Средства развития памяти в дошкольном возрасте. Тренировка зрительной памяти. Игра "Фотоаппараты" - на развитие памяти и внимания

Характеристика памяти как психического познавательного процесса

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Средства организации и развития внимания

1. Позиция взрослого (особенно в младенчестве, когда совместные со взрослым действия поддерживают внимание малыша на предмете, к которому он потерял интерес).

2. Режим дня (создает опорные точки в жизни детей, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания).

3. Непроизвольное внимание поддерживается положительными эмоциональными переживаниями.

4. Чтение сказок, рассказов.

5. Занятия в ДОУ.

Принципы организации занятий с детьми

1. Учет возрастных возможностей и особенностей детей (чем младше дети, тем меньше занятия длятся по времени).

2. Опора на непроизвольное внимание.

3. Смена видов деятельности для сохранения внимания.

4. Занятия не должны быть интенсивными, т.к. не последующем занятии дети могут быть перевозбуждены или утомлены.

Таким образом, развитие произвольного внимания – важнейшая задача ДОУ, т.к. в дальнейшем оно обеспечивает успешность обучения ребенка в школе, будет способствовать выполнению указаний учителя и контролировать себя.

СИТУАЦИЯ. Мама решила восполнить недостаточность времени в течение недели, компенсировать воскресеньем: посетить с сыном Мишей кукольный театр, поиграть вместе в компьютерные игры, сходить в гости к родным, посмотреть вместе телепередачу.

· Дайте психологический анализ действий мамы.

1. Характеристика памяти как психического познавательного процесса

2. Основные особенности развития памяти в дошкольном возрасте

3. Средства развития памяти

Память – это готовность человеческого мозга к восприятию, запечатлению окружающей действительности, хранению, воспроизведению и забыванию информации.

Память занимает особое место в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание действительности.

Память является основой любого научения и предпосылкой творческой деятельности. Память как психический процесс не дана ребенку от рождения. Она складывается по мере созревания мозга под влиянием окружающей жизни, воспитания и обучения.

Виды памяти:

Образная - словесная

Эмоциональная - логическая

Двигательная - механическая

По длительности сохранения материала: По сознательно поставленной цели запоминания:

Долговременная - непроизвольная

Кратковременная - произвольная

Младенчество

· Сразу после рождения на ребенка начинают действовать различные раздражители и приступает к функционированию образная память (в элементарной форме). На первом месяце жизни у ребенка появляется однотипная реакция на повторяющийся раздражитель. Таким образом, память выступает в простейших формах: узнавание и запечатление. С первых дней мозг ребенка способен улавливать разницу в раздражителях, дифференцировать и запечатлевать ее в памяти.



· Память младенца функционирует «внутри» ощущений и восприятия. Память проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания; характеризуется недлительным сохранением.

· Узнавание происходит по одному, несущественному признаку. К концу года происходит отделение памяти от восприятия и создается возможность воспроизводить предмет в его отсутствие.

· Материал фиксируется ребенком непроизвольно, т.к. память не является самостоятельным психическим процессом. Если ребенка кормят, купают, укладывают спать в одно и то же время, постепенно формируется рефлекс и ребенок начинает «готовиться».

· Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу первого года складываются предпосылки для развития словесной памяти (ребенок постепенно начинает связывать предмет со словом, запоминает его название).

Ранний возраст

По мере овладения ходьбой и речью происходит быстрое развитие памяти, т.к. ребенку становится доступным большое количество предметов и расширяется взаимодействие с окружающим миром.

· Образ памяти более гибок и подвижен, т.к. формируются представления об объектах, действиях.

· Память выделяется из процесса восприятия, зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием.

· К 3-м годам увеличивается объем и прочность памяти.

· Бурное развитие получает словесная память за счет увеличения словарного запаса.

· Ребенок лучше запоминает в игре, практической деятельности и то, что производит глубокое эмоциональное впечатление.

Дошкольный возраст

На протяжении дошкольного периода в памяти происходят существенные изменения: расширение кругозора, стремление овладеть знаниями, умениями, навыками – все это приводит к изменениям памяти ребенка. По Л.С.Выготскому, дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития памяти, т.к. в этом возрасте память выступает доминирующей психической функцией

Характерные особенности памяти дошкольников

1) бесситемность

2) слитность

3) клочкообразность

· Память ребенка носит непроизвольный характер. Главным видом является образная память. В связи с особенностями восприятия (глобальность) и мышления (отрывочность представлений) запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно (ребенок перескакивает с одного признака предмета на другой; забывает главное).

· На 4-м году память носит непреднамеренный характер. Ребенок не умеет ставить задачу на запоминание и не владеет способами. Ребенок лучше запоминает то, с чем он действует. Большое значение при этом играет речь, т.к. включение слова в деятельность изменяет восприятие предмета и происходит запоминание цвета, формы, величины. Дети с удовольствием слушают много раз одни и те же сказки, рассказы.

· Память ребенка носит непроизвольный, избирательный характер, т.е. лучше запоминается то, что интересно, привлекательно. Содержанием детской памяти выступают предметы, действия людей, игрушки и т.д. неожиданность появления и новизна игрушки, сюрпризный момент, используемый педагогом, оставляет глубокий след в памяти ребенка.

· Важнейшие изменения в памяти дошкольников происходят около 4-х лет. Структура мнемической деятельности (деятельности запоминания) меняется: памяти приобретает элементы произвольности (т.е. непроизвольное запоминание перерастает в сложную, регулируемую деятельность). Запоминание превращается в особую деятельность, которая подчиняется цели – запомнить. Это связано с возрастанием регулирующей роли речи, появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия определенным целям. З.И.Истомина отмечает, что в сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности впервые появляются симптомы произвольного запоминания и воспроизведения.

