Время для игр и творчества






Отношения с окружающими Форма общения – ситуативно-деловое Отношения со взрослыми – источник способов деятельности, партнёр по игре и творчеству Отношения со сверстниками – мало интересны, но усваивают правила взаимоотношений Наличие конфликтов – со взрослыми как продолжение («Я сам!»)






Советы родителям (поведение) Установить простые и понятные нормы жизни и поведения Учиться переориентировать желания детей (не конфронтация!) Показывать детям способы разрешения конфликтов с учётом интересов всех сторон, особенно со сверстниками Формировать осознанные представления о себе, устойчивое отношение к себе




Советы родителям (развитие) Совершенствовать навыки самообслуживания Создавать условия для формирования ручной умелости, показывать способы улучшения работы Стимулировать фразовую речь ребёнка, правильно называть предметы, их свойства и действия Создавать развивающую предметную среду (не перегружать, часто менять)

Чем же третий год жизни знаменателен? В это время происходит существенный перелом в отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности малыша, имеющего собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с намерениями взрослого. Очень многое зависит от того, какой эмоциональный опыт ребенок приобрел на 2-м году жизни, когда предметный мир выступал для малыша как солнечный свет, а взрослый - как само солнце. Малыш привязан к маме (отцу, бабушке и т.д.) и воспринимает этого человека как образец поведения и отношения к окружающему. Вместе с тем и собственные возможности, и достижения должны быть продемонстрированы взрослому, без одобрения которого они не представляют для ребенка особой значимости. Значит, родителям необходимо научиться общению с малышом на новом уровне взаимоотношений: оставаясь высоким примером для малютки, деликатно относиться к формированию его чувства собственного достоинства, признавать зa ребенком право выбора, проявления интересов к тому или иному занятию. Иными словами, нужно научиться ладить с ребенком, в каких-то случаях «идти за малышом», давая как можно больше возможностей для самовыражения его активности и индивидуальности, постепенно поворачивая интерес крохи в полезное, с вашей точки зрения, русло. Так вам удастся избежать кризисной ситуации, характерной для детей 3-го года. По крайней мере, можно значительно смягчить возникающий кризис общения взрослых с ребенком.

В ходе предметной деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение и танец и др.) происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы.

В третий год жизни происходит особенно активное овладение социокультурными ценностями непреходящей значимости: культурой человеческого мышления, общения, развитой речью. Именно в этот период жизни огромное значение приобретает удовлетворение потребностей ребенка в познании, овладении чисто человеческими видами деятельности: бытовой, игровой, трудовой (элементы самообслуживания), художественной, развитие интеллекта и способностей ребенка.

И этому есть свое объяснение. Отечественные и зарубежные ученые пришли к выводу, что третий год жизни ребенка особенно благоприятен для paзвивающей педагогики. Поэтому, если вы хотите приобщить ребенка к математике, музыке, пению, живописи, не упускайте времени сейчас, не забывайте, что основы будущих способностей закладываются в этот возрастной период.

Новым можно считать интенсивное развитие воображения, особенно во второй половине года (от 2,5 - 3 лет). Это значит, что ребенок может действовать в воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, может показать, как мышка тихо-тихо бегает на лапках (встает на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка-медведь, как зайчик скачет и шевелит ушками и т.п.

С развитием воображения и памяти появляются продуктивные виды деятельности: рисование (продукт - рисунок), лепка (продукт - поделка), конструирование (продукт - постройка), игра (ролевое поведение) и др.


Формирование личности

Черты и типы. Психологический портрет ребенка

Большие врожденные различия ребятишек требуют особого подхода к каждому. Однако знать, что они разные, недостаточно. Требуется определить и выразить различия, если уж не числом, то хотя бы качественно, словом. С тех пор как люди научились наблюдать и записывать, существуют попытки выделять «черты и типы» людей. Человек столь сложен и многолик, а взгляды, ученых столь различны, что общепринятой классификации так и не получилось. Невозможно втиснуть в схему все разнообразие проявлений личности, а что считать важным, что второстепенным, об этом у каждого ученого и наблюдателя свое мнение. Раз так, имеют ли смысл попытки классифицировать психику детей? Пока они совсем малы, трудно рассмотреть «тип» или «черты», с возрастом они могут измениться по мере созревания потребностей и их реализации. Может быть, будущие изменения более значительны, чем исходные черты, из которых можно предвидеть? Не явится ли тормозом в воспитании «ярлык» типа, который приклеит воспитатель ребенку и под который будет подгонять свои новые наблюдения, рискуя просмотреть проявление черт, не укладывающихся в схему? Все эти опасности, несомненно, существуют, но они не столь велики, если не возводить в абсолют психологические схемы.

Все-таки больше пользы искать и находить в психике ребенка характерные черты, чем отрицать эти попытки. Полезно уже знание перечня этих черт, оно настраивает на изучение «объекта», без которого нет управления. Воспитание - это и есть управление развитием ребенка, чтобы переводить его из исходного состояния в желаемое… Очень интересно проследить «траекторию» формирования личности, наблюдения такие имеются, но, к сожалению, они охватывают лишь детский возраст - до 7-12 лет.

Ученые-психологи не расходятся в одном: существуют врожденные черты личности, которые мало меняются с возрастом. (А некоторые утверждают, что совсем не меняются!) Сколько таких черт - вопрос другой, одни говорят - много, другие - мало, что почти все прививается и изменяется. Наши детские психологи (например, А.А. Люблинская) ограничиваются выделением типов темперамента и делят их по старым гиппократовским канонам, подтвержденным И.П. Павловым. Вот эти типы.

Холерики - тип сильный, возбудимый, безудержный - способны на высокое напряжение, однако не длительное, оно сопровождается отдыхом и упадком духа. Оптимизм и УДК (уровень душевного комфорта) - невысоки.

Сангвиники - сильный уравновешенный тип - характеризуются умеренным напряжением, но с быстрым переключением деятельности. Оптимисты, общительны.

Флегматики - сильный тормозной тип - способны на длительное устойчивое средней силы напряжение, не требующее большого отдыха.

Меланхолики - слабый тормозной тип - не способны ни на сильное, ни на длительное напряжение, пессимисты. Замкнутые.

