Характеристика субъектов и объектов социально-педагогической деятельности

Существует много различных точек зрения на то, как надо решать проблему изучения человека и его психики. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б.Г. Ананьевым.

Б.Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, – «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер. Человек как индивид обладает определенными свойствами. Б.Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил индивидуально-типические свойства – конституциональные (общесоматические), нейродинамические и билатеральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства – структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой деморфизм и возраст.

Следующее понятие, которое выделял Б.Г. Ананьев при изучении человека, – «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание – это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, – преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо.

Характеристика субъектов и объектов социально-педагогической деятельности

Основные понятия : социальная деятельность, социально-педагогическая деятельность, субъект деятельности, объект деятельности, групповой субъект социально-педагогической деятельности, критерии эффективности субъекта социально-педагогической деятельности, результативность деятельности, показатели успешности субъекта социально-педагогической деятельности.

Любая социальная деятельность невозможна без участия субъекта, являющегося инициатором социального воздействия, равно как и без объекта – лица, на которое направлено это воздействие.

В отличие от субъекта объект представляет собой пассивную, инициируемую сторону деятельности, то, на что направлена деятельная способность субъекта. Под такое абстрактное определение объекта деятельности подпадают не только съеденная человеком котлета, но и вилка в руках едока, не только срубленное лесорубом дерево, но и использованный для этого топор. Иными словами, важен не только "предмет", но и "орудие" труда, которые различаются в данном случае лишь как "опосредствующий" и "опосредствованный" объекты деятельности. В качестве объектов могут выступать любые явления окружающей нас действительности, в том числе и живые люди.

Социально-педагогическая деятельность в условиях городского социума представляется как многоплановая и многоуровневая активность специалистов, как правило, педагогического профиля по разрешению текущих и хронических проблем социализации личности или социальной группы на основе активного использования ресурсов и потенциальных возможностей социума, в том числе и самой личности (группы).

При рассмотрении субъекта и объекта социально-педагогической деятельности важно уяснить трактовку: "специалисты, как правило, педагогического профиля". При первом приближении это закрепляет положение о том, что субъектом социально-педагогической деятельности являются преимущественно специалисты педагогического профиля, но могут ими и не быть. Учитывая тот факт, что реальная практика подчеркивает значимость и целесообразность социально-педагогической функции субъектов в других сферах жизнедеятельности общества, следует отметить, что она выходит далеко за пределы педагогической деятельности, расширяя диапазон своего проникновения в другие виды профессиональной деятельности. Субъектами социально-педагогической деятельности могут быть специалисты различного профиля, использующие в своей основной деятельности возможности педагогического потенциала социума для совершенствования уровня обученности или воспитанности своих сотрудников или собственного самосовершенствования при помощи потенциала социума. Этим подчеркивается тот факт, что социально-педагогическую деятельность в виде функций своей основной деятельности могут выполнять специалисты непедагогического профиля, скажем, психологи, медики, юристы, аниматоры, руководители трудовых коллективов и т.д., т.е. представители различных ведомств и организаций.

Реализация целей любой профессиональной деятельности, как правило, осуществляется субъектом, имеющим индивидуальную или групповую основу. Что же касается социальной деятельности, как правило, имеющей групповой характер, то каждый участник такого вида деятельности может быть ее субъектом. В силу этого в практике социальной деятельности выделяют три группы субъектов: к первой группе относятся виды профессиональной деятельности, имеющие ярко выраженный субъект в лице специалиста соответствующей квалификации; вторую группу субъектов отличают виды деятельности, имеющие субъект, отражающий групповой характер деятельности; третья группа субъектов ориентирована на комплексный характер инициации деятельности, содержащей в себе и индивидуальный и групповой аспекты ее организации. Что касается социально-педагогической деятельности, то ее субъекта следует отнести к третьей группе, отражающей и индивидуальный, и коллективный характер причастности к деятельности. Рассмотрим представленную группу субъектов на примере социально-педагогической деятельности.

Субъектом социально-педагогической деятельности может быть как отдельный специалист, так и группа специалистов, решающих социально-педагогические проблемы отдельной личности или группы. Им может быть любое должностное лицо, использующее педагогические возможности социума для разрешения проблем личности или социальной группы.

В каждом социальном действии могут быть выделены два обязательных структурных компонента: субъект действия, или тот, кто действует, и объект действия, или то, на что или на кого направлена деятельная способность субъекта.

Перейдем теперь к рассмотрению наиболее общих механизмов деятельности – причин, побуждающих субъекта воздействовать на объект, последовательности его усилий и возможных результатов его активности.

