По проблемам обучения воспитания. Публикация по проблемам развития, воспитания, образования. Выбор методов обучения

Проблемы в современном образовании в обучении и воспитании требуют пристального внимания и решения в ближайшее время, так как речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету - о национальной безопасности страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы в современном образовании в обучении и воспитании

Вахрушева Вероника Евгеньевна

ГАПОУ Мамадышский политехнический колледж

Мастер производственного обучения,

преподаватель специальных дисциплин

по специальности Повар, кондитер

Проблемы в современном образовании в обучении и воспитании требуют пристального внимания и решения в ближайщее время, так как речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны.

Образование, школьник, студент, проблема, преподаватели, индекс развития человеческого потенциала, воспитание, методы, мотивация, общество, молодежь.

Образование всегда сталкивалось с множественными проблемами на своем пути. Этот процесс формирования и воспитания общества нелегкий, и требует много сил и отдачи. На каждом этапе возникают сложности, которых необходимо преодолеть. Нелегко создать здоровую систему образования. В современном образовании есть много чего не было когда-то, и тем не менее, сложно сказать, что данная система является идеальной.

В первую очередь, в образование пытаются внедрить новые понятия, методы и т.д., часто они заимствованы с Запада, и не совсем подходят нашей системе обучения. Смешивание элементов разных систем обучения приводит к внутреннему конфликту, и отсутствия эффективности в обучении. Еще одна проблема заключается в том, что все нововведения в образовании, не тестируются, а сразу внедряются на практике, и сразу в масштабных размерах. Это приводит часто к нежелательным последствиям.

Один большой недостаток образования заключается в том, что образование требует много средств, а значит, снижаются шансы, чтобы каждый мог учиться, потому что у него недостаточно для этого денег. Сложная программа обучения еще один недостаток современного образования. Несмотря на то, что современные дети более продвинутые, им все равно приходиться достаточно сложно выучить сложный материал, который иногда оказывается сложным для самих родителей.

Сложности предоставляет и система оценка знаний путем тестирования и проведения контрольных. Несмотря на современные способы проверки и оценки знаний, результаты являются не объективными. Неправильно требовать хороших результатов при сдачи экзаменов, в то время, как над самим процессом обучения не ведется четкий и серьезный контроль.

На тему проблемы в современном образовании можно говорить много, и даже сложно понять, кто в этом виноват. Возможно, виноваты мы сами, потому что для нас создаются условия, чтобы мы могли учиться и получать знания, но мы не ценим это соответственно. Вероятно, нам просто не хватает мотивации, потому, что мы не видим итоговое практическое применение своих знаний.

На сегодняшний день существует огромное количество методик, программ и способов, позволяющих работать со всеми категориями детей, используя новейшие разработки технологического сектора, оригинальные упражнения, аутентичные, современные и интересные аудио и видео материалы, а также интерактивных средств обучения. Но основная причина неизменности монотонности быта обычного школьника – нежелание их внедрять.
В самом деле, что делать рядовому учителю, недавно выпустившемуся из университета и пришедшему в школу, если его смелые начинания, в большинстве случаев, встречают яростное сопротивления «старого», еще советской закалки, коллектива учителей? Вот и приходится изощряться, внедряя задания собственной разработки в учебный план, утвержденный «сверху» и придавленный годами практики этих самых учителей, чтобы хоть немного разнообразить учебный процесс для детей.
Ларчик открывается просто: связь между заскорузлым мышлением коллектива и нежеланием что-то менять - это боязнь рисков. Да, риски – это всегда проблемы, которые нужно решать современными методами, ведь дети меняются и те методы, что прекрасно работали в 1980-ых годах, уже неэффективны или вовсе бесполезны в 2017. Изменилось сознание детей, окружающая обстановка, моральные ценности, стереотипы воспитания в семье и общественное мнение, в то время как система образования, подобно сонной черепахе, пытается осознать изменения, происходящее вокруг, но, в силу, собственной беспомощности, идет или не туда, или отстает еще больше.
В связи с вышеперечисленными противоречиями, на сегодняшний день уже имеющимися в существующей модели образования, вытекают следующие проблемы, требующие пристального внимания и решения в ближайшем времени:

1) Проблема стагнации, заключающаяся в отсутствии новизны в процессе обучения.

2) Проблема устаревания знаний, заключающаяся в недостаточной скорости обновления существующей информации в процессе ее передачи от учителя к ученику, с помощью традиционных средств обучения.

3) Проблема нехватки молодых специалистов, заключающаяся недостаточной укомплектованности выпускниками педагогических университетов школ из-за низкой заработной платы и невозможности самореализации.

4) Проблема незаинтересованности учащихся, заключающаяся в отсутствии мотивации к обучению у школьников и студентов, вызванная неизменностью методики проведения каждого урока.

Последние 10 лет вопросы обучения и воспитания не сходят со страниц газет и журналов. Одна дискуссия сменяет другую. Банальными стали утверждения, что существующая система образования не может удовлетворить возросшие требования производства, науки и всей непрерывно усложняющейся социальной жизни. С этим согласны почти все. Расхождения возникают позднее, когда начинается обсуждение вопроса, в чем же суть этих несоответствий, или «разрывов», каковы их наиболее характерные проявления и что нужно сделать, чтобы их устранить. Проблема развития воспитания, несомненно заслуживает самого пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству. Логично было бы рассмотреть отдельно две проблемы. Первая - это проблема воспитания общества, вторая - проблема образования все того же общества современной России. В этих проблемах объектом исследования будет выступать само общество, а предметом исследования – система обучения и воспитания.

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию. В широком смысле слова, образование - процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности. В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому». В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Необходимым считается добавить, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» закрепляет: «Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Все это подтверждает, что область образования является приоритетной. Также право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.

