План проведения дня психического здоровья в доу. Конкурса «Организация праздников и мероприятий» Название работы «Неделя психологического здоровья в доу. Тренинг «Как хорошо иметь друзей»

Девиз недели

«Важен и прекрасен каждый момент нашей жизни»

Участники проекта

Педагог-психолог — М. С. Харитонова, И. В. Иванникова-Щеголяева

Воспитатели всех возрастных групп, воспитанники ДОУ, родители.

Сроки реализации

Тип проекта

Совместный, творческий, краткосрочный.

Актуальность

Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита слабо. Опираясь на свой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста, могу сказать, что в наше время редко можно встретить по-настоящему весёлого, эмоционально благополучного ребёнка. Как никогда участились негативные проявления эмоционально-личностной сферы ребёнка. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обеднённую эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно.

На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольников очевидна. От состояния их здоровья зависят качественные и количественные характеристики будущего поколения. Важной предпосылкой физического здоровья является здоровье психологическое. В последние годы растёт количество детей с нарушением психоэмоционального развития. Поэтому особое значение приобретают задачи сохранения психологического здоровья детей и формирования их эмоционального благополучия.

Цель мероприятия

Сохранение и укрепление психологического здоровья, повышение интереса родителей и педагогов к психологии.

Задачи «Недели психологии»

  • повысить интерес педагогов и родителей к психологии;
  • показать реальные формы работы, возможности психологической службы детского сада;
  • формировать интерес взрослых к миру ребёнка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии;
  • повысить психологическую компетентность педагогов и родителей ДОУ.

Проведение недели психологии было направлено на создание благоприятного психологического климата в ДОУ, вовлечение всех участников образовательного процесса в совместную деятельность, повышение общественного позитивного эмоционального настроения.

Предварительная работа

  • утверждение плана недели психологии;
  • оформление помещения ДОУ;
  • распространение объявлений о неделе психологии по группам, беседы с воспитателями;
  • разработка конспектов занятий и бесед;
  • изготовление необходимого материала («аптечка для души», дерево пожеланий);
  • подготовка раздаточного материала, информационных листов, памяток, стенгазет по заявленным темам.

Проектная деятельность будет осуществляться в три этапа.

Подготовительный этап:

  • определение цели и задач проекта;
  • подбор методического материала, изучение литературы;
  • разработка конспектов занятий с детьми, памяток для родителей и педагогов;
  • поиск иллюстрационного материала;
  • подготовка анкет для родителей;
  • разработка тематического плана проекта «Неделя психологии»;
  • консультация для воспитателей «Психологические уголки в группах»;
  • преобразование предметно-пространственной среды, создание атрибутов.

Основной этап:

  • реализация проекта: совместная деятельность с детьми, педагогами и родителями;
  • психологические акции: «Вместе с мамой», «Аптечка для души», «Дерево пожеланий и предложений»;

Заключительный этап:

  • подведение итогов реализации проекта и создания уголков уединения и настроения;
  • выставки: детских рисунков «Моя семья», стенгазет «Счастливый день нашей семьи»;
  • анкетирование родителей и педагогов по итогам проекта.

План Недели психологии

Понедельник — «День доброты»

Вторник — «День семьи»

Среда — «День понимания»

Четверг — «День дружбы»

Пятница — «День мечтаний и пожеланий»

День недели Тема и форма мероприятия Ответственные

Понедельник
«День доброты»

Открытие недели психологии, звучит музыка в группах.

Воспитатели


(см. приложение)

Психологи: М. С. Харитонова,
И. В. Иванникова-Щеголяева

Занятие «Поговорим о доброте»
Старшие и подготовительные группы
(см. приложение)

Тренинг для педагогов «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагогов»

Психолог М. С. Харитонова

Вторник
«День семьи»

Беседа с детьми «Моя любимая мама»
(средние группы)

Воспитатели
Ю. А. Степанова, М. Ш. Базеева,
И. В. Коновалова

Стенгазета «Счастливый день нашей семьи»
(старшая группа)

Воспитатели
Н. А. Комкова,
Н. А. Стрельникова,
Л. Е. Диденко,
М. С. Бекина,
В. В. Силецкая

Выставка детских рисунков «Моя семья»
(подготовительная группа)

Воспитатели
Н. Н. Перфильева,
Н. В. Масловская,
Е. А. Лисина,
Н. В. Тимошина,
С. Н. Третьякова

Психологическая акция «Вместе с мамой»
(младшая группа «Ромашка»)

Психолог
М. С. Харитонова

Среда
«День понимания»

Информационные листы для родителей «Эффективно ли наказание?»

