Ребёнок ворует. Как быть? Причины и советы психологов. Что делать, если ребенок ворует

Перед тем как бить тревогу, отвлекитесь на одну минуту, чтобы понять, почему дети воруют и как справиться с этой проблемой. Как родители должны вести себя в этой ситуации, когда ребенок взял или берет что-то чужое без спросу?

Почему дети воруют. Как и ложь, «воровство» - взрослый термин, не имеющий никакого отношения к маленьким детям. У детей совсем другие взгляды на «свое» и «чужое», не такие, как у нас, у взрослых. Леденец оказался зажатым в липком кулаке после прохождения кассы, или игрушка, которая обнаруживается в кармане четырехлетнего ребенка после посещения дома друга, не доказательство, что ребенок уже является преступником. Ребенок не ворует, а берет. Для дошкольника владение означает монопольное использование. Ребенок полагает, что он имеет моральное право на все, что находится в пределах его досягаемости. Дети до четырех лет с трудом различают разницу между «моим» и «вашим». Для них это пустые звуки, пока взрослые не раскроют их смысл. Все потенциально «мое». Они не понимают, что леденец, спрятанный в руке в бакалейном магазине, - кража, пока вы не скажете им об этом. По мнению ребенка, он не сделал ничего неправильного, пока родители не объяснят ему.
Многие дети дошкольного возраста не умеют обуздывать свои импульсивные желания. Они видят игрушку, и, если им хочется, они берут ее, не рассуждая относительно правильности поступка. Ребенок убежден, что все принадлежит ему, если это все перед глазами и можно взять в руки и поиграть. Вместо вины они чувствуют облегчение, что их желание удовлетворено.
В возрасте от пяти до семи лет у детей вырабатывается представление о неправильности поступка. Они могут понимать концепцию монопольного использования и прав собственности. Они приходят к соглашению с действительностью и начинают понимать что нельзя брать вещи, которые не принадлежат им. Также к этому возрасту ребенок способен быть более умным вором. Его средство устрашения - опасение возмездия со стороны взрослых или страх, заставляющий отказаться от реализации «желания», а не понимание безнравственности воровства. Ему все время надо объяснять, что означает «мое», «твое», «чужое». И не просто объяснять, а запрещать без спросу брать чужое.

Действия родителей

Если вы обнаружите, что ваш ребенок что-либо украл, важно, чтобы сам ребенок понял, что воровать нехорошо. Вы можете до сих пор помнить чувство стыда, которое, будучи ребенком, испытали, когда вас поймали на воровстве, если такое в вашей жизни случалось. Ребенок должен получить такой же урок, хотя многие специалисты считают, что слишком сильное пристыживание или высмеивание произведут противоположный эффект. Лучше всего подходят простые объяснения.
В большинстве случаев, вероятно, лучше не задавать ребенку прямых вопросов относительно того, украл ли он что-либо и почему это сделал - это может вызвать последовательное изложение оправданий ребенком в попытке сохранить свое лицо. Вместо этого будьте прямолинейны и сообщите, что вам известно о совершении кражи.

Важно устроить возвращение чужой вещи любым способом. Ребенок должен вернуть вещь, которую взял, в магазин, другу или в школу. При этом вы можете сопровождать его и уговорить извиниться за содеянное, сказав при этом, что он никогда больше так не поступит.
После этого поговорите с ребенком. Вместо того чтобы обвинять его в том, что он плохой, постарайтесь выяснить, почему он украл эту вещь. Объясните ему, что несмотря на то, что дети хотят иметь некоторые вещи, они не должны брать то, что им не принадлежит. В большинстве ситуаций, если случай воровства обсудить сразу же после того, как это случилось, такое больше не должно повториться, и ребенок извлечет из этого урок.
Если ребенок старшего возраста (чуть-чуть не достигший или уже достигший юношеских лет) совершил кражу, вы опять же должны предоставить ему возможность изучить и обсудить его поведение, в особенности связывая его проявление со стрессовыми ситуациями, которые он переживает в данный момент. В некоторых случаях ваша реакция на воровство ребенка может выражаться в серьезном обсуждении с ним давления сверстников и их влияния на поведение ребенка. Но в этом возрасте воровство чаще всего сигнализирует о личных или социальных трудностях и может требовать профессионального вмешательства.

Что делать
Пресечение мелкого воровства и объяснение его неправильности может казаться «мелочью», но изучение честности в маленьких вопросах прокладывает путь к правильным поступкам в дальнейшем.
Ребенок должен учиться управлять своими импульсами и уважать права и собственность других.

Использовать метод «прикрепления». Дети, воспитанные по методу «прикрепления», более чувствительны, они способны понимать и уважать права других. Эти понятия легче усваиваются в более раннем возрасте. Детям, воспитанным по методу «прикрепления», проще объяснить значение моральных ценностей. У них развита способность сочувствовать и понимать влияние своих действий на других. Их родители чутко реагируют на поведение, когда оно отклоняется от нормы. Ложь, обман и воровство нарушают их внутреннее состояние.
Поскольку родители, воспитывающие детей по методу «прикрепления», хорошо знают своих детей, они могут понять о проступке ребенка по выражению его лица или изменившемуся поведению. Благодаря крепкому контакту ребенок охотно примет совет родителей и их моральные ценности. Доверяя своим родителям, он сможет рассказать им правду.

Не вводить детей в искушение. Обучите детей распоряжаться своими личными деньгами. Семейные деньги должны храниться в запертом ящике. Деньги предоставляются в случае необходимости в любое время. Чтобы помнить, кто кому и сколько должен, можно использовать расписки. Рекомендуем также хранить семейные деньги в недоступном месте, а в кошельке или бумажнике носить небольшое количество, которое может потребоваться. Убедитесь, что члены семьи доверяют друг другу. Если ребенок приходит к нам и жалуется: «Кто-то взял мои пять долларов», мы спрашиваем: «Где ты хранил их?» Мы не беспокоимся, выясняя виновника пропажи, поскольку полагаемся на совесть домочадцев. Мы никогда не окажемся в положении, когда необходимо прятать деньги от достаточно взрослых детей. Братья и сестры в конце концов не единственные возможные подозреваемые. Наши дети узнали, что не каждому можно доверять. Это хороший урок для жизни.

Обучать монопольному пользованию. Малыш убежден, что все принадлежит ему, если это находится перед глазами и можно взять в руки и поиграть. В возрасте от двух до четырех лет ребенок может понимать, что такое монопольное пользование (игрушка принадлежит кому-то), но полностью не может осознать, что игрушка не принадлежит ему. В два года можно начинать объяснять различие между «мой» и «твой». Во время ссоры из-за игрушки родительский суд может вернуть игрушку законному владельцу, но не ожидайте, что ребенок полностью осознает это до четырех лет. Ищите другие возможности укрепить концепцию монопольного пользования: «Эта игрушка Уатта», «Это медведь Сары». Ему все время надо объяснять это, и не просто объяснять, а запрещать без спросу брать чужое. Со временем ребенок поймет, что игнорирование этих прав является неправильным.
Если четырехлетний ребенок приносит домой игрушку друга, необходимо объяснить ему, что чувствуют дети, когда лишаются чего-то, как будет чувствовать себя он сам, когда другой ребенок неожиданно присвоит себе его любимую игрушку. Лучший способ заложить долговременные моральные ценности состоит в том, чтобы ребенок сделал выводы сам из ваших наставлений. Ваша задача состоит в том, чтобы научить малыша самостоятельно принимать решения.

