Концептуальное изложение «Развитие любознательности, самостоятельности детей дошкольного возраста средствами «Образовательного геокешинга. Консультация для воспитателей " образовательный геокешинг - одна из современных технологий дошкольного образования"

Дата публикации: 17.01.16

В связи с происходящими изменениями в социуме, от системы образования требуют применения новых педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности. Акцент в образовании передвигается на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать свои действия, а также эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах, быть открытыми для новых контактов и связей. Отсюда задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, а также детей и взрослых.

Однако в образовательном процессе в дошкольном учреждении ярко выделяется проблема недостатка времени и большого объема информации, в том числе и программного материала, предлагаемого для усвоения ребенком, что негативно сказывается не только на состоянии здоровья детей, но и на качестве педагогического процесса в целом. Отсюда видна необходимость поиска новых условий включения в основные виды деятельности детей дошкольного возраста. Одним из таких эффективных средств является использование педагогом интерактивных методов.

Интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса? cущность, которых состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая самого педагога. .

Учитывая возрастные особенности детей в работе с дошкольниками наиболее предпочтительны именно интерактивные технологии самостоятельной деятельности, создающие условия для саморазвития, самообучения, самовоспитания. Инновационным направлением этой формы работы может стать синтез спортивного ориентирования и геокешинга, который отвечает всем характеристикам интерактивных методов работы с дошкольниками.

Геокешинг («geocaching», от греч. «geo» - Земля, англ. «cache» - тайник) - это командная игра, в которой присутствуют: путешествие, нахождение местоположения заданных объектов, поиск информации об объектах и ответов на вопросы. С детьми старшего дошкольного возраста используются только элементы этой увлекательной игры и проводятся по методике образовательного геокешинга. .

Образовательный геокешинг- это технология направленная на образовательный процесс и включающая в себя практическое содержание и организацию проектной деятельности дошкольников. .

Образовательный геокешинг обладает характерными особенностями интерактивных методик, так как включает в себя:

  • Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.
  • Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).
  • Наличие ясной, конкретной цели.
  • Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.
  • Групповую рефлексию.
  • Подведение итогов.

Методика проведения элементов геокешинга с детьми старшего дошкольного возраста включает в себя 4 этапа:

1 этап - предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта находящегося за территорией учреждения). Также на этом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.

2 этап - подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.

3 этап - проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.

4 этап - презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.

Таким образом, использование нетрадиционных форм и методов, способствуют укреплению физического и психического здоровья дошкольников, их гармоничному развитию, стимуляции самостоятельной двигательной деятельности, и позволяет не только получать новое знание, но и развивают познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

  • Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста (Учебно-методический комплекс) / авт.-сост.: Л.А. Попова, С.В. Адаменко, Р.М. Литвинова, Т.Г. Олешкевич и др. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. –125с.
  • Гурьянова Л. С., Гаврилина Л. В. Кондратьева Н. Л. Использование элементов геокешинга в организации досуговой деятельности старших дошкольников // ДЕТИ РОССИИ ОБРАЗОВАННЫ И ЗДОРОВЫ. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 16–17 апреля 2009 г. - М.: 2009. - 298 с.
  • Патаракин Е.Д., Быховский Я.С., Ястребцева Е.Н. Геокешинг, Геотаггинг, Фликр, Вики-Вики, Веб-блоги и Живой журнал в образовании: новое поколение учебных проектов городских улиц и сетевых сообществ. - М.: Институт развития образовательных технологий, 2005.36 с.

УДК 908; 379.83/.84; 379.85; 796.14

А. А. Панов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ГЕОКЕШИНГ -НОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ

ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Представлена методика организации и проведения геокешинга - игры в форме «поиска сокровищ» с применением спутниковой GPS-навигации. Описаны варианты организации проектов многовариантных игр в форме образовательного геокешинга, показаны возможности технологии образовательного геокешинга, чтобы сделать процесс дополнительного турист-ско-краеведческого образования действительно актуальным, личностно значимым, интересным, творческим и в какой-то мере даже азартным для детей и подростков.

The technique of organization and conducting of Geocaching - the game in the form of a "treasure hunt" using GPS satellite navigation is shown. The options of multi-choice games in the form of educational geocaching, the possibilities of technology educational geocaching how to make the process more tourist and local history of education is really relevant, personal, meaningful, interesting and creative, and to some extent even gambling for children and adolescents are described.

Ключевые слова: образовательный геокешинг, дополнительное образование, игра, многовариантная игра, предметная направленность, игровое пространство, игровое задание, достопримечательности.

Keywords: Educational geocaching, additional training, game, multi game, focus, gambling, games, attractions.

Сегодня дополнительное образование призвано формировать компетентности, которые позволят каждому молодому человеку стать успешной личностью в самостоятельной жизни. Важным фактором эффективности образования становится внедрение новых педагогических технологий. А проблема заключается в том, что декларативное введение проектного метода в учебный процесс подчас приводит к формализации, заключающейся в том, что педагоги, вооруженные теорией, не всегда на практике могут применить данные педагогические технологии.

