Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.
Физиологические изменения
- Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
- Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
- Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.
Физическое развитие
За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.
Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:
При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.
Рассчитайте календарь прививок
Что малыш умеет?
- Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
- Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
- В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
- У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
- Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
- Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
- Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
- Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
- Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
- Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
- Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
- Кроха знает способ использования разных предметов.
- Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
- Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.
Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:
- Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
- Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
- Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
- Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
- Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.
Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.
Занятия для развития
- Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
- Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
- Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
- Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
- Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
- Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
- Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
- Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
- Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
- В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
- Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
- Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
- Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
- Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.
Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.
Психическое развитие
Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.
На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.
На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.
Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:
- Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
- Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
- Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
- Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.
Играйте вместе с крохой и стройте с ним башни из разных фигурок, объясняйте, почему башня падает
Моторика
Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:
- Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
- Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
- Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
- Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
- Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.
Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:
- Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
- Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
- Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
- Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
- Лепить из соленого теста.
- Приклеивать наклейки на себя или на листок.
- Рисовать пальчиковыми красками.
- Играть со шнуровками.
- Наматывать нитки на клубок.
- Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
- Закручивать и откручивать крышечки.
- Играть с сортером и рамками-вкладышами.
- Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
- Играть с прищепками.
- Заниматься с сенсорной коробкой.
Развитие речи
На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.
Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:
- Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
- Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
- Выполнять артикуляционную гимнастику.
- Делать гимнастику и массаж пальчиков.
- Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.
Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.
Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка
Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.
Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
|
Физическое развитие | Игры с мячом | Гимнастика под музыку | Упражнения на фитболе | Ходьба с препятствиями | Гимнастика по видео-уроку | ||
Познавательное развитие | Собираем пазл | Находим целое по части | Игры с кубиками | Изучаем фрукты | Сортируем предметы по цвету | Игры с пирамидкой | Ищем пропавшую игрушку |
Сенсорное и музыкальное развитие | Слушаем звуки музыкальных инструментов | Изучаем запахи | Изучаем материалы на ощупь | Слушаем детские песенки | Изучаем вкусы | Игра с сенсорной коробочкой | Слушаем классическую музыку |
Мелкая моторика | Пальчиковая гимнастика | Игры с крупой | Игры со шнуровкой | Пальчиковая гимнастика | Игры с прищепками | Игры с наклейками | Игры с песком |
Чтение сказки | Артикуляционная гимнастика | Обсуждение сюжетной картинки | Чтение стихов | Артикуляционная гимнастика | Рассматривание картинок и их обсуждение | Чтение потешек |
|
Творческое развитие | Рисование пальчиковыми красками | Аппликация | Рисование карандашами |
Рассчитайте свою таблицу введения прикорма |
Успехи собственных детей вызывают самые волнующие и радостные эмоции. Если вы являетесь родителями двухлетнего ребенка, то наверняка пребываете на седьмом небе от счастья, ведь в этот период ваше чадо развивается так стремительно, что взрослому человеку о таком можно только мечтать. Следующий год потребует от вас еще больше выдержки и спокойствия, однако помните, что результаты окупят все старания.
Физиологические особенности
Развитие ребенка 2 лет уже находится на таком уровне, что малыш уверенно прыгает и бегает. Его тело, прекрасно скоординированное в пространстве, уже достаточно окрепло. Дети в таком возрасте очень подвижны. Задача родителей при этом состоит в том, чтобы обеспечить малышам все возможности для активных игр. Рекомендуется регулярно проводить время на улице, где больше мотивации и пространства. Развитие ребенка 2 лет значительно улучшится, если он, к примеру, будет перешагивать через лежащее на земле дерево или ходить по нему, тем самым оттачивая чувство равновесия. На улице можно кормить птиц, висеть на турнике, подниматься по лестницам и спускаться с них… Дома у малыша гораздо меньше дел. Физическое развитие детей (2 года - рассматриваемый возраст) в этот период, как никогда, содействует знакомству с окружающим миром. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш регулярно выполнял следующие упражнения:
Психология малыша
Развитие ребенка 2 лет позволяет психике полностью раскрыться для получения новой информации. Конечно же, раньше ваше чадо тоже интересовалось многим, однако любопытство такого рода находилось в подчинении инстинктов, а не разума. Психологическое развитие ребенка 2 лет достигло той стадии, когда он моментально усваивает новую информацию и практически ничего не забывает. Это самый благодатный период для максимально эффективного развития. Освоение навыков происходит достаточно легко, при этом они запоминаются на всю оставшуюся жизнь.
Психическое развитие детей 2 лет позволяет им хорошо понимать простые рассказы взрослых, к примеру, о произошедших событиях. В игре малыши воспроизводят несложные логические действия. Они с удовольствием принимаются за строительство башенок или пирамидок.