«Минутки» релаксации и психогимнастики
(Младшие и средние группы)

Игры с детьми на прогулке с детьми
«Поменяйся местами»,
«Что мне нравится в себе и что не нравится»
(старшие и подготовительные группы)

Психологи
М. С. Харитонова,
И. В. Иванникова-Щеголяева

Сеанс релаксации для педагогов в сенсорной комнате

Четверг
«День дружбы»

Занятие «Мы друзья»
(младшая группа)

Психологи
М. С. Харитонова,
И. В. Иванникова-Щеголяева

Тренинг для детей старших групп «Как хорошо иметь друзей»

Психолог М. С. Харитонова

Сеанс релаксации в сенсорной комнате для педагогов

Мини-досуг во всех возрастных группах «Дружба»
(вторая половина дня)

Воспитатели групп

Пятница
«День мечтаний и пожеланий»

Психологическая акция «Аптечка для души»

Психологические игры с детьми
(подготовительные группы)
«Я тебе желаю…»
«Волшебная палочка»

Психологи:
М. С. Харитонова
И. В. Иванникова-Щеголяева

Закрытие недели психологии
Анкетирование педагогов и родителей «Итоги недели психологии»

Ожидаемый результат

Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса, повысит психолого-педагогическую компетентность педагогов, повысит уровень знаний о психоэмоциональном развитии ребёнка у родителей, сформирует осознанное отношение к родительству, дети и взрослые получат заряд положительных эмоции.

Список использованной литературы

  1. Кураев, Г. А., Пожарская Е. Н. Возрастная психология [текст] / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 146 с.
  2. Киселёва Л. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.
  3. Островская Л. Ф. Правильно ли воспитываем малыша? Пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.
  4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2008.
  5. Лютова К. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [текст] /К. К. Лютова, Г. Б. Монина. — СПб.: Речь, 2005. — 190с.
  6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие [текст] / Е. И. Рогов. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 384 с.

Приложение 1

Психологическая акция «Дерево пожеланий»

Цель: создание положительного эмоционального настроя среди участников проекта (родители, педагоги, воспитанники).

Задачи:

Материал: плакат с изображением «Дерева пожеланий»,

разноцветные стикеры, письменные ручки.

Подготовительная работа:

  • Изготовление плакатов с изображением деревьев;
  • Размещение плакатов, стикеров и письменных ручек в раздевалках групп.

Каждый родитель, приводя ребёнка в группу, имеет возможность написать пожелание работникам ДОУ, листочек с позитивным высказыванием, приклеивает на плакат. Акция способствует поднятию настроения родителей, построению позитивных взаимоотношений со своим ребёнком, объединению семьи и детского сада.

Приятно было наблюдать интерес, проявляемый к акции. Комментарии: «Дерево пожеланий» можно повесить в фойе детского сада, чтобы родители и педагоги, приходящие утром в детский сад получили заряд бодрости и хорошего настроения. Через 2-3 месяца игру-акцию можно повторить, она будет воспринята с радостью.

Приложение 2

Беседа для детей старшего дошкольного возраста
«Поговорим о доброте»

Цель: Приобщение детей к общепринятым нормам взаимодействия между людьми.

Задачи:

  • развивать чувство удовлетворения за добрые дела;
  • направить детей совершать добрые поступки бескорыстно, умение прийти на помощь;
  • воспитывать чувство сострадания, понимания и взаимопомощи друг к другу.

Ход беседы

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Встаньте в «Круг радости», послушайте стихотворение:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро — солнцу и птицам!

Доброе утро — улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро — длится до вечера!

О чём мы будем говорить сегодня?

Дети: О добре.

Воспитатель: А как вы думаете, что такое добро? Что значит творить добро?

Рассуждения детей.

Воспитатель: Для чего нужны доброе сердце и добрая душа?

Дети: Чтоб помогать тем, кто попал в беду.

Воспитатель: А какое сердце у злого человека?

Ответы детей.

Воспитатель: Злой помогает людям?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся к дереву Доброты. Это Дерево наполняет мир добром, напоминает о том, что нужно творить добро. Но с ним произошла беда. Оно завяло и перестало цвести из-за плохих, злых поступков людей. Если мы не оживим Дерево, как вы думаете, что произойдёт. Что может победить? (победит зло).