Ярко выраженных типов мало, обычно природа ограничивает чертами характера - сила и длительность напряжений, оптимизм-пессимизм, общительность-замкнутость, а, следовательно, и преимущественные эмоции. Все это представлено в разных пропорциях.

На Западе большое распространение получила так называемая психосоматика, предполагающая, что имеется значительное соответствие между строением тела и психическими свойствами личности и что то и другое - стойкое. Больше всех популярна классификация Шелдона. Он выделял три типа телосложения и три типа психики, между которыми находили соответствие до 80 %. Ради общего развития приведу краткое описание этих типов.

Так называемый эндоморфный («преобладание внутренностей») тип характеризуется шарообразными формами: круглая голова, большой живот, ноги и руки тонкие в запястьях и лодыжках, но с жирными плечами и бедрами. Этому соответствуют признаки темперамента: любовь к комфорту, жажда похвалы и одобрения, общительность, хороший семьянин, тяга к людям в тяжелую минуту.

Второй тип - мезоморфный - это классический Геркулес с преобладанием мышц и костей, с квадратной головой, с малым количеством жира. По темпераменту он лидер. Уверенность в себе, любовь к приключениям, эмоциональная черствость, при случае - агрессивность. Деятельный в трудную минуту.

Третий тип - эктоморфный - это долговязый человек с узкой грудной клеткой, тонкими и длинными руками и ногами, вытянутым лицом. Жир почти отсутствует, мускулатура слабая, зато хорошо развита нервная система. По темпераменту необщительный, скрытный и эмоционально сдержанный, склонный к одиночеству.

Разумеется, эта типология во многом наивна, но все же значительное число людей можно разделить по этой классификации. Тип начинает вырисовываться примерно с пяти лет, но условия питания и физкультура могут значительно задержать появление врожденных анатомических особенностей.

В нашей лаборатории В.М. Белов с сотрудниками, длительно наблюдая ребятишек ясельного возраста, выделил три типа, взяв за основу главную черту поведения.

1. Исследователи: проявляют очень активный интерес к предметам среды, способны к длительному концентрированию внимания и к значительным напряжениям.

2. Лидеры: очень активные «вожаки», общительные, но не склонные к концентрации внимания.

3. Наблюдатели: неудачное, на мой взгляд, определение, касающееся пассивных ребят, видимо, слабого типа характера. Таких середняков оказалось большинство.

Мы также составили свой список черт, по которым можно описать психику. Исходили из силы характера, основных потребностей и оптимизма. Для некоторых черт находили два противоположных качества и оценивали их баллами (+)2 - (+)1 - 0 - (-) - (-)2. Для других приходилось ограничиваться одним качеством. Цифра 2 ставится при ярко выраженной черте личности, 1 - когда она заметна, 0 - когда есть сомнения между полярными качествами.

Сила характера: «Сильные, средние, слабые»

Способность к напряжениям (усилиям) 2-1-0.

Длительность напряжений 2-1-0.

Инстинкты:

А. Самосохранения

Храбрость - 2-1-0-1-2 трусость

Агрессивность 2-1-0-1-2 миролюбие, доброта

Жадность 2-1-0-1-2 щедрость

Б. Продолжение рода

Нежность 2-1-0-1-2 холодность (к взрослым или детям)

В. Стадный

Общительность 2-1-0-1-2 замкнутость

(«Экстраверт»)< >(«Интраверт»)

Лидерство (властность) 2-1-0-1-2 (подчиненность)

Эгоизм 2-1-0-1-2 доброта (сопереживание)

Г. «Сложные рефлексы» по Павлову

Любознательность 2-1-0-1-2 безразличие

Игра, деятельность, работоспособность 2-1-0-1-2 пассивность, лень.

Пессимизм - оптимизм: веселость, жизнерадостность 2-1-0-1-2 грусть, печальность, слезливость.

Я отлично понимаю, что определение этих качеств в своем ребенке - совсем не простая вещь. Нужно видеть много детей и иметь возможность сравнивать их, тогда с некоторой натяжкой можно поставить предположительный балл. Разумеется, помочь может педагог из детского сада или яслей. Тем не менее, нужно стараться: будете хотя бы больше наблюдать ребят.

Многие исследователи отмечали неизменность в течение многих лет основных черт личности, выделенных у маленьких. Тщательное количественное определение черт, проводимое В.М. Беловым в течение трех лет - от одного года до четырех, подтвердило эти наблюдения.

К сожалению, срок слишком короток, чтобы делать далеко идущие выводы и давать рекомендации. Можно предполагать, что в «переломный» возраст отрочества личность значительно меняется.

Наблюдения желательно проводить систематически и не менее двух раз в год заполнять соответствующую карту, чтобы иметь возможность видеть динамику. Понимаю, что такое тестирование пригодно только для ученых-педагогов, наблюдающих много детей, но и родители должны хотя бы пытаться выделить крайние качества, записывать, чтобы наблюдать динамику с возрастом.

Карту черт характера можно дополнить определением авторитетов. По нашим исследованиям (В.М. Белов с сотрудниками), она выглядит так.

Авторитеты: мать (авторитет любви 0, 1, 2, страха - 0, 1, 2, уважения - 0, 1, 2). Таким же образом оцениваются другие члены семьи, а также воспитатели и учителя. Получается количественная оценка отношения и авторитета - от любви до ненависти. Для ребенка значение авторитета чрезвычайно велико, поскольку он является источником «убеждений».

Собственные взгляды вырабатываются значительно позднее. Убеждения ребенка выражаются в моральных понятиях: вины, совести, долга, справедливости и чести. Было бы интересно не только обнаружить их, но и «измерить» силу, значимость в сравнении с биологическими потребностями. Что ребенок может сделать из убеждения против очевидного чувства? К сожалению, это трудно реализовать практически.

Развитие интеллекта является главным условием формирования личности ребенка. Здесь как нигде сказывается значение опережающей тренировки, стимулирующей созревание нервных структур коры мозга. В то же время здесь проявляется строгая последовательность наращивания знаний и опыта. Бессмысленно и вредно излишне форсировать обучение.