Развитие ребенка в 2 года таково, что он уже умеет держать ручку (карандаш). Наступает время знакомить его с творчеством. Очень полезны уроки совместного рисования. Водите рукой малыша, давайте ему самостоятельно делать какие-нибудь загогулины. Несмотря на то что первые рисунки неразборчивы и абстрактны, их роль в развитии малыша вряд ли можно оспорить. Первое время рекомендуется давать чаду фломастеры - они не только яркие, но и очень легкие, поэтому работа с ними не потребует существенных усилий.
Двухлетний ребенок уже гораздо более усидчив, чем 6-12 месяцев назад. Он сможет удержать внимание на каком-либо действии даже на полчаса, особенно если и вы будете вовлечены в процесс. В этот период рекомендуется приобрести малышу первые паззлы и конструкторы (однако не выбирайте игрушки с мелкими деталями). Девочки с удовольствием поиграют в куклы. Малыши уже способны разобраться в том, что им нравится, а что - нет. Их непросто отвлечь от понравившегося занятия и так же сложно заинтересовать новым.
Дети в возрасте двух лет охотно принимают участие во взрослых занятиях. Этот период как нельзя лучше подходит для ненавязчивого трудового воспитания. Можно производить превращение совместной работы по дому в систему. Родителям при этом потребуется огромное терпение, ведь намного проще, к примеру, протереть пыль самостоятельно, но малышу тоже нужно учиться. Перечислим основные бытовые навыки:
- Малыш умывается, моет руки и пользуется полотенцем с незначительной помощью мамы.
- Помогает взрослым убирать стол после приема пищи.
- Разлитую жидкость может вытирать губкой.
- Густую пищу ест самостоятельно.
- Поливает цветы.
- Наводит порядок в своей комнате, складывает игрушки.
Базовые навыки и умения
Особенности развития ребенка 2 лет таковы:
Особенности организации жизни
Рассматривая развитие ребенка 2 лет, отметим, что в этот период малыш может с трудом засыпать днем или вовсе отказываться от дневного отдыха. В таком случае рекомендуется устраивать ему минимум час спокойного времяпрепровождения с чтением книг, к примеру. Однако не следует полностью отказываться от дневного сна, поскольку это вредно для здоровья малыша.
Не забывайте чередовать занятия чада во время прогулок и игр. Его внимание может быть направлено на что-то одно в течение тридцати минут.
Двухлетние дети, как правило, уже сами просятся на горшок. Но все-таки высаживайте их перед прогулкой и после дневного сна.
Работа над моторикой
Методика развития ребенка 2 лет предполагает проведение веселых соревнований (к примеру, кто быстрее сядет/встанет из лежачего положения). Они помогают прорабатывать крупную моторику малыша. Для проведения подобных упражнений рекомендуется использовать мягкую подстилку.
Не менее увлекательное занятие - катание малыша на плечах у взрослого. Когда вы убедитесь в том, что чадо не боится высоты, потанцуйте или поприседайте. Это упражнение разовьет мышцы у вас обоих.
Что касается развития мелкой моторики, незаменимыми станут занятия с небольшими коробочками, наполненными пуговицами, или маленькими игрушками. Покажите малышу, как интересно перекладывать вещи из одной емкости в другую. При этом обязательно следите за тем, чтобы он ничего не проглотил. Еще один вариант упражнений для мелкой моторики - рисование пальчиками или кисточкой. Во время игры в песочнице предложите ребенку не просто копать лопаткой, а сделать куличики, вырыть гараж для автомобиля и проложить к нему дорогу. Дома устройте банные процедуры для любимой игрушки, параллельно изучая предметы для купания - мочалку, мыло, полотенце, шампунь. В это же время можно показать ребенку, какая водичка течет из крана - теплая, горячая или холодная.
Раннее развитие детей (2 года). Обращаем внимание на артикуляцию
- Покажите ребенку, как правильно задувать свечи, выдувать мыльные пузыри и т. п. Этот навык - индивидуальный, не все осваивают его в раннем возрасте. Не переживайте, если у малыша пока мало что получается.
- Выполняйте упражнение «Медленный и быстрый ветерок» (малыш при этом должен дуть со всей силы или плавно).
- Вместе стройте рожицы перед зеркалом. Показывайте язык и крутите им во все стороны.
- Учите ребенка делать пузыри в воде, выдувая воздух через трубочку.
- Произносите вместе с чадом звуки или слова с разной громкостью.