Во время курсов повышения квалификации «Проектно-иссле-довательская деятельность школьников на основе ИКТ» на факультете дополнительного образования при ГОУ высшего профессионального образования «Карельский государственный педагогический университет» мы познакомились с новой формой работы. Называлось это «Прогулка в стиле геокешинг». Геокешинг - игра, в которую играют во всем мире, это «поиск сокровищ» с применением достижений технического прогресса в области спутниковой ОРБ-навигации. Честно говоря, не сразу мы пришли к однозначному принятию новой идеи. Причина в том, что мы метались между новой (заинтересовавшей всех нас) формой и еще не понятой нами педагогической целесообразностью. Таким образом, мы решили, что надо брать на вооружение идею и положить ее на прочное методическое основание. Так и сделали!

Разработали первую игру - «Письмо зовет в дорогу, или Привет из XIX века». Апробировали ее с воспитанниками Республиканского центра детско-юношеского туризма (г. Петрозаводск) и студентами Петрозаводского педагогического колледжа. Следующий шаг - проведение данной игры в городе Петрозаводске для учебных заведений и организаций, которое было осуществлено успешно. В рамках Республиканской олимпиады по краеведению проведена многовариантная игра «Губернский Петрозаводск», к 23 февраля - игра «На войне как на войне». Основной задачей по внедрению геокешинга в образовательную среду стало аккумулирование опыта педагогов в этой области и создание методической копилки геокешинга: банка описаний проектов и структурированного банка «точек». Содержание копилки доступно педагогам Республики Карелия, желающим разработать собственный проект.

Вариантов организации проектов в форме образовательного геокешинга может быть очень много. Во-первых, проекты могут иметь различную предметную направленность (история, география, биология, литература и т. д.), а могут быть межпредметными или надпредметными. ОРБ-навигаторы помимо определения координат имеют и много других возможностей: определение расстояния, площади, скорости и времени. И вне зависимости от предметной области в рамках проекта можно развивать краеведческие, патриотические темы...

Во-вторых, участники могут самостоятельно разрабатывать маршруты и задания, что не менее интересно и познавательно, чем

определять объекты заданного маршрута и искать ответы на вопросы. Главное - определиться с задачами проекта и заранее продумать интересные для ребят исследовательские проблемы.

В-третьих, подобные проекты можно организовать между командами из разных городов.

Образовательный геокешинг - это действительно мощный инструмент, позволяющий поднять на качественно новый уровень и наполнить новым практическим содержанием организацию проектной деятельности воспитанников. Данная технология позволяет сделать процесс обучения действительно актуальным, личностно значимым, интересным и творческим, в какой-то мере даже азартным.

I форма. Проведение игр в стиле геокешинг

Игра «Письмо зовет в дорогу» - основана на историческом прошлом Петрозаводска. В XIX веке это был небольшой губернский город, центром которого являлся Александровский железоделательный завод, сыгравший для России немаловажную роль. В 2007 г. игра оформлена в стиле геокешинг, хотя уже на протяжении 10 лет ее содержание использовалось в краеведческих играх по городу на республиканских сборах, слетах, фестивалях.

Игра «Губернский Петрозаводск» - многовариантная игра с оформлением задания в предоставленном компьютерном классе в течение контрольного времени. Может использоваться для более глубокого изучения истории города Петрозаводска.

Игра «На войне как на войне» приурочена к Дню защитника Отечества, может использоваться к любым датам соответствующей тематики (День Победы, День призывника, освобождение города Петрозаводска и т. п.).

Общая информация по проведению игр

Место проведения: город Петрозаводск; общая встреча в здании РЦДЮТ (ул. Льва Толстого, д. 4), игра проводится на улицах центральной, исторической части города. Общая площадь игрового пространства - 12 кв. километров.

К участию в игре приглашаются школьники и студенты образовательных учреждений командами по 4-6 человек.

Регистрация участников: по электронной почте [email protected] или по тел. 56-21-18 (отдел туризма РЦДЮТ) с указанием ФИО членов команды и контактными телефонами капитана (руководителя, преподавателя и т. д.).

Основная идея игры. Геокешинг (geocaching от греч. geo - Земля, англ. cache - тайник) связан с поиском тайников или разгадыванием загадок, связанных с географическими координатами и объектами на местности. Участники игры выполняют задания на местности, осваивают возможности GPS-приемников, узнают о возможностях дополнительного образования и бесплатной досуговой деятельности, реализуемых отделом туризма РЦДЮТ. Организаторы игры составляют задания, указывают географические координаты путевых точек (waypoints), где участникам предстоит отыскать предварительную информацию. Команда получает на время игры GPS-навигатор, а также путеводитель с описанием игрового пространства. Задачи игроков: используя GPS-приемник, оказаться в заданных местах, выполнить игровые задания, сделать пометки в своем путеводителе, запечатлеть на фотоаппарат процесс поиска и найденные объекты. На завершающем этапе игры команды готовят презентации о своих приключениях во время игры и собранной информации. Победители выбираются по количеству найденных точек в контрольное время, правильности выполнения заданий. Каждый участник игры получает грамоту, сувенир, а победители - призы!

Регламент проведения игры

Сбор в помещении организаторов.

Знакомство с участниками игры - 10 мин.

Введение в игру - тематика, задание, маршрутный лист, контрольное время - 10 мин.

Информация о GPS-приемнике, основные функции, работа с интерфейсом, поиск и открытие точки - 15 мин.

