуви, головного убора, три магнитные доски.

Предварительная работа:

Рассматривание, примерка одежды, выделение особенностей конструкции, формы, материала. Обогащённая практика узнавания и моделирования комплектов одежды по признакам назначения и функции. Чтение художественной литературы, рассматривание дидактических альбомов, ряженье, игры с одеждой, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду», «О чём может «рассказать» одежда?». Разучивание стихотворений и пальчиковых игр.

Ход НОД

Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, улыбнемся! А теперь поздороваемся с нашими гостями и тоже им улыбнемся! Садитесь на стульчики. Сели все удобно. Приготовьте свои пальчики, немного поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Гномики – прачки».

Жили-были в домике маленькие гномики: Сжимаем и разжимаем кулачки.

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибаем пальчики, начиная с больших

Раз, два, три, четыре, пять - пальцев.

Стали гномики стирать. Разгибаем пальчики, начиная с мизинцев.

Токи – рубашки, Трём кулачки друг о друга.

Пики – платочки, Загибаем пальчики, начиная с больших пальцев.

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Мики умница был,

Всем водичку носил.

1. Основная часть.

Молодцы! А сейчас послушайте загадку, которую я для вас приготовила.

Загадка про одежду:

Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,

И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.

Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.

Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.

Они о многом могут рассказать:

Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?

Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.

Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?

Правильно, это загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом - одежда. Мы сегодня будем говорить об одежде и головных уборах.

В. Что такое одежда?

Д. Что мы на себя надеваем, то одеждой называется.

В. Какие предметы одежды вы знаете еще?

Д. Комбинезон, куртка, пальто, плащ, платье, брюки, рубашка, кофта.

В. Для чего человеку нужна одежда?

Д. От холода спасает, от мороза, чтобы не заболеть. Для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога.

Давайте посмотрим на экран. (Слайды)

В. Одежда появилась в глубокой древности как средство защиты от холода, солнца, дождя. Современная одежда очень многообразна. Вся одежда подразделяется на виды: нижнее белье, верхняя одежда (летняя), верхняя одежда (весенняя и осенняя), верхняя одежда (зимняя), спецодежда. Для разных профессий и видов деятельности существует специальная одежда. Посмотрите на экран и расскажите, для кого она предназначена.

Игра «Кто носит эту одежду» (слайды) ( школьники, повара, врачи,

военные, спортсмены).

Физкультминутка.

Мы зимой гуляли - шубы надевали,

Шубы надевали и в снежки играли.

Мы весной гуляли - плащи надевали,

Дети имитируют игру в снежки.

Плащи надевали - лужицы считали.

Летом мы гуляли - шорты надевали,

Летом мы гуляли - платья надевали.

Прыгают.

По лугу ходили - бабочек ловили.

Имитируют ловлю бабочек.

А теперь поиграем в игру «Четвертый лишний» (слайды)

В. Как можно назвать одежду для занятий спортом? (для дома, для работы, для праздников).

Д. Спортивная, рабочая, специальная, домашняя, праздничная, нарядная.

В. Какую одежду носят мужчины? (женщины, дети)

Д. Мужская, женская, детская, взрослая, летняя, зимняя, демисезонная.

В. Ребята, скажите, а откуда берется одежда, кто их шьет?

Д. Верно, из магазина. Как же она туда попадает?

В. Откуда ее берут?

В. Вся чудесная одежда, которую мы с вами носим каждый день, сшита руками мастериц. Одежду шьют на фабрике. Люди этих профессий портной и швея. Одежду шьют из разных тканей: из шелка, меха, кожи, драпа, фланели, хлопка.

В. На чем шьют одежду. На швейной машине.

В. А где шьют одежду? В ателье, в швейной мастерской, на швейной фабрике.

В. Кто такие модельеры? Они придумывают фасон одежды и рисуют его. Потом над моделью работают разные люди закройщики, швеи.

В. София расскажи стихотворение про «Портниха»

Лена куклу нарядила:

Платье новое ей сшила

На подол и рукава

Пристегнула кружева.

Куклу хвалят все игрушки

« До чего же красив наряд!

Лену хвалят все подружки.

«вот портниха» - говорят.

В. А теперь поиграем с мячиком. Игра «Лови и отвечай»

Я буду бросать вам мяч, и задавать вопросы, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.

Где продают одежду?

- А кто шьет одежду?

Где шьют одежду

Какие ткани и материалы вы знаете?

Как называется одежда, которую мы носим летом? Зимой?

Кто покупает одежду?

Какая одежда бывает?

Молодцы, ребята, а сейчас назовите мне головные уборы, которые вы знаете.(Шапка, панама, косынка, шляпа, берет, кепка.)

Дидактическое упражнение. «Что будет, если...»

Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то.. .». Поощряется оригинальность ответов.

Что будет, если летом носить меховую шапку? То в ней будет жарко и голова вспотеет.

Что будет, если зимой ходить в трусах и майке? То зимой можно замерзнуть и заболеть.

Что будет, если в дождь обуться в тапочки? То в них промокнут и замерзнут ноги.

Что будет, если в жару не надеть панамы? То можно получить солнечный удар.

Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки? То можно голову продуть и заболеть.

Что будет, если в мороз гулять без варежек? То руки можно отморозить. В осенних ботинках? От можно ноги отморозить. В кепке?

