С кем остается ребенок при разводе родителей? Рассматриваем варианты. “Солнечный сын” Эвелины Бледанс практически не отстает от сверстников в развитии

Лучшее воспитание – это личный пример взрослого. Для мальчика им, в идеале, должен быть отец и ближайшее окружение – дедушка, брат, учитель, тренер…

Однако реальность такова, что мальчик в дошкольном возрасте, когда закладываются основы его полоролевого поведения, окружен вовсе не мужчинами. В сфере образования почти повсеместно трудятся женщины, увеличилось количество неполных семей, да и в полных семьях мужчина-отец зачастую присутствует лишь формально.

Некоторые папы самоустраняются из процесса воспитания мальчика, считая это женским делом, проявляют безынициативность, не зная, что делать с малышом. Другие сами инфантильны, поэтому мало чем могут помочь в развитии мужских качеств. А бывает так, что папа бы и рад заняться воспитанием мальчика, провести время с сыном, научить его чему-нибудь, да загруженность на работе не позволяет, ведь нужно думать о будущем семьи.

Впрочем, мамам унывать не стоит, даже если ответственность за воспитание сыновей лежит на них. Просто следует с самого начала правильно организовать процесс воспитания мальчика, следуя 8 «золотым» правилам:

1. Воспитание мальчика: не ограничивайте свободу!

Чтобы мама могла воспитать в сыне мужские качества, его необходимо растить порой не так, как ей удобнее, проще и спокойнее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы воспитание мальчика формировало его характер. А маме для этого очень часто приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, установки, бороться со своими страхами, «ломать» выработанные годами стереотипы.

Какую картину можно все чаще и чаще наблюдать в современных семьях? В мальчиках культивируется аккуратность, осторожность, прилежность. А потом мама пожинает плоды своего и бабушкиного «кисейного воспитания»: подрастая, сын не может дать отпор обидчику, преодолеть трудности, не хочет к чему-то стремиться. И родителям непонятно, откуда взялось это слабоволие в их ребенке.

Однако именно такие качества с раннего детства вкладываются в мальчика словами «Не беги – упадешь», «Не лезь, там опасно», «Не делай – поранишься», «Не трогай, я сама» и другие «не…». Будет ли при таком воспитании мальчика формироваться инициатива и ответственность?

Конечно, маму и бабушку отчасти можно понять, особенно когда ребенок единственный и долгожданный. Они боятся, что с малышом может что-то случиться. Однако за этими страхами прячутся и эгоистические соображения. Покладистый ребенок намного удобнее, под него не надо подстраиваться. Гораздо легче самой накормить двухлетнего ребенка, чем смотреть, как он размазывает кашу по тарелке. Быстрее одеть четырехлетку самой, чем ждать, пока он будет возиться с пуговицами и шнурками. Спокойнее, когда сын идет рядом и держится за руку, нежели бегает по площадке, норовя потеряться из виду. Потворствуя своим побуждениям, мы не задумываемся о последствиях.

Такое воспитание мальчика искажает саму мужскую природу, отзываясь на психическом и физическом здоровье мальчиков. У них возникают страхи, порой переходящие в соматические проблемы (заикания, нервные тики, аллергии, проблемы с дыханием, частые болезни), формируется заниженная самооценка, развиваются проблемы в общении с другими детьми. Нередко возникает и обратная ситуация: мальчик может начать «защищаться» от напора родительской заботы агрессивным поведением, выражая таким образом детскую непокорность.

Конечно, избавляться от привычек нелегко, но нужно понимать, что ребенок без помощи родителей не станет таким, как хотелось бы. Для этого ему нужна помощь взрослых и определенные условия. Не ограничивайте свободу движения малыша на прогулке, не отводите от маленьких «опасностей» (конфликт в песочнице с ровесником, перелезание через низкую ограду и т.д.), но помогайте преодолевать трудности, подбадривайте.

2. Воспитание мальчика. У ребенка должен быть пример для подражания

Вне зависимости от того, воспитывает ли мальчика одинокая мама или он растет в полной семье, нужно постараться сделать так, чтобы образ мужчины, причем довольно привлекательный для мальчишеского восприятия, присутствовал в жизни семьи.

Пока малыш не подрос, его вполне устраивает, что большую часть времени с ним проводит мама, но уже после 3 лет, когда ребенок отделяется от матери как в физическом, так и личностном плане, мальчик начинает все больше интереса проявлять к мужчинам: папе, дяде, дедушке. А к 6 годам ему становится крайне необходимо проводить время именно со взрослыми мужчинами, подражая им и имитируя их поведение. И здесь маме стоит позаботиться о том, чтобы сыну было с кем общаться.