В роли субъекта деятельности может выступать как конкретный индивид, так и социальная группа или общество в целом.

Субъект социально-педагогической деятельности можно рассматривать интегративно – как совокупность субъектов, должностных лиц, штатно выполняющих социально-педагогическую работу, и тогда главным субъектом становится социальный педагог, или функционально – как совокупность субъектов, должностных лиц, участвующих в ней частично, внештатно, т.е. выполняющих по совместительству лишь определенные ее функции, реализуемые в интересах и в рамках своих обязанностей, и этой работой занимаются практически все специалисты любого социального учреждения, в том числе образовательного, медицинского, правового, социокультурного, и их руководители.

В качестве примера возьмем обычного педагога школы. Любой педагог, наряду с выполнением своих непосредственных обязанностей, призванных для реализации педагогической деятельности, может выполнять социально-педагогическую функцию в случае использования потенциальных возможностей социума для достижения педагогических целей. В таком случае он превращается, по сути, в социального педагога. Опыт работы классных руководителей в общеобразовательной школе подтверждает правоту этих выводов, так как они активно используют потенциальные возможности семьи как социального института для работы, например со слабоуспевающими учащимися или учащимися с признаками школьной дезадаптации. Например, классный руководитель использует воспитательный потенциал семьи для влияния на нерадивого учащегося. Если рассматривать семью как социальный институт, имеющий свой воспитательный потенциал, то можно с полной уверенностью сказать, что классный руководитель использует воспитательный потенциал социума на уровне семьи, а значит, реализует социально-педагогическую функцию в своей педагогической деятельности. Но вот незадача, классный руководитель обратился за помощью к семье с целью ее влияния на учащегося, а семья оказывается педагогически несостоятельной и не имеет необходимого воспитательного потенциала. Что остается делать классному руководителю: первый вариант – развернуться и продолжать собственное воздействие на учащегося привычными традиционными педагогическими методами, включая административные ресурсы школы, педсовета и т.д. В данном случае классный руководитель поступает как обычный педагог-администратор, опирающийся в решении педагогических проблем на свои собственные силы; второй вариант – классный руководитель со взглядом на перспективу займется восстановлением воспитательного потенциала семьи в целях задействования его по назначению и в последующем вместе с семьей разрешением проблемы учащегося. Да, это более длительный, но при этом более верный, грамотный и гарантированный путь решения проблемы. В данном случае классный руководитель выполняет социально-педагогическую функцию, заключающуюся в восстановлении (развитии) воспитательного потенциала социума на уровне одного из социальных институтов – семьи учащегося. Он поступает как профессионал, трезво оценивая собственные возможности, возможности школы и самой семьи.

Вы скажете – классный или не классный, все равно руководитель, а любому руководителю свойственна функция установления связи с другими социальными институтами. Но в чем же суть социально-педагогической функции обычного учителя? Чем она отличается от обычной педагогической функции обучать и воспитывать детей в процессе урока? Скажем, учитель химии проводит урок с учащимися 9 класса по проблеме переработки нефтепродуктов. Он может использовать классические учебники по химии, специальную литературу, последней моды специальное оборудование. Он реализует педагогическую функцию – дает знания, формирует навыки и умения специалистов нефтяной промышленности, проводит профориентацию на эту профессию и т.д. Но вот другая картина: учитель, готовясь к уроку по данной проблеме химии, связался с руководством нефтеперегонного завода, менеджерами по продажам, или их музейными работниками и пригласил их представителей на урок но химии или, наоборот, договорился о проведении очередного урока на этом предприятии и встрече учащихся с лучшими специалистами этого завода, которые расскажут об особенностях производственного процесса, покажут образцы продукции, пояснят дальнейший ход движения этой продукции по рынку и т.д. Очевидно, что этот урок пройдет более эффективно и с лучшей воспринимаемостью, а значит, и усвояемостью. Этому способствовало использование учителем химии педагогического потенциала завода как социального института, как элемента социума. В этом случае учитель химии, далекий от социальной педагогики человек, использует социально-педагогический подход в своей профессиональной деятельности, прежде всего для повышения ее эффективности. Но лучше, если он это будет делать осознанно, со знанием дела, тогда можно планировать результат, а не ожидать, что получится.

