Конспект занятия в старшей группе детского сада на тему: Зима. Конспект занятия на тему "зима" в старшей группе

Тема занятия: «Удивительное время - Зима!»

Скороговорка дня: «У ежа и елки иголки колки».

Цель занятия: знакомство с зимними явлениями природы.

Оборудование и материалы: персонаж Дуду, фотографии или рисунки с изображением зимних узоров на стекле, карточки или единый рисунок к заданию «Снежные загадки».

Часть I. Вырос лес, белый весь

Цели : знакомство с зимними явлениями природы; использование умения выявлять закономерность в построении геометрических последовательностей; развитие логического мышления, внимания.

В гости к детям приходит Дуду. Она вместе с ребятами с интересом изучает свойства снега и льда, наблюдает за превращениями воды. Но сегодня утром обезьянка увидела что-то совсем необычное.

Дуду. Здравствуйте, ребята! Представляете, смотрю я сегодня утром в окно, а на стекле кто-то за ночь нарисовал удивительный узор. Солнце коснулось его лучами, и он стал сверкать золотом и серебром, переливаться всеми оттенками розового цвета. Красота! Кто же нарисовал этот узор?

(Предположения детей.)

Педагог. Для того чтобы понять, из чего состоит узор, возникающий за ночь на окне, можно собрать «белую краску», которой он «нарисован». Она быстро превратится в воду. Дело в том, что вода (в виде пара) всегда есть в воздухе.

Ночью при резком похолодании она оседает на ветвях деревьев, на стеклах окон.

Рассмотрим узоры. Постараемся найти отгадки.

Вырос лес,

Белый весь.

На коне в него не въехать

И пешком не войти. (Зимний узор на окне.)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.)

Дидактическая игра «Снежные узоры» . Дуду предлагает детям дорисовать и придумать свои узоры. Можно предложить такие задания:

Продолжи геометрический узор;

Продолжи графический узор;

Догадайся и нарисуй, какой снежинки не хватает;

Дорисуй вторую половину картинки.

Чтение.

Ночь

Ночь... Не спит,

Сидит под елкой,

Вышивает Дед Мороз.

Он у елки взял иголку,

Свет — от звезд.

Тянет нить

Сквозь щелку в шторах —

Все окно уже в узорах.

Завтра утром рано встанем

И увидим: на окне

Мчат серебряные сани

По серебряной стране.

В. Степанов

Кто же заставляет нас плясать зимой на улице? Не о нем ли в народе придумали загадку?

Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит

И нам стоять не велит. (Мороз.)

Научим Дуду «озвучивать» различные узоры. Постараемся внимательно выполнять упражнения. Тренируя внимание и координацию движений, будем выполнять все более сложные задания, увеличивая темп.

Примеры заданий:

Хлопок в ладоши, топаем левой ногой, хлопок в ладоши, топаем правой ногой.

Хлопок в ладоши, прыжок, хлопок по коленям, приседание.

Хлопок в ладоши, хлопок по коленям, приседание.

Часть II. Снежные загадки

Цели: дальнейшее формирование умения составлять простейшие задачи по рисункам и решать их; освоение новых форм записи результатов.

Дуду . Столько загадок появляется вокруг зимой! Загадку, которую я хочу загадать вам, придумали ребята из подготовительной группы. На самом деле они просто лепили из снега, но не успели закончить работу. Догадайтесь, кого или что хотели слепить из снега дети? Из каких фигур слеплена каждая снежная скульптура? Сколько снежных шаров понадобилось для каждой из них?

Предложим детям придумать и нарисовать фигуру, которую они будут лепить из снега на прогулке.

Итог занятия.

Дуду. Удивительное время зима — на окнах появляются рисунки, деревья сами собой одеваются в белые шубы, люди на улицах танцуют, за несколько минут можно вылепить снеговика и даже слона! А вам, ребята, что нравится больше всего из зимних загадок, забав и чудес?

(Ответы детей.)

Последующая работа

Вдохновленные талантом зимнего живописца мороза, дети на занятии по рисованию с удовольствием нарисуют «Зимний пейзаж».

Варианты работы.

1. Выполним рисунок по образцу на темной бумаге белой гуашью или зубной пастой.

2. На обычной бумаге для рисования — контуры рисунка. Согласно шифру, часть изображения раскрашивается в различные цвета. Большая часть изображения остается белой.

Творческая работа «Скульптуры из снега» . Во время прогулки поможем детям вылепить из снега фигуры, нарисованные ими на занятии. Полученные «скульптуры» можно раскрасить, используя обычную пластиковую бутылку с цветной водой и пульверизатором.