Игра «Выбери одежду по сезону» На столе картинки с предметами одежды, обуви, головные уборы. Детям нужно «разложить» одежду в шкаф, головные уборы «повесить» на крючок, а обувь «поставить» на полочку.

Игра «Назови ласково».

Молодцы. А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Назови ласково», мы с вами будем называть ласково одежду и головные уборы.

Пальто – пальтишко Свитер – свитерок Плащ – плащик

Брюки – брючки Рубашка – рубашечка Платье – платьице

Штаны – штанишки Шапка – шапочка Панама – панамочка

Кепка – кепочка

Игра «Скажи наоборот».

Следующая игра «Скажи наоборот». Я говорю слово, а вы наоборот.

Надевать – снимать Одевать - раздевать

Продавать – покупать Завязать - развязать.

Застёгивать – расстёгивать Гладить - мять Пришивать – отрезать Яркий – бледный Снимать – надевать Толстый – тонкий Вешать – снимать Сухой – сырой Расстёгивать – застёгивать Лёгкий – тяжёлый Завязывать – развязывать Дорогой – дешёвый Чистить – пачкать Длинный – короткий Шнуровать – развязывать

Молодцы, дети. Хорошо справились с заданием.

Упражнение «Детали одежды, головных уборов».

В. Ребята, а какие вы знаете элементы или детали одежды, головных уборов. (деталь одежды – это карман, воротник, манжет, пуговица, петелька, застёжка, кнопка, пояс, молния, штанина; детали головных уборов – поля, козырек, помпон, завязки.)

А я знаю одну музыкальную игру со шляпой. Хотите поиграть? Вставайте в круг.

Сейчас зазвучит музыка, и пока она звучит, вы передаете по кругу шляпу. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках оказалась шляпа, надевает ее на голову и называет детали одежды.

В. Молодцы ребята. А сейчас приглашаю вас за столы. Проходите пожалуйста, и садитесь.

Работа за столом

У вас на столах листы с заданиями. Вам нужно показать, стрелкой кто во что обут, приступайте к работе.

Анализ занятия

Молодцы, ребята!

Скажите, пожалуйста, о чём мы с вами на занятии говорили?

Что нужно делать, чтобы одежда была чистой и вы выглядели в ней опрятно?

Д. Бережно относится к одежде, уважать труд своих мам, бабушек.

Какие задания выполняли?

Молодцы, сегодня на занятии все хорошо работали и занятие окончено. До свидания.

СКАЗКА ПРО ТО, КАК ОДЕЖДА ОБИДЕЛАСЬ

Ирина Гурина

Жил-был мальчик Андрюша. Он очень не любил одеваться. Летом бабушке удавалось с ним справиться, потому что ничего особенного одевать на Андрюшу не приходилось, а вот с наступлением холодов начиналось трудное время.

Не хочу, не буду, не одену… - кричал Андрюша и убегал от бабушки.

Но однажды случилось вот что.

Андрюша с бабушкой как всегда собирались гулять.

Надень колготочки, - упрашивала бабуля.

Не буду! – отпихнул бабушкины руки Андрюша.

Почему? – расстроилась бабушка.

Они некрасивые, - ответил Андрюша.

А какиеколготочки ты бы хотел?

Я бы… Я бы… Я бы хотел зеленые, как листики на деревьях. Вот! – выпалил Андрюша и победоносно посмотрел на бабушку. В это мгновение колготки вдруг превратились в две тонкие ветки, покрытые густой зеленой листвой.

Ой, что это? – удивился Андрюша.

Колготки, как ты хотел, - ответила бабушка.

Ветки изогнулись и звонко шлепнули вредного Андрюшу по попе.

Ай, они дерутся, - испугался Андрюша.

Но ты сам захотел такие, - ответила бабушка. – А свитер тебе тоже не нравится?

Не нравится! Он противный, колючий!

А какой свитер ты хочешь?

Я хочу, чтобы он был мягкий, как птичий пух! – ответил Андрюша.

Внезапно свитер взмахнул рукавами и превратился в огромную птицу. Птица вытянула шею и постаралась ущипнуть непослушного мальчишку за коленку.

Ай, он щиплется, - испугался Андрюша.

Но ты сам захотел такой, - ответила бабушка. – А комбинезон ты наденешь?

Нет. У него слишком много всяких застежек, я не люблю засовывать руки в рукава и ноги в штанины! Я хочу, чтобы он был живой и сам на меня надевался!

Раз! И комбинезон ожил, затопал штанинами, захлопал рукавами и замахнулся на Андрюшу.

Ай, чего это он, - испугался Андрюша.

Но ты сам захотел такой, - ответила бабушка. – А ботиночки ты тоже не любишь?

Нет, у них шнурки. Я не хочу их завязывать. Хочу, чтобы они сами налезали мне на ноги, и чтобы никаких шнурков не было!

В это мгновение шнурки, как две юркие змейки, выскочили из ботинок и куда-то уползли. А сами ботинки превратились в двух маленьких собачек и, свесив язычки, начали наскакивать на Андрюшу, пытаясь его укусить. - Ай, они кусаются, - испугался Андрюша.

Но ты сам захотел такие, - ответила бабушка. – Ну, а шапочка тебе тоже не по нраву?