Третий пример – учитель-гуманитарий для лучшего усвоения учащимися учебного материала и для формирования патриотических качеств личности может активно использовать в учебном процессе потенциальные возможности собственного школьного музея как социального института. В данном случае он реализует социально-педагогическую функцию. А если работник школьного музея постоянно проводит работу с конкретной группой учащихся, отличающихся особыми потребностями, и использует для этой целевой работы специальные экспонаты, музейные материалы, то он реализует в своей деятельности социально-педагогическую функцию и его по праву можно называть социальным педагогом. В то же время любой социальный педагог, увлекающийся административными методами воздействия на личность при обучении или воспитании и не использующий потенциальные возможности социума для разрешения личностных проблем, превращается в обычного педагога.

Субъектом может быть любой работник образования, например, преподаватель вуза, включающий в свою профессиональную деятельность ознакомление студентов с потенциалом социума, его возможностями применительно к конкретной учебной дисциплине и ее разделов; формирующий умения поиска оптимальных вариантов реализации педагогического потенциала социума; развивающий навыки анализа получаемой информации от различных источников социума; анализирующий эффективность использования потенциала социума студентами и оценивающий их работу.

Таким образом, деятельность всех субъектов организации социальнопедагогической деятельности (классного руководителя, учителя-предметника, работника школьного музея, педагога, тьютора, представителей социальных институтов) направлена на создание необходимых условий развития и самореализации личности в конкретном социуме.

Кроме отдельных лиц субъектом социально-педагогической деятельности могут выступать и социальные учреждения, предприятия, организации, агентства, фонды и др. Таким образом, в каждом конкретном учреждении, где специалисты реализуют совместно или самостоятельно в силу своих профессиональных потребностей социально-педагогическую функцию, имеют место элементы социально-педагоги ческой деятельности. А, значит, есть группа специалистов, создающая и развивающая целеполагание социально-педагогической деятельности и сохраняющая соответствующие ее атрибуты: принципы, методы, средства и формы, т.е. носителей ее потенциала.

Объединение этих единомышленников в единое русло, в единый профессиональный процесс является важнейшей задачей формирования социально-педагогической службы учреждения. Основой объединения специалистов различного профиля в социально-педагогическую службу учреждения является причастность их к реализации социально-педагогической функции в процессе выполнения своей профессиональной деятельности. Это может быть и руководитель образовательного учреждения, и заместитель по учебной, воспитательной работе, классный руководитель, учитель-предметник, психолог, медик, юрист, воспитатель образовательного учреждения, активно использующие в решении своих профессиональных задач потенциал социума.

В реальной практике существует расхожее заблуждение – отождествление социально-педагогической деятельности с деятельностью социального педагога. Он выступает лишь основным звеном (субъектом) в этом виде деятельности, осуществляемой объединением различных должностных лиц. Организатором такого объединения выступает штатный социальный педагог – сотрудник образовательного учреждения, который создает условия для социального и профессионального саморазвития обучающихся (воспитанников), организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма с учетом педагогических ресурсов и возможностей социума, исторических и культурных традиций города и т.д.

Основным субъектом, организатором социально-педагогической деятельности является социальный педагог, имеющий среднее специальное или высшее профессиональное социально-педагогическое образование. На него возлагается ответственность организации социально-педагогической деятельности специалистов различного профиля в рамках целей и задач образовательного учреждения. Фактически он является организатором и основным ответственным лицом за результаты этого вида социальной деятельности. Он в соответствии с принципом единоначалия несет персональную ответственность за результаты коллективных усилий. В силу того, что социально-педагогическая деятельность по своей природе является совместной деятельностью, значит ее субъектом могут быть как отдельный специалист, так и другие, причастные к этому делу специалисты, даже другого профиля. Учитывая ее групповой характер, следует вместе с целью соотносить и субъекта деятельности, который объединяет совместные усилия специалистов различного профиля.

Основной задачей социального педагога образовательного учреждения является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением.

Обязанности социального педагога образовательного учреждения может выполнять работник, квалификация которого подтверждается дипломом о профессиональном педагогическом образовании, сертификатом социального педагога.

Социальный педагог взаимодействует с руководителем образовательного учреждения, учителем, педагогом-психологом, валеологом, педагогом-организатором, воспитателем, обучающимися (воспитанниками) и их родителями (лицами, их заменяющими).

В социально-педагогической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли – организатора, посредника, мобилизатора, оценщика, брокера, активиста, диагноста, аниматора, катализатора, воспитателя и т.д. При этом способность выступать в различных ролях относится к числу умений, которыми должен обладать специалист. Успешность его действий определяется его способностью выполнять эти роли и умением адаптироваться в нужный момент к каждой из них. В функциональном назначении любого социального педагога на первое место выдвигается его "умение создавать и развивать отношения между людьми, между человеком и его окружением", "умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами".