Совместный досуг с отцом помогает мальчику определиться в жизни, понять, кто он такой. Ведь только через общение с отцом и другими мужчинами ребенок осваивает нормы мужского поведения, формирует свое собственное мнение. И чем раньше папа начнет воспитывать сына, тем быстрее у того сформируется мужской стереотип поведения.

Но что делать, если папы нет рядом? В таком случае маме необходимо найти среди родственников или друзей человека, который мог бы хоть время от времени появляться в жизни мальчика. Например, можно отвозить малыша к дедушке на выходные и оставлять их паять, строгать и мастерить вместе. А когда малыш подрастет, следует найти ему спортивную секцию или кружок, руководителем которого является мужчина, действительно любящий свое дело.

Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи. Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться, повесить на стену фотографию отважного дедушки, рассказывать о своих предках и их мужественных поступках. Иными словами, надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.

3. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Прежде всего мальчику (впрочем, как и девочке) требуется любовь и гармония в семье. Отец не должен бояться проявлять нежность к сыну. Такими вещами он не избалует ребенка, а сформирует его базовое доверие к миру и уверенность в своих близких. Любить – значит, быть неравнодушным к проблемам и чувствам ребенка, видеть в нем личность. Мальчик, воспитываемый чутко и последовательно, вырастает открытым, спокойным, уверенным в своих силах, способным к сочувствию, проявлению эмоций.

4. Учите мальчика свободно выражать свои чувства

Важно, чтобы в семье не было запрета на выражение чувств. Плакать – это естественное проявление стресса. Так что не стоит идти на поводу у стереотипов и ругать мальчика за слезы. Просто стоит отнестись к ним как к сигналу, что ребенку плохо, и не подавлять его эмоции, а научить выражать их, по возможности, иным способом.

5. Открыто признавайте свои ошибки

Как воспитать настоящего мужчину? Конечно, на личном примере показать, что нужно всегда отвечать за свои слова. Папы и мамы должны быть критичными к себе. Если надо, признавать свою неправоту и просить прощения у сына, этим они лишь укрепят свой авторитет, показав справедливость.

6. Формируйте у ребенка навык сопереживания

Воспитывайте в мальчике нравственные качества. Будучи еще дошкольником, он многое может понять и сделать, начиная с помощи маме по дому и заканчивая уважительным отношением к пожилым людям в транспорте. Такое поведение должно «подаваться» как норма. Убрать за собой посуду, застелить постель, уступить место бабушке в автобусе – это нормально для будущего мужчины.

7. Воспитывая мальчика, поощряйте в нем самостоятельность

Большое внимание в развитии мальчика отводите его независимости. Пусть он иногда чувствует свою значимость и свободу. В будущем это поможет ему стать счастливым и успешным, максимально реализовать свои возможности. Мальчикам свойственно стремление к самоутверждению и лидерству. Это очень важно для их дальнейшего развития. Поэтому надо поощрять желание сына делать собственный выбор, мыслить самостоятельно, напоминать, что он несет ответственность за свои поступки.

8. Водите ребенка в спортивные секции

Детям необходима двигательная активность для полноценного физического развития. Пока ребенок маленький, надо больше гулять с ним, позволять бегать, прыгать, падать, лазить, исследовать мир под чутким руководством родителей. Позже следует выделить время в недельном расписании сына на спортивную секцию, где он смог бы совершенствовать свои физические возможности и чувствовать себя сильным, ловким, уверенным в себе.

Договариваемся заранее

Мамам стоит взять на заметку один «секретик» в контакте папы и ребенка. Отцы зачастую боятся оставаться надолго с малышом, потому что чувствуют себя неуверенно. Поэтому сделайте досуг папы с чадом максимально определенным.

К примеру, скажите: «Завтра я уйду по делам на пару часов. Давай прикинем, чем бы вы могли заняться с малышом». Или: «В субботу вы наконец-то сможете построить шалаш, о котором давно мечтал наш мальчик». Так вы дадите мужчине шанс морально подготовиться к общению с карапузом.

P.S. Общаясь с ребенком, мамы и папы не должны бояться быть смешными, неловкими или неуспешными. Дети, как известно, прощают родителям все, кроме фальши и равнодушия.