Нет, - упрямо ответил Андрюша. – Она плохая, с помпоном! А я хочу, чтобы у нее были ушки, как у медвежонка!

Тут же помпон подпрыгнул как мячик и ускакал вслед за шнурками. А шапка превратилась в ушастую медвежью голову, да как зарычит:

Ну, что тебе еще не нравится, вредный мальчишка. Давай одеваться. Теперь все вещи такие, как ты хотел!

Бабушка, - заплакал Андрюша. – Я хочу, чтобы вернулись мои старые вещи. Расколдуй их, пожалуйста!

Как же я их расколдую, если ты их такими сделал. Только ты можешь вернуть все обратно.

Колготочки, свитер, комбинезон, ботинки, шапочка! – закричал Андрюша. – Вернитесь, пожалуйста, ко мне! Я теперь всегда буду одеваться сам и не буду спорить с бабулей!

Раз! И зеленые ветки превратились в Андрюшины синие колготочки. Два! И злая птица сложилась на стуле аккуратным свитерком. Три! И комбинезон послушно лег рядом. Четыре! И откуда–то приползли шнурки, а собачки перестали тявкать и превратились в Андрюшины ботиночки. Пять! Пестрым мячиком прискакал помпон, прыгнул на медвежью голову, и она опять стала Андрюшиной шапочкой!

Ура! – обрадовался Андрюша. – Здравствуйте мои дорогие вещи! Какие вы, оказывается, замечательные. Бабуля! Давай одеваться и пошли гулять. Я обязательно должен рассказать друзьям эту волшебную историю.

КАК РУБАШКА В ПОЛЕ ВЫРОСЛА.

Константин Ушинский

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

Что ты, тятя, делаешь?

А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли. Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: "Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка". Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий разговорили девочке:- Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. "У братца Васи такие глазки, - подумала Таня, - но рубашечек таких я ни на ком не видала".

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когдаголовки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён скорнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыли. Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:- Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.

Славная у тебя рубашка будет, - опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала:

"Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку".

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и сталииз него нитки прясть.

"Это нитки, - думает Таня, - а где же рубашечка?"

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки.

О чем мы говорили на занятии?

Перечислите осеннюю одежду, головные уборы.

ЗАГАДКИ

Вы внимательны, как прежде. И загадки про одежду сразу отгадаете, потому, что знаете, в чём гулять, а в чём играть, в чём укладываться спать. Что зимой надеть, что-летом, в этом нет для вас секрета.

От холода и снега согреет, где б ты ни был.

Пусть в ней похож ты на мишутку, зимой наденешь что ты? (шубку)

Оно из шерсти иль из драпа, из меха-воротник богатый.

А чтобы вы не заболели, согреет вас от злой метели! Отгадайте, это что? Это - (зимнее пальто)

Ветер дует-дует - никак не сорвёт! Солнышко пригреет - само спадёт. (Пальто)

Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (варежка)

А ну-ка, ребята, кто угадает: на десятерых братьев двух шуб хватает? (варежки)

Едва повеяло зимой, они теперь всегда с тобой. Согреют две сестрички, зовут их (рукавички).

Пять мальчиков, пять чуланчиков. Разбежались мальчики в темные чуланчики.

Каждый мальчик –в свой чуланчик. (пальцы в перчатке)

Пять чуланов, одна дверь. (Перчатка)

Я как зонт не промокаю, от дождя вас защищаю. И от ветра вас укрою. Ну, так что же я такое? (плащ)

Рукав длинный, иль короткий, планка, иль косоворотка, на груди кармашки. Что это? (рубашка)

Дуйся-не дуйся, а через голову суйся. Попляши день-деньской и пойдёшь на покой. (рубаха)

Входишь в одну дверь, а выходишь из трёх. Думаешь, что вошёл, а на самом деле-вышел (рубашка)

Вход один, а комнат-две. Маша в домик входит и в нём гулять уходит (колготы)

По дороге я шёл, две дороги нашёл и по обеим пошёл (брюки)

Зимой наденешь шапку, шубку. А летом что? Футболку.. (юбку)

Как избавиться от скуки? Надоели джинсы, брюки. Веселее стать мне, что поможет? (платье)

Оля, наша, на песочке мирно загорает. Что для этого надеть, Оля точно знает! (Купальник)

Знаю я друзья на «пять» в чём мне спать, а в чём гулять!

Днём на солнце я в панаме, ночью сплю я в чём? (в пижаме).

Кто мало кушает конфет, и не любит тортики, летом будет очень стройным и наденет…(шортики)

Спортивную одежду не знает лишь невежда. На теннисные корты что надевают? (шорты)

Нарядненький Серёжка – на груди-дорожка (галстук)

Яркая, короткая тканая бородка. По рубашке бежит, на груди лежит (галстук).

Днем обручем, ночью змеей. (Пояс)

Всё в шерсти, а кожи нет. В них упрячешь две ноги, и в мороз гулять беги (валенки)

Снег на улице, мороз! Что надеть мне, вот вопрос. Босоножки не годятся, будут все вокруг смеяться. Чтобы не замёрзли ножки, нужно нам надеть…(сапожки)

Бывает снег весной летает, на землю падает и тает. Тогда на валенки в порошу наденем мы с тобой…(галоши)

Если дождик-мы не тужим, бойко шлёпаем по лужам. Станет солнышко сиять-нам под вешалкой стоять (рез.Сапоги)

Два братца ростом по колено с нами гуляют, от воды защищают (рез.Сапоги)

Отгадай загадку, кто мы? В ясный день сидим мы дома, если дождь – у нас работа: топать, шлёпать по болотам (рез.Сапоги).