Основной задачей образования наряду с социализацией, профессионализацией и самореализацией выступает развитие национального самосознания человека. Рассмотрев определение слова образование, обозначив его основную задачу, можно перейти к одной из сторон проблемы. А именно, к вопросу о том, каковы же проблемы образования в современной России?

Для начала есть смысл привести такой показатель как Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который определяется через три интегративных показателя: продолжительность жизни, уровень знаний (состоящий из двух блоков: уровень грамотности и совокупный показатель охвата детей школьным образованием) и “достойный уровень жизни” (определяемый подушным обеспечением дохода, скорректированного на базе паритета покупательной способности). Россия по данному индексу занимала в 1998 г. 62 место среди 174 государств. Именно это же место она имела отдельно по шкале “уровень грамотности”, уступая по нему не только всем развитым странам, но, между прочим, Кубе и Белоруссии (56 и 57 место соответственно), а также ряду азиатских, латиноамериканских и африканских стран. Примечательно, что в 1995 г. она занимала 57 место. А в 1990 г. Советский Союз, в свои самые плохие годы, по этому же индикатору занимал 33 место. Таким образом, за восемь лет, почти 30 государств сумели обойти пореформенную Россию. Эта информация показывает, насколько плохо в России все обстоит с образованием.

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Пожалуй, трудно найти родителей, которые не хотели бы воспитать хорошего ребёнка. Большинство людей в процессе воспитания детей опирается на свой жизненный опыт, на то, как их воспитывали в своё время. Между тем, имеется множество доказательств тому, что прежние методы воспитания дают сбои и не приносят ожидаемых результатов. Иногда эффект их применения бывает прямо противоположный. В чём причины этого явления? Перемены, происходящие в современном мире, требуют новых, неординарных подходов к проблеме воспитания, поиску альтернативных современных методов воспитания детей.

Методы воспитания детей, которыми до сих пор пользуется подавляющее большинство родителей, формировались в семье на протяжении столетий в условиях феодального общества, а затем в условиях буржуазных или социалистических демократий, основу которых составляла авторитарная власть. Это авторитарные методы воспитания детей. Основным принципом таких методов является требование беспрекословного подчинения детей воле родителей. В арсенале воспитательных мер здесь имеются такие способы воздействия на ребёнка, как приказ, выговор, окрик, угроза, насмешка, наказание, в том числе, и физическое. Ребёнок при этом рассматриваются как некий негативный, враждебный субъект, который стремится всё время что-то сделать не так, которого постоянно нужно одёргивать, направлять. В основе мотивационных механизмов поступков детей при таких методах является страх.

Демократические методы воспитания детей являются новыми, современными методами, которые родились под влиянием демократических преобразований, происходящих в окружающем нас мире. В основе таких современных методов воспитания детей лежит отказ от принуждения, подчинения поступков детей желаниям родителей и бесконфликтная переориентация их с плохого поведения на хорошее. Применение этих методов предполагает изучение восприятия ребёнком тех или иных фактов или событий в жизни и оказание ему ненавязчивой помощи в правильной их оценке. Ребёнок не рассматривается как плохой или хороший, но как живой человек, которому свойственно ошибаться. Оценке подвергаются поступки, а не он сам. Положительную оценку получают поступки, учитывающие интересы всех участвующих в конфликте сторон. Взаимоотношения в семье строятся не на страхе детей перед неминуемым наказанием, а на принципах взаимопонимания, доверия, взаимного уважения, безусловной любви. Мотивацией поступков детей в этом случае является внутреннее побуждение к действию и выбор правильного варианта действий на основании собственных представлений о том, что хорошо, а что плохо.

Положительным результатом воспитательного воздействия считается не безоговорочное выполнение родительского распоряжения, а правильный выбор необходимого действия в конкретных жизненных обстоятельствах и осознанное его выполнение. Эти методы способствуют развитию у ребёнка чувства уверенности в себе, смелости в принятии решений, инициативности, ответственности, честности, демократичности, дружелюбия. Воспитываясь в семье, где в основе отношений лежит уважение и любовь, такие дети выходят во взрослый мир открытыми, искренними, способными дарить любовь другим людям.

В современных условиях развития общества направление воспитания определяется единством целей и содержания. Следовательно, выделяя в воспитании такие направления как: умственное, трудовое, нравственное, эстетическое и идейно-политическое мы получим целостную воспитательную систему. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их познавательную деятельность, следовательно, деятельность должна иметь определённую логику, но взамен интенсивной познавательной деятельности мы предлагаем ребёнку пассивную - у компьютера или телевизора, развивая тем самым вредное для ребёнка «клиповое мышление».

Важным направлением воспитательного процесса является - идейно-политическое воспитание, предполагающее формирование у ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Сейчас можно довольно часто от детей услышать следующую фразу: Вот выучусь и уеду из этой «ужасной» страны! Чем же мы так засорили мозги собственных детей, что они уже в таком возрасте готовы всё бросить и начать жить в другой стране. История собственного народа, населённого пункта, семьи ничто по сравнению с материальным благополучием, именно материальное благополучие, созданное кем-то, а не им самим выходит на первый план при формулировании такого желания ребёнка. Мы отучили его трудиться, но научили и продолжаем это делать успешно - потреблять.

Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. Наверное, к вышеперечисленным воспитательным направлениям, которые традиционно применялись при решении воспитательных задач необходимо добавить и другие. Сейчас в современном обществе формируются новые направления воспитательной работы, такие как экономическое и правовое они требуют своего внимания и детальной разработки. Пора избавиться от правого и экономического нигилизма и с ранних лет формировать у детей качества, определяющие социальное поведение в условиях правовой и экономической защищенности личности.

В современном мире около 90 % населения - верующие, следовательно, роль конфессионального воспитания велика, и закрывать глаза на это явление не стоит. Как и любое нововведение, процесс модернизации общества имеет положительные и отрицательные стороны, а также негативные побочные явления: уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов привело общество к социальной дезорганизации, хаосу и аномии; выросли масштабы девиантного поведения у детей, подростков и молодёжи, преступность в молодёжной среде стала нормой.