Звездные родители

Дмитрий Дюжев и Ваня (5 лет)

«Лучший метод воспитания мальчика – это любовь, я сына тискаю бесконечно и целую! Мы с женой воспитываем в Ване самодостаточность, хотим, чтобы он не только был спокойным и уверенным в себе, но и сам любил людей. И, конечно, не стоит излишне опекать. Пусть, если надо, портит ковры, пусть лезет в чернила, пусть песок попробует – не надо запрещать».

Алиса Гребенщикова и Алеша (5 лет)

«Алеша растет в большой семье, где у каждого своя роль. Он видит, как ведут себя женщины, что делают. Бабушка у нас отвечает за комфорт. С дедушками у него мужские игры. Мы как-то пошли с сыном в магазин, и я предложила ему выбрать любую игрушку. Алеша сделал выбор в пользу бензопилы. Ему было 4 года. «Я буду пилить дрова», – сказал сын. Дело в том, что он видел, как на даче это делает дедушка, который еще и убирает листья и чистит снег. Алеша понимает, что все это входит в мужские обязанности».

Бледанс и Семин очень много занимаются с Семой, и мальчик практически не отстает от сверстников в развитии. А главное, он растет очень добрым и любознательным ребенком.

Напомним, Сема - младший сын телеведущей. От второго брака у Эвелины также есть 21-летний сын Николай, который после развода родителей остался жить с отцом в Израиле. Долгое время Бледанс практически не общалась со старшим сыном, с которым у нее был конфликт, однако недавно молодой человек помирился с матерью и приехал в Россию, чтобы познакомиться с братом.

Несмотря на насыщенный рабочий график и постоянную занятость в различных проектах актриса и телеведущая Эвелина Бледанс успевает быть образцовой мамой, которая уделят много времени своему ребенку.

Пять лет назад в семье знаменитости и ее мужа, продюсера Александра Семина, родился мальчик Сема, которому диагностировали синдром Дауна. И после появления малыша родители решили, что он не будет жить как человек с ограниченными возможностями и насладится всеми прелестями жизни.

Сейчас пятилетний Семен является звездой Интернета, у него есть свои страницы в социальных сетях, на которые подписано около миллиона человек. Мальчик растет общительным, открытым и раскрепощенным. Эта заслуга его родителей, которые стараются как можно чаще приобщать его к общественной жизни, выводить на светские мероприятия и знакомить его с другими людьми.

Эвелина любит Сёмена всеми фибрами своей души, и это видно невооруженным взглядом. Так, актриса поделилась с поклонниками в своем Instagram видео, где рассказывает сынишке детский стих, а он при этом смеется и повторяет мамины движения.

Поклонники моментально “забросали” Эвелину и Сёмена комплиментами и пожеланиями здоровья и счастья. Невозможно удержаться от теплой улыбки, которая невольно возникает на лице, когда смотришь это видео. Подарите и себе порцию любви и чистой, незамутненной нежности!

А недавно он прочел свое первое слово, как думаете, какое?

Также сын Эвелины Бледанс делает первые спортивные успехи. Пятилетний Семен занимается верховой ездой и уже уверенно держится на лошади. Верховая езда - это своеобразная терапия, рекомендованная детям с особенностями развития. Для Семы это стало одним из самых любимых занятий, у него даже есть свой пони - Бусинка, с которым у мальчика сложились дружеские отношения, так что в отличие от большинства детей Семен без страха ездит верхом.

В возрасте шести месяцев Семен уже получил свой первый рекламный контракт с компанией-производителем детских подгузников, а сейчас часто принимает участие в различных съемках. Его звездная мама каждый день публикует фото или видео с сыном, которые собирают рекордное количество лайков. Многие подписчики Эвелины обвиняют ее в пиаре засчет собственного ребенка. Ранее артистка игнорировала подобные выпады в свою сторону, но недавно решила расставить все точки над «i», пояснив, что она действительно пиарит сына, но не себя.

«Злопыхателям я отвечаю: «Да, я пиарю людей с синдромом Дауна в лице Семена Семина! Кто-то еще делает это в нашей стране? Никто! Только наша семья не боится открыто говорить об этой проблеме и собирать вокруг себя людей, которые раньше стеснялись это делать!»- отвечает Эвелина.

Первого апреля Семен отпраздновал свой пятый день рождения.

Звездная мама устроила имениннику настоящий праздник.

Не выдержав тягот будней семейной жизни, треть всех пар, официально заключивших брак, расстается . Но одно дело, когда в семье дети отсутствуют, и другое, когда они есть.

Закон не может допустить ухудшения жизненных условий малышей.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

У кого остаются дети при развале семьи по закону?

