Планирование и организация коррекционного часа
ЗАВЕДУЮЩАЯ:
НАСОНОВА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ:
ПАНАСЮК ЕВГЕНИЯ ВИТАЛЬЕВНА, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ.
Цель: коррекция речевой, моторной и интеллектуальной сфер ребенка - дошкольника.Задачи: Обогащение словаря, Закрепление лексической темы, развитие связной речи, Формирование грамматического строя речи, Развитие мелкой моторики, Развитие логического мышления, внимания, памяти, Автоматизация звуков.Средства достижения результата Моторика: Штриховка, Шнуровка, пуговицы, Лепка, рисование, аппликация, Мозаика, Вышивание, «Изонить», бисер, Мелкий конструктор. Игры «Золушка», «Крышечки», «Сухой бассейн», «Песок и вода», «Чудесный мешочек»…Речь: Чтение произведений, заучивание стихов, Составление рассказов, Беседы (из личного опыта, по картинам, по произведениям), Составление рассказов. Пересказы, Театрализация, драматизация, разные виды театра, Скороговорки и чистоговорки. Пальчиковые гимнастики, физминутки по лексическим темам.Интеллект: Дидактические игры, Головоломки, Работа с дидактическими пособиями – тетради. Автоматизация звуков: Игры со слогами (прямые и обратные). Артикуляционные упражнения для закрепления звуков и выработки правильной артикуляции, Чистоговорки, Скороговорки, Стихи, мини – рассказы.Пространственные представления: Логоритмика. Физическая культура, Ориентировка на плоскости – графические диктанты, Ориентировка в пространстве – работа со схемами, планами.КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ? Диагностика. Цель: Оценить уровень развития ребенка в соответствии с программными требованиями. Задачи: Отследить динамику развития, Определить слабые и сильные направления развития каждого ребенка, Обеспечить индивидуализацию процесса обучения и коррекции, организовать работу с воспитанниками – индивидуальную и подгрупповую.Педагогическая диагностикастроиться с учетом: Основных направлений обучения, воспитания и коррекции. Критериев по каждому направлению. Уровней развития – низкого, среднего и высокого. Принципа индивидуальности. Принципа конфиденциальности.По итогам педагогической диагностики: Определяется процент успешности (воспитанника, группы), Строится индивидуальной план коррекции для каждого воспитанника (задачи) Выделяются подгруппы детей со схожими проблемами. Строятся диаграммы динамики развития (сентябрь, январь, май).Коррекционный час в старшей логопедической группе.
Лексическая тема: «Посуда». Задачи:
- РаЗвитие мелкой моторики: игра «Золушка». Автоматизация звука «Р» в слогах и словах с Ильей, Данилом, Юлей, Владой. Развитие связной речи: беседы по произведению К.Чуковского «Федорено горе».
Программные задачи:
- Закрепить представления детей о хвойных и лиственных деревьях;
- Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду;
- Обогащение лексики родственными словами к слову «лес», прилагательными, глаголами;
- Закрепить название лиственного, хвойного, смешанного леса;
- Упражнять в обобщении и классификации;
- Упражнять образовывать относительные прилагательные от названий деревьев;
- Упражнять в употреблении в речи сложноподчиненных предложений с придаточными причины;
- Развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику кистей рук;
- Воспитывать бережное отношение к лесу.
Дети, вы сегодня были на прогулке в лесу. Как только об этом узнал ваш друг Буратино, то очень расстроился. Как же вы его забыли? Вы теперь много узнали нового, а он ничего не знает о лесе. Я пообещала ему, что вы его обязательно возьмёте на следующую прогулку. И вот он уже готов. Ждет с нетерпением прогулки в лес. Чтобы не было скучно в пути, мы возьмём с собой песенку.
Песня «Осенняя прогулка».
(Дети останавливаются около фланелеграфа, на котором картинки с изображением деревьев: хвойных – сосна, ель; лиственных – береза, дуб, тополь, рябина, липа, клен).
Вот мы и пришли!
Здравствуй лес!
Дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Сколько здесь деревьев и все разные. В какой же лес мы пришли? (В смешанный).
А если бы в лесу росли одни елочки и сосны, то, как бы он назывался? (Хвойный).
А какой лес еще бывает? (Лиственный).
Почему его так называют? (Потому что на деревьях растут только листики, а не хвоя).
Дети, расскажите Буратино, как называются деревья, которые растут на опушке леса? (Дети перечисляют).
Буратино: Я уже запомнил и сейчас все назову. (Начинает называть и допускает две ошибки путая сосну и ель).