Не допускайте воровства. Поощрение и помощь в возврате украденных предметов учит не только тому, что воровство недопустимо, но также и тому, что проступок должен быть исправлен. Если вы находите пустую обертку от леденца, ведите воришку обратно в магазин с оплатой и извинениями.

Определите причину. Необходимо понять возможную причину воровства и проанализировать ее, ответив на ряд вопросов. Малыш украл случайно или преднамеренно? Ребенок нуждается в деньгах и чувствует, что воровство является единственным способом получить то, что ему необходимо? Если так, предложите пособие. Давайте ему определенные задания и оплачивайте их. Помогите ребенку понять: деньги на покупку игрушек можно зарабатывать, а не воровать. Иногда ребенок ворует, чтобы увеличить свое состояние или привлечь внимание. Возможно, ваш ребенок нуждается в более сильном руководстве? Некоторое перераспределение приоритетов и укрепление контакта с ребенком восстановит порядок.

Определите факторы риска. Проверьте наличие следующих факторов риска:

  • низкое чувство собственного достоинства;
  • импульсивность: сильное желание, но слабый контроль;
  • отсутствие сочувствия к другим;
  • отсутствие контакта;
  • сердитый ребенок;
  • изменения в семье, например развод;
  • часто скучает;
  • проводит много времени в одиночестве.

Справляясь с этими факторами риска, вы изживете ложь и воровство.
Важно добраться до сути. Если проблема хронического воровства и лжи не решена, она разрастается как снежный ком. Повторно совершая проступки, ребенок убеждается, что можно так жить. Он не прислушивается к вашим нравоучениям. Ребенок без раскаяния становится неуправляемым.

Похвала за честность. Пятилетний ребенок находит чей-то бумажник и приносит его вам. Хвалите его неограниченно! «Спасибо, что ты принес маме бумажник, который ты нашел. Теперь давай посмотрим, можем ли мы найти того, кто его потерял. Держу пари, что человек будет очень счастлив, что ты нашел его, точно так же, как ты был бы рад, если бы ты потерял что-то особенное, а кто-то возвратил это тебе». Избегайте говорить: «Спасибо за то, что сказал правду».
Некоторые дети, возможно, даже не думали о том, чтобы скрыть находку бумажника. Независимо от похвалы, дайте понять ребенку, что он сделал то, что вы ожидали.

Когда следует обращаться к специалистам

Вам следует обратиться за дополнительной помощью в детскую консультацию-поликлинику, к детскому психологу или специалисту в области психического здоровья, если:

  • ребенок часто крадет что-либо из дома или школы, у родителей или других людей;
  • подросток «покупает» внимание и завоевывает авторитет у сверстников при помощи воровства.

Содержание статьи:

Ребенок начал воровать - это сигнал тревоги, который игнорировать нельзя. Некоторые родители, боясь общественного осуждения, закрывают глаза на пагубную привычку своего чада. Они уверяют себя, что сами куда-то положили деньги и забыли об этом. Чужую же вещь, по мнению таких горе-воспитателей, их нечистый на руку отпрыск взял по ошибке. Если реагировать на случившееся подобным образом, то из милого малыша вырастет профессиональный вор. Необходимо со всей серьезностью отнестись к решению этой проблемы, которая способна разрушить счастливую жизнь целой семьи.

Почему ребенок начал воровать

В первую очередь, родителям нужно понять, что ребенок не рождается с данной пагубной привычкой. Следовательно, необходимо разобраться с причинами его воровства, которые могут заключаться в следующих факторах:

  • Неправильная модель воспитания . Иногда родители настолько заняты собой, что не замечают негативных изменений в поведении своего потомства. Встречаются даже такие индивидуумы, которые не считают зазорным, если их чадо взяло чужую игрушку. Связана такая реакция или с педагогической неграмотностью родителей, или с элементарной их распущенностью.
  • Пример взрослых . Если папа и мама находились в местах не столь отдаленных за кражу, то не стоит удивляться тому, что их отпрыск полез в чужой карман. Особенно этот факт касается подростков, которые уже все осознают и копируют поведение своих родителей, если те пользуются у них авторитетом.
  • Плохая компания . Как показывает жизненная практика, дурной пример однозначно заразителен. Существует такое понятие, как стадный инстинкт. Именно он зачастую подталкивает детей даже из вполне благополучных и обеспеченных семей к воровству.
  • Деформация личности . Если ребенку с раннего детства не объяснили нормы морали, то последствия такой безответственности не заставят себя ждать. Дети - это глина, из которой взрослые способны вылепить самодостаточную личность. Упустив момент начала присвоения чужих вещей, можно потерять своего ребенка навсегда.
  • Вымогательство . Иногда более старшие дети требуют у своей жертвы удовлетворить их финансовые потребности. Ребенок боится хулиганов и вымогателей, поэтому ему легче украсть деньги у родителей, чем открыть им истину. В дальнейшем он начнет выносить из дома ценные вещи, если малолетние преступники войдут во вкус, чувствуя свою безнаказанность.
Родители и только они виноваты в том, что их ребенок признается со временем асоциальной особой и попадает в колонию для несовершеннолетних. Подобную склонность реально устранить при желании видеть в будущем свое чадо счастливым. 90% малолетних преступников-воришек попадают за решетку именно из-за безразличия к ним родителей.

Разновидности вредной привычки у детей


Исходя из причин возникновения патологической привычки, специалисты четко разграничили подобное асоциальное поведение у ребенка. Существует 6 разновидностей данной патологии, которые выглядят таким образом:
  1. Импульсивное воровство . При психической травме, повышенной возбудимости или олигофрении дети довольно часто посягают на чужое имущество. Именно за подобным контингентом детей необходимо внимательно следить во избежание совершения ими кражи.
  2. Воровство-протест . Обычно данная проблема возникает у заброшенного ребенка. Он может даже воровать деньги у своих обеспеченных родителей, чтобы затем раздать их нуждающимся людям. Любой ценой такие дети пытаются привлечь к себе внимание слишком занятых взрослых.
  3. Воровство-вседозволенность . Некоторые безответственные родители считают предприимчивость их чада отличной чертой характера. Их логические выводы заключаются в том, что все надо нести в дом. Сыну или дочке они внушают, что прощелыгам всегда везет по жизни и без куска хлеба с икрой они никогда не останутся.
  4. Воровство-зависть . Далеко не каждая семья может похвастаться стабильным материальным положением. Одаренные дети иногда попадают в элитное заведение, где учатся дети обеспеченных родителей. Соблазн позаимствовать у них какую-либо дорогую вещь бывает настолько велик, что ребенок осуществляет кражу.
  5. Воровство-бравада . Очень часто ребенок ворует деньги не потому, что они ему остро необходимы. Причина его девиантного поведения кроется в том, что в некоторых детских коллективах этот поступок считается проявлением храбрости. Если кто-либо из класса украл деньги или какой-либо товар в магазине, то его сразу объявляют героем и великим ловкачом. Подобная реакция сверстников подталкивает юного воришку к повторным противоправным действиям.
  6. Клептомания . В данном случае речь идет о довольно редком психическом расстройстве. Следует сразу оговориться, что дети клептоманией практически не страдают. Некоторые маленькие хитрецы, когда их поймали на горячем, просто имитируют у себя данное заболевание. Их обычные оправдания при этом озвучиваются тем, что они вовсе не хотели, но неведомая сила потянула их руку украсть.

