Тема: Изучение свойств ткани. Лабораторно-практическая работа «Определение волокнистого состава тканей из натуральных и химических волокон» план-конспект занятия по технологии (7 класс) на тему Изучение свойств тканей на экспериментальных образцах

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

ткань нить волокнистый

Ткань - текстильное изделие, измеряемое соответствующей мерой (длина, ширина, площадь), образованное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей. Мировой экономический кризис оказал большое влияние на развитие текстильной промышленности, многим компаниям пришлось уйти с рынка из-за отсутствия средств и современной материально-технической базы. Кризис прошел, и развитие текстильной промышленности получило новый виток. Компании стали активно внедрять новые технологии в производство тканей, которые смогут наиболее полно удовлетворить потребности покупателей. Сейчас на рынке России существует большое количество предприятий, предлагающих широкую ассортиментную линейку тканей, соответствующую вкусам самых требовательных покупателей. Современный рынок текстиля предлагает бесконечное многообразие вариантов, при которых можно комбинировать те или иные материалы, и создавать разные по стилистике интерьеры - от классики до постмодернизма. Современные тенденции определяются, прежде всего, новыми технологиями изготовления тканей: совмещение натуральных волокон с синтетическими; вытравливание рисунка кислотой, в результате чего получается, например, льняная ткань со вставками из прозрачной органзы или металлизированной сетки; применение нетканых материалов, таких как фетр, или напоминающих прозрачную многослойную бумагу. Декор на тканях стал совсем необычным. Все чаще имитируется ручная работа: нашиваются стразы на тюль или сетку, всевозможные легкие, воздушные листики, квадратики и колечки, бантики, кисточки, металлические нитки, создающие произвольный рисунок, и т.п.

Целью моей работы является анализ образца ткани.

Задачи:

1. рассмотреть особенности образца ткани;

2. сделать выводы по письменной экзаменационной работе на основе проанализированного в работе материала.

1. Определение волокнистого состава ткани

По волокнистому составу ткани бывают:

1. О днородные - ткани, в состав которых входит один вид волокон или нитей. Однородные ткани бывают хлопчатобумажные, чистольняные и т.д.

2. Смешанны е - ткани, имеющие в составе основы и утка различные волокна, соединенные в процессе прядения.

3. Неоднородны е - ткани, у которых основа и уток состоят из разных видов волокон. Например, основа ткани хлопчатобумажная, а уток льняной.

Методы определения волокнистого состава ткани

Органолептическим называется способ, при котором волокнистый состав тканей устанавливают, пользуясь органами чувств - зрением, обонянием, осязанием.

Оценивают внешний вид ткани, ее сминаемость, характер обрыва пряжи или нити, характер горения нитей основы и утка, запах при горении нитей основы и утка, остаток после сгорания нитей.

Внимательно рассматривают ткань с лицевой и изнаночной сторон, обращая внимание на ее цвет, блеск, пушистость, толщину и плотность. Проводят ручную пробу на смятие. Ткань сильно сжимают в кулаке. Через 30 секунд отпускают и разглаживают рукой. Анализируют степень смятости и характер образовавшихся складок. Выдергивают из образца основные и уточные нити. Рассматривают отдельно нити основы и нити утка, сравнивают их внешний вид. Нити раскручивают и оценивают по длине, толщине, цвету, блеску, извитости. Каждую из исследуемых нитей обрывают и оценивают характер обрыва. Поджигают нить и наблюдают характер горения. Оценивают цвет пламени, наличие копоти, запах, горение в пламени и вне пламени, плавление, исследуют остаток после сжатия.

Лабораторным называется способ при котором распознавание проводят с помощью приборов и химических реактивов.

Микроскопический метод заключается в том, что волокнистый состав ткани определяют при рассматривании под микроскопом.

Практическая часть.

Определяем волокнистый состав органолептическим способом.

Образец №1: Ткань является однородной, так как в состав входят только волокна льна. При обрыве на конце образуется удлиненная кисточка из различных по длине и толщине волокон. При раскручивании распадается на длинные блестящие различные по толщине волокна. При горении пахнет жженой травой, горит быстро, пламя желтое, волокна сгорают полностью, пепел серый.

Образец №2: Ткань является неоднородной, так как имеет в составе основы и утка различные синтетические волокна. При обрыве нить распадается на составляющие волокна. При горении плавиться.

2. Определение вид а ткацких переплетений

Переплетение определяет необходимую взаимосвязь нитей основы и утка в ткани и представляет собой порядок взаимного перекрытия нитей одной системы (основы) нитями другой системы (утка).

Различная последовательность переплетения основных и уточных нитей создаст на поверхности ткани разнообразные рисунки. Так переплетения формируют внешний вид ткани.

Переплетения нитей основы и утка обычно рассматривают с лицевой ткани, которая отличается лучшим внешним видом.

Графическое изображение переплетения ткани называют схемой переплетения .

Каждая клетка представляет собой пересечение основных и уточных нитей и называется перекрытием.

Наименьшим числом нитей, после которых повторяется рисунок или порядок их переплетения, определяется раппортом переплетения (R ).

Различают раппорт переплетения по основе Ro, и раппорт по утку Rу.

Различают 4 класса ткацких переплетений: простые или главные, мелкоузорчатые, сложные, крупноузорчатые.

Главные переплетения

Полотняное переплетение . Простейшее и наиболее распространенное, в которомс каждой нитью основы переплетается нить утка. Ткани полотняного переплетения имеют с лицевой и изнаночной стороны одинаковое число основных и уточных перекрытий. Схема полотняного переплетения напоминает шахматную доску. Полотняное переплетение широко применяют для выработки различных видов ткани:

в хлопчатобумажной промышленности - бельевые, платьевые, рубашечные ткани: бязь, ситец, шифон, батист, маркизет и т.д.

в льняной - бытовые и технические ткани, холсты, брезенты и т.д.

в шелковой - поплин, крепдешин, крем - жоржет, креп - шифон и т.д.

в шерстяной - различают суконные ткани.

Саржевое переплетение . В тканях саржевого переплетения первая нить основы перекрывает первую нить утка, вторая втору и т.д. Саржа может иметь различное число в раппорте, но не меньше 3 нитей.

Если на лицевой стороне ткани преобладают уточные перекрытия, то такая саржа называется уточной, если основные - основной.

Саржевые переплетения применяют для выработки тика, саржи, джинсы, подкладочных тканей, матрацных и технических тканей.

Сатиновое и атласное переплетения . Эти переплетения характеризуются рядом особенностей: одиночные перекрытия соседних нитей у них располагаются не рядом, как в сарже, а с определенным сдвигом. Сатиновое переплетение образует на лицевой стороне ткани длинные уточные перекрытия. Атласное переплетение образуют на лицевой стороне ткани длинные основные переплетения.

Ткани атласного переплетения вырабатывают лицевой стороной вниз.

Ткань атласного переплетения вследствие малого числа перекрещивания нитей имеют ровный, гладкий и блестящий вид.

Эти переплетения широко применяют при выработке сатина, атласа, костюмно-плательных и бытовых тканей, а также при выработке рисунков на льняных скатертях и покрывалах.

Мелкоузорчатые переплетения . Мелкоузорчатые переплетения - это наиболее многочисленный класс ткацких переплетений. Такие переплетения создают на тканях несложные рисунки в виде рубчиков, полос, квадратиков, ромбов, «елочек» и т.д. Размеры рисунков обычно не превышают 1 см. Производные переплетения образуются путем изменения, усложнения простых переплетений. Так, усиливая одновременно основные и уточные перекрытия полотняного переплетения, получают переплетение рогожка.

При усилении перекрытий полотняного переплетения в направлении основы или в направлении утка получают репсовые переплетения: основной репс и уточный репс. Производными полотняного переплетения вырабатывают костюмно-плательные льняные, хлопчатобумажные, некоторые шелковые и шерстяные ткани, а также многое другое. К производным саржевого переплетения относится усиленная, ломаная, обратная и сложная саржа.

