Программа «Умные движения» (нейропсихологическая коррекция младших школьников). Программа сенсомоторной коррекции

  1. Обоняние
  2. Вестибулярный аппарат (ощущение движения тела в пространстве)
  3. Проприоцептивная система (ощущение положения тела и его частей)
  4. Осязание
  5. Зрение
  6. Ощущения, касающиеся работы всего тела и его отдельных органов – например, голод

Эти системы получают информацию от внешнего мира и самого тела и передают ее центральной нервной системе, которая обрабатывает данные и осуществляет ответ на них.

Новый сенсорный опыт, полученный в игровой форме под руководством взрослого, может помочь здоровому развитию сенсорики ребенка. Предлагаем вашему вниманию десять интересных и занятных упражнений, которые помогут укрепить здоровье вашего малыша.

Упражнение 1: Учимся ораторству (зона рта)

Покажите малышу эти звуки, артикулируя нарочито избыточно. Попросите ребенка повторить за вами.

  1. Гудим как пчела
  2. Щелкаем языком
  3. Вытягиваем губы и громко чмокаем ими
  4. Широко открываем рот и говорим: «А-А-А-А-А-А-А-А»
  5. Крепко смыкаем губы и говорим: «М-М-М-М-М-М-М-М»
  6. Надуваем щеки, будто это шарики, и шлепаем по ним ладонями, спуская шарик
  7. Вытягиваем язык так далеко, как только можем
  8. Корчим рожи – чем смешнее, тем лучше

Упражнение 2: Полет по приборам (слух)

Ведущий намечает простой, безопасный курс. Ведомый становится в пункт отправления, ему завязывают глаза. Ведущий дает словесные команды, например: сделай три шага вперед и поверни направо.

По мере роста контакта между участниками, маршрут может становиться сложнее, в игру можно вводить препятствия, которые нужно обойти. За игрой должен присматривать взрослый, чтобы она была еще веселее и увлекательнее, можно записывать попытки игроков на видео и затем просматривать для поиска и исправления ошибок.

Упражнение 3: Копируем рисунок (зрение)

Вырезаем картинки из журналов или используем фотографии. Используем стираемые сухие фломастеры и полупрозрачный пластиковый лист: просим ребенка перерисовать контуры какого-то предмета с фото на лист так, чтобы все детали совпадали.

Читайте также Пробиотики при аутизме

Затем мы помещаем лист поверх картинки и смотрим, насколько линии соответствуют друг другу. Стираем неудавшиеся черточки и наводим вместо них правильные. Когда малыш набьет руку, можно предложит ему от простых объектов (мяч, чашка) перейти к более сложным – мебель, игрушки, люди.

Упражнение 4: На ощупь и на запах (обоняние)

Для этого упражнения вам понадобятся пустые контейнеры, ватные шарики, аромомасла и кусочки ягод и фруктов. На ватный шарик мы капаем одну или две капли масла. Если малыш еще мал, начинайте с запахов, которые ему хорошо знакомы: апельсина, малины или лимона.

Помещаем каждый шарик в отдельный контейнер и кладем съедобные кусочки перед малышом. Завязываем ему глаза. Даем контейнер с шариком, просим вдохнуть аромат и наощупь найти съедобный аналог.

Упражнение 5: Настройка на ритм (слух)

Стучим на столе простой ритм и просим ребенка повторить за вами. Меняемся ролями: малыш задает образец, а вы – копируете. Начинаем с нескольких ударов и делаем мелодию все сложнее и длинней. Не ограничивайтесь только ладонями и костяшками пальцев! Самодельную перкуссию можно соорудить из таких подручных инструментов, как:

  • деревянные ложки
  • сковородки и кастрюли
  • пластиковые бутылки
  • ручки и фломастеры

Упражнение 6: Лягание ослика (вестибулярный аппарат)

Занимаем вертикальное положение. Нагибаемся и кладем обе ладони на пол. Проверяем, что за нами никто не стоит, и подпрыгиваем, опираясь лишь на руки и лягая воздух ногами.