Правильно назвал деревья Буратино? Где он ошибся? Чем отличается сосна и ель? Почему Буратино их спутал? (Дети называют отличия и сходство сосны и ели).
Буратино: Я тоже хочу вас проверить, хорошо ли вы знаете деревья? Мне очень нравятся два дерева и о них я вам загадаю загадку, а вы отгадайте:
«Богатырского сложенья
Он раскидист и высок,
Желуди на нем растут,
Угадай, как его зовут»
«Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке
В белом сарафане»
Буратино спрашивает, почему эти деревья мне нравятся? Дети, вы не поможете мне ему объяснить? (Дети рассказывают о дубе и березе. Дуб – какой? Береза – какая?).
Пока мы говорили о сосне да ели, дубе и березе, другие деревья загрустили. Им обидно, что о них ничего не сказали. А разве они плохие? Давайте мы им сделаем приятное, мы их похвалим. Клен – какой? Рябина – какая? Тополь – какой? Липа – какая?
Дети, вот видите, как повеселели деревья, им очень приятно, что так хорошо о них рассказывали.
Буратино любит играть и предлагает, чтобы мы поиграли с деревьями. А любимая игра у него – «прятки». Сначала вы спрячетесь за кленовые листочки, которые лежат у ваших ног. А когда откроете глаза, то отгадайте, что изменилось, какое дерево спряталось или поменяло свое место. (Игра проводится 2-3 раза).
Физкультминутка. Игра с мячом.
(Дети стоят в кругу).
Воспитатель бросает мяч и говорит:
Одна береза, а пять… (ребенок добавляет… пять берез и бросает мяч воспитателю).
Одна сосна, а семь… семь сосен и т.д.
Дети, где растут все эти деревья? (в лесу).
Конечно, мы сейчас в большом лесу, а, знаешь ли, Буратино, как называется маленький лес?
Конечно, знаю! Лесок! А какие слова еще образовались от слова «лес»?
Нет, больше я не знаю. А вы ребята, знаете? Подскажите, пожалуйста.
Дети, вы не только должны называть слово, но и объяснить Буратино, что оно обозначает. (Лесочек, лесник, лесная, лесовичок, подлесок).
Буратино загрустил ему стыдно, что он так мало знает. А ведь ему тоже хочется, чтобы его взяли в школу. Но мы ему будем помогать готовится. Давайте покажем Буратино, как мы умеем составлять предложения.
Проведем игру «Подберем пару».
(У детей картинки с изображением дерева, а у воспитателя – с изображением веток от этих деревьев).
Ребенок говорит:
Мне нужна сосновая ветка, потому что у меня сосна и т.д.
(Последний раз предложение произносит Буратино и очень рад, что произнес правильно).
Вот и заканчивается наша прогулка по лесу. Но ведь нельзя же вернуться без подарка. Давайте хотя бы соберем осенний букет из листиков.
Пальчиковая гимнастика «Листья».
Раз, два, три, четыре, пять – хлопки в ладошки.
Будем листья собирать: энергичное сжимание:
Листья березы кулачков
Листья рябины загибание пальцев
Листья тополя по одному, начиная с
Листья осины большого
Листья дуба
Мы соберем сжимание кулачков
Маме осенний букет
отнесем «хождение» в воздухе пальцами.
Почему мы собрали в букет только подарки лиственных деревьев, а не взяли веточки ели и сосны? (Потому что деревья осенью сбрасывают листья, а у хвойных пришлось бы их отламывать, а этого делать нельзя).
«Давайте лес любить, оберегать
И взрослым в этом помогать
Беречь леса, поля и реки
Чтоб сохранилось все на веки».
(Дети с песенкой возвращаются с прогулки из «леса»).
«Теплый ветер гладит лица,
Лес шумит густой листвой.
Дуб нам хочет поклониться,
Клен качает головой.
А кудрявая березка
Провожает всех ребят,
До свиданья, лес осенний
Мы уходим в детский сад»
Индивидуальная работа (за столом).
Воспитатель дает задание:
1) Штриховка изображения ели наклоном в правую и левую сторону от центра;
2) Рисование хвои на еловой ветке;
3) Нанизывание рябины на проволоку – изготовление бус.
(Работают над одним заданием по парам, сравнивая свои работы).
Воспитатель индивидуально занимается с детьми по заданию логопеда.
1 задание – подбери действия к предмету.