К группе мелкоузорчатых переплетений относятся также комбинированные переплетения, которые получаются в результате перестановки перекрытий, наложения одного переплетения на другое, добавление новых перекрытий и т.д. Чаще всего применяют креповые, рельефные, вафельные, просвечивающие, продольно - и поперечнополосатые переплетения.

Комбинированными переплетениями вырабатывают костюмные и плательные ткани, полотенчатые холсты, скатерти и многое другое.

Сложные переплетения . К сложным переплетениям относятся такие переплетения, для построения которых требуется две и более систем нитей основы и утка. Каждая из систем располагается одна над другой, образуя слой ткани. Сложные переплетения получают на базе главных, производственных и комбинированных переплетений. В зависимости от строения и способа образования сложные переплетения подразделяют на: полутораслойные, двухслойные, многослойные, пике, ворсовые, ажурные или перевивочные, петельные или махровые.

Сложными переплетениями вырабатывают гобелены, махровые полотенца, покрывала.

Крупноузорчатые переплетения. В тканях с крупноузорчатыми переплетениями раппорт может быть очень большим достигать нескольких тысяч нитей. Применение крупноузорчатых переплетений дает возможность вырабатывать большие и разнообразные по форме тканые узоры, орнаменты, цветы и т.д. Крупноузорчатыми переплетениями вырабатывают скатерти, салфетки, покрывала, камчатные полотенца, декоративные, мебельные и портьерные ткани и многое другое. При выработке простых жаккардовых тканей используют главные, производные и комбинированные переплетения, т.е. в строении участвует одна система нитей основы и утка.

Практическая часть

Образец №1: Переплетение полотняное, так как каждая нить основы переплетает каждую нить утка. Схема полотняного переплетения напоминает шахматную доску.

Образец №2: Переплетение атласное, так как одиночные перекрытия соседних нитей у них располагаются на рядом, а с определенным сдвигом. На лицевой стороне ткани длинные основные перекрытия.

3. О пределение отделки и структуры поверхности ткани

По характеру отделки ткани бывают:

суровые - без какой-либо обработки после ткачества;

отбеленные - прошедшие обработку окислителями, содержащими хлор или перекись водорода;

гладкокрашеные - окрашенные равномерно в один цвет;

набивные - с цветным узором на лицевой стороне ткани;

пестротканые - из чередующихся цветных нитей;

меланжевые - из пряжи, в которой смешаны волокна разного цвета;

мерсеризованные - обработанные слабым раствором щелочи (NaOH);

отваренные - прошедшие специальную влажно-тепловую обработку.

В зависимости от структуры поверхности лицевой стороны, ткани делятся на:

г ладкими называются ткани, имеющие четкий рисунок переплетения (бязь, ситец)

в орсовыми называются ткани, имеющие на лицевой стороне разрезной вертикально стоящий ворс (бархат, плюш, велюр, вельвет);

в орсистыми называются ткани, имеющие на лицевой стороне ворс (начес), полученный в результате ворсования, т.е. вычесывания на поверхность ткани кончиков волокон уточных нитей (драпы, вельветы, бумазея);

в аляными называются ткани, прошедшие в процессе отделки - валку и имеющие на лицевой стороне войлокообразный застил (сукна, некоторые пальтовые ткани).

В зависимости от отделки ткани и вида ее лицевой и изнаночной сторон тк а ни делятся на:

Равносторонние - имеющие одинаковый вид с лицевой и изнаночной стороны. Разносторонние: а) Двухлицевые - ткани, имеющие различный вид с лицевой и изнаночной сторон, но пригодные для использования на ту, и на другую сторону. б) Однолицевые - ткани, которые оформляются только с лицевой стороны и не используются с изнаночной.

Практическая часть

Образец №1: По характеру отделки ткань пестротканая то есть состоит из чередующихся цветных нитей; равносторонняя, так как имеет одинаковый вид с лицевой и изнаночной стороны; по структуре поверхности гладкая, так как имеет четкий рисунок переплетения.

Образец №2: По характеру отделки ткань гладкокрашеная, то есть окрашена равномерно в один цвет; разносторонняя, однолицевая, так как оформляется только с лицевой стороны и не используются с изнаночной. По структуре поверхности ткань гладкая, имеет четкий рисунок переплетения.

4. Определение л ице вой и изнаночн ой сторон

1. ткацкие пороки (узелки, петельки) выводятся на изнаночную сторону;

2. печатные рисунки на лицевой стороне более яркие и четкие;

3. рисунок переплетения на лицевой стороне ткани более четкий;

4. в тканях саржевых и диагоналевых переплетений рубчик на лицевой стороне идет снизу вверх слева направо;

5. более дорогие нити в ткани выводятся на лицевую сторону;

6. ткацкий узор на лицевой стороне виден более отчетливо;

7. набивной рисунок наноситься на лицевую сторону;

8. если гладкую ткань рассматривать, подняв ее до уровня глаз, то можно заметить, что лицевая сторона менее пушистая, так как в процессе отделки она опаливается;

9. по кромке: с лицевой стороны кромка оформлена лучше, чем с изнаночной; проколы от шпаруток на изнаночной стороне больше, чем на лицевой стороне.

Практическая часть

Образец №1: Равносторонний, используется с обеих сторон.

Образец №2: Лицевая сторона ткани более блестящая и гладкая.

5. Определение расположения нитей основы и нитей утка

1. основа идет вдоль кромки;

2. основа растягивается меньше, а уток больше;

3. нити основы в ткани более тонкие и имеют большую крутку;

4. плотность основы (число нитей на 1 или 10 кв. см.) в большинстве тканей больше, чем плотность утка;

5. у тканей с начесом и в ворсовых тканях, направление начеса и ворса, всегда совпадает с направлением нитей основы;

6. при рассмотрении малоплотной ткани на просвет можно заметить, что основа располагается более равномерно и прямолинейно, чем уток;

7. в полульняных и полушерстяных тканях, основа обычно хлопчатобумажная;

8. в полушелковых тканях основа шелковая;

9. в шерстяных и хлопчатобумажных тканях, имеющих одну систему крученую, а вторую однониточную, основа обычно крученая.

Практическа я часть

Образец №1: основа растягивается меньше, а уток больше; нити основы в ткани более тонкие и имеют большую крутку.

Образец №2: основа растягивается меньше, а уток больше; нити основы в ткани более тонкие и имеют большую крутку.

6. Определение плотности ткани по основе и по утку

Под плотностью понимают число нитей основы или утка, приходящихся на 1 см 2 или 10 см 2 ткани.

Плотность является существенным показателем строения тканей. От плотности зависят масса, износоустойчивость, воздухопроницаемость, теплозащитные свойства, жесткость, драпируемость тканей. Каждое из этих свойств влияет на готовую одежду, а также на технологические процессы ее производства.

Практическая часть

Образец №1: плотность ткани я определяла с помощью ткацкой лупы, считала плотность на 1 см 2 . Плотность по основе - 15, по утку - 16.

Образец №2: плотность ткани я определяла с помощью ткацкой лупы, считала плотность на 1 см 2 . Плотность по основе -18, по утку - 19.

7. Определение о сновн ых свойств ткани

Геометрические свойства

Длину ткани определяют ее измерением в направлении нитей основы. При настилании ткани перед раскроем длина куска может увеличиваться в результате растяжения. Поэтому ткани с большой растяжимостью должны укладываться в настил с использованием специального настилочного оборудования без растяжения.

Ширина ткани - расстояние между краями ткани. Ее определяют измерением в направлении, перпендикулярном нитям основы. Ширину измеряют с кромками или без кромок.

Ширины выпускаемых тканей разнообразны: бельевых 60 - 100 см; платьевых 90 - 110 см; пальтовых 130 - 150 см.

