Конспект коррекционного часа по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи в логопедической подготовительной группе. Образовательный портал Коррекционный час в детском саду

Планирование и организация коррекционного часа

в логопедической группе.

ЗАВЕДУЮЩАЯ:

НАСОНОВА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ:

ПАНАСЮК ЕВГЕНИЯ ВИТАЛЬЕВНА, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ.

Цель: коррекция речевой, моторной и интеллектуальной сфер ребенка - дошкольника.Задачи: Обогащение словаря, Закрепление лексической темы, развитие связной речи, Формирование грамматического строя речи, Развитие мелкой моторики, Развитие логического мышления, внимания, памяти, Автоматизация звуков.Средства достижения результата Моторика: Штриховка, Шнуровка, пуговицы, Лепка, рисование, аппликация, Мозаика, Вышивание, «Изонить», бисер, Мелкий конструктор. Игры «Золушка», «Крышечки», «Сухой бассейн», «Песок и вода», «Чудесный мешочек»…Речь: Чтение произведений, заучивание стихов, Составление рассказов, Беседы (из личного опыта, по картинам, по произведениям), Составление рассказов. Пересказы, Театрализация, драматизация, разные виды театра, Скороговорки и чистоговорки. Пальчиковые гимнастики, физминутки по лексическим темам.Интеллект: Дидактические игры, Головоломки, Работа с дидактическими пособиями – тетради. Автоматизация звуков: Игры со слогами (прямые и обратные). Артикуляционные упражнения для закрепления звуков и выработки правильной артикуляции, Чистоговорки, Скороговорки, Стихи, мини – рассказы.Пространственные представления: Логоритмика. Физическая культура, Ориентировка на плоскости – графические диктанты, Ориентировка в пространстве – работа со схемами, планами.КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ? Диагностика. Цель: Оценить уровень развития ребенка в соответствии с программными требованиями. Задачи: Отследить динамику развития, Определить слабые и сильные направления развития каждого ребенка, Обеспечить индивидуализацию процесса обучения и коррекции, организовать работу с воспитанниками – индивидуальную и подгрупповую.Педагогическая диагностика
строиться с учетом:
Основных направлений обучения, воспитания и коррекции. Критериев по каждому направлению. Уровней развития – низкого, среднего и высокого. Принципа индивидуальности. Принципа конфиденциальности.По итогам педагогической диагностики: Определяется процент успешности (воспитанника, группы), Строится индивидуальной план коррекции для каждого воспитанника (задачи) Выделяются подгруппы детей со схожими проблемами. Строятся диаграммы динамики развития (сентябрь, январь, май).Коррекционный час в старшей логопедической группе.
Лексическая тема: «Посуда».
Задачи:
    РаЗвитие мелкой моторики: игра «Золушка». Автоматизация звука «Р» в слогах и словах с Ильей, Данилом, Юлей, Владой. Развитие связной речи: беседы по произведению К.Чуковского «Федорено горе».
Ход коррекционного часа: Фронтальная часть – 10-12 мин пальчиковая гимнастика «Хозяйка с базара домой принесла…» артикуляционная гимнастика «сказка о веселом Язычке» - закрепляем верхнее положение языка. закрепление лексического материала, игра на классификацию «Посуда».Работа в подгруппах – 5-7мин Самостоятельно (3 ребенка)– настольная игра «Золушка» (разбираем три вида крупы – гречка, горох, фасоль) С помощью педагога – автоматизация звука «Р» с Ильей, Данилом, Юлей, Владой (по материалам, предложенным учителем – логопедом в тетради взаимосвязи). С помощью младщего воспитателя – чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе» и перечисление посуды, встречающейся в сказке.Свободная деятельность в центрах активности.