Помните, что самые эффективные занятия проводятся не по принуждению. Малыш быстрее обретет полезные навыки, если будет выполнять задания с удовольствием.
Сенсорика
- Давайте малышу ощупывать разные по фактуре объекты. Обсуждайте их свойства.
- Организуйте игры наподобие «Найди пару» (для успешного выполнения задания ребенок должен правильно соотнести белый трикотаж, ватный диск, твердый картон, мягкую бумагу и т. п.).
- Ближе к трем годам малыш уже должен пробовать определять вещи наощупь, с закрытыми глазами вытаскивая из мешочка фрукты, овощи, игрушки.
- Проводите занятия по знакомству ребенка с запахами и вкусами.
Ребенок 2 года. Развитие речи
Все способы, перечисленные ниже, подходят для тех малышей, которые уже умеют произносить отдельные слова (пусть даже на особом «детском» языке).
- Задавайте ребенку вопросы о том, что происходит вокруг (на улице и дома), что изображено на картинках.
- Подробно обсуждайте происходящие события. Таким образом, будет происходить постепенное пополнение пассивного словарного запаса вашего чада.
- Пойте малышу песенки, читайте ему стихи и сказки.
- Разыгрывайте совместные сценки (к примеру, из сказки «Теремок», когда ребенок играет роль мышки, сидящей в домике). В процессе занятия важно побуждать малыша к выполнению различных действий.
- Слушайте и пойте песни.
- Занимайтесь изучением прилагательных. Употребляйте их в общении с малышом, описывая различные предметы.
- Изучайте различные наречия, предлоги и местоимения.
- При осваивании различных лексических тем заостряйте внимание на том, из каких частей состоят объекты. К примеру, у дома есть окна, крыша, двери и т. п.
Задания для детей, еще не освоивших речь
А что же делать, если пока не разговаривает ребенок 2 года? Развитие речи малыша должно производиться по следующему сценарию:
Чему учится малыш
Развитие ребенка в 2 года позволяет ему изучать одновременно несколько свойств предметов. Вы можете, к примеру, положить в одну коробку желтые шарики, а в другую - синие кубики. Создавайте такие ситуации, когда малышу нужно будет продумывать решение проблемы. Чем, например, вытащить закатившийся под диван шарик? Пускай ваше чадо само найдет выход из положения.
В этом возрасте можно приобрести первые книжки с несложными загадками. Для того чтобы малышу было проще отгадывать их, рекомендуется показывать ему игрушку или картинку с изображением загаданного предмета. По завершении игры напомните ребенку о необходимости убрать все вещи на место.
Особенности поведения
Двухлетний возраст - пора активного развития творческих способностей и инициативности. Малыш уже многому научился - он сам кушает и одевается. При этом важно не препятствовать его самостоятельности.
На те или иные жизненные события чадо может реагировать по-разному, иногда слишком бурно. При этом важно обратить особое внимание на то, как ведут себя люди из его ближайшего окружения, ведь малыши в этом возрасте моментально заражаются эмоциями.
Главная задача родителей
Развитие ребенка 2-х лет должно осуществляться с обязательным поощрением различных проявлений творчества. Почаще предлагайте малышу лепить, разыгрывать сценки с куклами, рисовать и т. п. При этом не забывайте искренне хвалить чадо. Учите ребенка доброжелательному общению со сверстниками. Объясняйте ему, как важно уметь делиться и уважать собственность других детей. Покажите малышу, как жалеть и сопереживать (к примеру, погладить мальчика, который упал и горько плачет).
Заключение
Процесс развития двухлетнего малыша должен находиться под контролем родителей. В этот период важно поддерживать ребенка и объяснять ему непонятные моменты. В целях достижения успеха следует набраться терпения, чтобы спокойно относиться к неудачам собственного чада. Не возводите раннее развитие в культ, чтобы не травмировать психику малыша.
говорить в 11 месяцев – 1 год и 5 месяцев. Чаще всего он стремится называть самых близких ему людей (мама, папа, баба). Эти слова очень просты для произношения, но и наиболее значимы. После года появляются звукоподражания тем предметам или явлениям, которые малыш чаще всего наблюдает в своей жизни: тиканье часов, мяуканье кошки, лай собаки и т.д. Чуть позже рождаются обозначения других слов, которые ребенок запомнил, но произнести их ему слишком сложно, поэтому он сокращает услышанные слова или заменяет на придуманные, более простые (огурец – «бека», кушать – «ам»). Речевое развитие ребенка 1-2 года еще не настолько совершенно, чтобы малыш смог обозначить все окружающие его предметы. Поэтому довольно часто родители наблюдают картину, когда кроха протягивает вперед ручку с вытянутым пальчиком, вопросительно произнося «Ы?». Не следует раздражаться или волноваться по этому поводу. Это необходимый этап в развитии ребенка.
