Воспитание сказкой детей дошкольного возраста. Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста. Воспитание при помощи сказок

Введение

Глава 1. Сущность сказок

1.1 Сказочный текст и творческое воображение

1.2 Воздействие сказок

1.3 Роль сказки в воспитании детей

Глава 2. Народное творчество и воспитательная роль сказок в нем

2.1 Сказка как средство воспитательного воздействия на ребенка

2.2 Воспитание сказкой

Глава 3. Роль сказки в воспитательном процессе

3.1 Роль сказочного сюжета в жизни ребенка

3.2 Символика сказки

Заключение

Список литературы

Стр.

ВВЕДЕНИЕ.

Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. В.А. Сухомлинский.

Малыши начинают интересоваться сказкой к двум годам. В традиционной культуре этому предшествовал период младенчества, когда к ребенку обращались сначала - с колыбельными, потом - с пестушками, затем — с прибаутками. Прибаутки, по сути, являются тем мостиком, по которому проходит малыш к сказке.

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.
Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического... она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды от кривды». И.А. Ильин.

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Объектом исследования выступает сказка как таковая.

В качестве предмета - сказка в контексте воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Целью данного исследования является рассмотрение применения сказки в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Анализ психолого-педагогической и фольклорной литературы по проблеме.

2. Выявление роли сказкив воспитательном процессе детей.

Гипотеза формулируются следующим образом: сказка является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Теоритическую базу работы составляют исследования В. Я. Проппа, посвященные морфологии сказки; психологов Е.Т. Соколовой, И.С.Кона, К.Г. Юнга и других исследователей, а также идеи ученых-лингвистов и историков.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СКАЗОК

1.1. Сказочный текст и творческое воображение

Волшебная сказка в своих морфологических основах представляет собою миф, основанный на образах.

Существует много теорий, рассматривающих динамику творческого процесса игры и воображения у детей. Но прежде чем приступить к их рассмотрению, необходимо указать четыре основные формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью .

1.Всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека.

Избушка на курьих ножках существует, конечно, только в сказке, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из реального опыта человека, и только их комбинация носит след сказочного, то есть не отвечающего действительности, построения. Таким образом, воображение всегда строит из материалов, данных действительностью.

2.Воображение является необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека, выполняет важную функцию в поведении и развитии человека, становится средством расширения опыта человека.

3.Эмоциональная связь, которая проявляется двояко:

А) Всякая эмоция, всякое чувство стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Образы фантазии служат внутренним выражением для наших чувств. Горе и траур человек знаменует черным цветом, восстание - красным, спокойствие -голубым. Образы фантазии и дают внутренний язык для нашего чувства. Это чувство подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением.

Б) "Все формы творческого воображения, - заключают в себе аффективные элементы". Это значит, что всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым, захватывающим человека.

4. Построение фантазии может представлять собой нечто новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету.

Полный круг деятельности творческого воображения завершается, когда воображение воплощается, или кристаллизируется, во внешних образах. Протекание этих процессов зависит от нескольких факторов. Важнейшим фактором, как отмечает Л.С, Выготский является потребность человека в приспособлении человека к окружающей среде: "В основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления и желания" .

Таким образом, деятельность воображения зависит от опыта, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. Зависит оно также и от традиций, то есть от тех образцов творчества, которые влияют на человека, от окружающей среды.Кроме того, детские фантазии - это один из способов научиться как вести себя в реальном мире, происходящий в процессе проигрывания ролей.

1.2. Воздействие сказок

Если рассмотреть классические сказки с точки зрения их воздействия, то заметим в них ряд общих черт:

1) Они воплощают в метафорической форме конфликт главного героя.

2) Воплощают подсознательные процессы в образах друзей и помощников (представляющих возможности и способности главного героя), а также в образах разбойников и разного рода препятствий (представляющих страхи и неверие героя).

4) Создают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, где герой побеждает.

5) Представляют метафорический кризис в контексте его обязательного разрешения, когда герой преодолевает все препятствия и побеждает.

6) Дают герою осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед.

7) Завершаются торжеством, на котором все отдают должное особым заслугам героя.