Татьяна Деревянко
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимушка-зима»

Цель: расширение и систематизация знаний детей о зиме.

Задачи:

Образовательная: уточнить представление детей о состоянии погоды зимой; о жизни зверей в холодное время года; закрепить знание геометрических фигур, умение из частей составлять целое; закрепить знание правил безопасного поведения зимой на реке.

Развивающая: развивать умение поддерживать беседу, подбирать слова -прилагательные; развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство доброты,сопереживания ко всему живому и прекрасному, воспитывать умение работать в парах.

Словарная работа: снегопад, хлопья, заснеженные, снежная крупа, метелица, зимующие, льдинка.

Предварительная работа: беседа о приметах зимы; рассматривание зимних пейзажей, картинок с изображением зверей и птиц; отгадывание загадок, чтение стихов, рассказов и сказок на зимнюю тематику; изготовление цветных льдинок; художественное творчество-рисование на тему: «Здравствуй, Зимушка-зима», лепка из соленого теста «Снеговик», аппликация «Елочка», «Снежинка», оригами «Зайчик»; создание мини-музея «Птицы», дидактические игры «Чей дом?», «Назови птицу», «Найди такую же снежинку», разучивание физкультминуток

Подготовка к занятию: снежинки-большая и маленькие, снежинки с веселыми и грустными лицами; карточки «Узнай чей след», «Поменяй зайчику шубку»; схема зайчика, набор геометрических фигур белого цвета; «волшебная палочка», материал синего цвета.

Слайды: Зимний лес, снежинки, звери в зимнем лесу и их следы, река Вологда зимой

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, безопасность, художественное творчество, физическая культура.

Ход занятия: Обратить внимание на снежинку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетела снежинка. Откуда она взялась? Как попала к нам в группу? (предположения детей). Вы знаете, это не простая снежинка, а волшебная. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Простая снежинка растаяла бы, потому что она из снега. На снежинке что-то написано, послушайте (чтение):

«Здравствуйте, меня зовут Снежинка. Я летала со своими сестричками, радуясь приходу зимы, но вдруг подул сильный ветер, он раздул все снежинки. Меня ветер занес к вам в группу, а где мои сестрички-снежинки, я не знаю. Помогите мне их найти, нас ждет домой мама-Тучка. Ребята, поможем Снежинке. Как мы можем ей помочь? Где мы можем поискать снежинок? (на улице, в лесу, на речке). Давайте сначала отправимся в лес. Какая зимой погода? Что нам нужно сделать перед прогулкой? (одеться). Какая одежда нам нужна? (имитация одевания).

Посмотрите, у меня есть волшебная палочка, с помощью ее мы попадем туда, куда захотим (закрывайте глаза).

Раз, два, три, обернись и в лесу ты окажись!

Вот мы и в зимнем лесу. (на экране-зимний лес).Посмотрите, ребята, как красиво вокруг, какая тишина, только снег поскрипывает под ногами (использовать мешочек- шуршалку).

Послушайте, какие замечательные слова о зиме написал русский поэт Суриков:

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

А под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной

И уснул под нею крепко, непробудно (читает ребенок).

Ребята, с чем еще можно сравнить снег на деревьях и кустах? (С шапками, валенками, с шубами).

Откуда же берется снег? (зимой капли воды замерзают в облаках и превращаются в снежинки). Форма снега зависит от погоды.

В безветренный морозный день снег летит большими снежинками, похожими на звездочки. Снежинки летят медленно и их можно рассмотреть. - Как называется явление, когда падает снег? (снегопад).

При слабом морозе снежинки похожи на маленькие шарики, говорят, идет снежная крупа.

Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Что такое хлопья? (множество слипшихся снежинок).

При сильном ветре летит снежная пыль, потому что ветер обломал у снежинок красивые лучики. Как называется такое явление? (снежная метель). Чем метель отличается от вьюги? (метель метет, а вьюга метет и воет). А еще бывает снежная поземка? Что это такое? (когда метель стелется по земле).

Ребята, выходите на полянку, покажем, как метет снежок.

Физкультминутка

Снег-снежок, снег - снежок по дороге стелется,

Снег-снежок, снег-снежок, белая метелица.

Снег - снежок, снег - снежок, замело дорожки,

Снег - снежок, снег-снежок тает на ладошке.

Мы налепим снежков, вместе поиграем

И в друг друга снежки весело бросаем.

