Тз одежда, обувь, головные уборы. Занятие по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи. Тема: "Обувь, одежда, головные уборы" Тема одежда головные уборы

Цели:

  • Закрепить знание и представление детей об одежде, обуви, головных уборах.
  • Совершенствовать навыки описания фасона одежды; обуви, головных уборов.
  • Учить составлять описательный рассказ по заданным вопросам и по зрительной опоре.
  • Обогащать и активизировать словарь по данной теме.
  • Продолжить работу по развитию общих речевых навыков.

Ход занятия.

1. Организационный момент

2. Упражнения на расслабление.

  • «Намотать клубочек». Имитировать наматывание нитки на один клу-бочек одной рукой, затем - другой рукой. (Повторить 5 6раз.)
  • «Размотать клубочек». Имитировать разматывание нитки одной ру-кой, затем - другой рукой. (Повторить 5 6раз.)
  • «Швейная машина». Сначала одной рукой «крутить» ручку швей-ной машины, затем -другой. (Повторить 3 4раза.)

1. Стоя — вдох, присесть — выдох. (Повторить 5 6раз.)

2. Стоя — вдох, наклониться к одной ноге — выдох. (Повторить 5 6 раз.)

3. Стоя — вдох, наклониться к другой ноге — выдох. (Повторить 5 6 раз. )

4. «Портные». Вдох, на выдохе многократно произнести слова «чик-чик», сопровождая выдох движением руки вперед, имитирующей движе-ние ножниц. (Повторить 5 6 раз.)

4.. Упражнения на координацию движений.

В одной стране жил царь-Горох,

И делал он зарядку.

Он головой крутил, вертел. (Вертеть головой.)

И танцевал вприсядку.

(Руки на поясе, сначала одна нога вперед, потом другая.)

Плечами уши доставал. (Поднимать плечи.)

И сильно прогибался. (Наклон вперед.)

Руками небо доставал (Руки вверх.)

И славно улыбался. (Руки в стороны.)

5. Артикуляционная гимнастика.

  • Беззвучная артикуляция гласных звуков: а-у-о-и; о-ы; ы-у. (Повто- рить каждый ряд 3 4 раза.)
  • «Часики». Язык двигается из одного уголка рта в другой. (Повто- рить 5 -6раз.)
  • «Качели». Язык тянется к верхней губе, затем опускается на ниж-нюю губу. (Повторить 5 6раз.)
  • «Спрячь конфетку». Язык «прячет» конфетку за верхнюю губу, за-тем — за нижнюю. (Повторить 5 6раз.)
  • «Иголочка — чашечка». Чередовать язык тонкий и в виде чашечки. (Повторить 5 6 раз.)
  • «Вкусное варенье». Широким языком облизать верхнюю губу и уб-рать ее за верхние зубы. (Повторить 5 б раз.)

6. Сообщение темы занятия.

7. Основная часть.

Назовите двумя словами (шляпа, шапка, кепка). Головные уборы

Назовите одним словом (куртка, пальто, плащ, рубашка). Одежда

Назовите одним словом (сапоги, туфли, ботинки). Обувь

Диалог о головных уборах.

Давайте поговорим о головных уборах

Почему головные уборы так называются?

Для чего нужны головные уборы?

Какие вы знаете головные уборы?

Какие головные уборы носят девочки и женщины, мальчики и мужчины?

Назовите летние головные уборы? (предъявляются картинки)

Назовите зимние и демисезонные, т.е. те, которые носят весной и осенью?

Детям предъявляются картинки одежды и обуви, головных уборов. Ребята должны выбрать только головные уборы.

Логопед. У многих народов, проживающих в других странах, есть свои национальные головные уборы.

На востоке женщины носят чадру (это такой большой платок, который полностью закрывает голову и лицо), мужчины - чалму, для чего обматывают особым образом ткань вокруг головы. Есть маленькие национальные шапочки - ермолка, тюбетейка, а есть большие - это шляпы мексиканцев, которые называются сомбреро, и вьетнамцев, похожие на перевёрнутый широкий конус. На Руси женским национальным убором считается кокошник, который похож на корону, но без зубчиков. (Дефектолог показывает картинки).

Игра «Найди для героя головной убор».

Картинки (или напечатанные слова) с головными уборами (корона, шлем, колпак, пилотка, фуражка). Герои (повар, солдат, мотоциклист, король, капитан).

Для чего нужен шлем мотоциклисту (для защиты), колпак повару (чтобы волосы не попали в еду), пилотка солдату - …, фуражка - капитану - …, корона - королю?

Из чего делают головные уборы? Из соломы, из ткани, из фетра, из меха, из пластмассы, из кожи).

Образование прилагательных.

Шляпа из соломы (какая?) - соломенная,

Кепка из шерсти - …

Из каракуля - …

Из кожи - …

Платок из шёлка - …

Из фетра - …

Из меха кролика -…

Лисы - …

Норки - …

Соболя - …

Зайца - …

Беседа об обуви

Какую обувь вы знаете?

Для чего нужна обувь?

Какую обувь носят зимой? (Сапоги, валенки и др.)

Какую обувь носят летом? (Сандалии, босоножки, туфли и т.д.); весной и осенью (Сапоги, ботинки, полусапожки).