· Развитие произвольной памяти начинается с выделения ребенком специальных мнемических задач на запоминание, т.е. когда ребенок сталкивается с такими условиями, в которых ему необходимо что-то запомнить. В таких ситуациях появляется мотив на достижение результата. Ребенок начинает использовать некоторые приемы запоминания (на 5-м году): повторение, логическое запоминание по смыслу, классификация, соотнесение с ранее известным.

· Механическое запоминание бессмысленного материала происходит у ребенка наиболее легко, за счет того, что ребенка привлекает звуковая сторона материала.

· Эйдетизм – особенность памяти дошкольников, очень точное запоминание всех деталей в той ситуации, в которой находился ребенок.

· У ребенка значительно изменяется содержание двигательной памяти (движения становятся сложными, включают несколько компонентов). Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа.

· Явление реминисценции – запоминаемый материал воспроизводится дошкольниками через 3-5 дней значительно лучше; вспоминаются те детали, которые вначале были забыты.

· Словесная память интенсивно развивается в процессе активного освоения речи, при слушании и воспроизведении литературных произведений, общении.

· У ребенка появляются личные воспоминания, в которых отражаются существенные события из жизни ребенка, успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослым и сверстниками. Таким образом, развитие памяти включается в развитие личности.

Дети в дошкольном возрасте развиваются очень быстро и если родители не упустят этот момент, то в последующие годы будут бесконечно радоваться успехом своего малыша

Важнейшей особенностью любого человека является его память. Учеными доказано, что без памяти невозможно функционирование человека как индивидуума и личности, отсутствие способности к запоминанию это серьезная патология, приводящая к нарушению всей мыслительной деятельности. На каждом отрезке времени жизни есть определенные особенности развития памяти и мыслительной деятельности, у детей до года свой процесс запоминания, у взрослого человека уже совершенно другой. Развитие памяти у детей дошкольного возраста также имеет свои определенные особенности. Считается, что именно в этом возрасте можно заложить способность к запоминанию, что положительно скажется и на дальнейшей учебе и на становлении маленького человека как личности.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ

Память человека принято классифицировать по видам. В современной психологии наибольшее распространение и применение получило классифицирование по нескольким основаниям.

Особенности психической активности подразделяет память на:

  • Двигательную. Этот вид запоминания выражается запоминанием и последующим воспроизведением различных движений, начиная от самых простых и заканчивая сложнейшими. Именно эта память помогает малышу учиться переворачиваться, сидеть, ходить, а в последующем писать, заниматься определенными видами спорта, водить велосипед и автомобиль.
  • Эмоциональную. При задействовании этого вида запоминания человек сохраняет переживания и все, что с ними связано.
  • Образную память называют еще зрительной. То есть предложенная информация запоминается в виде определенных образов, запахов, то есть при формировании образной памяти участвуют органы чувств. Образное запоминание у некоторых людей имеет определенные особенности, к ним часто относят проявления эйдетизма. При этом человек может описать воспринимаемые им ранее образы в самых мельчайших деталях, такая память часто бывает и у детей дошкольного и школьного возраста.
  • Словесно-логическую. При этом виде запоминания продукты человеческой культуры усваиваются благодаря общению и словам.

Память также подразделяется по длительности ее сохранения, то есть она может быть кратковременной, долговременной или оперативной. Кратковременное запоминание ежедневно присутствует у каждого человека. То есть через несколько минут после посещения магазина человек может, например, описать стоящего впереди в очереди покупателя. Как правило, эта информация постепенно в течение дня стирается.

Самой важной памятью в становлении человека как личности считается долговременная. Именно благодаря этому виду запоминания каждый человек накапливает свой жизненный опыт. Информация при таком виде памяти запоминается надолго совершенно по разным причинам. Помогает в этом как специальное запоминание, так и яркие эмоции, испытываемые человеком в определенный момент жизни. Оперативная память нужна человеку для обеспечения своей деятельности. Нужная информация может, как забываться в связи с ее ненадобностью, так и переходить в долговременную память.

Особенности нашей памяти разделяются и по характеру ее целей. Она может непроизвольной или произвольной. Непроизвольное запоминание наступает, даже если человек не приложит к этому никаких усилий. Произвольная возникает, когда человек специально затрачивает некоторые усилия для запоминания нужной ему информации.

В зависимости от способа запоминания память подразделяется на смысловую и механическую. Многократное повторение без установления смысла между противоположными объектами является механической памятью. Смысловое запоминание основано на установлении некоторой связи между объектами.

ЧЕМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ЗАПОМИНАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольным возрастом принято считать возрастной период от 4 до 6 лет. В это время большинство детей уже четко говорят, спокойно строят предложения, учатся выражать свои мысли. Все особенности психического развития ребенка в этом возрасте связаны с восприятием и мышлением. То есть ребенок учится воспринимать информацию, и подвергает ее разному анализу. В это время главным видом памяти можно назвать образную. Восприятие информации становится целенаправленным, но при этом ребенок выделяет самые яркие и выразительные признаки предмета, а при этом другие, подчас более важные, остаются без внимания. То есть дошкольник часто удерживает несущественное, второстепенное, а главное быстро забывает.