Упражнение 7: Горячая лава (проприоцепция)

Разбрасываем по полу подушки. Пол – это расплавленная лава, а подушки – безопасные островки. Нужно прыгать с подушки на подушку, уворачиваясь от папы (ему отдана роль лавового дракона). Завершить веселье можно боем с подушками, который так любят многие дети!

Данный комплекс упражнений можно делать с ребенком дошкольного и младшего школьного возраста. Он занимает немного времени, позволяет проснуться, ощутить бодрость и прилив сил и просто доставляет удовольствие. Обычно он дается в качестве одного из домашних заданий в курсе занятий по психомоторной коррекции.

«Мытье головы» - кончиками пальцев массировать голову в направлении: ото лба к макушке; ото лба до затылка; от ушей к шее.

«Паучки» - пальцы плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

«Обезьяна расчесывается» - правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно; затем левая рука - от правого виска к левой части затылка.

«Ушки» - уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются 3 раза сверху вниз и 3 раза оттягиваются в стороны.

«Глазки отдыхают» - закрыть глаза, межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

«Веселые носики» - потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. После этого проделать 3-5 поглаживающих движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон.

«Рыбки» - рот немного приоткрыт, взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой - нижнюю; выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево.

«Расслабленное лицо» - руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.

«Гибкая шея» - массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения.

«Теплые ручки» - растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно. Имитация « силового мытья», растирания и пожатия рук.

«Домик» - сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.

«Потягивания» - потянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки, постепенно напрягая все тело, как «струнку». Осуществлять потягивания поочередно каждой рукой вправо, влево, вверх, вниз, вперед, назад.

«Тянемся к солнышку» - стать у стены, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками, плечами и затылком. На вдохе поднять руки вверх, задержать дыхание и потянуться еще выше « к солнышку», не отрывая пяток от пола.

«Шаги» - шагать в медленном темпе попеременно, касаясь то правой, то левой рукой противоположенного колена (12 раз), затем продолжить упражнение, касаясь одноименного колена (12 раз), далее сзади дотронуться правой рукой до правой пятки, аналогично с левой рукой (по 12 раз), завершить касанием сзади каждой рукой противоположенной пятки (12 раз).

«Буратино» - одновременно поднимать одноименную руку и ногу, сгибая их в локтевом или коленном суставе (походка Буратино), то же упражнение выполняется, сгибая правую руку и левую ногу и наоборот.

По материалам книги А.В. Семенович Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М., 2002 г.
Материал подготовила:

Сенсомоторная коррекция в центре психологической помощи Просвет.

При проведении коррекционных упражнений с гиперактивным ре­бенком необходимо разбивать время занятия на блоки (с разными ви­дами деятельности) по 5-8 минут, постепенно это время увеличивая. Также необходимо введение специальной формы внешнего контроля, которая позволяет ребенку не только выполнять нужную последовательность действий, но и самому участвовать в регуляции своей деятельности, - контроль не вместо ребенка, а вместе с ребенком.

В начале проведения коррекции более оптимальна индивидуальная форма занятий, при необходимости возможны и групповые занятия, однако включение в группу более одного ребенка с ГРДВ нецелесо­образно. Практический опыт проведения сенсомоторной коррекции с такими детьми доказывает ее эффективность: снижаются гиперактив­ность и отвлекаемость ребенка, нивелируются нейродинамические на­рушения, улучшается произвольный самоконтроль, снижаются эмоцио­нальная лабильность, проявления негативизма и агрессии. В результате наряду с улучшением показателей психического развития ребенка отмечается улучшение социальной адаптации и детско-родительских отношений в семье. Наиболее выраженные результаты достигаются при работе с детьми в возрасте до 7 лет.