Что делать, если ребенок стал воровать

При уже свершившемся факте необходимо вплотную заняться воспитанием своего потомства. Подходить к данному вопросу необходимо с учетом возраста ребенка.

Коррекция асоциального поведения у дошкольника


Родителям следует помнить о том, что уже с 3 лет их малыш прекрасно осознает факт присвоения себе чужой вещи. Однако при этом он не осознает аморальность своего поступка. Крики и обвинения в данном случае однозначно не помогут, поэтому действовать необходимо по-иному:
  • Не ругать ребенка . Самой главной ошибкой родителей является попытка устроить суд Линча своему малышу. Этим можно только напугать детей, но не избавить их от желания присвоить то, что им не полагается. Исключительно беседа в спокойном тоне поможет донести до юного воришки, что так поступать нельзя. Если он решил присвоить себе чужую игрушку, то надо подвести его к той мысли, что ее нужно в срочном порядке вернуть владельцу. В виде примера рекомендуется попросить малыша описать свои эмоции при случае, если у него забрали его любимую вещь.
  • Выявить причину проступка . Иногда родители изумляются, что кражу их ребенок совершил для того, чтобы сделать приятное близким. Следует объяснить провинившемуся, что подарки дорогим людям таким образом не преподносятся. Также рекомендуется показать малышу, как можно изготовить презент собственными руками. Он должен понять, что тот же рисунок или поделка будут приятны папе или маме, а не ворованная вещь. Если же причина кражи заключалась в желании обладать какой-либо игрушкой, то необходимо научить ребенка копить на ее приобретение.
  • Проявлять больше заботы . От детей ни в коем случае нельзя откупаться деньгами или дорогими подарками. Ребенок даже в этом возрасте остро чувствует подмену понятий. Необходимо дать ему возможность почувствовать собственную значимость для родителей. Иногда детям важнее, чтобы их лишний раз похвалили, чем купили очередную безделушку.
  • Узнать подробности происшедшего . Иногда ребенка обвиняют безосновательно, просто переложив всю ответственность на него. Прежде чем устраивать наказание подозреваемого, рекомендуется выяснить суть случившегося инцидента. Если вина доказана безоговорочно, то следует наблюдать за реакцией малыша. Хуже всего будет выглядеть тот факт, что он наотрез откажется признаться в воровстве. В данном случае придется поработать не только над главной проблемой, но и над тем, чтобы объяснить ребенку о недопустимости лжи по отношению к другим людям.
  • Требовать просить разрешения на любые действия . В благополучной семье всегда и везде поведение малыша контролируется взрослыми. Эта непреклонная истина должна быть заложена в сознании ребенка с раннего детства. Вседозволенность приводит со временем к печальным последствиям, поэтому необходимо воспитывать у детей дисциплину.
  • Организовать просмотр мультфильма . В данном случае подойдет «Малыш и Карлсон», где в юмористическом стиле продемонстрировано разоблачение главным героем похитителей чужого белья. Психологи также рекомендуют организовать просмотр мультфильма «Бюро находок», где промышляла ловкая сорока-воровка. Обязательно после такого ознакомления необходимо сделать акцент на том, что главные герои являются положительными персонажами и борются с кражами.
В этом возрасте довольно легко корректировать поведение малыша. Если благоприятный момент упущен, то родителям придется бороться с осознанным желанием у своего потомства воровать.

Что делать, если ворует ребенок-школьник


В данном случае речь пойдет уже о ребенке, который четко понимает неправильность своего поведения. При вопросе, что делать, если ребенок ворует, стоит предпринять следующие меры воздействия на подрастающего отпрыска с девиантными наклонностями:
  1. Изучить круг общения своего чада . Вероятность того, дети начали присваивать себе чужие вещи из-за плохого влияния, довольна велика. Необходимо тщательно проанализировать поведение друзей своего ребенка, чтобы сделать окончательные выводы. Делать это нужно тактично и ненавязчиво, чтобы еще больше не усугубить возникшую ситуацию.
  2. Поддерживать тесную связь с классным руководителем (воспитателем) . При проблеме, как отучить ребенка воровать, без помощи педагогов не обойтись. Именно они могут подсказать, кто может плохо влиять на их подопечного. Грамотный специалист сам обратится к родителям, если заметит какие-либо отклонения в поведении ребенка.
  3. Следить за появлением в доме чужих вещей . Дети любят обмениваться игрушками и сувенирами, но это не может быть постоянным явлением. Любого родителя должен насторожить тот факт, что их ребенок приносит из садика или школы довольно дорогие вещи. При этом он объясняет это тем, что нашел их совершенно случайно. Дороги не вымощены ценными предметами, о чем не стоит забывать папам и мамам.
  4. Учить ребенка копить на дорогую вещь . На многие торжественные события родственники детям преподносят презенты в виде денежного эквивалента. Следует объяснить своему чаду, что транжирство часто приводит к тому, что потом в кармане гуляет ветер. Для приобретения заветной вещи не нужно воровать, а стоит немного потерпеть и накопить нужную сумму.
  5. Устранить двойные стандарты воспитания в семье . Если один из родителей сквозь пальцы смотрит на кражи его ребенка, а второй активно с ними борется, то можно поставить крест на желании избавиться от существующей проблемы.
  6. Постоянно поощрять ребенка . Ему станет однозначно стыдно, если после плохого поступка родители предложат ему посетить какой-нибудь аттракцион, кино или кафе. Делать это нужно как можно чаще, чтобы малолетний воришка понял, что папа и мама любят и доверяют ему.
  7. Не замалчивать о факте кражи . Стыдно, обидно, но не смертельно огласить ее в случае, когда любимый отпрыск был пойман на горячем. В семьях, где не выносят сор из избы, затем происходят самые необратимые последствия.
  8. Пересмотреть запросы ребенка . Иногда родители ограничивают своего ребенка в самом необходимом. Именно эта причина заставляет детей похищать вещи и деньги у своих ровесников. Необходимо следить за тем, чтобы сын или дочь не стали белой вороной в коллективе, который бывает довольно жесток в своей оценке.
  9. Объяснение последствий воровства . Незнание законов не освобождает от уголовной ответственности за правонарушения. Необходимо напоминать своему ребенку о том, что кража не является невинной шалостью, а считается серьезным проступком, который карается Законом. Подростку можно продемонстрировать кинофильм «Пацаны», где без лишних слов показана судьба детей с девиантным поведением.