Керус Наталья Каримулловна
Рекомендации к проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада. Работа воспитателя в логопедических группах главным образом подчинена устранению дефектов речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка. Вместе с этим воспитатель группы реализует комплексную программу образовательного стандарта и готовит ребенка к обучению в школе. Педагогический эффект в решении этой сложной проблемы зависит от творческого, профессионального контакта логопеда, специалистов ДОУ и воспитателя, то есть всех участников единого коррекционного процесса, что успех в формировании речи у дошкольников с речевыми нарушениями во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых умений и навыков, приобретаемых детьми под руководством логопеда на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Традиционно складывалось, что работа воспитателя в речевой группе отличается от работы воспитателя массового сада тем, что он проводит во второй половине дня работу по заданию логопеда. Но коррекционная работа не должна ограничиваться только этим.
Современные подходы к коррекции речевых недостатков воспитанников логопедических групп требуют четкой организации, последовательности и взаимосвязи в работе всех участников единого коррекционного процесса. Мониторинг воспитанников детского сада на протяжении многих лет показал, что дети логопедических групп, кроме нарушений речи, имеют значительные затруднения в овладении счетными операциями, в овладении навыками рисования, конструирования, явно прослеживается несформированность психических функций мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы. Что у таких детей и в старшем дошкольном возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. Кроме того, словарь указанных детей ниже возрастной нормы, они с трудом воспроизводят сложные слова, нарушают слоговую структуру слова, не используют в речи предложения сложных конструкций. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Им недоступно творческое рассказывание. Они допускают многочисленные ошибки на согласование, пропуски или замены предлогов - то есть, налицо нарушение всех компонентов языковой системы фонетики, лексики и грамматики.
У детей логопедических групп прослеживается нарушение мелкой моторики, они не соответствуют возрасту, и формирование графомоторных навыков требуют дополнительной работы и развития. Нарушение графомоторных навыков присутствуют у дошкольников на протяжении нескольких лет пребывания в логопедической группы. У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижные, движения их неточные и несогласованные. Кроме этого, поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, то у детей с нарушением речи словесно-логическое мышление менее развито по сравнению с детьми, не имеющими отклонений в развитии.
Все эти особенности детей речевых групп хорошо заметны любому воспитателю, работающему в логопедической группе. Но воспитатель должен не только замечать и наблюдать, он должен, прежде всего, изучить своих воспитанников. Для этого в начале учебного года воспитатель в обязательном порядке в период с 1-15 сентября обследует детей своей группы. Обследование длится не менее двух недель, и его результаты обязательно документально оформляются в педагогическом листе на каждого ребенка, а затем включаются в индивидуальную программу развития. На основе и с учетом данного обследования, воспитатель совместно с логопедом формирует подгруппы детей для дальнейшего наиболее полноценного проведения коррекционной работы. Обследование же поможет воспитателю выявить имеющиеся у детей навыки и умения, необходимые для осуществления различных видов деятельности, а так же зафиксировать пробелы в знаниях у детей, для того, чтобы впоследствии планировать коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей. Аналогичное обследование проводится в середине (до 25 января) и в конце учебного года (до 25 июня). Цель этого обследования - проследить динамику развития ребенка. Примерный наглядный материал подбирается специально и используется только для обследования. После проведенного в сентябре (с 1-15 сентября) обследования воспитанников логопедической группы коррекционная работа проводится воспитателем совместно со всеми специалистами ДОУ в течение всего учебного года под руководством и контролем логопеда. Его ведущая роль во всем педагогическом процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы и динамику всех коррекционных процессов. Воспитатель в логопедической группе является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений, это его главная и в то же время специфическая функция.
К коррекционным задачам, выполняемым воспитателем речевых групп, относятся следующие:
. Закрепление изученных речевых навыков на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
. пополнение, уточнение и активизация словарного запаса в процессе всех режимных моментов; («оречевление» режимных моментов)
. систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
. развитие памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы - процессов, тесно связанных с речью;
. совершенствование словесно-логического мышления, как одной из функций речи;
. работа по развитию артикуляционной и пальцевой моторики.
. как конечный результат работы- формирование связной речи коррекционная работа в логопедической группе может быть спланирована следующим образом
. коррекционные занятия должны проводиться во второй половине дня с 15-30 до 16-15 не менее 2-3 раз в неделю. Они обязательны для всех детей.
Структура коррекционного занятия выглядит так:
- Организация детей на занятие
- . 2. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
- 3. Работа по расширению словаря и формированию грамматического строя речи, развитие связной речи.
- 4. Физминутка.