Назовите домашнюю обувь (Тапочки, шлёпанцы); спортивную (Кроссовки, шиповки, чешки, кеды и т.д.);

Из чего делают обувь? (Из кожи, резины, материи, войлока);

Как ухаживают за обувью (Её моют, чистят, сушат, смазывают кремом).

Где хранят обувь? (В шкафу, на полке, в обувной тумбочке)

Игра «Какая обувь»

Обувь из кожи (какая?) - кожаная.

Из резины -

Из вельвета -

Из материи -

Из замши -

Покрытая лаком -

Какую обувь делают из резины (сапоги, галоши); из войлока (валенки); из кожи (туфли, ботинки, сапоги, сапоги, босоножки, сандалии, кроссовки), из материи (тапки, шлёпанцы, кеды).

8. Физкультминутка

А) Хлопаем в ладошки,

Пусть попляшут ножки,

Пусть попляшут ножки,

По ровненькой дорожке

Б) Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось,

Ножки здесь и ножки там.

Что за шум и что за гам?

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Усвоение глагольного словаря.

Надевать - снимать, обувать - разувать, покупать - продавать, завязать - развязать, застегнуть - расстегнуть, гладить - мять, повесить - снять, обуваться - разуваться.

Игра «Договори слово».

Усвоение словаря по изученной теме:

Брю…, рубаш…, юб…, шап…, шуб…, панам…, колгот…, шляп…, пла…, кеп…, туф…, сапо…, паль…, ботин… и т.д.

Закрепление представления о рабочей одежде.

Для работы люди надевают специальную рабочую одежду. По ней можно узнать, где и кем работает человек. По картинкам дети определяют, люди каких профессий нарисованы на них в своей рабочей одежде.

Цели :

Образовательные : Закрепить об обобщающее понятие «Одежда. Обувь. Головные уборы»; уточнить знания о профессиях: модельер, закройщик, портной, обувщик; закрепить умение называть предметы своей одежды: цвет, детали и другие признаки.

Воспитательные : Развивать интерес к миру взрослых, вызвать желание подражать им в достойном поведении, воспитывать желание общаться, налаживать новые контакты в мире детей и взрослых. Обратить внимание детей на то, что люди всегда стремятся быть красивыми, модными. Учить стремиться реализовывать творческий подход при выполнении заданий; развивать мышление, эстетический вкус.

Коррекционные : Активизировать словарь по данной лексической теме. Упражнять в использовании имен прилагательных, наречий, местоимений в согласовании с именами существительными. Развивать связную речь, мелкую моторику, высшие психические функции.

Ход мероприятия:

Педагог: Ребята, бывали ли вы когда-нибудь в магазине? Я уверенна, что бывали. А в каких магазинах вы бывали?

Дидактическое упражнение «Назови магазин»

1. Магазин, в котором продают обувь, называется...какой магазин? (Обувной)

2. Магазин, в котором продают рыбу, называется... какой магазин? (Рыбный)

3. Магазин, в котором продают продукты, называется... Какой магазин? (продуктовый)

4. Магазин, в котором продают мебель, называется…. какой магазин? (Мебельный)

5. Магазин, в котором продают хлеб, называется… какой магазин? (Хлебный)

Педагог: Сегодня мы отправимся в магазин одежды и обуви, но прежде, давайте посмотрим, во что мы одеты, и устроим показ одежды и обуви.

Дидактическая игра «Показ мод»

Когда-то, человек вместо одежды закутывался в звериные шкуры, а первая обувь была из травы, полосок кожи или кусочков дерева. Прошло много лет, люди придумывали все более разнообразные варианты одежды и обуви. Так появилась мода. Мода - это, то, что людям особенно нравится в данное время. Но ваша задача сегодня не просто показать, но и рассказать, что на вас надето и во что вы обуты. Для этого нужно пройти вот здесь, как по подиуму; подиум - это место, по которому проходят манекенщицы демонстрируя свой фасон одежды. Начну показ мод, я сама:

На мне платье шерстяное, в черную полоску,

Очень нравится оно, нарядно и неброско;

Круглый ворот хомутом, широкий пояс над бедром;

Черны туфли с каблучком, симпатичным ремешком!

Ну, как я выгляжу? (Красиво, необычно, удивительно, восхитительно, интересно, классно и т.д.) А теперь ваша очередь.

1. Красивое, зеленое, платьице нарядное;

Шелковое, пышное, очень аккуратное;

С рюшками, воланами, бантик сзади есть,

Туфли с каблучками, я же просто прелесть!

2. Белая рубашка с коротким рукавом,

Черненький жилетик, и карман на нем;

Галстук-бабочка под ворот, шерстяные брюки,

В туфли черные обут, выгляжу я круто!

3. Розовая кофточка, просто нету слов,

С рисунками из бусинок, бисера, цветов!

Джинсовая юбочка с оборками по краю,

Вышитые бабочки по юбочке порхают.

Туфельки бордовые, девочка я клевая!

4. Платье бело-голубое,

Кружева, и все такое,

Рукава фонариком,

На груди два бантика.

Туфли черные приличны,

Каблучок, сидят отлично!

5. Мой наряд удобен очень,

И к тому же очень прочен.