Воспитатель: Чтобы добраться до Дерева, нам надо преодолеть препятствия.

Первое препятствие — болото.

Игра «Перейди болото».

Правило объяснить: перейти болото можно по кочкам. Вот вам дощечки-кочки.

Раздаю всем по три дощечки (картонки), одному не хватает.

Воспитатель: Что делать?

Воспитатель: Мы поделились кочками, это какое дело?

Дети: Доброе.

Воспитатель: Доброе дело радость приносит.

Вместе с детьми повторяем пословицу.

Воспитатель: Какие слова говорят тому, кто с тобой делится?

Дети: Вежливые, добрые слова.

Воспитатель: Давайте поблагодарим тех, кто сейчас совершил доброе дело — поделился кочкой.

Дети благодарят друга.

Следующее препятствие: «Что такое хорошо, что такое плохо?»

Воспитатель: Вам нужно объяснить «Что такое хорошо, что такое плохо?» (картинки-слайды, на которых изображены плохие и хорошие поступки).

Ответы детей.

Следующее препятствие: «Герои сказок».

Воспитатель: Сейчас вам нужно вспомнить сказочных героев?

На столе лежат картинки героев сказок.

Воспитатель: Про каких героев вы можете сказать, что они добрые?

Дети: Золушка, Красная Шапочка, Айболит, «Заюшкина избушка» (Петух выгнал Лису), «Муха-Цокотуха» (комарик).

Дети объясняют какие поступки совершили эти герои.

Воспитатель: А только ли добрыми бывают сказочные герои?

Ответы детей

Воспитатель: Назовите злых сказочных героев?

Дети: Злая мачеха, Волк, Бармалей, Лиса, Паук. Объясняют, какие поступки совершили герои.

Воспитатель: Разложите героев по поступкам, а помогут смайлики.

Дети раскладывают в коробки, на которых изображены смайлы с добрым и злым выражением.

Воспитатель: Добро побеждает зло, люди не зря говорят: Доброта спасёт мир.

Вместе с детьми повторяем пословицы: Добро побеждает зло, Доброта спасёт мир.

Воспитатель: Вот мы и добрались до дерева Доброты. (на магнитной доске висит ватман — на нём нарисовано сухое печальное дерево). Дерево печальное, грустное, обиженное, некрасивое, сухое. Оживить его могут ваши добрые поступки, добрые дела. Какие добрые дела можете вы совершать?

Ответы детей: помогать маме, не капризничать, не драться, не обзываться, кормить птиц, ухаживать за малышами и т. п.

Воспитатель: Давайте расскажем о своих добрых делах. Если вы совершаете добрые дела, значит у вас доброе сердце. Расскажите о своём добром деле, и прикрепите на дерево сердечко.

Раздаю детям сердца, вырезанные из бумаги.

Дети высказываются, прикрепляют на дерево Доброты сердце на магнит или двусторонний скотч.

Воспитатель: Вы согрели дерево Доброты теплотой своих сердец. Ведь это доброе дело! А сейчас присядьте на корточки, закройте глаза.

Включаю песню Кота Леопольда «Если добрый ты».

В это время меняю дерево с сердцами на цветущее красивое дерево.

Воспитатель: Открывайте глаза, посмотрите, что произошло с деревом. Мы своими добрыми делами оживили дерево, оно расцвело и напоминает людям, что нужно творить добрые дела.

Вывод: Хорошо ли творить добро?

Ответы детей

Воспитатель: Добрый человек добро сеет.

Вместе с детьми повторяем все пословицы о добре.

Мы сегодня с вами говорили, что нужно совершать только хорошие и добрые поступки. Давайте построим пирамиду Доброты. Я вытяну свою ладонь, а вы все кладите свои ладони на мои. Посмотрите, какая высокая получилась пирамида Доброты. Давайте вспомним добрые дела, которые мы совершили сегодня и подбросим высоко-высоко, чтобы они разлетелись далеко и мир стал добрее.

Приложение 3

Тренинговое занятие для педагогов
«Я подарю себе любовь»

Цель : профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов в профессиональной деятельности.

Задачи :

  1. формировать навыки саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием ;
  2. развивать позитивное самовосприятие;
  3. способствовать раскрытию личностного потенциала педагогов.