В психологическом портрете очень важно определение уровня интеллекта. За рубежом широко пользуются тестами для измерения IQ, «количества интеллекта», чуть ли не возводят его в универсальный показатель для оценки человека. Советские психологи, начиная с A.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, всегда относились к IQ с осторожностью, справедливо считая, что его нужно дополнять другими чертами личности, например, социальными и трудовыми навыками. Группа B.М. Белова определяла меру умственного развития у своих детей, пользуясь методом Н.М. Аксариной, - по объему и глубине знаний, предложенным ею для детей дошкольного возраста. Не буду его описывать, для родителей это сложно, а воспитатели при желании найдут литературу. Лучше я приведу основные вехи, характеризующие развитие ребенка до семи лет, в разных аспектах его личности.

16 недель: улыбается взрослым в ответ на приветствия. Громко смеется. По приготовлениям предвидит питание. Может сидеть 10-15 минут в подушках.

28 недель: садится быстро, тянется на руки, стоит с помощью взрослых. Схватывает вещи, перекладывает из одной руки в другую. Произносит много гласных звуков.

9 месяцев: ползает на руках и коленях. Стоит и ходит, держась за предметы или за руку взрослого. Играет с предметами. Может произносить несколько слов: «мама», «баба» или другие.

1 год. Начинает ходить самостоятельно. Взбирается на ступеньки ползком. Самостоятельно ест густую кашу. Немного помогает в процессе одевания. Пассивно знает довольно много слов и выполняет простейшие инструкции: на вопрос «где?» отыскивает знакомые предметы, делает «ладушки». Произносит до 10 слов. Пользуется игрушками в соответствии с их назначениями: катает мяч, укладывает в коробку мелкие вещи, нанизывает кольца на стержень. Способен смотреть простенькие рисунки и узнавать.

1,5 года. Хорошо ходит, хотя часто падает. Поднимается по лестнице, держась за руку. Карабкается на стул. Сидит на стуле. Частично одевается. Самостоятельно ест. Рассматривает картинки и слушает чтение. Понимает несложные сюжеты. Знает два цвета, различает большой и маленький, шар и кубик. Расширяется речь: понимает много слов, произносит 30-40 слов и больше, составляет двухсловные предложения. Начинает подражать отдельным действиям взрослых и детей. Просится на горшок в дневное время.

2 года. Ходит вверх и вниз по лестнице с помощью, свободно влезает на стул. Хорошо ест ложкой. Переворачивает страницы. Различает три цвета, размеры: большой, малый, средний. Пассивный запас слов большой - несколько сот. Понимает рассказ без показа рисунков или предметов. Активный запас слов - до 300. Активно обращается к взрослым, задает простые вопросы. Легко повторяет фразы, начинает употреблять прилагательные и местоимения. Воспроизводит сюжетные постройки из кубиков или конструкторов.

2,5 года. Свободно ходит по лестнице, без помощи. Может ездить на трехколесном велосипеде, употребляя педали. Ест самостоятельно. Может надевать обувь, не умея завязывать шнурки и застегивать пуговицы, сам одевается. По образцам подбирает основные геометрические формы и предметы четырех цветов. Речь может быть очень богатой: говорит многословные предложения, задает вопросы нескольких типов (где? куда? что это?). Знает несколько стихов и песен. С удовольствием слушает чтение (знает любимые книги). Игры приобретают сюжетный характер, состоят из нескольких последовательных действий, которые могут заранее планироваться.

3 года. Бег, подвижные игры, «танцы». Тонкие движения: одевается, застегивается, завязывает шнурки, держит карандаш. Свободно пользуется речью. Понимает будущее и прошедшее время, довольно сложные рассказы. Произносит все звуки, кроме, возможно, «р», «л» и шипящих. Задает вопросы типа «зачем?», «когда?». Появляются обобщенные понятия типа «одежда», «посуда», «мебель». Начинает рисовать палочки, кружочки, лепить. Появляются элементы прогнозирования и воображения. Игры становятся более сложными. Устанавливаются взаимоотношения с детьми и проявляются потребности в лидерстве, в самоутверждении. Закладываются простейшие убеждения, оценки «хорошо - плохо».

4 года. Развитие двигательной сферы, навыки - умываться и вытираться, чистить зубы, полностью одеваться и раздеваться, прыгать на одной ноге, играть в подвижные игры, делать упражнения. Совершенствование в рисовании человечков, зверей из кружочков и линий. Дальнейшее усложнение речи: свободная ориентировка во времени и пространстве, в цветах и формах предметов. Знает свое имя, фамилию, адрес, возраст. Расширяются коллективные игры с подражанием взрослым, с выполнением ролей. Выявляются любимые занятия. Становится доступен социальным навыкам: здороваться, благодарить, быть вежливым с взрослыми. Появляются словесные обозначения чувств, а следовательно, и осознание их. Совершенствуются «убеждения» - понятия «надо», «стыдно» расширяются на более сложные ситуации, чем элементарные поступки. Способен сосредоточиться на определенном занятии 10-15 минут.

5 лет. Двигательная сфера совершенствуется в сторону тонких движений. Способен к многим домашним трудовым операциям. Усложняются рисунки, правда, в разной степени. У мальчиков появляется интерес к простейшим конструкторам, девочки начинают шить. Строят по собственному замыслу сооружения из песка и кубиков. Речь достигает грамматической правильности, хотя у некоторых детей возможны отставания. Доступны произношению все звуки и сочетания. Строятся сложные распространенные предложения во всех временах, но только автоматически, не по заданию. Проявляется интерес к незнакомым словам. Усложняются представления о причинах и следствиях. Способен к восприятию знаний, чтению, счету, к сосредоточению внимания до 20 минут. Расширяется социализация: научается подчинять свои желания требованиям окружающих. Появляются желание помогать взрослым и чувство ответственности. Наблюдаются зачатки эстетического чувства, любви к природе и юмора. Усложняются чувства и убеждения. Формируются притязания и устанавливается понятие о своем положении в иерархии детей.

Если ребенок развивается в детском коллективе, то он уже достаточно «социализирован»: знает, как нужно себя вести, свою роль и возможности. Характерны игры по правилам, со строгим соблюдением справедливости. В целом личность ребенка уже выявилась.