Есть рубашка на замке,

И кармашки- все при мне.

Джинсы любят ребятишки,

И девчонки, и мальчишки.

К джинсам подойдут кроссовки,

В них ходить и бегать ловко.

6. В розовую блузку нарядилась я,

Ткань из трикотажа, длинны рукава;

Есть здесь и оборки, и лицо девчонки.

Юбочка блестящая, а я вся изящная.

Бордовы туфельки при мне,

Я всех моднее на земле

7. Наряжаться я люблю,

Себе юбочку куплю,

Кофта подойдет сюда,

Мой комплект - вот это да!

Все в оборках и шнурках,

Все посмотрят, скажут «Ах!»

Ярко-ярко красный,

Мой костюм прекрасный!

Босоножки тоже в тон,

Просто чудненький фасон!

Педагог: Вот мы и в магазине, давайте прочитаем, что это за магазин? Взгляните на витрину. Витрина - это такое место в магазине, куда выставляют самые красивые и модные товары, чтобы их было хорошо видно. Что вы видите на витрине? (Воспитатель побуждает детей называть не только вид одежды, но и ее цвет, длину, детали). Если мы вернемся в этот магазин через некоторое время, то увидим, что в витрине произошли изменения. Какие-то вещи были проданы, а какие-то поменяли местами. Ну-ка, давайте проверим, насколько вы внимательны? Присаживайтесь на стульчики.

Дидактические игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?»

А сейчас немного поиграем и отдохнем.

Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики Дети находят глазами висящие в разных углах помещения картинки с изображениями предметов одежды и обуви, имитируют их одевание, движения.

Вы, ребята, поднимайтесь,

И в обновы наряжайтесь!

Глазами джинсы мы найдем,

Наденем и гулять пойдем.

Найдите синие кроссовки,

В них побегаем мы ловко!

Ищите свитер полосатый,

Он согреет нас, ребята!

Чтоб со снегом поиграть,

Перчатки надо надевать!

Где шапка шерстяная,

отворот цветной,

В этой шапке можно погулять зимой.

На каток всем нам, ребята, надо собираться,

А, надев костюм спортивный, в нем легко кататься.

Педагог: Ребята, а как, вы, думаете, откуда одежда поступает в магазин? (со швейной фабрики)

А обувь? (с обувной фабрики).

А кто на фабриках изготавливает одежду, обувь? (модельеры придумывают, моделируют; закройщики кроят ткань и кожу; портные и обувщики прошивают раскроенные детали, украшают изделия пуговицами, шнурочками, замочками, вышивкой, аппликацией и т.д.)

Ребята, а где мы можем заказать пошив желаемой одежды? (в ателье)

Сейчас представим, что мы в ателье, кто желает заказать платье или костюм своему ребенку? (одному из детей предлагается роль приемщика, другому - роль заказчика)

Здравствуйте, я хочу заказать платье для моей дочки.

Сейчас я вам покажу журнал мод; подберите фасон, какой вам нравится, и ткань, которая вам подходит.

После того, как фасон и ткань подобраны, работу продолжает закройщик, который снимет мерки с вашего ребенка (приглашается закройщик, снимает мерки)

Как, вы, думаете, что он сейчас возьмет в руки?

Белый, а не сахар, не карандаш, а пишет? (мел)

Два кольца, два конца, посередине гвоздик? (ножницы)

А теперь на помощь приходит швея. Что она возьмет в руки?

Отгадайте: - Конь стальной, хвост льняной? (иголка с ниткой). (Педагог в качестве швеи производит первые стежки, делает первую примерку) Приемщик сообщает в какой день подойти за готовым изделием, выдает квитанцию.

Ребята, недавно в одно ателье обратился начинающий художник-модельер и предложил свои эскизы. Как, вы, понимаете слово «начинающий»? Начинающий это тот, кто только начинает чем-либо заниматься. Так и наш художник - только недавно начал рисовать. Взгляните на эскизы, что вы можете сказать, об этом горе-художнике? Чего здесь не хватает? (у куртки не хватает одного рукава, у перчаток - пальца, на одном ботинке нет шнурка, у платья одного манжета на рукаве и т.д.) И, вообще рисунки очень скучные, бледные, нет четкости контуров. Давайте их дорисуем и дополним разнообразными деталями, проявим свое творчество, фантазию, побудем в роли художников.

По окончании выполнения задания, дети рассказывают, что они дорисовали и, как украсили свой фасон (изделие) Рассказ начинается со слов в «своем» (платье, костюме) я дорисовал (карман, манжет и т.д.) , заканчивается словами: «мой»,»мое» (платье) получилось очень нарядным, красивым, модным и т. д. В нем можно пойти на бал (кино, театр, кафе и т.д.)

А в лес? (нет)

Почему? и т. п.

В заключение дети читают стихотворение:

1-й ребёнок: Модным быть не так уж сложно

2-й Как и детям так и взрослым,

3-й Важно шанс не упустить, -

4-й Вовремя приобрести:

5-й Только мера должна быть,-

6-й Нужно не переборщить.

7-й Вещи время знать, и место

Все: Будет все тогда, чудесно!

Педагог предлагает вспомнить, где они сегодня побывали, чем занимались, что интересного узнали. Педагоги дают положительную оценку работы каждого ребенка.