А сейчас давайте сядем на пенечки (садятся на стулья).

Ребята, а для чего нужен снег? Как он помогает животным? Посмотрите, на снегу какие-то следы. Как вы думаете чьи? Какие звери живут в лесу? (показ слайда). Почему здесь не видно медведя и ежа? Давайте мы угадаем, какому животному принадлежат следы (садятся за столы).

Игра «Узнай животное по следу» (работа с карточкой)

Давайте проверим, правильно вы выполнили задание или нет (берут карточку и встают к экрану). Назовите, чьи это следы? (лисьи, волчьи, беличьи). Чьи следы похожи?

Как животные приготовились к зиме? (поменяли шубки, приготовили запасы). Зачем они это делают? Посмотрите, все правильно на нашей картинке? (зайчик серый)

Вы знаете, все звери поменяли шубку, а заяц не успел. Какого цвета должна быть у него шубка зимой? Почему? Давайте поможем зайчику. Возьмите под стульями подносы и проходите за столы.

Работа с карточками: «Поменяй зайчику шубку»

Наш заяц не простой, а математический. Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит заяц? Сколько на схеме квадратов, кругов, овалов? Какой формы лапки у нашего зайчика? Поменяйте ему шубку (работа с карточками - выкладывают зайчика из геометрических фигур).

Ребята, вы помогли зайчику, теперь ему будет тепло, и его не заметят в снегу ни волк, ни лиса.

Физкультминутка про зайчика:

Из сугроба на опушке чьи –то выглянули ушки (показать ушки на голове

И помчался, скок-скок, скок белый маленький зверек. (прыжки)

Ветер у березок кружит, шевелит зайчишке уши. (махи перед собой)

Ветер, ветер, поиграй-ка, не догнать лихого зайки! (хлопки)

Сели на пеньки.

Обратить внимание на экран. Ребята, посмотрите на снежинки в лесу. Похожи они на нашу снежинку? Нет.

Давайте искать снежинки на речке.

Раз, два, три, обернись и на речке окажись. (волшебная палочка).

Слайд-река Вологда зимой.

Ребята, как называется река, которая протекает в нашем городе? Чем покрыта река зимой? Для чего реке лед? Кому он помогает? Обитатели реки благодарны морозу за ледяную крышу, которая защищает их от холода. Ребята, а что можно делать зимой на реке? Какие опасности могут ожидать человека на реке зимой? Давайте посмотрим, какие снежинки приземлились на речку? Похожи они на нашу снежинку? (нет).

Дети, а снежинка хочет поиграть с вами, она хочет, чтобы вы назвали, какая она.

Игра «Расскажи про снежинку» (Дети передают друг другу снежинку и называют прилагательные).

Не нашли мы снежинку на реке, пора возвращаться в детский сад.

Ра, два, три, обернись,в садике ты окажись! Давайте снимем одежду, чтобы нам не было жарко.

Не нашли мы сестричек - снежинок ни в лесу, ни на реке. Что же нам делать, как помочь снежинке? (предположения детей).

Посмотрите, сколько у меня маленьких снежинок. Я предлагаю составить из них снежинки, похожие на нашу. Работать будем в парах. Проходите к нашему голубому ковру, на нем мы и выложим снежинки. Посмотрите на снежинку и сравните ее с теми, которые выложили мы. Молодцы, ребята!

Мы помогли нашей снежинке обрести сестричек. А наше путешествие закончилось. Вам оно понравилось? Что понравилось, а что нет? У меня на столе много снежинок, если вам понравилось путешествие, то возьмите себе веселую снежинку, а если нет –грустную. Спасибо всем.

Участники НОД: дети и воспитатель старшей группы № 1, воспитатель по изобразительной деятельности.

Гости: родители, воспитатели детских садов Туринского городского округа.

Цель: развивать у детей художественные представления путём целостного восприятия зимней природы.

Задачи:

Развивающие:

Развивать у детей мышление, творческое воображение, мелкую моторику

кистей рук;

Развивать диалогическую речь;

Развивать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы;

Развивать интерес к процессу и результату аппликации.

Образовательные:

Продолжать формировать представления о зимних явлениях природы,

умение использовать полученные знания в собственном творчестве;

Формировать умение подбирать к слову определения; обогащать словарь

дошкольников эмоционально - окрашенной лексикой (серебристый,

жемчужный, скрипучий, голубовато - розовый, нежно- голубой);

Воспитательные:

Воспитывать наблюдательность к природным явлениям, умение видеть

красоту природы;

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего

Методы и приемы:

Прием сравнения,

Прием точных установок,

Пояснение,

Акцентирование деталей,

Поэтические стихи

Музыкальное сопровождение.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Художественно-эстетическое развитие,

Физическое развитие.