Программные задачи:

  • Закрепить представления детей о хвойных и лиственных деревьях;
  • Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду;
  • Обогащение лексики родственными словами к слову «лес», прилагательными, глаголами;
  • Закрепить название лиственного, хвойного, смешанного леса;
  • Упражнять в обобщении и классификации;
  • Упражнять образовывать относительные прилагательные от названий деревьев;
  • Упражнять в употреблении в речи сложноподчиненных предложений с придаточными причины;
  • Развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику кистей рук;
  • Воспитывать бережное отношение к лесу.

Дети, вы сегодня были на прогулке в лесу. Как только об этом узнал ваш друг Буратино, то очень расстроился. Как же вы его забыли? Вы теперь много узнали нового, а он ничего не знает о лесе. Я пообещала ему, что вы его обязательно возьмёте на следующую прогулку. И вот он уже готов. Ждет с нетерпением прогулки в лес. Чтобы не было скучно в пути, мы возьмём с собой песенку.

Песня «Осенняя прогулка».

(Дети останавливаются около фланелеграфа, на котором картинки с изображением деревьев: хвойных – сосна, ель; лиственных – береза, дуб, тополь, рябина, липа, клен).

Вот мы и пришли!

Здравствуй лес!

Дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Сколько здесь деревьев и все разные. В какой же лес мы пришли? (В смешанный).

А если бы в лесу росли одни елочки и сосны, то, как бы он назывался? (Хвойный).

А какой лес еще бывает? (Лиственный).

Почему его так называют? (Потому что на деревьях растут только листики, а не хвоя).

Дети, расскажите Буратино, как называются деревья, которые растут на опушке леса? (Дети перечисляют).

Буратино: Я уже запомнил и сейчас все назову. (Начинает называть и допускает две ошибки путая сосну и ель).

Правильно назвал деревья Буратино? Где он ошибся? Чем отличается сосна и ель? Почему Буратино их спутал? (Дети называют отличия и сходство сосны и ели).

Буратино: Я тоже хочу вас проверить, хорошо ли вы знаете деревья? Мне очень нравятся два дерева и о них я вам загадаю загадку, а вы отгадайте:

«Богатырского сложенья

Он раскидист и высок,

Желуди на нем растут,

Угадай, как его зовут»

«Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке

В белом сарафане»

Буратино спрашивает, почему эти деревья мне нравятся? Дети, вы не поможете мне ему объяснить? (Дети рассказывают о дубе и березе. Дуб – какой? Береза – какая?).

Пока мы говорили о сосне да ели, дубе и березе, другие деревья загрустили. Им обидно, что о них ничего не сказали. А разве они плохие? Давайте мы им сделаем приятное, мы их похвалим. Клен – какой? Рябина – какая? Тополь – какой? Липа – какая?

Дети, вот видите, как повеселели деревья, им очень приятно, что так хорошо о них рассказывали.

Буратино любит играть и предлагает, чтобы мы поиграли с деревьями. А любимая игра у него – «прятки». Сначала вы спрячетесь за кленовые листочки, которые лежат у ваших ног. А когда откроете глаза, то отгадайте, что изменилось, какое дерево спряталось или поменяло свое место. (Игра проводится 2-3 раза).

Физкультминутка. Игра с мячом.

(Дети стоят в кругу).

Воспитатель бросает мяч и говорит:

Одна береза, а пять… (ребенок добавляет… пять берез и бросает мяч воспитателю).

Одна сосна, а семь… семь сосен и т.д.

Дети, где растут все эти деревья? (в лесу).

Конечно, мы сейчас в большом лесу, а, знаешь ли, Буратино, как называется маленький лес?

Конечно, знаю! Лесок! А какие слова еще образовались от слова «лес»?

Нет, больше я не знаю. А вы ребята, знаете? Подскажите, пожалуйста.

Дети, вы не только должны называть слово, но и объяснить Буратино, что оно обозначает. (Лесочек, лесник, лесная, лесовичок, подлесок).

Буратино загрустил ему стыдно, что он так мало знает. А ведь ему тоже хочется, чтобы его взяли в школу. Но мы ему будем помогать готовится. Давайте покажем Буратино, как мы умеем составлять предложения.