Морфологически волшебной сказкой может быть названо всякое развитие от вредительства или недостачи через промежуточные функции к свадьбе или другим функциям, использованным в качестве развязки .

Для изучения сказки важен вопрос, что делают сказочные персонажи, а вопрос кто делает и как делает, - это вопросы уже только привходящего изучения .

1.3. Роль сказки в воспитании детей

Многолетняя привычка к логическому мышлению уводит взрослого из мира символов. Это - главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком. Кроме того, взрослый за свою жизнь создал много своих индивидуальных символов, и они чаще встречаются в его бессознательном языке, чем символы коллективного бессознательного.

Таким образом, сказка для ребенка, как сновидения для взрослого,- мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое "Я", свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к взрослым, но чаще всего способы, которые предлагают взрослые, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что родители им помочь не могут. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость,которые уже переполняют ребенка?

И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. Школьник сталкивается с трудностями, связанными с учебой. Подросток встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.

Как отмечает Желби Б. ,ребенок, слушая, повторяя или выдумывая рассказы и сказки, дает волю своим чувствам, изливает дозу природной агрессивности.

Слушая сказки, ребенок идентифицируется с главным героем, и то, что герой сказки - младший ребенок, способствует этой идентификации. Действие сказки начинается с того, что герой оказывается в опасном положении, и никого родных нет рядом. И герой всегда побеждает, потому что он не бежит от опасности, максимально включается в ситуацию и действует адекватно ей. Проживание опасной ситуации в своем воображении уменьшает страхи ребенка, повышает его уверенность в себе и помогает ему в жизни действовать, сосредотачиваясь на ситуации, а не на своих отрицательных эмоциях.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло. Этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш узнает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.

В отличие от взрослого, ребенок не умеет еще управлять ни своим воображением, ни своими эмоциями, слаба у него и критика к проявлениям того и другого. .

Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

Отличительной чертой здесь является методологическая простота использования сказки в повседневной педагогической практике при глубоком теоретическом обосновании. Эта простота приносит отличные плоды, помогая ребенку в сложном процессе социализации.

ГЛАВА 2. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ СКАЗОК

2.1.Сказка как средство воспитательного воздействия

В народном творчестве, в системе народной педагогики, во влиянии на процесс воспитания и развития ребёнка особо выделяется роль сказок - хранилища морально - нравственных законов жизни, принципов, норм, идеалов.

Сказка - это удивительное по силе психологического и воспитательного воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития самосознания субъектов образовательной среды . Сказки возникают (люди сказывали сказки), накапливаются (собирали, записывали, обрабатывали), изучаются (сказки привлекли внимание психологов и педагогов) и используются с максимальной пользой.

Можно выделить следующие типы сказок (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева) :

Народные художественные сказки - сказки, созданные многовековой мудростью народа. Наши предки создавали сказочные предания, включая в них опыт жизни человечества. Основой мифов, сказок является единство человека и природы. В то время для человека природа была живой, и процесс «сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения».

Народные сказки несут чрезвычайно важные для воспитания личности идеи - цели:

1. Окружающий нас мир - живой, в любой момент может заговорить с нами, т.е. формирование у ребёнка бережного и осмысленного отношения к тому, что окружает его.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свободное существование - формирования у ребенка чувства принятия другого.

3. Разделение Добра и Зла, победа Добра - поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается через испытание, с определенным трудом, а то, что далось даром, может быстро уйти - формирование механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, когда мы не можем справиться с ситуацией сами - формирование чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру .

Сюжеты сказок также многообразны. Так сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных передают ребёнку жизненный опыт. Бытовые сказки показывают способы разрешения конфликтов, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора. Волшебные сказки служат передачей жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Страшные сказки освобождают от напряжения, способствуют приобретению новых форм реагирования («детская самотерапия»).

В рамках современной образовательной системы следует использовать не только народные или авторские сказки, но и специально созданные сказки, предназначенные для использования в деятельности педагога .Дидактические сказки «создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок подаются учебные задания» .

