Составить план обучения населения здоровому образу жизни. Формирование здорового образа жизни населения. Понятия здорового образа жизни и его проблемы

Обучение формированию здорового образа жизни не должно строиться по принципу запретов, устрашения или отрицания. Основная цель обучения – формирование здорового жизненного стиля и мотивации на здоровьесберегающее поведение.

При определении целей обучения следует учитывать:

· соответствие целей потребностям пациента;

· соответствие исходному уровню знаний;

· цель формулируется таким образом, что можно объективно определить степень ее достижения.

Успех обучения зависит от формирования у пациента мотивации, то есть осознанного стремления обучаться и выполнять необходимые действия.

Прежде всего, необходимо поставить перед пациентом только простые, достижимые цели. При избытке массы тела, равном 30 кг, вряд ли рационально сразу же ориентировать пациента на снижение массы до идеальной. Похудание на 3-7 кг – более реалистичная цель на первом этапе; ее достижение позволит использовать полученный положительный опыт и мотивирует пациента на дальнейшие действия. Ощущение хорошего самочувствия также может быть причиной мотивации позитивного поведения.

Обучение пациентов может проводиться в группе и индивидуально.

Групповое обучение больных имеет ряд преимуществ. Обучение в группе создает определённую атмосферу, пациенты имеют возможность обменяться опытом, получить поддержку, наблюдать положительную динамику на примере других людей. В группе усиливается эмоциональный компонент обучения, что улучшает восприятие. Оптимальным вариантом является группа численностью 5 – 7 человек. Однако групповое обучение не должно исключать индивидуальной работы с пациентами.

Индивидуальный подход на групповых занятиях может помочь медицинскому работнику использовать "сильные" и "слабые" стороны каждого участника:

· Пациентов, положительно и с готовностью воспринимающих содержание занятия, следует стимулировать к формулированию важных выводов и подключать к обсуждению для подтверждения правильной точки зрения.

· Нелегко подключить к работе группы робких, стеснительных людей, для укрепления в них чувства уверенности рекомендуется напрямую задавать им легкие вопросы, на которые они обязательно смогут ответить.

· Наибольшую трудность представляют пациенты, демонстративно отвергающие процесс обучения и проявляющие - иногда весьма активно - свое недоверие. В подобных ситуациях результаты можно получить, если суметь подчеркнуть индивидуальный опыт пациента.

· При работе с незаинтересованными пациентами рекомендуется поощрять их задавать вопросы или приводить примеры из собственного опыта.

Проводя обучение, необходимо помнить:

1. Когда на занятии медицинский работник что-то говорит, пациент не обязательно услышит сказанное.


2. Если пациент услышал, это не означает, что он наверняка понял.

3. Если же пациент понял, это не гарантирует того, что он автоматически принял сказанное и согласился с ним.

4. Если же пациент согласен с услышанным, он не всегда соответственно меняет своё поведение.

5. В случае если пациент один раз правильно выполнит рекомендацию, это не означает, что он будет постоянно следовать ей в повседневной жизни.

Современные исследователи предлагают рассматривать процесс изменения поведения человека в области здоровья/болезни в виде "спиральной" модели. Выделяют следующие стадии изменения поведения:

– Стадия безразличия – человек не подозревает о необходимости перемен в привычном образе жизни или не расположен к ним. Он не убеждён, что негативные аспекты проблемы перевешивают положительные.

– На стадии размышления пациент оценивает персональные возможности и последствия перемен в образе жизни. Эта стадия предполагает активный поиск информации и характеризуется большей озабоченностью неправильным поведением. Происходит также взвешивание потерь и приобретений, которые может принести переход к новому образу жизни.

– Стадия подготовки – это переход от размышления к действию. Принимается решение предпринять действия в ближайшем будущем.

– Лица, находящиеся на стадии действия, изменяют привычки и контролируют себя. На этой стадии разрабатываются стратегии предупреждения возврата к неправильному поведению и нездоровому образу жизни.

– Поддержание – финальная стадия процесса, на которой самоконтроль проблемного поведения приобретает стабильность. Эта стадия все ещё может сопровождать искушением возврата к предыдущим стадиям, особенно если этому способствует окружение.

Медицинским работникам в процессе обучения необходимо фокусировать внимание пациента на различных задачах в соответствии со стадией изменения поведения. Это значит, что необходим индивидуальный подход. При создании информационных материалов более всего следует ориентироваться на стадии размышления и безразличия, так как большинство пациентов находятся именно в этой части "спирали".

Принципы образования пациентов:

1. Релевантность (пригодность, уместность) – адаптация программы обучения к уровню знаний пациента, предшествующему опыту, включая уровень его образованности и возможность восприятия, что и отражает связь с пациентом. Предварительное тестирование или собеседование помогут собрать данные.

2. Индивидуализация – позволяет пациентам получать ответы на персональные вопросы или инструкции согласно индивидуальному прогрессу в знаниях. Обучение должно строиться на доступном изложении материала, активном участии пациента, создании открытой и доверительной атмосферы.

3. Обратная связь – помогает определить, как хорошо пациент усвоил материал и какого прогресса достиг. Обратная связь может быть основана на контроле знаний изученного материала или практических результатов.

4. Закрепление полученных знаний – предназначено для вознаграждения желаемого изменения поведения. Похвала или поздравления очень эффективны в достижении полезных изменений в образе жизни.

Общие требования к средствам печатной и наглядной пропаганды:

1. Наличие основной актуальной идеи в представленных средствах агитации.

2. Воздействие на эмоциональность и воображение целевой аудитории для наиболее эффективного восприятия.

3. Формирование у населения установок на ведение здорового образа жизни.

4. Доступность в восприятии средств агитации.

5. Соблюдение единства текста и изображения по смыслу, тональности, конкретности.

6. Оригинальность, использование в дизайне современных PR-технологий.

7. Соблюдение оптимального объема информации в целях его усвоения и восприятия.

8. Недопустимость использования материалов, способных оскорбить, вызвать негативные эмоции у целевой аудитории.

Министерство здравоохранения Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

"Свердловский областной медицинский колледж"


Дипломная работа (проект)

Обучение населения здоровому образу жизни


Исполнитель: студентка группы 401

специальности Сестринское дело

Ушакова Светлана Александровна

Руководитель:

Фасхиева Мария Салимовна



Введение

Глава 1. Здоровый образ жизни теоретический аспект

1 Понятия здорового образа жизни и его проблемы

2 Обучение населения здоровому образу жизни

Глава 2. Практическая часть

1 Анкетирование

2 Интерпретация данных

Заключение

Список используемой литературы

Приложение


Введение


Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Обучение населения здоровому образу жизни актуальная тема на сегодняшний день. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья людей. Идет увеличение заболеваемости по всем основным группам болезней, рост смертности, снижение рождаемости, продолжительности жизни. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину, невозможно, так как в большинстве случаев врачи имеют дело с уже заболевшими пациентами. Для того чтобы не заболеть, человеку необходимо научиться оставаться здоровым. Достигнуть высокого уровня всех видов здоровья (психического, физического и других).

Здоровый образ жизни - это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни.

Актуальность работы заключается в рассмотрении значения здорового образа жизни для успешной деятельности и самочувствия человека и изучении основных компонентов здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Цель работы состоит в изучении здорового образа жизни.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

) Дать определение здоровому образу жизни, рассмотреть его основные проблемы

) Научить основным приемам формирования ЗОЖ

) Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью

На первом этапе исследования изучалось теоретическая значимость

На втором этапе исследования проводилось анкетирование, интерпретация данных и выводы о проделанной работе.


Глава 1. Здоровый образ жизни теоретический аспект


.1 Понятия здорового образа жизни и его проблемы


Аспекты, характеризующие ЗОЖ. Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят: трудовая, социальная, психологическая, интеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.

Академик Лисицын Ю.П. в понятие "образ жизни" включает важный фактор - медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах:

Характер активности людей - интеллектуальный, физический.