Разделы: Логопедия

Задачи:

  • учить употреблять обобщающие слова «одежда», «обувь», «головные уборы»;
  • закреплять знание названий предметов одежды, обуви, головных уборов и их частей;
  • продолжать обучать составлению распространенных предложений;
  • учить образовывать относительные прилагательныеи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • закреплять усвоение категории родительного падежа;
  • закреплять умение подбирать глаголы-антонимы;
  • развивать память, воображение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовёт три овоща (три фрукта, три ягоды и т.д.)

2. Знакомство с темой

– Сегодня мы отправимся в сад, где растут сказочные деревья.

Логопед: Ребята, посмотрите, какое необычное дерево у нас выросло (показ дерева с одеждой, рис. 1):

Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!

Логопед: Что растет на дереве?

Дети: Платье, юбка брюки, футболка, шорты, пальто, куртка и т.д.

Логопед: Как назовём всё одним словом?

Дети: Одежда.

Логопед: А какая бывает одежда?

Дети: Разная, красивая, нарядная, праздничная.

Логопед:

  • Если одежду носим зимой – это … (зимняя одежда) ;
  • Если одежду носим летом – это …;
  • Если одежду носим весной – это …;
  • Если одежду носим осенью – это …;
  • Если одежду носим дома – это …;
  • Если одежду носим в праздники – это …;
  • Если одежду носим на работе – … и т.д.

Логопед: А из чего шьют одежду?

Дети: Из ткани.

Логопед:

  • Если юбка сшита из джинсы – то юбка …;
  • Если платье сшито из шёлка – то платье …;
  • Если костюм сшит из шерсти – то костюм …;
  • Если футболка сшита из трикотажа – то футболка …;
  • Если куртка сшита из кожи – то куртка …;
  • Если куртка сшита из замши – то куртка … и т.д.

Логопед: А для чего нужна одежда?

Дети: Чтобы не замёрзнуть, быть красивыми и т.п.

Логопед:

  • Если халат для дома – то это … (домашний халат) ;
  • Если халат для работы – то это …;
  • Если кофта для осени – то это …;
  • Если кофта для зимы – то это …;
  • Если одежда для женщин – то эта одежда …;
  • Если одежда для мужчин – то это …;
  • Если одежда для детей – то это … и т. д.

Логопед: Послушайте стихотворение Ю. Фригович «Ёлка в шапке», (рис. 2):

Маша после игр в прятки
Со двора пришла без шапки.
Мама тут же закричала:
– Где ты шапку подевала?
– Не ругай меня, мамулька,
Во дворе метель кружится,
Снег, мороз, висят сосульки –
Ёлка может простудиться.
Мы одеть решили ёлку,
Костик вынес ей футболку,
Таня ей дала перчатки.
Ну а как она без шапки?..
Ведь она ходить не сможет
В поликлинику, в аптеку.
Ёлке греться надо тоже,
А не только человеку.

4. Логопед: Ребята, посмотрите, ещё одно дерево и тоже с сюрпризом (показ дерева с обувью, рис. 3):

Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
Сапоги да башмаки,
Словно яблоки!

Логопед: Что растет на нашем дереве?

Дети: туфли, сапоги, босоножки, кроссовки и т.д.

Логопед: Давайте назовем всё одним словом. Что это?

Дети: Обувь.

Логопед: А кто же шьёт обувь? Загадка про сапожника.

Чистит мастер башмаки,
Прибивает каблуки.
Чинит туфли и сандалии,
Чтоб как новенькие стали.

Логопед: Правильно, сапожник. А из чего шьют обувь?

Дети: Из кожи, из замши, из резины.

Логопед:

  • Если обувь сшита из резины – то она какая? (резиновая) ;
  • Если обувь сшита из кожи – то она …;
  • Если обувь сшита из замши – то она … и т.д.

5. Игра «Найди пару обуви» (Рис. 4)

Логопед: Давайте поиграем. На доске парные и одинарные картинки с изображением обуви, дети подбирают пару и называют.

6. «Четвёртый лишний» (Рис. 5)

Логопед: А теперь поиграем в другую игру. Дети называют картинки (пальто, тапки, юбка, платье и т.д.) и определяют лишний предмет. Добиваемся полного ответа.

7. Логоминутка

Логопед: Сейчас я буду называть предметы одежды и обуви, а вы выполняете хлопок в ладоши, если услышите одежду, выполните приседания, если услышите обувь.

8. Логопед: Ребята, посмотрите, третье необычное дерево (показ дерева с головными уборами, рис. 6):

Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А панамы и платки,
Словно яблоки!

Логопед: Что растет на дереве?

Дети: Шапка, платок, панама и т.д.

Логопед: Как назовем всё одним словом?

Логопед: Правильно, это головные уборы. А, скажите:

  • Если шапку связали, то шапка называется … (вязанная) ;
  • Если панама сшита из джинсы, то панама …;
  • Если шляпка из соломы, то шляпка … и т.д.