Нарушение активирующей сферы при РДА также может свидетель­ствовать о преимущественном нарушении подкорковых образований (Лебединский В. В., 2003), что позволяет предположить эффектив­ность проведения сенсомоторной коррекции.

Ввиду искажения эмоционально-мотивационной сферы, трудностей установления контакта и своеобразного поведения дети с РДА явля­ются наиболее сложной группой для коррекционной работы. Доста­точно много времени занимает подготовительный этап, направленный на установление контакта и привыкание ребенка к новым условиям; часто приходится прибегать к поощрениям в виде пищевого подкрепле­ния или подкрепления, находящегося в сфере интересов ребенка. Воз­никают также сложности усвоения упражнений, связанные с гиперестезиями, страхами, трудностями тактильного контакта с ребенком.

В начале коррекции занятия целесообразно проводить индивидуаль­но, затем постепенно переводить на смешанную форму (индивидуаль­ные занятия чередуются с групповыми). При этом отмечается довольно интересная динамика состояния ребенка: по мере исчезновения аутичного поведения на первый план выходит задержка психического разви­тия, невротическое или психопатоподобное поведение; дальнейшая ра­бота направлена уже на преодоление этих отклонений.

При работе с детьми, страдающими психосоматическими расстрой­ствами, использование сенсомоторной коррекции обусловлено тем, что данная методика позволяет улучшить функционирование головного моз­га и нервной системы в целом, повышает продуктивность протекания психических процессов, таким образом воздействуя на некоторые не­рвно-психические, физиологические составляющие этиопатогенеза забо­левания. Многие отечественные и зарубежные исследователи полагают, что одним из основных факторов, влияющих на возникновение и течение психосоматических расстройств в детском возрасте, являются дисфунк­ции ЦНС, возникающие, как правило, вследствие отклонений процессов внутриутробного и раннего постнатального развития.

В исследовании Т. Г. Горячевой и А. С. Султановой (2003) было по­казано, что у большинства детей с психосоматическими заболеваниями выявляются функциональная дефицитарность подкорково-стволовых образований мозга, недостаточная сформированность корково-подкорковых связей, наличие признаков нарушений межполушарного взаимо­действия, дисфункций правого полушария и запаздывания функцио­нального созревания лобных долей мозга. Эти дисфункции приводят к инертности психических процессов, астенизации, нарушениям вос­приятия собственного тела, саморегуляции и возникновению алекситимии, к дизонтогенезу психических функций в целом. Наличие цереб­рально-органической патологии при психосоматических расстройствах подтверждается различными клиническими исследованиями (ЭЭГ, РЭГ, МРТ и др.) (Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С., 2002).

Следует отметить, что в ряде случаев дисфункции подкорковых структур мозга являются первичными по отношению к возникно­вению психосоматической патологии (некоторые виды сердечных аритмий, неврозоподобный энурез, функциональные нарушения же­лудочно-кишечного тракта и др.), в остальных случаях мозговые ме­ханизмы включены в обеспечение, реализацию психосоматических взаимосвязей.

Сенсомоторная коррекция направлена на улучшение функциони­рования подкорковых структур, нормализацию активационных про­цессов, улучшение мозгового кровообращения, то есть на преодоление имеющихся у детей с психосоматическими расстройствами наруше­ний морфофункционального созревания мозговых структур. Однако терапевтический эффект сенсомоторной коррекции при психосомати­ческих заболеваниях обусловлен не только улучшением деятельности мозга. Коррекционное действие связано с развитием телесности, ста­новлением психосоматических связей в онтогенезе.

С помощью сенсомоторной коррекции можно воздействовать на ряд факторов, которые выступают в качестве причин нарушения психосо­матического развития, появления психосоматических заболеваний (на­личие субъективной слитности эмоциональных и телесных процессов, нарушение формирования интрацептивных словарей, задержка разви­тия представлений о собственном теле и др.). Сенсомоторная коррек­ция способствует формированию более полной категориальной струк­туры телесного опыта, интеграции в нее соматических ощущений. Особое внимание уделяется становлению схемы тела и образа физичес­кого Я, конструируемых под влиянием различных сенсорных впечатле­ний - кинестетических, тактильных, зрительных, проприоцептивных и др., пространственно-временных представлений, а также под влияни­ем повышения телесной рефлексии, сознательной оценки особенностей собственного тела, накопления соматоперцептивного опыта и получе­ния обратной связи от участников коррекционного процесса.