Сфера активности - трудовая, внетрудовая.

Виды активности - производственная, социальная, культурная (образовательная), физическая, медицинская и т.д.

Как видно из рассмотренной структуры образа жизни, можно говорить, что это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них.

Образ жизни - это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни - это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мине - и макросреде, быт и обустройство своего жилища.

Отсюда, по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Можно дать несколько понятий для здоровья, образа жизни, болезни и профилактики. Термин здоровье невозможно сформулировать однозначно.

В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия. Но ни одно из них не может, раскрыт его в полном объеме. Это и понятно, потому что сам человек неоднозначен, не только внешне, но и внутренне. Неоднозначно его поведение, восприятие, взгляды, мысли, поступки, реакции на то или иное воздействие. Разные люди отражают действительность совершенно по-разному. Но самое, пожалуй, интересное состоит в том, что один и тот же человек на одно и то же воздействие в разное время реагирует совершенно по-разному.

Новое определение понятия "здоровье" было впервые сформулировано Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1940 году. Оно звучит так: "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни". Верное по смыслу определение, тем не менее, не отражает всех возможных состояний человека. Оно по нашему мнению, наделено вполне очевидной абстракцией. Самым серьезным недостатком этого определения является отсутствие в нем, каких - либо упоминаний о мировоззрении человека, его отношении к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней. Мировоззрение складывается на базе тех знаний, навыков и умений, которые человек получает в самом раннем детстве. Именно знания формируют мировоззрение, а оно, в свою очередь формирует культуру человека. Конечно, в данном случае речь идет о медицинской, а более точно - о гигиенической культуре как элемент общечеловеческой культуры.

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально - психологических ситуаций. Образ жизни - это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья не как на некую абстракцию, а как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной цели.


.2 Обучение населения здоровому образу жизни


Обучение здоровому образу жизни - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.

Ю.П. Лисицын выделяет в образе жизни три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория). Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория). И, наконец, стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Согласно Ю.П. Лисицыну, здоровье человека во многом зависит от стиля жизни. Оценивая роль каждой из этих категорий в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровень и качество), носящих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями.

Таким образом, здоровый образ жизни можно определить как повседневное личностно-активное поведение людей, направленное на сохранение и улучшение здоровья. Обучение здоровому образу жизни - это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

ЗОЖ включает следующие компоненты:

) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности.

) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье.

) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам.

) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте.

) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.

В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существуют два альтернативных подхода.

Задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Но, как показывает практика, заболеваемость неизбежно оказывается различной при одинаковом поведении людей с разными генотипами. Явный недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья.

Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое. Для оценки количества здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым. Итак, в рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется, исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления и контроля над их эффективностью. Следовательно, для лиц с большим количеством здоровья любой образ жизни, являющийся для них обычным, будет вполне здоровым.


Глава 2.Практическая часть


.1 Анкетирование


Анкетирование проводилась в ГБУЗ СГБ№1 с 13.05.14г по 20.05.14г. В опросе участвовало 270 респондентов. Заданные им вопросы указаны в анкете (см. Приложение 1). Расчет результатов велся в процентах. Общее количество опрошенных людей бралось за 100%,и методом уравнения находился нужный нам процент опрошенных.

Принимали участие люди обоих полов, различного возраста, проходивших плановое или незапланированное обследование больнице г. Серова.

Классификация вопросов в анкете производится по основным критериям: первые 5 вопросов об уровне гигиены собственного здоровья и здоровом образе жизни, следующие 2 о состоянии здоровья, следующие 6 о влиянии вредных факторов на здоровье респондентов, завершающие 4 вопроса касаются условий и уровня жизни респондента.


Таблица 1.Общие результаты анкетирования в процентах

1.Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?1. Именно такой12,22. Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;13,23. Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима74,62.Регулярно ли вы делаете зарядку?1. Да, это для меня необходимость282. Иногда делаю62,53. Нет, не делаю вовсе9,53.Часто ли вы используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?1. Регулярно (как минимум два раза в месяц)192. Иногда (2 - 3 раза в полгода);473. Никогда или очень редко344.Насколько Вы оцениваете свою успеваемость? Шкала: -2- очень низко, +2 - очень высоко-2-10+1+23,85,24312,335,75.Хорошо ли вы спите? Шкала: -2- слишком плохо, +2- очень хорошо-2-10+1+212,219,835,920,711,46.Часто ли вы болеете? Шкала: -2- никогда, +2 - часто-2-10+1+22,317,329,841,39,37.Страдаете ли вы хроническими заболеваниями? Шкала: -2-да, +2 - нет-2-10+1+23,294919,8198.Соблюдаете ли вы правильный режим дня? Шкала: -2- нет, +2 - да-2-10+1+232,19,444,341,29.Часто ли вы устаете?1.Почти никогда не устаю;142.Иногда устаю очень сильно;463.Да, почти всегда сильно устаю.4010.Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта?1.Да, я регулярно посещаю спортзал192.Периодически посещаю спортивные секции463.Нет, я вообще не увлекаюсь спортом3511.Курите ли вы?1.да582.Нет223.редко2012.Употребляете ли вы спиртное?1.Нет, даже пиво422.Иногда бывает493.Выпиваю довольно часто913.Пьете ли вы кофе?1.Очень редко, в основном предпочитаю чай302. Пью не много (1-2 чашки в день)273.Пью его очень много (более 2 чашек)4314.Пол1. Женщина1602. Мужчина11015.Возраст1. 18- 35 лет452. 36- 55 лет38,7Более 56 лет16,316.Состав семьи1. Один человек11,12. Два человека23,23. 3-4 человека59,54. 5 человек и более6,217.Ежемесячный доход семьи1. до 5000 рублей13,42. 5000- 7999 рублей34,13. 7000- 9999 рублей48,24. 10000- 20000 рублей2,25. более 20000 рублей1,8

Таблица 2 Цель опроса

ВопросТипЦелевое назначение вопросаКак известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?функционально-психологическийУточнить режим дняРегулярно ли вы делаете зарядку?вопрос-фильтрУзнать отношение к зарядкеЧасто ли вы используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?функционально-психологическийУзнать отношение к прогулкамНасколько Вы оцениваете свою успеваемость: -2- очень низкое, +2 - очень высокоефункционально-психологическийУзнать отношение к успеваемостиХорошо ли вы спите?вопрос-фильтрУзнать отношение к снуЧасто ли вы болеете?вопрос-фильтрУзнать отношение к количеству болезнейСтрадаете ли вы хроническими заболеваниями?вопрос-фильтрУточнить количество хронических заболеванийСоблюдаете ли вы правильный режим дня?вопрос-фильтрУзнать отношение к режиму дняЧасто ли вы устаетевопрос-фильтрУзнать отношение к утомляемостиЗанимаетесь ли вы каким-либо видом спортавопрос-фильтрУзнать отношение к видам спортаКурите ли вы?вопрос-фильтрУзнать отношение к курениюУпотребляете ли вы спиртное?вопрос-фильтрУзнать отношение к спиртномуПьете ли вы кофе?вопрос-фильтрУзнать отношение к кофеПолконтрольныйУточнить полВозрастконтрольныйУточнить возрастСостав семьиконтрольныйУточнить состав семьиЕжемесячный доход семьиконтрольныйУточнить доход семьи

2.2 Интерпретация данных

население здоровье самочувствие гиподинамия

В данной главе при анализе полученных данных результаты проведенного исследования будут указываться - где это возможно - в процентах. Всего обработано 270 опросных листов (160-женщины, 110-мужчин).

