Картотека опытов и экспериментов с песком картотека (старшая группа) на тему. Многофункциональный дидактический стол. Игры, опыты, эксперименты

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проект « Работа с детьми в центре воды и песка» Работа с дидактическим столом В 1 младшей группе НДОУ « Детская Академия» Воспитатели: Пыркина О.А. Вылегжанина М.А.

2 слайд

Описание слайда:

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ Дети активно познают окружающий мир. А насколько интересной и разнообразной будет поступающая информация, во многом зависит от взрослых. Известно, что каждое дошкольное общеобразовательное учреждение должно реализовывать среди других – образовательную область «Познание». «Центр песка и воды» помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Игра-экспериментирование осуществляется с различными предметами и природными материалами. Организовывая игры с песком и водой, происходит не только знакомство детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепление представлений о форме, величине, цвете предметов, развитие мелкой моторики рук, закладываются основы для обучения конструированию.

3 слайд

Описание слайда:

Цель проекта: - Знакомство со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.

4 слайд

Описание слайда:

Цели, которые достигаются в процессе обучения в играх-экспериментированиях за дидактическим столом: - стимулировать желание ребёнка узнавать что-то новое и расширять кругозор детей, экспериментировать и работать самостоятельно (знакомство с основными свойствами воды, песка) ; - развивать тактильную чувствительность; - расширять и обогащать словарь детей; - развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление) ; - способствовать физическому развитию ребёнка: развивать мелкую моторику рук, а так же зрительную и двигательную координацию; - развивать предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка; - снимать психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей; - знакомить со свойствами различных предметов и материалов; - закреплять элементарные представления о форме, величине, цвете предметов.

5 слайд

Описание слайда:

Функции уголка: «Центр песка и воды» создан для проведения специально организованных индивидуальных и групповых занятий с детьми, развивающей и обучающей образовательной деятельности. Направленные на профилактику и преодоление стрессов, страхов, переживаний во время адаптации. Творческая работа способствует снятию у ребенка напряжения. Трогая песок, дети развивают мелкую моторику рук, а определяя необходимое количество песка, развивают глазомер.

6 слайд

Описание слайда:

Знакомство детей со свойствами песка и воды происходит в процессе различных видов деятельности: - работа по развитию речи; - игровая деятельность; - опытно-исследовательская деятельность.

7 слайд

Описание слайда:

Задачи проекта: укреплять физическое и психическое здоровье малышей; обеспечивать эмоциональное благополучие; расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия, воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив; развивать психические процессы детей, познавательные способности; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений; расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям; развивать творчество и креативность участников проекта; формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе;

8 слайд

Описание слайда:

Помогая дошкольникам овладевать игровыми умениями, необходимо руководствоваться следующими принципами организации игры в детском саду: Первый принцип: воспитатель должен играть вместе с детьми в позиции “играющего партнёра”, “умеющего интересно играть”, умеющего строить игру таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры. Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ её построения. Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

9 слайд

Описание слайда:

Задача педагога: - сформировать у ребёнка к трём годам умения развёртывать условные сюжетные действия с игрушкой, предметом заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнёром-взрослым, а затем сверстником.

10 слайд

Описание слайда:

Формы работы по проекту - работа с детьми: 1.Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки). 2.Проведение игр с песком, водой. 3.Проведение игровых занятий. 4. Пополнение предметно - развивающей среды группы; 5. Опытно – экспериментальная деятельность - работа с родителями: 1 Подбор художественной литературы; 2. Изготовление макета дидактического стола 3. Выполнение творческих заданий; 4. Совместная опытно – экспериментальная деятельность; 5. Консультации

11 слайд

Описание слайда:

Структура и содержание проекта В данном проекте представлены: - перспективный план работы на учебный год; - сборник игровых занятий; опыты с песком и водой иллюстрированный альбом «Водичка, водичка»; - консультации для родителей и педагогов по проведению игровых занятий и опытно – исследовательской деятельности с детьми. - Фотографии на стенде « Нам вместе весело»

12 слайд

Описание слайда:

Срок реализации проекта: июнь-август 2016 Участники проекта: воспитатели, дети, родители. 1. Предполагаемый результат: Воспитанник: Компетенции: -дети знают и хорошо ориентируются в соотношении величин предметов (маленький – большой), знают цвета; -владеет действиями с предметами, предполагает разнообразные способы их использования; - владеют элементарными навыками продуктивной деятельности; -владеют расширенным словарным запасом (глаголы, существительные, прилагательные и т.д.), используют обобщающие понятия (вода, песок); Коммуникативные навыки: -получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми, -получают положительные эмоции от праздников и развлечений; -пользуются речью как средством общения со сверстниками; Предпосылки научной деятельности: -имеют устойчивый интерес к художественной литературе; -возникает интерес к значимой деятельности; -способны ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение;

13 слайд

Описание слайда:

« Переливалочки» Нашазадача - научить малыша переливать воду из одной емкости в другую. С помощью маленькой губки (она должна быть мягкой и небольшой, чтобы помещаться в детской руке) надо переливать воду из одной посуды в другую. Для этого опускаем губку в миску с водой, ждем, когда она впитает в себя жидкость, и переносим ее в другую миску. Там выливаем воду, отжимая губку.

14 слайд

Описание слайда:

«Ловим шарики» Вам понадобятся маленькое ситечко, 10 теннисных шариков, миска. Предложите малышу выловить шарики при помощи ситечка и положить их в миску.

15 слайд

Описание слайда:

«Ракушки и шишки» Вам понадобятся маленькое ситечко, Шишки и ракушки на каждого ребенка Предложите малышу понаблюдать, какой из предметов утонет в воде,а какой будет плавать.Затем предложите выловить ракушки и шишки при помощи ситечка и положить их в миску.

16 слайд

Описание слайда:

«Что как плавает» Для игры - экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.). Взрослый предлагает ребёнку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.

17 слайд

Описание слайда:

Почему одни тела тонут, а другие нет? Требуется -ПластилинКрышкас закраинами от кастрюли -Тазик/Вода Ход опыта 1. Наполни тазик водой 2. Сделай из пластилина лодочку и опусти на воду 3. Вытащи лодочку, сомкни пластилин и опусти в воду. Результат Лодочка не тонет, а комок пластилина опустился на дно. 4. Опусти крышку кастрюли на воду сначала в горизонтальном положении, а потом вертикально. Результат В горизонтальном положении крышка не тонет, а в вертикальном сразу идет ко дну. Это потому……что чем больше воды вытесняется предметом во время погружения, тем с большей силой предмет выталкивается вверх. Пластилиновая лодочка и крышка от кастрюли вытесняют воду не только своим телом, но и своими пустотами, и, следовательно, вытесняют большой вес воды, чем весят сами. На них действует выталкивающая сила, превышающая их вес. Она их держит на плаву. Пластилиновый комок и крышка, опущенная вертикально, вытесняют меньше воды. И так погружаемый объем в этом случае меньше, то выталкивающей силы недостаточно, чтобы они остались на поверхности.

18 слайд

Зоя Музер

Я с нетерпением ждала лета, чтобы воплотить в жизнь свои идеи. Ведь на летних прогулках дети могут вдоволь наиграться с водой, песком, крупой, ракушками, мукой и другими материалами. Можно сорить, плескать сколько угодно и дать волю творчеству!

По моим эскизам папа одной из воспитанниц изготовил стол для экспериментирования .

Советую использовать контейнеры белого цвета или прозрачные : в них легче проводить наблюдения в ходе экспериментирования и опытов , и они больше подходят для работы с цветными материалами, окрашиванием.