Вопрос о взаимодействии и взаимоотношениях разных возрастов остро стоял во все времена. Мировоззрение, принципы, взгляды на мир и место в нём человека у представителей различных поколений всегда различались.

Так, например, молодежь представляет собой группу, которая только ещё находится в состоянии формирования ценностей, идеалов, осваивает существующие в обществе традиции, обычаи. В ситуации, когда само общество не имеет норм, ориентация молодёжи в существующей системе становится вдвойне проблематичной.

Поскольку речь идет о принципиально новых подходах в управлении жизнедеятельностью, то без опоры на науку и образование, которое мы понимаем как триаду, состоящую из воспитания, обучения и развития личности, это невозможно.

Следовательно, убирая безразличие человека по отношению к самому себе, своему настоящему и будущему мы сможем запустить созидающие процессы в обществе даже в условии модернизации общественного строя, опираясь на объединённые усилия государства и семьи. Для этого нужно поощрять детей с самого детства свободно рассуждать, фантазировать о научных достижениях, о возможных вариантах развития человечества, использовать новейшие достижения техники в образовании только после того как тщательным образом будут обучены учителя. Всё новое нужно внедрять, осторожно опираясь на принцип - не навреди. Одним словом, любовь к своему Отечеству, к своему народу, немыслима без заботы о его будущем.


С проблемами позитивной политики О. Конта оказываются органично связанными характеристики образования и воспитания, вне которых осуществление принципов позитивизма становится невозможным. Он говорит в основном о народном образовании, сводимом им к образованию пролетариата. Одну из глав «Общего обзора позитивизма» он прямо называет: «Необходимость в новой системе образования для разрешения социальных проблем». Смысл контовского понимания реформы образования состоит в отказе от католической системы обучения и воспитания, которая могла быть пригодна только в Средние века. Конт критикует средневековую систему и за то, что тогда воспитание преобладало над образованием, восхищались же реальной мудростью весьма невежественных рыцарей.

Новое образование (он его называет высшим народным образованием) должно быть в первую очередь всеобщим и общедоступным. В «Духе позитивной философии» французский мыслитель пишет, что «образование имеет своим прямым предназначением всеобщее воспитание, необходимо изменяющее, вопреки всякой противной тенденции, его характер и направление». И далее: «...всеобщее распространение главных приобретений положительного знания назначено теперь... для удовлетворения потребности, уже весьма резко выраженной у широких кругов общества, которое все более и более сознает, что науки вовсе не созданы исключительно для ученых, а существуют преимущественно и главным образом для него самого» [Конт. 1996. С. 71].

Конт считает, что необходимо в первую очередь распространение в массах реальных знаний. Именно таким образом общество окажет новой школе услугу, которая станет равноценной той, которую оно само от нее получит. Все образование человека (а оно в трактовке Конта охватывает период от рождения до совершеннолетия) делится им на две части. Первая связана с обучением и социализацией в семье, развитием эстетического вкуса, началом обучения ремеслу и завершается с появлением половой зрелости. Вторая часть не может быть только домашней, так как она требует школьного преподавания, в котором большинство родителей сможет принимать только второстепенное участие. Однако при этом ребенка нельзя лишать семейной жизни, без которой невозможна нравственная эволюция личности. Значительный вклад в пополнение образования, считает Конт, могли бы внести путешествия, польза от которых весьма велика.

Содержанием второй части образования должно стать изучение тех шести наук, которым Конт уделяет особое внимание в своей классификации. Правда, в «Общем обзоре позитивизма» он специально подчеркивает роль еще одной, крайне важной для образования пролетариев, науки -- истории. Преподавание, по мнению Конта, должно быть независимым от влияния какой-либо официальной доктрины и правительства. Поскольку пролетарии не питают более никакого доверия к теологии, полагает он, ее преподавание не следует включать в систему их образования.

Французский социолог считает, что в деле развития и распространения образования особую роль играет государство, причем речь идет об образовании исключительно для пролетариев. Об образовании для остальных классов и слоев общества Конт не говорит.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

А.Ф. Аменд

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Избранные статьи

В двух томах

Челябинск 2010


ББК 74.200.507

Аменд, А.Ф. Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения [Текст]: избранные статьи: в 2 т. / А.Ф. Аменд; под общ. ред. А.А. Саламатова, А.А. Горчинской. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – Т. 2. – 474 с.

ISBN 978-5-85716-837-0

Сборник избранных статей включает основную часть статей доктора педагогических наук, профессора А.Ф. Аменда и его соавторов, раскрывающих различные аспекты образования молодежи. Второй том посвящен проблемам педагогики и образовательной практики, профессионального педагогического образования, профилактики безнадзорности и аддиктивного поведения детей.

Сборник предназначен для учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей вузов, аспирантов и соискателей, ученых и всех интересующихся проблемами образования.

В подготовке сборника принимали участие Л.Н. Батурина, Е.В. Евплова, Л.А. Иванова, А.С. Казанцев, Е.А. Краснова, О.Е. Кузовенко, Е.П. Позднякова, Н.П. Рябинина, З.И. Тюмасева.