- 5. Самостоятельная работа детей по самокоррекции. При самостоятельной работе все задания, предложенные, детям должны быть строго индивидуализированы, однако при наличии у детей сходных недостатков, возможно объединение в подгруппы и одинаковые задания для детей одной группы.
- 6. Выполнение заданий логопеда проводится с отдельными детьми во время работы по самокоррекции. Индивидуальное занятие проводится обязательно перед зеркалом в начальный период работы, затем дети учатся осуществлять контроль за органами артикуляции с опорой на кинестетические ощущения.
- 7. Итог занятия.
. вносить коррекционное занятие в план (при традиционном планировании);
. наглядный материал к занятию готовить заранее;
. план коррекционного занятия должен обязательно содержать речевой материал для расширения словаря;
. в план обязательно включается перечень заданий для самокоррекции и содержание физминутки;
. необходимо помнить, что отбор речевого материала для коррекционных занятий делается с учетом тематики логопедических занятий, а также с учетом уровня развития фонетико-фонематической стороны речи у детей и в соответствии с требованиями учителя-логопеда. Кроме этого, в оставшиеся свободными от коррекционных занятий дни, проводятся индивидуальные занятия по устранению нарушений звукопроизношения по заданию логопеда. Эти занятия проводятся во второй половине дня. Воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых логопед записывает в специальной тетради для вечерних занятий Примерно это 3-4 человека.
Учитывая, что сетка занятий в логопедических группах переуплотнена и зачастую имеются нарушения норм САНиПИН по количеству занятий в неделю, коррекционный час можно не планировать как занятие, а организовать и спланировать как игровые упражнения по закреплению поставленных речевых функций. Тогда в ежедневных планах это должно быть отражено соответствующим образом.
Развитие артикуляционной моторики является еще одним важным разделом в работе воспитателя, и осуществляется с самого начала обучения.(в течение двух месяцев ежедневно обязательно, а далее по необходимости) Достаточно 5-и минутных каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить в любое время. (Смотри памятку по методике проведения артикуляционной гимнастики). Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей.
Режимные моменты; подготовка к приему пищи, одевание на физкультуру, прогулка, труд на участке и т.д. по значению и по времени занимают большое место в жизни дошкольников. Поэтому можно успешно использовать режимные моменты для закрепления и дальнейшего развития речевых навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Целесоо6разно использовать с коррекционной целью естественно возникающие ситуации. Все режимные моменты можно наполнить целенаправленным общением детей между собой, а так же общением между детьми и персоналом. Большая часть лексико-грамматического материала, изучаемого на логопедических занятиях, может быть успешно закреплена вне занятий. Вне специальных занятий могут быть закреплены и поставленные логопедом звуки на этапе их автоматизации. В соответствии с целями логопедической работы процесс проведения режимных моментов можно организовать так, что6ы он способствовал развитию понимания обращенной речи; закреплению навыков, связанных с использованием диалогических форм общения; с практическим усвоением словообразования и т.д. В процессе общения возможно составление простых предложений по производимым, действиям; закрепление у детей навыков связной речи и составления коротких рассказов о выполняемых действиях.
Рекомендации 1. Материал, подлежащий закреплению, располагается на стенде группы, для родителей - в специальной папке в раздевалке. 2. Общение с взрослым всегда должно являться средством закрепления в спонтанной речи навыков правильного звукопроизношения. Пример подобной работы во время сбора детей на прогулку может выглядеть так Миша надевает штаны. Затем он наденет шапку, шубу и шарф. Следует заметить, что речь воспитателя, работающего в логопедической группе, должна быть четкой, правильной и грамотной,с орфоэпическими нормами произношения.
В свободной деятельности возможна коррекция не только речевая, могут решаться различные типы коррекционных задач к примеру, можно учить детей последовательно выполнять необходимые действия с учетом инструкции; производить действия по многоступенчатой инструкции, связно рассказывать о выполненных действиях и многое другое.
Еще одним разделом коррекционной работы является развитие мелкой моторики пальцев рук. Проводить упражнения по развитию мелкой моторики так же возможно вне специальных занятий. Воспитатель может предлагать детям, у которых заметны нарушения мелкой моторики, собирать мозаику из мелких деталей, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы, играть на детском пианино, собирать рассыпанные мелкие предметы и т.д. С этой целью в каждой группе оборудован соответствующий уголок с перечисленными предметами. Здесь ребенок, нуждающийся в тренировке мелкой моторики, всегда может выбрать игру по желанию.