Цель игр на основе стола для экспериментирования :

Способствовать профилактике психофизического напряжения;

Развивать социально-коммуникативные навыки, способствовать усвоению позитивных способов поведения и общения в детской группе;

Поддерживать познавательную активность, создать условия для самостоятельного экспериментирования и освоения окружающего мира;

Развивать тактильное восприятие, обогащать чувственный опыт малышей ;

До начала занятий целесообразно познакомить детей с правилами поведения во время игр с водой, песком и другими материалами :

Нельзя плескать водой или кидаться песком (другими материалами) ;

Нельзя намеренно выбрасывать содержимое из контейнеров;

Нельзя брать содержимое контейнеров в рот;

Нельзя ломать и портить сделанное другими детьми;

Помогать наводить порядок после игры .

ИГРЫ С ВОДОЙ .

«Дождик»

Материалы : лейки, пластмассовые игрушки, центр.

Воспитатель помещает в контейнеры пластмассовые и резиновые игрушки, дает детям лейки и предлагает поиграть в кукольный дождик. Пока ребенок поливает игрушки, можно прочитать стихотворения про дождик или спеть песенку.

«Растворяется – не растворяется» .

Материалы : соль, сахар, песок, растительное масло, гуашь, масляная краска, стаканчики.

Воспитатель создает проблемную ситуацию «Что происходит с веществами, если их добавить в воду?» . Дети смешивают вещества с водой и наблюдают, что происходит.

«Льдинка, растай!»

Материалы : заранее замороженные льдинки, внутри которых различные бусинки или мелкие игрушки.

Воспитатель демонстрирует детям «зимний привет» - льдинку с замороженными в ней предметами и спрашивает, что можно сделать, чтоб растопить лед. Дети поливают льдинку водой, наблюдая за процессом таяния.

«Холодное – теплое»

Материалы : игрушки двух видов, по две – три штуки, желательно резиновые или пластиковые (кубики, маленькие мячики, резиновые игрушки) .

Воспитатель наполняет одну ёмкость теплой водой, другую – холодной, предлагает детям поместить кубики (или игрушки одного вида в холодную воду, а мячики (или игрушки другого вида) – в теплую.

«Цветная пена»

Материалы : краски, кисточки, жидкое мыло, трубочки для коктейля.

Воспитатель проводит беседу о том, что такое пена, спрашивает, можно ли нам самим сделать пену, а что если она будет цветной? Дети окрашивают воду в желаемые цвета, добавляют мыло и с помощью трубочек для коктейля образуют пену.

«Кораблики» .

Материалы : изготовленные совместно с детьми кораблики или скорлупа от орехов.

Воспитатель наполняет ёмкость водой, пускает в неё кораблик. Ребенок садиться на стульчик рядом. Взрослый предлагает малышу прокатиться на кораблике от одного до другого берега. Показывает, что берега обозначены полосками разного цвета. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть просто, вытягивая губы трубочкой, не надувая щеки. Показывает, как это делать. Обращает внимание ребенка на звук, который при этом получается : «Ф» . Малыш повторяет. «Но вот налетел ветер, он дует не ровно. Вот так!» - взрослый дует на кораблик отрывисто, не ровно : «П-П-П» . Обращает внимание малыша на то, какой звук слышится теперь – «П.» . Предлагает попробовать подуть также и пригнать кораблик к другому берегу. Игра повторяется несколько раз. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок не надувал щёки, не дул очень сильно.

«Достань ракушку»

Материалы : камешки, ракушки

На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку найти «клад» . Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с ребенком. Затем камешек или ракушка опускаются на дно (глубину не больше 15-20 см, ребенок должен попытаться достать его , отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может немного помочь малышу . Такое занятие можно рекомендовать родителям для игр с ребенком на берегу моря, реки. Игра развивает сенсомоторные навыки.

«Тонет – не тонет»

Материалы : предметы из различных материалов, маленькая фигурка какого-нибудь сказочного героя.

Воспитатель говорит детям, что Котенок хочет доплыть до берега и предлагает ему помочь. Но сначала надо выяснить, предметы из каких материалов тонут, а какие нет. Дети опускают в воду предметы и делают выводы.

ИГРЫ С ПЕСКОМ .

«В поисках сокровищ»

Материалы : различные маленькие блестящие предметы, которые предварительно спрятаны в песке.

Воспитатель говорит, что на необитаемом острове спрятаны сокровища и предлагает детям их найти.