Таким образом, сказка - средство воспитательного воздействия. Со сказкой необходимо работать. Эта работа осуществляется во взаимодействии: ребёнок - взрослый и начинается с анализа и обсуждения. Взрослый прорабатывает с ребёнком сказочные смыслы, связывает их с жизненными ситуациями, затем возможно обыгрывание сюжета, рисование, драматизация, т. е. процесс театрализации

2.2. Воспитание сказкой

Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категоричное родительское «Нельзя!»

Но для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера. Скажем, до двух лет воспитание сказкой не имеет смысла — в таком нежном возрасте ребенка вряд ли заинтересует сказка. К восприятию сказки ребенка нужно подводить постепенно, с младенчества, начиная c колыбельных и ритмичных стишков-прибауток.

Чем младше ребенок, тем проще должен быть сюжет сказки. В период с 2 до 3,5 лет хорошо идут классические детские сказки, на которых выросло не одно поколение детей: «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу кумуляции — повтора. «Бабка за детку, детка за репку...» Так ребенку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам: «Красная Шапочка», «Три поросенка». В этом возрасте ребенку часто бывают более понятны именно сказки о животных. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию. В возрасте 2-3 лет лучше всего пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.

В три года в лексиконе у ребенка появляется слово «я», он начинает осознавать себя как личность. Ребенок начинает отождествлять себя с главным героем сказки, так что подбирать нужно те сказки, в которых есть герой, с которым ребенок мог бы себя ассоциировать. В этом возрасте начинается процесс самоидентификации, поэтому пол главного героя должен совпадать с полом ребенка — в противном случае ребенок потеряет интерес к сказке, и воспитание сказкой будет неэффективным.

Главный герой сказки должен быть примером для подражания. Для воспитания ребенка 3-5 лет лучше подбирать сказки, в которых четко видно, кто хороший, а кто — плохой, где черное, и где — белое. Ребенок еще не умеет различать нюансы и полутона. Стоит избегать сказок, в которых романтизируется образ жизни разбойника и т.п. — ребенок может вынести из них не то, что вы ожидаете, и воспитание сказкой будет неэффективным.

Старшим дошкольникам (5-6 лет) уже можно предлагать сказки литературные — книги Астрид Линдгрен, «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, рассказы и повести Николая Носова, детские детективы ЭнидБлайтон... Да мало ли хороших детских книг! Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так...». В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные — совершать хорошие поступки (пусть и несознательно). Но не нужно торопиться с этим этапом: пока ребенок четко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы.

Чтобы воспитание сказкой принесло свои плоды, нужно не только правильно подобрать сказку, но и правильно ее преподать: немного обсудить с ребенком сказку, чтобы он смог понять ее мораль. Только не навязывать ее ребенку, а позволить ему самому сделать выводы.

ГЛАВА 3. РОЛЬ СКАЗКИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

3.1. Роль сказочного сюжета в воспитательном процессе

Сказочный герой в сказочном повествовании проходит определенные этапы сказочного сюжета - этапы своего перевоплощения, роста и совершенствования. Так и каждый человек в процессе своей жизни, своего развития, формирования личности и взросления проходит некие этапы, стадии развития, которые перекликаются с этапами развития сказочного сюжета .

1. Первый этап - пребывание в отчем доме. В период от рождения до 11-14 лет и ребёнок, идентифицируя себя с родителями, которые являются его жизненным ориентиром, перенимает их опыт, формирует мировоззрение, приобретая всё то, что необходимо ему в процессе взросления, для самостоятельного существования.

2. Второй этап: - определение от родительского дома, выделение себя как отдельной самостоятельной личности. В период примерно с 11 до 18 лет человек должен психологически отделиться от родителей (сепарация), выработать свой собственный взгляд на действительность, реальность, научиться рассчитывать только на себя, вырабатывая самостоятельность и ответственность. Сказка говорит ребёнку о том, что рано или поздно он станет жить отдельно от родителей, отделиться от них и потому надо быть храбрым и смелым, самостоятельным и инициативным, чтобы построить свою жизнь.