Качество сырья, а также нарушение технологических режимов производства тканей приводит к тому, что кусок ткани на различных участках имеет разную ширину.

Толщина ткани колеблется в широких пределах: от 0,14 мм у очень тонких платьевых до 3,5 мм у очень толстых пальтовых.

Толщина ткани зависит от линейной плотности нитей (пряжи), переплетения, плотности, фаз строения и отделки тканей.

Применение нитей высокой линейной плотности, увеличение абсолютной плотности ткани, применение многослойных переплетений и такие операции отделки, как аппретирование, валка, ворсование, увеличивают толщину тканей, а опаливание, стрижка, прессование и каландрирование уменьшают ее.

Измерение толщины ткани производиться на специальном приборе - толщиномере.

Масса ткани выражается характеристикой, которую называют поверхностной плотностью. Поверхностная плотность изменяется для различных тканей от 12 до 760 г./м2. Наиболее легкими тканями являются газ и шифон, наиболее тяжелыми - шинельные сукна и драпы.

Отклонение фактической поверхностной плотности от установленной в нормативной технической документации является пороком, влекущим за собой изменения структуры ткани. Поверхностная плотность является показателем материалоемкости ткани и ее добротности.

Механические свойства тканей

В процессе эксплуатации одежды, а также при переработке ткани подвергаются разнообразным механическим воздействиям. Под этими воздействиями ткани растягиваются, изгибаются, испытывают трение.

Каждое из этих свойств описывается рядом характеристик:

- растяжение - прочностью на разрыв, разрывным удлинением, выносливостью и др.;

- изгиб - жесткостью, драпируемостью, сминаемостью и др.;

- изменение под действием трения - раздвижкой нитей, осыпаемостью и др.

Прочность на разрыв при растяжении ткани определяют по нагрузке, при которой образец ткани разрывается. Эта нагрузка называется разрывной нагрузкой , она является стандартным показателем качества ткани. Различают разрывную нагрузку по основе и разрывную нагрузку по утку. Разрывную нагрузку ткани определяют на разрывной машине.

Прочность тканей зависит от волокнистого состава, структуры и линейной плотности образующих ее нитей (пряжи), строения и отделки. При прочих равных условиях наибольшую прочность имеют ткани из синтетических нитей.

Разрывное удлинение или растяжимость - способность ткани удлиняться под действием растягивающих нагрузок.

Относительное разрывное удлинение - это отношение абсолютного разрывного удлинения образца к его начальной зажимной длине, выраженное в%.

Разрывное удлинение (абсолютное и относительное), так же как и разрывная нагрузка, является стандартным показателем качества.

Выносливость - способность ткани выдерживать, не разрушаясь, действие многократных деформаций растяжения или число циклов многократных деформаций, которое выдерживает образец ткани до разрушения. По выносливости можно судить о том, как поведет себя ткань в процессе производства и во время эксплуатации одежды.

Характерной особенностью тканей является их легкая изгибаемость . Ткани изгибаются, образуя морщины и складки, под действием небольшой нагрузки или даже собственного веса.

Основными характеристиками изгиба являются жесткость, драпируемость и сминаемость.

Жесткость - способность ткани сопротивляться изменению формы. Ткани, легко меняющие форму, считаются гибкими.

Гибкость - противоположная характеристика жесткости.

Жесткость и гибкость ткани зависят от волокнистого состава, структуры волокон, структуры и степени крутки пряжи (нитей), вида переплетения, плотности и отделки ткани.

Драп ируемость -способность ткани образовывать мягкие округлые складки. Зависит во многом от гибкости ткани.

Драпируемость связана с массой и жесткостью ткани. Применение мононитей, металлических нитей, сильно крученых пряжи и нитей, увеличение плотности ткани, аппретирование, отделка лаке, нанесение пленочных покрытий увеличивают жесткость ткани и, следовательно, снижают ее драпируемость.

Плохо драпируются парча, тафта, плотные ткани из крученой пряжи, жесткие ткани из шерсти с лавсаном, плащевые и курточные ткани с водоотталкивающими пропитками, ткани из комплексных капроновых нитей, искусственная кожа и замша. Хорошо драпируются массивные ткани ворсовых переплетений, мягкие гибкие массивные портьерные ткани, малоплотные ткани из гибких тонких нитей и слабо крученой пряжи, гибкие ткани с начесом, шерстяные ткани креповых переплетений и мягкие пальтовые шерстяные ткани.

Сминаемость - способность тканей сохранять складки в местах изгиба. Образующиеся на ткани при смятии складки и морщины не только портят внешний вид ткани, но и ускоряют ее износ. Сминаемость портит внешний вид изделий и уменьшает их прочность из-за частых влажно-тепловых обработок.

Наибольшей сминаемостью обладают ткани из растительных волокон с большой долей пластической деформации: хлопчатобумажные, вискозные, полинозные и особенно чистольняные.

Ткани из волокон животного происхождения и некоторых синтетических волокон (полиамидные, полиэфирные, полиуретановые) сминаются слабо и восстанавливают первоначальную форму без влажно-тепловой обработки.

Сминаемость определяют ручной пробой на смятие или с помощью специальных приборов. Существуют приборы для определения ориентированного и неориентированного смятия.

Осыпаемость - явление смещения и выпадения нитей из открытых срезов ткани. Осыпаемость выше в тканях с длинными перекрытиями в переплетении. Крутка нитей оказывает влияние на осыпаемость, хотя не влияет на раздвижку. Нити с большей круткой осыпаются легче.

Большие раздвижка и осыпаемость тканей ухудшает процессы швейного производства, затрудняют переработку материала, увеличивают расход ткани на изделие.

Носкость - т.е. стойкость ткани к разрушающим воздействиям, возникающим при использовании одежды. Для оценки носкости учитывают влияние, светопогоды, чистки, стирки, глажения и других факторов.

Сопротивление истиранию или выносливость к истиранию - способность ткани противостоять истирающим воздействиям (образование дыр). Образец ткани подвергают трению о шероховатую поверхность.

Физические свойства

Гигиеническими принято считать свойства тканей, существенно влияющие на комфортность изготовленной из них одежды и ее теплозащитные свойства. Гигиенические свойства должны учитываться при изготовлении одежды определенного назначения. К этим свойствам относятся гигроскопичность, воздухопроницаемость, паропроницаемость, водоупорность, пылеемкость, электризуемость.

Они зависят от волокнистого состава, параметров строения и характера отделки тканей.

Гигроскопичность характеризует способность ткани впитывать влагу из окружающей среды (воздуха).

Гигроскопичность тканей зависит от способности составляющих их волокон и нитей смачиваться водой, от строения тканей и от их отделки.

Воздухопроницаемость - способность ткани пропускать через себя воздух.

Она зависит от волокнистого состава, плотности и вида отделки ткани и характеризуется коэффициентом воздухопроницаемости Вр. Воздухопроницаемость зависит от строения ткани, ее пористости, от вида отделки. При всех равных условиях наименьшую воздухопроницаемость имеют ткани полотняного переплетения.

Паропроницаемость - способность ткани пропускать водяные пары.

Паропроницаемость является важнейшим гигиеническим свойством материала, так как она обеспечивает выход излишней парообразной и капельножидкой влаги (пота) из под одежного слоя.

Паропроницаемость особенно важна для тканей с низкой воздухопроницаемостью. Паропроницаемость зависит от гигроскопических свойств волокон и нитей, составляющих ткань, и от пористости ткани, т.е. от ее плотности, вида переплетения и характера отделки.

Водоупорность - способность ткани сопротивляться прониканию воды. Водоупорность особенно важна для тканей специального назначения (брезентов, палаточных, парусины), а также для шинельных, шерстяных пальтовых, плащевых и курточных тканей. Водоупорность тканей определяется их волокнистым составом, строением и характером отделки. Для увеличения водоупорности и придания водонепроницаемости ткани обрабатывают различными пропитками, на их поверхность наносят разнообразные пленочные покрытия.