Закон не дает однозначного определения, с кем должен остаться ребенок после развода . Приоритет не может отдаваться матери, так как права родителей одинаковы , но суд обязательно рассмотрит, как изменятся условия содержания чада в результате разрыва отношений отца и матери.

Имеет значение материальная составляющая благополучия, жилищные условия , а также то, насколько маленький человек будет травмирован, если его оторвать от мамы, а может быть от папы, и другие обстоятельства.

Ребенок, который достиг возраста 10 лет, может сам заявить о своем выборе, у кого оставаться и почему (ст.57 СК РФ).

Судебные органы обязаны вникнуть, что побуждает чадо принять такое решение, и оценить моральный облик каждого из представителей четы.

Может быть, тот из родителей, с кем стремится остаться подросток, просто недостаточно строг и дает большую степень свободы, занимаясь попустительством и уступая напору подростка, что и привлекает подростка.

Чаще всего бывает, что более обеспеченный материально родитель слишком занят служебными делами и ограничен в возможности проводить много времени с ребенком , в результате чего малыш предоставляется сам себе.

Только взвесив совокупность обстоятельств и характеристик, суд вынесет окончательное решение .

Соглашение о детях, заключаемое отцом и матерью

Идеальный случай, когда мама и папа, разводясь, сумеют достичь консенсуса и здраво рассудить, у кого из них мальчику или девочке будет лучше , и составят соглашение.

В соглашении, написанном в свободной форме и содержащем подписи мамы и папы, должны быть оговорены все моменты относительно детей :

  1. на какой жилплощади они будут проживать,
  2. с кем из родителей,
  3. алиментные выплаты, каким образом и в каком размере.

Также должен быть указан порядок общения родителя, который будет жить в другом месте , со своим отпрыском: в какие дни, часы, как проводить время и т.п.

Подобная предъявленная бумага говорит о многом: сумевшие составить мирным путем соглашение родители заявляют о себе как о воспитанных, разумных, высокоморальных личностях. При наличии неразрешимого конфликта суд сам примет решение .

Если есть опасность, что один из четы может повести себя непорядочно и нарушить обязательства, оговоренные в соглашении, то следует этот документ составить в 3-х экземплярах и заверить нотариально .

В этом случае 1 экземпляр оставляется нотариусу и является залогом того, что дать обратный ход ни один из подписавших бумагу не посмеет, а нарушив, предстанет перед судом.

А что касается грудного малыша после развода?

При наличии маленького ребенка до года, если его мать против развода, отцу развода не дадут, пока малышу не исполнится 1 год.

Если мать согласна отпустить мужа, то грудной младенец останется с ней , если она выполняет свои материнские обязанности, заботится о грудничке, он чист, ухожен, накормлен и систематически осматривается участковым педиатром.

Адекватная женщина может быть спокойна – безосновательно дитя у нее никто не имеет права отнять , для этого нужно лишить ее материнских прав.

Когда ребенок достается отцу?

Он после развода может остаться с отцом в случае, если:

  • мать сама решит, что сыну или дочери будет лучше с папой , и составит об этом соглашение;
  • отец действительно хочет и может лучше обеспечивать и воспитывать ребенка, о чем будет предоставлен документ из органов опеки;
  • мать ведет аморальный образ жизни , пьет, употребляет наркотики, не хочет работать;
  • судом мать признана недееспособной;
  • женщина неуравновешенна , истязает малыша;
  • по делам службы мать постоянно в разъездах ;
  • в силу мрачного, неласкового нрава женщина не сумела воспитать у ребенка чувства привязанности, в то время как отец смог, и т.п.

Если суд убедится, что действительно ребенку лучше будет постоянно жить с отцом, то может вынести такое решение . Статистические данные показывают, что с отцом остается не более 7% детей.

Права на общение с малышом второго родителя

После того, как мама с папой перестали быть семьей, они не перестали быть родными людьми для маленького человека, которому дали жизнь и перед которым имеют обязанности воспитывать его , общаться с ним.

Несмотря на причины, по которым родители расстались, они не должны нарушать на общение с родными и близкими людьми: папой, мамой, бабушкой, дедушкой, сестрами. Семейный кодекс регламентирует право на общение с родственниками .

Родитель, проживающий отдельно, имеет права на общение с несовершеннолетними детьми, участие в их воспитании и решении вопросов получения образования(ст.66 Семейного Кодекса РФ).

В соглашении, которое предоставляется на бракоразводный процесс, должно быть указано время общении и график по дням, как смогли договориться папа с мамой .