9. Игра «Большой и маленький»

Логопед: Давайте ещё поиграем:

– Взрослые носят большие шапка, а дети – маленькие… (шапочки)
– Мужчины носят большие кепки, а мальчики.
– Женщины повязывают на головы платки, а девочки…
– На одной женщине одета большая шляпа, а на другой…
– На женщине одета панама, а на девочке …
– Солдат одел пилотку, а маленький мальчик….
– Офицер одел фуражку, а маленький мальчик … .
– У бабушки берет, а у внучки…

10. Игра: «Скажи наоборот»

Логопед: Дети становятся в круг. Логопед говорит слово-действие и кидает мяч, ребёнок ловит и называет противоположное действие:Надевать – снимать, обувать – разувать, покупать – продавать, завязать – развязать, застегнуть – расстегнуть, гладить – мять, повесить – снять, зашить – порвать, постирать – вымазать и т.д.

11. Итог

Логопед: Сегодня мы с вами побывали в необычном саду, видели сказочные деревья. Напомните, какие деревья там росли? Ещё мы искали пару обуви и определяли лишний предмет. Вы сегодня молодцы!

Советы родителям детей дошкольного возраста по теме
«Одежда, ткани. Головные уборы, обувь».

Рассмотрите с ребёнком одежду, обувь, головные уборы;

Знает ли ребёнок, что одежда (обувь) бывает: детская, женская, мужская, сезонная. Пусть ребёнок назовёт женскую (зимнюю и т. д.) одежду;

Побеседуйте с ребенком о назначении и деталях одежды, обуви и головных уборов. Закрепите в речи эти обобщающие понятия. Покажите и назовите детали своей одежды и обуви (воротник, манжеты, брючина, рукав, карманы, каблук, подошва и т. д.).

Грамматика.

Поиграйте с ребенком в словесные игры.

Упражнение «Из чего - какой?» (для развития грамматического строя речи).

Пиджак сшили из шерсти. Он... (шерстяной).

Платье сшили из шёлка. Оно... (шёлковое).

Куртку сшили из кожи. Она... (кожаная).

Шубу сшили из меха. Она... (меховая).

Шляпу сделали из соломы. Она... (соломенная).

Сапоги сделали из резины. Они... (резиновые).

Пальто для зимы - ... (зимнее).

Куртка для осени - ... (осенняя).

Халат для дома - ... (домашний).

Упражнение «Скажи наоборот».

Плащ длинный, а куртка... (короткая).

Брюки грязные, а комбинезон... (чистый).

Носки новые, а колготки... (старые).

У туфель высокий каблук, а у сандалий - ... (низкий).

У ботинок широкие носы, а у туфель - ... (узкие).

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай».

Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-действий).

Покупая в магазине одежду, покупатель (что делает?) ... (рассматривает, выбирает, примеряет, покупает).

Ухаживая за одеждой, человек (что делает?) ... (стирает, чистит, гладит, вешает, складывает).

Упражнение «Один - много».

Плащ - ... (много плащей).

Платье - ... (много платьев).

Носки - ... (много носков).

Туфли - ... (много туфель).

Сапог - ... (много сапог).

Ботинок - ... (много ботинок).

Шляпа - ... (много шляп).

Упражнение «Чего не хватает?».

Закройте любую деталь одежды и спросите у ребенка, чего не хватает.

Упражнение «Что с чем?».

У меня рубашка с воротником. У меня юбка с поясом. У меня шапка... (с кисточками). У меня туфли... (с каблучком).

Развитие мелкой моторики.

Нарисуйте или приклейте один предмет одежды, одну пару обуви и один головной убор.

Развитие связной устной речи.

Составьте рассказы о предметах, которые вы нарисовали, по предложенному плану:

1. Название.

3. Из каких частей состоит?

4. Из какого материала сделана?

5. Для кого предназначена?

КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО­ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с видами и деталями одежды, обуви и головных уборов, провести связь одежды с временами года.


Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Организация развивающей
среды для самостоятельной
деятельности детей (центры
активности, все помещения
группы)
Работа с
родителями
Посоветовать
закрепить с
детьми названия
видов одежды
(осенняя,
весенняя, зимняя,
летняя)
Режим
Утро
и
л
е
д
е
н