У дошкольников имеются и определенные особенности двигательной памяти. Ребенок уже владеет достаточно сложными движениями, требующими выполнения последовательного действия. Как пример можно привести танец, где малыш может совершать движения ногами, кружиться и при этом размахивать платочком. Постепенно ребенок учится не только правильно совершать движения, но и контролировать процесс их выполнения другими именно в это же время. То есть в подвижных играх ребенок старается не только сам правильно выполнить нужный набор действий, но и следит, чтобы другие участники игры также действовали по правилам. Это особенность развития памяти позволяет, начиная с дошкольного возраста заниматься играми с элементами эстафеты или аттракциона.

В дошкольном возрасте постепенно достигается автоматизация при выполнении некоторых основных и часто выполняемых действий. Опираясь на образец в своей памяти, малыш может вспомнить и совершить различные действия, основанные на задействовании мелкой моторики. То есть в этот возрастной период ребенок может уже по-своему шить, работать ножницами.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста основывается и на активном освоении речевой функции. Словесная память у ребенка начинает развиваться благодаря прослушиванию и последующему воспроизведению стихов, сказок. В этот период важно и общение не только с родителями, но и с детьми-сверстниками. Ребенок уже может воспроизводить когда-то прослушанный текст, также он способен рассказать и то, что происходило с ним. То есть дошкольник учится делиться собственным опытом и знаниями.

У детей-дошкольников преобладает и непроизвольная память. Для того чтобы запомнить какую либо информацию ребенку в это время достаточно ощутить определенные эмоции в этот момент. То есть малыша может привлечь эмоциональная окраска сказки, стиха. Ребенок часто обращает внимание на необычность вещи, на определенную контрастность. Начиная примерно от четырехлетнего возраста память ребенка начинает приобретать и некоторые особенности произвольного запоминания. В этот период ребенка можно уже целенаправленно учить запоминать. Вначале цель запомнить должна формироваться взрослыми. В дальнейшем дошкольник уже сам может запоминать информацию, рассчитывая на то, что она ему пригодится в будущем. Впервые самоконтроль возникает у детей в четырехлетнем возрасте. Дети от пяти и до шести лет уже могут полностью контролировать себя, специально запоминая, а затем и воспроизводя нужный им для осуществления каких-либо целей материал.

Особенности запоминания в дошкольном периоде заключаются и в формировании личных воспоминаний. То есть ребенок запоминает то, что каким либо образом отразилось на его жизни. Это могут быть успехи в разных видах деятельности, яркие эмоции, возникающие при общении со сверстниками или родителями. Малыш уже может долго вспоминать обиду, несправедливость, чувство боли, запоминающееся путешествие или развлечение.

Особую роль при развитии непроизвольной памяти у дошкольника играют постоянные наблюдения. Если внимание малыша целенаправленно заострять на явлении природы, объекте, то можно сформировать и долговременную память.

Развитие памяти произвольной у дошкольников быстрее происходит, если взрослые будут специально побуждать ребенка воспроизводить накопленный опыт. То есть нужно учить малыша определенным играм, пересказам сказок и стихов, сочинению различных историй.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗАПОМИНАНИЮ

Ребенка-дошкольника необходимо специально обучать искусству запоминания. Если малышу в дошкольный период уделять достаточно времени, то будет меньше проблем в начальной школе с усвоением новых знаний. Ребенок уже сам будет контролировать свой мыслительный процесс и будет обучен приемам скорейшего запоминания предложенной информации.

Овладение основными приемами запоминания в дошкольном возрасте зависит от таких условий:

  • Содержания и характера предназначенного для ребенка материала. Дошкольник легче запоминает то, что ему интересно, вызывает какие-либо запоминающиеся эмоции и чувства.
  • Характера процесса обучения. Необходимо правильно организовывать занятия с ребенком, нужно добиваться, чтобы запоминание становилось логической цепочкой.
  • Ребенок должен знать для чего необходимо точное запоминание и последующее припоминание.
  • Чтобы побудить ребенка к мыслительной деятельности и развитию долговременной памяти необходимо проверять результаты усвоения материала.

Нужному развитию произвольной памяти у дошкольников способствуют дидактические игры, во время которых дети должны следовать определенным правилам и соблюдать некоторые особенности порядка действий.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В дошкольном возрасте выделяют некоторые особенности формирования и развития запоминания. К ним относят:

  • Преобладание у дошкольников образной непроизвольной памяти.
  • Приобретение ребенком интеллектуального характера запоминания. Память неуклонно объединяется с мышлением и речью.
  • Развитие словесно-смысловой памяти расширяет область познания ребенка.
  • Начинает закладываться произвольная память.
  • В дошкольном возрасте формируются особые предпосылки, которые процесс запоминания превращают в определенную умственную деятельность.
  • Память начинает влиять на развитие ребенка как личности.

Достаточный уровень памяти у дошкольника повышает и уверенность ребенка в своих силах.

КАК РАЗВИВАТЬ УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА

С ребенком-дошкольником обязательно необходимо заниматься. Правильно составленная программа его обучения позволит подготовить малыша к школе и станет началом его развития как личности. Упускать дошкольный возраст нельзя, малыш в это время как губка способен впитывать информацию и от взрослых требуется только направить активность мозговой деятельности в нужное русло. Разработаны и успешно применяются на практике определенные методики, помогающие развитию запоминания у ребенка и использованию памяти в любых жизненных ситуациях. Естественно, что в детсадах с детьми обязательно занимаются воспитатели по специальным программам. Но не будет лишним направлять активность ребенка и дома в нужное русло. Существуют определенные упражнения, постоянное воплощение которых в жизнь, помогает тренировать разные виды памяти у дошкольников.