Рецензенты:

Р.А. Литвак , д-р пед. наук, профессор ЧГАКИ

Г.С. Шкребень , канд. истор. наук, доцент ЧГПУ

ISBN 978-5-85716-837-0

© А.Ф. Аменд, 2010

© Издательство Челябинского государственного

педагогического университета, 2010

Введение……………………………………………………………………………...6

Раздел V. Педагогика и образовательная практика

Приоритеты российского образования в условиях инновационного

развития экономики (соавт. А.А. Саламатов)……………………………………...8

Формирование познавательного интереса старшеклассников на уроках

иностранного языка (соавт. Н.К. Тамбовцева)…………………………………...15

К вопросу о научном осмыслении моды (соавт. Н.В. Черушева)……………….21

Образование сегодня и завтра……………………………………………………..33

Актуальные проблемы образования в XXI веке (соавт. А.А. Саламатов)……...38

Дошкольная образовательная система: проблемы и пути решения

(соавт. М.В. Жукова, Е.В. Фролова)………………………………………………64

Критерии профессиональной компетентности инженерно-педагогических

работников (соавт. О.И. Артемова)……………………………………………….87

К вопросу об истории развития новых информационных технологий

в обучении иностранному языку (соавт. А.В. Гребенщикова)………………….92

Формы воспитательной работы в средней школе………………………………..99

От современных концептуальных основ образования к глубинным

образовательным технологиям (соавт. З.И. Тюмасева)………………………...101

Искусственная языковая развивающая среда как средство активизации

предметной деятельности детей раннего возраста на занятиях английского

языка: теоретический аспект (соавт. А.В. Спиридонова)………………………133

Состояние здоровья детей и молодежи и меры по его сохранению

(соавт. М.В. Жукова, Е.В. Фролова)……………………………………………..140

Экологическое образование школьников и студентов

(соавт. А.А. Саламатов)…………………………………………………………..159

Раздел VI. Профессиональное педагогическое образование

Практические аспекты управления качеством подготовки будущего

учителя в Челябинском государственном педагогическом университете

(соавт. В.В. Латюшин, Г.С. Шкребень)………………………………………….166

Институт развития образования и воспитания подрастающего поколения:

опыт комплексного решения образовательных проблем

(соавт. Е.В. Яковлев)……………………………………………………………...182

Челябинский государственный педагогический университет: подготовка

педагогических кадров для Южного Урала (соавт. В.В. Латюшин)…………..192

Челябинскому педагогическому – 60 лет………………………………………..218

Формирование целостного представления у будущих учителей

по проблеме изучения педагогических конфликтов в школе России

(соавт. В.В. Базелюк)……………………………………………………………...222

Основные направления деятельности Института развития образования и

воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ (соавт. Н.П. Шитякова)….229

К оценке эффективности повышения квалификации педагогических кадров

(соавт. Р.С. Димухаметов)………………………………………………………..238

Система принципов целостного педагогического процесса

конфликтологической подготовки будущего учителя

(соавт. В.В. Базелюк)……………………………………………………………...248

Повышение квалификации педагогических кадров: проблемы, поиски,

решения (соавт. Р.С. Димухаметов, Л.И. Дудина)……………………………...259

Формирование профессионально-коммуникативной компетентности

будущих переводчиков (соавт. Н.В. Комиссарова)……………………………..316

Некоторые особенности подготовки к семейной жизни студентов

педагогического вуза……………………………………………………………...323

Подготовка творческой личности учителя………………………………………326

Патриотическое и гражданское воспитание студентов Челябинского

государственного педагогического университета………………………………355

Раздел VII. Профилактика безнадзорности и аддиктивного поведения детей

Некоторые аспекты проблемы профилактики аддиктивного поведения

в дошкольном возрасте (соавт. М.В. Жукова, Е.В. Фролова)………………….359

Проблема профилактики наркомании в молодежной среде

(соавт. М.В. Жукова, Е.В. Фролова)……………………………………………..372

Психолого-педагогические аспекты решения проблемы профилактики

наркомании в молодежной среде (соавт. М.В. Жукова, Е.В. Фролова)……….388

Преодоление безнадзорности, беспризорности и правонарушений

несовершеннолетних (соавт. А.А. Саламатов)………………………………….400

Психолого-педагогический аспект профилактики наркомании

(соавт. М.В. Жукова, Е.В. Фролова)……………………………………………..435

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время для России проблемы образования приобрели особую значимость в связи с происходящими в нашем обществе глубокими социально-экономическими, политическими, общекультурными преобразованиями, которые обусловливают не менее глубокие реформы в образовании, не только затрагивающие его структуру, содержание и организацию, но и ведущие к смене его ценностных ориентиров, целей и задач. Именно поэтому в Челябинском государственном педагогическом университете уделяется особое внимание актуальным проблемам образования подрастающего поколения.

Одним из центров концептуальной, теоретической и методической разработки актуальных проблем образования молодежи в Челябинском государственном педагогическом университете является научная школа под руководством доктора педагогических наук, профессора Александра Филипповича Аменда.

В работе научной школы принимают участие доктора и кандидаты наук, аспиранты и соискатели, преподаватели вузов и учителя, руководители образовательных учреждений, специальные корреспонденты, а также студенты различных факультетов педагогического университета, при помощи которых проводятся крупномасштабные исследования по проблемам образования. В работе научной школы налажены прочные связи с кафедрами и другими подразделениями ЧГПУ, занимающимися разработкой данных проблем, а также Институтом общего среднего образования Российской академии образования, Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, Уральским государственным педагогическим университетом, Российским государственным профессионально-педагогическим университетом, Московским государственным областным университетом и др.

Представленный сборник научно-популярных статей включает труды А.Ф. Аменда и его соавторов, раскрывающие различные аспекты образования молодежи.

Второй том посвящен проблемам педагогики и образовательной практики, профессионального педагогического образования, профилактики безнадзорности и аддиктивного поведения детей.

В пятом разделе раскрываются приоритеты российского образования в условиях инновационного развития экономики, формы воспитательной работы в средней школе, модели развития дошкольной образовательной системы, различные проблемы образовательной практики и др.

В шестом разделе представлены практические аспекты управления качеством подготовки будущего учителя в педагогическом вузе, проблемы повышения квалификации педагогических кадров, патриотического и гражданского воспитания студентов, особенности подготовки к семейной жизни студентов педагогического вуза и т.д.