Проведем игру «Подберем пару».

(У детей картинки с изображением дерева, а у воспитателя – с изображением веток от этих деревьев).

Ребенок говорит:

Мне нужна сосновая ветка, потому что у меня сосна и т.д.

(Последний раз предложение произносит Буратино и очень рад, что произнес правильно).

Вот и заканчивается наша прогулка по лесу. Но ведь нельзя же вернуться без подарка. Давайте хотя бы соберем осенний букет из листиков.

Пальчиковая гимнастика «Листья».

Раз, два, три, четыре, пять – хлопки в ладошки.

Будем листья собирать: энергичное сжимание:

Листья березы кулачков

Листья рябины загибание пальцев

Листья тополя по одному, начиная с

Листья осины большого

Листья дуба

Мы соберем сжимание кулачков

Маме осенний букет

отнесем «хождение» в воздухе пальцами.

Почему мы собрали в букет только подарки лиственных деревьев, а не взяли веточки ели и сосны? (Потому что деревья осенью сбрасывают листья, а у хвойных пришлось бы их отламывать, а этого делать нельзя).

«Давайте лес любить, оберегать

И взрослым в этом помогать

Беречь леса, поля и реки

Чтоб сохранилось все на веки».

(Дети с песенкой возвращаются с прогулки из «леса»).

«Теплый ветер гладит лица,

Лес шумит густой листвой.

Дуб нам хочет поклониться,

Клен качает головой.

А кудрявая березка

Провожает всех ребят,

До свиданья, лес осенний

Мы уходим в детский сад»

Индивидуальная работа (за столом).

Воспитатель дает задание:

1) Штриховка изображения ели наклоном в правую и левую сторону от центра;

2) Рисование хвои на еловой ветке;

3) Нанизывание рябины на проволоку – изготовление бус.

(Работают над одним заданием по парам, сравнивая свои работы).

Воспитатель индивидуально занимается с детьми по заданию логопеда.

1 задание – подбери действия к предмету.