- Побольше разговаривайте с ним, называйте предметы или явления, давайте возможность пощупать то, о чем идет речь, так как тактильное восприятие у детей наиболее развито в этот период. Таким образом малыш формирует логические связи между объектами.
- Почаще раскладывайте перед ним различные предметы, просите выбрать именно тот, который вы назвали, помочь вам, выполнив определенные действия. Ребенок будет рад быть полезным.
- Читайте ему детские стихотворения, потешки, скороговорки, небольшие русские народные сказки (например, «Колобок», “Курочка Ряба”, “Репка”‘).
- Особое внимание уделите развитию мелкой моторики пальцев рук
- Не забудьте про пальчиковые игры для самых маленьких – это веселые игры, когда Вы одеваете на пальчики малышу и себе различных бумажных или матерчатых животных, слушайте Железнову и ее песни и выполняйте ее упражнения на звукоподражание и мелкую моторику пальцев рук под веселую музыку.
- Играйте с тестом и пластилином – эти игры направлены на развитие силы пальчиков рук, тем самым очень активно стимулируют речь ребенка.
- Развивайте мелкую моторику пальчиков ручек – простые игрушки, которые Вы можете сделать дома и тренировать мелкую моторику и усидчивость у ребенка.
- Не забудьте и о важности сенсорного развития малышей раннего возраста. Также советую сделать для малыша его собственную сенсорную коробочку, с которой он мог бы играть в любое удобное для него время.
Физическое развитие ребенка 1-2 года:
Развитие ребенка 1-2 года с точки зрения его физических способностей также стремительно идет вперед. Малыш может ездить на игрушечной машинке, отталкиваясь ногами; встречая на своем пути преграду или незнакомый предмет, он способен остановиться, переступить или отойти в сторону. К этому периоду ребенок спускается и поднимается по лестнице с поддержкой или опорой; с интересом нажимает на кнопки, разглядывает и щупает выпуклости на предметах. Иногда дети стремятся повторять движения, показанные взрослым.
- Полезно включать какую-нибудь веселую музыку и танцевать с малышом, демонстрируя элементарные движения (шаги в ритм музыки, повороты тела, наклоны). Со временем, услышав знакомый мотив, ребенок начнет двигаться под музыку без вашей подсказки.
- Развитие мелкой моторики проявляется в навыках собирать башни из нескольких кубиков, ставя их один на другой. Малыш может складывать крупные детали конструктора, части одного предмета.
- Иногда пытается взять в руки карандаш или ручку и что-то нарисовать, конечно, если этот процесс ему предварительно продемонстрировать.
- Выполняйте ежедневно детскую утреннюю зарядку, развивайте крупную моторику у малыша. Сейчас есть множество интересных видео с зарядками, которые может пробовать выполнять даже самый маленький малыш.
- Учите танцевать своих маленьких крошек. Это не так сложно и очень полезно для физического развития малышей от 1 до 2 лет.
- Развивайте обоняние и слух у малыша.
В физическом развитии ребенка 1-2 года очень важно активное участие взрослых. Если ваш малыш не выполняет какие-либо из этих действий, не имея на то специальных медицинских показаний, больше посвящайте времени занятиям с ним. Возможно, он просто не знает, какие действия можно совершать с теми или иными предметами и лишь только Вы способны показать ему как это делать.
Развитие мышления, логики и памяти у детей от 1 до 2 лет:
Абстрактные понятия все еще достаточно сложны для понимания ребенком в этот период. Однако малыш с успехом распределяет предметы по категориям (например, собака, кошка, птицы – живые существа; трава, деревья – растения), сортирует их. Значительно улучшается память: дети помнят однажды увиденное или услышанное и при подходящем случае вспоминают или воспроизводят усвоенное. Для развития мышления можно посоветовать упражнения на сопоставление: показать собачку в книжке и найти игрушку-собачку, отыскать недостающие части предмета, рисунки одного цвета и т.д. Подобные упражнения есть в любом альбоме по развитию речи для детей от 1 до 2 лет.
Советы по развитию мышления, памяти и логики у детей от 1 до 2 лет:
Для развития детей от 1 до 2 лет особенно эффектными будут следующие интересные задания:
- игра для малышей на развитие логики– найди хвост нужного животного. Очень веселая игра. Здесь нужно найти и соотнести нужное животное с его хвостиком,
- для любителей мультфильмов“Лунтик”, “Смешарики”, “Фиксики”, “Маша и медведь” – игры-карточки на развитие памяти у малышей. Здесь нужно будет соотносить героев этих мультфильмов.