Объектами социально-педагогической деятельности являются как отдельные личности, так и целые группы людей, нуждающихся в помощи социума, использовании его потенциальных возможностей для самореализации, но не имеющих доступа к его ресурсам и возможностям по различным причинам.

Объект (от позднелат. objiectum – предмет, от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю) – философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объективная реальность, существующая независимо от человека и его сознания, выступает как объект для познающего индивида в формах деятельности, языка и знаний, выработанных в ходе исторического развития общества.

Материализм исходит из того, что материальный объект познания и практической деятельности существует до, вне и независимо от деятельности субъекта. Идеализм, напротив, изображает объект познания только как продукт деятельности субъекта, как продукт сознания и воли человека (субъективный идеализм) или надмирового существа, "абсолютного субъекта" (объективный идеализм). Домарксистский материализм рассматривал отношение субъекта и объекта в познании как отношение, в котором субъект пассивно воспринимает воздействие от объекта. Идеализм, как правило, односторонне подчеркивал и абсолютизировал активную роль сознания.

Объектом может быть природный предмет, тот или иной социальный институт, сам человек, поскольку он не сводится ни к природному, ни к социальному бытию. Объектом деятельности может оказаться и сам субъект, если его активность направлена на самопознание и самоизменение.

Однако утверждать, что ее объектами являются исключительно отдельные индивиды или их группы, значит существенно сузить понимание сущности этого сложного явления. Исходя из посылки, что объектом социально-педагогической деятельности является все, на что направлена активность и репродуктивное внимание субъекта, можно утверждать, что к объектам социально-педагогической деятельности относятся отдельные люди, группы, а также те созданные ими социальные явления, составляющие нередко смысл их жизнедеятельности. Это могут быть в целом теоретические основы социальной педагогики как науки или виды, средства, формы и методы воспитания, на которые направлена активность специалиста с целью их совершенствования; проблемы социализации личности, а также формы и средства их разрешения; социум или его педагогический потенциал, реализующийся субъектом деятельности для разрешения проблем социализации личности; взаимодействие отдельных индивидов, социальных институтов или личностные качества индивида и т.д.; различного рода проблемы социализации личности, требующие вмешательства субъекта деятельности.

Социально-педагогическая деятельность направлена на разрешение различных проблем личности или группы, имеющих социально-педагогическое содержание. Это прежде всего проблемы самореализации; проблемы формирования социальных потребностей и способностей; ослабление или устранение девиантностей, проблемы зависимостей различной этимологии; проблемы социальной, профессиональной, школьной дезадаптации; проблемы различных уровней социализации личности; проблемы формирования здорового образа жизни и др.

Социально-педагогический подход требует использования возможностей социума при реализации целей профессиональной деятельности. Причем эту деятельность необходимо сделать целенаправленной, научно обоснованной, педагогически организованной системой построения отношений объекта с окружающей социальной средой, с ее многофакторным воздействием на личность.

Каждое из обозначенных направлений разрешения проблем объекта социально-педагогической деятельности неизбежно ставит вопрос о сущности самих проблем личности.

Объекты социально-педагогической деятельности и их проблемы самый сложный элемент системы социально-педагогической деятельности, нормальное функционирование которой нуждается в самых разных услугах, которые порой ей не оказываются социальными службами. По некоторым оценкам специалистов, количество клиентов, обращающихся по одному и тому же поводу в разные учреждения, весьма велико и составляет от 25 до более 50%. Возможными причинами этого, как установлено исследованием клиентов ряда регионов России, является то, что только 1 /3 их проблем решается при помощи специалистов, с 1/3 проблем справляются сам клиент и время, а более 1/3 из них трансформируются в тяжелые для него последствия и переходят в хронические формы, вызывая серьезные последствия. Так, по зарубежным источникам известно, что повышение безработицы в результате сокращения кадров только на 1% приводит к повышению количества преступлений на 6%, а количество суицидов возрастает на 7%.