УПРАЖНЕНИЯ, ТРЕНИРУЮЩИЕ ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ

Для выполнения этого упражнения необходимо несколько человек. Ведущим может быть взрослый или один ребенок. Этот человек должен выполнять роль «кукловода», заключается упражнение в выполнении следующих действий:

  • Одному из детей нужно завязать глаза.
  • «Кукловод», придерживая сзади ребенка за плечи, должен провести его по некоторому маршруту.
  • Ведущему необходимо молчать. Сам ребенок должен выбирать свои действия, то есть он может сделать три шага вперед, затем на несколько шагов уйти назад. Также на этом маршруте малыш может подпрыгнуть, постоять на одной ноге, присесть.
  • После завершения маршрута с малыша снимают повязку и предлагают ему повторить всю последовательность совершаемых им во время упражнения действий.

Упражнение нужно начинать с выполнения несложных для ребенка движений. Постепенное расширение задач позволяет усилить и двигательную память дошкольника.

УПРАЖНЕНИЕ, ТРЕНИРУЮЩЕЕ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ

Выполнять это упражнение несложно и очень интересно. Для этого необходимо предварительно подготовить две карточки с одинаковыми изображениями. На одной картинки у отображенного предмета один из элементов должен отсутствовать. Сначала малышу показывают первоначальный вариант, предлагают его запомнить, а затем показывают другую картинку. Вначале ребенок может долго искать отличия, затем постепенно он учится выявлять даже незначительные изменения в идентичных изображениях.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ АССОЦИАТИВНОГО ВИДА ПАМЯТИ

Взрослый человек должен назвать известный ребенку предмет, а он в свою очередь должен перечислять все те ассоциации, который возникают в момент образного представления этого предмета. Так мяч у ребенка ассоциируется с тем, что он круглый, прыгучий, твердый или мягкий, разноцветный.

Как видите некоторые упражнения на развитие памяти дошкольника совсем несложные, а их периодическое выполнение положительно отражается на умственной и психической деятельности дошкольника. Дети в дошкольном возрасте развиваются очень быстро и если родители не упустят этот момент, то в последующие годы будут бесконечно радоваться успехом своего малыша.

Читайте также:

Детская психология

Просмотрено

Как детские травмы влияют на жизнь во взрослом мире

Все о воспитании

Просмотрено

Как менялись стили воспитания за последние сто лет

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах - восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные. Поэтому представления, которые составляют основное содержание памяти дошкольника, нередко отрывочны. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Малыш «перескакивает» с одного признака предмета или компонента ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобретают «картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления.

На протяжении дошкольного возраста, как показала А.А.Люблинская, наблюдается переход:
- от единичных представлений, полученных в процессе восприятия одного конкретного предмета, к оперированию обобщенными образами;
- от «нелогичного», эмоционально нейтрального, часто смутного, расплывчатого образа, к котором нет основных частей, а есть только случайные, несущественные детали в неправильной их взаимосвязи, к образу, четко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определенное отношение к нему ребенка;
- от нерасчлененного, слитного статического образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разной деятельности;
- от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, то есть отражающие предметы в многообразии связей.

Последнее изменение касается самого процесса. У маленьких детей образ создается на основе практического действия, а затем оформляется в речи. У старших дошкольников образ возникает на основе мыслительного анализа и синтеза.)

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Например, ребенок танцует и размахивает платочком. Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа. Поэтому роль образца взрослого по мере освоения движения или действия уменьшается, так как ребенок сравнивает их выполнение с собственными идеальными представлениями. Такое сравнение значительно расширяет его двигательные возможности. Он уже не только правильно двигается, но может одновременно решать другие задачи. Например, в подвижной игре дошкольник выполняет соответствующие основные действия, а также следит за выполнением правил сверстниками и сам их соблюдает. Именно поэтому малышу становятся доступны игры с элементами спорта, эстафеты, игры-аттракционы.

Совершенствование действий с предметами, их автоматизация и выполнение с опорой на идеальный образец - образ памяти - позволяют малышу приобщиться к таким сложным видам трудовой деятельности, как труд в природе и ручной. Ребенок качественно выполняет орудийные действия, которые основаны на тонкой дифференцировке движений, специализированной мелкой моторике, - вышивает, шьет и т.д.

Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.

На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Именно поэтому малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил ее, рисовал и запомнил названия цветов спектра. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую
деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным. Дошкольник, испытывая трудности в восстановлении требуемого материала, приходит к мысли, что в прошлом плохо запомнил.

Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Таковыми могут быть смысловое
соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным.

Впервые действие самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. Дети 5-6 лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. Если в 4 года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями, то 5-6-летние дошкольники исправляют текстуальные неточности.

Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку.

Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Так, малыш может долго помнить нанесенную ему обиду, подарок ко дню рождения или то, как он вместе с дедушкой собирал прошлым летом в лесу землянику.