- “Кто, что ест?”Еще одна игра на развитие логики. Здесь нужно соотнести животное и еду, которую он ест.
- Мамы и их детёныши– учимся сортировать мам животных и детенышей.
- Логическая игра –животное и его тень. Здесь нужно будет найти каждом животному его тень.
- Помогайте малышам узнатьосновные части тела человека, какие бывают геометрические фигурыи многое другое.
Социальные навыки и навыки обихода ребенка в возрасте от 1 до 2 лет:
В период развития ребенка 1-2 года навыки обихода активно копируются у взрослых. Все, что делают в этот момент папа или мама, срочно становится нужно малышу. Дети изо всех сил стараются помочь родителям по хозяйству и отказ от их помощи как правило встречают криком и ярко выраженным протестом. Однако не забывайте, что, копируя взрослых, ребенок сам учится быть таковым. Позвольте ему вместе с вами помыть посуду, попросите подмести пол, принести тряпку, учите его самостоятельно кушать и т.д. Кроха будет на седьмом небе от счастья, ощущая свою нужность. Простите ему неряшливость и неопрятность. Ребенок после 1 года очень зависим от внимания родителей, хотя и пытается проявлять самостоятельность: выделяются предпочтения в еде, одежде, копируются действия взрослых (разговоры по телефону, манеры, привычки папы и мамы). Поэтому очень внимательно относитесь к тому, что вы говорите и делаете. Ваш ребенок – это ваше зеркало. Он отразит то, что будет видеть в семье. Немаловажно в этот период и общение с другими детьми. Малыши быстрее учатся у своих сверстников, ощущая дух соперничества.
Помогайте ребенку узнавать этот мир, уделяйте ему больше внимания. Огромное количество немых игрушек и конструкторов не разовьют малыша сами по себе: это смогут сделать только любящие мама и папа. Помните, что от количества тепла, отданного родителями ребенку, напрямую зависит уважение и любовь, которые их сын или дочь проявят, будучи взрослыми. Развитие ребенка 1-2 года требует кропотливого труда, но, поверьте, этот вклад обязательно вернется к вам с процентами.
Здесь видео моей Лиз 1 год 4 месяца (мы полностью за две недели выучили все фигуры - сниматься она особо не давала, да и сейчас надо момент словить) - поэтому оно (видео) обычно такое короткое.
Календарь развития ребенка второго года жизни: месяц за месяцем
«Каждый новенький ребенок вылезает из пеленок и теряется повсюду, и находится везде! Он всегда куда-то мчится, он ужасно огорчится, если что-нибудь на свете вдруг случится без него». Малыша от года до двух можно смело считать героем этой популярной мультяшной песенки. Расскажем обо всех сложностях и заботах этого особого периода развития ребенка.
Ребенок 12-15 месяцев
Маме на заметку . Даже если ваш ребенок довольно уверенно себя чувствует во время ходьбы, все равно на прогулку нужно брать прогулочную коляску, чтобы малыш мог в ней поспать, когда утомится. Дети в этот период быстро устают от физической нагрузки, восполняя силы здоровым сном.
Физическая активность . Ребенок повторяет удавшиеся ему действия несколько раз. Он успешно выискивает непростые пути для достижения цели: ямы, холмики, лужи, неудачи не останавливают от повторения пройденного. Дети «обезъянничают», повторяя за взрослыми, жесты становятся более уверенными, тяга к новому и неизведанному набирает стремительные обороты.
Речь . Сейчас малыш накапливает слова, а пользуется, как обычно, уже наработанной лексикой: возгласами и лепетом. Но понимает многое и выполняет односложные просьбы: принеси, положи, возьми, отдай.
Эмоции и поведение . Центральная ребенка продолжает формироваться, поэтому он действует исключительно импульсно, эмоционально, не осознавая последствия своих действий. Ребенок в этом периоде — следопыт, причем объектом его исследований становится все окружающие предметы: соринка на полу, гвоздик в стене, скрепка на столе, пуговичка на одежде, улетающая бабочка. Сейчас ребенку интересно абсолютно все. Взрослым надо это понять и не мешать познавать мир, а просто быть рядом.
Вслед за исследовательской деятельностью, ребенок развивает самостоятельность, поэтому его практически невозможно уговорить не подбирать фантик на дороге и не засовывать камни в карман. Появляется интерес к более взрослым детям.