Сшили их из чёрной кожи, в них теперь ходить мы можем. И по слякотной дороге не промокнут наши ноги(сапоги)

Стоят в прихожей две трубы, чернокожие столбы. Сунул в них ноги, зашагал по дороге (сапоги)

Добрый дом для каждой ножки-это тёплые (сапожки)

Каблукастые подружки не отстанут друг от дружки.

То на улицу, то в дом, и всегда вдвоём, вдвоём (туфли).

Всегда шагаем мы вдвоём, похожие как братья.

Мы за обедом-под столом, а ночью-под кроватью (тапки)

Что же летом на ногах, летом жарко в сапогах. Чтоб рады были ножки, надену (босоножки)\

Их в былые времена надевала вся страна. Но теперь наденешь вряд ли

Ты из лыка липы… (Лапти)

Мы покинули кроватки, в зал выходим для зарядки,

Чтобы прыгать, как орешки, все скорей обуем… (Чешки)

И не туфли, не ботинки, но для ног они нужны.

Без застёжек и резинки, всунул ноги и - иди.

Торопиться в них нельзя - с ног в момент они слетят. (Шлепанцы)

Отгадай загадок ворох, все о головных уборах. Какие бывают, с чем надевают, как носят, обо всём спросим!

Вязаным корытом горка накрыта. Круглая горка спряталась в норке.

Лес на горке стих да к земле приник. Горка под корытом от холода укрыта.

Ты ту тайну разгадай, да корыто опознай! (шапочка)

Чтоб мои не мёрзли уши, стану мамочку я слушать.

И надену не спеша я что-о тёплое, с ушами! (ушанка)

Коль простудиться не хотите, наседку тёплую купите.

Пусть погода будет зябкой – голову согреет…(шапка)

Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу - привечу. (Шапка)

У дяденьки на голове-поля! Но это вовсе не земля (шляпа с полями)

Если модной хочешь быть, успевай за ней следить!

Даже цвет твоих перчаток должен подходить под..(шляпу)

Как спортивный стиль решают? Шорты, кеды надевают, разноцветную футболку.

А на голову?...(бейсболку)

Головной убор крестьяне выбирали себе сами. И работать, и гулять. Что же нужно повязать? Собирали в узелок из материи…(платок)

Меня на голову надень и бегай в самый жаркий день.

А снимешь-недовольна мама. Я шляпа летняя… (панама)

Я любой девчонке прикрою волосёнки. Прикрою и мальчишкам стрижки-коротышки.

От солнца я защита, для этого и сшита (панама)

Твоя бабушка повяжет, а потом тебе расскажет, что за головной убор знает, любит с давних пор. Даст материи кусочек, повяжи и ты …(платочек)

Что за головной убор мужчины носят с давних пор?

С курткой, пиджаком, рубашкой любят надевать…(фуражку)

Он военными любим, по форме им необходим. Он в десанте-знаковый, он бордовый, краповый. Ты отважен, спору нет. Коли так- бери …(берет)

С виду нам напомнит лодку головной убор-…(пилотка)

СЧИТАЛКИ

Раз, два, три, четыре, пять -собираемся гулять. Завязала Катеньке шарфик полосатенький.

Наденем на ножки валенки-сапожки, пойдем скорей гулять, прыгать, бегать и скакать

Раз! Два! Три! Четыре! По дорожке я скачу. Раз! Два! Три! Четыре! Башмачок скакать учу.

Раз! Два! Три! Четыре! Обломился каблучок. Раз! Два! Три! Четыре! Заблудился башмачок.

Уважаемые коллеги и родители!

Материал по лексической теме "Головные уборы" может пригодиться логопедам, дефектологам, воспитателям, и родителям для занятий

с детьми дома и в детском саду. Здесь подобраны лексический материал, дидактические игры, пальчиковая гимнастика, загадки, стихи

и задания по развитию связной речи для подготовки детей к школе.

Творческих успехов и взаимопонимания с детьми!

Маковеева Галина Николаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема "Головные уборы".

Учим правильно называть головные уборы и их части, рассказывать какие они бывают, что с ними можно делать, называть одним обобщающим словом. Учим объяснять, чем отличаются головные уборы от обуви, что носят зимой, летом, весной, осенью.

1. Предметный словарь (имя сущ. что это?):

Шапка, шапка-ушанка, шляпа, кепка, фуражка, пилотка, бескозырка, шлем, колпак, платок, косынка, панамка, берет, поля, отворот, лента, донышко, кисточка, помпон, завязки шнурки, молния, застёжки итд.

  1. Словарь признаков (им. прил. Какой? Какая? Какие?)
    Новая, старая, чистая, грязная, черная, светлая, разноцветная, удобная, красивая, зимняя, летняя, осенняя, теплая, легкая, меховая, вязанная, соломенная, фетровая, ситцевая, кожаная, меховая, соломенная, шёлковый, пуховый, шерстяной и т.д.
  2. Глагольный словарь(Что делают? Что с ними можно делать?):

Рассматривать, примерять, покупать, продавать, дарить, надевать, снимать, чистить, мыть, сушить, протирать, ходить, вязать, шить и т. д.