3. Третий этап: необходимость выбора жизненного пути. Сказочный герой выбирает свой путь, порою сложный и трудный. Путь, на котором случаются определённые ситуации - проверки на выносливость, на храбрость и смелость, на духовно - нравственные ориентиры личности. На этом этапе сказка учит ребёнка делать свой выбор. Учит умению слушать и слышать другого, относиться к другому так, как ты хочешь, что бы относились к тебе.

4. Четвертый этап - борьба и победа - кульминация сказки. Герой достигает цели своего пути и вступает в борьбу со злом. Герой, побеждая зло, изменяется внутренне, приобретает новые возможности и опыт. В реальной жизни человеку порою приходится противостоять какой-либо ситуации, искать выходы, совершать решения. Разрешая конфликтные противоречия, человек становится сильнее и мудрее.

5. Пятый этап - герой сталкивается с задачами, решать которые он должен с позиции нового опыта. Сказка дает понять ребенку, что достигнутая цель, результат - еще не конец пути, а только указание на то, что он движется в правильном направлении. Победа над злом ещё не предел, необходимо научиться правильно и вовремя применить имеющиеся возможности и способности в создавшейся конфликтной ситуации.

6. Шестой этап - герой возвращается в отчий дом. Но и там его ждут препятствия: его оклеветали, считают погибшим, любимой нет. И герой, которого предыдущий этап столкновения со злом многому научил, используя приобретённый опыт, свои новые знания, умения, навыки разрешает ситуацию и восстанавливает справедливость. Человек в реальной жизни на этом этапе утверждает себя как зрелую самостоятельную личность в родном доме, самоопределяясь.

7. Седьмой этап - сказка завершается - герой становится королём, жениться, достигает новой ступени развития. В реальной жизни человек, реализуя себя, продолжая своё развитие и совершенствования, переходит на новый этап .

Человеку неоднократно приходится проходить эти этапы в течение своей жизни. Ребёнок, познавая сюжет сказки и переживая все этапы вместе с героем, знакомиться с возможными жизненными ситуациями, формируя, «воспитывая» в себе необходимые умения для их разрешения, преодоления.

3.2. Символика сказки

Символика в сказке имеет большое значение. Благодаря ей события получают свое воплощение в волшебных сказаниях, и тем самым доносят до понимания ребенка многое, касающееся обустройства реального мира, общества. Можно выделить механизмы символики:

1.Трансформация или перевоплощение героев. Трансформация может быть как обратимой (герой возвращается в прежнее состояние), так и необратимой (герой изменился окончательно и навсегда) .

Обратимой трансформации - понимание тех «масок», которые «надевают» люди, оказываясь в тех или иных ситуациях, оно символизирует смену социальных ролей-масок. Человек в своей жизни порою одномоментно выполняет множество ролей: муж и отец, жена и мать и т.д. Сказки дают ребёнку понимание о многоролевом принципе жизни.

Необратимая трансформация - необратимые положительные духовные изменения, когда сказочный герой навсегда теряет первозданный облик и приобретает качественно иной вид. Идея метаморфозы - душа человека, его характер, система ценностей имеют ресурс положительных изменений. Каждая смена чего-то в жизни - это новая ступень в развитии.

Таким образом, ребенок через сказку получает представление об изменчивой и непостоянной природе человека.

2. Ореол тайны и волшебства. Сказка многолика и многогранна. Ребёнок в процессе восприятия сказки «вживается» в повествование, идентифицирует себя с персонажами сказки. Так развивается способность ребенка вставать на место другого. Именно это делает сказку эффективным развивающим средством, средством воспитания в ребенке личности, индивидуальности.

3. Хороший конец, что дает ребенку чувство психологической защищенности, ощущение безопасности. Ребёнок видит, что испытания закаляют героя, делают его сильнее и мудрее, что каждому воздаётся по заслугам: вознаграждение или наказание.

4. Наличие в сказках природных духов (лешие, водяные, русалки, домовые) и т.д. Наши предки верили вдухов природы, почтительно относились к законам «чужой территории», законам взаимоотношений с природой. Природа что-то дарит человеку, а что-то отнимает, если законы взаимодействия с неё нарушены (загрязнение, например). Ребёнку нужно осмыслить бережное отношение к окружающей его природе как живому существу и такое отношение строится на основе любви ко всему живому. Таким образом, происходит экологическое воспитание ребёнка.