Пылеемкость - способность материалов удерживать пыль.

Пылеемкость портит внешний вид ткани и загрязняет одежду. Наибольшей пылеемкостью обладают ткани из рыхлых пушистых текстурированных нитей, рыхлые шерстяные ткани с начесом, материалы с вертикально стоящим ворсом - бархат, велюр, плюш, искусственная замша, вельветоподобные трикотажные полотна и др.

Теплозащитные свойства являются важнейшими гигиеническими свойствами изделий зимнего ассортимента. Эти свойства зависят от теплопроводности образующих ткань волокон, от плотности, толщины и вида отделки ткани. Самым «холодным» волокном считается лен, так как он имеет высокие показатели теплопроводности, самым «теплым» - шерсть. Использование толстой пряжи, увеличение линейного заполнения ткани, применение многослойных переплетений, валка, ворсование увеличивают теплозащитные свойства ткани. Наиболее высокие показатели теплозащитных свойств имеют толстые плотные шерстяные ткани с начесом.

Оптическими свойствами тканей называется их способность вызывать у человека зрительные ощущения цвета, блеска, белизны и прозрачности. Цвет (колорит, окраска) ткани зависит от того, какую часть спектра отражает поверхность ткани.

Цветовой тон - основная качественная характеристика ощущения цвета, которая дает возможность сопоставлять цветовые ощущения образца материала с цветами солнечного спектра.

Насыщенность - качественная характеристика ощущения цвета, позволяющая в пределах одного цветового тона различать разную степень хроматичности. Наибольшую насыщенность имеют спектральные цвета. К малонасыщенным цветам относятся розовый, салатовый, голубой и др.

Светлота - количественная характеристика ощущения цвета при его сравнении с белым. Оранжевый цвет светлее красного, желтый светлее синего. Светлота прямо пропорциональна насыщенности. Например, сиреневый цвет светлее фиолетового.

Блеск ткани зависит от степени зеркального отражения ею светового потока. Блеск непосредственно связан с характером поверхности ткани, которая определяется строением нитей, их круткой, видом переплетения, характером отделки лицевой стороны.

Прозрачность характеризует способность ткани пропускать лучи света, вызывая ощущение прохождения через ткань светового потока, и дает представление о толщине материала. Прозрачность ткани зависит от прозрачности волокон и нитей, плотности ткани, наличия в ней сквозных пор, через которые проходит световой поток, не меняя своего направления. Наибольшей прозрачностью обладают малоплотные и ажурные ткани из прозрачных полиамидных мононитей, малоплотные ткани из натурального шелка (шифон, креп-жоржет), малоплотные ткани из тонкой крученой хлопчатобумажной пряжи (маркизет, вуаль), синтетические креповые ткани с низким линейным заполнением.

Колорит - соотношение всех цветов, участвующих в расцветке ткани. Колорит тканей может быть солнечным, жизнерадостным, весенним, теплым, холодным, мрачным и т.д. Колорит ткани зависит от тональности, насыщенности, светлоты рисунка и вызывает разнообразные ассоциации. Одни и те же рисунки ткани могут иметь различное колористическое решение. Рисунки на тканях разделяют по их содержанию, размерам, форме. По содержанию рисунки на тканях делятся на сюжетные, о которых можно рассказать; тематические, которые можно охарактеризовать простейшим понятием (горох, цветы, полоска, клетка, бусы и пр.), и беспредметные, т.е. абстрактные (пятна, неопределенные контуры и др.).

Электрические свойства

Электризуемость - способность тканей накапливать на своей поверхности статическое электричество.

Электризуемость непосредственно связана с природой образующих материал волокон, их строением, влажностью. С повышением влажности электризуемость снижается, так как повышается электропроводность. Синтетические волокна обладают способностью сильно электризоваться. Одежда из синтетических волокон оказывает отрицательное воздействие на здоровье.

Износостойкость тканей характеризуется их способностью противостоять разрушающим факторам.

В процессе использования швейных изделий на них действуют свет, солнце, влага, растяжение, сжатие, кручение, изгиб, трение, пот, стирка, химчистка, пониженные и повышенные температуры и пр. В результате воздействия всех этих факторов происходит изменение структуры материалов с постепенной потерей прочности вплоть до их разрушения.

Поэтому стойкость ткани к истиранию существенно зависит от структуры поверхности ткани, строения волокон и нитей, отделки ткани.

Выносливость к истиранию характеризуется чаще всего числом циклов истирания до разрушения - образования дыр. Выносливость к истиранию зависит от волокнистого состава ткани, ее поверхностной плотности, переплетения, вида отделки.

Наибольшую стойкость к истиранию имеют ткани, ленты, тесьмы, шнуры из полиамидных нитей и ткани с полиамидными волокнами. Более тяжелые ткани изнашиваются медленнее более легких.

Под действием трения происходит расшатывание структуры материалов, в рыхлых материалах на поверхности выскальзывают кончики коротких волокон (особенно синтетических), появляется своеобразная пушистость из-за того, что волокна скатываются, т.е. возникает явление, называемое пеллингуемостью.

Пиллингуемость - свойство материала образовывать на своей поверхности закатанные в комочки или косички концы волокон, называемые пиллями. Пиллингуемость портит внешний вид изделия и снижает его прочность, так как сформировавшиеся пилли отрываются от поверхности материала. Затем образуются новые пилли, т.е. происходит выпадение волокон из материала, его утонение.

Наибольшей пиллингуемостью обладают малоплотные ткани из рыхлой слабо крученой пряжи и из объемных текстурированных нитей, холстопрошивные нетканые полотна, драпы и пальтовые суконные ткани с большим содержанием в составе пряжи обратов производства, ткани из смеси волокон, содержащие короткие полиэфирные волокна.

Практическая часть

Образец №1: имеет хорошие физические свойства, плохую электризуемость, плохую пиллингуемость, хорошо сминается, легко драпируется, плохо осыпается.

Образец №2: имеет плохие гигиенические свойства, не гигроскопичен, прочный, не сминается, сохраняет формы после растяжения, мягкий.

8. Техника безопасности при выполнении работы

Требования безопасности перед началом работы:

1. надеть полагающуюся по нормам спецодежду, привести ее в порядок;

3. не надевать развевающиеся части одежды;

4. не надевать массивные кольца и браслеты, которые могут зацепиться и привести к повреждению ткани;

5. осмотреть свое рабочее место, проверить наличие и исправность инструментов;

6. убедиться в надежности освещенности рабочего места;

Требования безопасности во время работы:

1. рабочее место и проходы к нему следует содержать в чистоте, не допуская загромождения их запасными частями.

2. материалы необходимо складывать в металлические ящики, с плотно закрывающимися крышками.

Требования безопасности в аварийных ситуациях:

1. при возникновении аварийной ситуации прекратить работу, немедленно сообщить мастеру и далее выполнять его команды.

2. при ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий.

3. при загорании электрооборудования применять только углекислотные огнетушители, или порошковые.

4. при повреждении изоляции электрооборудования прекратить работу, поставить в известность мастера и возобновлять работу только после устранения повреждений.

5. в случае получения травмы прекратить работу, передать обязанности другому лицу, поставить в известность мастера и обратиться в медпункт.

Требования безопасности по окончании работы:

1. сложить инструмент, инвентарь в специально отведенное место;

2. снять спецодежду и убрать ее в шкаф гардеробной.

Заключение

В представленной экзаменационной работе была рассмотрена тема «Анализ образца ткани», в процессе которой были рассмотрены особенности двух образцов ткани.