Профилактика детского воровства


Беду можно и нужно предотвращать, а не сетовать затем на судьбу. Детское воровство реально ликвидировать на корню, если вести себя следующим образом:
  • Ликвидация соблазна украсть . Зачем тревожить лихо, пока оно тихо? Не стоит держать ценные вещи на видном месте, провоцируя таким образом несформировавшуюся личность. Деньги также следует припрятать подальше, чтобы полностью ограничить доступ к ним сына или дочки. Некоторые родители считают такие меры предостережения унижением достоинства ребенка. Однако потом очень удивляются тому факту, что в доме пропадают вещи и их приглашают к инспектору по делам несовершеннолетних.
  • Четкое разграничение понятий «мое - чужое » . Во избежание воровства необходимо предельно ясно дать понять своему ребенку о неприкосновенности того, что ему не принадлежит лично. Говорить при этом необходимо спокойно, но довольно твердо и безапелляционно.
  • Выделение карманных денег . Некоторые родители считают, что таким образом балуют своих детей. Придерживаясь этого мнения, они лишают ребенка даже мелочи на поход в кино или школьный завтрак. Они не думают о том, что их отпрыску будет гораздо приятнее подкрепиться в столовой вместе с друзьями, чем есть в одиночестве заготовленные мамой бутерброды. К тому же ребенок имеет право выбрать сок и булочку по своему усмотрению. Родителям главное при этом следить, чтобы их чадо карманные деньги не тратило на вредную для его подрастающего организма пищу в виде чипсов и кока-колы.
  • Использование личного примера . Ни в коем случае нельзя при ребенке показывать свою зависть к более обеспеченным людям. Именно такие гневные речи формируют у детей чувство социальной несправедливости и желание отнять дорогую вещь у ровесника с богатыми родителями. День изо дня необходимо рассуждать вслух о том, что воровство - это очень плохой поступок, на который способны только непорядочные люди. Ребенок словно губка впитывает то, что говорят его родители. При этом важно обращаться не к нему, а просто произносить данные истины во время любой беседы.
Что делать, если ребенок ворует - смотрите на видео:


При вопросе, почему ребенок ворует, рекомендуется, прежде всего, проанализировать взаимоотношения, которые существуют в семье. Необходимо также пересмотреть свою модель воспитания сына или дочери, которые начали посягать на чужое. В особо проблемных случаях следует обратиться за помощью к психологу.

Столкнувшись со столь неловким и даже постыдным явлением, как детские кражи, взрослые начинают паниковать и теряться. Милый малыш вдруг представляется чуть ли не будущим уголовником, к тому же действительность сталкивается со стереотипом, говорящим о том, что берут чужое только ребятишки, воспитывающиеся в не самых благополучных семьях. Но учёные убеждают, что подобные непристойные поступки совершают вполне обеспеченные и окружённые родительской любовью дети. Вот почему необходимо выяснить причины того, что подрастающее поколение идёт на кражу, и что делать, если ребенок ворует, как решить возникшую проблему.

В данном материале речь не идёт о тех ребятах, чьи «воровские наклонности» формируются под влиянием окружающей обстановки. Не стоит даже и думать, что родители, с лёгкостью присваивающие чужую собственность, озаботятся вдруг подобным детским поведением. В зону нашего внимания попадает обычный малыш или школьник, который вроде бы не стеснён в средствах, однако почему-то норовит прихватить игрушку у ровесника, шоколадку в магазине или энную сумму денег из родительского кошелька. И тут стоит учитывать возрастной фактор.

Трёхлетие – важная веха в жизни ребёнка. С этого момента большинство детей уже разделяет понятия «моё» и «чужое», однако преспокойно могут забрать домой куклу из садика или машинку из песочницы. И всё же подобные случаи нельзя назвать воровством, поскольку оценивание своих поступков малышам пока не доступно. Они попросту забирают то, что им понравилось, не осознавая, хорошо ли это либо плохо.

Ребятишки старшего дошкольного возраста уже понимают, что понравившаяся вещь им не принадлежит и брать её нельзя. Однако тут возникает другая проблема – неумение управлять собственными желаниями и страстями. Крадет ли шестилетка в стандартном понимании этого слова? Скорее нет, чем да.

Ассоциировать взятие ребёнком чужих вещей с кражами психологи советуют со старшего школьного возраста, когда подростки присваивают имущество либо деньги осознанно, целенаправленно, «по-взрослому». Однако дожидаться взросления проблемы не следует, поскольку работать нужно уже с начальными попытками воровства. В ином случае психологическая проблема быстро перерастёт в криминальную. Но прежде рассмотрим подоплёку краж у школьников и подростков.

Почему ребенок ворует деньги или вещи?

Взрослые, заметив, что ребенок врет и ворует, нередко начинают приписывать ему разнообразные психические болезни, пытаясь этим объяснить возникшие проблемы. Однако клептомания – патологическая склонность к неконтролируемому воровству – в детском возрасте практически не встречается.

Читайте также: Что делать, если ребенок стесняется отвечать на уроке? Советы психолога

Чаще всего детские кражи сигнализируют о каких-либо проблемах: в семье, детско-родительских отношениях или в общении с ровесниками либо одноклассниками. Причиной воровства у школьника может быть один из нижеследующих факторов.

Импульсивное воровство

Для ребёнка школьного возраста характерна некоторая импульсивность поведения. Данная особенность может повлиять и на отношение к чужим вещам и деньгам. Проще говоря – дети видят что-то соблазнительное, понимают, что воровать нельзя, однако искушение в итоге преобладает над волей, стыдом и разумом.

Усугубляют проблему и своеобразные соблазны, к примеру, лежащие на всеобщем обозрении денежные средства, какие-либо вещи или продукты. Да и сами родители не без греха: вспомните, как сложно было в детстве устоять перед созревшими в чужом саду яблоками или клубникой.


Протестная кража

Нередко дети воруют по причине «заброшенности», дефицита родительской любви и понимания. Такой ребёнок, ощущая собственную ненужность (реальную или мнимую), может пойти на кражу семейных денег, чтобы привлечь мамино либо папино внимание, заставить взрослых вспомнить о нём и его эмоциональных потребностях.

Кроме того, протест в виде воровства может быть вызван авторитарной воспитательской позицией. Если родители запрещают ребёнку иметь собственные деньги, ограничивают в нуждах и желаниях, тот способен опротестовать свою зависимость с помощью кражи.

Вседозволенность

Обратная сторона – вседозволенность и излишний либерализм в воспитании ребёнка. Родители, убеждённые в том, что нельзя давить на детей (ведь они способны развиваться без нотаций и убеждений), воспитывают вовсе не свободную личность, а безответственного человека.