Керус Наталья Каримулловна

Рекомендации к проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада. Работа воспитателя в логопедических группах главным образом подчинена устранению дефектов речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка. Вместе с этим воспитатель группы реализует комплексную программу образовательного стандарта и готовит ребенка к обучению в школе. Педагогический эффект в решении этой сложной проблемы зависит от творческого, профессионального контакта логопеда, специалистов ДОУ и воспитателя, то есть всех участников единого коррекционного процесса, что успех в формировании речи у дошкольников с речевыми нарушениями во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых умений и навыков, приобретаемых детьми под руководством логопеда на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Традиционно складывалось, что работа воспитателя в речевой группе отличается от работы воспитателя массового сада тем, что он проводит во второй половине дня работу по заданию логопеда. Но коррекционная работа не должна ограничиваться только этим.
Современные подходы к коррекции речевых недостатков воспитанников логопедических групп требуют четкой организации, последовательности и взаимосвязи в работе всех участников единого коррекционного процесса. Мониторинг воспитанников детского сада на протяжении многих лет показал, что дети логопедических групп, кроме нарушений речи, имеют значительные затруднения в овладении счетными операциями, в овладении навыками рисования, конструирования, явно прослеживается несформированность психических функций мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы. Что у таких детей и в старшем дошкольном возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. Кроме того, словарь указанных детей ниже возрастной нормы, они с трудом воспроизводят сложные слова, нарушают слоговую структуру слова, не используют в речи предложения сложных конструкций. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Им недоступно творческое рассказывание. Они допускают многочисленные ошибки на согласование, пропуски или замены предлогов - то есть, налицо нарушение всех компонентов языковой системы фонетики, лексики и грамматики.
У детей логопедических групп прослеживается нарушение мелкой моторики, они не соответствуют возрасту, и формирование графомоторных навыков требуют дополнительной работы и развития. Нарушение графомоторных навыков присутствуют у дошкольников на протяжении нескольких лет пребывания в логопедической группы. У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижные, движения их неточные и несогласованные. Кроме этого, поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, то у детей с нарушением речи словесно-логическое мышление менее развито по сравнению с детьми, не имеющими отклонений в развитии.
Все эти особенности детей речевых групп хорошо заметны любому воспитателю, работающему в логопедической группе. Но воспитатель должен не только замечать и наблюдать, он должен, прежде всего, изучить своих воспитанников. Для этого в начале учебного года воспитатель в обязательном порядке в период с 1-15 сентября обследует детей своей группы. Обследование длится не менее двух недель, и его результаты обязательно документально оформляются в педагогическом листе на каждого ребенка, а затем включаются в индивидуальную программу развития. На основе и с учетом данного обследования, воспитатель совместно с логопедом формирует подгруппы детей для дальнейшего наиболее полноценного проведения коррекционной работы. Обследование же поможет воспитателю выявить имеющиеся у детей навыки и умения, необходимые для осуществления различных видов деятельности, а так же зафиксировать пробелы в знаниях у детей, для того, чтобы впоследствии планировать коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей. Аналогичное обследование проводится в середине (до 25 января) и в конце учебного года (до 25 июня). Цель этого обследования - проследить динамику развития ребенка. Примерный наглядный материал подбирается специально и используется только для обследования. После проведенного в сентябре (с 1-15 сентября) обследования воспитанников логопедической группы коррекционная работа проводится воспитателем совместно со всеми специалистами ДОУ в течение всего учебного года под руководством и контролем логопеда. Его ведущая роль во всем педагогическом процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы и динамику всех коррекционных процессов. Воспитатель в логопедической группе является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений, это его главная и в то же время специфическая функция.
К коррекционным задачам, выполняемым воспитателем речевых групп, относятся следующие:
. Закрепление изученных речевых навыков на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
. пополнение, уточнение и активизация словарного запаса в процессе всех режимных моментов; («оречевление» режимных моментов)
. систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
. развитие памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы - процессов, тесно связанных с речью;
. совершенствование словесно-логического мышления, как одной из функций речи;
. работа по развитию артикуляционной и пальцевой моторики.
. как конечный результат работы- формирование связной речи коррекционная работа в логопедической группе может быть спланирована следующим образом
. коррекционные занятия должны проводиться во второй половине дня с 15-30 до 16-15 не менее 2-3 раз в неделю. Они обязательны для всех детей.
Структура коррекционного занятия выглядит так:

  1. Организация детей на занятие
  2. . 2. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
  3. 3. Работа по расширению словаря и формированию грамматического строя речи, развитие связной речи.
  4. 4. Физминутка.
  5. 5. Самостоятельная работа детей по самокоррекции. При самостоятельной работе все задания, предложенные, детям должны быть строго индивидуализированы, однако при наличии у детей сходных недостатков, возможно объединение в подгруппы и одинаковые задания для детей одной группы.
  6. 6. Выполнение заданий логопеда проводится с отдельными детьми во время работы по самокоррекции. Индивидуальное занятие проводится обязательно перед зеркалом в начальный период работы, затем дети учатся осуществлять контроль за органами артикуляции с опорой на кинестетические ощущения.
  7. 7. Итог занятия.
Готовясь к коррекционным занятиям, воспитатель обязательно должен учесть следующие требования
. вносить коррекционное занятие в план (при традиционном планировании);
. наглядный материал к занятию готовить заранее;
. план коррекционного занятия должен обязательно содержать речевой материал для расширения словаря;
. в план обязательно включается перечень заданий для самокоррекции и содержание физминутки;
. необходимо помнить, что отбор речевого материала для коррекционных занятий делается с учетом тематики логопедических занятий, а также с учетом уровня развития фонетико-фонематической стороны речи у детей и в соответствии с требованиями учителя-логопеда. Кроме этого, в оставшиеся свободными от коррекционных занятий дни, проводятся индивидуальные занятия по устранению нарушений звукопроизношения по заданию логопеда. Эти занятия проводятся во второй половине дня. Воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых логопед записывает в специальной тетради для вечерних занятий Примерно это 3-4 человека.
Учитывая, что сетка занятий в логопедических группах переуплотнена и зачастую имеются нарушения норм САНиПИН по количеству занятий в неделю, коррекционный час можно не планировать как занятие, а организовать и спланировать как игровые упражнения по закреплению поставленных речевых функций. Тогда в ежедневных планах это должно быть отражено соответствующим образом.
Развитие артикуляционной моторики является еще одним важным разделом в работе воспитателя, и осуществляется с самого начала обучения.(в течение двух месяцев ежедневно обязательно, а далее по необходимости) Достаточно 5-и минутных каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить в любое время. (Смотри памятку по методике проведения артикуляционной гимнастики). Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей.
Режимные моменты; подготовка к приему пищи, одевание на физкультуру, прогулка, труд на участке и т.д. по значению и по времени занимают большое место в жизни дошкольников. Поэтому можно успешно использовать режимные моменты для закрепления и дальнейшего развития речевых навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Целесоо6разно использовать с коррекционной целью естественно возникающие ситуации. Все режимные моменты можно наполнить целенаправленным общением детей между собой, а так же общением между детьми и персоналом. Большая часть лексико-грамматического материала, изучаемого на логопедических занятиях, может быть успешно закреплена вне занятий. Вне специальных занятий могут быть закреплены и поставленные логопедом звуки на этапе их автоматизации. В соответствии с целями логопедической работы процесс проведения режимных моментов можно организовать так, что6ы он способствовал развитию понимания обращенной речи; закреплению навыков, связанных с использованием диалогических форм общения; с практическим усвоением словообразования и т.д. В процессе общения возможно составление простых предложений по производимым, действиям; закрепление у детей навыков связной речи и составления коротких рассказов о выполняемых действиях.
Рекомендации 1. Материал, подлежащий закреплению, располагается на стенде группы, для родителей - в специальной папке в раздевалке. 2. Общение с взрослым всегда должно являться средством закрепления в спонтанной речи навыков правильного звукопроизношения. Пример подобной работы во время сбора детей на прогулку может выглядеть так Миша надевает штаны. Затем он наденет шапку, шубу и шарф. Следует заметить, что речь воспитателя, работающего в логопедической группе, должна быть четкой, правильной и грамотной,с орфоэпическими нормами произношения.
В свободной деятельности возможна коррекция не только речевая, могут решаться различные типы коррекционных задач к примеру, можно учить детей последовательно выполнять необходимые действия с учетом инструкции; производить действия по многоступенчатой инструкции, связно рассказывать о выполненных действиях и многое другое.
Еще одним разделом коррекционной работы является развитие мелкой моторики пальцев рук. Проводить упражнения по развитию мелкой моторики так же возможно вне специальных занятий. Воспитатель может предлагать детям, у которых заметны нарушения мелкой моторики, собирать мозаику из мелких деталей, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы, играть на детском пианино, собирать рассыпанные мелкие предметы и т.д. С этой целью в каждой группе оборудован соответствующий уголок с перечисленными предметами. Здесь ребенок, нуждающийся в тренировке мелкой моторики, всегда может выбрать игру по желанию.
Кроме перечисленных выше особенностей работы воспитателя в логопедической группе, хочется отметить еще одну у детей с общим нарушением речи, как правило, недостаточно сформирована игровая деятельность, и их просто необходимо учить играть. Для этого необходимо создать базу, подготовить запас знаний и впечатлений от реальной жизни, которые в наибольшей степени дети получают в ходе целевых прогулок. Перед такой прогулкой воспитателю обязательно следует наметить объем понятий, с которыми он собирается знакомить детей, словарь, который придется уточнить. Во время прогулки необходимо не только привлечь внимание детей к каким-то объектам, совершаемым действиям, но и называть их, а, кроме того, просить детей запоминать и повторять название. После того, как проведена экскурсия по определенной теме, можно приступать непосредственно к организации игры. Кроме игр в группе в коррекционных целях можно использовать и подвижные игры на улице. Главная цель подобных игр - развитие общей моторики и умения координировать стихотворный текст с правильными движениями.
Особая роль отводится работе с родителями. Индивидуальные консультации, практический показ, обучение простейшим приемам коррекции той или иной функции, объяснение заданий логопеда, привлечение к ведению индивидуальных тетрадей воспитанников (рисунки, штриховки, обводка и другое) - вот далеко не полный перечень деятельности воспитателя в работе с родителями. Очень важно, чтобы воспитатель контролировал, забирают ли домой тетрадь с заданием логопеда родители, приносят ли ее в сад и занимаются дома по ней. Важно убеждать родителей в необходимости подобной работы, т.к. устранение речевого дефекта невозможно без закрепления дома. Такой опыт работы показал, что проводимая таким образом коррекционная работа воспитателя в речевых группах даст эффект в решении сложной проблемы - устранению нарушений звукопроизношений у дошкольников.