По итогам исследований и изучений можно сделать следующие выводы: льняные ткани характеризуются высокой прочностью, устойчивостью к истиранию, сорбционной и влаговпитывающей способностью, стабильной паро- и воздухопроницаемостью, поэтому из них издавна изготовляют столовое, постельное и нательное белье, полотенечные ткани и полотенца. Благодаря хорошей теплопроводности они незаменимы для пошива летней одежды, платьев, сорочек, блузок и других изделий.

По объему производства льняные ткани значительно уступают хлопчатобумажным (на долю льняных тканей приходится всего около 6% общего объема производства тканей). Однако эти ткани имеют большое народнохозяйственное значение благодаря ценным потребительским свойствам. Так, уникальны их гигиенические свойства, обеспечивающие комфорт и сохранение здоровья человека. Благодаря высоким эстетическим свойствам и износостойкости они незаменимы для многих видов изделий бытового и технического назначения.

Список используемых источников

1. Бусова Н.А., Миненко Н.Г. Ткачество льняных тканей. Изд. 2 - е, испр. И доп. Учебник. [Текст] - М.,

2. Гердеев Василий Александрович. Ткацкие переплетения и анализ тканей, [Текст] - М: изд - во «Легкая индустрия», 1969, стр. 120, т. 18000 экз.;

3. Гордеев В.А. «Ткацкие переплетения и анализ тканей», [Текст] - М: изд - во «Легкая индустрия», 1969, стр. 120, т. 18000;

4. Грановский Т.С., Мшвениерадзе А.С. Строение и анализ тканей. Учебник для средних проф. - техн. училищ. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: [Текст] - М: Легпромбытиздат, 1978. - 96 стр.;

5. Юденич Г.В. Переплетение и анализ тканей, изд - во «Легкая индустрия», 1968 г., стр. 164.

6. Анализ образца ткани [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://academy.crosskpk.ru/bank/6/005/%D0% A1% D1% 82% D1% 80% D0% B0% D0% BD % D0% B8% D1% 86% D1% 8B/%D0% A2% D0% B5% D0% BE % D1% 80% D0% B5% D1% 82% D0% B8% D1% 87% D0% B5% D1% 81% D0% BA % D0% B8% D0% B9% 20% D0% BC % D0% B0% D1% 82% D0% B5% D1% 80% D0% B8% D0% B0% D0% BB2_2.html -

7. Анализ образца ткани [Электронный ресурс] - Режим доступа http://russian_french.fracademic.com/26675/анализ_образца_ткани

8. анализ строения ткани [Электронный ресурс] - Режим доступа http://belspin.vstu.by/files/9913/7154/2771/37.pdf

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Прокладывание уточной нити на ткацких станках с малогабаритными прокладчиками утка. Технологические операции формирования ткани. Основные механизмы ткацкого станка. Отвод ткани и подача нитей основы. Механизм для питания станка утком различных видов.

    реферат , добавлен 20.08.2014

    Анализ подбора основного, подкладочного, прокладочного, прикладного материалов, фурнитуры и отделки для конкретной выбранной модели женского полупальто. Определение волокнистого состава, структуры нитей материалов верха и подкладки, сочетания тканей.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2012

    Оценка качества хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей. Пороки внешнего вида. Стандарты по оценке качества нитей и пряжи. Отклонения от норм прочности крашения ткани. Пороки отделки тканей. Номенклатура показателей качества товара.

    реферат , добавлен 25.07.2009

    Оценка полиграфии исполнения издания по группе формных процессов. Схема допечатных процессов технологии воспроизведения издания-образца. Сравнительный анализ формных материалов и технологий изготовления печатных форм для запечатывания издания-образца.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2012

    Химический состав, свойства и применение латуней в автомобилестроении. Испытание на маятниковом копре стандартного стального образца. Определение работы удара, затраченную на излом образца, запас работы маятникового копра до удара и эскиз детали.

    контрольная работа , добавлен 04.02.2014

    Производство полипропиленовых волокон и перспектива использования для текстильной промышленности полиэфирных нитей малой линейной плотности. Использование текстурированных нитей разной степени растяжимости для шелкоподобных тканей с креподобным эффектом.

    реферат , добавлен 16.11.2010

    Классификация и ассортимент тканей. Строение ткани - характер взаимного расположения волокон и нитей. Четыре класса переплетений. Оценка уровня качества тканей. Отклонения физико-механических показателей продукции от минимальных или максимальных норм.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2013

    Обоснование выбора переплетения. Структура пряжи и нитей хлопчатобумажных тканей. Свойства, влияющие на срок службы ткани. Разработка трикотажного полотна ажурных переплетений для изготовления блузона на котонной машине. Технологический расчет рисунка.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2015

    Выбор экономически целесообразного размера и региона размещения предприятия. Выбор плана ткачества. Определение норм расхода пряжи (нитей). Расчёт сопряжённости оборудования. Размещение и планировка оборудования, технико-экономические показатели.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2012

    Процесс образования ткани на ткацком станке. Назначение, виды и технологическая схема ткацкого станка. Описание работы станка по кинематической схеме. Расчёт частот и скоростей вращения рабочих органов станка, плотности по утку, заправочного натяжения.

Искусственные ткани — гладкие, с резким или матовым блеском, скользкие, на срезах осыпаются, стойки к истиранию, сильно мнутся. У них неплохие гигиенические свойства и очень невысокие теплозащитные.

Эти ткани легко стираются в мыльных растворах, быстро сохнут, хорошо разглаживаются утюгом, но на поверхности, при несоблюдении параметров влажно-тепловой обработки, могут образовываться заломы, ласы.

Ткани из вискозного волокна значительно теряют прочность в мокром состоянии, но при высыхании ее полностью восстанавливают. Эти ткани воздухопроницаемы (способны пропускать воздух и обеспечивать вентилируемость).

Синтетические ткани

Синтетические ткани по сравнению с искусственными обладают худшими гигиеническими свойствами. Лавсан и нитрон по внешнему виду напоминают шерсть, имеют хорошие теплозащитные свойства, увеличивают водопроницаемость (способность материала пропускать влагу при определенном давлении).

Ход работы

При определении свойств волокон и тканей сравнивайте полученные данные с данными таблиц.

  1. Рассмотреть образцы тканей. Определить искусственные и синтетические ткани по характеру горения. Заполнить таблицу.
  2. Сжать образцы несколько раз в руке в течение 30 с, определить их сминаемость.
  3. Намочить образцы, сравнить их прочность с прочностью сухих.
  4. Отрезать от образца полоску ткани шириной 0,2 см, длиной 2 см. Держа ее пинцетом, поджечь, по характеру горения определить вид волокна.
  5. Препаровальной иглой отделить от образцов по нескольку нитей, определить, какая ткань обладает большей осыпаемостью.
  6. Ответить на вопросы:

    1. Какие физикомеханические, гигиенические свойства ткани вы определяли?
    2. Какие ткани обладают лучшими физикомеханическими свойствами?
    3. Какая ткань самая прочная?

Зная волокнистый состав тканей и свойства волокон, можно определить назначение ткани, ее поведение при раскрое, пошиве, влажнотепловой обработке, носке.

Признаки определения искусственных и синтетических тканей

Характерные признаки определения тканей Показатели пр изнаков тканей
вискозных ацетатных капрона нитрона
Блеск Резкий Матовый Резкий Матовый
Гладкость поверхности Гладкая Гладкая Гладкая Шероховатая
Мягкость Мягкая Мягкая Жесткая Мягкая
Сминаемость Сильная Средняя Малая Средняя
Осыпаемость Большая Большая Очень большая Малая
Прочность в мокром состоянии Малая Средняя Большая Большая
Действие ацетона Растворяется
Действие уксусной кислоты Растворяется на холоде Растворяется при нагреве
Горение Смотрите таблицу – Смотрите таблицу – Смотрите таблицу – Смотрите таблицу –

Лабораторно-практическая работа

Определение искусственных и синтетических тканей

Оборудование: образцы тканей, рабочая коробка, (указанны в таблице выше).