Метод сенсомоторной коррекции успешно апробировался при таких заболеваниях и психосоматических расстройствах, как: бронхиальная астма, гастродуоденит, тахикардия центрального генеза, дыхательная аритмия, алопеция, нейродермит, дискинезия желчевыводящих путей, энурез, энкопрез, вегетососудистая дистония, аллергические реакции и др. Во всех случаях было отмечено существенное улучшение сомати­ческого состояния ребенка, часто - исчезновение симптомов заболева­ния. Таким образом, сенсомоторная коррекция доказывает свою эффек­тивность и может являться важным элементом психологической работы при проведении комплексной терапии детей, имеющих психосомати­ческие заболевания.

При различных отклонениях в психическом развитии ребенка пер­вичным дефектом в большинстве случаев является функциональная недостаточность субкортикальных структур мозга, часто возникаю­щая вследствие перинатальной патологии. Большинству из исследо­ванных детей в первые годы жизни ставился один и тот же диагноз - перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Кроме того, достаточно часто встречается сочетание различных патологических состояний, напри­мер психосоматические расстройства у детей с ЗПР, гиперактивность у детей-аутистов и др.

В связи с этим возникает вопрос о специфичности того или иного расстройства по отношению к первичному дефекту: почему недостаточ­ность подкорковых и стволовых структур, возникшая вследствие схо­жих отклонений внутриутробного и/или раннего постнатального раз­вития, приводит к развитию различных патологических состояний?

Возможный ответ на этот вопрос может быть связан с тем, что на характер дизонтогенеза оказывают влияние время возникновения и массивность органического поражения центральной нервной си­стемы (Лебединский В. В., 2003). Кроме того, сами подкорково-стволовые структуры являются неоднородными и многофункциональ­ными.

Сенсомоторная коррекция направлена на снижение дисфункций. Через двигательные и сенсорные компоненты осуществляется воздей­ствие на психику ребенка в целом. Использование достаточно дирек­тивного подхода и особым образом организованного взаимодействия с ребенком позволяет рассматривать сенсомоторную коррекцию как интегративный метод, занимающий особое место в ряду других психокоррекционных и психотерапевтических методов и являющийся базисной основой для дальнейшей коррекции.

Развитие головного мозга происходит не одномоментно. Есть вполне определённая последовательность развития функций, а затем более сложные «надстраиваются» на функции, которые уже сформировались. Другими словами, если сбой произошёл в самом начале формирования мозга, то он «потянет» за собой и все последующие «надстройки».

В самом начале жизни мир ребёнка состоит из простых ощущений: телесных, зрительных, слуховых. Зрение у младенцев не сфокусировано, поэтому весь мир - это красивые цветовые пятна. Ребенок двигает руками и ногами хаотично, движения ещё не согласованы. И только после того, как мама и папа многократно прикасаются к ручкам малыша, а всё вокруг перестаёт быть размытым - он начинает тянуться к предметам. И это — основной момент формирования координации глаз-рука, или зрительно-моторной координации.
Как только ребенок начинает активно двигаться - ползать, сидеть, затем стоять - он начинает постигать своё тело и пространство вокруг . Ощупывая и рассматривая предметы - изучает форму и цвет. Развиваются моторные функции, затем формируется и речь.

Именно эти функции психики — сенсорные (восприятие) и моторные , плюс способность всем этим сознательно управлять, — являются базовыми. Если их формирование было нарушено, то это повлечёт за собой проблемы в «высших» сферах: так, у ребёнка с плохой координацией движений может быть смазанная, нечёткая речь.