Выполнение контрольного задания (практическая работа по поиску объекта)- 5-10 мин.

Старт участников по прибытии с контрольной точки, консультации по возникшим вопросам.

Работа участников на маршруте (согласно контрольному времени).

Возвращение участников, проверка приборов, оформление путевых дневников.

Выполнение задания, оформление электронной презентации по материалам игры - согласно условиям.

Подведение итогов, награждение победителей,

II форма. Обучающее занятие с последующей игрой с использованием GPS-навигатора

Структура: 1 - знакомство с прибором, 2 - область применения, 3 - устройство, 4 - основные функции, 5 - тренировочный маршрут, 6 - игра (соревнование). Игра основана на поиске КП с выполнением заданий на них.

Условия: безопасная местность, наличие объектов для легенды, время - от 20 мин до 1 часа.

Обучающие занятия с последующей игрой могут проводиться в любом оздоровительном лагере при наличии ограниченной территории, на любую тему, в рамках штатных мероприятий лагеря.

Регламент занятия с соревнованием

Сбор участников по графику отдельными отрядами, группами.

Информация о приборе и системе навигации - 5 мин.

Устройство навигатора, основные функции, работа кнопок, поиск и открытие необходимой точки - 10 мин.

Выполнение контрольного задания - 5 мин.

Старт на маршрут - 5-7 точек с различными заданиями (найти сумму цифр на всех точках, отгадать загадки и т. п. - зависит от фантазии организатора).

Работа на маршруте - до 20 мин (длина дистанции - до 1 км).

Финиш участников.

Подведение итогов по времени выполнения задания, правильности ответов и т. д.

Награждение победителей.

III форма. Участие в походах с поиском тайников

В походе появляется еще одна цель - поиск тайников, зарегистрированных на сайте игры геокешинг. Маршрут прокладывается через районы, где находятся тайники, их поиск - увлекательное мероприятие. Участники получают большой объем дополнительной информации об объектах, где находятся закладки. Расширяется кругозор и активизируется интерес к истории своей Родины. Для передвижного полевого лагеря можно заранее заложить тайники и потом, после обучающего занятия, организовать поход с выполнением заданий на местах закладки тайника.

IV форма. Создание игр в районах

Посещая другой город, ребята могут знакомиться с его достопримечательностями самостоятельно, пройдя по подготовленным

их сверстниками маршрутам или прокладывая собственные маршруты. Итог - интересная, современная, познавательная форма работы с детьми и молодежью.

Когда видишь детей с навигатором в руках, обращаешь внимание больше всего на интерес, светящийся в их глазах, и жажду открытий. Дети по-новому глядят на знакомые места и с удивлением приходят к выводу, насколько интересен и самобытен их город или поселок; понимают, что своей родиной они по праву могут гордиться.

Итоги игр, проведенных в нетрадиционной форме с использованием современных мобильных технологий, показали, что дети и молодежь не только получают новые знания из различных сфер жизни и предметных областей, но и повышают познавательную активность, учебную мотивацию, развивают коммуникативные навыки, учатся видеть проблемы и искать пути их решения, приобретают навыки поиска, систематизации и анализа полученной информации, а также опыт работы в команде.

УДК 910.3; 908; 377.131.14

Д. В. Буев

ДЕТСКОЕ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОЕ ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «КАМЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ»

Представлен опыт организации учебно-исследовательской деятельности со школьниками по палеонтологии. Описана совместная деятельность педагога, родителей и детей в палеонтологическом объединении по изучению объектов, поиску окаменелости, исследованию достопримечательностей посещаемой местности.

The experience of organization of educational research activity with students on paleontology is shown. The joint activity of teacher, parents and children in the palaeontological Association for the study of objects, finding fossils, the study of the attractions of the visited areas is described.

Ключевые слова: ископаемые останки, палеонтология, палеонтологические объекты, достопримечательности, коллекционные экспонаты, путешествия.

План – конспект игры Геокешинг по безопасности в природе

«Тайна пяти ключей»

Виды деятельности детей:

Игровая (дидактические игры и упражнения);

Музыкальная;

Коммуникативная;

Двигательная.

Интегрированная форма: игра-путешествие с элементами геокешинга

Место проведения : территория детского сада.

Образовательные задачи:

Расширять представления детей о разнообразии растительного и животного мира леса.

Закреплять знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу, ориентироваться в чрезвычайной ситуации.

Закреплять знания детей о правилах поведения на природе во время грозы, во время пожара, при встрече с дикими животными.

Сформировать первичные представления о разнообразии ядовитых растений и грибов, раскрыть значение ядовитых растений и грибов в природе и в жизни человека, их различия с неядовитыми растениями и грибами; познакомить воспитанников с первой помощью при отравлениях

Развивающие задачи:

Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно работать в коллективе.

Развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута.

Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.

Развивать внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций, инстинкт самосохранения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Доставить детям радость от участия в общей игре.

Методы и приемы:

1. Методы мотивации и стимуляции детей:

Вводная беседа (информационного характера)

Игровая мотивация

2. Методы организации деятельности:

Словесные (беседа, вопросы, объяснение);

Наглядные (демонстрация);

Игровые (игры и упражнения);

Практические.