Уход и питание . Отсутствие страха и непонимание опасности у ребенка может привести к печальным последствиям (утюг, кипяток, розетка, дверной проем, щель). Все тщательно изучите и уберите опасные предметы с глаз долой. Можно продолжать кормить грудью, продолжая знакомить ребенка с разными видами пищи по возрасту. Рацион также должен содержать и свежие овощи, и фрукты по сезону.
Развитие . Играйте с ребенком в подражательные игры: купайте, кормите, укладывайте спать куклу; показывайте, как мыть посуду, подметать пол. Играйте в прятки, догонялки, подвижные игры с мячом.
Ребенку 15-18 месяцев
Маме на заметку . Не стоит «загружать» малыша разнообразными игрушками в этом возрасте: практика показывает равнодушие детей к большинству новомодных игрушек и огромную любовь к кухонной утвари и прочим предметам обихода. Ребенок сам находит себе игрушки, иногда это могут быть неожиданные предметы, к примеру, кусочек тетрадки, листик с улицы или старый потрепанный мишка. Несколько развивающих игрушек плюс конструктор — будет вполне достаточно.
Физическая активность . Ходьба ребенка еще далека от совершенства, его частенько «заносит», нередки падения и ушибы.
Речь . Лексикон расширяется, а в ходу около десятка двусложных слов. Малыш учится лучше понимать взрослую речь, он быстрее понимает интонацию слов, вглядываясь в лицо говорящего. Пытайтесь налаживать с ребенком диалог, провоцируйте его на ответ, вам обеспечены счастливые мгновения!
Эмоции и поведение . Ребенок очень ярко и эмоционально выражает свои чувства по отношению к любимым людям и в то же время может проявлять признаки стресса, когда долго нет любимого человека рядом, когда в семье проблемы, когда привычный для него уклад жизни резко меняется. Сознание ребенка меняется, он подолгу думает, может посидеть сам и поиграть.
Уход и питание . Настает завершающий этап в приучении к горшку, хотя некоторых детей до сих пор ни за что на него не усадишь. Малыш становится чистюлей, протестует против неопрятности в одежде. В питании ребенка мало что меняется, пищу, как и раньше, нужно готовить свежую и давать кушать ребенку не позже, чем через полчаса после приготовления.
Развитие . «Лидерами» игр по предпочтениям малыша могут стать: пальчиковый театр, сортеры и матрешки, крупные пазлы и пирамидки.
Ребенку 18-21 месяц
Маме на заметку . Именно сейчас ребенок впитывает все, как губка. И нередко в том числе — не самые лучшие привычки взрослых. Контролируйте, по возможности, свои слова и действия, чтобы потом не увидеть свое «отражение» в собственном чаде.
Физическая активность . Этот этап развития двигательных навыков можно охарактеризовать как «ходьба-бег». Также ребенок пытается взобраться и вылезти на самую верхнюю точку, пробуя свое «мастерство», будьте внимательны!
Речь . Ребенок пробует соединять слова в предложения на очень ломанном «тарабарском» языке. Старайтесь записывать его первую речь, впоследствии будет интересно вдвоем читать эти первые слова и предложения. Но если ваш малыш упрямо не хочет говорить, не расстраивайтесь, многие дети начинают разговариваться к 2,5 годам.
Эмоции и поведение . Малыш обдумывает свои действия, осторожничает с незнакомыми предметами, чего раньше не было. У ребенка часто проявляются капризы , поэтому во избежание истерик нужно либо их предупреждать, либо учиться «гасить» огонь.
В кругу своей семьи и на примерах ролевых игр помогайте ребенку формировать представление о дружбе и взаимопомощи, это очень важно.
Уход и питание: можно постепенно отказываться от прогулок в коляске, приучая ребенка подолгу ходить пешком. Вместо коляски можно купить трехколесный велосипед с ручкой. Если кроха без проблем и помощи поднимается вверх по лестнице — это явный признак того, что он готов к приучению к горшку. В питании сохраняется разнообразие, мясо должно оставаться нежирным, в меню должны быть печенка, творог, молоко 3,5% жирности, яйца.
Развитие . Девочки будут с восторгом играть в «дочки-матери» с пупсами, кормить их, вести гулять, одевать. Можно играть с малышом в продавца и покупателя овощей и фруктов, складывать пазлы.
Ребенку 21-24 месяца
Маме на заметку . Это период вездесущей «помогайки»: хочет вместе с мамой (или вместо нее) пылесосить, мыть посуду, готовить еду, стирать. Не мешайте малышу вникать в эти процессы, они помогут ему позже стать настоящим маминым помощником!
