Цель: расширить знания детей о типах леса; формирование познавательного интереса к познанию природы своего края.
Уточнить знания детей по теме «Что такое лес: его этажность, присутствие насекомых, птиц, зверей»;
Познакомить с произведением М. Пришвина «Этажи леса»;
Углубить представления детей о видах леса: лиственный, хвойный, смешанный;
Познакомить детей с функцией леса: продуктивные (где заготавливают древесину) и рекреационные (где отдыхают, собирают грибы, ягоды);
Углублять и систематизировать знания детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой;
Формировать умение правильно вести себя в природе, не навредить ей.
Предварительная работа: чтение Ю. Дмитриева «Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес»; рассматривание картин русских художников:
- Игорь Прищепа «Русский пейзаж»;
- Юрий Панцырев «Березовый лес»;
- Иван Шишкин «Корабельная роща»;
- Иван Шишкин «Папоротники в лесу»;
- Исаак Левитан «Дорога в лесу»;
- Иван Шишкин «Еловый лес»;
- Михаил Кугач «Солнечный лес».
Словарная работа: лиственный, хвойный, смешанный лес; продуктивный и рекреационный лес; подлесок.
Ход занятия:
Воспитатель: От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это – северный … (олень).
Ребята, к нам в гости спешит северный олень. (Дети здороваются с гостем.)
Олень: Ребята, я живу в лесу – это мой дом. А вы знаете, что такое лес? Что там растет? Кто там живет? (Дети общаются с гостем.)
Олень: Правильно, лес – это большое количество деревьев, которые растут на больших площадях с сомкнутыми кронами. Лес, это сложный живой механизм, который сочетает в себе множество деталей различных по размерам, типам и принципам действия (деревья, кусты, травы, птицы, насекомые, животные). Лес – это растительное сообщество, где все взаимосвязано.
Воспитатель: ребята, вы знаете, что в лесу есть этажи! Не верите?! Давайте познакомимся с произведением М. Пришвина «Этажи леса». (Чтение рассказа.)
Олень: друзья, а вы догадались, на каком этаже я живу? (внизу, на первом этаже). А на каком этаже живут муравьи, белки, зайцы?... (Дети отвечают.)
Воспитатель: ребята, лес состоит из 5-ти ярусов: (воспитатель называет ярусы и показывает их на картинах художников)
- высокие здоровые деревья, прикрывающие все остальные;
- молодые деревья (подрост);
- подлесок: кустарники – они не дают дождям размывать почву;
- полукустарники и травы;
- мхи, грибы, лишайники.
Олень: друзья, лес бывает разный; я живу в смешанном лесу. Может, кто-то из вас знает другие виды лесов? Чем они отличаются?
Дети отвечают: лиственные, хвойные и смешанные леса.
Воспитатель: ребята, давайте назовем нашему гостю, какие мы знаем лиственные деревья (береза, осина, тополь, ива) и хвойные (ель, сосна, пихта, кедр).
Олень: давайте поиграем! Девочки будут лиственными деревьями, мальчики – хвойными. Когда я говорю «лиственный лес» - встают девочки и образуют лес, когда «хвойный лес» - встают мальчики, а если «смешанный лес» - девочки и мальчики встают врассыпную.
Игра «Хвойный, лиственный, смешанный лес»
Воспитатель: ребята, предлагаю вам рассмотреть листок и хвою (площадь поверхности). Затем рассмотрим ветку лиственного дерева и хвойного (толстая и тонкая). Воспитатель подводит к тому, чтобы дети смогли ответить на вопрос: «Почему лиственные деревья сбрасывают листву на зиму?» (ветка лиственного дерева тонкая, а поверхность листочка большая; если снег покроет дерево вместе с листьями, то ветка не выдержит тяжести и сломается).
Олень: в моем лесу люди отдыхают, собирают грибы и ягоды – мой лес называют рекреационный. Вот только не все гости моего леса умеют правильно себя вести. Я принес фотографии (картинки), на которых запечатлены действия и поведение людей.
Рассматривание дидактических картинок «Правильное и неправильное поведение в лесу»: (перечень согласно нумерации на картинках)
- Не разоряйте птичьи гнезда!
- Не разоряйте муравейники!