Седьмой раздел посвящен проблемам профилактики аддиктивного поведения в дошкольном возрасте, профилактики наркомании в молодежной среде, преодоления безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

Широкая тематика трудов научной школы А.Ф. Аменда показывает, насколько много масштабных и неоднозначных проблем, детерминированных социальными трансформациями, выпало на долю современного российского педагогического сообщества. Эти проблемы не потеряли свою актуальность и по-прежнему требуют глубокого теоретического осмысления.

А.А. Саламатов, заведующий кафедрой экономики и управления Профессионально-педагогического института Челябинского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент

А.А. Горчинская, психолог Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, кандидат педагогических наук

Московский Государственный Университет Путей Сообщения (МИИТ)
Реферат по дисциплине «Социология»

Тема: «Проблема образования и воспитания в современной России»

Выполнила: Безус Мария,группа ЭЭФ-114

Проверила: Сельская О. В. кандидат наук,

Доцент кафедры психологии и социологии

Государственного и муниципального управления

Москва 2012 г.

Проблема образования в современном обществе


  • Что такое воспитание?(основные понятия)
Основные методы воспитания детей.

Цели воспитания детей.

Проблема воспитания в современном обществе.


  1. Заключение.
Подведение итогов выводы.

  1. Список литературы

Ведение .

Последние 10 лет вопросы обучения и воспитания не сходят со страниц газет и журналов. Одна дискуссия сменяет другую. Банальными стали утверждения, что существующая система образования не может удовлетворить возросшие требования производства, науки и всей непрерывно усложняющейся социальной жизни. С этим согласны почти все. Расхождения возникают позднее, когда начинается обсуждение вопроса, в чем же суть этих несоответствий, или «разрывов», каковы их наиболее характерные проявления и что нужно сделать, чтобы их устранить . Проблема развития воспитания, несомненно заслуживает самого пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству

Целью реферата является желание проанализировать проблемы образования и воспитания современной о России.

Логично было бы рассмотреть отдельно две проблемы, заключенные в теме моего реферата. 1- это проблема воспитания общества, 2- проблема образования все того же общества современной России. В этих проблемах объектом исследования будет выступать само общество, а предметом исследования – система обучения и воспитания.

Что такое образование?
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию. В широком смысле слова, образование - процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности. В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому».

В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.
Необходимым считается добавить, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» закрепляет: «Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Все это подтверждает, что область образования является приоритетной. Также право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.

Что же является основной задачей образования?

Основной задачей образования наряду с социализацией, профессионализацией и самореализацией выступает развитие национального самосознания человека.

Рассмотрев определение слова образование, обозначив его основную задачу, можно перейти к одной из сторон проблемы, обозначенной в теме реферата. А именно, к вопросу о том, каковы же проблемы образования в современной России?

Для начала есть смысл привести такой показатель как Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который определяется через три интегративных показателя: продолжительность жизни, уровень знаний (состоящий из двух блоков: уровень грамотности и совокупный показатель охвата детей школьным образованием) и “достойный уровень жизни” (определяемый подушным обеспечением дохода, скорректированного на базе паритета покупательной способности).
Россия по данному индексу занимала в 1998 г. 62 место среди 174 государств Именно это же место она имела отдельно по шкале “уровень грамотности”, уступая по нему не только всем развитым странам, но, между прочим, Кубе и Белоруссии (56 и 57 место соответственно), а также ряду азиатских, латиноамериканских и африканских стран. Примечательно, что в 1995 г. она занимала 57 место. А в 1990 г. Советский Союз, в свои самые плохие годы, по этому же индикатору занимал 33 место. Таким образом, за восемь лет, почти 30 государств сумели обойти пореформенную Россию. Эта информация показывает, насколько плохо в России все обстоит с образованием.

Можно обозначить минимум 6 основных проблем образования в России. Очевидно, что первая из них:


  1. Поборы.

    Подавляющее число россиян говорит о том, что учеба в школе сейчас - дело дорогое. Опрос ВЦИОМа показал, что 50% россиян ежегодно делают добровольные взносы на школьные нужды. Сверх того 29% родителей оказывают "добровольную спонсорскую помощь" образовательному учреждению, в котором учится их ребенок. То есть отдавая ребенка в школу (на бесплатных условиях), если это не частное учебное заведение, родитель рассчитывает, что обучение будет,как и заявлено бесплатным. Но уже при первой встрече с директором могут возникнуть неприятные ситуации, когда директор обязывает уплатить пожертвование в фонд школы, чтобы ваш ребенок смог там обучаться.

    Поборы поборам тоже рознь. Если учитель на собрании советуется с родителями, как улучшить класс, и они сами предлагают, что можно приобрести, это вряд ли можно назвать побором и вымоганием денег. Обижает родителей административная бестактность, когда их ставят перед фактом, что нужно то, то и то, и не спрашивают их мнения и согласия.


  1. Курение и наркомания.

Официальной статистики, сколько детей и подростков курят, в стране нет. "Труд-7" провел собственный опрос школьников в регионах. Согласно ему от 3 до 7% учащихся начальной школы уже пробуют курить, большинство привыкают к табаку в 10-15 лет. В 10-11-х классах постоянно или периодически курят уже 50-70% учащихся.

Чтобы ребенок не начал курить в школе, его в свободное время должны занять чем-то альтернативным. Из-за того, что администрация школ халатно относится к запретам на курение, большинство детей в раннем возрасте начинают курить, что пагубно сказывается в дальнейшем на их успеваемости. Проблема решается довольно просто, помимо запрета на курение, детям нужно просто найти занятие. Например, можно открыть в школе несколько секций, пропагандируя спорт. Результат будет на лицо.


  1. Насилие в школах.

    Об агрессии учителей по отношению к школьникам чаще всего предпочитают молчать. Практически каждый ребенок хоть раз за 11 лет обучения жаловался родителям на то, что учитель шлепнул его по затылку, обозвал, унизил перед остальными учениками. Причина агрессии учителей кроется прежде всего в их непрофессионализме.