4.Проиграть игры «Раздели слова на слоги!», «Один-много»,

«Нет чего?», «Много чего?», «Назови ласково!», «Сосчитай до 5!», «Четвёртый-лишний!», «Скажи наоборот!» (слова-антонимы),

«Какой, какая, какие?», «Что делает? Что можно сделать?».

Предложите вспомнить названия одежды, состоящие из двух слогов (шап-ка, кеп-ка, шля-па, пла-ток), из трех слогов (фу-раж-ка, пи-лот-ка, ко-сын-ка итд).

Поиграйте в игру с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Вы бросаете ребенку мяч и называете предметы,

Ребенок ловит мяч, говорит, какие они, и возвращает мяч вам .

Шляпа из соломы (какие?) – соломенная.

Шляпа из фетра (какая?) – фетровая

Платок из пуха (какой?) – пуховый.

Шапка из шерсти (какая?) – шерстяная.

Косынка из ситца (какая?) – ситцевая.

Косынка из шёлка (какая?) – шёлковая.

Панамка из хлопка (какая?) – хлопчатобумажная

Шлем из пластмассы (какой?) – пластмассовый

Игра « Четвертый лишний». Назови, что лишнее, объясни почему?

Шляпа, пальто, плащ, юбка.

Кепка, панама , ботинки, косынка.

Сапоги, шапка, босоножки, тапки.

Сандалии, платок, кеды, валенки.

5. Учим, размышлять, подбирать рифму, разгадывать загадки.

Я любой девчонке

Прикрою волосенки,

Прикрою и мальчишке

Стрижки - коротышки.

От солнца я защита -

Для этого и сшита. (Панамка)

Вот я вырасту как папа

Мой берет заменит … (Шляпа)

Маша после игры в прятки
Со двора пришла без шапки.
Мама тут же закричала:
– Где ты шапку подевала?
– Не ругай меня, мамулька,
Во дворе метель кружится,
Снег, мороз, висят сосульки –
Ёлка может простудиться.
Мы одеть решили ёлку,
Костик вынес ей футболку,
Таня ей дала перчатки.
Ну а как она без шапки?..
Ведь она ходить не сможет
В поликлинику, в аптеку.
Ёлке греться надо тоже,
А не только человеку.

(В какие игры играла Маша? Почему Маша пришла без шапки? Почему Маша отдала шапку ёлке? Что можно сказать о Маше, какая она?)

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Головные уборы»

Образовательная область «Познание»

Цель: Знакомство детей с головными уборами

Задачи

Образовательные:

Познакомить детей с разнообразием головных уборов.

Поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе, учить передавать словесное содержание картины в форме короткого рассказа.

Совершенствовать представления о смысловой стороне слова, обобщающими наименованиями, слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Формировать способы словообразования прилагательных.

Развивающие:

Развивать фонематическое восприятие и интонационную сторону речи.

Воспитательные:

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушать товарища.

Воспитывать бережное отношение к головным уборам.

Словарная работа: головные уборы, шапка-ушанка. шляпа, бейсболка, кепка,соломенная шляпка, панама.

Методы и приемы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, вопросы к детям, использование художественной литературы.

Материалы и оборудование:

Головные уборы (, платок, кепка-бейсболка, шляпа, меховая шапка, панама, косынка, бескозырка, берет); картины с изображением людей разных профессий (летчик, повар, врач, строитель, моляр); карточки с головными уборами; сундучок с головными уборами сказочных героев (красная шапочка, колпак Буратино, шапка Айболита, колпак Петрушки); колпаки и погремушки на каждого ребенка.

Ход

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу маленькую сказку.

Однажды, когда все дети в доме спали, маленький игрушечный зайчик решил найти себе домик. Он подошел к шкафу, хотел его открыть, но не смог дотянуться до ключа. Тогда он подставил старенький игрушечный стол, поставил на него стул и открыл шкаф. Скрип дверцы разбудил бабушку. Она надела очки, посмотрела по сторонам, но никого не увидела, так как зайчик успел запрыгнуть в шкаф. То, что увидел зайчик на верхней полке в шкафу, его очень обрадовало. «Какой хороший у меня будет домик!» Но вдруг он услышал голос мышонка:

Это не домик, а шапка!

Тогда у меня будет другой домик.

Это не домик, а шляпа!

Ну, а вот этот, третий предмет, уж точно будет для меня домиком.

Да это же бейсболка!

Выходит на этой полке есть все, но нет ни одного домика для игрушечного зайчика. Зайчик выпрыгнул из шкафа и пошел на полку к другим игрушкам.

Воспитатель: Что зайчик принял за домик для себя? (ответы детей)

Как можно назвать двумя словами шапки, шляпы, кепки? (головные уборы)

Почему головные уборы так называются? (ответы детей)

Для чего нужны головные уборы? (ответы детей)

Какие вы знаете головные уборы? (ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю совершить путешествие в царство головных уборов. На чем вы хотите путешествовать? (на самолетах)

Воспитатель: Вот мы оказались в удивительном царстве головных уборов. Ребята, а если вы их на себя оденете, то они оживут и сами о себе расскажут.