В сказке герой преодолевает трудности. Так он получает возможность к изменению, переходу на новый уровень своего развития. Герой взрослеет по ходу повествования сказки, что отражает ритуал инициации. Преодоление препятствий - необходимый элемент сказки - он формирует у ребёнка активную жизненную позицию, а также даёт основу, что это ему под силу.

Таким образом, символическое пространство сказки - это игровое пространство для ребёнка, в котором он растёт и развивается, формируя у себя необходимые базовые навыки, способности для взаимодействия с миром.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что сказка является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Основной вывод данной работы состоит в том, что применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания.

Знакомство с культурой нации посредством фольклора, сказки, несомненно, оказывает воспитательное воздействие. Сочинение собственных сказок развивает творческое воображение.

Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой его сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

Сказки для малышей - это лучший способ привить ребёнку хорошие черты характера, обучить этикету и правилам безопасности без нотаций. Ведь интересную историю малыш готов слушать всегда! Задумываясь над историями не про абстрактных персонажей, а именно про себя, ребёнок проецирует на себя положительные качества героев и на простых примерах видит, почему доброта, воля и смекалка важны в жизни.

Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках.

Необходимо придумывать сказки самим или вместе с ребенком - подобное творчество станет отличным маркером и зрелости мышления и готовности к системному обучению в школе, а кроме того, доставит огромное удовольствие и сочиняющему и слушающим!

Воспитательная роль сказок очень значима в процессе развития и становления маленького человека. Сказки - это своего рода «воспитательная система» (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева), которая включает в себя нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское воспитание и т. д. Сказки формируют у ребёнка позицию бережного отношения к окружающему миру; прививают любовь к своей истории, Родине; помогает ему в овладении навыков взаимоотношения с миром. В сказках ребёнок усваивает общечеловеческие ценности, морально - нравственные ценности культуры, учат его труду, формируют активную жизненную позицию. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учиться житьв ней.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев К. И. Метафора как объект исследования в философии и психологии //Вопросы психологии. - 1996. -№2. - с 73-85.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с нем. Под общей редакцией д.ф.н. М. С. Мацковского. - СПб - М.: "Университетская книга" АСТ. 1997 г.

3. Булашевич Т. С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешними миром //Журнал практического психолога. - 1997. - №6. - с 123-126.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга для учителя. - М.,: "Просвещение", 1991.

5. Граник Г. Г., Концевая Л. А. Восприятие школьниками художественного текста //Вопросы психологии. - 1996. - №3. - с 43-52.

6. Жоль К.К. Мысль, слово, метафора. - Киев, 1994.

7. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д.. Практикум по сказкотерапии, СПб, «Речь», 2000 г.

8. Калунина Е. Воспитание сказкой // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 5. - с.73-75.

9. Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству //Вопросы психологии. - 1998. - №1. - с 76-82.

10. Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка". - М.: "Киасс", 1996.

11. Новиков Л. А. Искусство слова. - М., 1991.

12. Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют? - М.: "Знание", 1987.

13. Петрова Е.Ю. Проблема использования сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекции и педагогической работе // Педагогика, 1999 г. № 10, стр. 207-225

14. Полухина О. Сказкотерапия: теория и практика (работа с детьми старшего дошкольного возраста).

15. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.

16. Пропп В. Я. Морфология сказки. 2-е из. - М., Наука, 1969.

17. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

18. Сапогова Е. Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении //Вопросы психологии. - 1996. - №2. - с 5-13.

19. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. Уч. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

20. Трунов Д. Г. Использование метафор в психотерапевтической работе //Журнал практического психолога. - 1997. - №1. - с 14-21.

21. Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. Пер. с англ. Ю. М. Донца. Под общ.ред. В. В. Зеленского. - СПБ.: БСК, 1997.

22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997.

23. Юнг К. Г. Архетип и символ. - М., 1990.

24. Юнг К. Г. Собрание сочинений: конфликты детской души /Пер. снем. - М.: Канон, 1994.