Тренинг состоит из трёх частей.

Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга.

Вторая (основная) направлена на освоение навыков эмоциональной саморегуляции, позитивного самовосприятия.

Третья (заключительная) — на творческое взаимодействие и рефлексию.

1 часть. Вводная.

Цель : включение в работу, снятие напряжения, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу.

Упражнение «Имя»

Цель : развитие позитивных взаимоотношений, знакомств с особенностями характера участников тренинга, подчёркивание индивидуальности каждого.

Каждому участнику предлагается назвать своё имя и охарактеризовать себя его первой буквой. Например, Лена — ласковая и т. д.

Упражнение «

Цель : подчёркивание сходства между участниками, повышение сплочённости группы, мобилизация внимания.

Участники стоят или сидят в кругу. Ведущий даёт команду : «Поменяйтесь местами те, кто…» и последовательно называет какие-либо признаки некоторых участников. Это могут быть как детали внешности, так и психологические качества , какие-либо умения, жизненные события и т. д. После названия признака, участники, которые им обладают, меняются местами друг с другом.

2 часть. Основная.

Цель : осознание и принятие своих чувств, развитие чувства собственной значимости.

Диагностическое упражнение «Стирка»

Цель : выявить уровень стресса и способность к стрессоустойчивости.

Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову?

1. «Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться?»

2. «Подожду немного, может быть, погода наладится» .

3. «Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода» .

4. «Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку» .

Интерпретация ответов

Когда к скучным домашним делам добавляется ещё и плохая погода, человек невольно оказывается в стрессовой ситуации. Ваша реакция на неудачу в день намеченной стирки является показателем, отражающим уровень стресса, испытываемого вами в жизни.

1. Если вы выбрали первый вариант, то по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние не отразилось отрицательно на вашем здоровье.

2. Если вы надеетесь, что погода может улучшиться, то уровень стресса, испытываемого вами, составляет 50. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате всё складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему вас преодолевать их.

3. Если вы выбрали этот вариант, то уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причины тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую, мудрую житейскую философию : ваши беспокойство и волнение не станут препятствием для дождя, он всё равно пойдёт.

4. Если вы ответили, что начнёте стирать независимо от того, будет идти дождь или нет, то уровень испытываемого вами стресса равен 100. Вы ощущаете гнёт такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё более серьёзной проблемой и, следовательно, испытываете ещё более сильный стресс, чем прежде. Если вы выделите время и позволите себе отдохнуть и основательно поразмышлять, то вы убедитесь, что все ваши усилия были напрасными. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.

Упражнение «Цветы»

Цель : сплочение группы, формирование взаимопонимания.

Участники хаотично перемещаются по помещению. По команде ведущего они образуют «цветы» с таким количеством лепестков, которое было названо ведущим.

Упражнение «Букет»

Цель : снятие скованности и напряжения.

Реквизит : вырезанные из цветной бумаги цветы.

Ведущий предлагает каждому из участников взять такое количество цветов, какое бы они хотели получить в своём букете.

Когда все составили «букет» , ведущий объявляет, что теперь каждый должен назвать свои качества по одному на каждый цветок.

Рисование на тему «Любовь »

Цель : способствовать осознанию своего отношения к вопросам любви.

Реквизит : бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Инструкция : «Нарисуйте картину на тему «Любовь » . Пусть каждый работает индивидуально.

В течение 5–10 минут создаются рисунки. Затем рисунки переворачиваются и перемешиваются.

Каждый из участников на выбор берёт любой рисунок . Обсуждение каждого рисунка осуществляется по кругу, включая автора, который не заявляет своего авторства. Обсуждаются мысли у чувства, возникшие в процессе рисования и по поводу данного рисунка. Все высказывают свои ассоциации, начиная со слов «Когда я смотрю на этот рисунок, я чувствую, я думаю, мне хочется сделать…»

Вопросы для обсуждения :

Что вы почувствовали, когда слышали отзывы о своём рисунке?

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Цель : переживание чувства радости, волнения, ожидания, создание атмосферы принятия.

Все встают в круг. Ведущий подходи к кому-то из участников, смотрит ему в глаза, дарит свои аплодисменты, из всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который получает свою порцию аплодисментов. Затем тройка выбирает следующего партнёра. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся всё громче и громче.

3 часть. Заключительная.

Цель : развитие позитивного самовосприятия, осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими.