ь
н
е
Д

к
и
н
ь
л
е
д
е
н
о
П
Непосредственн
о
образовательная
деятельность
Прогулка
Образовательная
деятельность в
режимных моментах
Беседа: «Бродяга­
ветер погодою
вертит».
Формировать
представления детей
о взаимосвязи
погодных явлений и
одежды.
Журналы мод.
Отгадывание загадок про
одежду.
В центре изо деятельности
разместить иллюстрации с
различными украшениями.
Дидактическая игра: «Наоборот».
Картинки с предметами одежды
(платье длинное ­ короткое).
Развивать способность сравнивать
предметы по величине (длине,
ширине), согласовывать
прилагательные с существительными
в роде, числе, в подборе антонимов.
Дидактическая игра:
«Кто
внимательный?»
Развивать слуховое
внимание (на слово,
обозначающее
одежду, дети
говорят –
ОДЕЖДА).
1.Развитие речи. Беседа: «Для чего нужны ткани»
Задачи: Познакомить детей со свойствами тканей, помочь определить их особенности; дать представление об
истории иглы, учить понимать значение предметов, ориентировать в прошлом и настоящем, развивать логическое
мышление, сообразительность; дать понятие об необходимости создания человеком бытовых предметов.
2. Физическая культура. По плану инструктора по физвоспитанию.
3. Рисования: Конспект по рисованию «Дом моделей». Программное содержание: Познакомить детей с работой
художника ­ модельера. Учить детей создавать свои модели одежды, использую предложенные шаблоны, создавать
собственный дизайн в оформлении одежды. Развивать эстетический вкус, чувство прекрасного. Воспитывать
интерес к окружающему миру, обратить внимание детей на то, что искусство окружает нас повсюду. Доставляет
людям радость.
Дидактическая игра: «Игра в загадки».
Развивать связную речь, мышление.
С целью воспитания культурно­
гигиенических навыков и умений
совершенствовать умение быстро
раздеваться и одеваться, аккуратно
складывать свои вещи.
Труд. деят­ть: сгрести
снег в кучи. Формировать
умение сгребать снег.
Предложить детям для
игры клюшки и шайбы,
большие мячи.
Индивидуальная
работа с девочками.
Упражнять в
способности прыгать
на одной ноге.
Дидактическая игра:
«Игра в загадки».
Развивать связную
речь, мышление.
Подвижные игры:
«Горелки»,
«Охотник и зайцы».
Развивать меткость,
быстроту, внимание.
Наблюдение за
людьми: во что они
одеты? Люди сейчас
носят зимнею
одежду.
Учить рассуждать.
АГ «Шитьё на
разных швейных
машинках» (д­д­д)
ПГ «В понедельник
я кроила». Развитие
мелкой моторики
рук.

II половина дня Оздоровительная гимнастика после сна.
Прогулка
Художественное слово:
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Все озера - зеркала
Из зеленого стекла.
В. Суслов
П/игра: «Бездомный заяц» – развитие
бега, умения прыгать на двух ногах.

«Логопедический
час»
Индивидуальная
работа с детьми по
заданию логопеда.
И/р по ФИЗО:
перепрыгнуть
дорожку из снега.
Дидактическая игра:
«Как мы одеваемся».
Закрепить знания
детей об одежде.
Тренировать
способность
образовывать
относительные
прилагательные.
Примета: в сентябре
и листья на деревьях
не держаться.
Самообслуживание­
продолжать работу по
закреплению у детей
привычки оказывать
помощь сверстникам.
Игровые моменты:
ленточки, флажки,
трубочки для
определения ветра,
трубочки для поиска
солнца на небе.
Труд. поручения:
собрать снег в кучки.
Вечер
Подвижные игры: «Ловишка»,
«К названному дереву – беги».
Развивать быстроту, внимание,
ловкость, память.
Индивидуальная
работа с детьми:
упражнять детей в
способности бросать
мяч друг другу от
груди.
Слушание сказки:
«Храбрый
портняжка».
Развивать
эмоциональное
восприятие сказки.
Сюжетно­ролевая игра:
«Семья».
Совершенствовать
речевое общение детей в
игровой деятельности.
Формировать
способность
согласовывать свои
действия с действиями
партнёров.
Попросить сшить
персонажей
пальчикового
театра для
обыгрывания
потешки:
«Зайкина шуба»

Режим
Утро
и
л
е
д
е
н

ь
н
е
Д

к
и
н
р
о
т
В
Совместная деятельность взрослого и детей
с учетом интеграции образовательных областей
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Беседа: «Изобретение иглы». Познакомить
детей с эволюцией иголки от древности до
наших дней.
С целью воспитания культурного поведения
напомнить детям как надо вести себя во
время еды за столом.
Индивидуальная работа
с Толей, Русланом.
Дидактическая игра:
«Какой, какая?»
тренировать детей в
образовании
относительных
прилагательных.
Образовательная
деятельность в
режимных моментах
Дидактическая игра:
«Узнаем из чего
сделаны платье и
костюмы, кто их
сделал, откуда они
появились».
Организация развивающей
среды для самостоятельной
деятельности детей (центры
активности, все помещения
группы)
Иллюстрации с
изображением одежды.
Альбомные листы, лекалы,
трафареты(одежда),
цветные карандаши.
Работа с родителями
Предложить показать
детям, как
пользоваться
иголкой.
Непосредственно
образовательная
деятельность
Прогулка
1.Развитие речи: Тема: «Одежда для Кати?»
Цель: О.О. «Познание» ­ расширить кругозор детей знаниями об истории возникновения одежды, познакомить с профессиями
людей, которые изготавливают одежду, обогатить знания о свойствах материалов, закрепить названия тканей, развивать
умение устанавливать причинно­следственные связи.
2. Музыкальное занятие. По плану музыканта.
3.Лепка: Конспект занятия по лепке «Девочка в зимней одежде»
Программное содержание: Вызвать у детей желание передать образ девочки в лепном изображении. Формировать умение
выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка, руки, передавать их с соблюдением
пропорций. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к лепке.
Наблюдение за неживым объектом –
рассматривание березы. Березка очень
красивая, белый ствол, она стройная.