Было выявлено, что тенденция к здоровому образу жизни у населения г. Серова начинает усиливаться. (28% -делают зарядку, 63,5%-иногда делают зарядку, спортом занимаются 19%, иногда- 46%). Скорее всего, это выявлено тем, что во всех СМИ и ТВ регулярно идет пропаганда здорового образа жизни (в начале 90-х годов активно рекламировалось употребление спиртного и табакокурение в виде новых марок водки и сигарет, а в эпоху застоя на неискушенный народ это очень действовало).Открываются в больших количествах различные фитнес - клубы и спортзалы, спорткомплексы. Мода на здоровье опять начинает возвращаться. Будем надеяться, что данная тенденция сохранится надолго и наша нация станет здоровой.

Рассмотрим все тенденции подробнее:

К сожалению, не уделяется должного внимания правильному режиму питания, что можно увидеть на рисунке 1:


Рисунок 1. Характеристика режима питания респондентов в процентных соотношениях


Немного лучше обстоят дела с зарядкой, большая часть респондентов делает ее регулярно или периодически - рисунок 2 .


Рисунок 2. Выполнение зарядки респондентами в процентном соотношении


Отношение респондентов к активному отдыху и спорту

ХарактеристикаКоличество респондентов%Регулярно активно отдыхают5119Иногда активно отдыхают12747Никогда не отдыхают активного9234Итого270100Посещают спортзал постоянно5119Иногда посещают спортивные секции12446Не занимаются спортом9535Итого270100

Рисунок 3 Успеваемость респондентов в процентном соотношении.


При этом большая часть респондентов вполне довольна своей успеваемостью, оценивая ее как высокую и очень высокую, что может свидетельствовать о нормальном самочувствии, и психическом здоровье людей.

Состояние сна у респондентов в целом тоже удовлетворительное. А показатели заболеваемости очень оптимистические: 79 процентов респондентов болеют редко и 84 не склонны к хроническим заболеваниям.

То есть мы можем заметить, что отношение к спорту и активному отдыху приблизительно одинаковое. Оно в целом удовлетворительно, но требует небольшой коррекции.


Рисунок 4. Диаграмма заболеваемости и хронических болезней в процентах


Уровень утомляемости респондентов. Также анкетирование показало, что подавляющее большинство респондентов подвергают себя непосильным нагрузкам, вследствие чего сильно утомляются.

Данный фактор, безусловно, является негативным.

В сфере вредных привычек респондентов курят 58, 24 часто употребляют спиртное, а 116 часто пьют кофе. Для того чтобы рассмотреть данную статистику подробнее составим таблицу сопряженности по половому признаку:


Таблица 3. Таблица сопряженности

ПолКурятНе курятВсегоМужчины30 (а)97 (b)127 (а)Женщины28 (с)115 (d)143 (с)Итого58 (а+с)212 (b+а)270

Коэффициент контингенции рассчитывается по формуле:

Коэффициент контингенции показывает связь между переменными в таблице сопряженности, он всегда меньше единицы, но чем ближе он стремиться к нулю, тем меньше связь между переменными. Так и в нашем случае связь между показателями пола и вредной привычки курения невелика.

При этом 85 человек не имеют вредных привычек, значит, 185 человек имеет вредные привычки, из них 112 даже несколько, так как 297 человек больше, чем общее число респондентов - 270.


Заключение


Здоровье - одни из компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Спросите больного человека "может ли отдать свои силы на созидание, на преодоление трудом задач, связанных с трудовой деятельностью или бытом которые были посильны для него до болезни?" Ответ будет четким и однозначным - нет, ибо в настоящее время он не здоров. Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Каждому из нас присуще быть сильным и здоровым, сохранить как можно больше подвижность, энергию и достичь долголетия. Здоровье человека - это главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Человек, как homo sapiens высший и наиболее сложно организованный продукт не только биологической, но и социальной эволюции. И здесь очень хорошо вписываются строки из поэзии Фирдоуси (10 век н.э.); "В цепи человек стал последним звеном, и лучшее всё воплощается в нём", т.е. процесс продолжается и в дальнейшем, нет остановки его совершенствования. Цель жизненной позиции человека - быть не только самому здоровым, но и иметь здоровых детей, внуков и правнуков.

Проведя анкетирование, можно прийти к выводу, что здоровье жителей Серова в целом хорошее, но они недостаточно уделяют внимания гигиене, правильному режиму питания, труда и отдыха, злоупотребляют никотином и кофеином, что в будущем может привести к их ухудшению здоровья и ухудшению здоровья их детей. Большинство из них люди зрелые - люди молодые от 18 до 35 лет и зрелые, имеющие средний уровень доходов в пределах 5000 - 10000 рублей. Поэтому для них целесообразно проводить разъяснительную и пропагандистскую работу в учебных заведениях, по телевидению, через печатные средства массовой информации.

Список литературы


1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000. - 48 с.

Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: ФК и С., 1985. - 176с.

Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. - Новосибирск: НГПУ, 1996. - 19 с.

Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФиС, 1987 .- 63с.

Андрейченко Л.А. Философия. Ставрополь, 2000.

Антропова М.В., Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей. //Физическая культура в школе. - 1993, № 3. - 28 - 36с.

Баладанов О.Ю., Козловский И.З., Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - с. 172 .

Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 2-7.

Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // теория и практика физической культуры. 1994, № 4. - с. 3 -5.

Беляев Н.Г. Возрастная физиология. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - 103с.

Беляев Н.Г., Суворов О.В. Характеристика физического развития современных школьников. // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: изд-во СГУ, 1998. - с. 30 - 31.

Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, - 1987. - 125с.

Валеология: Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ /Под общ. ред. О.Л. Трещевой. Омск, 1999. - 70 с.

Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М.: Мысль, 1990. - 288 с.

Виноградов П.А., Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи //Теор. и практ. физ.культ., 1998, № 7, с. 24-26, 39-40.


Приложение 1. Анкета "Будем здоровы!"


Уважаемый участник! Перед Вами анкета, позволяющая определить Ваше отношение формированию здорового образа жизни, установить индивидуальный стиль вашей жизни. Вам будет предложено три варианта ответа на поставленный вопрос, касающийся вашего стиля жизни. Вам необходимо выбрать один ответ, который наиболее полно отражает ваш образ жизни. Долго не задумываетесь, здесь нет правильных и неправильных ответов.

Сначала, дайте, пожалуйста, ответы на вопросы, касающиеся Вашей гигиены.

1 . Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?

1. Именно такой.

Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда.

Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима.

2. Регулярно ли вы делаете зарядку?

Да, это для меня необходимость.

Иногда делаю.

Нет, не делаю вовсе.

3. Часто ли вы используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?

1. Регулярно (как минимум два раза в месяц)

Иногда (2 - 3 раза в полгода);

Нет, не делаю вовсе.

4. Если Вы студент, ученик или работаете, то насколько Вы оцениваете свою успеваемость:

Очень низкая.

Средняя.

Высокая.

Очень высокая.

В данном случае в зависимости от быстроты и количества выполняемой работы, оценок преподавателей либо замечаний руководящего начальства.

5. Хорошо ли Вы спите?

1. Очень плохо.

Удовлетворительно.

Очень хорошо.

Теперь подумайте над вопросами, характеризующими, состояние Вашего здоровья.

6. Часто ли Вы болеете?

1. Никогда.

Довольно часто.

7. Страдаете ли Вы хроническими заболеваниями?

Были раньше

Участились в последнее время.

Не замечал (а).

8. Соблюдаете ли правильный режим дня?

Да, всегда.

Подумайте, пожалуйста, насколько сильно влияют на Ваше здоровье негативные факторы. Для этого ответьте на следующие вопросы:

9. Часто ли Вы устаете?

1. Почти никогда не устаю.

Иногда устаю очень сильно.

Да, почти всегда сильно устаю.

10. Занимаетесь ли Вы каким-нибудь видом спорта?

1. Да, я регулярно посещаю спортзал.

Периодически посещаю спортивные секции.

Нет, я вообще не увлекаюсь спортом.

11 . Курите ли Вы?

12 . Употребляете ли Вы спиртное?

Нет, даже пиво. 2. Иногда бывает.

Выпиваю довольно часто.