- Не забирайте из леса домой животных!
- Не обижайте лесных насекомых!
- Не рвите полевые цветы!
- Не рвите редкие цветы!
- Не ловите бабочек и стрекоз!
- Не шумите в лесу!
- Не разжигайте в лесу костер без взрослых!
- Не оставляйте мусор в лесу!
- Не бейте стекло в лесу!
- Не вырезайте надписи на деревьях!
- Не портите несъедобные грибы!
- Не вырывайте кустарники с корнем!
- Не обижай змей!
Воспитатель: Олень, а тебе известно, что лес приносит нам людям огромную пользу?! Наши дети сейчас тебе расскажут. Воспитатель подытоживает и говорит, что есть леса, где заготавливают древесину и их называют продуктивными.
Олень: ребята, я хочу поиграть с вами в подвижную игру «Северные олени».
Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве; передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.
Уточняем, кто является врагом оленей (дети называют медведей, волков). Воспитатель предлагает разделиться на две команды: одна команда – олени, другая – медведи. Олени будут жить около юрт и кустов, а медведи на другой стороне в овраге, в берлоге. «Олени» изображают рога, подняв руки вверх и передвигаться длинными прыжками, убегают и прячутся возле юрт, медведи их догоняют. Условным сигналом для начала игры является удар в бубен.
Воспитатель: ребята, подошло время прощаться с нашим другом Северным Оленем. Чтобы найти дорогу домой (в лес) и не заблудится, оленю помогут звуки леса.
Рефлексия: воспитатель ставит запись природных звуков леса: олень уходит, а ребята пробуют в звуках леса услышать и назвать его жителей.
Ирина Горлова
Конспект НОД по экологии «В гости к фее природы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Усть-Ишимский детский сад №1»
Конспект НОД по экологии
«В гости к фее природы »
Подготовила : воспитатель I
Филоненко Ольга Витальевна
Усть – Ишим – 2014 г.
Образовательная область : Познание.
Интеграция образовательных областей : Познание, Чтение Художественной Литературы, Коммуникация, Социализация, Художественное Творчество.
Цель НОД :
Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приёмы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).
Формировать навыки правильного поведения в природе .
Задачи НОД по образовательным областям :
Познание : Закрепить знания детей о природе и заботливое отношение к природе .
Коммуникация : Активизировать речь детей, совершенствовать диалогическую речь детей.
Чтение художественной литературы : Закрепить стихи о птицах – ласточке.
Социализация : Развивать умение быстро отвечать на блиц – вопросы; отгадывание загадок.
Художественное творчество : Развивать творческие способности детей – смекалку и сообразительность.
Методы и приемы : сюрпризный момент – появление почтового голубя, показ, вопросы, аудио – запись, рефлексия.
Формы детской деятельности : беседа, дидактическая игра с правилами, отгадывание загадок, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, слушание, экскурсия, решение проблемной ситуации.
Виды детской деятельности : двигательная, игровая, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы, конструирование из бумаги , речевая, познавательно – исследовательская.
Предварительная работа : беседа, дидактические игры, чтение стихов и потешек, игры, наблюдение.
Материалы и оборудование для педагога : конверт с письмом, речка с мусором, пакет, дерево с перелетными птицами, карточки (зеленого, белого, желтого и красного цвета,экологические схемы по игре «Стань другом природы » , цветик семицветик бледный и яркий.
Материалы и оборудование для детей : карточки (красного, желтого, зеленого, белого цвета, ватман, заготовки для аппликации, ножницы, клей карандаш, фломастеры.
Ход НОД
Дети заходят в зал и становятся полукругом (на стульях у каждого лежат карточки желтого, зеленого, белого, красного цвета).
Раздается стук в дверь.
Воспитатель : Это кто же к нам стучится
Просится к нам в дом?
Влетает почтовый голубь (ребенок в маске) .