Сказка - это древнейшая форма устного народного творчества. Так же можно сказать, что сказка - это устное прозаическое произведение, фантастического характера построенное на реальной основе. Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Сказка была и осталась самым популярным видом искусства и по сей день доставляет человеку огромное наслаждение.

Роль сказки в воспитании ребенка очень велика. С помощью сказки ребенок познает окружающий мир, способность ориентироваться в пространстве, различать времена года и способствующие этому сезону детали. При помощи сказки ребенок понимает такие понятия, как добро и зло, что добро всегда побеждает зло, поэтому ребенок тоже стремится быть добрым, приветливым, помогать окружающим, уметь прощать. Также сказка оказывает благотворное влияние на память и мышление детей, развивает фантазию малыша.

Сказка лучший помощник в воспитании и в общении с ребенком. Она очень много значит в жизни ребенка и вообще человека.

Сказок очень много и они имеют различные виды и типы. Три основные группы - жанровые разновидности:

Сказки о животных

Сказки волшебные

Сказки социально-бытовые

Каждая группа сказок имеет свои сюжеты, персонажи, поэтику и стиль. Жанр - сказки о животных - формировался долгое время, обогащался сюжетами, вырабатывались определенные структурные понятия. В начале, складывались простые рассказы о животных, птицах и рыбах. В последствии, эти сказки стали рассказывать не только о русских лесах, о реальных представителях животного мира, но и выражать определенную степень познания мира, наблюдать повадки животных. Можно выделить шесть групп сказок о животных:

Сказки о диких животных (лиса-повитуха, звери в яме)

Сказки о диких и домашних животных: (“Волк и семеро козлят”, “Кот и дикие животные”)

Сказки о человеке и диких животных: (“О мужике, медведе и лисе”, “Медведь - липовая нога”)

Сказки о домашних животных: (“Сказка о козе-дерезе”, “Курочка ряба”)

Сказки о птицах, рыбах и других: (“Петушок и бобовое зернышко”)

Сказки о прочих животных и растениях: (сказка о тереме, сказка о колобке)

Сказки о животных - один из древнейших видов фольклора.

Волшебные сказки занимают в русском сказочном репертуаре довольно большое место, они были весьма популярны и в народе. Особенности волшебных сказок состоят: в значительно более развитом сюжетном действии, в приключенческом характере сюжетов, в необычности событий, в особых приемах и способах композиции, повествовании и стиле.

Можно выделить шесть групп волшебных сказок:

1. Первая группа сказок объединяется борьбой героя с чудесным противником: (“Кащеева смерть в яйце”, “Три царства: медное, серебряное золотое”)

2. Вторая группа сказок - поиски и освобождение от плена и колдовства невесты жениха: (“Царевна - лягушка”, “Финист - ясный сокол”)

3. Третья группа сказок - сказки о чудесном помощнике: (“Золушка”, “Конек-горбунок”)

4. Четвертая группа - сказки о чудесном предмете, который помогает герою достичь цели: (“Волшебное кольцо”)

5. Пятая группа - сказки о чудесной силе или умении: (“Иван - медвежье ушко”)

6. Шестая группа - “Прочие сказки” - это сказки, которые не укладывались в рамки первых пяти групп: (“Мальчик-с-пальчик”, “Снегурочка”)

Некоторые волшебные сказки начинаются присказками - прибаутками, не связанными с сюжетом. За присказкой следует зачин, начинающий повествование. Зачинов существует несколько типов:

- “жили-были”, “жил-был”, при этом указывается, кто жил: “было три сына”

- “в некотором царстве в некотором государстве”

Также во всех волшебных сказках еще существует и концовка. Она ритмична, рифмована, переключает внимание слушателей от сказочного мира к реальному миру. Существует несколько типов концовки:

Наиболее простая: “А Мартынка и теперь живет, хлеб жует”

Концовка, включающая в себя заключение: “Стали они жить поживать да добра наживать”

Концовка - конечная присказка: “И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало”