13. Пьете ли Вы кофе?

1.Очень редко, в основном предпочитаю чай.

Пью не много (1-2 чашки в день)

Пью очень много (более 2 чашек)

Теперь заполните, пожалуйста, данные паспортички анкеты.

14. Ваш пол

1. женский

Мужской

15. Возраст

От 18 до 36 лет

От 36 до 60 лет

16. Состав семьи (количество человек)

е) 5 и более

17. Ежемесячный доход семьи в рублях с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ГЛАВА 8 ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

ГЛАВА 8 ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

В литературе достаточно часто приводятся общие положения, сформулированные ВОЗ, согласно которым «вклад» социальных факторов в формирование здоровья населения составляет 50%. Специальные исследования роли социально-гигиенических факторов в развитии заболеваний И.Г. Сидоренко и Е.Н. Кутепова (1997) показали, что образ жизни детей и подростков обусловливает в зависимости от возраста детей от 3 до 11% заболеваемости.

8.1. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Здоровый образ жизни - поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной популяции. Здоровый образ жизни - это не только медицинская, но и социально-экономическая категория, которая зависит от развития производства и производственных отношений. Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.

К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, а также поведение, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье. Повышение защитных свойств организма включает в себя оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активность и динамическое слежение за собственным здоровьем, позитивное экологическое поведение.

Применительно к детям необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребенок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение.

Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков, населения в целом.

Эпидемиологические обследования старшеклассников свидетельствуют, что курение, алкоголизация, наркотизация получили в настоящее время широкое, даже угрожающее распространение в молодежной среде. В особенности это касается алкоголизации. По реальному потреблению алкоголя Россия вновь вышла в число лидеров.

Важнейший критический этап, на котором закладываются алкогольные установки, - подростковый период. В это время у молодого человека происходит ряд важных перемен. Во-первых, осуществляется психоэндокринная перестройка организма, во-вторых, пробуждаются новые потребности и интересы, прежде всего сексуального характера. Психологическая перестройка идет болезненно, сопровождается дискомфортными состояниями. Подростки отличаются повышенной ранимостью и максимализмом. В данный период легче, чем когда-либо, возникает реакция группирования со сверстниками. Одновременно в подростковых группах утверждаются свои ценностные ориентиры, способы проведения досуга, методы разрешения многочисленных проблем. Именно этот период является наиболее опасным в отношении становления привычки употребления алкоголя в рамках групповой деятельности. При этом попытки коррекции поведения со стороны родителей или педагогов воспринимаются как посягательства на самостоятельность и независимость, ограничение в правах. Поэтому нередко подобные прямолинейные попытки приводят к обратным результатам, реакциям протеста и оппозиции.

Для подростков описан даже своеобразный феномен «групповой зависимости от алкоголя», заключающийся в том, что функционирование подростковой группы организуется главным образом вокруг употребления спиртных напитков еще до появления у

отдельных членов группы явных признаков зависимости от алкоголя или алкоголизма. Для многих период молодого возраста представлял и представляет собой цепь алкогольных эксцессов. Это обусловлено широкой доступностью алкоголя и значительным распространением алкогольных обычаев и традиций. Наиболее опасны алкогольные группы, организующиеся вокруг лидеров с начальными проявлениями алкоголизма, общительных, предприимчивых, наделенных чувством юмора. Именно вокруг таких людей легко группируются подростки.

В алкогольную группу может привести подростков и бегство от реальной жизни. К самоутверждению в этой сфере может толкнуть неуспех в основной деятельности (учеба или работа). При этом может сработать очень важный психологический механизм: не добившись успеха в социально приемлемых формах жизнедеятельности и «соскальзывая» в алкогольную группу, молодой человек распространяет личное негативное отношение на нормы и ценности, принятые в отвергнувшем его здоровом окружении. В том числе игнорируются и запреты, связанные с приемом алкоголя.

Важнейшее направление работы по преодолению вредных привычек - усиление внимания к формированию личности подростка, возвышению его потребностей, усвоению ценностей культуры, накопленных человечеством, т.е. обеспечение духовного здоровья молодежи.

К специфическим методам профилактики относится система противоалкогольного воспитания и противоалкогольного просвещения молодежи. При проведении противоалкогольного воспитания в школе целесообразно руководствоваться следующими принципами:

Раннее начало противоалкогольной ориентации школьников. Учитывая, что формирование индивидуальных алкогольных установок начинается уже с 9-10 лет, противоалкогольное воспитание должно быть развернуто уже в начальной школе;

Целенаправленность и преемственность в проведении противоалкогольного воспитания и противоалкогольной пропаганды. При этом предусматривается постепенное, многократное, усложняющееся с учетом возраста раскрытие действия алкоголя от простейших наглядных опытов до показа глубинных связей алкоголя с ущербом, который наносится обществу, а значит, и нам самим;

Планирование противоалкогольной работы в соответствии с фазами и стадиями формирования у детей установок в отношении употребления алкоголя;

Учет в противоалкогольной работе психических особенностей разных возрастных групп учащихся;

Соответствие гигиенического и нравственного, эмоционального и содержательного аспектов в противоалкогольной ориентации учащихся;

Организация полноценного досуга и повышение социально и гигиенически полезной активности детей;

Комплексный подход к противоалкогольной работе. Педагогические коллективы должны проводить работу совместно с семьей, специалистами-медиками, в том числе наркологами, негосударственными организациями;

Личное участие старшекурсников в противоалкогольной работе. Целесообразно шире привлекать старшеклассников к противоалкогольному просвещению. Это взаимополезно и старшим и младшим. Последние нередко больше доверяют в этих вопросах мнению, позиции старшеклассников, чем родителей, учителей.

Акцент антиалкогольной пропаганды в подростковой аудитории на поражении внутренних органов при алкоголизме и на его отдаленных последствиях, как правило, делает ее малоэффективной. Антиалкогольная работа должна ориентироваться на позитивные ценности и ориентиры, значимые для детей и подростков, такие, как полное раскрытие способностей, самореализация личности, семья, дети, статус в обществе.

Антиалкогольная пропаганда должна основываться на положительном содержании, заключать в себе конструктивный элемент, апеллировать к здоровым сторонам человеческой натуры.

Здоровый образ жизни детей во многом определяется образом жизни родителей, среды, в которой растет и воспитывается ребенок.

Эффективно формировать здоровый образ жизни детей и подростков можно, опираясь на знание реального образа жизни детей определенного пола, возраста, коллектива.

8.2. ЗНАЧЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

Современная Российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования

здоровья школьников. Помимо объективных причин такая ситуация объясняется недостатками в системе гигиенического обучения и воспитания детей и подростков по формированию у них умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.

Гигиеническое обучение и воспитание является важным условием сохранения и укрепления здоровья и должно носить комплексный и непрерывный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям, направленным на:

Улучшение собственного физического и психического здоровья;

Отказ от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

Нетерпимое отношение к людям, наносящим ущерб своему здоровью и здоровью окружающих;

Сознательное участие в формировании здоровьесберегающей среды.

В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей и подростков в период их обучения в школе целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.

Более чем у половины учащихся школ не закреплены целесообразные для их возраста элементарные гигиенические навыки: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены. Следует также отметить, что качество применения этих навыков с возрастом снижается.

Существующие в настоящее время программы гигиенического обучения и воспитания могут обеспечить только экстенсивный этап обучения, т.е. сообщение знаний, но не интенсивный - закрепление этих знаний и их реализацию в своем поведении. Кроме того, многие программы для подростков по вопросам здорового образа жизни разрабатываются без участия специалистов и содержат спорные сведения по нетрадиционным методам оздоровления, неприемлемые для под-

ростков. Все это подтверждает необходимость анализа и пересмотра существующих программ гигиенического обучения и воспитания подростков как с точки зрения их содержания, так и предусматриваемых ими форм и методов обучения, для разработки и дальнейшего внедрения комплексных модульных программ, способствующих формированию здорового образа жизни подростков.