6 лет. Объем двигательных навыков зависит от обучения. Рисунки, лепка, конструкции, сооружения могут быть довольно сложными. Речь тесно связана с объемом знаний и информативностью семьи. Способен к обучению в школе.

Отставания психического развития ребенка могут проявиться в различных сферах личности: в овладении движениями, простыми и сложными навыками, в понимании речи и в активном пользовании ею, в развитии чувств, в социализации и в убеждениях. Не следует пугаться, когда отстает какая-нибудь одна функция, например, ребенок плохо говорит, но хорошо понимает речь. Если запаздывают сразу несколько функций, причем заметно, на 1-2 года, это уже тревожно и нужно обращаться к врачу. Чаще всего это является результатом недостаточного внимания и индивидуальных занятий, например, когда ребенок длительно содержится в круглосуточных яслях. Любое общее отставание требует своевременной коррекции специальными занятиями. Консультировать в этом должен бы специалист по детской психологии, но, к сожалению, у нас их очень мало. Во всяком случае, родители не должны проявлять беспечность по части отставания в развитии своего ребенка: без внимания и без занятий он не «перерастет», будет плохо учиться и его шансы на счастье значительно уменьшатся.

Специалисты по детской психологии из института Гезела в США отметили целый ряд интересных особенностей динамики развития детей. Самая важная из них - это волнообразная цикличность настроения и поведения. Они приводят таблицу проявлений ведущих качеств в разном возрасте.

Авторы предупреждают, что не следует преувеличивать значение их схемы. Не все дети проходят перечисленные стадии в равной степени. В зависимости от характера те или иные черты могут быть выражены больше или меньше.

Детские психологи (А.А. Люблинская) также отмечают цикличность в развитии детей, хотя приводят несколько иные возрасты плохих «пиков» в поведении.

Все эти сведения необходимы для воспитателей, чтобы они не впадали в панику, когда их 3-5-летний ребенок показывает признаки строптивости или лени. Пройдет плохой период, и его поведение улучшится.

Второй совет американских психологов состоит в том, чтобы не пытаться во что бы то ни стало переделывать тип психики, присущей ребенку от рождения. Они говорят, что нужно его «распознать, понять и принять», с тем чтобы разумными воспитательными воздействиями сгладить те черты, которые могут помешать будущему счастью. Разумеется, они несколько преувеличивают «психосоматику» Шелдона, но их призыв к умеренности в требованиях полезен для чересчур честолюбивых родителей, некритично воспринявших идею о том, что из любого ребенка можно вылепить личность по любому образцу, который понравится. Человек воспитуем, но в границах, и если за них переходить, то это уменьшит его количество счастья.

← + Ctrl + →
Формирование личности Стратегия и тактика воспитания

У каждого ребенка можно выделить несколько кризисных периодов на пути взросления. Один из них приходится на трехлетний возраст, однако многие педиатры его характеризуют как кризис 2-3 лет. Что же происходит с ребенком в это время и почему родителям стоит удвоить бдительность? Поговорим о том, как пережить этот нелегкий период и как определить, что ребенок растет и развивается в соответствии с его возрастными нормами.

Первый значимый кризисный период может наступить и раньше 3 лет

Физические показатели

Для начала стоит разобраться в том, что должен уметь ребенок в возрасте 2-3 года. Однако не менее важно выяснить, какие условия необходимо обеспечить малышу, чтобы он не отставал от сверстников. Полноценному и всестороннему развитию способствует не только воспитание, но и:

  • грамотно составленный режим дня;
  • сбалансированное питание;
  • прогулки;
  • активные игры, физкультура.

Если малыш растет в нормальных условиях, родители уделяют ему достаточно внимания, проблем в физическом развитии не возникнет. Ребенок в этом возрасте может хорошо выполнять указания взрослых, а также действовать по собственному усмотрению, добиваясь поставленных задач. Итак, основные умения и характерные этапы развития ребенка в промежутке 2-3 лет:

  • Умение ходить, бегать, прыгать, передвигаться на носочках, на пятках, приседать, переступать через невысокий порог.
  • Играть с мячом – бросать его кому-либо, попадать в корзину, стену.
  • После небольшой тренировки ловить мяч двумя руками.
  • Имитировать поведение других людей. Играть, повторяя действия мамы, папы, старшей сестры или брата.
  • Параллельно выполнять больше одного действия - например, прыгнуть, хлопнув в ладоши.
  • Учится кататься на велосипеде – осваивает четырех- либо трехколесную модель.
  • Пробовать плавать, кататься на коньках, лыжах, роликах.


Ребенку этого возраста под силу освоение трехколесного велосипеда

Интеллектуальный уровень

Далее мы перечислим особенности развития детей 2-3 лет - их интеллектуального, логического мышления. Все приведенные нормы одобрены специалистами по воспитанию, умственному и физическому развитию малышей. При этом они являются лишь ориентировочными. Если двухлетний малыш в чем-то не дотягивает до средних показателей, есть смысл работать с ним в данном направлении. Разберемся, что должен понимать, запоминать ребенок, а также насколько он должен уметь выражать свои мысли и эмоции.

Развитие памяти, логического мышления

Внимание 2-летнего ребенка все еще нестабильное, но чем старше он становится, тем больше времени может проводить за каким-то одним занятием. Ближе к трем годам малыш должен уметь удерживать внимание в течение 10-15 минут, если его что-то заинтересовало. Это может быть новая игрушка, мультфильм, занятия с мамой.

В этом возрасте стремительно развивается память – малыш может запоминать самые значимые события его жизни, которые произошли неделю, месяц или больше времени назад. Например, сын может помнить о том, что ездил с мамой и папой к бабушке, ходил в цирк или нашел под елкой подарок от Деда Мороза.

Что может ребенок:

  • правильно соединять детали разборной игрушки, которая имеет не менее 4 составляющих – собирать пирамиду, составлять картинку из простых паззлов, строить башню из кубиков;
  • уметь определять предмет по одной его детали – крылья принадлежат бабочке, колеса от машинки;
  • определять, какого цвета предмет;
  • уметь различать – одинаковые игрушки или разные, какая кукла большая, а какая маленькая;
  • различать форму предметов – квадрат, круг, треугольник;
  • понимать значения определений – эта игрушка мягкая, чай теплый, стул тяжелый;
  • определять недостающие части на картинке – какому персонажу художник забыл нарисовать хвост, у кого не хватает ушей и т.д.;
  • находить предмет по его характеристикам;
  • уметь рассказать маме, что он видел на рисунке, фотографии – сколько персонажей находится в домике, что каждый из них делает, во что одет;
  • рассказать о том, что делал целый день.