И/р по ФИЗО: прыжки
на двух ногах с
передвижением вокруг
березы.
II половина дня

профилактики плоскостопия.
«Логопедический час»
Индивидуальная
работа с детьми по
тетради логопеда. АГ,
ДГ, ПГ со всеми
детьми.
Прогулка
Отметить с детьми состояние погоды
И/р с Андреем,
Хоровод: «Во поле
береза стояла».
Художественное слово:
«…Берёзы, белые берёзы,
И вы живёте по­людски.
Мне ваши вздохи, ваши
слёзы
И ваши радости близки».
Чтение
художественной
литературы.
Чуковский К. «Чудо­
дерево».
Классификация обуви
по сезонам.
Дидактическая игра:
П/игра: «Море волнуется» –
развитие координации
движений, воображения.
Труд. поручения: на грести
снег вокруг березы.
Игровая ситуация «В гостях
у Мойдодыра» Формировать
привычку следить за
чистотой своего тела. Учить
детей умываться после сна,
не расплёскивая воду на пол.
Подвижные игры:

вечером. Развивать способность
наблюдать, анализировать делать выводы.
Марком, Глебом.
Закрепить с детьми
счёт до 5 и обратно.
«Бывает – не бывает» (с
мячом). Развивать
связную разговорную
речь.
Вечер
Чтение рассказа Ушинского К.Д. «Как
рубашка в поле выросла». Дать
представление о растительном
происхождении ткани.
Рассматривание
одежды, предметных
картинок на тему
«одежда»
Д/и: «Ателье» Трениро­
вать умение классифици­
ровать одежду по сезон­
ному признаку. Развивать
способность связно опи­
сывать предмет, изобра­
жённый на картинке.
Обозначения: АГ – артикуляционная гимнастика, ПГ – пальчиковая гимнастика, ДГ – дыхательная гимнастика.
и
л
е
д
е
н

ь
н
е
Д
а
д
е
р
С
Режим
Утро
Совместная деятельность взрослого и детей
с учетом интеграции образовательных областей
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Д/и: «Оденем куклу на прогулку».
Развивать способность находить оттенки
темнее или светлее.
Д/и «Закончи
предложение». Упражнять
в согласовании
числительных с
существительными.
Образовательная
деятельность в
режимных моментах
Назови одежду и обувь
на детях. Закрепление
знаний об одежде, её
частях. Активизация
словаря.
«Совушка». Развивать
внимание, быстроту реакции.
«Ищем палочку» ­ развивать
способность
ориентироваться в
пространстве.
С.Р.И. «Ателье»: сюжет
«Подбор материала». Учить
детей подготавливать необ­
ходимые условия для игры,
распределять роли, использо­
вать предметы­заместители.
Настольно­печатные игры.
Организация развивающей
среды для самостоятельной
деятельности детей (центры
активности, все помещения
группы)
С целью воспитания культурно­
гигиенических навыков и
умений продолжать следить за
тем, чтобы дети тщательно
мыли руки с мылом и насухо
вытирали полотенцем.
Индивидуальные
беседы с родителями
по их запросам.
Работа с родителями
Попросить родителей
помочь изготовить
атрибуты к сюжетно­
ролевой игре:
«Ателье»
Непосредственно
образовательная
деятельность
Прогулка
1.Развитие речи.
Тема: «Одежда»
Цель: Расширение и уточнение представлений детей об одежде.
Задачи:
Формировать детей отчётливое, дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и

применении, о свойствах и качествах различных материалов. Активизировать словарь детей словами – названиями: одежда,
виды тканей, профессий, связанных с пошивом одежды.
2. Аппликация. По теме: « Зимняя одежда, обувь и головные уборы».
Задачи: Закреплять умение наклеивать предметы по всей площади, пользоваться клеем.
3. Физическая культура По плану инструктора по физвоспитанию.
Наблюдение за снегом. Формировать
представления о зависимости сезонных
изменений в живой и неживой природе,
расширять словарный запас, развивать
связную разговорную речь.
Подвижные игры:
«Совушка», «К названному
дереву беги». Развивать
ловкость, мышление,
внимание.
И/ р с детьми,
упражнять в прыжках
через кочки,
продвигаясь вперёд.
II половина дня
Побудка. Закаливание. Гимнастика после
сна.
«Логопедический час»
Индивидуальная
работа с детьми по
тетради логопеда.
Формирование культурно­
гигиенических навыков:
упражнение «Чистюля»
(следить за своим внешним
Прочитать стихотворение:
«Хоть и холодно зимой,
Не хотим идти домой!
Лыжи, санки и коньки ­
Это зимние деньки!
Пруд замерз и стал катком,
Стал сугроб снеговиком.
Праздник, елка, огоньки!
Вот так зимние деньки!»
Опыт «Передача
солнечного зайчика»
Цель: показать на
примере, как можно
многократно отразить

Прогулка
Наблюдение за поведением птиц (воробья
и голубя).Уточнять и дополнять
представления детей о знакомых птицах,
их поведении. Воспитывать заботливое
отношение и интерес к птицам.
П/и: «Удочка» ­
развивать способность
прыгать в высоту(с
малоактивными
детьми).
Вечер
Инсценирование потешки: «Зайкина шуба».
Использование пальчикового театра.