    Учитель пускает в ход силу и оскорбления, так как ему не хватает педагогической техники и навыков, он сам не может объяснить ребенку доступно тему занятия или почему задачу нужно решать так, а не иначе. К сожалению, родители практически бессильны что-либо сделать в этой ситуации. Ни в коем случае нельзя самим вступать в конфликт с педагогом. Единственный вариант - обратиться к директору школы. Если это не изменит ситуацию, ребенка просто придется перевести в другое учреждение. Кроме того, родители могут объединиться и добиться справедливости в суде.


  1. Не наученные учителя.

    Одной из самых главных проблем отечественного образования является низкий уровень подготовки учителей.
    В России практически нет педагогов, которые умеют учить, их самих этому не научили в институте или университете. Они там получают набор знаний, а главному - как найти контакт с ребенком, как донести до него информацию, как увлечь его предметом, как не допустить конфликта, то есть педагогическому мастерству - их не учат.


  1. Качество образования
Появляется такая проблема современного образования, как проблема качества школьного образования в России, порождающая несовершенство в таких сферах, как: ценностно-смысловая сфера личности, формирование у учащихся общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, семейных ценностей, воспитание культурного, духовного и другого потенциала, развитие бытовых и технических сторон процесса обучения, организация учебного процесса, изменение содержания учебного процесса.

  1. Стереотипное мышление.
Уже после окончания 11 класса, перед многими выпускниками встает вопрос о том, где ему обучаться дальше, какой ВУЗ выбрать, на какую специальность пойти, с чем связать свое будущее?

Очень многие ошибаются при этом с выбором ВУЗа и специальности. Это происходит таким образом: выпускник поступает на те специальности, которые сейчас находятся на пике популярности, ну или просто туда, куда поступают многие. Не для кого не секрет, что эти области сейчас: Юриспруденция и Экономика. Может быть у этого выпускника и были задатки прекрасного химика-технолога, или инженера физика, но он, подчиняясь стереотипам о том,что экономистам быть модно идет в эту область. В этом случае проигрывают обе стороны и государство и сам человек: в государстве возникает переизбыток кадров в этой области, а сам студен так и не раскрывает своего таланта.

Воспитание.
Что такое воспитание?

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова , воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Современные методы воспитания.

Пожалуй, трудно найти родителей, которые не хотели бы воспитатьхорошего ребёнка.Большинство людей в процессе воспитаниядетей опирается на свой жизненный опыт, на то, как их воспитывали в своё время. Между тем, имеется множество доказательств тому, что прежние методы воспитания дают сбои и не приносят ожидаемых результатов. Иногда эффект их применения бывает прямо противоположный. В чём причины этого явления?

Перемены, происходящие в современном мире, требуют новых, неординарных подходов к проблеме воспитания , поиску альтернативных современных методов воспитания детей.

Методы воспитания детей , которыми до сих пор пользуется подавляющее большинство родителей, формировались в семье на протяжении столетий в условиях феодального общества, а затем в условиях буржуазных или социалистических демократий, основу которых составляла авторитарная власть. Это авторитарные методы воспитания детей.

Основным принципом таких методов является требование беспрекословного подчинения детей воле родителей. В арсенале воспитательных мер здесь имеются такие способы воздействия на ребёнка, как приказ, выговор, окрик, угроза, насмешка, наказание, в том числе, и физическое. Ребёнок при этом рассматриваются как некий негативный, враждебный субъект, который стремится всё время что-то сделать не так, которого постоянно нужно одёргивать, направлять.

В основе мотивационных механизмов поступков детей при таких методах является страх.

Демократические методы воспитания детей являются новыми, современными методами, которые родились под влиянием демократических преобразований, происходящих в окружающем нас мире.

В основе таких современных методов воспитания детей лежит отказ от принуждения, подчинения поступков детей желаниям родителей и бесконфликтная переориентация их с плохого поведения на хорошее. Применение этих методов предполагает изучение восприятия ребёнком тех или иных фактов или событий в жизни и оказание ему ненавязчивой помощи в правильной их оценке. Ребёнок не рассматривается как плохой или хороший, но как живой человек, которому свойственно ошибаться. Оценке подвергаются поступки, а не он сам. Положительную оценку получают поступки, учитывающие интересы всех участвующих в конфликте сторон. Взаимоотношения в семье строятся не на страхе детей перед неминуемым наказанием, а на принципах взаимопонимания, доверия, взаимного уважения, безусловной любви.

Мотивацией поступков детей в этом случае является внутреннее побуждение к действию и выбор правильного варианта действий на основании собственных о том, что хорошо, а что плохо.

Цели воспитания.

Положительным результатом воспитательного воздействия считается не безоговорочное выполнение родительского распоряжения, а правильный выбор необходимого действия в конкретных жизненных обстоятельствах и осознанное его выполнение. Эти методы способствуют развитию у ребёнка чувства уверенности в себе, смелости в принятии решений, инициативности, ответственности, честности, демократичности, дружелюбия. Воспитываясь в семье, где в основе отношений лежит уважение и любовь, такие дети выходят во взрослый мир открытыми, искренними, способными дарить любовь другим людям.

Проблемы воспитания в современном обществе.

В современных условиях развития общества направление воспитания определяется единством целей и содержания. Следовательно, выделяя в воспитании такие направления как: умственное, трудовое, нравственное, эстетическое и идейно-политическое мы получим целостную воспитательную систему. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их познавательную деятельность, следовательно, деятельность должна иметь определённую логику, но взамен интенсивной познавательной деятельности мы предлагаем ребёнку пассивную - у компьютера или телевизора, развивая тем самым вредное для ребёнка «клиповое мышление».