Физическая активность . Ребенок умеет ходить по всем направлениям, держит равновесие, пытается перепрыгивать мелкие ямки, поднимается по наклонной плоскости, умеет бросать и ловить мяч, с удовольствием ездит на машинках, здорово управляется с каталками на колесиках.
Речь . Понимает коротенький рассказ, наполненный короткими предложениями по сути (где были, куда поедем, что видели). Выполняет более сложные просьбы взрослых (пойди, возьми, принеси). Активный лексикон составляет около 200 слов, а предложения строятся из 2-3 слов. Запоминает стихи и пытается закончить строчки четверостиший.
Эмоции и поведение : с ребенком становится проще договариваться, малыш может немного подождать, прежде чем взрослый выполнит его просьбу. Дети начинают различать принадлежность к полу и тянутся больше к «своим», перенимая их навыки и привычки. Ребенок хочет к детям, подражает им или навязывает свою волю, выделяет из круга общения подруг и друзей, делится с ними своим имуществом. Малыш осознает слово «надо», чувствителен к похвале и наказанию.
Развитие . Страсть к музыкальным игрушкам можно унять, купив музыкальные инструменты и обучив игре на них. Также можно приобрести детское лото и вместе изучать цвета и фигуры, буквы и цифры.
Никакие игрушки не смогут полноценно развить ребенка, это могут сделать только родители, находящиеся в постоянном контакте с ребенком. Познавайте мир вместе, переживая миг детства снова и снова. Воспитание ребенка 1-2 года — это непросто, но здорово!
Здравствуйте, дорогие читатели!
Ко мне часто подходят на детской площадке и спрашивают: «Как вы развиваете своего ребенка?». Как так вышло, что в 1.5 года девочка знает столько слов и уже отвечает на некоторые вопросы? Самостоятельно лазит по лестницам, горкам и скалодромам не требуя вмешательства родителей? Так свободно играет с другими детками? Вы наверное ходите на какие-то развивашки в детские клубы?
На что я отвечаю, что не были мы ни в каких детских клубах, а все наши развивашки - это прогулки, книги и, конечно, мама. И в этой статье я расскажу, как развивать любого ребенка 1-2 лет, так сказать, подручными средствами. А в конце вы найдете универсальную пошаговую инструкцию по развитию ребенка;).
Хотите развивать ребенка - развивайтесь сами
Когда мои знакомые удивляются любознательности, активности и дружелюбности моего ребенка и интересуются, как к этому прийти, я стараюсь ненавязчиво узнать: а какой образ жизни ведет сама мама? Чем занимается в свободное время? Ездит ли куда-нибудь с ребенком? Читает ли ему книги? Читает ли сама?
Чаще всего оказывается, что мама окружена домашними заботами, кое-как успевает приготовить обед на всю семью, в дневной сон малыша убирается или смотрит сериал. Многие даже жалуются, что не успевают гулять с ребенком больше 1-1.5 часов в день, столько накапливается работы! В общем, принято считать, что крутиться дома, как белка в колесе - это нормально . Какие тут развивашки?
Но дело в том, что дети копируют, в первую очередь, маму. И на мир они будут смотреть долгое время ее глазами. Не в буквальном смысле, конечно. Но мироощущение мамы непременно передастся и ребенку.
То есть если мама подсела на мыльные оперы по телевизору, малыш будет думать, что смотреть ящик целыми днями - это хорошо. Если мама не читает книги, вряд ли этот интерес возникнет и у ребенка. А уж неправильное питание и вовсе впитывается с молоком матери…
Я знаю мам, которые не выезжают за пределы двора до трехлетнего возраста ребенка, а случается, что сидят дома целую неделю. Развивается ли ребенок в таких условиях? Конечно, куда он денется. Но во много раз меньше, чем детки, чьи мамы не боятся выйти из зоны комфорта. А самое главное, что они развиваются сами.
Лень - враг правильного развития ребенка
Знаете, иногда на детской площадке я вижу, как мамы запрещают своим детям копаться в песочнице. Просто не пускают туда. Испачкается же! Что говорить о спортивных снарядах и лужах. Чем показывать ребенку, как залазить на турник или мыть ботинки от грязи, проще просто не разрешать подобные развлечения - это да. Но скольких впечатлений они лишают своих малышей! Именно благодаря активному познанию мира ребенок развивается так, как надо. Если же мы будем ограждать его от всего, человек вырастет ограниченным и боящимся сделать лишний шаг.