Игровое упражнение:
«Скажи, какая?»
Тренировать умение
образовывать
относительные
прилагательные.
свет и изображение
предмета.
Выучить с детьми
пословицу: «Соловей
месяц поёт, а ворона
круглый год каркает».
Д/и: «Отгадай, что за
птица». Развивать
способность узнавать
птицу и по описанию.
Моделирование одежды
на кукол. Учить обводить
по контуру (шаблону),
закреплять названия
частей одежды.
видом, чистотой одежды):
детей.
Выносной материал для игр
в снегу. Экспериментирова­
ние со снегом (изменение
формы). Сюжетные игры по
выбору детей.
П/и: «Краски» ­ развивать
внимание, бег.
Самостоятельная
деятельность в центрах
активности. Игры со снегом
«Постройка дома».
Обозначения: АГ – артикуляционная гимнастика, ПГ – пальчиковая гимнастика, ДГ – дыхательная гимнастика.
и
л
е
д
е
н

ь
н
е
Д
г
р
е
в
т
е
Ч
Режим
Утро
Совместная деятельность взрослого и детей
с учетом интеграции образовательных областей
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Беседа: «Как ткани ткут и нити прядут».
Формировать представления об
изготовлении тканей. Беседа с показом
иллюстраций.

И/р с детьми.
Сравнение полосок по
длине.Закрепление
слов: длинная,
длиннее, короткая,
короче.
Образовательная
деятельность в
режимных моментах
Д/И «Назови ласково»
Умение подбирать
слова в умен.­ласкат.
Форме. Активизация
словаря.
Работа с родителями
Организация развивающей
среды для самостоятельной
деятельности детей (центры
активности, все помещения
группы)
Дежурство в уголке
природы: формировать
умение правильно
устанавливать стрелки на
календаре природы.
Воспитывать
ответственность,
самостоятельность.
Непосредственно
образовательная
деятельность
Прогулка
1. Развитие речи: Конспект занятия: «Описание зимней одежда»
Цель: Продолжать закреплять навыки составления описательного рассказа по схеме и образцу педагога. Расширять,
активизировать словарный запас по теме «Одежда». Упражнять в образовании относительных прилагательных от
существительных и глаголов с помощью приставок (от глагола – шить). Развивать логическое мышление, внимание, память,
мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать опрятность, аккуратность, бережное отношение к одежде.
2. Музыка. По плану музыкального руководителя.
3.Конструирования: Оригами «Кофта и штаны для Пети». Цель: научить детей складывать из бумаги одежду.
Наблюдения за продолжительностью дня,
повторение примет, поговорок и
пословиц. Разгадывание загадок.
Д/и «Придумай сам». П/и «Летает – не
летает», «Совушка».
И/р по ИЗО: закрепить
умение рисовать ствол
дерева (Руслан, Валера,
Толя)
Упражнение на
классификацию
одежды, обуви и
головных уборов (на
основе отгадок и
загадок)
Трудовая деятельность
(коллективная) по сбору
снега в кучи, для создании
поделок.Подвижная игра
«Быстрее по местам». Цель:
формировать умение
действовать по сигналу.
II половина дня
Оздоровительная гимнастика после сна,
«Логопедический час»
Чтение

ходьба по массажным дорожкам с целью
профилактики плоскостопия.
Прогулка
Дидактическая игра: «Третий лишний»
Развивать наблюдательность.
Артикуляционная,
дыхательная,
пальчиковая
гимнастики.
И/р с детьми:
упражнять в прыжках
на двух ногах.
художественной
литературы.
Носов Н. «Заплатка»
Выучить с детьми
примету: «Если кошка
зимой по комнате
бегает, то будет
мороз.»
Подвижные игры:
«Ловишки­перебежки» ­
развивать быстроту бега.
«Удочка» ­ развивать
способность подпрыги­вать
на двух ногах в высоту.
Вечер
П/и «Эстафета парами». Упражнять детей
в беге парами, учить пробегать, не задевая
кегли. Развивать внимание, ловкость,
координацию движений, способность
реагировать на действия товарища.
Д/и «Горячо­холодно». Учить детей
использовать в игре их знания названий
деревьев, развивать любознательность,
находчивость, активизировать речь.
Д/и «Назови три
предмета».
Упражнять детей в
группировке предметов
по заданному признаку,
выделять признак, по
которому
сгруппированы
предметы.
Продуктивная
деятельность:
рисования снежинки.
Сенсорные игры «Собери
бусы», «Определи на ощупь».
Обозначения: АГ – артикуляционная гимнастика, ПГ – пальчиковая гимнастика, ДГ – дыхательная гимнастика.
Режим
Утро
и
л
е
д
е
н

ь
н
е
Д

а
ц
и
н
т
я
П
Непосредственно
образовательная
деятельность
Прогулка
Совместная деятельность взрослого и детей
с учетом интеграции образовательных областей
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Утренняя гимнастика. Пятиминутка
здоровья: дыхательные упражнения
(«насос», «паровоз»).
Рассматривание
альбомов с
изображением времен
года
Образовательная
деятельность в
режимных моментах
Беседа о правильном
уходе за ногтями. Цель:
способствовать
совершенствованию
навыков ЗОЖ
Организация развивающей
среды для самостоятельной
деятельности детей (центры
активности, все помещения
группы)
Организация трудовой
деятельности. «Красиво
сервируем стол»­
продолжать учить детей
сервировать самостоятельно
стол..
Работа с
родителями
1.Развитие речи: Конспект занятие