Важным направлением воспитательного процесса является - идейно-политическое воспитание, предполагающее формирование у ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Сейчас можно довольно часто от детей услышать следующую фразу: Вот выучусь и уеду из этой «ужасной» страны! Чем же мы так засорили мозги собственных детей, что они уже в таком возрасте готовы всё бросить и начать жить в другой стране. История собственного народа, населённого пункта, семьи ничто по сравнению с материальным благополучием, именно материальное благополучие, созданное кем-то, а не им самим выходит на первый план при формулировании такого желания ребёнка. Мы отучили его трудиться, но научили и продолжаем это делать успешно - потреблять.

Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе.

Наверное, к вышеперечисленным воспитательным направлениям, которые традиционно применялись при решении воспитательных задач необходимо добавить и другие. Сейчас в современном обществе формируются новые направления воспитательной работы, такие как экономическое и правовое они требуют своего внимания и детальной разработки. Пора избавиться от правого и экономического нигилизма и с ранних лет формировать у детей качества, определяющие социальное поведение в условиях правовой и экономической защищенности личности.

В современном мире около 90 % населения - верующие, следовательно, роль конфессионального воспитания велика, и закрывать глаза на это явление не стоит.

Как и любое нововведение, процесс модернизации общества имеет положительные и отрицательные стороны, а также негативные побочные явления: уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов привело общество к социальной дезорганизации, хаосу и аномии; выросли масштабы девиантного поведения у детей , подростков и молодёжи, преступность в молодёжной среде стала нормой.

Вопрос о взаимодействии и взаимоотношениях разных возрастов остро стоял во все времена. Мировоззрение, принципы, взгляды на мир и место в нём человека у представителей различных поколений всегда различались.

Так, например, молодежь представляет собой группу, которая только ещё находится в состоянии формирования ценностей, идеалов, осваивает существующие в обществе традиции, обычаи. В ситуации, когда само общество не имеет норм, ориентация молодёжи в существующей системе становится вдвойне проблематичной.

Сейчас Россия обладает минимумом рабочих, рабочим быть не модно, заводы в большей степени стоят, нет крестьян - появились фермеры, и то непонятно, на кого они работают. В основном вся страна продаёт, посредничает, ворует, стоит у церквей и просит милостыню, можно ещё привести ряд «новых» так называемых профессий. У нас сейчас все если не юристы, то экономисты, если не банкиры, то страховые агенты, а остальные в промежутках между теми и теми. Мы перестали замечать, что потребительское отношение к окружающему миру и друг к другу искажает у нас чувство времени. Всё это приводит к разрушению межличностных связей у людей разных поколений, а самое страшное, что такие разрушительные процессы происходят в молодёжной среде. Такое разрушение молодёжной среды грозит разрушению всего общества. Поскольку речь идет о принципиально новых подходах в управлении жизнедеятельностью, то без опоры на науку и образование, которое мы понимаем как триаду, состоящую из воспитания, обучения и развития личности, это невозможно.

Следовательно, убирая безразличие человека по отношению к самому себе, своему настоящему и будущему мы сможем запустить созидающие процессы в обществе даже в условии модернизации общественного строя, опираясь на объединённые усилия государства и семьи. Для этого нужно поощрять детей с самого детства свободно рассуждать, фантазировать о научных достижениях, о возможных вариантах развития человечества, использовать новейшие достижения техники в образовании только после того как тщательным образом будут обучены учителя. Всё новое нужно внедрять, осторожно опираясь на принцип - не навреди. Одним словом, любовь к своему Отечеству, к своему народу, немыслима без заботы о его будущем

Список литературы.

Список литературы


  1. Маркс К. Капитал. Т.1. Интернет ресурсы: http://www.genstab.ru

  2. Маркс К. Инструкция делегатам временного центрального совета по отдельным вопросам. // О коммунистической общественной формации. Кн. 1, Т. 2. С.171. М.: 1988. - 558 с.

  3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000. - 432с

  4. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М., 2004.

  5. Калинина О.В., Бекарев А.М. Проблема аномии современного российского общества. - Йошкар-Ола, 2004.

  6. Современное общество и проблемы образования

Текст из ЕГЭ

(1)Образованные нам не нужны. (2)Только лишь образованные. (3)Если начинать с вывески, то в ней должна быть отображена иная, более верная суть становления человека. (4)Не министерство образования, а министерство воспитания здоровой, гармоничной личности. (5)Наобразовывали уже мы чиновников, строителей финансовых пирамид, нечистоплотных политиков, преступников, пора уже и понимать, что во главу угла нужно поставить нравственность. (6)Так как ненравственный человек — это не совсем человек, ибо живёт, разрушая общество, то есть вовсе не человек. (7)3ачем он нам такой нужен? (8)И зачем нам сама эта система, что воспитывает обществу преступников? (9)О воспитании, термине, которым лично для себя раз и навсегда заменяю термин ‘образование’, говорить очень тяжело. (10)Велика ответственность перед этой, самой главной, темой, самым главным делом в жизни и деятельности людей. (11)Если учитель не вложит в душу ученика всё лучшее, что выработало человечество, человека не будет. (12)И какое ныне отношение к этому, самому важному для нашего будущего, делу? (13)По расходам из бюджета страны на одного учащегося средней школы в процентах к ВВП мы занимаем аж второе место в мире. (14)Не радуйтесь. (15)Второе место наше — это место от конца. (16)3а нами только африканская страна Зимбабве. (17)Как изменился мир в ответ на такую ‘заботу’? (18)Ныне 800 000 детей школьного возраста безграмотны, более 3 миллионов не посещают школу..