Предварительная работа:

Наблюдения за зимними явлениями природы, цветовыми проявлениями сезона, поведением людей; беседы о зиме, рассматривание репродукций картин о зиме и составление описательных рассказов в соответствии с тематикой картины, экскурсия в зимний лес, рисование зимних пейзажей, заучивание стихов о зиме, проведение дидактических игр «Найди картину по палитре », «Собери зимний пейзаж», «Когда это бывает?» и т.п., подвижных игр: «Два Мороза», «Мы - весёлые ребята», «Снежная карусель» и др.

Материал для НОД:

Демонстрационный:

- Зрительный ряд:

репродукции картин зимних пейзажей: И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», И.И.Шишкин «Зима»; фотографии зимней природы.

- Музыкальный ряд :

песни: «Зимняя сказка», «Зимы я вовсе не боюсь» сл. Н.Бакай, муз. И. Кадомцева; «Зима-красавица» сл. С. Савенкова, муз. Т. Тарасовой; звуковой эффект «Вьюга», вальс «Сказка зимнего леса» - Штраус, музыка «Зимний лес».

- Литературный ряд:

отрывок из произведения С.Есенина «Белая берёза», отрывок из стихотворения Л.Чарской «Зима», отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (Под голубыми небесами…).

- Раздаточный:

подготовленные детьми на предыдущем занятии фоны для выполнения композиции «Белая берёза», клей ПВА, кисти для клея, подставки для кистей, матерчатые салфетки, фломастеры.

Ход НОД:

Дети заходят в музыкальный зал под песню «Зимняя сказка» и садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята! Давайте ещё раз поздороваемся. Возьмитесь за руки и громко скажите друг другу и всем присутствующим: «Доброе утро!» (Цель - создание чувства группового единства).

Воспитатель: Молодцы! Я хочу начать наше сегодняшнее занятие с чтения отрывка из стихотворения, а вы, ребята, внимательно его послушайте и скажите, о ком говорится в этом стихотворении:

Кто в пуховой шубке белой

Лёгкой поступью и смелой

Вышел в час утра?

На кудрях её пушистых

Много блёсток золотистых,

Много серебра.

Эти локоны седые,

Крупно в кольца завитые,

Бьются о плечо.

На губах зари багрянец,

На щеках живой румянец

Пышет горячо.

Рукавичкою взмахнула -

Раз! Куда бы не взглянула,

Застлан бел ковёр….

Новый взмах - и речка стала,

Та, что звонко лепетала

С давних пор.

Кверху руки поднимает -

Вмиг деревья накрывает

Чистым серебром.

Вопрос детям:

Как вы думаете, о ком поэт написал в своём стихотворении?

Ответы детей

Также интересный конспект зимней прогулки для старшей группы :

Воспитатель: Правильно!

Эта белая шубейка

Всем знакома, чародейка -

Матушка - зима!

Ребята, предлагаю вам посмотреть несколько фотографий.

Полюбуйтесь, какая красота!

Скажите, какое время года запечатлено на этих фотографиях?

Ответы детей

Воспитатель: Почему вы считаете, что это зима? Объясните.

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы!

А кто из вас может сказать, какая бывает зима?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что зима бывает снежной. А что мы знаем про снег? Что такое снег?

Ответы детей

Воспитатель: Подумайте и скажите, каким бывает снег?

Ответы детей

Воспитатель: Кто из вас знает, как называется природное явление, когда с неба падает снег?

Ответы детей

Воспитатель: А где зимой можно увидеть снег?

Ответы детей

Ребёнок: Ох, ЗИМА! Ох, ЗИМА!

Сколько снега намела!

Реки все сковала льдом.

В снежной шапке

Каждый дом.

Звучит музыка «Вьюга» (звуковой эффект). Входит ЗИМА

Зима: Вы обо мне? А вот и я. Здравствуйте мои друзья!

Я Зимушка-зима, хожу по полям, по лесам, по сёлам и городам. Где пройду, там мороз трещит, снег падает.

Ребята! Вам нравится зимнее время года?

Ответы детей

Зима: А вы можете рассказать мне о своих любимых зимних забавах? Чем вы любите заниматься зимой на улице?

Ответы детей

Зима : Кабы не было зимы

В городах и сёлах,

Никогда б не знали вы

Этих дней весёлых!