Упражнение-коллаж «Это мой мир»

Цель : выстраивание индивидуального образа мира и себя самого у участников группы, увеличение способности видеть общее в разном.

Участнику предлагается представить группе тот идеальный мир, в котором бы ему хотелось жить. Придумать название этому миру.

Участникам предлагается объединится в группы по принципу сходства их миров. Из детских ладошек, вырезанных из цветной бумаги надо создать коллаж своего мира. Объединить все миры, создав нечто общее, наклеив всё на ватман.

Время на подготовку 5–7 минут.

По окончанию творческого взаимодействия все миры объединяются во «Вселенную» .

Упражнение «Сердечки»

Цель : обменяться друг с другом признанием и поддержкой.

Реквизит : открытки в виде сердца по числу участников.

Инструкция : возьмите каждый по открытке и напишите в ней своё имя. Передайте открытку соседу слева. В полученную открытку нужно записать свои пожелания её владельцу. Вновь передайте открытку — и так до тех пор, пока к вам не вернётся ваша открытка с пожеланиями от всех членов группы.

Обсуждение тренинга. Рефлексия «Мне сегодня…»

Каждый участник группы завершает фразу : «Мне сегодня…»

Спасибо за участие!

Приложение 4

Минутки релаксации и психогимнастики (Младшие и средние группы)
«Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий даёт инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится всё больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нём. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Танцующие руки»

Цель: Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорчённым, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

«Разложите большие листы обёрточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнётся музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2–3 минуты). Игра проводится под музыку.

«Зайки и слоны»

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Волшебный стул»

Цель: Способствовать повышению самооценки ребёнка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребёнка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имён, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5–6 человек), причём имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чьё имя рассказывают, становится королём. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Приложение 5

Беседа с детьми средней группы «Моя любимая мама»

Программные задачи : Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу.

Предварительная работа : чтение рассказов, стихов, использование пальчиковых игр; рассматривание фотоальбома с фотографиями мам; прослушивание на аудиокассете песни о маме.

Ход беседы:

— Ребята, кто вас сегодня привёл в детский сад? И всё-таки большинство детей привели мамы.

— Ребята давайте вместе с вами поговорим о самом близком человеке. Вы можете назвать его?

— Конечно, это мама! А все ли, дети знают имена своих мам? (Дети называют) . Какие красивые имена у ваших мам.

— Ребята, у ваших мам не только разные имена, но и разная внешность. Как вы узнаете свою маму? (Моя мама высокая, низкая, у неё добрые, голубые глаза, волосы чёрные, тёмные, светлые).

— Конечно же, ваши мамы разные. У них разные имена, внешность и одежда, но есть кое-что, в чём они очень похожи.

— Когда мама обнимает вас, целует. Она какая?

— Когда мама модно одевается? Какая она?

— Когда мама не ругает, когда вы шалите. Какая она?

— Когда мама смеётся и улыбается. Какая она?

— А если вы маму любите , то она какая?

— Какие они ваши мамы?

— А ещё ваши мамы очень трудолюбивые . В этом они все очень похожи друг на друга. — Что же умеют делать ваши мамы? (Ответы детей) .

— Ребята, а кто уже научился помогать маме? (Ответы детей) .

— Молодцы! Мамы рады, что у них такие замечательные дети.

— А какими нежными и ласковыми словами вас называют мамы?

— Мамы любят сравнивать своих деток, с кем ни будь. А с кем сравнивают вас мамы? (Ответы детей) .

— Вот как много слов придумывают ваши мамы.

— А в какие игры ваши мамы играют с вами? (Ответы детей) .

— Как хорошо, ребята, что у вас есть такие добрые, любящие вас мамы.

—А вы знаете, что мамы есть не только у людей, но и у животных и птиц. Они такие же заботливые, нежные и ласковые, как ваши мамочки . Все мамы заботятся о своих детях, даже птицы (показ птиц) .

— У курицы кто? У утки? У индюшки? И т. д.

Посмотрите на картинки и догадаетесь, где, чьи детки (показ диких животных) .

У волчицы кто? У медведицы кто? У зайчихи кто? И. т. д.

Дикие животные живут в лесу. И их мамы учат добывать себе пищу.

— Белка учит кого? Чему?

— Зайчиха учит кого? Чему?

И все они очень похожи на своих мам.

Игра «Чему нас научили мамы….»