Теперь малыш осмысленно строит фразы, может рассказывать о произошедших или вымышленных событиях

Если что-то из перечисленного пока недоступно ребенку, значит нужно тренировать данное умение. Правильное воспитание малыша подразумевает стимулирование логического мышления: учить пересказывать услышанное, описывать картинки, концентрировать внимание.

Счет и логика

Кроха в этом юном возрасте уже должен ориентироваться в простых математических понятиях. Ребенка можно уже учить считать, объяснять, что счет производится слева направо. Следить, чтобы при счете маленький ученик не пропускал цифры. На третьем году жизни малыша можно учить:

  • считать до 5;
  • помнить, что на руках по пять пальцев;
  • сравнению – больше, меньше, шире, длиннее;
  • пониманию, что на картинке нарисовано много предметов, либо один предмет;
  • соотносить слова со знакомыми цифрами – три стула в комнате, два окна;
  • показывать, что находится сверху, что снизу.

Речь и словарный запас

В этот период жизни ребенок активно наращивает словарный запас. Считается, что трехлетний ребенок вполне может иметь словарь из 1200-1500 слов. Именно в этом возрасте формируется умение составлять простые фразы, состоящие из 3-4 слов. Уже к трем годам малыш сможет свободно применять сложные предложения. Он должен воспринимать речь взрослого на таком уровне, чтобы понимать суть коротких рассказов, воспринимать описание предмета, который он в данный момент не видит, или какого-либо события. В этом возрасте дети:

  • Знают названия предметов, которые видят, которыми пользуются они и их родители. Понимают их функцию, степень важности.
  • Ориентируются в таких обобщениях: «животные», «птицы», «транспорт», «посуда», определяют, что из увиденного относится к определенной группе.
  • Начинают осваивать слова, обозначающие действия. Умеют сказать, что машина едет, самолет летит, мама варит суп, мишка на картинке кушает.
  • Понимают, в чем состоит смысл некоторых профессий, разбираются, что делает швея, шофер, почтальон.
  • Отвечают на простые вопросы. Если малыш склонен отвечать односложно, нужно стимулировать его давать развернутый ответ.
  • Задают вопросы взрослым.


Быть «почемучкой» совершенно естественно для ребенка такого возраста
  • Могут знать пару простых стихотворений до 4 строк.
  • С помощью мамы стараются составить рассказ по рисунку или фото.
  • Узнают животных или героев мультфильмов по их характерным звукам – поросенок делает «хрю-хрю», корова «му», воробей чирикает.
  • Дети к трем годам могут использовать в речи имя существительное, глаголы, определения.
  • Ребенок пробует общаться не только со взрослыми, но и с детьми.

Время для игр и творчества

Игра – это мощный стимул в развитии ребенка. С ее помощью он самовыражается, учится подражать взрослым, незаметно для себя запоминает названия предметов, последовательность действий в той или иной ситуации. Развитие ребенка в возрасте 2-3 лет подразумевает, что он может:

  • помнить слова считалок, песенок, стишков;
  • рисовать карандашами, фломастерами, лепить из пластилина шарики, колбаски;
  • с удовольствием заниматься творчеством под руководством взрослого.

Родителям необходимо стараться стимулировать сына или дочь творчески мыслить, развивать мелкую моторику, умение выражать себя с помощью поделок, рисунков. Для этого нужно создать дома творческую атмосферу, дать возможность малышу использовать глину для лепки, конструктор, различные развивающие игрушки.

Мама и папа обязаны осознавать, что развитие мелкой моторики создает предпосылки к улучшению речи, памяти, внимания. Желательно обеспечить малыша игровыми предметами такого типа:

  • паззлами, матрешками, пирамидами, различными сортерами, конструкторами, мозаиками;
  • наборами для имитации взрослой жизнипластиковой посудой, чемоданчиком доктора, оборудованием для магазина и т.п.;
  • развивающей литературой, книгами по возрасту (рекомендуем прочитать: ).

Психологический портрет

На третьем году жизни ребенок демонстрирует особенности, о которых следует помнить родителям. В этом возрасте психология малыша такова, что он не приемлет давления и старается получить максимум свободы. Необходимо стараться дать ему больше прав, но вместе с тем пояснить, что у крохи появились определенные обязанности. Например, убрать кубики, сложить конструктор, помыть руки. Важно не заставлять малыша что-либо делать, а создавать условия для того, чтобы он захотел выполнить это сам. Перечислим характерные психологические особенности детей 2-3 лет:

  • нервная система уже может противостоять стрессам, ребенок менее подвержен перепадам настроения, у него реже бывают истерики, психическое здоровье крепче, иногда он может скрывать сильные эмоции;
  • удлиняется период бодрствования до 7 часов;
  • появляется настойчивость, вырабатывается терпение, целеустремленность;
  • он уже не может мгновенно переключаться с одной игры на другую, это происходит более плавно, чем раньше.

Ребенок в этом возрасте постоянно совершенствует свои навыки и умения. Именно сейчас может произойти скачок в развитии мелкой моторики, что позволяет малышу научиться многому. Например, надевать носочки, тапочки, расстегивать пуговицы, аккуратно есть из ложки, не оставляя пятен на одежде.

Также этот период характеризуется стремлением к социализации, поиском контакта со сверстниками, осознанию себя в обществе взрослых. Замечено, что малыш ближе к 36 месяцам уже может:

  • перенимать стиль поведения общества, выполнять правила, принятые в детском саду, дома, на детской площадке;
  • повторять действия взрослых, их жесты, слова, подмечать какие-то характерные особенности.

Стремление быть полностью самостоятельным является характерным признаком ребенка-трехлетки

Знакомое многим мамам стремление что-то сделать самостоятельно никуда не исчезает, ребенок так же старается выполнить какие-то сложные для него действия сам. В этом возрасте возникает осознание себя – малыш уже не говорит о себе в третьем лице, он может начать употреблять местоимение «я».