Ход работы

  1. Рассмотреть образцы тканей. Определить искусственные и синтетические ткани по характеру горения. Заполнить таблицу (смотрите таблицу ниже).
  2. Составить коллекцию искусственных и синтетических тканей.
  3. Ответить на вопросы:

    1. Какими свойствами обладает вискозный шелк?
    2. Чем по внешнему виду отличается ацетатный шелк от капрона?
    3. Как горит вискозный шелк?
    4. Какая ткань растворяется в ацетоне?

Название ткани Признаки определения
По внешнему виду На ощупь На прочность в мокром состоянии По горению
Вискозный шелк
Ацетатный шелк
Капрон
Нитрон

«Обслуживающий труд», С.И.Столярова, Л.В.Домненкова

Тема: Изучение свойств ткани.

Обучающая цель:

Научить делать правильный выбор ткани на изделие;

Способствовать развитию умения определять свойства ткани.

Воспитательная цель:

Воспитание культуры поведения на уроке;

Воспитание ответственного поведения в жизни;

Развивающая цель:

Развитие творческого подхода к заданной цели;

Развитие аналитических способностей (анализ, сравнение);

Развитие творческих способностей обучающихся.

Требуемая IT подготовка

При подготовке использованы средства Pow e r Point для создания презентаций, Microsoft Word для подготовки приложений, образцов составления устного выступления.

В процессе подготовки к уроку использовались ресурсы: компьютерные программные средства - Microsoft Word , материалы интернет-ресурсов.

Оборудование и материалы:

Презентация Pow e r Point «Свойства ткани», образцы ткани, ножницы, емкость с водой, округлая сфера (глобус).

Задачи урока:

    Учится применять их при выборе ткани.

Ход урока

    Организационный момент. Приветствие.

Отметить присутствующих и отсутствующих учеников на уроке.

2. Изучение новой темы. Введение.

Учитель на доске пишет словосочетание «ВЫБОР ТКАНИ» и задает вопрос: «Какие ассоциации возникают у вас с этим словосочетанием?».

Ответы учеников: «Для чего. Для кого. Из чего. Где купить».

Учитель: Из этого мы можем сделать ВЫВОД, что прежде чем выбрать ткань, необходимо подготовиться к этому процессу. Здесь нужны определенные знания. А если мы сделаем не правильный выбор, то в итоге, изделие не будет отвечать требованиям.

Так какая же ЦЕЛЬ стоит перед вами?

Ученики: Научиться делать правильный выбор ткани на изделие.

Учитель: Для этого нам необходимо знать характер, свойства ткани.

Задачи урока:

    Познакомится со свойствами ткани.

    Научится их применять при выборе ткани.

Учитель включает презентацию:

1 слайд: Свойства ткани

2 слайд: В природе существует три основных вида свойств:

Физико-механические, гигиенические, технологические.

3 слайд: К физико-механическим относятся такие свойства, как прочность, сминаемость и драпируемость.

Давайте разберем подробней каждое свойство.

4 слайд: Устойчивость ткани к стирке, воздействию солнечных лучей, к трению, к растяжению.

Устойчивость ткани к стирке – это когда ткань после стирки не потеряла свою форму и цвет.

Устойчивость ткани к воздействию солнечных лучей – ткань считается прочной, если при долгом нахождении на солнце не потеряла свой цвет, т.е. не выгорела.

Устойчивость ткани к трению - любая одежда, которую мы носим постоянно, соприкасается с различными поверхностями, после чего могут образовываться потертости и катышки.

Устойчивость ткани к растяжению – хороший пример с детскими х/б колготками, которые очень быстро теряют свою форму и сильно растягиваются в коленках.

Вывод:

Вопрос учителя: «Скажите, девочки, в какой ситуации мы сталкиваемся с этим свойством?».

Ответ учеников: При стирке шерстяных вещей. Они обладают малой устойчивостью к стирке.

5 слайд: Сминаемость- свойство ткани сминаться.

Практический эксперимент. Раздать два образца ткани. Ученики загибают кончик образцов и держат 5 – 10 секунд. Затем разгибают и определяют сминаемость каждого образца: высокая или низкая сминаемость.

Вывод:

Вопрос учителя: Скажите, малосминаемость – это хорошо или плохо, в каких случаях мы учитываем сминаемость ткани?

(Привести пример с юбкой – карандаш, деловой стиль).

6 слайд: Драпируемость – это свойство ткани под собственным весом образовывать складки.

Практический эксперимент. Необходимо взять два глобуса и на каждый поместить образец ткани разного качества: с высокой и низкой драпируемостью.

Ученики сравнивают какая ткань способна образовать больше складок, а какая наоборот.

Вопрос учителя: В каких случаях мы можем применить это свойство?

(Привести пример со шторами, ламбрекенами, широкими юбками).

Повторение:

7 слайд: К гигиеническим свойствам относятся: гигроскопичность, пылеемкость, теплозащитность.

8 слайд: Гигроскопичность – это свойство ткани впитывать влагу выделяемую телом человека и выпускать ее в окружающую среду.

Вопрос учителя: Какие ассоциации возникают у вас с этой картинкой?

Ответ учеников: на физкультуру одеваем одежду из натуральных тканей, чтоб телу было комфортно и легко дышалось.

Вопрос учителя: (Указать на картинку) А если это не натуральная ткань, а синтетическая куда пойдут стрелочки?...

Практический эксперимент: Взять два образца ткани и опустить в воду. Сравнить какой образец обладает высокой или низкой гигроскопичностью.

Вывод:

Вопрос учителя: Какой же вывод мы можем сделать, познакомившись с этим свойством?

Ответ учеников: Одежда ближе к телу должна обладать высокой гигроскопичностью, чтобы телу было комфортно.

9 слайд: Пылеемкость – это свойство ткани задерживать пыль на своей поверхности.

Вопрос учителя: Скажите, от чего же зависит пылеемкость?

Ответ учеников: От поверхности. Если поверхность ткани гладкая, то пыль с нее легко слетает, а если шероховатая, то ткань способна накопить в себе очень много пыли.

Учитель: Поднять двух девочек и на их одежде определить какая обладает высокой или малой пылеемкостью.

Как же можно бороться с этим? Да, просто, чаще стирать и чистить изделие.

10 слайд: Теплозащитность – свойство ткани удерживать тепло выделяемое телом человека.

Учитель: Это свойство не требует объяснений. Скажите, какие ткани обладают высокой теплозащитностью, а какие малой?

Вопрос учителя: В каком случае мы можем применить это свойство?

(привести пример с шерстяным жакетом или юбкой для зимнего периода).

11 слайд: К технологическим свойствам относятся: скольжение, осыпаемость нитей, усадка.

12 слайд : Осыпаемость нитей на швах – это выпадение нитей из срезов ткани.

Практический эксперимент: берем два образца ткани и пытаемся выдернуть нитки из срезов ткани. Сравнить образцы. Если нити легко удаляются, то ткань обладает высокой осыпаемостью, а если необходимо приложить усилие, то ткань обладает средней или малой осыпаемостью.

Вывод:

Вопрос учителя: Так при какой работе мы можем столкнуться с этим свойством?

Ответ ученика: При раскрое ткани.

Учитель: Правильно. Значит когда мы раскраиваем ткань, имеющую высокую осыпаемость, то мы припуски на швы даем несколько больше чем обычно.

13 слайд: Усадка – это свойство ткани уменьшаться в размерах после влажно-тепловой обработки.

Зрительный эксперимент: Я сама провела эксперимент взяла кусочек ткани из натуральных волокон произвела ВТО с горячим утюгом, что привело к изменению размеров этого кусочка ткани. Мы знаем, что изделия из натуральных волокон «садятся» после стирки.