Ребенок : Я полсвета облетел
В садик к вам я залетел
Сообщенье вам из леса
Это очень интересно! (улетает)
Воспитатель : Дети что мы будем делать с этим письмом? (ответы детей)
Хорошо давайте его вскроем и прочитаем :
«Здравствуйте, дорогие дети Усть-Ишимского детского сада №1. Обращаюсь к вам я - Фея природы . В моем природном государстве есть клуб любителей природы . В этом клубе растет цветик семицветик - он исполняет добрые желания. Но вот беда цветик семицветик был яркий красивый и вот он стал бледный. Его заколдовала злая Тетушка Непогодушка. А расколдовать его можете только вы. Для этого вам нужно выполнить 7 заданий и вступить в клуб знатоков природы . Дети вы хотите там побывать и помочь цветику семицветику стать опять прежним ярким цветком. Жду вас в своем государстве. До встречи Фея природы !»
Воспитатель : дети, что будем делать?
Дети : Надо помочь?
Воспитатель : Как мы ему поможем?
Ответы детей.
Воспитатель : приготовились, мы отправляемся в гости к Фее природы . Закрывайте все глазки.
В королевство природы попасть легко
Не надо ехать далеко
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так
Один хлопок - еще хлопок
И вот уже виден сена стог
И вот уже поле колосится
Шумит- волнуется пшеница
Над ней синеют небеса
Откройте поскорей глаза.
Воспитатель : Вот мы попали в клуб любителей природы . А вот и цветик семицветик. И, правда, он совсем бледный. Посмотрите ка дети здесь на лепестках что-то написано. Да это же задания. Выполнив, их все мы расколдуем цветик семицветик, и он опять станет яркий - красивый.
Воспитатель : Берет красный лепесток, отрывает. Читает задание «Назови художника» . Дети возьмите карточки на стульчиках. Я буду читать строки из стихов - а вы должны поднять правильно карточку. Если о зиме белая, о весне зеленая, о лете красная, об осени желтая :
Четверо художников
Столько же картин
Белой краской выкрасил
Все подряд один
Лес и поле белые, белые луга
У осин заснеженных ветки как рога (зима белая) ;
У второго синие небо и ручьи
В синих лужах плещутся стайкой воробьи
На снегу прозрачные льдинки кружева
Первые проталинки. Первая трава (весна зеленая)
На картинке третьего красок и не счесть
Желтая, зеленая, голубая есть
Лес и поле в зелени. Синяя река
Белые пушистые в небе облака (лето красное)
А четвертый золотой расписал сады
Нивы урожайные – спелые плоды
Всюду бусы - ягоды. Зреют по лесам
Кто же тот художник. Догадайся сам (осень желтая)
Воспитатель : Замечательно справились. Продолжаем путь дальше. Вот мы и у речки (отрывает синий лепесток) «Помоги речке» .
Дети, а что же случилось с речкой. Вся в мусоре, в банках, бутылках. Как же нам помочь речке (ответы и предложения детей) .
Давайте очистим речку от мусора. Собрать весь мусор в пакет. Дети давайте послушаем, как весело зажурчала наша речка (фонограмма журчания воды) .
Воспитатель : продолжаем наш путь дальше. Вот мы и в лесу. Посмотрите-ка, какое замечательное дерево, а на нем птицы :
Что это за птицы?
Как назвать одним словом? (отрывает оранжевый лепесток) .
Задание назови птиц, что прилетают в марте, в апреле, в мае (ответы детей) .
Вспомните стихотворение про ласточку - дети читают стихотворение Плещеева «Травка зеленеет» .
Воспитатель : Дети послушайте, как птицы поют в весеннем лесу (лечь на палас, закрыть глаза и послушать) .
Воспитатель : Замечательно отдохнули. Продолжаем наш путь дальше. Мы оказались на экологической полянке . Посмотрите здесь знаки «Поведение людей в природе » (отрывает желтый лепесток) .
Дети выберете по одному знаку и расскажите о поведении людей в природе . Рассказ детей по экологической схеме .
Воспитатель : Молодцы ребята – что ж надо дальше продолжать путь. Вот мы очутились на лугу. Посмотрите сколько здесь цветов, трав (отрывает зеленый лепесток) .
Дети выберете любой цветок или лекарственную траву и расскажите о ее пользе. Как человек использует травы, цветы в каких целях (рассказ детей о лекарственных травах) .
Воспитатель : Ребята у нас осталось всего два лепестка - голубой и фиолетовый (отрывает голубой лепесток) .