Дети одевают головные уборы (кокошник, платок, кепка-бейсболка, шляпа, меховая шапка, панама, косынка, бескозырка, берет) и становятся в круг. Дети рассказывают, каким они стали головным убором и описывают его.

Воспитатель: Давайте снимем головные уборы и поиграем с вами в игру «Что из чего, какая шапка?»

Из ситца – ситцевая

Из шелка – шелковая

Из шерсти – шерстяная

Из кожи – кожаная

Из соломы – соломенная

Из меха – меховая

Из вельвета – вельветовая

Из резины – резиновая

Воспитатель подводит детей к магнитной доске. На ней представлены картины с изображением людей разных профессий (летчик, повар, врач, строитель, моляр).

Воспитатель: Расскажите, люди каких профессий изображены на картинах? Какими головными уборами они пользуются, и для чего они им нужны? (ответы детей)

Воспитатель: Дети, напомните мне, какими головными уборами пользуются моряки? (бескозыркой). Давайте поиграем в игру «Моряки» (физкультминутка)

Две ладошки прижму и по морю поплыву

Две ладошки, друзья, это лодочка моя.

Паруса подниму, синем морем поплыву.

А по бурным, по волнам плывут рыбки тут и там.

Воспитатель: Поиграем в игру «Назови ласково»

На карточках изображены головные уборы. Дети называют сам предмет, количество, а затем образовывают уменьшительно-ласкательную форму (2 банта – 2 бантика, 5 колпаков – 5 колпачков, 5 шляп – 5 шляпочек, 1 кокошник - 1 кокошничек, 3 платка – 3 платочка и т.д.)

Воспитатель: В нашем сказочном царстве появился волшебный сундучок! Что в нем? А в нем головные уборы сказочных героев. Но они мне в руки не даются. Нужно сначала отгадать загадку про сказочного героя.

Бабушка девочку очень любила,

Красную шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее? (Красная шапочка)

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный.

Но любил папаша сына.

Что это за странный,

Человечек деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой? (Буратино)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки на них глядит

Добрый доктор (Айболит)

Наряд мой пестрый,

Колпак мой острый.

Мои шутки и смех

Веселят всех! (Петрушка)

Воспитатель: А Петрушка для вас всех приготовил колпачки и погремушки. Давайте с ними поиграем!

Танец Петрушек.

Воспитатель: Где мы сегодня побывали? Что нового и интересно вы узнали? Какие моменты вам больше всего запомнились? Какие головные уборы бывают?


Екатерина Плотникова

Конспект занятия по развитию речи детей на тему : «Головные уборы "

Программное содержание :

- Развивать системность мышления в процессе расширения

знаний о предметах одежды.

Различать и называть существенные детали головных уборов ,

группировать их по функциональному признаку.

Уметь выделять главные и второстепенные функции

предметов.

Активизировать и обобщать словарь : шапка, шляпа, панама,

каска, фуражка, кепка, бейсболка, пилотка, бескозырка,

Обогатить знания детей о свойствах материалов, из которых

изготавливаются предметы.

Создать образы головных уборов , сделанных из материалов :

дерева металла, хрусталя, бумаги, используя метод

фокальных объектов.

материал :

- Головные уборы разного назначения (картинки) .

Две шапки (мятая, старая и аккуратная, красивая) .

Шапка - ушанка и шляпа.

Иллюстрации - схемы, головной убор повара .

Две атласные ленточки, хрустальная ваза, деревянный кубик,

бумага, металлическая миска.

Ход занятия:

Беседа по пословице «По Сеньке и шапка» .

Представим себе, что где-нибудь в селе жили два Сеньки. Один был ленивый, неряшливый, все делал кое-как, и дом у него плохой, крыша дырявая, и шапка был на нем (какая… Вот эта - мятая, неказистая (показываю старую шапку) . Про него и говорили с усмешкой : «По Сеньке и шапка!»

А другой Сенька был ловкий, дом у него исправный, забор всегда починен, одевался он опрятно, и шапка у него была (какая… Аккуратная, красивая – вот эта.)

Про такого люди говорили с уважением, как - бы любуясь им : «По Сеньке и шапка!»

А, что означает слово «шапка» ?

(Было дано задание нескольким детям, чтобы они с родителями узнали происхождение слова "шапка" и они выяснили, что слово «шапка» нерусское. Оно произошло от французского «шапо» или «шап» - что значит- покрышка). Рассказ детей.

Для чего нужны шапки- покрышки? (Чтобы голове было тепло ; от солнца голову закрывать , чтобы не пекло; от дождя, чтобы голова не намокла ) .

Какие головные уборы покрывают голову летом ? (Косынки, панамы, бейсболки, пилотки) .

Какая главная работа у этих головных уборов ? (Защищать голову от солнца ) .

Какими они должны быть? (Легкими) .

Назовите осенние головные уборы . (Капюшон, вязанные шапки) .

Какими должны быть головные уборы зимой (Зимние шапки должны быть теплыми, меховыми или пуховыми) . А если шапка вязаная, не очень теплая, можно еще платок надеть вниз, чтобы теплее было.