Воспитатель: Зимушка - зима! Нам с ребятами нравятся не только зимние забавы, но и зимняя природа, которую изображают художники на своих полотнах.

Дети кратко рассказывают о картинах художников - И.И.Шишкин «Зима» и И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» .

Зима: Да! Многие художники любят рисовать зимние пейзажи. Они выбирают очень красивые или чем-то необычные виды природы.

Но красоту природы можно передать не только красками, но и словами, как это делают поэты или музыкой, как это делают композиторы.

Например, поэт А.С.Пушкин описал зимнее утро такими словами:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С.Пушкин

Зима: Вот такую прекрасную картину зимы описал поэт!

А композитор Игорь Кадомцев сочинил весёлую мелодию к словам стихотворения Натальи Бакай «Зимы я вовсе не боюсь» и получилась весёлая, задорная песенка. Я предлагаю вам исполнить её вместе со мной.

Физминутка:

«Белая зима»:

(песня «Зимы я вовсе не боюсь», сл. Н.Бакай, муз. И.Кадомцева).

Пускай снегами всё заносит,

Пускай лютуют холода,

(Руки на пояс, повороты туловища влево - вправо.)

Зима меня не заморозит,

Не напугает никогда.

вниз.)

Снег летит, а я смеюсь.

Зимою белые снежинки

(Руки через стороны вверх, опустили.)

Танцуют за моим окном.

(Приседание.)

А Дед Мороз свои картинки

Рисует на стекле ночном.

(Поочерёдно правой и левой рукой плавное движение вверх-

вниз.)

Снег летит, а я смеюсь.

Зимы я больше не боюсь.- 2 раза

(Качание поднятыми вверх руками.)

Зима: Как хорошо повеселись! А сейчас я хочу пригласить вас в свою снежную мастерскую. Вы хотите там побывать?

/Ответы детей /.

Зима: У меня есть волшебная снежинка, которая поможет нам быстро добраться до мастерской. Но для этого нужно сказать такие «волшебные» слова: «Ты лети, лети, снежинка,

Покружи вокруг Земли,

Покружи вокруг Земли,

В мастерскую приведи!»

Дети вместе с Зимушкой-зимой произносят волшебные слова тихим, загадочным голосом, делают поворот вокруг себя и оказываются в «мастерской Зимушки - Зимы».

Зима: Вот мы и пришли!

Проходите, пожалуйста! Присаживайтесь за столы.

Ко мне в мастерскую часто приходят дети. Они создают прекрасные картины и, некоторые из них, дарят мне на память (показывает на работы, созданные детьми других групп, которыми украшена «мастерская» ).

Сегодня каждый из вас создаст своё зимнее дерево - зимнюю, густозаснеженную, белоствольную берёзку. А когда мы соединим все ваши работы, у нас получится красивый зимний берёзовый лес.

Подумайте и скажите, как можно изобразить зимнюю берёзу?

Ответы детей

Зима: Мы с вами создадим образ зимней берёзки из бумаги: ствол и заснеженную крону - в технике обрывной аппликации, а тонкие веточки и пятнышки на стволе - нарисуем чёрным фломастером (показать 2-3 образца).

Дидактическая игра «На что похожа зимняя берёзка?»

Зима: Молодцы! Как много сравнений вы подобрали к образу зимней берёзки! А сейчас пришло время приступить к работе. Для изображения ствола берёзки возьмите длинный узкий прямоугольник. Погладьте его рукой. Что вы ощущаете? Какая на ощупь бумага?

Ответы детей

Зима: Вспомните, а ствол у берёзы такой же гладкий и ровный?

Ответы детей

Зима: Значит, что нам надо сделать с бумагой, чтобы она стала неровной, шероховатой, мягкой?

Ответы детей

Зима: Правильно! (Дети мнут бумагу, шуршат ею )

Ребята! Но, чтобы ствол получился тонким и неровным, можно с обеих длинных сторон прямоугольника оторвать по полосочке. Вот, например, так (показать ).

Заснеженную крону дерева сделаем из другого прямоугольника, который лежит в левом верхнем углу лоточка. Крона берёзы может быть разной по форме. Может быть похожей на стог сена, на облачко, на лист дерева и т.д. Вспомните, какие сравнения вы подбирали к образу зимней березки.

Дети выполняют аппликативную работу под музыку Штрауса «Сказка зимнего леса».

В конце занятия из работ детей составляется коллективная композиция «Зимний лес».