Здесь ребята «Блиц – вопросы» . Отвечать необходимо быстро :
Кто на себе носит дом (улитка)
Не птичка, а с крыльями (бабочка)
У какого зверя деревья на голове (лось)
Кто шляпу носит, а здороваться не умеет (гриб)
Куда исчезают насекомые с наступлением зимы (прячутся - впадают в спячку)
Перечислите хвойные деревья (ель, сосна, пихта)
Какие животные впадают в спячку (барсук, медведь, еж, суслик, хомяк)
Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов (кукушка)
Какую птицу называют лесным доктором (дятел)
Без чего не сможет расти растение (свет, вода, тепло)
Воспитатель : Все-то вы знает. Просто замечательно. Нас уже можно принимать в клуб любителей природы .
Остался один лепесток фиолетовый (отрывает фиолетовый лепесток)
Аппликация : Доделай аппликацию в клуб любителей природы «Мое чисто село» .
Дети делают аппликацию все вместе.
Воспитатель : Дети пока вы делали аппликацию Цветик семицветик, опять стал ярким и красивым. Кому мы сегодня помогали? Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Какие вы, испытали, трудности выполняя задания? Что вам больше всего понравилось?
За то, что вы легко справились, с заданиями вам вручаются, дипломы «Любитель природы » .
Всем спасибо наше путешествие закончено.
Используемая литература :
Программа «Детство» - Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова.
Журнал «Дошкольная педагогика»
Программа «Мы» экологического образования детей – Н. Н. Кондратьева и др. – 2 изд.
Описание работы: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по развитию экологических представлений. Это конспект познавательного занятия, способствующего повышению социальной и познавательной активности. Адресовано воспитателям старшей группы дошкольных учреждений.
Тема: «Такие разные растения».
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».
Задачи:
1. «Социализация»:
Вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия.
2. «Познание»:
Освоение действия построения моделей отображающих взаимосвязь растения и условий жизни (на примере зависимости строения листа от количества тепла и влаги);
Ознакомление с функциями и видоизменениями листа;
Развитие экологических представлений.
3. «Коммуникация»:
Формировать умение рассказывать о содержании сюжетных картин;
Развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
Обогащать словарный запас;
4. «Физическая культура»
Физминутка.
Материал.
Демонстрационный. Природный материал, гербарий или картинки с изображением различных видов листьев (листья бальзамина, бегонии, липы, пальмы, кувшинки, иголки кактуса, верблюжьей колючки и др.). Картинки с изображением этих растений в реальных условиях (в пруду, в саванне, в прерии, в лесу). Растение с окрашенными стеблем, листьями. Карточки с условными обозначениями видоизменений листа, карточки с условными обозначениями условий жизни (тепла, воды), односторонние стрелки.
Раздаточный. Тетради, карандаши.
Методические приемы : наблюдение, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, проблемная ситуация, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, игровая ситуация, анализ, подведение итогов.
Ход НОД
Бабушка-Загадушка загадывает загадку:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответы детей (Комнатные растения)
Дети вместе с Бабушкой-Загадушкой рассматривают листья комнатных растений, гербарии, картинки, отмечая, что все листья разные.
Бабушка-Загадушка предлагает разделить их на две группы:
с крупными листьями и с колючками.
Бабушка-Загадушка спрашивает, куда дети отнесут эти растения:
1. У меня растёт лиана
В кадке около дивана.
Листья у неё резные -
В них окошечки сквозные. (Монстера)
2. Всю зиму и все лето
В красное платье одета. (Бегония)
Ответы детей. (К группе растений с крупными листьями)
3. Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ)
4.На моем окошке поселился ежик.
Все глядит в окошко, а ходить не может.
Где же его лапки? Где у него рожица?
Может он без шапки от мороза ежится? (Кактус)
Ответы детей. (К группе растений с колючками)
Бабушка-Загадушка предлагает подумать, какую работу выполняют листья. Внимание детей обращается на растение с окрашенными листьями (вода поднялась в листья, что с ней происходит дальше?). После всех возможных вариантов, высказанных детьми, Бабушка-Загадушка предлагает детям следующий опыт: она смачивает тыльную сторону руки детей водой и спрашивает, что они чувствуют.
Ответы детей (мокро, холодно).