— Ребята, а покажите, как вас мамы всему понемногу учили. Дети показывают движения (умываться, ложкой есть, хлопать ручками, топать ножками, ходить, ножки выставлять, прыгать, причёсываться).

— Ребята, а что мы должны сказать мамочкам за то , что всему нас научили? («Мамочка , спасибо» ). Молодцы ребята!

Приложение 6

Тренинг «Как хорошо иметь друзей»

Цель: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми.

  • позитивно настроить детей на совместную работу в группе;
  • способствовать развитию у детей умения понимать своё и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание;
  • формировать у детей уверенность в себе, повышать социальный статус каждого ребёнка;
  • способствовать снятию мышечного напряжения.

1. Приветствие с шариком.

Знакомство с участниками группы, установление контакта с психологом и другими детьми.

Когда вы передаёте его кому-либо, с ним передаётся ваше тепло, ваша доброта. Сейчас мы будем передавать шарик по кругу и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть своё имя и рассказывать о том, что он любит делать больше всего. Начнём с меня. (Далее по очереди высказываются дети). Вот мы и познакомились.

2. Упражнение «Пожелай другому»

Дети садятся в круг. У педагога-психолога в руках мяч.

Педагог-психолог: Начнём нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч кому хотите и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

3. Упражнение «Я такой же, как ты»

Педагог-психолог: У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому ребёнку и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: «Я такой же, как ты, потому что». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.

4. Упражнение «Сколько нас?»

Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. Пусть один выйдет в центр круга. Мы завяжем ему глаза. Все остальные должны стоять очень тихо. Сейчас я подниму руку, и по этому знаку один за другим вы должны будете осторожно подходить к ведущему и становиться за его спиной. Участник начинает подходить только после того, как предыдущий займёт своё место позади ведущего. Как только я опущу руку, все останавливаются там, где они в этот момент окажутся. После этого ведущий должен определить, сколько человек стоит у него за спиной. Если он угадает, то все должны громко ему поаплодировать.

А сейчас мы превратимся в одно доброе животное.

5. Упражнение «Доброе животное».

Мы с вами одно доброе животное (станем в круг и возьмёмся за руки). Давайте прислушаемся к его дыханию. Вдох (вдыхаем носом, надуваем живот — шарик, выдох через рот. Вдох — выдох! Вдох — выдох! А теперь прислушайтесь, как бьётся его сердце. Тук — шаг вперёд, тук — шаг назад! Тук. Тук, тук! Как приятно чувствовать всем вместе!

6. Игра «Пчёлы и змеи»

Цель: способствовать позитивным взаимоотношениям, развивать у детей умение адекватно использовать и понимать разные языки общения: мимику, движения, прикосновения, голос и т. д.

Для этой игры нужно разбиться на две примерно равные группы. Те, кто хочет стать пчёлами, отойдите к окнам, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив. Каждая группа должна выбрать своего короля. А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из зала и ждут, пока их не позовут. Я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в зале. Король пчёл должен найти «мёд» — вот эту губку. А змеиный король должен отыскать «ящерицу» — вот этот карандаш. Пчёлы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определённый звук. Все пчёлы должны жужжать. Чем ближе их король подходит к «мёду», тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением. Чем ближе змеиный король приближается к «ящерице», тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать «мёд» и «ящерицу». Пчёлы и змеи могут занять свои позиции. Внимательно следите за тем, на каком расстоянии от цели находится ваш король. Тогда вы легко сможете ему помочь: громко жужжать или шипеть при его приближении к цели и тихо — при его удалении. Во время игры вы не имеете права говорить.

7. Игра «Дотронься до…»

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Все играющие расходятся по комнате. Ведущий говорит команду: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т. д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить, у кого есть названный признак и нежно дотронуться.

8. Изобразительная деятельность. Рисование «Дружба — это здорово!»

Рефлексивный этап

Дети любуются готовыми рисунками.

Ритуал прощания.

«Солнышко из рук» дети кладут руку на руку психолога и говорят хором: «До свидания».

Приложение 7

Акция «Аптечка для души»

Цели акции: создание положительного эмоционального настроя среди родителей, привлечение внимания родителей к вопросам воспитания детей.

Формы и методы проведения: корзина с высказываниями и вывеской «Аптечка для души».

Подготовительная работа:

  • изготовление корзины;
  • подготовка листочков с позитивными высказываниями, установками, пословицами, поговорками, крылатыми фразами, которые вкладываются в корзину «Аптечки».