Кроме перечисленных выше особенностей работы воспитателя в логопедической группе, хочется отметить еще одну у детей с общим нарушением речи, как правило, недостаточно сформирована игровая деятельность, и их просто необходимо учить играть. Для этого необходимо создать базу, подготовить запас знаний и впечатлений от реальной жизни, которые в наибольшей степени дети получают в ходе целевых прогулок. Перед такой прогулкой воспитателю обязательно следует наметить объем понятий, с которыми он собирается знакомить детей, словарь, который придется уточнить. Во время прогулки необходимо не только привлечь внимание детей к каким-то объектам, совершаемым действиям, но и называть их, а, кроме того, просить детей запоминать и повторять название. После того, как проведена экскурсия по определенной теме, можно приступать непосредственно к организации игры. Кроме игр в группе в коррекционных целях можно использовать и подвижные игры на улице. Главная цель подобных игр - развитие общей моторики и умения координировать стихотворный текст с правильными движениями.
Особая роль отводится работе с родителями. Индивидуальные консультации, практический показ, обучение простейшим приемам коррекции той или иной функции, объяснение заданий логопеда, привлечение к ведению индивидуальных тетрадей воспитанников (рисунки, штриховки, обводка и другое) - вот далеко не полный перечень деятельности воспитателя в работе с родителями. Очень важно, чтобы воспитатель контролировал, забирают ли домой тетрадь с заданием логопеда родители, приносят ли ее в сад и занимаются дома по ней. Важно убеждать родителей в необходимости подобной работы, т.к. устранение речевого дефекта невозможно без закрепления дома. Такой опыт работы показал, что проводимая таким образом коррекционная работа воспитателя в речевых группах даст эффект в решении сложной проблемы - устранению нарушений звукопроизношений у дошкольников.
Людмила Косых
«Домашние животные». Коррекционный час в старшей логопедической группе
Коррекционный час в старшей логопедической группе на
тему : «Домашние животные » .
Цель : коррекция речевой , моторной и интеллектуальной сфер ребёнка-дошкольника.
Задачи :
Закрепление лексического материала по теме : «Домашние животные » ;
Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние животные » ;
Обратить внимание на отличительные особенности домашних животных ;
Дифференциация и автоматизация звуков.
Ход коррекционного часа.
Фронтальная часть.
Отработка темы : «Домашние животные » .
Составление рассказа о домашнем животном по предложенному педагогом плану.
1. Название.
2. Как называется его домик?
3. Чем его кормят?
4. Какую пользу приносит?
5. Как за ним ухаживать?
Формирование грамматического строя речи – как называются домики домашних животных ; счёт с названиями домашних животных ; назвать части тела домашних животных по картинке ; закончи предложение.
Игры : «У кого что?» , «У кого кто?» , «Назови ласково» , «Кто как голос подаёт?» , «Подбирай, называй, запоминай» , «Скажи одним словом» .
Физкультминутка «Кошка и собаки» .
Работа в подгруппах .
«Что забыл нарисовать художник?»
«Назови животных , которые пришли к поросёнку на праздник и что каждый подарил из гостей?»
«Портрет на память – обведи животное по пунктирным линиям».
Индивидуальная работа с детьми.
Артикуляционная гимнастика.
Автоматизация и дифференциация звуков по материалам, предложенным учителем логопедом в тетради взаимосвязи.
Свободная деятельность в центрах активности.
Публикации по теме:
Конспект АМО-урока «Дикие и домашние животные» в старшей группе. Тема Дикие и домашние животные. Классификация урока (занятия в системе образовательных мероприятий) - закрепление изученного материала.
Коррекционный час с детьми старшей группы с ТНР «Посуда» Коррекционный час на тему «Посуда» в старшей группе №3 (тнр) ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Коррекционно-образовательные задачи: активизировать.
Коррекционный час в подготовительной логопедической группе «Зимние забавы» Конспект коррекционного часа в подготовительной логопедической группе по теме «Зимние забавы» Коррекционно-образовательные задачи: - закреплять.
Конспект коррекционного часа в подготовительной логопедической группе «Составление связного рассказа по теме «Жизнь зимнего леса». Программное.
Коррекционный час в работе воспитателя с детьми с ОВЗ по автоматизации звука [р] Коррекционный час в работе воспитателя с детьми с ОВЗ по автоматизации звука «р». Цели занятия: 1. Продолжать автоматизировать (закреплять).
Коррекционный час в старшей логопедической группе по формированию звуковой культуры речи «Морское путешествие» Конспект НОД