После высыхания воды Бабушка-Загадушка и дети делают следующий вывод: когда вода испаряется, она охлаждает руку. Бабушка-Загадушка или дети отмечают, что вода также испаряется с листьев, охлаждая растение.
Когда вокруг много воды (жаркий, влажный климат) — лист крупный, с него испаряется много воды (показывается карточка с условным обозначением крупного листа).
Когда вокруг мало воды и жарко (жаркий, сухой климат) — лист мелкий — колючка, так как растению нечего пить, оно бережёт воду, почти не испаряет её (показывается карточка с условным обозначением листа — колючки). Бабушка-Загадушка просит детей подумать:
- «Много ли воды у нас, в нашем климате?»
Ответы детей (много).
- «Жарко ли у нас?»
Ответы детей (нет).
- «Какой же лист будет у растений средней полосы?»
Ответы детей (обычный).
- «Почему?»
Ответы детей (не жарко и воды достаточно много, её не нужно беречь и не надо много пить).
Бабушка-Загадушка обращает внимание детей на то, как они разделили растения на группы на предыдущем занятии. На одной стороне — те из них, которые много пьют, и их надо часто поливать, на другой — те, которые мало пьют, их поливают редко. Дети называют, какие у них листья (на одной стороне — мясистые, большие, на другой - маленькие, как колючки). Дети обосновывают свои предположения, а затем проверяют их.
Один из детей выкладывает модель на фланелеграфе, используя карточки с условными обозначениями видоизменений листа (крупный, обычный, колючка), условий жизни (высокая температура, низкая температура, много воды, мало воды).
Много воды, высокая температура - крупный лист.
Мало воды, высокая температура - лист - колючка.
Много воды, температура низкая - лист обычный.
Итог занятия.
Бабушка-Загадушка играет с детьми в игру «Что перепутал художник?».
Анализ ситуации изображенной на рисунке.
Объяснить её нелепость.
Придумать по картинке веселый рассказ.
Цель игры: оценить образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами природы. Развивать у детей умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
- «Мне кажется, что художник, что то перепутал, помогите мне разобраться, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. А как на самом деле должно быть?».
Прудникова Татьяна Григорьевна высшая квалификационная категория Воспитатель МБДОУ № 5 «Улыбка»
Программное содержание: дать детям понятие, что природа - это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно- следственные связи. Развивать речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал к занятию: предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Макеты: леса, водоема, иллюстрации неживой природы, стаканы водой пресной, соленой
Ход занятия:
Воспитатель: Словно крыша над землею,
Голубые небеса
А под крышей голубою -
И поляны, и цветы,
И, конечно, я и ты!
Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей: о природе)
Подумайте, что нельзя назвать природой? (Ответы детей: то, что сделано руками человека).
Воспитатель: Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. На столе у меня лежат картинки, помогите мне их разделить. В одну сторону отложите картинки с изображением живой природы, в другую - с неживой природой. Объясните свой выбор. (Дети выполняют задание).
Молодцы! А сейчас давайте отправимсяв путешествие в мир фауны, т. е. в мир животных.
макет лес
Воспитатель: А вот и первая остановка. Как бы вы её назвали и почему? (Дети отвечают) . Ответьте пожалуйста на вопросы:
- Какие животные живут в лесу?
- Как называются животные, которые живут в лесу?
- Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними?
- Чем питаются животные?
Воспитатель: Вспомните, как звери готовятся к зиме.
- Как готовится к зиме заяц?
- Как готовится к зиме медведь?
- Как готовятся к зиме белка?
- Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?
Воспитатель: Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут различные дикие животные, которые приспособились к нашему климату. Всех животных можно разделить на три группы: растительноядные, хищники и всеядные. Подумайте и объясните с чем это связано. (Ответ детей)
макет водоема
Посмотрите, вот вторая наша остановка. Как бы вы её назвали и почему? (Ответ детей) Рассмотрите этот макет внимательно и ответьте на вопросы:
- Кто живет в воде?