Вопрос учителя: Если мы решили шить блузку из хлопчатобумажной ткани, о чем мы задумаемся?

Ответ ученика: Что же делать, чтоб избежать усадки?

Учитель: Есть такой термин в технологии «декатировка» ткани – это отпаривание ткани горячим паром перед раскроем.

Вывод:

Вывод напрашивается сам по себе. Зная об этом свойстве, мы правильно подготовим ткань к раскрою.

14 слайд: Скольжение – это свойство ткани сдвигаться во время раскроя.

Практический эксперимент: У вас на столе лежат два образца ткани и ножницы. Сложите ткань пополам и попробуйте разрезать.

Вопрос учителя: Какие трудности возникли при разрезании?

Ответ ученика: Шелковый образец скользит при разрезании и доставляет трудности,

а хлопчатобумажный хорошо разрезался.

Вывод: При выборе ткани с высокой степенью скольжения, нужно быть готовым к трудностям при обработке.

Например, при раскрое лучше закалывать булавками, резать острыми ножницами.

Контроль

Мы с вами изучили различные свойства ткани. Давайте проведем небольшое тестирование.

Учитель раздает карточки с вопросами. Ученик должен вычеркнуть лишние свойства. За каждый правильный ответ даем 1 балл: 7-9 баллов оценка «5»; 5-7 баллов оценка «4»; 2-4 балла оценка «3» .

Физико-механические

    Прочность

    Усадка

    Осыпаемость

    Сминаемость

    Драпируемость

    Гигроскопичность

Гигиенические

    Прочность

    Теплозащитность

    Гигроскопичность

    Пылеемкость

    Драпируемость

    Сминаемость

Технологические

    Скольжение

    Драпируемость

    Прочность

    Осыпаемость

    Усадка

    Гигроскопичность

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Слово учителя: Девочки, в начале урока мы с вами ставили две задачи. Давайте вспомним какие:

    Изучить свойства ткани

    Учиться применять их на практике.

Вопрос учителя : По вашему мнению, мы выполнили задачи урока? Вам понравился урок? Сформулируйте свой ответ, начиная со слова «Я …».

Физико-механические

    Прочность

    Усадка

    Осыпаемость

    Сминаемость

    Драпируемость

    Гигроскопичность

Гигиенические

    Прочность

    Теплозащитность

    Гигроскопичность

    Пылеемкость

    Драпируемость

    Сминаемость

Технологические

    Скольжение

    Драпируемость

    Прочность

    Осыпаемость

    Усадка

    Гигроскопичность

Физико-механические

    Прочность

    Усадка

    Осыпаемость

    Сминаемость

    Драпируемость

    Гигроскопичность

Гигиенические

    Прочность

    Теплозащитность

    Гигроскопичность

    Пылеемкость

    Драпируемость

    Сминаемость

Технологические

    Скольжение

    Драпируемость

    Прочность

    Осыпаемость

    Усадка

    Гигроскопичность

Физико-механические

    Прочность

    Усадка

    Осыпаемость

    Сминаемость

    Драпируемость

    Гигроскопичность

Гигиенические

    Прочность

    Теплозащитность

    Гигроскопичность

    Пылеемкость

    Драпируемость

    Сминаемость

Технологические

    Скольжение

    Драпируемость

    Прочность

    Осыпаемость

    Усадка

    Гигроскопичность

Физико-механические

    Прочность

    Усадка

    Осыпаемость

    Сминаемость

    Драпируемость

    Гигроскопичность

Гигиенические

    Прочность

    Теплозащитность

    Гигроскопичность

    Пылеемкость

    Драпируемость

    Сминаемость

Технологические

    Скольжение

    Драпируемость

    Прочность

    Осыпаемость

    Усадка

    Гигроскопичность

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пейской основной общеобразовательной школы, структурного подразделения Новобирюсинской средней общеобразовательной школы»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО ТЕХНОЛОГИИ 7 КЛАСС

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЫРЬЕВОГО СОСТАВА МАТЕРИАЛОВ И ИЗУЧЕНИЕ ИХ СВОЙСТВ»

подготовила

учитель технологии

Лейкина Светлана Андреевна

п. Пея

2014 г

Тема: Лабораторная работа

«Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств»

Цели: учить определять вид волокна по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения; использовать знания о свойствах тканей при изготовлении швейных изделий; развивать логическое мышление.

Оборудование: образцы тканей из шерсти, льна, хлопка, натурального шелка, шелка из искусственных и синтетических волокон. Блюдце или кювета с водой. Тигли для поджигания нитей, игла, ножницы, рабочая тетрадь, пинцеты.

Словарь: вискозное волокно; ацетатное и триацетатное волокно; полиэфирные волокна; полиамидные волокна; полиакрилонитрильные волокна; эластановое волокно.

Ход урока.

Организация урока .

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    Сообщение темы и цели урока.

Повторение пройденного материала.

Беседа учащихся по вопросам:

— Какие натуральные волокна вы знаете?

(Растительного происхождения, животного происхождения).

— Какие химические волокна вы знаете?

(Искусственное, синтетическое).

— Какими свойствами химические волокна отличаются от натуральных?

(Гигиенические, технологические, эксплуатационные).

— По каким признакам можно определить волокнистый состав ткани? (Внешний вид, на ощупь, характер горения).

— Для чего необходимо знать сырьевой состав ткани?

Инструктаж учащихся по охране труда.

Учитель. Как вы уже сказали, сырьевой состав ткани можно определить по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения. Во время лабораторной работы вы будете определять волокнистый состав шести образцов. Так как во время проведения одного из опытов вам придется работать с открытым огнём, необходимо строго соблюдать следующие правила пожарной безопасности.

А) Поджигать образцы нитей только в тигле.

Б) Рядом с тиглем должна находиться ёмкость с водой для тушения тлеющих нитей.

Кроме того, необходимо приготовить огнетушитель. Вспомним, каким образом его можно привести в действие.

Для приведения в действие огнетушителя ОП-5 необходимо сорвать пломбу, выдернуть чеку, нажать на рычаг, направив струю на очаг возгорания.

Лабораторная работа.

Учащиеся получают шесть пронумерованных образцов ткани и определяют сырьевой состав каждого образца. Полученные результаты заносят в таблицу.

Образец

ткани

Свойства ткани

Блеск

Гладкость

Мягкость

Сминае-

мость

Осыпае-емость

Прочность в мокром состоянии

Горение

Сырьевой состав образца

Матовая

Шероховатая

Мягкая

Сильная

Средняя

Прочная

Хлопок

Нерезкий блеск

Шероховатая

Мягкая

Слабая

Сильная

Прочная

Шерсть

Слабый блеск

Гладкая

Мягкая

Слабая

Сильная

Прочная

В пламени спекается, образуя чёрныё рассыпающийся шарик

Натуральный шёлк

Блестящая

Гладкая

Мягкая

Слабая

Сильная

Прочность снижается

Горит быстро, образуя бурые шарики

Ацетатное волокно

Матовая

Гладкая

Мягкая

Сильная

Сильная

Прочность снижается

Яркое пламя, зола серого цвета

Вискозное волокно

Блестящая

Гладкая

Мягкая

Слабая

Сильная

Прочность снижается

Плавится, образуя мягкий шарик

Полиамидное волокно

Итог урока.

Закрепление изученного материала.

Провести фронтальный опрос по карточкам.

Карточка 1

1. Искусственное шелковое волокно – это волокно:

а) химическое;

б) синтетическое.

2. К искусственным волокнам относятся волокна:

А) вискозные;

Б) полиамидные;

В) ацетатные;

Г) полиэфирные;

Д) шелковые.

3. Ткани из волокон искусственного шёлка имеют свойства:

А) не мнутся;

Б) блестящие;

В) жёсткие;

Г) имеют хорошие теплозащитные свойства;

Д) не скользят при раскрое;

Е) мало осыпаются.