Рассмотрение подсистемных признаков шапки в сравнении задание : Чем шапки и шляпы похожи? Отличаются?

А чем раньше покрывали голову , когда еще не было ниток и люди не умели шить и вязать? (От солнца можно было какой-нибудь большой лист найти и накрыть им голову ) .

А зимой? (Из шкур зверей мастерили) .

Чем современные шапки отличаются друг от друга? (Цветом, меховые, вязанные, с узорами, с цветами и т. д.) .

КОНКУРС «Головные уборы сказочных героев » .

А сейчас поиграем в игру и узнаем, кто лучше знает сказки и сможет назвать их по головным уборам главных героев .

У меня на столе картинки, которые лежат изображением вниз. На них изображены головные уборы сказочных героев (колпачок

Буратино, шляпа Гулливера, красная шапочка, бабушкин чепец, шляпка старухи Шапокляк, шлем древних воинов-витязей, чалма для волшебника, шапка-невидимка). Водящий будет крутить волчок, брать картинку на которую указывает стрелка и отгадывать сказку.

За правильный ответ получаете фишку. Победителей ждет приз.

(Итоги конкурса)

(Воспитатель вносит белую шапочку, надевает на ребенка (куклу) .

Как вы думаете, кем работает Оля, если она надела эту шапочку?

(Медсестрой, врачом) .

Кто еще носит белую шапочку (Продавец, повар, мл. воспитатель) .

Вот повар в белом колпаке

Стоит с половником в руке.

Готовит суп он из гороха,

И получается неплохо.

Для чего надевают колпаки повар и продавец? (Чтобы волосы не

мешали работе : не падали на глаза и не попадали на продукты).

Значит все люди надевают белые шапочки на работе (Нет, не все) .

Может расскажете мне, какие головные на какой работе надевают?

(На стройке – каски; милиционеры, офицеры – фуражки; солдаты-

пилотки; мотоциклисты – шлемы; водолазы – скафандры и т. п.)

Посмотрите на эти ленточки. Какой головной убор они напоминают ?

(Бескозырку) .

Как вы думаете, для чего на бескозырке длинные ленты?

Могут ли они помочь морякам в ветреную погоду?

(Их подвязывают под подбородком) .

А сейчас я приглашаю вас в свою «фантастическую» мастерскую и

предлагаю поэкспериментировать с необычными головными уборами .

У меня в сундучке есть разные предметы. Представим, что это-

шляпы (хрустальная ваза, деревянный кубик, металлическая

миска, бумага) .

Игра «Хорошо- плохо»

Шляпа «Хрустальная ваза» :

Что хорошего в такой шляпе? (Она красивая, прозрачная,

сверкающая, оригинальная) .

Что плохо? (Шляпа может разбиться, холодная, тяжелая) .

Кто может носить такую шляпу? (Стеклянный человек, Снежная

Королева)

Шляпа «Деревянный кубик» :

Что хорошо (Прочная, не промокает, экологически чистая, надеж-

Что плохо? (Тяжелая, твердая, неудобная)

Кто может такую шляпу носить? (Дедушка - Добрынюшка – в

деревянной шапке, он же деревянный)

Шляпа «Бумага»

Что хорошо? (Ее не надо покупать, можно сделать самому пилотку

от солнца, она легкая и т. д.)

Что плохо? (Может намокнуть, легко порваться)

Кто может носить? (Бумажные куклы, Петрушка, мы сами.)

Шляпа «Железная миска»

Что хорошо? (Непромокаемая, не поломается, не разобьется)

Что плохо? (Тяжелая, на солнце перегревается, зимой – холодно)

Кто может носить? (Железный дровосек)

А теперь попробуем сами придумать необычные головные уборы ,

может быть даже головные уборы будущего .

(Изготавливают головные уборы из отдельных деталей и украшают

бросовым материалом.)

Что в ваших уборах можно делать ? Какую работу выполнять?

(Ответы детей.)

Устроим выставку головных уборов .


Публикации по теме:

Итоговое мероприятие в старшей группе "Солнышко"по теме "Головные уборы" (фотоотчет). Цель: Систематизировать и закреплять знания детей.

Конспект интегрированного занятия «Головные уборы» (средняя группа) Конспект интегрированного занятия «Головные уборы" (средняя группа) Цель: систематизировать элементарные знания детей о головных уборах.

НОД по развитию речи в подготовительной группе «Одежда, обувь, головные уборы» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цели деятельности: познакомить с названиями предметов.

Конспект занятия «Одежда. Обувь. Головные уборы» История возникновения одежды Первые люди, которые бегали за мамонтами, делали это преимущественное в голом виде, прикрывая себе лишь некоторые.

Презентация-фотоотчет о занятии «Одежда. Обувь. Головные уборы» в старшей группе» Цель: Формировать обобщающее понятие «одежда», «головные уборы», «обувь» Задачи: уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его,.

Сценарий открытия выставки «Старинные головные уборы» Открытие выставки «Старинные головные уборы» (13.12.2012 г.) Пояснительная записка: Данное мероприятие стало итоговым результатом работы.

Время Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями, социальными партнерами Групповая,.

Познавательное развитие в средней группе «Одежда, обувь, головные уборы» Познавательное развитие в средней группе Тема: «Одежда, обувь, головные уборы» Цель: Создание условий для систематизации знаний детей.