- Как можно назвать всех рыб, живущих в реке? (речные)
- Как можно назвать всехрыб, живущих в море? (морские)
Воспитатель: Молодцы! В любом водоеме кипит жизнь. У каждого водного жителя свои заботы. И сейчас мы свами попробуем определить, где живутвот эти водные обитатели. Перед вами стоят стаканы с водой, а подними картинки с изображением рыбок. Попробуйте воду на вкус и определите: соленая она или пресная. Догадайтесь, в какую среду обитания вы выпустите свою рыбку: в море или в речку. макет с изображением моря и макет с изображением реки.
Физминутка Изобрази животного
Воспитатель: Я называю животных, а вы показываете, как они передвигаются.
собака(бегает),
заяц (прыгает),
ласточка(летают),
змея(ползает)и. т. д.
Воспитатель: Следующая наша остановка - в небе.
Воспитатель: Подумайте и скажите:
- Есть ли жизнь в воздухе?
- Кто живет в воздухе?
- Чем отличаются птицы от животных?
- Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)
- Назовите птиц, которые улетают на зиму в теплые страны (грач, скворец, ласточка, аист, цапля, журавль и другие).
- Назовите птиц, которые остаются зимовать (ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица).
Среда обитания птиц - небо, но свои гнезда птицы вьют на земле. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, и их называют ... (перелетными) . Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются... (зимующими) . Трудно птицам приходится в зимнюю непогоду, и я считаю, что люди должны им помогать. Что мы можем сделать?(Ответы детей).
Закрепление: Игра «Кто где живет?» - карточки синего, голубого и зеленого цвета (синий цвет - среда обитания рыб, голубой- птиц, зеленый- животных)
Воспитатель называет представителей животного мира, а дети с помощью карточек определяют их среду обитания.
Итог занятия: Ребята, какие вы молодцы! Столько много вы знаете о живой природе! А какое животное или птица вам больше всего понравилось и почему? Как вы думаете, кто из животного мира самый главный? (Ответ детей) Какой мы можем сделать вывод? (Ответ детей) Молодцы. В мире природы все важны и все нужны.
Конспект НОД в старшей группе по экологии «Старичок-Лесовичок путешествует по лесу».
Цели:
1. Закрепить знания детей о лесе, лесных обитателях, растениях.
2. Обобщить знания детей о значении леса в жизни человека.
3. Развивать любознательность, внимание, словарный запас.
4. Закреплять умение отвечать на вопросы, говорить выразительно, с интонацией.
5. Побуждать к участию в беседе.
6. Воспитывать любовь к природе.
Материалы
: Кукла Старичок - Лесовичок. Иллюстрации птиц, животных.
Лесная поляна, ёлочки, цветы, грибы, снежинки. Пейзажи природы. Звукозапись «Голоса птиц». Фуражка машиниста. Фотоаппараты. Бинокли.
Словарная работа : Сорока-воровка. Еловик. Фотоохота. Фотографии. Машинист. Станция.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
Воспит.: - Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.
-Ребята, помните, к нам приходил Старичок-Лесовичок. Так вот сегодня он пригласил нас к себе в лес.
II. Вводная часть.
Воспит.:- Тогда мы с вами отправимся в гости к Старичку-Лесовичку. - Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?
(В лесу нельзя шуметь. Включать громко музыку. Лазить по деревьям,)
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегать прыгать и играть,
Только чур не забывать,
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь
Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги
Ведь они нам не враги!
А почему этого нельзя делать? (Птицы и звери пугаются),
- А мы с вами как будем себя вести?
-Тогда мы с вами сейчас сядем на поезд и поедем в лес в гости к Лесовичку. Давайте поторопимся, а то поезд скоро отходит.
(Дети встают друг за другом, берутся за локти, изображают поезд Ребёнок-машинист надевает фуражку, встаёт вперёд, Ту- ту все поехали. Доезжают до леса),
III. Основная часть.
-Ребята, а вот и лес, здесь нас должен встретить Лесовичок. Где же он? (Начинается звучание «Пенья птиц»),
С.Л.: -Я здесь, я очень торопился не опоздать и очень рад вас видеть у меня в лесу. Здравствуйте ребята! Сегодня я вам расскажу вам про свой лес, а вы мне будете немножко помогать. Хорошо.
С Л,: - Ребята вы прибыли на первую лесную станцию, она называется «Времена года».