Каждый родитель, приводя ребёнка в группу имеет возможность вытянуть листочек с позитивным высказыванием, установкой, пословицей, а также высказываниями известных педагогов касающихся воспитания детей, которые вкладывались в «Аптечку». Акция способствует поднятию настроения родителей, построению позитивных взаимоотношений со своим ребёнком, объединению семьи и детского сада.

людмила гридина
План проведения недели «Психологическое здоровье» в детском саду

Девиз недели : «От достигнутого к нашим истокам» .

Понедельник

Название дня : вперед и только вперед!

Девиз дня : ученья корень горек, да плод сладок.

Внизу на входной двери указан анонс предстоящего дня и девиз (каждый день новая информация) .

С утра висят «заборы» (обои с фломастерами) для выражения пожеланий и мнений.

Выставка при входе с полезной информацией для родителей и педагогов

(стоит всю неделю ) .

«Дереве настроений» .

«Островок» разгрузки (в спортзале) . Работает всю неделю .

Тренинг «В краю хорошего настроения» в группах.

Название дня : наше сокровенное.

Девиз дня : тайное слово в своих устах держи.

Продолжают висеть «заборы» .

Ящики - «Листов радости» и ящики «Листов гнева» . Стоят под «заборами» .

День вежливости, «Тайный друг» . Все в саду оказывают знаки внимания, проявляют вежливость. Передача записок с добрыми пожеланиями, открыток, маленьких сувениров, рисунков из группы в группу или любому работнику сада (работают дети - почтальоны) .

Составление словаря вежливых, добрых слов, комплиментов. Утром – родители записывают в тетрадь, в течении дня – воспитатель со слов детей.

Название дня : малышарики : молодо – не зелено.

Девиз дня : гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.

Развешены цитаты по всему детскому саду

Театрализованное представление для детей младших групп с участием родителей.

Дети остальных групп, родители и воспитатели - Семейные мастерские по – выбору воспитателей.

Дети и родители (домашнее задание) Подготовить стенгазету «Познакомьтесь – это Я» или создать коллаж любой формы (солнышко, ягодки, цветочки и т. д.) с ласковым обращением к ребенку.

Дети старших групп и воспитатели Создать стенгазету, коллаж «Мои пожелания родителям…» или «Счастье – это…»

Администрация и родители Стол «Вопросов и ответов» .

Название дня : день откровений.

Девиз дня : не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет. Дети младшего звена, воспитатели Игра – занятие «Дружба начинается с улыбки» в группе.

Дети старшего звена, воспитатели Игра «Заколдованное сердце воспитателя» в группе.

Администрация, родители Общее родительское собрание. Подведение итогов недели «Психологическое здоровье » . Обсуждение «заборов» , ящиков «радости и гнева» , стола «Вопросов и ответов» .

Название дня : мы все творцы!

Девиз дня : не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

«Заборы» висят. Делятся впечатлениями о недели «Психологическое здоровье » .

Дети и родители Отмечают утром в группе свое настроение на «Дереве настроений» (хорошее, плохое или среднее) .

Педагоги ДОУ Круглый стол. Обсуждение педагогами недели «Психологическое здоровье » за чаепитием на совещании. Отвлекающее мероприятие – терапевтический тренинг.

Дети всех групп и воспитатели Психологические игры в группе .

Публикации по теме:

Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду Инновационный педагогический опыт Фадеевой Оксаны Александровны по теме «Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду».

План проведения тематической недели по изучению детьми правил дорожного движения Утверждаю заведующий МКДОУ "Родничок" ___ План мероприятий тематической недели «Правила дорожные детям знать положено!».

План проведения недели «Игры и игрушки» (старшая группа) Цель: отработка механизмов развития игровой деятельности детей дошкольного возраста Задачи: 1. Применять эффективные подходы к созданию игровой.

План проведения недели «Игры и игрушки» в подготовительной группе План проведения недели «Игры и игрушки» в подготовительной группе «Пчёлки» 2015-2016 учебный год. Цель: - развитие интереса у детей к различным.

План проведения недели «Игры и игрушки» в средней группе ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ «ИГРЫ И ИГРУШКИ» 16.11.2015г. – 20.11.2015г. Возрастная группа: средняя воспитатели: Вениченко И. Е., СеменихинаЯ. В.