3. Методы контроля и оценки деятельности детей:

Рефлексия деятельности.

Материалы и оборудование:

Аудиозапись «Звуки природы. Лес», «Раскаты грома», песня «Что манит птицу…»; Сундук с замком, 5 ключей, карта – маршрут территории детского сада, карта маршрут разрезанная на пять частей (фрагменты).

1.Стимульный материал: Приглашение Лесной жительницы Агафьи на поиски клада; маршрутный лист путешествия

2.Материалы для деятельности детей:

Раздаточный материал: Карточки «Съедобные и ядовитые грибы», 2 ленты длиной 1 метр, разноцветные прищепки; Кроссворд на формате А3, карточки-вопросы; полотно «Парашют»; свечи, бутылка воды 0.5 л., ведерко песка; карточки из серии «Как вести себя в лесу», экологические знаки безопасности; картинки диких животных, обитающих в лесу;

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивац

ионно-

целевой

В группу входит Лесная жительница Агафья. Спрашивает, знают ли дети правила безопасности в природе.

Агафья приглашает детей поиграть в увлекательную игру – геокешинг.

Лесная жительница объясняет правила игры. Вручает детям карту-схему маршрута по детскому саду в поисках тайника.

Дети знакомятся с Агафьей, отвечают на вопросы.

Внимательно слушают правила игры, задают вопросы.

Рассматривают карту-схему.

Сосредотачивают внимание на рассказе Агафьи.

Вызван интерес детей к предстоящей деятельности.

тельно-

деятель

ностный

Лесная жительница Агафья сообщает детям, что спрятал клад на территории детского сада и предлагает его найти.

Для этого вам надо преодолеть препятствия и выполнить ряд интересных заданий.

За каждое выполненное задание вы будете получать подсказку – фрагмент карты и 1 ключ. Когда вы соберете все фрагменты карты, и правильно их соедините, то сможете узнать место, где находится тайник с подарком для вас. А когда вы соберёте ещё и пять ключей вы сможете, подобрав верный ключ -открыть этот тайник.

Впереди нас ждет несколько остановок, на каждой из которых вам предстоит выполнить задание.

Показывает детям маршрутный лист игры-путешествия, на котором отмечены станции. Предлагает отправиться на поиски тайника, следуя предложенному маршруту.

Вместе с детьми рассматривает маршрутную карту.

Станция Съедобные и ядовитые грибы»

Агафья предлагает детям выполнить первое задание: Задача игры: на верхнюю ленту повесить с помощью прищепок картинки съедобных грибов. На нижнюю ленту – картинки несъедобных грибов.

Вторая часть задания – Кроссворд «Ядовитые растения и грибы»

Дети получают фрагмент карты и ключ.

Лесная жительница предлагает рассмотреть карту и отправиться дальше по маршруту.

Станция «Гроза»

Слышатся раскаты грома (аудиозапись). Лесная жительница уточняет правила поведения при грозе.

Танцевальный флешмоб с парашютом «Что манит птицу…»

За правильно выполненное задание вручает детям второй ключ и фрагмент карты.

Станция «Костёр»

Ситуация: «Кто-то отдыхал в лесу и оставил непотушенный костёр» (зажженные свечи)

За правильно выполненное задание вручает детям третий фрагмент карты и ключ.

Станция «Опасные ситуации»

Агафья предлагает детям выбрать картинки, где изображены опасные ситуации для человека в природе и подобрать экологический знак к картинке.

Вручает детям четвертый пазл.

Агафья предлагает рассмотреть карту и отправиться дальше по маршруту.

Станция «Дикие животные в лесу»

Ситуация: «Вы, гуляя по лесу, можете встретиться с диким животным. Как нужно поступить, чтобы избежать опасности?»

Дети получают последний ключ и фрагмент карты.

Предлагает детям соединить все фрагменты карты, чтобы узнать, где находится тайник.

Вручает детям подарок – энциклопедию «Это надо знать» по основам безопасности жизнедеятельности.

Внимательно слушают Лесную жительницу, настраиваются на выполнение заданий.

Вместе с детьми рассматривает маршрутную карту

Внимательно слушают задание,

рассматривают карточки с изображением грибов, называют их. Развешивают с помощью прищепок карточки на ленту, исправляют ошибки друг друга по необходимости.

Отвечают на вопросы.

Проходят к следующей станции.

Вспоминают и называют правила поведения при грозе.

Проходят к следующей станции.

Рассказывают опасность непотушенного костра.

Тушат огонь свечи песком и водой.

Выбирают нужные картинки и объясняют, какую опасность для человека она представляет. Правильно подбирают экологический знак.

Называют правила поведения в лесу.

Дети называют животных, обитающих в лесу Поволжья.

Рассказывают правила поведения при встрече с диким зверем.

Соединяют фрагменты карты, находят тайник. Подбирают ключи, чтобы открыть сундук.

Интерес к предстоящей деятельности.

Самостоятельное применение ранее усвоенных знаний и способов деятельности.

Активизация словаря детей.

Умение ориентироваться по карте.

Применение ранее усвоенных знаний и способов деятельности.

Активизация словаря детей.

Умение рассуждать, обосновывать свой выбор.

Дети совещаются, анализируют ситуации, правильно называют знаки.