Замечаете, что с каждым годом все больше и больше трехлетних деток гуляют в коляске? Причем сидят они уже тихо и безропотно… А потому что надоело сопротивляться, невозможно достучаться до бестолковых и ленивых родителей, что ребенку нужно все это! Нужно падать и вставать, нужно каждый день учиться новому , бегать за голубями и по лужам, лазить по самым крутым горкам. А родителям придется вместе с ним выходить из зоны комфорта.
Но нет - им лень. Это основная причина того, что многим детям сейчас ничего не интересно, кроме мультиков. Куда легче включить ребенку телевизор, чтоб отстал уже. И куда сложнее помогать малышу ежедневно, ежечасно и даже ежеминутно преодолевать новые вершины . Это огромный труд. Но он окупится, когда ты поймешь, что вырастила не очередного лентяя и оболдуя, а разностороннего, интересного и здорового человека.
Я ведь тоже человек, и тоже ленивая. О, вы не представляете, насколько. Иногда я как тот кот, который орал от того, что наступил себе на яйца, но так и не убрал лапу. Но стараюсь, работаю над собой, хоть порой это так непросто. Да, мне тоже хочется потупить в телефоне, пока ребенок копается в песочнице или качается на качелях - это первый импульс. Но почему бы не использовать момент и не научить малыша делать куличики и находить правое и левое ушко? Почему бы не научить карабкаться по скалодрому и веревочной лестнице? Ну и что, что ребенку всего 1.5 года, пусть он развивается в соответствии со своей природной любознательностью.
Если следовать за интересом ребенка, то можно вообще очень многое открыть для себя. Поэтому чаще всего мы выходим гулять без коляски (уже с 1.3 года). Дочка идет, куда глаза глядят, и это делает прогулку интереснее! Каждый раз мы находим новые тропинки, исследуем новые места, учимся новому. Вокруг столько всего - и ручейки, и бабочки, и белочки в парке, и светофоры. Нужно не ограждать ребенка от мира , а активно вводить его туда! Может, потому детские площадки мне еще не осточертели - мы на них не так уж часто и бываем. А еще есть один неоспоримый плюс пеших прогулок - малыш устает, лучше ест и крепче спит;).
Так что, если вы хотите знать, как развивать ребенка в 1-2 года правильно - просто не ленитесь . Не говорите «нет» там, где вообще-то можно сказать «а почему бы и нет?» . Например, когда дочка повела меня на улицу с шестиполосной дорогой, я не сопротивлялась. Точнее, первая мысль была: «Ни в коем случае! Опасно! Лучше на площадку!». Но потом подумала: «Но ведь я же рядом, держу за руку, а значит, все будет хорошо». И мы пошли. Потренировали навык перехода дороги за руку, поняли, зачем нужен светофор и когда можно ступать на дорогу. Заодно и цвета повторили! Да, ребенок вполне может соблюдать ПДД в 1.5 года.
Кстати, нереальная лень меня одолевала, когда дочь снова и снова просила говорить, что изображено на картинке. Мне казалось, это никогда не закончится… Но я преодолела ее. И сейчас уже ребенок отвечает, что нарисовано. Не всегда словами, но звуками вполне понятно. И я понимаю, что все было не зря. Малышка усвоила названия различных предметов и животных, и теперь идет дальше, запоминая сказки и прося читать их снова и снова:). Еще пару лет, и научится читать любимые произведения сама, зато, я надеюсь, вырастет грамотным человеком с хорошим словарным запасом.
Если ваш ребенок не воспринимает книги - ничего страшного. Наверняка у него куча других интересов, и ваша задача - поддержать их и не лениться десять-сто-тысячу раз помочь залезть на стул, покормить куклу или поймать мячик. Ведь, если подумать, эти простые действия помогают научить преодолению препятствий, заботе и ловкости.
Развивайте ребенка правильно!
Итого у нас всего два правила для правильного развития ребенка:
1. Вести активный образ жизни и всячески вовлекать в него малыша.
2. Не лениться!
7 шагов для развития ребенка в 1-2 года
Если же вы ждете конкретных шагов и примеров, как развивать ребенка в 1-2 года, я могу дать вам это. Вот то, что непременно нужно делать, начиная с первых месяцев после рождения:
Вот, как мне кажется, необходимое и достаточное для развития ребенка первых лет жизни. Это вполне естественно и вроде не должно вызывать вопросов - просто быть частью семьи . Как видите, я даже не рекомендую никакие карточки и развивающие занятия - они просто не нужны! Но если вы с чем-то не согласны, будет интересно узнать ваше мнение в комментариях ниже.