При отсутствии общего мнения суд обяжет того из бывшей четы, кто живет с мальцом, не чинить препятствий в общении и определит график свиданий. Отказ в общении малыша с папой или мамой наказуем .

Кто и кому платит алименты?

С кем бы ни остался ребенок жить после того, как семья распалась, детеныш не должен страдать от недостатка средств, поэтому суд при разводе сразу определяет, кто и кому платит .

Платит тот, кто проживает отдельно, тому родителю, который постоянно проживает с ребенком и должен иметь средства на пропитание, приобретение одежды, обуви, игрушек, платить за развлечения и т.д.

Поскольку обязанности и и матери равные, то и участие в материальном обеспечении должно быть паритетным.

О размерах алиментных выплат гласит статья 81 Семейного кодекса РФ: на одного отпрыска — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей.

Развод болезнен всегда, а особенно негативно сказывается весь процесс и перемены в жизни на детворе . Лишившись нормальной в общепринятом понятии семьи, ребенок может комплексовать.

Чтобы как можно меньше травмировать детскую психику, мама и папа просто обязаны предпринять все меры для стабилизации своих отношений . Расставание мамы и папы не должно привести к ухудшению условий жизни их детей.

Мы, как родители, стараемся дать нашим детям все самое лучшее и полезное, а значит и решаем за них что одеть, во что играть, что кушать и так далее. До определенного времени это нормально, правильно и безопасно для малыша. Но, наступает момент, когда нужно немножко отпустить свой тотальный контроль и дать ребенку, достигшему примерно четырехлетнего возраста право выбора. Давайте поговорим об этом более подробно.

Два взгляда на одну ситуацию

Рассмотрим на конкретном примере: одна мамочка выбирает за своего ребенка все, начиная от еды, заканчивая его развитием. Она встает утром, готовит ему вкусный завтрак, от которого ребенок отказывается, старается, ищет в интернете новые рецепты, чтобы удивить маленького гурмана. Одним словом, продолжает считать его настолько маленьким, что он не в состоянии иметь свой вкус в плане еды или игрушек.

Вторая мама немного отпустила свой контроль и дала ребенку право выбора: например, он с удовольствием встает утром и выбирает, что приготовить на завтрак. В этом есть несомненные плюсы: малыш самостоятельно выбирает утреннее меню. Для него это очень важно – таким образом, он чувствует свою значимость в семье, поскольку у него тоже есть право принимать решения. Для мамы тоже есть свои плюсы: не нужно каждое утро придумывать, что готовить, при этом ребенок всегда с удовольствием будет есть то, что выбрал именно он. Ну и самое, как мне кажется, важное в этом варианте – это то, что малыш учится делать свой собственный выбор, а значит, получает определенный стимул для развития своих личностных качеств.

«А кто же прав?» - спросите вы: «Мама из первого примера, или же мама из второго примера?» Должны ли дети с младых ногтей иметь право выбора в чем-то или же нет? Как мне кажется, определенное право выбора должно быть: ведь мы хотим, чтобы наши дети полноценно развивались и взрослели? Значит, будем пытаться давать им больше свободы.

Учимся делать выбор

Поверьте, даже новорожденные имеют свои предпочтения, пусть они пока неосознанные, не имеют обоснования. Но они есть. А вот ребенок в возрасте 4-6 лет должен уметь делать выбор. Для того, чтобы его выбор вполне осознанным – задавайте ему наводящие вопросы: почему он выбирает именно эту рубашку, игрушку или тарелку?

Задавая такие вопросы, вы должны понимать, что сразу ребенок не даст вам полноценного и исчерпывающего ответа по поводу своего выбора. Но со временем он научится это делать. Помогайте ему, задавая наводящие вопросы, которые будут подталкивать его к формированию своего личного мнения, только не давите, пожалуйста.

Очень важно уважать выбор своего ребенка. Пусть даже он смешон или нелеп с вашей точки зрения. Критика в данном случае – табу, потому что она вполне способна отбить всякое желание делиться с вами своими взглядами и мыслями. Поставьте себя на место ребенка: вам понравится слушать все время насмешки и критику, чтобы вы не делали? Вот так и ребенку неприятно и обидно.

Не давите на ребенка

Конечно, родители гораздо умнее малыша: они и старше, и опытнее. Но это совершенно не означает, что нужно принимать решения за ребенка, не считаясь с ним и с его мнением. Такая политика чревата тем, что в развитии и становлении личностного «Я» малыша будут задержки.