Систематизируются представления о повадках диких зверей.

Умение отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения.

Проявляют чувство удовлетворения от проделанной работы.

Оценочно-

рефлексивный

Рефлексия.

Лесная жительница Агафья интересуется - понравилось ли детям путешествие?

Что понравилось больше всего? Какое задание оказалось самым трудным? Интересным?

Хвалит детей за проделанную работу.

Дети делятся своими впечатлениями рассказывают, что понравилось больше всего в игре –путешествии.

Положительные эмоции от игры.

«Игра геокэшинг в ДОУ»

Что такое геокешинг? Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник, получается – «поиск тайника в земле». Это действительно смысл «геокешинга», игры, в которую играют миллионы жителей разных стран мира.

Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – это разыскивание тайников, сделанные другими участниками игры. При этом они используют устройства, имеющие GPS приемник. Такие как ноутбук, навигатор, смартфон или КПК. Важно найти единомышленников, какой-никакой транспорт и тот самый GPS приемник. И увлекательное времяпровождение обеспечено.

Образовательный геокешинг является еще одним педагогическим инструментом в процессе воспитания и развития дошкольников.

Геокэшинг предполагает и поисковую и исследовательскую деятельность. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников.

Основная идея состоит в том, что воспитатель (или часть игроков) прячут тайники, другие с помощью «Карты сокровищ» находят спрятанные клады. Игра представляет собой активный познавательный процесс, в нее можно играть всей группой, с родителями, соревноваться в нахождении клада с другой группой ДОУ, или устроить соревнования между семьями.

Правила игры: Заранее готовится «клад». Это может быть угощение (шоколадка, конфеты), игрушка или сувенир. «Сокровище» нужно положить в непромокаемую коробочку (пакетик) и спрятать в песке или в определенном месте. Лучше всего прятать клад за верандой или под кустами, то есть найти действительно «тайное место». По заданию дети должны найти клад, руководствуясь подсказками взрослого. Для средней группы подсказки могут быть самыми простыми, например, горячо - холодно или более сложные: сделай два шага налево, потом три шага вперед и т.д.

Для детей старшей и подготовительной группы можно составить «Карту сокровищ». На карте приблизительно по схеме территории ДОУ можно нарисовать: сам Остров сокровищ (территория), круглая бухта (бассейн), качающаяся колыбель (качели), долина мудрости (скамейки для отдыха), коралловая бухта (спортивная площадка), банановая роща (цветник), вход в пещеру (погреб для хранения овощей), джунгли (травяной газон), сонная лощина (беседка), ледник мамонта (тень за верандой), вулкан (солнцепек на асфальте), водопад (кран для полива), мост (игрушечный мост на участке одной из групп), плато (вход перед ДОУ), луковая роща (огород) и т.п. В идеале карту нужно рисовать на замоченной в чае бумаге и высушенной с оборванными краями

Геокэшинг - игра на ориентирование, и каждый находит в ней что-то свое. Поэтому правила игры, надо выполнять всем участникам, иначе игра не получится.

  1. Найти тайник.
  2. Забрать из тайника понравившийся предмет.
  3. В тайник положить предмет, взамен взятого,

4. Рассказать о своей находке.

Методика организации геокэшинга с детьми дошкольного возраста способна вызвать огромный познавательный интерес у Дети расширяют свои знания, свой кругозор, в процессе данной игры.

Отличительной особенностью игры в группе или на участке детского сада с детьми дошкольного возраста является использование карт и схем.

Образовательный геокешинг наполняет новым практическим содержанием организацию познавательной деятельности дошкольников. Данная технология позволяет сделать процесс бучения действительно актуальным, личностно-значимым, интересным и творческим, в какой-то мере даже азартным.

С целью подготовки к игре на участке детского сада проводится предварительная работа:

Изготовление макета детского сада.

Игры-занятия по ориентированию.

Эта работа проходит следующим образом. Создается макет участка детского сада. Основные объекты макета можно свободно передвигать и убирать с основы. Например, дети с воспитателем исследуют участок во время прогулки, а потом дети пытаются самостоятельно восстановить свой маршрут на макете. Возможен и противоположный вариант: перед прогулкой воспитатель вместе с детьми намечает маршрут на макете, а затем дошкольники на территории ищут нужные объекты. Начало знакомства ребят с объектами участка может проводиться постепенно, например, на каждой прогулке изучается только

один объект. Возвращаясь в группу, дети выставляют на макете лишь тот объект, с которым они познакомились. Таким образом, постепенно макет будет «восстановлен» полностью.

Макет может также помочь в составлении картосхемы. Для развития абстрактного мышления дети старшего возраста могут сопоставлять картосхему участка и ее макет, находить соответствующие объекты, изображенные разным способом. Деревья, кустарники могут служить и материалом для счета, составления рассказов. Для ребенка территория

детского сада представляет собой отдельные участки: спортивная площадка, заросли кустарников, клумбы, которые он зачастую не связывает между собой. Дети видят их на уровне своего роста. Макет же помогает ребенку представить территорию детского сада в целом, как бы посмотреть на нее сверху (как говорится, «с высоты птичьего полета»).