Зима: Посмотрите, какая чудесная картина зимнего леса у нас получилась!

Дети рассматривают свои работы и работы других детей. Делятся своими впечатлениями. Предложить 2-3 детям выбрать понравившуюся им берёзку и объяснить свой выбор. (Фоном звучит музыка «Зимний лес», авт. неизвестен.).

Ребёнок: Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Зима: Молодцы ребята! Порадовали меня своими работами. У каждого из вас получилась своя зимняя берёзка, не похожая на другие.

А теперь вам пора возвращаться в детский сад. На память о том, что вы были у меня в гостях, я дарю вам снежинку. Она поможет вам в пути детский сад ваш найти.

А я прощаюсь с вами. До свидания! До новых встреч!

(ЗИМА уходит).

Воспитатель: Ребята! И нам пора отправляться в путь-дорогу.

Я положу снежинку на себе ладошку и мы все вместе скажем «волшебные» слова: «Ты лети, лети, снежинка,

Покружи вокруг Земли,

Покружи вокруг Земли,

В детский сад нас приведи!»

(Воспитатель с детьми говорят волшебные слова и «возвращаются» в группу под песню «Зима-красавица» сл. С. Савенкова, муз. Т. Тарасовой).

Номинация: Детский сад, зимнее занятие, старшая группа, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность
Название: Конспект занятия в старшей группе, зимой «Зимушка – зима»


Должность: воспитатель по ИЗО первой категории
Место работы: МАДОУ детский сад №2 «Колокольчик»
Месторасположение: город Туринск, Свердловской области

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы»

ГБОУ школа 851

Сумская ул.4А

Егорова И.В.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.

Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.

Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции.

Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Продолжать совершенствовать умение рисовать карандашами. Развивать фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге.

Материал:

Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, рыбы под толщей льда; для дид. игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д. ; для рисования: цветная бумага (черная или фиолетовая, белый карандаш, муз. композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Непосредственно образовательная деятельность:

1. Беседа о зиме.

Дети сидят на стульчиках.

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».

Здравствуй, гостья - зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас - где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит!

Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?

Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года?

Дети называют признаки зимы:

Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.

Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Воспитатель:

Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.

Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Потому что Земля, наша планета, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей, а следовательно, она получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Почему зимой идет снег? Откуда он берется?

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.

Давайте рассмотрим снежинки. Одинаковые они? Чем они отличаются?

Все снежинки разные: есть шестилучевые звезды, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. Форма снежинок сильно изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть, поймав снежинку на рукавичку. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.

Как называется ветер со снегом? (метель)

Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)

В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.

Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры, изморозь)

В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папортника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.

Физминутка «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

На катке потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А

загадки

Отгадывать умеете?

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь- ручеек. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Кто, угадай, седая хозяйка:

Тряхнет перинки - над миром пушинки. (зима)

Кто мостит на реке мосток

Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

И не снег, и не лед,

А серебром зимой деревья уберет. (иней)

Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово»

Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая и т. д.

Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)

Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.)

Дидактическое упражнение «Назови родственные слова»

(хлопнуть в ладоши) :

Выделение родственных слов к слову снег из ряда слов близких по смыслу: зимушка, снежок, снегопад, холод, зимовье, снеговик, заснеженный, метель, Снегурочка, заморозки, Дед Мороз, морозец, морозилка, снежинка, зимовье, подснежник, зимующий, вьюга, зимовка, снегирь.

Дидактическая игра «Где снежинки? »

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинки, капля и т. д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку мне искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбираются нужные картинки и объясняется их выбор.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

5. Художественное творчество.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном.

И землю устилаете

Блестящим серебром!

Воспитатель: Я предлагаю вам изобразить снежинки на цветной бумаге белым карандашом.

Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору) .

Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Готовые рисунки ребята прикрепляют на доску.

6. Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тема: Зима

Группа: старшая

Цель: формирование у детей целостной картины мира о природе через интегрирование образовательных областей

  • Образовательные : обобщать и систематизировать знания детей о птицах и животных, об особенностях их поведения в зимний период, обогащать и расширять знания об особенностях зимней природы (образовательная область "Познание"), обогащать словарь глаголами, ввести в словарь "медведь -шатун" (образовательная область "Коммуникация").
  • Развивающие : развивать связную речь, умение поддерживать беседу (образовательная область "Коммуникация"), продолжать развивать интерес к художественной и познавательной литературе (образовательная область "Художественная литература").
  • Воспитательные : воспитывать умение проявлять заботу о животных и птицах (образовательная область "Социализация") совершенствовать умение работать с бумагой (образовательная область "Труд"), формирование у детей потребности в двигательной активности (образовательная область "Физическая культура"), учить внимательно и заинтересованно слушать сказку и рассказ (образовательная область "Художественная литература").