Сенсомоторная коррекция построена таким образом, что в некотором смысле «возвращает» ребёнка к самому раннему детству. А затем на занятиях система восприятия и движения выстраивается заново, компенсируя возможные нарушения. Не только мозг управляет движениями, но и через движения можно развивать мозг. К примеру, известен факт, что у пианистов зоны мозга, отвечающие за моторику пальцев развиты гораздо сильнее, чем у людей других профессий.

Сенсомоторная коррекция через двигательные и игровые упражнения решает следующие задачи:

Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг

Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение — важно при письме, и не только)

Формируется правильное взаимодействие рук и ног

Развивается слуховое и зрительное внимание

Ребенок учится последовательно выполнять действия , разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.

Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой , а также развитие обеих сфер является основным результатом нейропсихологической сенсомоторной коррекции. Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных (речи, мышления).

Занятия сенсомоторной коррекции могут быть и индивидуальными , и групповыми . Часто включают в себя когнитивные упражнения. После нейропсихологической диагностики составляется коррекционная программа, содержащая определённые упражнения в определённой последовательности. Выбор упражнений для коррекции зависит от того, какой из видов занятий будет более эффективен для ребёнка.

Опираясь на учение А.Р. Лурия об иерархическом строении мозговой организации высших психических функций и сильно упрощая суть для первичного понимания происходящего, наш мозг можно условно представить в виде автомашины.
Для того, чтобы машина поехала, её необходимо заправить бензином и завести (это наш первый функциональный блок по А.Р. Лурия – энергетический ). Мозговые структуры, обеспечиваю¬щие деятельность этого блока, располагаются в подкорко¬вых отделах мозга и в стволе мозга.
Далее необходимо включить нужную передачу и, совершая определенные манёвры, добраться до пункта назначения (это наш второй функциональный блок по А.Р. Лурия – блок приема, переработки и хранения информации ). Мозговые структуры, обеспечивающие деятельность это¬го блока, расположены в задних отделах обоих полушарий коры головного мозга. Он включает три области, каждая из которых обеспечивает прием и переработку определенного типа информации: затылочная - зрительной, височная - слуховой и теменная - общечувствительной.
Однако самостоятельно автомобиль не поедет (во всяком случае до нужного места не доедет), нужен водитель, который будет давать автомобилю команды: задавать маршрут и отслеживать его правильность, контролировать скорость передвижения, включать (и выключать) поворотники, тормозить перед красным сигналом светофора и так далее (это наш третий функциональный блок по А.Р. Лурия – блок программирования, регуляции и контроля деятельности ). Этот блок расположен в передних отделах больших полушарий. Наиболее существенной его частью являются лобные доли. Этот раздел мозга отвечает за планирование, контроль и регуляцию наиболее сложных форм поведения и деятельности.

Для чего нужна программа сенсомоторной коррекции

Словами авторов Программы (А.В. Семенович, Е.А.Воробьева, Б.А.Архипов, Е.В.Сафронова, Н.А.Иванова, В.М.Шегай, Т.Н. Ланина) : «воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Так как он является базальным для дальнейшего развития высших психических функций, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценною участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями».

В 2000 году была защищена диссертация "Влияние особенностей развития психомоторики на успешность начального обучения", с авторефератом которой можно ознакомиться, щелкнув по картинке.

Из чего состоит программа

Дыхательные упражнения
Правильное дыхание «оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания - единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно».