Игры-занятия по ориентированию могут содержать следующие задания:

  1. С макета убираются все объекты участка. Педагог описывает объект, не называя его, а ребята выбирают нужную часть (дерево, скамейку и т.п.). Дошкольники старшего возраста могут играть без участия взрослых.
  2. Прячутся один-два объекта участка и ребенок должен определить, «чего не хватает». Или же, наоборот, добавляется лишний объект, который и должны найти дети.
  3. Объекты участка размещаются произвольно, не на своих местах. Задача ребенка найти ошибки и расположить объекты правильно. Проверять результаты этой работы можно непосредственно на территории детского сада.
  4. Детям предлагаются самостоятельные игры с макетом, как в помещениях, так и на улице. Для этой цели можно дополнить макет небольшими фигурками человечков, с которыми ребенок соотносит себя и своих друзей. Передвигая фигурки людей (детей) на макете, ребенок самостоятельно проводит экскурсию, рассказывая об участке детского сада. При этом человечки могут «заблудиться» (тогда дети должны объяснить им, как найти дорогу), устать (дошкольники предлагают им вариант отдыха на территории) и т.п.

Чтобы научиться играть в геокэшинг, можно использовать игровые обучающие ситуации: «Учусь составлять план» - воспитатель и дети совместно рисуют план какого-нибудь участка (например, своей группы), используя условные обозначения предметов которые будут использованы во время игры в «Геокэшинг». Взрослый обращает внимание детей на положение предметов относительно себя и других точек отсчета.

«Учусь искать клад по плану» - педагог вводит детей в игровую ситуацию. Сама ситуация, может быть как игровой, связанной со сказочными персонажами, так и основываться на проблемной ситуации с детьми в группе, например «Пираты похитили жемчужины у принцессы Воды», «Пираты украли ключи от домика с игрушками» или «Чтобы помочь друзьям, надо найти клад, зарытый пиратами».

Воспитатель прячет предмет - “клад” и обозначает это место на плане. Дети, ориентируясь по плану, ищут его (этот этап игры повторяется несколько раз).

«Учусь обозначать на плане место клада» - воспитатель и дети меняются ролями. Теперь уже дети прячут “клад” и отмечают его место на плане, а педагог занимается поиском. Воспитатель намеренно допускает ошибки с целью актуализации контрольных действий детей.

«Учу играть другого» - дети одной группы приглашают к игре детей другой группы и совместно с воспитателями, родителями обучают игре детей другой группы (знакомят с правилами игры, показывают свои карты, планы-схемы, условные обозначения).

Заканчивается игра совместным геокэшингом. Для проведения игры, можно создать специальную игровую зону, по мотивам сказки, произведения или мультфильмов. Игровой смысл для ребенка проявляется в безошибочной ориентации в условном (план) и реальном (территория участка) пространстве, составлении плана участка, соревновательном стремлении детей искусно запрятывать “клад”, рефлексии присвоения новых умений.

Подготовку к игре и ее проведение можно разделить на этапы:

Подготовительный этап к игре Непосредственное проведение самой игры

1. Подготовительный этап включает: Создание сценария игры.

Подбор задач для заданий.

При создании сценария игры, целью которой является обнаружение тайников на участке детского сада, следует учитывать, что тайники могут быть самого разного вида.

Наиболее распространенный (традиционный) тайник, представляет собой контейнер с крышкой, в котором находятся «сокровища» - мелкие предметы (игрушки, конфеты, книги и т. п.),а также блокнот и карандаш. Игрок должен отметиться в блокноте, забрать любой предмет из контейнера, но взамен обязан оставить равноценный или более ценный предмет. Блокнот является обязательным атрибутом тайника и содержит информацию о тайнике и его посетителях. После «посещения» тайника игрок должен закрыть контейнер и поместить его на прежнее место. Тайник нужно аккуратно замаскировать, чтобы следующие участники игры приложили не меньшие усилия для его поиска. Помимо традиционных встречаются также и «пошаговые» тайники.

Для нахождения контейнера «геокешеру» (участнику игры «геокешинг») необходимо выполнить задачу, поставленную сценарием игры. Иногда эта задача заключается в ответах на вопросы, связанные с предметом или местом тайника, иногда требует от искателя применение навыков ориентирования на местности, а в некоторых случаях заставляет игрока показывать свою эрудицию.

Сценарий игры преследует следующие цели:

Научить определять свое местонахождение на карте-схеме; уметь читать карту-схему, выделяя предметы, которые могут служить ориентиром; двигаться и выполнять задание по маршруту, нанесенному на карту-схему.

Проведение игры

Проведение игры включает следующие последовательные действия:

Подробный разбор карты-схемы маршрута к кладу.

Ответы на вопросы, связанные с предметом или местом тайника.

Фотоснимок группы на фоне отмеченного в маршрутном листе тайника.

Участники игры должны пройти по всему маршруту своей путевой карточки, найти все тайники и сделать их снимки. Дети не должны стесняться обращаться за дополнительной информацией к взрослым, поскольку один из приоритетов игры - развитие коммуникации с другими людьми.