Принципы гигиенического воспитания, формирования здорового образа жизни

Принцип актуальности - принцип гигиенического воспитания, ориентирующий его на обеспечение индивидов, групп лиц, наиболее важной и своевременной гигиенической информацией.

Актуальность гигиенической информации определяется современными задачами по поддержанию здоровья, в т. ч. задачами здравоохранения, а также проблемами местного (регионального, городского и т. д.) характера.

Принцип актуальности в гигиеническом воспитании предполагает отражение насущных проблем, связанных со здоровьем человека, экологией, гигиенической культурой, социальными нормами и ценностями и т. д.

Принцип научности - принцип гигиенического воспитания, предусматривающий осуществление теоретической и практической деятельности в этой области на основе научно обоснованных данных. В соответствии с этим принципом в гигиеническом воспитании используются данные общественных наук (педагогики, психологии, социологии и др.), которые позволяют дать гигиеническую информацию в удобной, понятной, интересной для населения форме. При разработке содержания гигиенического воспитания особо важная роль принадлежит медицинской науке: гигиеническая информации должна соответствовать современному состоянию и последним достижениям медицины, быть научно обоснованной, объективной, достоверной, избегать сенсационных сообщений, не имеющих научных доказательств.

Принцип доступности - принцип гигиенического воспитания, предполагающий соответствие его содержания, методов, форм, средств социально-культурному уровню, интересам и потребностям индивида, группы лиц, социальной общности. Данный принцип предполагает оптимальный для усвоения объем информации и рациональность методики обучения. Большое значение для реализации

этого принципа имеют дидактические подходы к изложению материала: переход от простого к сложному, от известного к неизвестному, четкое формулирование обобщений и выводов. Доступность информации достигается также эмоциональной, образной речью, отсутствием в ней непонятных медицинских терминов и наименований, использованием в качестве примеров жизненных фактов, применением изобразительных средств.

Принцип положительного ориентирования - принцип гигиенического воспитания, предполагающий формирование типов поведения и стилей жизни, ориентированных на положительные эталонные образцы, одобряемые в обществе. В соответствии с этим принципом в процессе гигиенического воспитания следует уделять значительное внимание позитивным с точки зрения здоровья стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа - показ положительных примеров - более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья поведения.

Принцип единства теории и практики - принцип гигиенического воспитания, предполагающий возможность использования полученных индивидом или группой лиц знаний на практике. Реализации принципа способствует иллюстрирование материалов по гигиенической тематике фактическими данными, анализ конкретных практических ситуаций с использованием теоретических сведений, а также, по возможности, практическая отработка желательных способов поведения в различных ситуациях. Согласно принципу, следует стремиться к тому, чтобы гигиеническое воспитание осуществлялось в условиях, позволяющих реализовать полученные знания в жизни, проверить их на собственном опыте.

Принцип активного обучения - принцип гигиенического воспитания, способствующий устойчивому закреплению знаний и навыков здорового образа жизни, включающий качественный анализ, в том числе мозговой штурм, позволяющий учащимся высказать максимальное число версий по предлагаемому вопросу и выработать наиболее подходящую точку зрения на проблему в процессе ее обсуждения в малых группах с последующим подведением итогов в классе; ситуационные задачи с необходимостью выбора и принятия решения; ролевые игры; опыты и эксперименты; информационный поиск; рисование, моделирование, лепка; игры (настольные, сюжетные, лотерея и т.п.); танцы, пантомима, музыкальные и драматические сцены. При этом наряду с традиционными формами предъявле-

ния информации (памятки, буклеты, выставки, картотеки, кино- и видеофильмы, слайды, плакаты) следует шире использовать малые формы пропаганды - информацию на пакетах, закладках, календарях, обложках школьных тетрадей и т.д.

Принцип единства обучения и воспитания - принцип гигиенического воспитания, предусматривающий усвоение индивидом или группой лиц не только содержания информации, но и приемов ее обработки, отношения к ней, способов ее использования. Реализация данного принципа возможна в условиях комплексного использования методов передачи информации и методов, активизирующих познавательную деятельность, способствующих формированию творческой активности в отношении здоровья: метода проблемного изложения, эвристического метода обучения и т. д. При реализации данного принципа используются как формы гигиенического воспитания, основанные на деятельности специалиста (например, лекция), так и формы, предусматривающие активное участие лиц, на которых направлено воздействие (например, дискуссия).

Принцип дифференцированного подхода - принцип гигиенического воспитания, предусматривающий его осуществление с учетом характерных особенностей групп населения, на которые оно направлено. В соответствии с этим принципом в процессе гигиенического воспитания следует учитывать признаки, послужившие основанием для формирования целевых групп: пол, возраст, состояние здоровья, национальные особенности быта, обычаи, традиции, географические особенности, уровень информированности, потребности в той или иной гигиенической информации и т.д. С учетом особенностей целевых групп дифференцируются содержание, методы, формы и средства гигиенического воспитания. Изменения объективной ситуации, задач гигиенического воспитания могут привести к необходимости учета новых специфических признаков при определении целевых групп.

Принцип индивидуального подхода - принцип гигиенического воспитания, предусматривающий его осуществление с учетом индивидуальных особенностей человека, на которого оно направлено. В соответствии с принципом осуществляется дифференциация содержания, методов, форм, средств гигиенического воспитания с учетом состояния здоровья, характерологических особенностей, темперамента, пола, возраста и т.д. Значение данного принципа возрастает в условиях повышения уровня гигиенической культуры населения, когда гигиеническое воспитание на может осуществляться лишь путем массовой

информации. В соответствии с этим принципом необходимо, чтобы каждый подросток имел возможность получить индивидуальную консультацию по вопросам, охраны и укрепления здоровья с учетом физиологических и психологических характеристик, социальных параметров. Реализация данного принципа в современных условиях предполагает разработку индивидуальных программ обучения на основе предварительного изучения статуса здоровья.

Принцип иллюстративности - принцип гигиенического воспитания, предусматривающий сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, конкретизирующими ее применение на практике. В практике гигиенического воспитания используются 3 вида иллюстративности: словесно-образная, знаковая (натуральные и искусственные предметы, плакаты, схемы, рисунки, фотографии и т. д.), представленная действиями. Применение той или иной разновидности иллюстративности или возможное сочетание их должно находиться в соответствии с содержанием гигиенической информации и учитывать возможности адекватного понимания информации данной целевой группой. Иллюстративность способствует доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие.

Принцип последовательности - принцип гигиенического воспитания, предусматривающий выделение основных этапов и их логическую преемственность в процессе его осуществления. Согласно этому принципу, гигиеническое воспитание осуществляется на всех этапах роста и развития подростка; при этом изучение нового материала должно иметь опору в ранее приобретенных знаниях. Логическая преемственность излагаемого материала позволяет избежать отрывочности, фрагментарности подлежащей усвоению информации, наличия в сознании противоречивых оцениваемых фактов и в целом формирует устойчивую убежденность в отношении здоровья.

Принцип системности - принцип гигиенического воспитания, предусматривающий постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет дать знания, имеющие отношение к здоровью, в виде целостной системы. Системность в процессе гигиенического воспитания дает возможность сформировать целостную концептуальную картину по вопросам здоровья, овладеть необходимыми знаниями и умениями, которые являются предпосылкой формирования позитивных в отношении здоровья стилей жизни, а также способствуют сознательной смене стиля жизни при измене-

нии объективных условий. Реализация принципа возможна лишь в условиях координации деятельности всех учреждений и организаций, а также частных лиц, задействованных в гигиеническом воспитании (школ, учреждений среднего профессионального обучения, высших учебных заведений, лечебно-профилактических учреждений, родителей, руководителей спортивных секций, организаторов внеклассной работы и т.д.).