Присказки, зачины и концовки имеют довольно устойчивый текст и представляют собой своего рода формулы. Структура сказки подчинена созданию драматически напряженных ситуаций, преодоление их героев обнаруживает его удивительные качества. Удивительное - характерная особенность волшебных сказок. Сказки мотивируются идейным заданием, состоящим в борьбе добра со злом и в победе добра. Персонажи волшебных сказок делятся на две группы:

Положительные герои: (невидимка, Медвежье ушко, богатыри-герои, Незнайка, Емеля-дурачок, Иванушка-дурачок)

Отрицательные герои: (Баба-Яга, Змей и Кощей Бессмертный и другие)

Последняя жанровая разновидность сказки - социально-бытовая. В этих сказках бытовые отношения стоят в центре действия. Эти сказки очень кратки; в центре сюжета, как правило, один эпизод, действие развивается быстро, нет повторений эпизодов. В этих сказка можно выделить несколько групп:

1. Социальная несправедливость - это сюжеты, где барин, купец или поп обирают и унижают крестьян. В этих сказка речь идет о барщине и бедности крестьян

2. Людские “пороки” - в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые: барин в этих сказках показан как глупый и не знающий жизни, не умеющий ни в чем разбираться, жадный, спесивый; мужик умнее его, толковее, честнее

Идейный смысл социально-бытовых сказок состоит в том, что с них критикуются жизненные порядки, угнетатели и обиратели народа, гораздо яснее выражаются отчаяние и ожидания народа, мечта о справедливости, счастливой спокойной жизни. В бытовых сказках выделяются две группы произведений:

Посвящены осмеянию общечеловеческих пороков, их героями выступают глупец, лентяй, хитрец, вор.

Семейные конфликты, их герои - глупый и ленивый муж, злая и строптивая жена, бывалый солдат, доверчивые старики

Каждая сказка имеет свое значение, свой смысл, свою мораль и свои традиции. В них немало международных сюжетов, мотивов и типов героем. Варианты русских сказок усваивались польскими сказочниками, а в русский народный репертуар входили польские сказки. Самую значительную роль в истории фольклора выполняет сходство общественно-исторических условий жизни народов. Фольклор различных народов в своей эволюции проходит примерно одинаковые ступени развития.

Национальные сказки схожи между собой своей идеей и тематикой. Имеют общий “костяк”. Отличаются между собой сказки своими национальными особенностями - природой, животными, едой. Сказки русского народа - важная часть национальной и духовной культуры. Русские сказки отличаются от остальных сказок общностью. Национальное своеобразие русского фольклора - в единстве русской земли, присутствует образ родной земли. В русских сказках нарисованы картины народного быта и обрядов, жизненной обстановки, показаны сцены свадеб, похорон, изображается жизнь вдов и сирот. Дается красочное описание одежды: женщины носят кокошники, а мужчины - зипуны, лапти, портянки. Герои едят кашу, пироги, блины; пьют квас, пиво, мед, зелено вино. Герои русских сказок отличаются от героев других народов. Они получают особые определения: “богатыри святорусские”. В русских сказках о животных чаще всего действуют звери, у поляков - птицы; у русских лису обманывает петух, у поляков - гусь, а в сюжете “битый не битого везет” в русских сказках лиса одурачивает волка, в польских - медведя. Национальное своеобразие, как и сама нация, явление историческое, развивающееся и изменяющееся.

Значение национальных сказок на всеобщее развитее ребенка - положительное. Это очень легкий подход к обучению ребенка и познанию им других культур и народов, национальных особенностей. Через сказку ребенок не только познает мир, но и путешествует по этому миру, познает флору и фауну национальных сказок. Эти сказки помогают понять ребенку, что на свете очень много людей живет по другим правилам и другим законам, другим обычаям. Также это путь ознакомления ребенка с окружающим миром других стран. Дети смогут больше узнать о быте других народов, об их жизненной обстановке, об их общении друг с другом, об уважении к старшим

Список литературы

1. “Русское устное народное творчество” Москва 1983 г.

2. “Русские народные сказки” Москва 1987 г.

3. “Дошкольникам о сказках” Москва 1991 г.

Любовь Чибезкова
Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей и родителей

Подготовила : Чибезкова Любовь Сергеевна

Недаром дети любят сказку .