Объектами социально-педагогической деятельности являются самые различные категории населения, представляющие всевозможные возрастные и этнические группы, классы и т.д., ими могут быть и отдельные сообщества и организации. Применительно к основным группам социально-педагогических проблем сегодня наиболее выделяются следующие группы клиентов:

а) в сфере реализации социальных потребностей детей и взрослых педагогически запущенные дети, различные категории подростков с признаками социальной дезадаптации, лица, подвергшиеся насилию, и другие, наиболее распространенными проблемами которых являются нарушение права собственности, плохое обращение с детьми, изоляция, эмоциональное отвержение и побеги детей из семей и т.д.;

б) в сфере социальных отношений – одинокие граждане и граждане, частично утратившие способность к взаимодействию с социальной средой в связи с болезнью, инвалидностью, беспризорные несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации; лица, пострадавшие от физического или психологического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных конфликтов; дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и др.; их проблемы связаны с устройством в социальные учреждения, с контролем за средствами клиента и их прохождением при обслуживании, с адаптацией в социальном окружении, с обеспечением гарантий непрерывности процесса оказания услуг по уходу, с обеспечением соответствия услуг нуждам клиента в зависимости от изменений в различные периоды жизни и т.д.;

в) в сфере профессионального самоопределения – лица, ищущие или потерявшие работу и испытывающие затруднения в выборе профессии, подростки с асоциальным и неадекватным поведением, выпускники учебных заведений и учреждений интернатного типа, а также другие категории граждан, временно оказавшихся в трудных социальных обстоятельствах; суть их проблем заключается в переподготовке, трудоустройстве, социально-педагогической адаптации, морально-эмоциональной, физической, психолого-педагогической и других видах поддержки человека.

Объектами социально-педагогической деятельности являются как отдельные личности, так и целые группы людей, стремящиеся реализовать или развивать потенциал социума в разрешении проблем социализации личности.

Таким образом, сущность субъектности и объектности выражается в способности человека управлять своими действиями в социуме, реально практически преобразовывать действительность, планировать способы социальных взаимодействий, реализовывать намеченные программы, оценивать результаты своих действий.

Познание личности всегда было и продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в психологии. Все социально-психологические теории пытаются ответить на вопросы: что формирует личность? почему существуют индивидуальные различия? как происходит развитие личности? какие происходят изменения личности на протяжении жизни человека?

Существует очень много разнообразных подходов к классификации теорий и концепций личности. Основаниями для классификации могут быть, например, способ объяснения поведения, способ получения данных о личности, структура личности, различные возрастные периоды в развитии личности и др.

Рассмотрим в общих чертах некоторые из теорий личности, сложившихся во второй половине XX в.

В соответствии с бихевиористской теорией личность – это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Изменяя их, можно программировать человека на требуемое поведение. Основоположник этой теории – американский ученый Д. Уотсон – видел задачу психологии в том, чтобы научиться «просчитывать» и программировать поведение человека.

Согласно теории черт (Г. Олпорт, Р. Кеттелл) люди отличаются друг от друга набором и степенью развитости у них отдельных личностных черт (или мотивов), которые действуют в данный момент и стимулируют поведение человека. Описание личности можно получить на основе, например, тестологического обследования или обобщения наблюдений за данной личностью. Результаты исследования позволили Кеттеллу создать шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF), получивший большую популярность во всем мире.

По теории социального научения (А. Л. Бандура и др.) основной причиной индивидуального различия людей является осуждение или одобрение поступков человека другими людьми. Развитие личности происходит условно-рефлекторно в результате наблюдения за поведением окружающих и подражания им.

Одной из наиболее распространенных теорий личности является психоаналитическая теория (З. Фрейд). Впоследствии на ее базе возник целый ряд теорий, который условно можно назвать «теории неофрейдизма». Работая в клинике неврозов известного французского невролога Ж. Шарко, Фрейд познакомился с терапией неврозов. Впоследствии он отошел от гипнотического внушения и перешел к исследованию и интерпретации сновидений, ассоциаций, оговорок, описок, что и явилось основой метода психоанализа. Согласно его теории поведение личности определяется потребностями. Раскрывая характер взаимодействия этих потребностей и возможности их удовлетворения, Фрейд выделяет в структуре личности три компонента: ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»).

«Оно» – бессознательная часть психики, сосредоточие биологически врожденных, бессознательных инстинктов. «Оно» подчиняется принципу получения удовольствия и принципу сохранения внутреннего равновесия.

«Сверх-я» – это носитель моральных стандартов общества, его культурных норм, та часть личности, которая играет роль внутреннего критика человека, своего рода «цензора», его совести.

«Я » старается установить гармонию, равновесие между «Оно» и «Сверх-я», подчиняется нормам и требованиям реальности.