Сначала ребёнку разрешается брать без спросу чужие игрушки на детской площадке либо в садике, потом взрослые не обращают внимания на принесённый домой телефон или появившиеся у своего чада наличные деньги. Как результат – воровство превращается в черту характера.

Желание самоутвердиться

Психология ребёнка младшего школьного или подросткового возраста такова, что ему крайне важно уважение и признание со стороны сверстников. Вот почему дети, стремясь сойти «за своего», начинают действовать всеми возможными способами, в том числе и неодобряемыми.

К примеру, ребёнок из малообеспеченной семьи не может похвастаться современным смартфоном, как его более богатые одноклассники. Чтобы не стать объектом насмешек или жалости, он может красть наличность (в семье или на стороне) или вещи.

Ещё один способ самоутверждения – завоевание дружбы или расположения значимых ровесников. С этой целью малыш может выкрасть деньги и накупить на них сладостей, а подросток – «подарить» приятелю или подруге какую-либо родительскую вещь.

Вымогательство

Если ребёнок начал воровать, врать, изворачиваться и при этом заметно, что он испытывает явные угрызения совести, можно предположить, что он стал жертвой вымогателей. Часто старшие подростки требуют с младших детей деньги, угрожая избиением либо другими издевательствами.

Читайте также: Вторая беременность. Трудности в этот период и как с ними бороться

Такая ситуация – не просто повод для серьёзной беседы с маленьким «воришкой», а причина обращения в полицию. Шантажисты могут не ограничиться принуждением к воровству, а заставить ребёнка пойти на более радикальные меры.

За компанию

Иногда ребенок ворует деньги у родителей не по причине острой нужды, а из-за желания пройти своеобразную «проверку» на ловкость, смелость и крутость. Не секрет, что в отдельных подростковых коллективах подобное поведение является не просто одобряемым, а желаемым.

Лидер компании украл телефон и продемонстрировал украденную вещицу своим приятелям? Зависимые от чужого мнение дети с заниженной самооценкой, не желая прослыть слабаками и неудачниками, также идут на противоправные шаги.

Лучшие побуждения

Этот мотив стоит особняком среди других причин детского воровства. Ребёнок становится «воришкой», чтобы сделать подарок близкому ему человеку – например, матери, сестрёнке, другу или подруге. А поскольку в детстве нравственные устои только формируются, сиюминутное желание оказывается сильнее различных правил, советов и родительских установок.


Чего делать нельзя, если ребенок ворует деньги

Начнем с того, какие родительские шаги нежелательны или даже вредны в сложившейся ситуации. Ведь многие взрослые, стремясь донести до ребёнка мысль, что воровать ни в коем случае нельзя, переходят все границы разумного и лишь усугубляют проблему.

  1. Не угрожайте. Нередко родители, заметив, что ребёнок врет и ворует, начинают громко возмущаться подобными «ужасными» проступками. В ход идут угрозы полицией, тюремным заключением и всеобщим позором. Однако дети именно в данный момент нуждаются в поддержке, а не запугивании.
  2. Не вешайте ярлыки. Преступник, воришка, уголовник… Такими эпитетами в сердцах награждают родители нерадивого ребёнка. Конечно, кража – малосимпатичное деяние, однако навешивание ярлыков способно нарушить детскую психику и ожесточить подростка.
  3. Не сравнивайте. Если постоянно убеждать ребёнка в том, что он плох, ужасен, всё время врёт, не таков, как соседский мальчик-лапочка, он станет вести себя ещё хуже. Зачем меняться, если от родителя добрых слов не дождаться? Ну а заниженная самооценка дополнительно может стать причиной воровства – ведь как-то нужно самоутверждаться.
  4. Не разбирайте проблему при свидетелях. Если вы узнали, что ребёнок стал воровать, откажитесь от желания разобраться с негодником в присутствии его приятелей, учителей, родственников. Обсудить кражу нужно наедине, чтобы избежать публичного позора.

И ещё одно важное «НЕ» – не стоит возвращаться к данному прегрешению после того, как ситуация была исправлена, слова были высказаны, а выводы ребёнком сделаны. Самая большая глупость – припоминать проступок, когда чадо получило плохую отметку, отказалось мыть посуду либо убирать в комнате.

Статья на тему:"Детское воровство"

План
1. Психологические корни воровства
2. Аспекты проблемы воровства
3. Причины и мотивы детского воровства
4. Анализ воровства по возрастным этапам развития
5. Ошибки родителей
6. Что делать?
7. Работа с “жертвой воришек”
8. Профилактика

Ваня взял без спроса конфету из шкафчика другого ребенка, Даша положила чужую игрушку в карман своей куртки, Воспитатели недоумевают, родители - вшоке! Случаи детского воровства, к сожалению, не редкость.
Воровство- присвоение или потребление человеком не принадлежащих ему материальных и духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления их обладателя.
Считается, что каждый ребенок хотя бы раз в жизни что- нибудь украл. Итак- детское воровство- это закономерность роста или ЧП?

1. Психологические корни воровства.

Какие желания лежат в основе детского воровства? Что делает, чувствует ребенок, когда берет чужое?
Общеизвестно, что ворованным ребенок практически никогда не пользуется- такие “игрушки “ хранятся где- нибудь в тайнике, в них не играют.
Представление же о том, что на самом деле происходит с ворующим ребенком, достаточно смутное и общее: это акт агрессии или фрустрированные потребности, или отсутствие ощущения собственной значимости… Возможно, детское воровство- реализация неудовлетворенной потребности брать и ничего не давать взамен. Брать, а не покупать или менять. Это может быть связано также с неясностью собственных желаний, с одной стороны, и с насилием извне, порождающим постоянную реактивную агрессию - с другой

2.Аспекты проблемы воровства.

Медико-биологический аспект.
Все мы, в последнее время, довольно часто слышим термин “ клептомания”. Этот диагноз имеется в DSM-4 и -МКБ-10 - шифр F63.2
Симптомами клептомании являются следующие проявления:
Периодически возникающее непреодолимое желание украсть предметы, которые не нужны и не являются жизненно- необходимыми, а также не имеют материальной ценности
Повышенное напряжение, возбуждение непосредственно перед совершением кражи.
Ощущение удовольствия непосредственно во время акта кражи, и возникающие, в большинстве случаев, чувство вины и тревога после совершения кражи.
Кража не совершается как акт гнева или мести
Кража не связана с нарушениями поведения или расстройством личности по антисоциальному типу.
Клептомания- это психическое расстройство, болезнь, она проявляется навязчивым желанием взять чужое и его реализацией. Клептоман ворует не ради получения ценностей, а ради самого процесса. Часто клептоман искренне пытается отказаться от привычки воровать, но не может справиться с собой, иногда он просто не помнит, как все происходило, и обычно не прилагает больших усилий, чтобы «замести» следы. Важно отметить, что клептомания очень редкое заболевание, столкнуться с ним в реальной жизни маловероятно
Даже самые страстные клептоманы не «ходят на дело» каждый день- слишком большая нагрузка на психику
По продолжительности ремиссии различают три варианта клептомании:
Редкие, единичные кражи перемежаются с долгими периодами ремиссии
Затянувшиеся периоды воровства перемежаются с периодами ремиссии
Хроническая клептомания с некоторыми степенями неустойчивости.