Ведь сказка тем и хороша ,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

(Валентин Берестов)

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста , сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка играет особую роль в жизни ребенка . Через сказку дети обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию.

Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку , ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки. Сказка – это способ общения с ребёнком на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни.

Дошкольный возраст - возраст сказки . В этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному , необычному, чудесному.

Язык сказки прост и потому доступен детям дошкольного возраста . Сюжет загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей . Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую . Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем , что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевн. Близок и мил им сам язык сказки , ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи ребенка. Если сказка удачно выбрана , если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана , можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.

При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности.

В книге В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» дается замечательный совет для родителей, в котором педагог говорит о том, что не следует уводить ребенка от мрачных сторон жизни. Пусть малыш видит в жизни не только доброе и хорошее, но так же плохое и грустное. Очень часто бывает так, что когда ребенок живет только в атмосфере радости, он вырастает, к сожалению, эгоистом. В таком случае ребенок не будет знать, что в жизни, кроме этих чувств, также есть и горе. Он не будет ценить то, что ему дается, свои радости и старания родителей, которые те прилагают для того, чтобы их ребенок был счастлив.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте ? Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной » форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Но мало прочитать сказку , важно её прожить! А как это сделать? Форм, через которые ребёнок проживает сказку - множество . Сказки можно читать , сказки можно обсуждать , можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит !

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку , ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем , и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

В каждой сказке своя мораль , каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

Сказка , ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника , - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей , незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей , процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

В настоящее время сказка , как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок , часто искажающим первоначальный смысл сказки , превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки .

Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать , оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.

Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков . Бабушки-сказительницы , являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам , передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Роль сказки в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Язык сказки понятен ребенку, позволяет объяснить малышу разницу между добром и злом.

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.

Нравственный аспект

Сказка является неотъемлемым элементом . Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим.

Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.

Сказа формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

Развивающий аспект

Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:

Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.

Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

Важно знать:

Познание мира

Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.

Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, в сотый раз рассказывая одну и ту же историю, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда. Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира.

Маша и медведь

Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.

Видеопримеры добрых детских сказок:

Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем, избавления от страхов. Существует прекрасная , которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя.

Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»). Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет ребенку применить на практике элементарные правила безопасности.

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое

детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.

cказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого

можно открыть эти истоки и они забьют животворными

ключами…”

В. А. Сухомлинский.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играют семья, детский сад и средства массовой информации.

Зная возрастные особенности детей дошкольного возраста, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развивать и воспитывать в душе ребенка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос равнодушным человеком.

Я считаю, что сказка - благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Сказка сопровождает ребенка с самого раннего возраста. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что - то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.

Нравственные понятия (честность, доброта) ярко выражены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях близких людей, превращаются в эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Композиция сказки - это яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка - все это делает сказку интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности.

Цель:

Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Задачи:

  • Побуждать у детей интерес к сказкам.
  • Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.
  • Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  • Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  • Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой - чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод - рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика - выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает - другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Литературные викторины провожу как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.

Приемы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения.

Следующий прием - повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, - выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

Можно задать ряд вопросов: (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие - показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге.

Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием - беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов - словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

  • Знакомство детей с русской народной сказкой - чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций - с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  • Эмоциональное восприятие сказки детьми - пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок - с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  • Художественная деятельность - отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании - позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  • Подготовка к самостоятельной деятельности - разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок - метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Для того чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный метод:

Подготовительный этап:

Подбор и изучение методической литературы;

Подбор дидактических игр

Основной этап

Совместная работа с родителями.

Информировали родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения» ; «Рисуем сказку» и др.

Провели индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги».

Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами со сказками, дисками для прослушивания, Осуществили проект «Книжка своими руками».

Сказка в системе нравственного воспитания.

Какие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать: . как дружба помогает победить зло («Зимовье»); . как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); . что зло Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Заключительный этап:

Провела итоговую литературную викторину: ”По дорогам сказки.”

Результат:

— Дети научились понимать смысл сказок

— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

— Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Вывод:

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения - не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания - литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература - это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.