Предварительная работа: повесить на участке кормушки, кормление птиц, вырезание снежинок из бумажных салфеток

Материал: запись шума зимнего ветра, карточки с изображением птиц, карандаши и картонные полоски по количеству детей.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, мы сегодня поговорим о зиме, побываем в зимнем лесу, в гостях у птиц. А для этого нам нужно быть внимательными, активными и сообразительными

Слайд 1

Воспитатель читает фольклорную песенку под звуки зимнего ветра

Уж ты зимушка - зима,
Зима вьюжливая, заметелистая.
Снег по улице несла,
Закружила, замела
Все дорожки, все пути -
Ни проехать, ни пройти!

Воспитатель:- Вот какая зимушка - зима! Снег! Мороз! Давайте послушаем, что случилось, когда встретились два Мороза - большой и маленький.

Слайд 2. Воспитатель читает русскую народную сказку "Два Мороза"

Встретились в лесу два брата - большой Мороз и маленький Мороз. Поспорили они - кто из них самый сильный. Большой Мороз и говорит маленькому:

Я самый сильный! Я накрыл землю снегом, намел сугробы. А тебе, меньшой брат, и воробья не заморозить.

Нет, я самый сильный! - говорит маленький Мороз. - Я мосты на реках мостил, напустил холод- стужу в избы. А тебе, старший брат, и одного зайца не одолеть.

Поспорили они и разошлись.

Слайд 3. Видит большой Мороз, заяц под кустом сидит. Надумал его заморозить. Затрещал, по деревьям застучал. А заяц - косой, маленький, в белой шубке, в валенках - из-под куста выскочил и помчался в гору бегом, с горы кувырком. Мороз за ним бежит, еле- еле поспевает, выше дерева растет, жжется и кусает. А зайцу все нипочем - по лесу прыгает, бежит, не устает, ему на бегу не холодно. Большой-то Мороз седой дед, ему за сто лет, за зайцем бежать устал и встал. Так -то ему и не удалось зайца одолеть.

Слайд 4. Тем временем маленький Мороз увидел воробья. Подошел и холод-стужу напускает, ходит вокруг и снег потряхивает. А воробьишка в сером армячишке по двору прыгает и крошки клюет. Мороз растет велик, сидеть воробью на ветке не велит, сипит и дует. Вот воробей сядет, вспорхнет, опять сядет, опять вспорхнет; полетел к избе, забился-спрятался под крышу и тепло ему, сидит да почирикивает. Ждал - дожидал Мороз у избы, когда воробей на волю полетит, так и не дождался. Не заморозил воробья.

Встретились два брата - большой Мороз и маленький Мороз, да о том, кто из них самый сильный, больше не заводили спор.

Воспитатель: - Ребята, скажите, как маленький Мороз морозил воробьишку? (холод- стужу напускает, ходит вокруг и снег потряхивает, сипит и дует).

Воспитатель: - Давайте, представим себе, что мы маленькие Морозы и покажем как мы умеем морозить (дети выполняют соответствующие движения)

Воспитатель: - А почему Мороз не смог заморозить воробья? Вспомните из текста слова, описывающие движения воробья (прыгает, сядет, вспорхнет, крошки клюет, полетел, забился, спрятался).

Воспитатель: - А как спасался заяц от большого Мороза? (прыгал, бегал, кувыркался).

Воспитатель: - Молодцы, ребята. А теперь, представьте себе, что на улице сильный мороз. Что мы будем делать, чтобы нас не заморозило (трем ладони, гладим щеки, прыгаем на месте - дети выполняют соответствующие движения).

Воспитатель: - Ребята, вы когда - нибудь бывали в зимнем лесу? Я сегодня приглашаю вас на экскурсию в зимний лес

Слайд 5. Воспитатель читает отрывок из рассказа В.Бианки "Книга зимы"

Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой - то огромной книги. Днем идет снег. Кончится - страницы чистые. Утром идешь - белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, черточек, точек, запятых.

Воспитатель: - Как вы думаете, кто оставил эти таинственные знаки? (животные, птицы)

Воспитатель: - А теперь поиграем в игру "Угадай, чей след?". У вас на столах лежат карточки с изображением животных и их следов. Рисунок 1 Вам необходимо соединить следы с рисунком животного, которому они принадлежат, и объяснить.