Психологический аспект:
Психоаналитики обращают особое внимание на детское и подростковое воровство, особенно на его символический аспект. Так, Анна Фрейд считала, что первое воровство из кошелька матери указывает на степень, до которой оно укоренилось на начальной стадии единения матери и ребенка. Абрахам писал о преобладании чувств, что субъектом пренебрегают, его обижают или не хотят.
Выделяют семь категорий, объединяющих хроническое воровство:
1) способ восстановления утраченных взаимоотношений мать- ребенок
2) акт агрессии
3) защита от повреждения
4) способ получить наказание
5) способ восстановить или усилить самооценку
6) реакция на семейную тайну
7) возбуждение

Cоциальный аспект:
Воровство-это правонарушение. Но уголовная ответственность за него наступает после достижения совершеннолетия. Однако если ребенок ворует у членов своей семьи, родители всеми силами стараются избежать огласки. И это вполне оправданно. Поэтому строжайшим условием работы с такими детьми является строжайшее соблюдение конфиденциальности.

3.Причины и мотивы детского воровства.

Воровство как явление в дошкольном детстве имеет свои специфические черты. Они касаются прежде всего мотивов и причин. В отличие от подростков, среди дошкольников практически отсутствуют так называемые кражи « престижа», кражи « на спор». Также для дошкольников нехарактерны групповые кражи.
Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство, можно выделить несколько групп:
Желание владеть чем либо (чаще всего игрушкой)
Желание сделать приятный подарок кому-то из близких.
Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.
Желание отомстить кому-либо.
Все перечисленные выше мотивы не имеют под собой криминальной опеки.Рассмотрим более подробно причины детского воровства.

1)Незнание «правил игры».

Ребенок может ничего не знать о назначении денег, о том, что они имебт определенную ценность, что их количество ограниченно, что они кому-то принадлежат. По мнению кандидата психологических наук А.Ф. Шадуры- для ребенка нормально, естественно пользоваться вещами которые находятся в его доме. «Мое», «чужое», «наше», « твое», -эти понятия в его сознании достаточно размыты. Ребенок самостоятельно достает из холодильника еду, берет и одевает свои вещи и тд: он знает, что дом часть его жизни, а он член семьи, но в тоже время существуют и определенные ограничения, связанные с тем, что ребенок еще не может адекватно пользоваться некоторыми вещами. Ценность вещей постигается ребенком только с возрастом. Если родители никогда не рассказывали детям, на что тратятся деньги в их семье, сколько их в доме, как они зарабатываются, то ребенок абсолютно без задней мысли может, найдя в шкафу кошелек, взять и употребить его содержимое по своему усмотрению. Родители не должны впадать в панику из-за этого. Задача родителей - не отругать и пристыдить, а помочь ему разобраться в тех вещах, о которых он, в силу своего возраста, имеет слабое представление. Хороший способ ввести ребенка в курс дела- выделять ему небольшие карманные деньги и помогать ими распоряжаться, постепенно предоставляя все большую самостоятельность. Необходимо также подключить ребенка к планированию бюджета семьи, прививать ему восприятие денег, как ресурса, которым нужно разумно распорядиться

2)Пробелы в нравственном воспитании.

Дети, когда берут чужие фломастеры, игрушки, конфеты и тд не ставят себя на место жертвы, не представляют себе ее чувства. Подобное поведение является серьезным пробелом в нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя, надо обращать внимание ребенка на переживания человека, утратившего нечто по чужой вине.

3)В отдельную группу можно выделить «бунтарей»

Это дети, которые не хотят мириться со своим положением в семье или группе детей и хотят самоутвердиться: « Могу ли я сделать это?» К этой же группе относятся дети, воспитанные на образах героев, для которых воровство -пустяк, фарс. Для них - воровство- подражание любимому герою, приобщение к миру взрослых, интересное приключение…В эту же группу можно отнести детей, бунтующих против гиперопеки родителей, и так называемых мстителей.- « Я тебя просил, а ты мне не дал- …получай…». Тогда украденные вещи подбрасываются младшим братьям и сестрам, а также более удачливым сверстникам, особенно если ребенок ранее занимал позицию лидера и ему очень трудно мириться с потерей статуса из-за кого-то.
В эту группу можно отнести детей, которые считают, что абсолютно никому не нужны, которые чувствуют себя одинокими и покинутыми. Они часто воруют за компанию от того, что им просто нечего терять- таким детям, в первую очередь, нужно повышать самооценку, а родителям изменить семейную атмосферу.

4)Навязчивое воровство не психического, а невротического характера.

Потребность украсть в данном случае связана с тревогой и неудовлетворенностью. Это вид психологической зависимости. Ребенку, страдающему ею, необходима помощь психолога, который будет работать не с фактами воровства, а с тревогой, которая гложет ребенка. Воровство этого типа характерно для детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, не получающих достаточной эмоциональной поддержки.

5) Воровство- как символическое замещение родительской любви или радости в жизни.

Кражи такого плана говорят о следующем- ребенок не получает достаточно внимания со стороны значимых взрослых, отношения в семье между родителями довольно прохладные и ворующий ребенок заставляет их объединиться перед лицом « общей опасности». В этом случае, кража- реакция ребенка на травмирующие его жизненные обстоятельства (холодное равнодушие родителей, нелюбовь, неприятие, развод родителей и тд)

6) Воровство- как реакция на систематическое пренебрежение потребностями ребенка.

В основе этого лежит уверенность родителей, что они « лучше знают, что их ребенку нужно в действительности». Такие кражи возникают, когда родители, без достаточных на то оснований, отказывают ребенку в покупке модной одежды, предметов увлечения и тд, что делает ребенка
« белой вороной» в глазах сверстников.

7) «Покупка» дружбы или расположения- подкуп.

В основе этого вида краж лежит желание ребенка повысить свою значимость в кругу сверстников- т.е купить их расположение, дружбу, любовь. Причина воровства- одиночество ребенка в кругу сверстников, неумение строить отношения, низкая самооценка.

8) Импульсивность.

Детское воровство часто вызывается острым желанием обладания
(импульсивностью), которое охватывает ребенка, порою, из-за пустяка и бывает непонятно взрослым. Это самая распространенная причина воровства. Маленьким детям очень трудно контролировать свои желания. Импульсивных детей необходимо строго контролировать и приучать к ответственности

9) Желание сделать приятный подарок любимым людям

Такая причина связана с отсутствием понимания отрицательной оценки краж у дошкольников. Ребенок стремится любым способом сделать приятное дорогим людям.

10) Вымогательство

Ребенок может воровать от безысходности, когда у него вымогают деньги путем угроз. Важно- у ребенка и взрослых должны быть доверительные отношения, чтобы в подобных ситуациях он мог обратиться к ним за помощью.