Приведем типы характеров (его акцентуации), выделенные Е. А. Личко, и их характеристики:

циклоидный – чередование смены настроений от приподнятого до подавленного;

гипертимный – подвижность, повышенная психическая активность, жажда деятельности, привычка разбрасываться, не доводить начатое до завершения;

лабилъный – крайняя изменчивость настроения, большая зависимость от сиюминутного настроения;

астенический – повышенная мнительность, капризность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям;

сенситивный – повышенная чувствительность, застенчивость, робость;

психастенический – ускоренное и раннее интеллектуальное развитие, склонность к самоанализу, высокая тревожность, нерешительность, постоянные сомнения;

шизоидный – замкнутость, сдержанность во внешнем проявлении чувств, трудности в установлении эмоциональных контактов;

эпилептоидный – жестокость, властность, себялюбие, конфликтность, педантичность;

застревающий (паранойялъный1 – подозрительность, повышенная обидчивость, стремление к доминированию, конфликтность;

истероидный – эгоцентризм, склонность к лидерству, авантюристичность, тщеславие;

дистимный – склонность к депрессиям, сосредоточенность на мрачных сторонах жизни;

неустойчивый – склонность к праздности, тяга к развлечениям, умение легко устанавливать контакты с окружающими, поверхностное общение;

конформный – подчинение мнению других, приспособленчество, зачастую консерватизм.

В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского, И. Ф. Лесгафта, А. З. Лазурского, Б. Г. Ананьева и др.

5. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, обладающее рядом признаков: наличие усилий и продуманного плана для выполнения того или иного волевого акта; усиленное внимание к такому поведенческому действию; отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения; состояние оптимальной мобилизованности личности, концентрации в нужном направлении. Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах (качествах):

сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели;

настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей;

выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия;

решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

смелость – умение побороть страх и идти на оправданный риск, несмотря на наличие опасности;

самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач;

дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности;

организованностъ – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.

Волевые действия подразделяются на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествуют осознание его мотивов, возникновение намерения осуществить этот волевой акт, составление плана, учет последствий и т. д.

6. Чувства отражают устойчивое отношение человека к какому-либо конкретному объекту (реальному или воображаемому). Они возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека, менялись только способы выражения чувств в зависимости от той или иной исторической эпохи. Чувства всегда сугубо индивидуальны. То, что у одного человека вызывает одну гамму чувств, у другого может вызвать совершенно другие эмоции.

3. Субъект деятельности

Категория «субъекта» является одной из важнейших как на общефилософском, научном, так и на чисто практическом уровне. Она раскрывает качество активности человека, выявляет его роль в мире, способность к деятельности, самоопределению и развитию. Начиная с 20-х гг. XX в. отечественной психологией разрабатывается субъектный подход к изучению личности, раскрывается методологическая роль этой категории для определения предмета психологии, выявления специфики сознания, деятельности. Разработка такого подхода связана с именами С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Б. Г. Ананьева.

Человек – существо социальное, его эволюция и социальное развитие возможны благодаря тому, что он способен выступать в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Наличие сознания – высшей формы психического развития, определяющей возможность познания объективной реальности и формирования целенаправленного поведения, – является главной чертой человека как субъекта деятельности, отличающей его от остальных представителей животного мира. Человек – это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. По мере развития социума последовательно изменялся состав и виды деятельности: собирательство, охота, земледелие, производство, управление, политика, образование, военная служба и т. д. Эти виды деятельности распределены в структуре общества между людьми как единицами общества, образуя огромную взаимосвязанную систему.

Таким образом, вид деятельности человека непосредственно связан с его статусом в обществе и определяет характер отношений между людьми как носителями своего статуса. Поэтому человек всегда является одновременно и субъектом предметной деятельности, и субъектом социальных отношений между людьми. Заняв определенную нишу в обществе (рабочий, врач, учитель и т. д.), человек не только является субъектом конкретной деятельности, но и выполняет одновременно целый комплекс ролей по отношению к другим членам социума.

Статус определяет качество и уровень социального положения человека в обществе, соответствующего официально закрепленным за этим статусом обязанностям и полномочиям, либо место в неформальной иерархии отношений, признанной достаточно широким слоем общества.

Как отмечает Б. Г. Ананьев, все компоненты, характеризующие человека, тесно связаны друг с другом. Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества. Однако формирование личности является настолько сложным и неоднозначным процессом, что при изучении этой проблемы необходимо учитывать, что личность – это социальное качество индивида, в котором человек предстает как член общества, вне которого это качество не существует. Объективным основанием появления и развития личностных свойств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается. Кроме того, формирование и развитие личности необходимо рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. При этом нужно иметь в виду, что этот процесс направляется обществом с помощью специальных институтов, в первую очередь – через систему воспитания и образования.