Существуют следующие мнения по этому поводу: малыш вполне может делать свой выбор только в школьном возрасте или же, наоборот, после ее окончания. Однако, чем раньше наши дети получат возможность принимать самостоятельные решения, тем более уверенными в себе, активными, независимыми они будут расти. Такие дети в будущем не будут ждать решений от кого-то, а будут действовать самостоятельно.

Хвалите своих детей в их первых шагах делать свой собственный выбор, при этом не акцентируйте его внимание на ошибках. Так вы будете помогать ему расти смелым, уверенным в себе человеком и гармонично развитой личностью.

Задаем правильные ориентиры

Ребенку часто сложно сделать свой выбор: им хочется одновременно и туда, и сюда. Например, покататься на горке и тут же лепить куличики в песочнице. Как же быть? Надо помочь сделать выбор малышу, путем небольшой подсказки. Можно сказать: «Раз уж ты стоишь ближе к горке – прокатись раз или два и пойдем творить из песка». Пусть малыш подумает над вашими словами и примет СВОЕ решение (я специально выделила это слово). В данном случае вы просто предложили более разумный вариант, а вот согласиться с ним или нет – это право выбора ребенка. Таким образом, в этой ситуации, вы задали ориентир, направление действия, в результате которого малыш сделал выбор.

Но это простая бытовая ситуация. А вот в более сложных случаях ребенок будет держать ориентир на жизненные ценности, которые родители прививают ему с рождения. Например, общение с братьями нашими меньшими: домашними животными. Ребенок может сразу принять то, что щеночка или котенка нельзя обижать или же придется объяснять на своих примерах, сказочных историях.

Например: жила-была маленькая девочка, которая обижала животных. Она тянула за хвост котенка, кричала на щенка. И вот однажды, все животные обиделись на нее и перестали с ней играть. Они прятались, едва завидев девочку. И стало скучно девочке: ведь теперь не с кем ей поиграть. Сидела она в одиночестве во дворе, грустила, пока наконец не поняла, что с друзьями нельзя быть жестокой. Как только девочка все это усвоила – и котенок, и щеночек вернулись к девочке. Теперь они стали настоящими друзьями: они всегда вместе играют, и никто никого не обижает.

Очень важно, обучая ребенка правильным вещам, самим следовать своим принципам. Показывайте на личных примерах, что такое хорошо, а что такое плохо.

Ошибки неизбежны

Увы, но от ошибок никто не застрахован в этой жизни. И наши дети, в том числе. Однако, справедливости ради стоит заметить, что ошибки помогают нам накапливать опыт. Ведь как говорят? Опыт – это лучший учитель. Поэтому позволяйте малышу ошибаться. Конечно, при условии, что ошибка не грозит его безопасности. Например, если маленький упрямец хочет надеть сначала свитер, а потом майку – пусть попробует. Проведя такой эксперимент, он опытным путем выяснит, что действительно изначально нужно надеть майку и только потом, сверху, свитер.

Процесс учебы и накопления опыта всегда труден, не всегда гладкий. Вспомните, когда ваш кроха учился ходить, сколько раз он упал, пока научился держать равновесие? Но ведь научился же?

Безусловно, нужно всегда держать ребенка в поле зрения, обеспечивая ему безопасность. Но и предугадывать каждое его действие про принципу «подстелить соломки» - это будет скорее медвежья услуга, чем забота. Ребенок имеет право на ошибки, на свои ошибки, чтобы накопить свой жизненный опыт. Не живите за него. В процессе ошибок ребенок переживает эмоции, пусть они не всегда приятные, но, тем не менее, это уроки, которые он запомнит лучше, чем какие-то мифические рассказы о том, что может быть, если быстро бегать и не смотреть под ноги или, как было у меня, например. Мне столько раз рассказывали в детстве, что нельзя ничего совать в розетку, что однажды я таки взяла отвертку и полезла в нее. Здорово, что все обошлось только моим испугом, легким ударом тока и все. Но я запомнила на всю оставшуюся жизнь эти «прекрасные» ощущения и с электричеством больше не игралась. И очень здорово, что сейчас для безопасности наших малышей придуманы всевозможные заглушки, розетки в домах устанавливают так, чтобы ребенку было не так просто добраться до нее.

Наша с вами задача, дорогие мамы и папы, вырастить из наших сладких карапузов сильных и уверенных в себе людей, личностей. Так давайте с самых младых ногтей будем давать им возможность принимать самостоятельные решения. И действовать будем по принципу: от простых задач к сложным.