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:
- преобладает непроизвольная образная память;
- память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
- словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
- складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
- формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
- по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

Особенности развития памяти в младенчестве. На первом этапе жизни памятьвыступает в элементарной форме - запечатления и узнавания воздействий, жизненно важных для организма. Первые впечатления новорожденного, которые фиксируются в памяти, бывают неосознанные (освещение, температура воздуха или воды для купания и пр.) и социальные (голос, лицо матери, предметы обихода). Это ведет к накоплению личного опыта͵ осваиваются новые формы поведения. Образная память (в элементарной форме) проявляется сразу после рождения: на 1-м мес. жизни - однотипная реакция на повторяющийся раздражитель, на 3-4 мес. - формируется образ предмета (фундамент образной памяти): узнает голос и лицо матери, что помогает устанавливать контакты со взрослыми, узнает предметы, связанные с кормлением; в 5 мес. отличает людей по голосу, 6 мес. - выделяет любимую игрушку, 7-8 мес. - узнавание предмета опосредуется словом (ʼʼГде...?ʼʼ), 8-9 мес. - узнает знакомого человека после 2-3 недель разлуки. К 12 мес. - различает мелодию, в случае если она вызывала положительные эмоции; по просьбе взрослого выполняет несложные движения (ʼʼладушкиʼʼ, машет рукой при расставании). Узнавание предметов происходит обычно по одному несущественному признаку, но незначительные изменения внешнего вида могут привести к не узнаванию объекта.

Постепенно период между запоминанием и узнаванием удлиняется. В виде свободного воспоминания образная память наблюдается только в начале 2 года жизни.

Двигательная память - о ее проявлении говорит сформировавшийся рефлекс на положение для кормления (в положении ʼʼпод грудьюʼʼ - сосательные движения). Активизируется во 2-м полугодии, когда начинается: активная манипуляция предметами; ползанье и попытки ходьбы. Эмоциональная память - ярче проявляется во 2-м полугодии 1-го года жизни, когда ребенок переживает те или иные эмоции при встрече с некоторыми объектами или ситуациями.Первые предпосылки словесной памяти появляютсяк концу 1-го года жизни, когда взрослый связывает слово с предметом, их признаками, действиями, свойствами.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, память в младенчестве еще не является самостоятельным процессом, а включена в восприятие и ощущение и является непроизвольной.

Особенности развития памяти в раннем возрасте. В результате расширения ознакомления с предметным миром у ребенка начинается новый этап в развитии памяти. Ребенок приступает к овладению предметными действиями в соответствии с их функцией и назначением, - овладевает новыми движениями и навыками. Все это ведет к тому, что память становится более гибкой и подвижной.

У ребенка формируются представления об объектах, их удаленности, размере, направленности движения, выполняемых действиях, событиях. Ребенок уже узнает предмет вне связи с ситуацией и идентифицирует его по существенным признакам.

В начале 2-го года жизни память ребенка выделяется из процесса восприятия , ᴛ.ᴇ. становится самостоятельным психическим процессом. Зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие. Удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием (к концу 1-го года жизни ребенок узнает родное лицо после 2-3-недельной разлуки, на 2 году жизни – 1,5 - 2 мес.; в3 года - через 1 год).

К концу раннего возраста резко увеличивается объём и прочность детской памяти. Главная особенность памяти в данный период - ее непреднамеренный характер , ᴛ.ᴇ. всœе запоминается как бы ʼʼсамо собойʼʼ. В основном дети раннего возраста запоминают то, что в какой-либо мере включено в их игру или какую-нибудь практическую деятельность, что им непосредственно нужно и интересно и что воздействовало на них эмоционально, произвело глубокое впечатление.

Интенсивно начинает развиваться словесно-смысловая память, так как ребенок уже начинает реагировать на значение слова, а не на ритмико-мелодическую его структуру. На 3-м году жизни ребенок понимает каждое отдельное слово фразы, расширяется его активный и пассивный словарь.

Память детей раннего возраста характеризуется большой пластичностью , запоминают они быстро и легко. В отличие от взрослых, у ребенка запоминание идет быстро, но часто беспорядочно. Ребенок может запомнить сложный материал или удерживать в памяти случайные события, несущественные (по мнению взрослых) детали, обрывки разговоров взрослых, отдельные фразы и выражения, смысл которых ему должна быть и не совсœем ясен. Пластичность памяти ребенка часто приводит к тому, что он может воспроизвести ненужный материал, неожиданно всплывающий в памяти ребенка. Это связано и с тем, что запоминание и воспроизведение еще не стали полностью самостоятельными процессами, а являются лишь способом овладения языком.

Объективной основой запоминания различных слов и словосочетаний, потешек, стихов, однако продолжает оставаться рифма и ритмическая структура этого материала. Характерными особенностями ранних детских представлений являются их: бессистемность; слитность; неподвижность; клочкообразность (отрывочность). Ребенок ʼʼперескакиваетʼʼ с одного признака предмета на другой, от одного компонента ситуации к другой. В памяти часто удерживается второстепенное, а не существенное. Представления в первую очередь связаны с окружающими предметами обихода, игрушками, с объектами живой и неживой природы, с пространством и временем и т.п.

Основные направления развития памяти в дошкольном возрасте. На протяжении всœего дошкольного детства в памяти детей происходят существенные изменения. Непрерывное расширение кругозора, стремление овладеть знаниями, навыками и умениями, усложнение деятельности и взаимоотношений со взрослыми приводят как к количественным изменениям в памяти ребенка, так и к тем качественным преобразованиям, которые в конечном счете определяют дальнейшее развитие памяти. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

Непроизвольная память и условия ее развития. На протяжении всœего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. Ребенок чаще всœего не ставит перед собой сознательных целœей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Οʜᴎ реализуются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, было интересно.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от следующих его особенностей: эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение (механические игрушки), контраст, необычность и пр.
Размещено на реф.рф
Именно в связи с этим малыши долго помнят персонажей, которые воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.

До 3-4 лет память ребенка носит преимущественно непреднамеренный характер.
Размещено на реф.рф
Ребенок еще не только не умеет ставить перед собой цель запоминать - вспоминать, но и не принимает исходящую извне мнемическую задачу. Не овладевает он и теми способами, приемами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществить процессы запоминания и воспроизведения. Именно непроизвольное запоминание обеспечивает ему разнообразные знания о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, связях, о людях, их взаимоотношения и деятельности.