«Сказочный лес»

Материалы : палочки, веточки различных деревьев и кустарников, ягоды шиповника и боярышника, шишки, цветы, листья, мох, фигурки животных, сказочных героев.

Воспитатель предлагает детям посадить сказочный лес.

«Кондитерская»

Материалы : цветной влажный песок, стаканчики, баночки из под йогурта, трубочки для сока, ягоды боярышника, различный природный материал.

Дети играют в сюжетно-ролевую игру, готовят «мороженое» , «коктейли» , «торты» и «пирожные» .

«Кулинарное шоу»

Материалы : природный материал, кукольная посуда, столик , игрушечная плита.

Воспитатель беседует с детьми об их любимой еде, предлагает «приготовить» различные блюда из песка.

«Сеем, сеем, просеваем»

Материалы : сито, добавленный в песок горох, чечевица или камешки.

Воспитатель обращает внимание на то, что песок перемешен с камушками и спрашивает, как отделить камешки от песка. Дети с помощью сита просеивают песок.

«Следы невиданных зверей»

Воспитатель предлагает с помощью пальцев и подходящих для этого предметов оставить различные следы на влажном песке.

Игр с песком и водой множество. Кроме того на основе такого стола можно организовать игры с глиной , водой и землей, мукой, манкой, ракушками, крупой, желатином, пеной. Также можно создавать тематические сенсорные коробки («море» , «зоопарк» , «насекомые» и многое другое ). А еще стол подходит для трудовой деятельности : «Купаем кукол» , «Большая стирка» , «Протираем листья комнатных цветов» и др.



№1.Песчаный конус.

Цель : Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

Оборудование :

1. Сухой песок.

2. Поднос, на который можно высыпать песок.

Опыт : Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплыв» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.

Вывод: Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.

№2. Свойства мокрого песка.

Цель : Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.

Оборудование :

2. 2 подноса.

3. Формочки и совки для песка.

Опыт : Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо. Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Оставим наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются. Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.

Вывод: Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.

№3. Погружение предметов в мокрый и в сухой песок.

Цель : Показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

Оборудование :

1. Сухой песок и мокрый песок.

2. Сито.

3. Два тазика.

4. Тяжелый стальной брусок.

5. Маркер.

Опыт : Равномерно через сито насыплем сухой песок в один из тазиков по всей поверхности его дна толстым слоем. Осторожно, без надавливания, положим на песок стальной брусок. Пометим маркером на боковой грани бруска уровень его погружения в песок. В другом тазике расположим мокрый песок, разгладим его поверхность и также осторожно положим на песок наш брусок. Очевидно, что он погрузится в него намного меньше, чем в сухой песок. Это видно по отметке маркером. Почему же так происходит? У сухого песка между песчинками был воздух, брусок своей тяжестью сжал песчинки, вытеснив воздух. У мокрого песка песчинки склеены водой, поэтому сжать их намного сложнее, именно поэтому в мокрый песок брусок погружается на меньшую глубину, чем в сухой.

Вывод: В сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

№4. Песок и глина

Цель: Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются.

Оборудование:

1. Два стакана: с сухим песком и глиной.

2. Лист бумаги.

3.Палочка.

Опыт: Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется - песок или глина? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.

Вывод 1: песок - рыхлый, в отличие от глины.

Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее поместить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче.

Вывод 2: песок - рыхлый, в отличие от глины.

№5. Удивительный песок

Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

Оборудование:

1. 2 стеклянные банки (первая – с сухим песком, вторая – с прозрачной водой),

2. лопатка,

3. пластинка,

4. три оргстекла.

Опыт 1: Дети, вы любите бегать по песку босиком? Где его можно увидеть? Что такое песок? Из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину, рассмотреть.

Вывод 1: песок – это очень – очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера.

Опыт 2: Почему песок тонет?

В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Что происходит? (песок оседает) На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).

Вывод 2: песок – тяжёлый – он опускается на дно баночки; пыль – лёгкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду, мокрый песок меняет цвет.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ

ПЕСОК

СТАРШАЯ ГРУППА