Именно сейчас родители замечают признаки наступления пресловутого «кризиса трех лет». Очень важно очертить допустимые границы самостоятельности и не отступать от оговоренных правил. Например, мама с папой вправе запретить крохе пользоваться электроприборами без присмотра, открывать окна, брать в руки нож. В то же время, он вполне может справиться со столовыми приборами для детей – вилкой и ложкой, мыть руки самостоятельно, стоя на маленьком стульчике и т.д.

Родителям следует четко понимать, в чем нуждается кроха и постараться создать такие условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно. Воспитывая малыша, неверно ударяться в крайности: допускать вседозволенность либо усиленно опекать кроху. Мы отметим ключевые моменты, которые нужно принимать во внимание родителям детей этого возраста:

  • Воспитание ребенка в 2 года подразумевает всяческое поощрение самостоятельности, похвалу при каждом новом достижении (см. также: ).
  • Показывать свое отношение к его стараниям, давать понять, что маме и папе небезразличен результат.
  • Не перехватывать инициативу и не доводить начатое ребенком до конца, если у него не вышло сделать самому. Лучше облегчить условия задачи, дать совет для ее решения, простимулировать выполнить ее снова.


Именно в этом возрасте ребенку можно привить трудолюбие и самостоятельность - для достижения результата достаточно просто не пресекать его инициативу
  • Мама и папа не должны смеяться или шутить, если у крохи что-либо не получается.
  • Быть терпеливыми, помнить, что нужно время для того, чтобы малыш научился какому-либо действию.
  • Не ругать кроху, нервно одергивая, если он не смог сделать что-то аккуратно, либо сломал игрушку, стараясь понять, как она устроена.
  • Демонстрировать доверие и уверенность в том, что он справится с задачей.

Грамотное воспитание ребенка в возрасте 2-3 лет – это постоянное поощрение, стимулирование к преодолению сложностей, подготовка к тому, что не все дается просто. Очень важно формировать в ребенке веру в свои силы. Например, если он не смог что-то сделать, успокоить его, сказать, что получится в следующий раз. В этом случае крохе будет психологически легче справиться с задачей.

Каждый ребенок – это личность со своими интересами и желаниями, видением мира. Задача родителей – не отвергать его мироощущение, разрушая психическое здоровье, не заставлять соответствовать собственным стандартам, а всячески поддерживать стремление к самовыражению и самостоятельности. Необходимо направлять интерес ребенка в нужное русло, и стремиться устроить так, чтобы он учился принимать решения сам, а также нести за них ответственность. Терпение и позитивный настрой помогут маме, папе и малышу пережить трудный, но очень интересный период под названием «кризис 3 года жизни».

Средством преодоления кризиса, возникшего на пороге первого и второго года жизни, является построение новой социальной ситуации развития ребенка, а именно - совместной деятельности ребенка со взрослым. Главная задача совместной деятельности - усвоение способов использования предметов, которые создало общество.

Ведущая деятельность ребенка в этот период

Ведущей деятельностью этого возраста является предметная деятельность. Наряду с этим интенсивно развивается общения, без которого было бы невозможно усвоение того, как надо правильно пользоваться ложкой, пользоваться карандашом, мыть ручки, садиться на стул. Общение, как и в раннем возрасте, имеет две формы: эмоциональное и речевое. Сейчас эти формы существуют параллельно в жизни ребенка, и основное значение приобретает именно развитие речи.

Без преувеличения можно сказать, что именно в этот период ребенок овладевает системой орудийного действия с предметами (получить удаленную игрушку можно, потянув за веревку, копать нужно лопаткой, есть с помощью ложки, носить воду ведерком). Ребенок использует предметы как орудия своей деятельности, как средство воздействия одного предмета на другой, как способ познания одних предметов и их свойств (не только поверхностных, но и скрытых) через другие предметы, и такое открытие назначения предмета и способа его использования происходит постепенно. Еще в конце первого года жизни ребенок начал узнавать о физических, динамических, пространственных свойствах предметов: игрушка имеет постоянную величину, цвет, определенную форму, она может двигаться, находиться над, под, за, близко или далеко от ребенка. Игрушку можно разобрать на части, а потом собрать (формирование элементарных представлений о целом и часть). Однако новым для ребенка к концу 1-го – в начале 2-го года является то, что в процессе манипулирования игрушкой, предметом и общения со взрослым у него складываются представления о постоянном функциональном назначении предметов (ложкой едят, из чашки пьют воду).

Однако ребенок еще несовершенно владеет способами действия с этими предметами, так как возникают реакции сравнения своих действий с действиями взрослого, познания его действий в собственных. С психологической точки зрения, то, что ребенок несовершенно владеет способами действий с предметом, не так уж и важно, главное, что он усвоил принцип действия с предметом.

В целом процесс овладения детей действиями с предметами охватывает следующие три фазы: с предметом выполняются любые действия; предмет применяется только по назначению; предмет применяется свободно; ослабляется жесткая связь определенного действия с определенным предметом, действия могут переноситься с одного предмета на другой, но ребенок знает основные функции этого предмета.

В процессе развития предметной деятельности усложняются действия ребенка. Особое значение приобретают действия, которые возникли еще в раннем возрасте. Так, теперь ребенок может расположить предметы в достаточно сложные пространственные отношения: сложить пирамидку, построить башню.

Появление нового предмета в жизни ребенка вызывает желание узнать, как его можно применить. С предметной деятельности незаметно вырастает игровая, а вернее, в предметной деятельности формируются предпосылки возникновения игры. Так, ребенок постепенно не только подражает отдельным действиям взрослого с предметами, но и воспроизводит отдельные сюжеты повседневной жизни: строит домик, кормит ребенка и тому подобное. Желание делать все самому, познавать мир взрослых, копировать их, развитие предметной деятельности ведут к возникновению сюжетно-отражательной игры. Большое значение в возникновении и развитии этого вида игры имеет знакомство ребенка с предметами-заменителями: палочка используется как ложка, деревянные брусочки - как строительные материалы, школьный пенал старшего брата может стать автомобилем. Игрушка, по сравнению с предметом-заменителем, имеет конкретное сходство с реальным предметом,

В течение преддошкольного возраста развиваются и другие виды игры. Вместе со взрослым ребенок участвует в несложных учебных и двигательных играх. Дети отражают в игре не просто действия взрослых, а действия конкретных взрослых. Впервые проявляется инициатива ребенка в выдвижении игрового задания, что является признаком творческого развития ребенка.