Принцип стимулирования сознательности и активности - принцип гигиенического воспитания, выражающий его направленность на повышение активности индивида, групп лиц, социальной общности в вопросах здоровья, такая активность возможна только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Принцип стимулирования сознательности и активности является чрезвычайно важным, так как выступает в качестве основополагающего для изменения форм поведения и стилей жизни.

Этапы обучения и формирования устойчивых навыков ЗОЖ

1-й этап - выработка навыков использования той информации, которую получает подросток в повседневной жизни. В качестве примера можно привести знания о риске, связанном с табакокурением, личностное осознание ценности хорошего здоровья и т.д. Учитель может проводить на своих уроках групповые дискуссии и консультации. При проведении уроков очень важно принимать во внимание возрастно-психологические особенности ребенка и то, какая группа для него является референтной. В младшем школьном возрасте это родители, в подростковом - сверстники.

2-й этап - изменение отношения к своему здоровью и к вредным привычкам. Здесь очень важно подготовить подростка к принятию правильного решения на основе всеобъемлющей информации. Он должен решить.

1. Являются ли вредные привычки серьезным риском для его здоровья.

2. Что он приобретет, отказавшись от вредных привычек (например, хорошее здоровье или успехи в спорте).

3. Что он в этом случае потеряет.

Важной частью обучения навыкам здорового образа жизни является выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения. Поскольку фор-

мирование собственного стиля поведения в подростковом возрасте во многом базируется на поиске примера для подражания, на этом этапе обучения важно использовать так называемые положительные социальные ролевые модели.

3-й этап - принятие решения. Подросток должен самостоятельно сделать выбор в пользу здорового образа жизни, и учителю следует ему в этом помочь. Подросткам нужно научиться правильно оценивать поступающую информацию. Они должны уметь сознательно сделать выбор в конкретной ситуации, взвесить все «за» и «против». Большую помощь на этом этапе оказывают ролевые игры.

4-й этап - подростком принято решение. Здесь очень важна поддержка родителей и учителей. Кроме целенаправленных занятий в школе, должны проводиться общешкольные мероприятия. Так, целесообразны организация викторин, конкурсов рисунков, например по антитабачной пропаганде и т.п.

Воспитание высокой санитарной культуры населения - одной из составных частей здорового образа жизни - дело государственной важности.

В формировании санитарной культуры ведущая роль принадлежит комплексу мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению, что закреплено в законодательном порядке. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержит специальную статью 36 «Гигиеническое воспитание и обучение». В ней определено, что в целях повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний, для распространения знаний о здоровом образе жизни должны проводиться гигиеническое воспитание и обучение граждан.

Гигиеническое воспитание и образование граждан должно осуществляться в процессе:

Воспитания и обучения в ДОУ и других образовательных учреждениях;

Профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей;

При подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников путем включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях.

Гигиеническое обучение и воспитание детей в образовательных учреждениях складывается из классной, внеклассной и внешкольной работы, осуществляемой преподавателями всех предметов, медицинским персоналом учреждений, членами обществ Красного Креста, руководителями кружков, клубов, объединений. Классная работа ведется в соответствии с образовательными стандартами, учебными программами, методическими рекомендациями. В основном вопросы гигиены освещаются в процессе преподавания природоведения, основ безопасности жизнедеятельности, труда, физической культуры, естествознания, биологии (образовательные учреждения), а также охраны труда, техники безопасности (образовательные учреждения с профессиональным обучением). Тематика занятий определяется учебными программами.

Внеклассная и внешкольная работа включает организацию санитарных постов и бригад, занятия на факультативах и в кружках «Юный медик», проведение бесед, лекций медицинским персоналом, индивидуальных консультаций, просмотр кино- и видеофильмов. Однако более эффективной является организация игровых (особенно в младших классах) и состязательных форм обучения и воспитания: викторин, олимпиад, театрализованных представлений, шоу, конкурсов с обязательным участием старшеклассников в программах для младших школьников, выпуске санитарных бюллетеней, листовок. Для старшеклассников хорошим способом обучения и воспитания является организация конференций, диспутов, круглых столов. Мощным средством гигиенического воспитания является участие школьников в работе клубов, общественных объединений гигиенической и экологической тематики, например таких, как «Антивес» (для имеющих избыточную массу тела), «Движение зеленых» и т.д.

Для проверки эффективности гигиенического обучения и воспитания можно использовать данные успеваемости по дисциплинам, которые включают разделы гигиены, контрольные, тестирование и анкетирование, однако нельзя отказываться и от наблюдений (особенно в младших классах) за сформированностью гигиенических навыков и умений.

Существенный компонент гигиенического воспитания - личная гигиена. Личная гигиена - важнейшее средство активного отношения человека к своему здоровью.

Подросток должен руководствоваться не только элементарными правилами индивидуальной гигиены, но также обладать необходи-

мыми навыками в области психогигиены и усвоить определенные нормы поведения, образ действий, формы обхождения, принятые в цивилизованном обществе и, в конечном, счете «работающие» на здоровый образ жизни. Интересно в этом отношении высказывание М.В. Ломоносова: «Чистоту соблюдать должно при столе, содержании книг, постели, платья. Кто внешним видом ведет себя гадко, тот показывает не только леность, но и подлые нравы».

Гигиеническое воспитание детей и подростков - комплексная и многоплановая деятельность. В ней важны и разнообразные каналы массовой коммуникации, использование которых необходимо активизировать. По популярности различных форм пропаганды здорового образа жизни на 1-м месте находятся телевидение и художественные фильмы. Лекции и беседы занимают последние места.

Разнообразные формы подачи, новые интересные жанры, рубрики, подготовленные на телевидении (в том числе кабельном) с учетом специфики детской аудитории, могут повысить значимость этого канала информации. Тем не менее трудно ожидать, что телепрограмма «Здоровье» станет любимой передачей для большинства молодых людей. В связи с этим необходимо предусматривать проведение на всех этапах обучения детей и подростков специальных циклов по различным аспектам здорового образа жизни молодежи с использованием современных аудиовизуальных средств.

В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в детстве происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Существенно и то, что у детей и подростков естественной является учебная деятельность, поэтому вопросы формирования здорового образа жизни могут быть органично включены в учебно-воспитательный процесс. Необходима также преемственность на всех этапах формирования здорового образа жизни детей и подростков (семья, школа, средние специальные и высшие учебные заведения, трудовые коллективы, неформальные объединения).

Гигиеническое воспитание родителей проводится в основном в виде лекций и бесед на родительских собраниях, индивидуальных бесед и консультаций. Необходимо также и наличие в медицинском кабинете научно-популярной литературы, памяток, рекомендаций для родителей.

Наиболее актуальные темы для работы с родителями - «Как облегчить адаптацию первоклассника к школе», «Режим дня школьника»,

«Выбор профессии и здоровье», «Гигиена полового воспитания», «Профилактика вредных привычек», «Охрана нервно-психического здоровья школьников», «Физкультура и здоровье».

Гигиеническое обучение персонала ведется по нескольким направлениям. Для учителей организуются лекции, беседы, индивидуальные консультации.Обязательнойформой являетсяпосещениемедицинским персоналом уроков с последующей их гигиенической оценкой и разбором с учителями, а также выступления на педагогических совещаниях. Необходима и подборка соответствующей литературы для учителей и воспитателей. Для технического персонала наиболее рациональным считается поэтапное обучение с соблюдением преемственности.

Основные темы занятий с персоналом - «Санитарные правила по устройству и содержанию помещений и участка», «Санитарно-гигиенические требования к организации работы детей по самообслуживанию», «Личная гигиена персонала», «Важнейшие меры профилактики инфекционных заболеваний», «Гигиенические требования к организации педагогического процесса», «Организация оздоровительных мероприятий для детей с отклонениями в состоянии здоровья», «Личная гигиена школьника» (для учителей).

Работники образовательных учреждений обязаны проходить гигиеническую подготовку и сдавать зачет (1 раз в 2 года по установленной программе).