4.Анализ воровства по возрастным этапам развития.

Существуют возрастные особенности воровства. В 2-3 года малыш еще не различает своего и чужого. Гуляя на улице или в гостях, он может взять понравившуюся ему вещь. Это нельзя назвать воровством в прямом смысле, но родителям придется объяснить ребенку, что чужое брать нельзя, делая упор на переживаниях человека, утратившего свою вещь. Помните- ребенок раннего возраста не ворует, а берет- берет при всех, не тайком, чтобы доиграть.
Представление о том, что такое «мое»., «чужое», появляется у ребенка после 3 лет, с развитием самосознания
4-6 лет -возраст формирования нравственных привычек, но это не значит, что они уже закрепились, к тому же ребенку трудно обуздать свою импульсивность, что и приводит к таким, не всегда приятным поступкам.
Взрослых часто удивляет и злит нелогичность поступков детей, в том числе это касается и воровства- зачем брать, если все равно тебя поймают?. Дети дошкольники обладают некоторыми психологическими особенностями, которые и толкают детей на нелогичные поступки:
Импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения.
Неразвитость прогностической функции, т.е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий.
Узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий.
Осознание своего существования «здесь и сейчас», непонимание временных перспектив.
Ошибка ребенка- это всегда ошибка родителя. Нравственные нормы постигаются постепенно, в процессе развития. Совсем еще маленький ребенок различает, что такое хорошо и что такое плохо только по реакции родителей.

5.Ошибки родителей.

Воровство, как явление, имеет в своем основании нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные. Можно выделить ряд ошибок, совершаемых взрослыми в процессе воспитания:
Отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребенка могут наказать, а в другой- «закрыть глаза» на такой же проступок, и за угрозой наказание не следует.
Несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку- такая ситуация характерна для семей, в которых есть бабушки и дедушки или в семьях, где мама и папа не могут договориться между собой, когда одно и тоже действие ребенка оценивается по - разному.
«двойная мораль» , когда слова родителей расходятся с делом (не лги, а сами лгут, не воруй, а сами воруют, думая, что ребенок не понимает)
вседозволенность, которая может быть следствием безнадзорности, воспитание в стиле «кумир семьи», подмены общения материальным обеспечением.
Тотальный контроль за поведением и действиями ребенка.
Несмотря на кажущуюся полярность родительских ошибок, все они лишают ребенка возможности формироваться как полноценной личности, следующей в своих действиях нормам морали.

6. Что делать?

Родителям необходимо взять себя в руки, постараться справиться с охватившим их гневом, чтобы не обрушивать на голову ребенка свои отрицательные эмоции.
Прежде всего четко высказать отрицательную оценку действиям ребенка (действиям, ане личности ребенка) с конкретным запретом на воровство.
Рассказать ребенку о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. Поставить ребенка на место пострадавшего- а что бы ты чувствовал?
Следует помнить, что тенденция к воровству не излечивается только с помощью наказания и родителям, даже в случае единичного проступка, предстоит довольно обширная работа:
Душевный разговор- родителям вместе с детьми очень полезно разбирать различные ситуации, связанные с нарушением моральных норм.
Сказкотерапия- вместе с ребенком анализировать ситуации в сказках, баснях, что способствует формированию нравственного иммунитета
Библиотерапия- обсуждение с детьми различных художественных текстов, анализ различных ситуаций

Правила общения с маленьким воришкой

Ни в коем случае не навешивать уголовных ярлыков на ребенка, называя его вором, предрекая ему «плохую дорожку в жизни»
Избегать сравнений с другими детьми или самим ребенком в раннем детстве- вот Ваня не ворует и его маме не стыдно, в нашей семье отродясь такого не водилось..
Не заставлять ребенка, ради справедливости, отдавать свою самую лучшую игрушку, но и не препятствовать, если ребенок самостоятельно примет такое решение, как бы жалко не было игрушку.
«Не перегибать палку» в разговоре с ребенком, иначе он будет утаивать от вас свои проступки.
Не возвращаться к тому, что было, даже если ребенок вызовет ваше недовольство еще раз- не попрекать и не напоминать о конкретном проступке, разъяснительную работу вести опосредованно (см душевный разговор, сказкотерапия, библиотерапия)
Никогда не обвинять ребенка в краже, даже, если кроме него этого сделать было некому. В случае, если застали ребенка «на месте преступления с уликами», сдерживайтесь и выбирайте выражения.

Деньги являются неотъемлемой частью жизни современного человека. Они уходят на оплату коммунальных услуг, развлечений, удовольствий, еды и много другого, то есть являются нашими постоянными спутниками. Это привело к тому, что у детей еще в раннем возрасте начинает формироваться ошибочное мнение - удовольствие и другие радости можно достичь только с их помощью. На них мама может ему приобрести игрушку, шоколадку и мороженное, сводить в парк, цирк и прочие развлечения. Чтобы заработать деньги, родителям приходится трудиться изо дня в день, затрачивать много сил, а ребенка оставлять на попечение бабушке или отводить в детский садик. Малыш вполне осознает, что денежные средства играют важную роль и дарят радость.

В норме ребенок осознает, что деньги нужны для покупки вкусных и полезных продуктов, одежды, игрушек

Почему дети воруют? Однозначный ответ дать невозможно. Воровство среди детей – довольно распространенная проблема, с которой многим приходилось иметь дело. Практически каждый из нас хотя бы раз в жизни брал что-то чужое, однако это не повод думать, что из ребенка вырастет вор и мошенник. Насторожиться необходимо только в том случае, если после разоблачения и проведенной беседы малыш все равно не перестал заниматься воровством.

Если вы почувствовали, что не справляетесь с возникшей ситуацией и не можете отучить малыша воровать, не затягивайте обращение за помощью к психологу. Он поможет выявить причины проблемы и подскажет методы решения.

Данная статья поможет выяснить причины воровства денег у родителей их родными и приемными детьми, а также подскажет, как найти выход из сложившейся ситуации.

Воровство у детей младшего возраста

Дети в возрасте 3-х лет уже достаточно хорошо понимают значение слов «мое» и «чужое», поэтому если ваш кроха взял чужую вещь или деньги, не думайте, что он не осознает, что они ему не принадлежат. Он все прекрасно понимает. С другой стороны, дети младшего возраста пока еще не способны оценить свой поступок, то есть они не осознают, что поступили в данном случае нехорошо. Они просто берут, что им хочется. Дети младшего возраста не могут представить себя на месте того, у кого они что-то позаимствовали. Они действуют согласно правилу: «Я захотел и взял».


В младшем возрасте ребенок просто берет то, что ему хочется, но при этом не очень задумывается о наказании или чувствах других людей

Что делать родителям дошкольника?