Непроизвольно может запечатлеться и то, что многократно повторяется. Непроизвольно запечатлевается то, с чем ребенок действует, что включено в его деятельность. Большое значение при этом имеет речь. Ребенок лучше запоминает предметы, которыми оперирует, в том случае, когда он их называет. Включение слова в деятельность ребенка существенно изменяет восприятие и запоминание им не только различных предметов, но и их цвета͵ величины, формы, пространственного расположения, а также выполняемых самим ребенком действий.

Продуктивность непроизвольного запоминанияу детей увеличивается с возрастом в том случае, в случае если выполняемое ими задание требует не пассивного восприятия (рассматривание картинок),а активной ориентировки в материале, выполнения мыслительных операций (группирование картинок по содержанию, придумывание слов, установление конкретных смысловых связей).

Качество непроизвольного запоминаниякартинок, предметов, слов зависит: от содержания материала (легче запоминается наглядное, близкое к жизненному опыту ребенка); если обращать внимание ребенка на объект; материал должен производить впечатление; активное действие с объектами (особенно в игре); оперирование предметами, называние их; детальность восприятия, обдумывание, группировка; многократное повторение.

Память ребенка носит избирательный характер: лучше запоминается то, что привлекательно, забавно, выразительно, интересно, то, что произвело впечатление. Память ребенка - это его интерес, в связи с этим на протяжении всœего дошкольного детства очень важно сделать для детей интересным всœе то, что они должны запомнить. При этом следует учитывать, что легко запоминается и сохраняется тот материал, с которым малыш что-то делал: ощупывал, вырезал, подбирал пары, строил, перекладывал и т.п.

Развитие произвольной памяти. Жизнь постоянно требует от ребенка использования имеющегося у него опыта. Ежедневно в практической, игровой, бытовой деятельности ребенок должен опираться на усвоенные им способы действия с предметами, должен использовать приобретенные знания, умения и навыки. Без этого невозможна деятельность по самообслуживанию, выполнение заданий воспитателя на занятии, речевое общение со взрослыми и сверстниками, осуществление игровой и любой другой деятельности. Все чаще возникает крайне важно сть преднамеренно запомнить и затем вспомнить. Важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти является относительно высокий уровень развития непосредственной памяти, ибо чем богаче опыт и знания детей, запечатленные ими непроизвольно, тем легче осуществляется использование продуктов непроизвольной памяти в практической и умственной деятельности дошкольников. С возрастом структура мнемической деятельности усложняется: непосредственное и непроизвольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регулируемую деятельность, опирающуюся на всœе более и более сложные способы переработки запоминаемого материала, ᴛ.ᴇ. основные качественные изменения в памяти ребенка дошкольного возраста заключаются в постепенном переходе от ее непроизвольных форм к произвольным.

Развитие произвольной памяти начинается с выделœения ребенком специальных мнемических задач на запоминание и припоминание. Причем цель припомнить появляется раньше цели запомнить, сначала развивается произвольное воспроизведение, а вслед за ним и произвольное запоминание. Ребенок осознает и выделяет мнемические цели лишь тогда, когда сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного припоминания и запоминания. При этом само по себе наличие такого требования еще не может привести к осознанию данной цели. Важен также мотив, побуждающий ребенка к деятельности, важно, чтобы цель была принята ребенком.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил ее, рисовал и запомнил названия цветов спектра. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано: с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации, с умением подчинять свои действия относительно отдаленным целям, со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Этапы развития произвольной памяти

1. Первоначально цель запомнить формируется взрослым словесно.

2. Постепенно под влиянием воспитателœей и родителœей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание становится произвольным. Дошкольник, испытывая трудности в восстановлении требуемого материала, приходит к мысли, что в прошлом плохо запомнил.

3. Осознавание и выделœение мнемической цели: а) когда ребенок сталкивается с такими словами, которые требуют от него активного припоминания и запоминания; б) важен мотив, побуждающий ребенка к деятельности, и принятие цели (лучше в игре).

4. Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Первоначально: повторение поручения вслед за взрослым; проговаривание материала шепотом; прикосновение к картинкам; их пространственное перемещение и т.п. В дальнейшем: смысловое соотнесение и смысловая группировка; схематизация; классификация; соотнесение с ранее известным. Это способствует развитию произвольной логической памяти.

5. Впервые действие самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. Дети 5-6 лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. В случае если в 4 года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями, то 5-6-летние дошкольники исправляют текстуальные неточности.

Так память всœе больше становится подконтрольной самому ребенку.

Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Так, малыш может долго помнить нанесенную ему обиду, подарок ко дню рождения или то, как он вместе с дедушкой собирал прошлым летом в лесу землянику.

Развитие других видов памяти. В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная .Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, прежде всœего, в познавательных процессах - восприятии и мышлении. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета͵ не замечая другие, нередко более важные. По этой причине представления, сохранившиеся образы ранее воспринятых предметов, которые составляют основное содержание памяти дошкольника, нередко отрывочны. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Малыш ʼʼперескакиваетʼʼ с одного признака предмета или компонента ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений.