4. Искусственное волокно имеет свойства:

А) извитое;

Б) матовое;

В) длиной 3-5 см;

Г) при горении запах жжёного пера;

Д) блестящее.

Карточка 2

1.Синтетические волокна получают:

А) из древесины;

Б) нефти;

В) растения.

2. Определить волокнистый состав можно:

А) по цвету ткани;

Б) пробе на горение;

В) внешнему виду;

Г) на ощупь.

3. При горении ткани из синтетического волокна образуется:

А) серый пепел;

Б) твёрдый тёмный шарик;

В) рассыпающийся чёрный шарик.

4. Гигиенические свойства лучше у тканей:

А) из хлопкового волокна;

Б) вискозного волокна;

В) полиакрилонитрильного волокна.

5. Осыпаемость срезов сильнее в тканях:

А) из шерстенного волокна;

Б) капроновых нитей;

В) хлопкового волокна.

Ответы

Карточки 1: 1а,2ав,3б,4б.

Карточка 2: 1б,2б,3б,4а,5аб.

Анализ урока.

Учитель проводит анализ урока, отмечая правильность организации рабочего места, соблюдение учащимися правил безопасной работы, успешность выполнения лабораторной работы, комментируя допущенные ошибки.

Выставление оценок, их аргументация.

Домашнее задание : в альбом самостоятельно составить коллекцию образцов тканей из химических волокон.

Используемая литература:

1.Журнал « Наша школа» 2006 г

2.Технология под редакцией В. Д. Симоненко.7 класс. 2009 г.

3. Технология под редакцией В. Д. Симоненко. 5 класс. 2010 г

4. Энциклопедический словарь 2011г

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО ТЕХНОЛОГИИ 7 КЛАСС

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЫРЬЕВОГО СОСТАВА ТКАНЕЙ И ИЗУЧЕНИЕ ИХ СВОЙСТВ»

Подготовила:

Валиахметова Закиа Хатмулловна учитель

технологии высшей квалификационной

Тема урока: Определение тканей по волокнистому составу и изучение их свойств

Цели урока: 1)учить определять вид волокна по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения; научить использовать знания о свойствах тканей при изготовлении швейных изделий; 2)систематизировать знания учащихся о свойствах тканей и помочь найти взаимосвязь между понятиями «свойство ткани» и «назначение одежды», 3)воспитание внимательности.

Материальное оснащение урока: схема «Текстильные волокна»,

коллекция образцов волокон и тканей растительного и животного происхождения, искусственных и синтетических. Спиртовки, блюдце с водой, тигли для поджигания нитей, ножницы, рабочая тетрадь, булавки, пинцеты, спички

Раздаточный материал – на каждого учащегося по 2-3 образца тканей: форма отчета.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация ранее изученных знаний

Беседа по вопросам:

Какие натуральные волокна вы знаете?

Какие химические волокна вы знаете?

Какими свойствами химические волокна отличаются от натуральных?

(Как вы считаете, с чего начинается создание одежды?

По каким признакам можно определить волокнистый состав ткани? (Внешний вид, на ощупь, характер горения).

Для чего необходимо знать сырьевой состав ткани? (Для правильного ухода за одеждой).

Инструктаж учащихся по охране труда.

Учитель: все потребительские свойства ткани напрямую связаны с её сырьевым составом. Знание преимуществ и недостатков волокон, из которых состоит та или иная ткань, значительно облегчает процесс выбора ткани по назначению и уход за ней. Поэтому мы сейчас послушаем ваши сообщения.

Сообщения учащихся (В сообщениях коротко перечисляются свойства каждой группы ткани: растительного и животного происхождения, искусственных и синтетических)

III. Лабораторная работа “Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств”

Мы с вами изучили уже свойства всех текстильных волокон, а сейчас на практике попробуем выяснить: как можно определить эти свойства, так как умение определять природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления изделия. При выборе фасона одежды, необходимо определить ее назначение, а в зависимости от этого выбрать подходящую ткань, по свойству отвечающую тем или иным требованиям.

Дежурные раздают все необходимое для лабораторной работы (образцы тканей, ножницы, блюдце с водой, тигли для поджигания нитей, булавки, пинцеты.

Вводный инструктаж.

Предлагаю девочкам ознакомиться с заданием лабораторной работы (инструкционная карта).

Во время лабораторной работы ученицы должны определить природу сырья и разложить ткань по группам, заполнить предлагаемую таблицу. Для определения сырья ученицы пользуются органолептическим методом распознавания волокон, а во время лабораторной работы проверяют себя, правильно ли разложили ткани по группам вначале.

Повторение правил техники безопасности.

Инструктаж по технике безопасности:

    Образцы нитей поджигать только в тигле.

    Отрезанный кусочек ткани держать пинцетом над кюветом, не давать догорать полностью;

    Емкость с водой должна находиться рядом с тиглем, кусочек ткани тушить в ней.

Выдерните из лоскутков, одну нить и попробуйте поджечь ее спичкой и наблюдайте за характером горения, запишите.

Текущий инструктаж. Учитель совершает целевой обход, проверяет правильность выполнения работы, выявляет типичные ошибки, предлагает способы их устранения, следит за соблюдением правил техники безопасности.

Заключительный инструктаж. Подведение итогов лабораторной работы. Показ лучших работ.

Умение определять природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления швейного изделия. При выборе фасона одежды необходимо определить ее назначение, а в зависимости от этого выбрать подходящую ткань, по свойствам отвечающую тем или иным требованиям.

Физкультминутка

Закрепление изученного материала.

Как определить: из какого волокна изготовлена ткань?

Итак, давайте вспомним, о чем мы с вами узнали на уроке и подведем итог.

Вывод: умение определять природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления изделия.

А на следующем уроке во время лабораторной работы вы на практике убедитесь, какие свойства у тканей из химических волокон и как правильно ухаживать за изделиями из таких тканей.

Ткань растительного происхождения (хлопок, лен или вискоза) сгорит быстро, ровно, ярко, зола легко рассыплется, а в помещении останется запах жженой бумаги.

Ткань животного происхождения (шерсть, шелк) будет гореть плохо, распространяя запах жженого рога; на конце нити останется спекшийся шарик, который чуть тронь – разрушится.

Уксусной кислотой пахнет при горении нить ацетатного шелка, на конце нити образуется темный и твердый шарик.

Проделывая эти несложные опыты, учитывайте, что ткани часто изготавливают из смешанных волокон.

Как ухаживать за тканями? А теперь давайте послушаем практические советы, которые подготовили наши умелые хозяюшки. Выступление учениц с заранее подготовленными сообщениями.

Способ ухода за одеждой зависит от сырьевого состава ткани, из которой она изготовлена. Существуют международные обозначения условий, которые необходимо соблюдать во время стирки. Набор символов по уходу за изделиями печатается на специальной ленте и пришивается с изнаночной стороны. Ткани из искусственных волокон теряют свою прочность при стирке, поэтому изделия из этих тканей стирают, вручную или в стиральной машине, используя функцию “щадящий режим” при температуре 30-40 градусов, а после стирки изделия развешивают не отжимая. Гладить такие ткани можно чуть теплым утюгом.

Чтобы закрепить новую тему выполните задания: Выдаю каждой ученице кусочек образца ткани: определить волокнистый состав органолептическим способом и задание заполнить классификацию волокон.

Учащиеся выполняют задания, затем передают тетрадь соседу по парте для проверки. Упражнение- взаимоконтроль.

Анализ урока.

Учитель проводит анализ урока, отмечая правильность организации рабочего места, соблюдение учащимися правил безопасной работы, успешность выполнения лабораторной работы, комментируя допущенные ошибки. оценивает работу учащихся.

Домашнее задание : в альбом самостоятельно составить коллекцию образцов тканей из различных волокон в размере 5*5 см.