Субъект деятельности

Категория ʼʼсубъектаʼʼ является одной из важнейших как на общефилософском, научном, так и на чисто практическом уровне. Она раскрывает качество активности человека, выявляет ᴇᴦο роль в мире, способность к деятельности, самоопределению и развитию. Начиная с 20-х гг. XX в. отечественной психологией разрабатывается субъектный подход к изучению личности, раскрывается методологическая роль этой категории для определения предмета психологии, выявления специфики сознания, деятельности. Разработка такого подхода связана с именами С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Б. Г. Ананьева.

Человек – существо социальное, ᴇᴦο эволюция и социальное развитие возможны благодаря тому, что он способен выступать в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Наличие сознания – высшей формы психического развития, определяющей возможность познания объективной реальности и формирования целенаправленного поведения, – является главной чертой человека как субъекта деятельности, отличающей ᴇᴦο от остальных представителей животного мира. Человек – это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. По мере развития социума последовательно изменялся состав и виды деятельности˸ собирательство, охота, земледелие, производство, управление, политика, образование, военная служба и т. д. Данные виды деятельности распределены в структуре общества между людьми как единицами общества, образуя огромную взаимосвязанную систему.

Таким образом, вид деятельности человека непосредственно связан с ᴇᴦο статусом в обществе и определяет характер отношений между людьми как носителями своего статуса. Поэтому человек всегда является одновременно и субъектом предметной деятельности, и субъектом социальных отношений между людьми. Заняв определенную нишу в обществе (рабочий, врач, учитель и т. д.), человек не только является субъектом конкретной деятельности, но и выполняет одновременно целый комплекс ролей по отношению к другим членам социума.

Статус определяет качество и уровень социального положения человека в обществе, соответствующего официально закрепленным за этим статусом обязанностям и полномочиям, либо место в неформальной иерархии отношений, признанной достаточно широким слоем общества.

Как отмечает Б. Г. Ананьев, все компоненты, характеризующие человека, тесно связаны друг с другом. Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества. Однако формирование личности является настолько сложным и неоднозначным процессом, что при изучении этой проблемы необходимо учитывать, что личность – это социальное качество индивида, в котором человек предстает как член общества, вне которого это качество не существует. Объективным основанием появления и развития личностных свойств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается. Кроме того, формирование и развитие личности необходимо рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. При этом нужно иметь в виду, что этот процесс направляется обществом с помощью специальных институтов, в первую очередь – через систему воспитания и образования.

  • - Индивид, индивидуальность, личность, субъект деятельности.

    Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и... .


  • - Человек как субъект деятельности.

    Важнейшая функция психики – регуляция, управление поведением и деятельностьюживого существа. В её изучение внесли вклад отечественные ученые А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский. Действия человека, его активность существенно отличаются от действий и поведения животных. ... .


  • - Раздел 2. Человек как субъект деятельности

    в 3 ализации 9 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ (I курс, 2-ой семестр, 1997/98 учебный год) 9.II.98/0 Лекция №1 Начинаем второй раздел нашего курса. [В прошлом семестре] мы недопрошли один вопросик – «Об­раз мира». Этот вопрос настолько ценен [для меня, что] я [обя­за­тель­но] изложу его, но... .


  • - Личность как субъект деятельности

    В процессе деятельности человек действует не по абстрактной схеме, а в разнообразных общественно необходимых формах решает общественно необхо­димые задачи, направляет свою активность на поис­ки оптимальных путей решения этих задач. Рас­сматривая деятельность как... .


  • - Субъект деятельности

    Категория «субъекта» является одной из важнейших как на общефилософском, научном, так и на чисто практическом уровне. Она раскрывает качество активности человека, выявляет его роль в мире, способность к деятельности, самоопределению и развитию. Начиная с 20-х гг. XX в.... .


  • - Личность как субъект деятельности и объект самовосприятия

    «Мы привыкли думать, что человек представляет собой центр, котором фокусируются внешние воздействия, из которого расходятся линии его связей с внешним миром, что этот центр, наделённый сознанием и есть его «Я». Дело, однако, обстоит вовсе не так... Многообразные... .


  • - Понятие личности в психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.Классификация современных теорий личности.

    К.Роджерс, Г. Олпорт, А. Маслоу. Личность рассм-ся как некое псих-ое образование, возникшее в процессе жизнедеят-ти человека в общ-ве,как продукт развития чел-ого опыта, усвоения обществ-ых форм поведения. Для психологов гуманистического направления личность является неким... .


  • - ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

    Существует много различных точек зрения на то, как надо решать проблему изучения человека и его психики. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б.Г. Ананьевым. Б.Г. Ананьев выделял в системе человекознания... .


  • Эльмурзаев Махмутгири Атуевич

    В статье обосновывается необходимость создания социально-психологической типологии субъектов физкультурной деятельности. Эта необходимость вытекает из того положения, что в современных научных исследованиях типология спортсмена разрабатывается преимущественно на психофизиологическом уровне. Недостаточно учитываются те конкретные социальные условия, в которых осуществляется физкультурно-спортивная деятельность. Построение типологии субъекта физкультурной деятельности должно основываться на качестве и мере социальной активности субъекта в сфере физической культуры.

    Скачать PDF

    Целевое программирование деятельности индивидуального субъекта

    Туев Василий Афанасьевич

    Рассматривается программирование деятельности индивидуального субъекта в аспекте взаимодействия потребностей индивида и общества. Выявляется место, которое в этом взаимодействии занимают стимулы, интересы и намерения субъекта. Обосновывается вывод о том, что цели субъекта в непосредственном плане выражают не потребности индивида, а объективное противоречие между этими потребностями и общественно определенными возможностями их удовлетворения. На этой основе эксплицируется взаимозависимость объективных и субъективных детерминант деятельности в процессах ее мотивации.

    Скачать PDF

    Проявление субъектности в профессиональной деятельности менеджера, в типах взаимодействия

    Аборина Марина Владимировна

    В статье рассмотрена проблема субъектности и выделены типы взаимодействия менеджеров с клиентами в сфере торгового бизнеса

    Скачать PDF

    Проявления коллективного субъекта учебной деятельности в студенческой группе

    Колесникова Екатерина Ивановна

    В статье проанализированы научные подходы определения коллективного субъекта учебной деятельности. Рассмотрены проявления коллективного субъекта в ходе наблюдения двух экспериментальных ситуаций и соотнесены с результатами социометрического исследования учебной группы и микрогрупп

    Скачать PDF

    Становление студента как субъекта будущей деятельности

    Росина Наталья Леонидовна

    Рассматривается проблема готовности студентов к проявлению субъектной активности в обучении. Изучаются особенности субъектной позиции в учебной деятельности. Автор выделяет профессиональную обучаемость как ведущий компонент учебной субъектности, раскрывает ее сущность и структуру.

    Скачать PDF

    Влияние личностных характеристик субъекта творческой деятельности на результативность творческих дос

    Юрина Алла Анатольевна

    Статья посвящена анализу некоторых личностных характеристик субъекта творческой деятельности: творческой активности, мотивации творчества, эмоциональных состояний творца, субъективного творческого мира со своим пространством и временем, творческой уникальности, психологических барьеров в творчестве.

    Скачать PDF

    Особенности субъективного восприятия в зависимости от профессиональной деятельности и возрастной кат

    Галанин Сергей Ильич, Чайковская Марина Геннадьевна, Белкина Тамара Леонидовна

    Скачать PDF

    Психологические критерии оценки деятельности организации как коллективного субъекта труда

    Чечурова Юлия Юрьевна

    Целью данного исследования является выявление важнейших критериев оценки деятельности организации как коллективного субъекта труда, что в период экономического кризиса выступает необходимым условием поддержания и развития организации на рынке. Сбор эмпирических данных осуществлялся по оригинальной авторской программе, включающей проективные методы; оригинальную авторскую методику психодиагностики критериев оценки организационной деятельности; глубинное интервью экспертов; комплексный системный анализ. Результаты показали, что критерии, используемые для оценивания организационной деятельности, неизбежно зависят от конкретного контекста, и, следовательно, не являются однозначными, т.е. разные стороны имеют свои цели и интересы в осуществлении и результатах деятельности. Соответственно любая оценка должна охватить специфические ресурсы точки зрения главных менеджеров, линейных менеджеров, сотрудников и клиентов организации.

    Скачать PDF

    Сущность познавательной деятельности следователя как субъекта труда в ходе производства следственных

    Кругова Наталья Владимировна

    Исследование сущности познавательной деятельности следователя как субъекта труда в ходе производства следственных действий по уголовному делу проведено с целью выявить психологические особенности данного вида деятельности для получения теоретических выводов и выработки практических рекомендаций, позволяющих оптимизировать труд следователя. Выводы и результаты исследования могут быть использованы образовательными учреждениями при подготовке следователей к профессиональной деятельности, а также для их работы в органах прокуратуры, МВД РФ, ФСБ РФ.