Людмила Косых
«Домашние животные». Коррекционный час в старшей логопедической группе

Коррекционный час в старшей логопедической группе на

тему : «Домашние животные » .

Цель : коррекция речевой , моторной и интеллектуальной сфер ребёнка-дошкольника.

Задачи :

Закрепление лексического материала по теме : «Домашние животные » ;

Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние животные » ;

Обратить внимание на отличительные особенности домашних животных ;

Дифференциация и автоматизация звуков.

Ход коррекционного часа.

Фронтальная часть.

Отработка темы : «Домашние животные » .

Составление рассказа о домашнем животном по предложенному педагогом плану.

1. Название.

2. Как называется его домик?

3. Чем его кормят?

4. Какую пользу приносит?

5. Как за ним ухаживать?

Формирование грамматического строя речи – как называются домики домашних животных ; счёт с названиями домашних животных ; назвать части тела домашних животных по картинке ; закончи предложение.

Игры : «У кого что?» , «У кого кто?» , «Назови ласково» , «Кто как голос подаёт?» , «Подбирай, называй, запоминай» , «Скажи одним словом» .

Физкультминутка «Кошка и собаки» .

Работа в подгруппах .

«Что забыл нарисовать художник?»

«Назови животных , которые пришли к поросёнку на праздник и что каждый подарил из гостей?»

«Портрет на память – обведи животное по пунктирным линиям».

Индивидуальная работа с детьми.

Артикуляционная гимнастика.

Автоматизация и дифференциация звуков по материалам, предложенным учителем логопедом в тетради взаимосвязи.

Свободная деятельность в центрах активности.

Публикации по теме:

Конспект АМО-урока «Дикие и домашние животные» в старшей группе. Тема Дикие и домашние животные. Классификация урока (занятия в системе образовательных мероприятий) - закрепление изученного материала.

Коррекционный час с детьми старшей группы с ТНР «Посуда» Коррекционный час на тему «Посуда» в старшей группе №3 (тнр) ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Коррекционно-образовательные задачи: активизировать.

Коррекционный час в подготовительной логопедической группе «Зимние забавы» Конспект коррекционного часа в подготовительной логопедической группе по теме «Зимние забавы» Коррекционно-образовательные задачи: - закреплять.

Конспект коррекционного часа в подготовительной логопедической группе «Составление связного рассказа по теме «Жизнь зимнего леса». Программное.

Коррекционный час в работе воспитателя с детьми с ОВЗ по автоматизации звука [р] Коррекционный час в работе воспитателя с детьми с ОВЗ по автоматизации звука «р». Цели занятия: 1. Продолжать автоматизировать (закреплять).

Коррекционный час в старшей логопедической группе по формированию звуковой культуры речи «Морское путешествие» Конспект НОД