(На полу сделана полянка из зелёной] ткани. На ней разложены цветы, грибы, осенние листочки, снежинки. Вокруг пейзажи картин: осень зима, лето,)
- Ой, ребята, что-то я никак не пойму, какое время года у меня в лесу.
Ой какой не порядок. Что тут произошло. Кто все" перепутал. Может вы мне ребята поможете навести порядок и во всём разобраться.
Вое пит.: -Ребята, давайте поможем Лесовичку.
- Сначала назовите мне всё, что вы здесь видите? (Дети перечисляют увиденное),
- Когда у нас бывают жёлтые и красные листья? (Осенью)
-А теперь найдите мне картины изображающие осень? Молодцы.
- А теперь скажите когда цветут цветы, спеют ягоды и грибы? (Летом),
- Найдите мне картины лета?
А к какому времени года подойдут снежинки и зимние пейзажи? (Зиме).
А о каком времени года мы с вами не говорили? Чего здесь не хватает? (Весны).
-А что могло бы подойти к весне? Назовите мне?
(Весенние картины, весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха).
-А у нас с вами сейчас какое время года? (Зима).
-Что же нам надо убрать с этой полянки? (Цветы, грибы, листья, летние и осенние пейзажи).
- Давайте их уберём?(Дети убирают всё лишнее).
- Какое время года у нас осталось и наступило в лесу? (Зима)
С.Л.: - Ну, вот ребята вы мне и помогли навести порядок в природе. Теперь понятно, что у меня в лесу наступила зима. Молодцы ребята. Но нам пора отправляться дольше, нас ждёт поезд.
(Дети садятся на поезд, и едут до станции «Птичья»).
С.Л.: - Ребята! Вот мы и приехали на станцию «Птичья». Здесь живут птицы, посмотрите, какие птицы прилетели на ёлочку.
Назовите мне их? (Сорока, синица, воробей, ворона, дятел, клёст, поползень, сова).
- Какие это птицы? (Зимующие).
-Что значит зимующие птицы? (Которые живут с нами и никуда не улетают).
- Давайте с вами вспомним, что мы знаем о некоторых птицах,
отгадайте такую загадку, о какой она птице?
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её... (сорока).
-Да это сорока. (На ёлочке изображение сороки).
А почему её называют белобока? (У неё белые бока).
А как ещё называют сороку? (Сорока-воровка.)
А почему её так называют?
Молодцы, знаете вы хорошо сороку, а теперь узнайте другую птицу?
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится
Клюв крючком, глаза пятачком
Ушастая голова, это …(сова)
-Правильно это сова. (На ёлочке изображения сов).
-А как в народе говорят о сове? (Дети говорят о сове).
Совушка сова - большая голова
Всё-то в лесу видит, всё в лесу знает, всё разумеет...
Нет мудрее птицы, чем сова
Всему лесу голова.
Мудрейшая птица на свете - сова.
Всё слышит, но очень скупа на слова.
Чем больше услышит, тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает!
-Ребята, а это что за птица?
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
-Клё! Клё! Клё -поёт со свистом.
(Клёст).
- А вы ребята знаете что- нибудь о клёсте? (Дети рассказывают
стихи о клёсте).
Еловик - короткий хвост,
Еловик- весёлый клёст,
Еловик не любит скал,
Ёлку он облюбовал.
С Л: -А почему его называют еловик? (Он живёт на ели).
С. Л: - А ещё он любит жить на сосне, кедре. А что вы ещё знаете о клёсте.
Клёсты.
Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз.
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клёст.
Он мороза не боится.
Не страшна ему зима.
Лес и сосны дарят птице
Золотые семена,
С.Л: - Какие вы молодцы, а я тоже знаю веселое стихотворение про клёстов, давайте я буду его читать, а вы все вместе повторяйте с движениями.
Физкультминутка. Ели по лесу стоят
В небо синее глядят. (Руки вверх - потягивание).
Ветки в стороны торчат (Руки в стороны)
Клёсты на ветвях сидят (Руки к плечам)
Клёсты прыгают по ёлкам (Прыгают)
Собирают клёсты шишки Не пугают их иголки. Клёсты ловкие малышки.
Мы под ёлкой посидим (Садятся и глядят на ёлки)
И на клёстов поглядим.