Использование образовательного геокэшинга в формировании познавательно-исследовательской деятельности и пространственных представлений, способствуют повышению уровня знаний и умений у старших дошкольников. Кроме того,

  • У детей прослеживается привычка сосредотачиваться и мыслить самостоятельно.
  • Развилось внимание, стремление к новым знаниям.
  • Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас пространственных представлений.
  • Стеснительные дети включались в игру с огромным желанием, прилагали все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
  • С помощью сопровождающих игру заданий на смекалку, сообразительность, ориентирование, игры-ээкспериментов, закреплялись представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.
  • Дети научились пользоваться компасами, зашифрованными схемами, картами.

Эти результаты доказывают, что именно играя, непринужденно, можно учиться считать, логически думать, анализировать, совершенствовать пространственные и математические представления. Практика работы с детьми показала, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи. Игра геокэшинг способна вызвать заинтересованность детей, их познавательную активность. Знания, данные в занимательной форме поиска клада, в форме групповой игры, усваивались быстрее, прочнее и легче, чем те, которые были представлены обычными упражнениями. Использование специальных игровых заданий, направленных на развитие познавательных способностей через игру геокэшинг, расширяет математический кругозор дошкольников. Игра способствует развитию детей, повышает качество подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Геокешинг – это не только дух приключения, это увлекательная командная игра, в которой присутствуют: путешествие, нахождение местоположения заданных объектов, поиск информации об объектах и ответов на вопросы, развитие любознательности и познавательно-исследовательской деятельности, умение общаться и находить в результате общения нужную информацию, решать проблему сообща.

Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет!


Консультация для воспитателей

«Образовательный геокешинг – одна из современных технологий дошкольного образования».

Перед государством, школой, дошкольными учреждениями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: чтобы ребёнок вырос не только здоровым и крепким, но и – обязательно!- любознательным, самостоятельным, способным на решение задач в любой жизненной ситуации.

В связи с происходящими изменениями в социуме, от системы образования требуют применения новых педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности. Научный поиск эффективных средств развития личностных качеств дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию любознательности, самостоятельности дошкольников является образовательный «геокэшинг».

Что такое геокэшинг? («geocaching»), Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник, получается – «поиск тайника в земле». Это действительно смысл «геокэшинга», игры, в которую играют миллионы жителей разных стран мира.

Геокэшинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокэшинг – это разыскивание тайников, сделанные другими участниками игры. При этом они используют устройства, имеющие GPS приемник. Такие как ноутбук, навигатор, смартфон или КПК. Важно найти единомышленников, GPS приемник. И увлекательное времяпровождение обеспечено.

Итак «Геокэшинг» - это туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, суть которой заключается в поиске тайников и кладов. На основе этой игры существует образовательный «геокэшинг» - новое направление педагогики, которое можно использовать и в работе с дошкольниками. Уже в младшем возрасте малыш вполне может справиться с задачей по поиску «клада». Отличительной особенностью игры в группе ДОО или с детьми дошкольного возраста является отсутствие GPS- навигатора. Необходимо использовать адаптированный вариант игры – по картам и схемам.

Существует методика организации геокешинга с детьми дошкольного возраста .

Образовательный геокэшинг обладает характерными особенностями интерактивных методик, так как включает в себя:

    Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.

    Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).

    Наличие ясной, конкретной цели.

    Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.

    Групповую рефлексию.

    Подведение итогов.

Методика проведения элементов геокешинга с детьми старшего дошкольного возраста включает в себя 4 этапа:

1 этап - предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта находящегося на территории за территорией учреждения). Также на этом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.

2 этап - подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник. Для того, чтобы заинтересовать детей, в первые тайники можно закладывать конфеты. Ребята научаться искать тайник по указанным меткам и указаниям, которые им оставляют. Затем усложняется задача - искать тайники по картам или схемам. Для этого необходимо научить детей читать карту, поэтому следующим шагом работы на подготовительном этапе проекта является обучение детей ориентироваться в пределах группы ДОО, участку, по схеме, по карте, посредством использования разнообразных игровых упражнений на развитие пространственных представлений. Цель таких заданий во время квеста - расширять и систематизировать знания в области экологии, географии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности и т.д.

3 этап - проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места. Хорошо продуманная мотивация действий (оказание помощи героям, поиск предметов, демонстрация своей удали и сообразительности), взаимосвязанные задания-испытания делают эту игру весьма привлекательной для детей. Их деятельность в этом случае менее регламентирована: они сами находят выход из критической ситуации, вступают в противоборство с силами зла, решают сложные головоломки, проявляют самостоятельность и индивидуальность.

Благодаря данному этапу игры геокешинг, ребенок изучает здание детского сада, посещая соседние блоки и группы, различные помещения, в результате чего детский сад становится ему знакомым, так же как и собственный дом.

4 этап - презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.

Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников.

Здесь приветствуется фантазия. Вот, например, тайники: это небольшой контейнер с каким-нибудь интересным предметом. Здесь все идет в ход: игрушки, канцтовары, украшения. Геокэшеры приветствуют тайники творческие: с загадками, рисунками, фотографиями. Месторасположения тайников может быть совсем рядом, а может потребовать преодоления серьезных препятствий. Правила игры довольно просты, но их нужно выполнять.

Правила игры:

Геокэшинг - игра на ориентирование, и каждый находит в ней что-то свое. Поэтому правила игры, надо выполнять всем участникам, иначе игра не получится.

1. Найти тайник.