План проведения недели психологии в ДОУ Тема недели психологии «Доброжелательные отношения между взрослыми и детьми» № п/п Название и форма мероприятия Дата проведения Целевая.

«Пришла осенняя пора-спортивным праздникам - «ура!» План проведения осенней недели здоровья План проведения осенней недели здоровья «Пришла осенняя пораспортивным праздникам ура!» Дата проведения: 5-10 октября 2015 год Цель.

Впервые в нашем детском саду с 5 по 9 октября 2015 года в преддверии Дня психического здоровья была проведена Неделя психического здоровья.

В рамках данной недели проводились мероприятия, акции, в которые были вовлечены дети, родители и сотрудники детского сада.

Цель мероприятий: стимулирование интереса к психологическим знаниям, психическому здоровью и работе психолога у родителей и сотрудников сада, популяризация различных форм работы и возможностей психологической службы детского сада, создание благоприятного психологического климата, формирование общего настроения оптимистической тональности.

1. Привлечение внимания родителей к психическому здоровью детей и профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.

2. Психологическое просвещение педагогов и родителей.

3. Формирование интереса взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии.

4. Повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

5. Создание положительной эмоциональной атмосферы в детском саду.

В первый день Недели психического здоровья родителей, педагогов ждал «Забор психологической разгрузки», где все желающие родители и сотрудники могли оставить свое мнение, впечатление о работе детского сада. Узнать потребности и желания родителей, их интересы и мнения можно было из предложенной анкеты о работе детского сада. В этот день ребята подготовительной группы с Ольгой Ивановной и старшей группы «Пчёлка» с Галиной Ивановной рисовали «Мой любимый детский сад». Такой рисуночный тест стал информативной и удобной экспресс - диагностикой на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада. Дети всех групп начали заполнять «Календарь настроения», где обращали внимание на своё эмоциональное состояние в начале и в конце дня. Календарь заполнялся в течение недели.

На протяжении недели психологом с детьми подготовительной, старших, средней групп проводились занятия на укрепление психического здоровья «Пойми меня», «Моё душевное здоровье», «Радость-грусть» где дети учились толерантному поведению, развитию умения различать чувства, адекватным способам открытого выражения своих эмоций, чувств, душевного состояния.

В средней группе «Капелька», старшей группе «Малинка» педагогами Юлией Владимировной и Ольгой Андреевной, а так же в подготовительной группе Еленой Ивановной были проведены ролевые игры «Заколдованное сердце», где дети, преодолевая препятствия, растапливали «ледяные сердца» заколдованных воспитателей, учились работать в группе, развивали эмоциональные отношения в группе, тем самым улучшали взаимоотношения между детьми и воспитателями.

В «День доброты» родители оставляли добрые пожелания сотрудникам детского сада. В подготовительной группе Ольгой Ивановной проведено занятие на тему «Доброта».

В среду в «День комплиментов» все дарили друг другу комплименты, в том числе и на физкультурном занятии. Ольга Андреевна с детьми средней группы изготовили цветы, которые потом вручались мамам со словами комплиментов.

Педагоги в этот день разгадывали психологический кроссворд. Самыми психологически подкованными оказались Надежда Витальевна, Юлия Владимировна и Мария Ивановна. Сотрудники детского сада получили возможность принять участие в занятии с элементами тренинга «Сохраним своё душевное здоровье».

В «День настроения» родители и сотрудники задумывались над своим эмоциональным состоянием, отмечая своё настроение в детском саду на «Радуге настроения» и «Калейдоскопе настроения». Дети в группах рисовали кляксы своего настроения, превращали их в добрых. В средней группе Татьяна Александровна с детьми читала сказку «Колобок», где ребятишки придумывали её счастливое завершение. Дети младшей группы выражали своё настроение, рисуя ножками на бумаге.

В пятницу ребята подготовительной группы выражали своё настроение на бумаге, а затем изготавливали из этой же бумаги бабочек, которые подарили родителям.

С понедельника по пятницу работала «Почта доверия», где родители и сотрудники имели возможность высказать свои мнения, предложения, замечания о работе детского сада, впечатления о Неделе психического здоровья.

Для родителей был организован стенд с информацией о том, как сохранить психическое здоровье детей и взрослых.

В мероприятия данной недели вовлечено большее количество детей и взрослых. Спасибо педагогам и родителям, которые приняли участие в этом необычном марафоне.