Основное содержание детской памяти, детских знаний составляют представления, ᴛ.ᴇ. конкретные, наглядные образы предметов, их свойств, действий. Это в первую очередь представления об окружающих людях и их деятельности, о предметах обихода, игрушках, об объектах и явлениях природы - деревьях и цветах, птицах и зверях, дожде, снегопаде, радуге, о пространстве и времени, о сказочных героях, музыке, картинах и т.п. Οʜᴎ являются тем ʼʼстроительным материаломʼʼ, которым пользуется ребенок в своих играх, рисунках, рассказах. Без ясных и правильных представлений дети не могут в дальнейшем усваивать необходимые понятия. Эти особенности представлений отчетливо выступают в ранних видах деятельности дошкольника, особенно в рисунках.

У 3-4-х-летних детей часто встречается смешение того, что было в действительности, с тем, что ребенок выдумал сам. Иногда взрослые принимают это за ложь, однако здесь наблюдается объединœение фантазии и памяти.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, на протяжении дошкольного возраста происходят заметные сдвиги

в развитии образной памяти:

1. Увеличивается объём сохраняемых представлений.

2. Благодаря развитию восприятия представления о предметах и явлениях, схематичные, слитные и диффузные (расплывчатые, неясные) у младших дошкольников, становятся всœе более осмысленными, четкими и дифференцированными. Οʜᴎ приобретают вместе с тем всœе более обобщенный характер.

3. Представления становятся связными и системными. Οʜᴎ бывают объединœены в группы, категории или картины.

4. Растет подвижность сохраняемых образов. Ребенок может свободно использовать их в разных видах деятельности и в разных ситуациях.

5. Становясь осмысленными, представления всœе больше подчиняются управлению. Старшие дошкольники могут их произвольно вызывать и комбинировать в соответствии с конкретной задачей.

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти . Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. У детей среднего и старшего дошкольного возраста некоторые движения и действия становятся навыками, так как именно двигательная память лежит в базе их формирования. В дошкольном возрасте у детей формируются многочисленные новые и разнообразные навыки, прежде всœего трудовые, учебные (движения карандашом, штриховка, вырезание, наклеиввание, сгибание и др.), основные физкультурные (шаг, бег, прыжки, лазанье, ползанъе, повороты, ловля и метание мяча; движения под музыку и их изменения в соответствии с особенностями ее темпа и ритма). В формирование навыков в младшем дошкольном возрасте значительную роль играет показ, образец, которому дети подражают.

При этом стойкость такого заученного движения крайне незначительна. С возрастом всœе большее значение приобретает словесная инструкция. Сначала она сочетается с показом движения, а затем опора на образец становится уже ненужной.

Формирующиеся навыки, также же как и сохраняемые ребенком образы

воспринятых предметов, сначала являются очень нечеткие и нестойкие. Производя несколько раз одно и то же действие, ребенок допускает много лишних движений. Многие мышцы напряжены, ребенок быстро утомляется, а действия оказываются неровными, разбросанными и медленными. Лишь в результате многократных повторений остаются только нужные движения.

Словесная память интенсивно развивается в процессе активного освоения речи: при слушании и воспроизведении литературных произведений; рассказывании; в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста͵ изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.

Произвольное запоминание делится на механическое и логическое в зависимости от способа запоминания, примененного человеком.

Механическое запоминание продолжает оставаться главным и в старшем дошкольном возрасте. От повторения вслух дети переходят к повторению шепотом или про себя. В процессе механического запоминания ребенок опирается лишь на внешние связи между объектами. По этой причине дети легко запоминают считалки, словесный каламбур, недостаточно понятные фразы, бессмысленный материал, дословно могут воспроизвести далеко не всœегда осмысленный материал. Причины данного факта: интерес к звуковой стороне этого материала; эмоциональное отношение: чувство смешного, комического; часто данный материал включается в игровую деятельность. Для детей задача запомнить нередко реализуется буквальным воспроизведением, со всœеми деталями и особенностями. Дети не допускают искажение подлинника, перестановки слов, пропусков, часто поправляют взрослых, в случае если они видоизменяют материал.

Ограниченные речевые возможности детей, такие как недостаточный запас слов, выражений, антонимов, вовсœе не говорят об отсутствии понимания ими того, что они запоминают и воспроизводят. Тенденция не вникать в смысл того, что запоминается, не является возрастной особенностью памяти детей. На путь механического заучивания в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте чаще всœего становятся дети интеллектуально пассивные, не приученные к умственным усилиям, не умеющие думать.

Память является одним из необходимых психических процессов, без которых невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Ее развитию в дошкольном возрасте обязательно должно уделяться достаточно времени. Именно с ее помощью малыш сможет получать новые знания, познавая мир или обучаясь в школе, приобрести необходимые ему знания, умения и навыки. На занятиях по развитию памяти вы научите детей запоминать, сохранять и воспроизводить информацию с помощью несложных упражнений и игр.


Особенности

Для детей дошкольного возраста характерно механическое запоминание информации, без осмысливания. Задача взрослых – научить ребенка делать это сознательно, логически осмысливая новые знания. Непроизвольное запоминание и воспроизведение информации должно постепенно перейти к осознанному.


В первый год жизни малыша развивается моторная память, которая выражена в условных рефлексах.

Кроха способен запоминать движения и действия. Особенно хорошо это получается, если они сопровождены эмоциями (или если он понимает результат этих действий). Малыш учится сидеть, стоять, ползать, брать какие-либо предметы руками и многое другое.



Образная память развивается до двух лет. Карапуз узнает родственников и знакомых, запахи, вкусы, голоса. В этом возрасте идет активное развитие нервной системы малыша, увеличиваются объемы информации. В возрасте до 3 лет активно развивается логическое мышление, расширяется словарный запас. Уже можно говорить о появлении словесно-логической памяти.