(19)Остальным же стандартное среднее, усреднённое образование сваливается в душу кучей ненужных, обременяющих знаний. (20)Не культивируют каждого индивидуально, как куст, лелея сильные стороны личности, устраняя мягко недостатки, а стригут все кусты одинаково — прямоугольником. (21)Самая лучшая пора года — каникулы, самое лучшее время в школе — перемена, самая большая радость в школе — ура, учительница заболела. (22)Или — меня сегодня не спросили. (23)Отчего? (24)Оттого что душа отворачивается от знаний, потому что не подогревается ни интересом индивидуальным от сродства души с изучаемым предметом, ни видимой очевидной пригодностью этих знаний в будущем. (25)Чувство тошноты появляется по отношению к этим бесконечно впихиваемым в голову серым, усреднённым знаниям. (26)Чувство протеста. (27)Иногда протест проскальзывает в поведении. (28)Объединяет учеников, противопоставляя их педагогам. (29)Убивается любознательность, присущая детям в начале учёбы. (30)Знание тяготит, ибо не обогащает. (31)3атем подрастающему недорослю (душевному, имею в виду, ростом-то он под два метра) попадаются сигареты, пиво, затем иные быстрые способы получения удовольствия, он скатывается до порочных, неправильных привычек, и они ведут по жизни уже до конца. (32)Для познания этот человек уже потерян. (33)Знания его уже не интересуют. (34)Они тяготят — вбила в него школа. (35)Он не стремится к расширению знаний, своего кругозора; выпить, покурить, секс, танцы — только эти источники получения удовольствия, удовлетворения от проживаемой им жизни у него и остаются. (36)Навсегда. (37)Тридцать лет назад услышал, как ведущий передачи ‘Очевидное — невероятное’ сказал: (38)Большая часть знаний, что даёт нам школа, не нужна нам в институте. (39) Большая часть знаний, что даёт институт, не нужна нам в жизни. (40)Вот так, проблему вроде бы понимаем, но с тех лет ничего не изменилось. (41)Но это не означает, что и дальше не нужно ничего менять. (42)Нужно срочно начинать создавать светлый мир будущего уже сегодня.

(По И. Ботову)

Вступление

Знания имеют первостепенное значение для современного человека. Россия во все времена славилась высоким уровнем образования, предоставляемого в школе. Однако в последнее время, в период реформы системы образования, поднимается все больше споров и разногласий по поводу качества полученных знаний, системы их оценивания.

Немаловажным является и вопрос воспитания, становления гармонично развитой личности, максимально подготовленной к жизни в обществе. При решении всех этих проблем огромное значение приобретает образ преподавателя, учителя, и влияние нынешней школы на подрастающее поколение.

Проблема

Проблема качества, актуальности и полезности знаний, неразрывно связанная с проблемой воспитания и образования в современных учебных заведениях, поднимается И. Ботовым в предложенном тексте. Рассматривается роль учителя и школы в целом при становлении человека как личности.

Комментарий

Автор начинает повествование с утверждения, что только лишь образованные люди, при этом не обладающие должным воспитанием, совершенно не нужны нашему обществу. В нем и так хватает бесчестных, преступных индивидов. Поэтому главным лозунгом современного образования должно стать воспитание нравственного, гармонично развитого человека, приносящего стране и своему народу лишь благо.

За воспитание такого человека в первую очередь ответственен учитель, который просто обязан вкладывать душу в своих учеников, отдавать им часть самого себя. Без этого не получится настоящего человека.

Государство не видит столь важной проблемы. Наша страна находится на предпоследнем месте по количеству потраченных на одного ученика денег. После нас только Африка, страны третьего мира. Вследствие этого, сильно упала грамотность, многие просто не посещают школу.

Автора волнует вопрос о том, что нынешняя система слишком уравнивает детей, усредняя их способности и наполняя одними и теми же знаниями. Причем качество этих знаний оставляет желать лучшего. Все вместе приводит среднего человека к чувству отвращения от знаний. Большинство молодежи ищут развлечения совершенно в других областях жизни. Знания их не волнуют, зато алкоголь, наркотики, секс, танцы становятся неотъемлемой частью их жизни, способствуя деградации личности.

Автор сетует на то, что на протяжении нескольких десятилетий ситуация в образовании не меняется: школьные знания не нужны для вузов, вузовские знания – не пригодятся в жизни. Необходимо срочно что-то менять.

Авторская позиция

Автор пытается донести до читателя первостепенное значение для общества идеальной личности, нравственной, всесторонне развитой, образованной. Он призывает к необходимости скорейших перемен, которые обязаны привести к светлому будущему.

Своя позиция

Не могу не согласиться с автором. Образование, действительно, неоднозначно на сегодняшний день. Он сильно упрощено с одной стороны – схематичность, однозначность материала. С другой стороны, появляется множество ненужных предметов – введение второго иностранного языка, планирование введения третьего. Школьные знания иностранных языков настолько поверхностны, что изучение нескольких иностранных будет лишь отнимать время от подготовки к реально необходимым предметам.

Изменения необходимы, но они должны быть максимально обдуманными. И начинать нужно с подготовки преподавательского персонала. Учитель обязан не только нести знания, но воспитывать своим примером.

Аргумент №1

Если у человека присутствует тяга к знаниям, он способен развиваться. Проблема познания поднимается в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль». Главной задачей главного героя – молодого недоросля Митрофанушки становится получение знаний. На самом деле, его учителя столь неглубоки, что дают ему лишь поверхностные знания, но он даже это не способен усвоить.

И тут дело не только в преподавателях. Многое зависит и от материнского воспитания Простаковой, которая внушает сыну, что ему образование не нужно. Мы видим, что знания, упавшие в неплодотворную почву, не смогут дать должных плодов. Образование без воспитания теряет половину своей пользы.

Аргумент№2

Если же человек стремится к глубоким знаниям, увлечен наукой и самим процессом познания, он может добиться очень многого. Таким человеком показал себя Евгений Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума.

Заключение

Образование играет первостепенное значение для развития человека. Оно создает фундамент для становления личности, формирования жизненных стремлений и убеждений, духовного развития людей.