Презентация «Предметы вокруг нас: одежда, обувь, головные уборы» Презентация для детей "Одежда, обувь, головные уборы" предназначена для освоения ребенком названий самых распространенных предметов одежды,.

Занятие «Головные уборы». Развитие восприятия На доске расположены картинки: шапка, платок, косынка, кепка. Педагог. Как назвать эти предметы одним словом? Упражнение «Форма, цвет, размер.

Библиотека изображений:

Конспект индивидуального занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Лексическая тема: "Головные уборы"

Задачи занятия:

    Расширить и активизировать словарь по теме.

    Совершенствовать грамматический строй речи; учить согласовывать существительные в роде, числе, числительные с существительными.

    Учить составлять распространенные предложения, описательные рассказы.

    Развитие мышления, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование:

Картинки «Головные уборы», «Чей головной убор?», «4 лишний», счетные палочки, загадки по теме, карандаши.

Ход занятия:

    Организационный момент

    1. Чтение стихотворения (Приложение №1)

Учитель-дефектолог показывает картинку и читает стихотворение:

Всем известно это, с очень давних пор,
Защищает голову головной убор.
Дело в шляпе, дело в шляпе,
Шляпа модная на папе.
Маме солнышко мешает.
Мама шляпку одевает.
Шьёт на табурете
Бабушка в берете.
На охоте дед давно.
В шляпу вставлено перо.
У сестрёнки метко,
К каждой майке кепка.
А в безбойке, набекрень,
Брат шатается весь день.
Спит малышка крепче,
На головке чепчик.

Покоряет целый мир
Удивительный факир.
Из целиндра, глазки сжав,
Появляется удав.
Выйдет клоун к нам с поклоном,
У него берет с помпоном.
Прячет лысину старик,
Новый у него парик.
У невесты есть фата,
В тюбитейке гость с утра.
Шапка, капюшон,колпак,
Головной убор- вот так!

Учитель-дефектолог сообщает тему занятия.

2.Основная часть

2.1. Упражнение: «Поговорим о головных уборах» (Приложение №1)

Учитель показывает картинку и задает вопросы ребенку: Что такое головной убор? Какие головные уборы ты знаешь? Для чего человеку нужны головные уборы? Какие головные уборы носят мужчины, женщины, дети? Как нужно ухаживать за головным убором? Для чего?

2.2. Упражнение: «Моя, мой» (Приложение №1)

Педагог показывает ребенку картинку с изображением головного убора, предлагает рассмотреть каждый предмет и назвать со словами «мой», «моя».

2.3. Упражнение «Подбери словечко»

Учитель просит ребенка изменить название одежды так, чтобы оно подходило для окончания фразы:

У мальчика шапка, у мальчиков..., а в магазине много...

У девочки платок, у девочек..., а в магазине много...

У мамы шляпа, у женщин..., а в магазине много...

У папы фуражка, у мужчин..., а в магазине много …

2.4. Упражнение «4 лишний» (Приложение №2)

Учитель-дефектолог предлагает ребенку раскрасить на листе в каждом ряду «лишний» предмет и объяснить свой выбор.

2.5. Динамическая пауза

Дефектолог произносит стихотворение и просит ребенка повторять за ним движения:

Один, два, три, четыре, пять - топаем ногами,

Один, два, три, четыре, пять - хлопаем руками,

Один, два, три, четыре, пять - занимаемся опять.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

2.6. Упражнение «Сложи шляпу»

Учитель предлагает ребенку по образцу сложить из счетных палочек шляпу.

2.8. Упражнение «Загадки» (Приложение №1)

Дефектолог выкладывает картинку с изображением головных уборов перед ребенком, загадывает загадки и просит ребенка их отгадать.

Меня на голову надень
И бегай в самый жаркий день,
А снимешь - недовольна мама.
Я - шапка летняя..
(Панама)

Чтоб мои не мёрзли уши,
Стану мамочку я слушать,
И надену не спеша я,
"Что - то" тёплое, с ушами!
А про "Что - то " кто - то знает?
И загадку отгадает?
(Шапка)

Меховые ушки
Зимою на Танюшке.
(Шапка-ушанка)

Ношу на голове поля,
Но это вовсе не земля.
(Шляпа)

С виду вам напомнит лодку
Головной убор...
(пилотка)

Как спортивный стиль решают?
Шорты, кеды разрешают,
Разноцветную футболку,
А что на голову?
(Бейсболку)

Что за головной убор
Мужчины носят с давних пор?
С курткой, пиджаком, рубашкой
Любят надевать...
(фуражку)

Твоя бабушка повяжет,
А потом тебе расскажет -
Что за головной убор
Знает, любит с давних пор.
Даст материи кусочек -
Повяжи себе...
(платочек)

Отгадайте, вам мы скажем:
Головной убор из пряжи,
В моде уже много лет? -
Изящен вязаный...
(берет)

2.9. Упражнение «Чей головной убор?» (Приложение №3)

Дефектолог просит соединить каждого героя сказки с его головным убором.

3. Итог занятия

Дефектолог просит ребенка закончить следующие предложения:

Мне понравилось на занятии …

Мне не понравилось на занятии …

Приложение №1 Приложение №2

Приложение №3