Приблизительно до 4 лет идет развитие механической памяти. Она характеризуется запоминанием того, с чем ребенок осуществляет какие-либо действия. Если родители хотят, чтобы ребенок в этом возрасте лучше запомнил какую-то информацию, нужно его увлечь, заинтересовать. Результат в этом случае будет намного лучше.

С 5 лет уже можно говорить о развитии произвольной памяти. Именно в этот возрастной период ребенок уже может использовать специальные приемы для лучшего запоминания информации.


Виды памяти

В зависимости от того, на какой срок запоминается информация, от объекта запоминания, от степени волевой регуляции память классифицируется по-разному.

По срокам запоминания выделяют следующие виды:

  • Кратковременная – в этом случае информация запоминается с легкостью, однако потом забывается.
  • Долговременная – материал может быть воспроизведен даже через продолжительное время.

По объекту запоминания выделяют:

  • Зрительную – когда запоминается картинка (лица, обстановка вокруг и прочее).


  • Слуховую – происходит запоминание услышанного.


  • Двигательная (моторная). Она характеризуется запоминанием различных движений – в зависимости от обстоятельств: танец, ползание грудничка, работа рук со столовыми приборами.


  • Эмоциональная. Если ребенок обжег руку утюгом, то он больше не будет к нему подходить, эти эмоции намного лучше всяких запретов родителей помогут усвоить правило.


  • Вкусовая – запоминание вкусов.


  • Обонятельная – память на различные запахи.


  • Осязательная (тактильная) – кроха запоминает ощущения при прикосновениях к различным предметам.


Все эти виды памяти можно объединить в один – образная память .

Словесно-логическая – способность запоминать слова, появляется параллельно с развитием речи.

По приемам заучивания различают:

  • Механическую – при этом виде смысл запоминаемого материала теряется, заучивается только что-то конкретное. Если это слова – то в такой последовательности, в которой они были предложены. Если это действия – то именно в такой последовательности, в которой они повторялись. Такой вид памяти очень востребован при заучивании иностранных слов, их записи и произношении, разучивании танца.
  • Логическую – отличается запоминанием смысла заучиваемого. Тот материал, который необходимо запомнить, подвергается тщательному анализу, делится на смысловые части. Определяется главная мысль каждой из них и взаимосвязь между ними. С помощью всех этих приемов выделяется и запоминается самое важное в тексте, его суть.

По степени волевой регуляции выделяют:

  • произвольную память – для запоминания необходимого материала нужно приложить усилия;
  • непроизвольную – никаких усилий не требуется, все запоминается само по себе.

Можно выделить несколько особенно эффективных, но простых упражнений.

«Что не так?»

На столе перед малышом раскладывают 5-6 предметов, и ему предлагается время для их запоминания. После этого кроха должен отвернуться от стола, а ведущий в это время меняет местами пару игрушек или убирает 1-2. Задача ребенка в игре – восстановить правильную последовательность или рассказать о том, что исчезло со стола. Точно такую же игру можно провести с предметными картинками.


«Вспомни, что было»

Упражнение прекрасно справляется с тренировкой долговременной памяти. Попросите ребенка вспомнить и рассказать о том, что было вчера. Пусть он постарается рассказать вам все максимально подробно.



Игра «Имена»

В эту игру можно поиграть, когда вы находитесь в очереди, по дороге в магазин, в любой момент – если есть необходимость чем-то занять ребенка, чтобы он вел себя тихо. Попросите его назвать 5 имен мальчиков, затем пять имен девочек, далее игра продолжается в этом же порядке. Поначалу малыш будет называть имена самых близких ему людей, потом друзей и знакомых, а вот после уже начнет вспоминать те имена, которые он когда-либо слышал.


Скороговорки

Их разучивание помогает не только развивать речь дошкольника, но и тренировать память. Обратите внимание на то, что это должно быть «между прочим» – в игре, при свободных минутках. Можно предложить ребенку устроить соревнование, кто лучше справится с заданием. При этом победителю обязательно должна достаться похвала или какой-нибудь незначительный приз. Попросите кроху повторить скороговорку за вами, а на следующий день пусть он ее вспомнит.



Игра «Слова»

Вариантов игры два.

  1. Пусть ребенок назовет вам какую-либо букву алфавита . А теперь начинайте по очереди называть слова на эту букву.
  2. Попросите малыша назвать какое-либо слово . Затем вам нужно назвать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего. Игра очень похожа на известную многим игру «Города».


«Дорога к дому»

Когда во время прогулки с крохой вы ушли достаточно далеко от вашего дома, можно предложить ему это упражнение – пусть он покажет вам дорогу домой. Естественно, вы строго контролируете этот процесс. Во время пути обращайте внимание малыша на мелочи, которые могут быть очень полезными при поиске дороги: вывески магазинов, необычные деревья, заметные дома. Тогда в следующий раз он уже будет стараться делать все самостоятельно.

Гербарий

Выйдя на улицу с малышом, можно насобирать разные листья и цветы, проговаривая при этом название каждого растения. Дома сложите эти листья в альбом и засушите. Через некоторое время вы можете рассмотреть их и попросить ребенка вспомнить, как назывались эти растения. Позже вы сможете использовать их в поделках.

«Назови пару»

Это упражнение помогает в тренировке ассоциативной (смысловой) памяти. Называйте ребенку пары слов, которые связаны между собой по смыслу: жара и лето, суп и обед. Начинайте с 5-6 пар. Проговаривайте их четко. Затем попросите кроху повторить второе слово в паре, называя ему первое. Постепенно задание можно усложнять, предлагая большее количество пар.