Программа очно-заочного гигиенического обучения работников школ включает следующие основные разделы:

Здоровье детского и подросткового населения, условия его формирования, показатели состояния здоровья индивидуума и коллектива;

Гигиена режима дня и учебно-воспитательного процесса;

Гигиена физического воспитания;

Гигиена трудового обучения;

Гигиена питания детей и подростков;

Гигиенические требования к строительству, реконструкции, благоустройству, содержанию и оборудованию школ, гимназий, лицеев;

Гигиенические требования к учебной мебели и оборудованию;

Гигиеническое обучение и воспитание. Основы формирования здорового образа жизни детей и подростков;

Медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение детей и подростков;

Ответственность администрации образовательных учреждений за выполнение требований санитарных норм и правил.

По эпидемиологическим показаниям гигиеническая аттестация может проводиться и чаще. По этому поводу Главный государственный санитарный врач территории принимает соответствующее постановление, выполнение которого является обязательным для всех.

Формирование здорового образа жизни сегодня является актуальной темой для любого человека, будь то взрослый или ребенок, школьник или студент. Иногда в семье культуру здорового образа жизни родители воспитывают у детей, начиная уже с дошкольного возраста. Детсады, школы, средства массовой информации сегодня активно занимаются пропагандой ЗОЖ и составляющих его элементов: физкультуры, гимнастики и разнообразных диет. У этой тенденции есть свои причины.

Все дело в том, что современная жизнь требует от человека больших вложений своего труда, времени и, главное, здоровья ради достижения собственных целей. Положение также усугубляется плохой экологией, сидячими условиями труда, некачественными продуктами и плохим режимом питания, вредным излучением от разнообразной техники и многими другими факторами, которые способны влиять на наше психическое и физическое самочувствие. Несмотря на то что современная медицина достигла существенных успехов в лечении самых разнообразных заболеваний, она часто оказывается бессильной в случаях, когда организм человека уже не способен бороться с недугом даже с помощью лекарств и медицинских мероприятий. Для того чтобы избежать таких случаев, нужно знать и выполнять специальные профилактические приемы и правила, которые представляют собой основу здорового образа жизни человека.

В данном тренинге мы предлагаем вам пройти серию бесплатных онлайн-уроков, посвященных тому, как вести здоровый образ жизни, формировать для себя привычки правильного питания, занятий физической культурой и спортом, как построить оптимальный режим дня, а также поддерживать свое психическое здоровье. Программа курса призвана помочь каждому сформировать собственную систему ЗОЖ.

Понятие здорового образа жизни, или что это такое?

Здоровый образ жизни (ЗОЖ ) - это навык человека, который заключается в способности выполнять специальные действия (или наоборот, отказаться от выполнения таковых), направленные на сохранение и улучшение его здоровья и профилактику заболеваний.

Профилактикой заболеваний называется система мер для предупреждения или устранения причин, вызывающих болезнь. Профилактика бывает разных уровней: первичная профилактика - система мероприятий по устранению причин и факторов возникновения болезней, вторичная - предупреждение прогрессирования имеющегося заболевания, и третичная профилактика - это предупреждение рецидивов заболеваний. В рамках ЗОЖ принято рассматривать именно первичную профилактику заболеваний.

Владеть способностью вести здоровый образ жизни - это значит иметь специальные знания о том, что является полезным, а что нет, как необходимо дисциплинировать себя, выстраивать правильный режим дня, а также выполнять специальные процедуры и принимать правильную пищу.

Зачем вести здоровую жизнь?

У каждого из нас есть свои физические и психические особенности, некоторые из которых передаются нам на генетическом уровне. Кто-то, не выполняя никаких физических упражнений и специальных рекомендаций по питанию, всегда остается в неплохой форме, кто-то не склонен к простудным заболеваниям, и зимой его невозможно заразить ОРЗ, кто-то способен спать по 4 часа в день и оставаться бодрым. Все эти способности - больше исключения из правил, свойственные лишь некоторым людям. И уж точно можно сказать, что в мире не существует идеально здорового человека, который обладает всеми перечисленными выше достоинствами. Вот почему нам важно знать свои слабые места и уметь принимать все необходимые меры в целях предупреждения болезней. В этом и состоит роль здорового образа жизни.

Применение знаний ЗОЖ может пригодиться любому человеку в самых разных ситуациях, например, позволит:

  1. Правильно воспитывать детей (родителям, педагогам, воспитателям и учителям).
  2. Жить дольше и чувствовать себя лучше - абсолютно всем.
  3. Не погубить здоровье в молодости всем, кто много учится за студенческой скамьей, и кто работает не покладая рук, чтобы взобраться по карьерной лестнице.
  4. Организовывать мероприятия и принимать верные решения, если вы имеете отношение к организации человеческого времяпрепровождения, например, вы работодатель, директор школы или ректор вуза.

Стоит отметить, что культура ЗОЖ влияет на качество жизнедеятельности любого человека, что связано с достижением долголетия, возможностью полноценно выполнять социальные функции и активно участвовать в семейной, трудовой, общественной жизни общества.

Как этому научиться

Многие из нас иногда задумываются о том, как вести здоровый образ жизни: заниматься спортом или питаться умеренно и сбалансированно. Но часто дальше обещаний себе того, что с понедельника необходимо изменить свою жизнь, дело так и не заходит. Эти обещания могут повторяться много раз до тех пор, пока не появится действительно серьезная проблема, справиться с которой будет достаточно сложно.

Для того чтобы не доводить свой организм до таких ситуаций, нужно соблюдать специальные правила , которые помогут сохранить ваше здоровье и о которых вы узнаете из уроков данного курса. Соблюдение этих правил должно быть целенаправленным и системным . Для этого, во-первых, нужно определиться с тем, чего вы хотите достичь, ведя здоровый образ жизни, и поставить перед собой . Во-вторых, нужно стараться и изо дня в день уверенно стремиться к поставленной цели. Очень важно при ведении здорового образа жизни, как и в любом другом деле, выработать режим, привычки и самодисциплину.

Одной из важных привычек должно стать правильное питание, состоящее из сбалансированного рациона и принимаемое в нужном режиме. Не менее важны для здоровья такие составляющие, как правильное соотношение работы и отдыха, сон, умеренные физические нагрузки, понимание биологических ритмов своего организма и многое другое. Однако даже ведущий здоровый образ жизни человек не застрахован от всех заболеваний, и поэтому важно знать, как правильно вести себя в случае болезней или травм. Чтобы успешно вести здоровый образ жизни необходимо уметь понимать свой организм, учиться на собственном опыте, постоянно пополняя багаж своих знаний.

Здоровая жизнь также требует полного отказа от вредных привычек, которые могут свести на нет все ваши старания. Вы должны понимать, что употребление спиртных напитков, курение, переедание и многие другие слабости лишь усугубляют воздействие факторов, связанных с плохой экологией, психическими и трудовыми нагрузками, на тело человека.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Курс уроков ЗОЖ

Ниже приведен план курса по здоровому образу жизни. В наших уроках мы попытались собрать всё самое необходимое для самостоятельного обучения: информацию о ключевых элементах и понятиях ЗОЖ, схемы и картинки, видеоролики, конспекты, программы, сценарии, а также проекты мероприятий, направленных на улучшение здоровья и профилактику заболеваний. Ключевую функцию данного тренинга мы видим в том, что в отличие от школьных рефератов, докладов или классных часов, из данных уроков вы получите не столько теоретические и пропагандистские знания, сколько практические навыки, применимые в жизни каждого человека.