  1. Не ругайте его. Ни в коем случае нельзя называть малыша вором, а совершенный поступок воровством. Необходимо с ребенком спокойно побеседовать. Если он взял игрушку у другого малыша, объясните ему, что тому ребенку очень плохо без этой игрушки, он не может заснуть. Что же нам сделать, чтобы ее вернуть назад? Придумайте, каким образом вы это сможете сделать.
  2. Если кроха взял без спроса у вас деньги, не ругайте его. Выведайте у него, почему он так поступил и куда хотел их потратить? Скажите, что можете купить что-то вместе. Если окажется, что малыш собирался приобрести что-то не для себя – это хороший признак. Объясните ему, что лучший подарок – это подарок, который сделан своими руками. Пусть он поймет, что радость далеко не всегда можно доставить с помощью денег. Внушайте ему это, пока он еще маленький - в будущем малыш не станет повторять таких ошибок.
  3. По возможности уделяйте ребенку как можно больше времени. Пусть он ощущает вашу любовь и заботу. Не нужно «подкупать» малыша, ни в чем ему не отказывать и покупать все, что он только пожелает. Такое проявление не доказывает вашу любовь и дети это прекрасно ощущают. Стараясь заменить заботу и внимание дорогими подарками, вы тем самым подталкиваете ребенка совершать неправильные поступки в будущем.
  4. Бывают ситуации, когда кроха упорно врет, что он взял что-то чужое (рекомендуем прочитать: ). Сначала убедитесь, что это действительно совершил он. Если этот факт подтвердится, то ваша главная проблема в данном случае -не воровство, а ложь. Попробуйте объяснить малышу, что лгать нехорошо. Важно, чтобы он увидел ваше огорчение, но ругать его не стоит. Дети хорошо чувствуют, в каком настроении пребывает их мама. Важно не упустить момент и вовремя начать приучать детей быть честными, тогда проблема воровства в будущем вас не коснется.

Если ребенок соврал, нотации могут только усугубить положение - лучше просто показать ему, что родители расстроены

Ребенок-школьник ворует деньги у родителей

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Во время посещения детского сада дети набираются знаний о социальном порядке и характерных взаимоотношениях между членами семьи – это время, когда в семье царит близость. Когда ребенок достигает возраста 6-8 лет, он приобретает чувство некой независимости от семьи и проявляет повышенную ответственность за самого себя.

Общие причины воровства

К частым причинам относят:

  1. Малыш не имеет друзей - чтобы заслужить внимание сверстников, он покупает сладости и небольшие подарки. В таком случае необходимо с ребенком провести беседу о дружбе. Дайте ему понять, что дружба должна быть бескорыстной. Пусть он почувствует, что самый верный и настоящий друг для него – это вы. Можете устроить небольшой праздник, пригласив домой его одноклассников. Ребенок будет увереннее в себе, так как родители будут находиться рядом.
  2. У ребенка было желание приобрести некую вещь, которую родители отказались ему купить. Малыш просто осуществил свое желание другим способом. В таком случае советуют не исполнять все капризы ребенка. Однако если малыш очень сильно чего-то желает и вы можете себе это позволить – уступите ему. Не обязательно покупать ему, что он желает. Можете предложить ему другие способы достижения цели - например, помочь что-то сделать маме или получить хорошие отметки в школе. Объясните малышу, что он может сам заслужить эту награду.
  3. Родители не дают ребенку деньги на карманные расходы. Малыш видит, как его сверстники получают от родителей некоторую сумму и ему тоже хочется их иметь. В принципе, если у ребенка будут карманные деньги, это позволит ему с детства научиться с ними обращаться. Такое доверие способствует развитию ответственности, рациональности и самостоятельности. Когда вы имеете свои собственные деньги, возникает желание сэкономить, накопить, что оказывает положительное влияние на экономическое воспитание. По совету психологов, все же лучше дать ребенку немного финансов, причем их количество не имеет значения. Главное, малыш будет знать, что ему доверяют и у него есть свой капитал.
  4. Ребенок подвергается шантажу или вымоганию денег. Это не лучшая ситуация, с которой не связаны личные качества малыша. Часто старшие сверстника угрожают и вымогают деньги у более слабых малышей. Напуганный ребенок выходит из ситуации, украв деньги у родителей. В таком случае не пытайтесь наказать ребенка, ведь он жертва, а не преступник.

Кризис 7 лет

Когда малыши достигают школьного возраста, их отношения со сверстниками приобретают наиболее значимый характер, они проявляют наибольший интерес к общению с другими детьми, появляется желание показать себя и посоревноваться. Кроме того, у детей возникает чувство собственности, проявляется интерес к свои вещам и коллекциям, комнатам и домашним делам.

Ребенок 7 лет, который нередко прибегает к краже вещей, пользуется чуть меньшей популярностью, чем его сверстники, а желание воровать может появляться из-за стремления заполнить эмоциональную пустоту. Возможно, воровство является ответной реакцией на ощущение обделенности или ребенок просто выбрал такой метод для получения чего-либо, что ему захотелось очень заполучить, а других возможностей этого добиться он не нашел. Иногда воровство становится последствием гнева или враждебности. Детские психиатры считают, что детям, крадущим какие-то вещи, присуще чувство лишения, зависти и сильная обида.


В школьном возрасте ребенок уже отдает себе отчет в содеянном, но свои собственные потребности и желания часто перевешивают

Кризис 13 лет

Следующий этап воровства начинается, когда ребенку исполняется 13 лет. Это возраст, когда малыш подвержен многим физическим, психологическим и социальным изменениям. На фоне этого, чтобы покрасоваться перед друзьями, ребенок снова может взяться за воровство. Давление со стороны сверстников может стать очередной причиной к совершению детьми таких поступков. Больше всего это может спровоцировать подзадоривание. Случается, что ребенок довольно часто прибегает к воровству из-за многих других поведенческих и эмоциональных проблем. В таком случае ребенка необходимо обязательно показать специалисту. Что же делать, когда ребенок воровать стал и как с этим бороться?

Как отучить ребенка воровать?

Ранее мы уже говорили о способах взаимодействия с ребенок в ситуации воровства, добавим еще несколько важных положений:

  1. Никогда не называйте ребенка вором. Это не принесет никакой пользы и только усугубит положение. Некоторые родители пугают ребенка полицией и судом, бьют по рукам. Говорят, что он может попасть в тюрьму. Родителям кажется, что они выбрали правильный путь воспитания, однако так поступать нельзя. Такие разговоры могут привести к тому, что у ребенка разовьется чувство собственной неполноценности, вины и возникнет заниженная самооценка. Помните, что преступления чаще всего и совершаются людьми с подобными проблемами. Не доводите малыша до такого.
  2. Проведите с ребенком беседу в спокойной обстановке, постарайтесь выведать причину, которая подталкивает его к воровству. Попытайтесь узнать, что за факторы им движут. Столкнуться с данной проблемой ребенок может по разным причинам.

Выбор остается за вами

Необходимо помнить, что выбор правильной стратегии всегда остается только за вами. Как правило, каждый конкретный случай уникален. Не следует ждать возникновения проблемы, лучше всего предупредить ее заранее.