Другие виды продуктивной деятельности

Под влиянием ведущей деятельности формируются другие виды деятельности: сюжетное конструирование, художественная деятельность (музыкальная, изобразительная, художественно-речевая). Характерными особенностями художественной деятельности в этот период является ее синкретичность и импровизация. Так, ребенок одновременно рисует, составляет сюжет того, что он изображает, и поет. Собираясь что-то нарисовать, ребенок сначала не знает, что именно он конкретно будет рисовать, и замысел, и название того, что он нарисовал, может изменяться несколько раз: «Это котик... Это мячик... Нет - это окно. ..».

Возникновению деятельности рисования предшествует простое манипулирование карандашом и бумагой (1-2 года). Ребенок подражает взрослому и водит карандашом по листу бумаги. Он замечает, что карандаш оставляет следы на бумаге. Сначала - это просто неуклюжие линии, затем каракули, которые ничего не значат. Это изобразительная стадия художественного развития ребенка. В 2-3 года у ребенка появляется интерес к процессу рисования. В этот период и возникает собственно изобразительная стадия, которая генетически включает: опознание предмета в случайном сочетании линий; умышленное отражение в рисунке предметов, людей, окружающей среды, часто сопровождается словесной формулировкой замысла.

Рисование и словесное оформление того, что ребенок изображает, происходит почти одновременно у двухлетнего ребенка, поэтому этот феномен можно назвать собственно замыслом.

Необходимо отметить, что запас графических образов, то есть изображений, которые действительно отражают сходство предмета на рисунке, у ребенка в этот возраст очень мал. Поэтому иногда ребенок, особенно в конце раннего возраста, может отказываться нарисовать по просьбе взрослого нечто такое, что он не знает, как рисовать. Такие отказы свидетельствуют о том, что ребенок от импульсивного отражения предметов и явлений окружающей среды переходит к более сознательному. Однако индивидуальные различия в количестве графических образов у ​​детей уже в этот период их возрастного развития весьма значительны.

Для детей этого периода характерна высокая эмоциональная отзывчивость, что и проявляется в том, что они уже в 1-2 года внимательно слушают музыку, ведут себя тихо, а некоторые даже пытаются танцевать. В 2-3 года дети различают звуки по высоте и тембру, появляются певческие интонации и элементарная ритмичность в движениях под музыку. Эмоциональная отзывчивость влияет также на то, что дети с удовольствием слушают потешки, прибаутки. Они любят многократно слушать сказки, с радостью узнают героев, снова и снова переживают счастливый конец.

Развитие познавательной сферы ребенка

В указанный период продолжают развиваться сенсорные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические и тому подобное.

Наиболее интенсивно в этот период развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка и вместе с тем тесно связано с развитием практических действий, речью и мышлением. Так, примерно до 1 г. 9 м. Ребенок многократно повторяет одни и те же действия с предметом и путем проб и ошибок постепенно достигает цели своих действий. Он может бесконечно сравнивать величину, форму, цвет предметов, подбирать части предмета. Однако вследствие развития зрительного восприятия и мышления в такой его функции, как оценка отношений между предметами, с 1 г. 9 м. Резко уменьшается количество предыдущих действий по «апробации». Развитие предметной деятельности, речи создает условия возникновения слов-названий предметов, что также способствует становлению восприятия, обобщению чувственной информации.

В период от 2-х до 3-х лет возникают оценочные действия восприятия. Свойства одного предмета становятся эталоном, образцом, меркой, с помощью которых измеряются, оцениваются свойства других предметов.

Мышление в этот период имеет все признаки наглядно-действенного мышления. В результате практического экспериментирования с предметами ребенок открывает для себя не только новые свойства предметов, новые формы передвижения, но и новые средства достижения цели. Так, достать мячик из-под стола можно не скользя животом по полу, а с помощью палки, папиной удочки, дедушкиной трости. К концу 3-го года жизни в процессе мышления дети перестают опираться только на внешние воздействия, а могут опираться на внутренние образы, представления, фантазии. Зарождаются элементы внутреннего плана действий, окончательное формирование которого заканчивается на пороге вступления ребенка в школу. Этому также способствует формирование широкого спектра средств определения предметов и явлений мира, а именно: действий, имитирующих действий взрослого, игрушек, предметов-заместителей, картинок из книг, собственных рисунков. Однако главную роль как средства определения начинает играть слово. Предметы-заместители и языковые знаки (слова) является «строительным материалом», на основе которого формируется символическая функция мышления, то есть замещение реальных предметов окружающей среды и действий человека символами, абстракциями. Символическая функция не открывается самостоятельно ребенком, а усваивается под руководством взрослого в игре и других продуктивных видах деятельности. Таким образом, возникновение внутреннего плана действий, средств определения, в том числе и символических, способствуют появлению наглядно-образного мышления.

class="eliadunit">

На 2 года приходится появление вопросов ребенка: «Что это?», «Как это называется?». При этом ребенка интересует не название, а сам предмет. К концу 3-го года жизни происходит расширение познавательной активности, десятки детских вопросов («Что это?», «Почему так?») Способствуют построению собственных представлений об окружающей среде. Ознакомление с миром приобретает познавательный характер.

В структуре мышления 1-2-летнего ребенка также появляются обобщения - сочетание с предметами и действиями, имеющими общие признаки. Сначала дети сочетают между собой достаточно удаленные предметы. Так, ребенок может называть словом «Джек» и лохматую собаку по имени Джек, который имеет густую шерсть; и мягкую игрушку из синтетического меха; и мамину шубу; и шерстяное одеяло, так как все они имеют ворс и дают одинаковые тактильные ощущения. Постепенно ребенок переходит от единичных, ситуативных обобщений к более широким, точным, существенным.