Как проходить занятия

Проходить уроки по здоровому образу жизни можно в любой последовательности, обращая внимание на то, что интересно именно вам. Материал в уроках изложен, в некоторой степени, конспективно и направлен на общее ознакомление с главными принципами здорового образа жизни. Тем не менее, в уроках присутствует множество практических советов и примеров. Среди универсальных рекомендаций следует выделить следующие:

Тренируйте самодисциплину. Именно умение придерживаться правильного режима изо дня в день является главной составляющей практически всех элементов ЗОЖ. Чтобы не давать себе расслабляться, чаще вспоминайте, что на кону стоит самое главное - ваше здоровье. А если вам потребуются другие мотивационные приемы, вы сможете найти их в тренинге по тайм-менеджменту на нашем сайте (скоро!).

Учитесь понимать свой организм. У каждого человека есть свои физические и психические особенности, поэтому никакие готовые универсальные приемы не заменят вам собственного опыта.

Внимательно и с сомнением подходите к любой рекомендации. Каждый раз, когда у вас будут возникать сомнения относительно действенности и безвредности любого совета по здоровому образу жизни на нашем сайте или в любом другом источнике информации, не выполняйте рекомендацию, пока не будете полностью уверены в ней. Старайтесь время от времени консультироваться со специалистами, врачами, диетологами, тренерами, а также читайте отзывы в интернете - все это поможет избежать ошибок.

Чтобы максимально эффективно усвоить принципы ЗОЖ, а затем сформировать свои привычки и режим дня, рекомендуем сначала ознакомиться со всеми уроками данного тренинга, попробовать выполнить предлагаемые упражнения и рекомендации. После прочтения всех уроков вы будете обладать достаточными знаниями для того, чтобы начать формировать свою собственную программу здорового образа жизни. Вам могут потребоваться дополнительные знания. Некоторую полезную информацию вы сможете найти в материалах, речь о которых пойдет ниже, а также при помощи обычных поисковиков. Но помните, что ко всему следует относиться несколько критически, и помнить, что зачастую применяя некоторые особо радикальные меры по улучшению здоровья, вы рискуете получить обратный эффект и нанести серьезный ущерб своему организму.

Дополнительный материал

Помимо онлайн-уроков, в данном разделе мы будем собирать всю полезную информацию о здоровом образе жизни: статьи, видео, книги, учебники, конспекты, схемы, а также отзывы и рекомендации специалистов и обычных людей о практике применения принципов ЗОЖ.

Кроме того, обратите внимание на категорию «Здоровое тело » в нашем блоге, где вы сможете прочитать такие статьи, как.


1. Рациональное питание:

· регулярное (4-5 раз в день)

· сбалансированное по белкам, жирам и углеводам

· последний прием пищи не позже 3-х часов до сна

· ограничение легких углеводов

· разнообразное

2. Высокая двигательная активность:

· посещение спортивных секций, танцевального кружка, «школы здоровья»

· регулярное выполнение утренней зарядки

· участие в туристических походах

· велосипедные прогулки за городом

· прогулки на свежем воздухе

· быстрая ходьба пешком

· выполнение элементов дыхательной гимнастики

· регулярная уборка жилого помещения

· прогулки перед сном

· работа на приусадебном участке

· активное участие в спортивно-массовых мероприятиях города (района, области)

3. Создание благоприятного психо-эмоционального климата в семье, на работе и в быту:

· проявление высших нравственных отношений к людям

· культурное поведение в коллективе, в семье и в обществе

· соблюдение дисциплины и пунктуальности

· бесконфликтное сотрудничество на работе

· нетерпимость к грубости, хамству, невежеству, расовой дискриминации и насилию

· уважительное отношение к беременным женщинам, людям пожилого и старческого возраста, инвалидам

· любовь к людям и себе

· уважение и почитание родителей, всех членов семьи

· помощь родителям в воспитании младших членов семьи

· оптимистическое отношение к жизни

· любовь к жизни

· охрана и бережное отношение к природе и животным

· бережное отношение к культурному наследию города и страны

4. Повышение защитных сил с организма:

· полноценный отдых и сон

· использование различных методов закаливания организма

· соблюдение чистоты своего тела и одежды

· использование водных процедур (душ, сауна, баня, купание в водоеме и в ванне)

· прием солнечных ванн (в утренние и вечерние часы)

· ношение одежды по погоде

· частое пребывание на свежем воздухе

· выполнение календаря прививок для профилактики инфекционных заболеваний

· прием поливитаминов в зимне-весеннее время

· профилактическое посещение стоматолога и гинеколога (женщинам)

2 раза в год

5. Снижение воздействия на организм неблагоприятных факторов внешней среды:

· выбор жилья в неопасной экологической зоне

· правильный выбор продуктов питания

· использование дома и на работе воздухоочистителей

· частое проветривание жилого помещения

· использование фильтра для очистки воды

· разведение комнатных растений, безвредных для здоровья, с целью создания благоприятного микроклимата жилья

· применение защитных средств (перчатки, маска) при использовании бытовой химии

· в период эпидемий ОРВИ: ношение маски, профилактический прием рекомендованных здравоохранением иммуномодуляторов, использование прививок

· выполнение профилактики инфекций, передаваемых половым путем

(в том числе ВИЧ-инфекции):

Частое мытье рук

Использование знаний культуры сексуальных отношений

(безопасный секс – это использование мужского и женского презервативов в период выбора спутника (спутницы) жизни, в дальнейшем - моногамные сексуальные отношения, использование сексуальных игрушек; использование защитной пленки при оральном сексе)

· ношение нательного белья из натуральных тканей (хлопок, лен), (профилактика кандидомикоза половых органов)

· использование только личных средств гигиены (зубная щетка, станок для бритья, расческа, полотенце, маникюрный и педикюрный наборы, купальник)

· соблюдение гигиены половой жизни

· соблюдение гигиены менструального периода

· отказ от длительного просмотра телевизионных программ

· выполнение нормативных требований при работе с компьютером

· использование мобильных телефонов для короткой информации

6. Отрицательное отношение к психоактивным веществам: табакокурению, алкоголю и наркотическим веществам.

Противостояние влиянию негативных социальных процессов.

7. Правильная организация режима труда и отдыха:

· активное участие в общественно-политической жизни страны

· регулярное посещение культурно-спортивных заведений:

выставок, галерей, музеев, концертных залов, консерваторий, театров, стадионов, кинотеатров

· чтение художественной, публицистической и профессиональной литературы

· оказание помощи родителям, родственникам, близким и одиноким людям пожилого и старческого возраста в решении повседневных бытовых проблем

· проявление интереса к домашней кулинарии

· обучение шитью, вязанию, вышиванию и др. (иметь свое хобби)

· обучение игре на музыкальном инструменте

· посещение театральных, хоровых и танцевальных студий

· участие в волонтерских движениях города

· экскурсии по историческим местам нашей страны

· обучение иностранному языку (языкам)

· туристические поездки в зарубежные страны

· посещение парикмахерских и салонов красоты

· организация и участие в культурных мероприятиях коллектива

· прием гостей

· уход за домашними животными

8. Соблюдение правил личной гигиены:

· прием душа минимум один раз в день (летом чаще)

· гигиена полости рта утром и вечером

· после каждого приемы пищи полоскание полости рта, использование зубной нити

· после каждого акта дефекации осуществление туалета области ануса

· ежедневная смена нательного белья

· раз в неделю смена постельного белья

· мужчинам ежедневная смена носков

· регулярный уход за обувью

· использование индивидуального полотенца (для ног отдельное)

· частое мытье головы

· ношение чистой и выглаженной одежды

· при менструальном периоде: использование гигиенических прокладок, их менять после каждого мочеиспускания, туалет наружных половых органов производить 2 раза в день

· пользоваться только индивидуальными средствами гигиены

9. Повышение профессионального уровня и развитие творческого потенциала личности:

· правильная организация труда и своего рабочего места

· добросовестное отношение к работе, ответственность

· регулярное чтение профессиональной литературы

· проявление интереса к научным исследованиям

· осуществление постдипломного образования

· совершенствование практической деятельности, путем изучения новых профессиональных технологий

· участие в исследовательской работе

· публичное выступление на заседаниях, конференциях

· активное участие в дикуссиях