Растяжки, формирование схемы тела, проприоцептивная чувствительность, преодоление патологических телесных установок и синкинезий
Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой к наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела . Формирование у ребёнка пространственных представлений – одно из важнейших условий его достижений. Внешнее пространство строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления.
Особое внимание следует уделить работе с теми патологическими ригидными телесными установками , которые ограничивают и обедняют движения ребёнка. Например, при письме у него двигается язык и/или ноги, поднимаются и напрягаются плечи; при чтении он принимает неестественную, вычурную позу; при слежении глазами задерживает дыхание с последующей остановкой взора; одновременно с движением руки наблюдаются обильные мимические и оральные комплексы оживления. Синкинезии – это непроизвольное оживление двигательной активности, неадекватное выполняемому действию, сопутствующее и мешающее ему.
Проприоцептивные ощущения передают информацию о том, как мы двигаемся, где и как расположены относительно друг друга наши конечности, а также по отношению к телу. Главные функции проприоцепции – обеспечить то или иное положение тела, двигательный контроль и моторное планирование .

Проприоцепция складывается из ощущений, которые поступают от мышц, суставов, связок, сухожилий и от соединительной ткани. Эти ощущения непрерывно поступают в мозг, даже если мы находимся в покое. Наш мозг всегда в курсе того, что происходит с нашим телом. И происходит это бессознательно, за исключением тех случаев, когда мы осваиваем новое движение или серию движений.
Проприоцептивная система – одна из самых важных для развития моторных навыков. Она сложна по своему анатомическому строению, ее рецепторы расположены в суставах, мышцах и сухожилиях, которые и обеспечивают бессознательный контроль за положением и движениями тела. Например, если вы закроете глаза, вы не перестанете «чувствовать», что ваши руки перекрещены на груди, свисают вдоль тела или лежат на коленях.

Формирование и коррекция базовых сенсо-моторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий
Ползание – в том числе на четвереньках – помогает ребенку развить координацию и ловкость, связать правую и левую части тела, освоить пространство, в котором он находится. В процессе ползания у малыша раскрывается ладошка, что позволяет ему овладеть ручной моторикой. Эти навыки помогут в дальнейшем ребенку бегать, лазить по снарядам на детских площадках, играть в мяч и с другими детьми в подвижные игры. Научиться красиво писать, легко различать лево-право, понимать условие задач. Ползание позволяет нервной системе ребенка научиться интегрировать вестибулярные и проприоцептивные ощущения , развивается двигательное планирование .

Глазодвигательные упражнения
Умение сосредотачиваться на предмете, следить за его движением является жизненно необходимым как для собственной безопасности, так и для обучения. Умение сосредоточиться на игрушке в раннем детстве существенно определяет дальнейшее развитие ребенка: детальное ознакомление с игрушкой, восприятие различных её особенностей, деталей – основа произвольного внимания, познавательной деятельности. Удержание равновесия также тесно связано с переработкой зрительной информации. По мере того, как передвигается тело, передвигаются и изображения предметов, которые обрабатываются нервной системой. Это даёт дополнительную информацию для организма с целью принятия правильного решения в той или иной ситуации. Кроме того, отсутствие конвергенции затрудняет формирование навыка чтения, ориентировки в пространстве.
Как пишет Sally Goddard Blythe (директор института нейро-физиологической психологии в Честере, Англия), «чтение, как способность следить за строкой и понимать значение символов на странице, требует навыка сложных серийных движений глаз, которые начинаются с возможности нахождения зрительной точки фиксации на странице. Это называется конвергенцией. Конвергенция – процесс слияния двух отдельных изображений, получаемых от каждого глаза, в одну четкую картинку. Затем оба глаза делают небольшой скачек к другой точке фиксации – это движение называется саккада. Функция саккад состоит в быстром и точном передвижении глаз от одной точки фиксации к другой. После каждой саккады следует пауза, затем глаза делают небольшое возвратное движение, чтобы проверить (перепроверить) информацию, которая, возможно, была упущена. Размах саккад зависит от размера текста, количества слов и самих слов в строке. В конце каждой строки глаза должны сделать большой скачек назад в начало новой строки. Любая трудности со зрительной фиксацией, конвергенцией или контролем саккад может повлиять на беглость, правильность и понимание при прочтении».
Интересно про зрительное восприятие написано в книге Оливера Сакса «Глаз разума».