Речь ребенка

Со второй половины второго года жизни резко возрастает словарный запас ребенка. В 2 года он оперирует 200-300 словам, в 3 года - около 1500. Сначала слова достаточно несовершенны в фонетическом отношении и означают достаточно широкий спектр значений. В начале первого года жизни у детей отсутствуют предложения. Часто одно слово означает по смыслу целое предложение, поэтому эту стадию развития речи называют стадией «слов-предложений». Необходимость быть понятным взрослому заставляет ребенка говорить правильно. Другая движущая сила развития речи - желание познать мир, а это невозможно без общения со взрослым.

Понимание речи взрослого в начале 2-го года жизни зависит от ситуации, в которой общается взрослый и малыш, но к концу этого периода оно все меньше зависит от контекста, а ориентируется на содержание сказанного взрослым. Этому также способствует формирование фонематического слуха.

Параллельно формируется активная речь ребенка. Во второй половине 2-го года жизни ребенок сам инициирует общение. Происходит переход к фразовой речи, усвоение грамматического строя родного языка, появляются формы множественного числа, ряд падежей существительных, уменьшительные суффиксы, повелительное наклонение, прошедшее и настоящее время глаголов. В 2-2,5 года этот перечень дополняется прилагательными, причастиями, местоимениями, новыми падежам, временам глагола, но здесь еще отсутствует согласование прилагательного с существительным. Значительное достижение - появление сложных предложений с союзами. В 3 года предложения состоят из главных и подчиненных частей предложения (языковые суждения), в которых оказываются причинные, целевые, условные и т.д. связи (с помощью союзов «потому что», «чтобы», «если бы» и т.д.).

Для детей конца 3-го года жизни характерна творческая направленность речи. Появление новых слов имеет достаточно случайный характер. Так, под влиянием радостных чувств возникает игра со звуками, что дает начало элементарному словообразованию. Развитие языка и речи в этот период происходит в тесной взаимосвязи с развитием мышления. Так, ребенок в 3 года может рассказать о своих отдельных впечатлениях, не опираясь на наглядную ситуацию, что свидетельствует о появлении наглядно-образного мышления.

Воображение ребенка.

Появляется среди других психических процессов в конце 2-го - начале 3-го года жизни ребенка. Активное взаимодействие с окружающим миром, обогащение жизненного опыта, усвоения языка открывает возможность для анализа и синтеза предыдущих впечатлений преддошкольника. Сначала воображение опирается на восприятие. Так, лепестки цветка напоминают ребенку яркую бабочку, и он называет ее «летающим цветком». В 3 года ребенок может слушать сказки об отдаленных и незнакомых для него событиях и явлениях. Это свидетельствует о развитии воображения.

Эмоциональное развитие ребенка

Эмоции с началом овладения ребенком речью могут возникать не только под влиянием реальных объектов, но и их словесных описаний. Эмоциональные процессы все больше дифференцируются. Так, появляется симпатия, сопереживание, стыд, вина, удовлетворение от достигнутого, огорчение от неудачи, формируется приверженность к другим людям. Однако преимущественно эти эмоции неустойчивы и возникают под влиянием общения со взрослым. В целом для детей 1-3 лет характерна высокая эмоциональная чувствительность.

Развитие волевой сферы ребенка

Характерно импульсивное возникновение целей под непосредственным влиянием эмоционально окрашенных желаний, недостаточная осознанность поведения. В связи с развитием самостоятельности возникает акт постановки собственных целей, но ее достижение возможно только с помощью взрослого. Ребенок не в состоянии намеренно длительное время контролировать свои действия. Однако начинает вырабатываться умение сдерживать свои желания, задерживать действия. Ребенок приучается сопровождать свои действия словесной формулировкой их цели. Под влиянием развития словесного мышления и активной речи начинают формироваться осознанные произвольные действия.

Ребенок не осознает общеобязательности правил поведения, а требования взрослого относит только к себе.

Развитие личности

В 2-3 года происходит развитие самосознания. Ребенок без устали исследует себя. После полутора лет он узнает себя в зеркале, в 2 года выделяет свое тело из физического мира, на 3-м году жизни хорошо знает свое имя, узнает себя на фотографии, осознает себя как источник различных желаний и действий. Растет стремление к самостоятельности. Желание ребенка и взрослого могут не совпадать, и это может вызвать протест со стороны ребенка. В этот период происходит переход от обозначения себя в третьем роде к собственному местоимению «Я». Проявляется инициативность. Самооценка ребенка имеет сильную эмоциональную окраску, зависит от одобрения взрослых. Любое недовольство взрослого болезненно переживается. Дети этого возраста выделяют свою половую принадлежность по внешним признакам. Развивается способность устанавливать эмоциональные и деловые контакты с другими. Общение охватывает не только систему «ребенок – взрослый», но и «ребенок – сверстник», хотя отношения в первой системе ведущие. В период с 2-х до 3-х лет появляются реакции подражания детьми друг друга, а также первые речевые диалоги между ними.

Переход от семейного воспитания, узкого круга общения с близкими людьми к воспитанию в детском саду может происходить очень болезненно. Наступает перелом обычного образа жизни. Его психологическими причинами являются: восприятие мира в его конкретике, ситуативности, статике и высокая эмоциональная чувствительность детей. Они могут чувствовать себя брошенными навсегда родителями и горько это переживать.

Возможны кризисные периоды

Кризис этого возраста возникает в результате противоречивых тенденций развития личности ребенка. Желание быть самостоятельным, вести себя как взрослый сталкивается с опекой родителей. Негативизм, упрямство, протест, повышенная уязвимость, деспотизм - вот симптомы нарастания кризиса. Выходом из этого кризиса служит расширение свободы ребенка, чувствительность к оценке со стороны взрослого и дальнейшее развитие игры – «игры во взрослого». Этот комплекс детского поведения получил название «гордость за достижения» (М. И. Лисина). Результатом преодоления кризиса 3-х лет выступают новообразования: отделение ребенком себя от других, сравнение с людьми, которые его окружают.

Новообразования преддошкольного возраста

Возникновение речи и наглядно-действенного мышления (переход от манипулятивной к предметной деятельности). Овладение элементарными формами поведения. Возникновение начальных форм самосознания (формирование системы «Я»).