2. Забрать из тайника понравившийся предмет.

3. В тайник положить предмет, взамен взятого,

4. Написать на сайте о своей находке.

Для игры важна карта местонахождения. На карте нужно отметить, где спрятали клад. Кладом называют предмет, положенный в контейнер. Затем его прячут в интересном месте: например в разных местах группы, здания д/с, участка д/с, памятнике, озере, лесу.

Видов тайников несколько. Самый популярный- это контейнер, в котором лежит карандаш, блокнот и приз. В качестве приза может быть любая мелочь - конфеты, игрушки. В тайнике карандаш и блокнот нужен для того, чтобы записать находку. Необходимо записать свое имя, что взяли в качестве приза и что оставили взамен.

Способ поиска клада - это поиск по загадкам, по приметам, по схеме. В ходе игры геокэшинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети самовыражаются, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего села (города). Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира. Но что самое главное, воспитанники получают радость от общения со сверстниками, малышами и взрослыми.

Методика организации геокэшинга с детьми дошкольного возраста способна вызвать огромный интерес у детей к физическим упражнениям. Дети расширяют свои знания, свой кругозор, наслаждаются окружающими видами в процессе данной игры.

Геокешинг – это возможность увлекательно провести время и испытать азарт в пределах родного города, а также, это может быть, своеобразным аналогом спорта . Ведь по геокешингу организуются соревнования, к игре можно привлечь родителей и они весело и с удовольствием поиграют со своими детьми. Собираются большие или маленькие команды или можно отыскивать тайники индивидуально.

Таким образом , игра геокешинг является одной из современных технологий дошкольного возраста.

В процессе реализации технологии «образовательного геокешинга» была исследована и установлена тесная связь между детской поисковой деятельностью и повышением уровня детской любознательности, самостоятельности, определена роль родителей по проблеме.

Для реализации технологии Геокешинг в ДОУ выделены этапы:

    Обогащение предметно-развивающей среды.

    Обеспечение безопасности в процессе поисковой деятельности.

    Организация совместной и самостоятельной деятельности воспитателя и детей, а также ребенка со сверстниками.

    Взаимодействие с родителями.

На первом этапе по проблеме развития любознательности, самостоятельности при решении интеллектуальных задач, мы поняли, что в группе необходима «плотная» развивающая среда , которая выполняет обучающую функцию, развивает личностные качества ребенка.

Крайне важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Практика подсказывает: полностью заменить предметную среду в группе сложно. Но все-таки, при любых обстоятельствах, предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию любознательности, самостоятельности, активности детей. Нужно чтобы все центры в групповом помещении были направлены на развитие детской любознательность. Уголок экспериментирования обновлять почаще.

Для реализации задачи по практическому внедрению геокешинга в образовательный процесс в нашей группе, я предприняла следующее: заинтересовала детей игрой «Геокэшинг» через игру: «Поиски клада». Планирую провести игры: «Почтальон Печкин», «Найди друга» и другие.

Например, в группу почтальон Печкин приносит письмо – рисунок: «Котенок запутался в проволоке», в котором указано место происшествия. По описанию и сравнению местности дети выполняют задания (пройти мимо ручья, вниз с горки, обойти высокое дерево, сосчитать елочки) и отыскивают котенка. Устанавливаем связь между котенком и проволокой: «Почему много мусора во дворах?», «Почему чисто на территории детского сада?» И дети с уважением начинают относиться к труду дворника. «А кто может убрать мусор в микрорайоне?». Опросили прохожих и взрослых детского сада и выяснили, что если люди сами не будут мусорить, то будет чисто. Дети задумались и над тем, от кого зависит порядок и чистота в группе, как они могут помочь в этом. Так, от простого к сложному, дети закрепляют основы математики, знакомятся с природой, учатся ориентироваться в пространстве, общаться друг с другом и окружающими людьми, устанавливать причинно – следственные связи.

Работа с родителями – необходимый этап в исследовательской деятельности.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями строим на основе сотрудничества. Используем различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические.

С этой целью провести родительские собрания, на которых родители узнают о формах реализации технологии «образовательного геокешига», его возможностях и влиянии на развитие ребенка.

Также для родителей провести консультации по организации геокешинга, выпустить памятки по данному вопросу. Оформить «домашние задания» для родителей и детей в форме игры «Совершите экскурсию к задуманному объекту», где родителям совместно с детьми предлагаются записки-ориентиры, которые в итоге приводят к задуманному объекту.

Практика показывает, что толчком к началу «кладоискания» может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Чем больше ребенок задает вопросов, тем лучше.

Вместе с ребятами обсудить результат, который получился в реальной жизни, и не нужно пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. В процессе экспериментов отмечаем, что идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации.

Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.

Использование технологии «образовательного геокешинга» оказывает влияние на:

    Повышение уровня развития любознательности, самостоятельности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

    Повышение уровня развития познавательных процессов;

    Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

    Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);

    Знания детей о живой и неживой природе;

    Повышение компетентности родителей в организации работы по использованию технологии «образовательного геокешинга».

Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, любознательности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира.

Дальнейшая деятельность по данной проблеме видится в обобщении и систематизации приобретенного опыта и составлении авторской программы по использованию «образовательного геокешинга».