Дети самостоятельно выполняют задание на столах.

Слайд 6. Воспитатель: - Ребята, давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Воспитатель: - Скажите, а почему среди этих следов мы не нашли следы ежа, медведя, хотя они тоже живут в этом лесу? (ответы детей)

Воспитатель: - Да, ребята, в зимнем лесу нельзя увидеть следы ежа, медведя, так как эти животные зимой впадают в спячку. Иногда в лесу зимой появляется медведь- шатун, которого кто-то поднял из берлоги. Встречи с таким животным лучше избежать, так как они обычно очень злые, из-за того, что нарушили их зимний сон.

Воспитатель: - Ребята, а эти следы чьи? (следы птичек)

Воспитатель: - Ребята, с наступлением первых холодов к нам на кормушку прилетает какая птица? (синица).

Воспитатель: - Послушайте стихи про нее.

Я приехал
в деревенский теплый дом.
Снег хрустит,
Мороз ядреный
За окном.

Только сел
Чайку напиться-
Слышу вдруг,
По стеклу стучит синица:
Стук-постук!

Я кормушку
Из дощечек мастерю,
Сыплю крошки,
-Пообедай, - говорю.

А синица
Не похожа на синиц,
Не дерется
Угощает прочих птиц.

Прилетели
Воробьи да снегири-
А синица сторонится:
- На, бери!

Хорошо жилось мне!
Утром я вставал
И снова подружку
Сразу узнавал.

Хоть зимой у птиц
Отменный аппетит,
Склюнет крошку-
И в окно ко мне глядит.

Быстро кончился
Короткий отпуск мой.
Попрощался
С теплым домом-
И домой.

Людно в городе,
Машины, трескотня:
Как ты там живешь,
Синичка без меня?
Л.Я.Аким "Синица"

Воспитатель: - Этой синичке повезло. Ей встретился добрый человек. Птицы долго помнят доброту и заботу людей. Вы тоже помогаете птичкам зимой? (ответы детей)

Воспитатель: - Как вы думаете, кроме воробья, синицы, какая птица еще прилетает к нам в кормушку? (снегирь).

Воспитатель: - Кормушки бывают самые разные и сделать можно их из простых материалов: коробки из - под конфет, молока, пластиковой бутылки, железных и стеклянных банок. Вот такие кормушки вы можете сделать с папами дома и повесить на дерево около вашего дома.

Воспитатель: - Ребята, кто из вас заметил изменения в уголке природы? (появилась кормушка)

Воспитатель: - Правильно, я с утра повесила туда кормушку. А вам нужно из готовых образцов на карточке вырезать по контуру тех птиц, которые прилетают на участок к нам в кормушку. Рисунок 2 .

Слайд 9.Для этого необходимо взять карточку и вырезать по контуру изображения. Затем взять картонную полоску и аккуратно приклеить сзади рисунка, с помощью которой мы посадим птичку на нашу кормушку. Каждый день после прогулки дежурные будут вставить тех птиц, которые прилетали к нам в кормушку.

Воспитатель: - Ребята, скажите, каких птиц на карточках вы не вырезали? Почему? (остальные птицы перелетные)

Воспитатель: - А сейчас, давайте поиграем в пальчиковую игру "Птички"

Чики, чики, чики
Летели две птички (машут ладонями как крыльями)
Пролетали мимо
Почесали спины (трут ладони тыльными сторонами)
Перышки упали
"Здравствуйте" сказали (поочередно соединяют пальцы, начиная с большого)
Хвостиками крутили
Друг с другом дружили (крутят кистями рук, соединив пальцы в замок)
Чики, чики, чик
На дорожку прыг (сжимают кулаки).

Слайд 10.

Воспитатель: - А теперь на ваши теплые ладошки опустятся легкие снежинки.

Под стихотворные строки воспитатель плавно опускает на детские ладони заранее вырезанные из салфеток снежинки.

Светло пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Но вот кончается
Дорога дальняя.
Земли касается
Звезда кристальная.

Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
К.Д.Бальмонт "Снежинки"

Воспитатель:- Ребята, этим снежинками мы с вами украсим нашу елку на улице.

Список литературы.

  1. Н.Ф.Виноградова. Рассказы и загадки о природе. Москва, издательский центр "Вентана - Граф", 2007 г.
  2. Н.А. Барташова, Е.М.Кузьменкова. Вместе с книжкой и игрушкой. Приложение к журналу "Библиотека", Москва "Либерея", 1997 г.