Физические показатели развития ребенка 3 лет. Контрольная работа Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста (от трех до четырех лет). Развитие тонкой моторики

Возраст от 3 до 6 лет характерен исчезновением младенческих черт и появлением новых, характерных для дошкольников. Как меняется ребенок в этот период?

Трехлетний возраст - своего рода новая ступень в развитии ребенка. Это уже не карапуз, а вполне самостоятельный маленький человечек. В этот период происходит постепенное исчезновение младенческих черт и появление новых, характерных только для дошкольников.

Показатели роста и веса

В период с 3 до 6 лет увеличение веса происходит в основном за счет развития мышц. Рост мышечных тканей постепенно замедляется, отставая от роста жировых тканей. Это объясняет тот факт, что дошкольники чаще всего выглядят более стройными по сравнению с малышами. У мальчиков в этом возрасте больше мышечных тканей, у девочек - жировых.

Средний показатель роста у мальчиков в возрасте 3 лет - 97 см. Девочки-ровесницы традиционно ниже на 2,5 см.

Вес у мальчиков в 3 года достигает в среднем 14,5 кг, а в 6 лет - 21,8 кг. Девочки легче ровесников примерно на 450 г.

Развитие двигательной активности

Начиная с 3-летнего возраста у детей увеличивается скорость движений и улучшается их координация. К 4 годам усиливается чувство равновесия. Это происходит из-за изменений пропорций тела, вследствие чего смещается центр тяжести.

С каждым годом в интервале от 3 до 6 лет дети начинают двигаться с большей скоростью. Они демонстрируют хорошую реакцию и умение выполнять несколько видов деятельности одновременно. Это относится к активным играм.

Умение держать равновесие в возрасте 3-6 лет позволяет детям осваивать новые виды физической активности, к примеру, катание на лыжах и коньках.

Развитие тонкой моторики

Если в 3 года дети плохо справляются с умением самостоятельно застегивать одежду, без расплескивания наливать жидкость в посуду, к 4 годам наступает период улучшения координации движений.

Процесс развития тонкой моторики происходит постепенно. Сначала дети все делают неуклюже. И здесь родителям важно проявить терпение и не ругать за пролитую воду, разбитую чашку или спутанные шнурки.

К 4 годам дети умеют самостоятельно застегивать и расстегивать молнии, кнопки и пуговицы, поворачивать дверную ручку, без помощи взрослых быстро одеваться и раздеваться. К приобретенным навыкам прибавляются умение умываться и чистить зубы, резать ножницами бумагу и ткань.

В 5-летнем возрасте дети уже умеют самостоятельно вставлять и завязывать шнурки.

Развитие костной системы

В период от 3 до 6 лет костная система ребенка претерпевает серьезные изменения:

  • с 3 лет хрящи постепенно превращаются в твердые кости, которые увеличиваются в объеме;
  • с 4-5 лет начинают выпадать «молочные» зубы;
  • с 6 лет появляются первые постоянные зубы.

Во время формирования костной системы ребенка важно обеспечивать его потребность в питательных веществах. Недоедание может стать причиной угрозы для полноценного развития маленького человечка.

Необходимо соблюдать и гигиену полости рта. Если не приучать ребенка к ежедневной чистке зубов, они могут начать портиться. А преждевременное разрушение молочных зубов рискует привести к смещению постоянных.

Особенности питания в период 3-6 лет

Для полноценного развития ребенку в возрасте 3-6 лет требуется 1800 калорий в день. Рацион должны составлять продукты, обладающие высокой питательной ценностью: мясо, яйца, блюда из разных круп, фрукты и сырые овощи.

В этом возрастном периоде дети часто высказывают капризы во время еды. Чтобы свести к минимуму отказы, необходимо превращать завтраки, обеды и ужины в красивый ритуал, даже простые и будничные блюда оформлять затейливо.

Многие родители делают ошибку, балуя ребенка высококалорийными продуктами, но с небольшой питательной ценностью. А это риск нарушения обмена веществ и появления избыточного веса.

Умения и навыки

В возрасте от 3 до 6 лет ребенок умеет:

  • контролировать движения частей тела;
  • ловить мяч двумя руками;
  • многократно ударять об пол мячом и ловить его;
  • удерживать равновесие, стоя на одной ноге, в течение 15 секунд;
  • хорошо прыгать;
  • самостоятельно ходить по бревну;
  • кататься на двухколесном велосипеде;
  • прыгать через скакалку;
  • танцевать;
  • знать разницу между правой или левой рукой;
  • уверенно расстегивать и застегивать застежки на одежде.

Стимулирование физического развития ребенка

Для полноценного физического развития ребенка ему необходимо создавать комфортные условия. Наряду с правильным питанием и полноценным отдыхом он должен находиться в обществе других детей. Ведь совместные игры всегда благотворно влияют на развитие ребенка, как физическое, так и психоэмоциональное.

Вместимость детского желудка вдвое меньше, чем у взрослого человека. Ребенку трудно переваривать обильную пищу, поэтому желательно кормить его чаще, но понемногу. Легкие перекусы помогут предотвратить детские капризы из-за чувства голода.

Олеся Бутузова, врач-педиатр: «Чтобы ребенок рос и развивался гармонично, родители должны принимать активное участие в его жизни. Причем не только в качестве повара диетических блюд или антропометриста, измеряющего рост и вес каждые 2 месяца. Родители должны стать друзьями, принимающими участие в играх детей. Ведь именно игровая деятельность - локомотив детского развития. Помните, не следует ждать от ребенка умения забивать мяч в ворота или ездить на двухколесном велосипеде, если вы не показали ему пример. Как бы это ни казалось странным, дети не умеют играть. Всему этому их нужно НАУЧИТЬ».

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

В этом возрасте детей не нужно долго упрашивать пойти на прогулку, поиграть в подвижные игры, просто побегать или постоять на голове. В этом деле они — крупные специалисты. Пришло время запастись не только новыми активными играми, но и делать веселую зарядку по утрам, приобщать ребенка к спорту.

Предположение ученых

По наблюдениям некоторых ученых, у девочек в возрасте 3—5 лет интенсивнее развивается левое полушарие, которое отвечает за речевые навыки. Они начинают говорить раньше, выражаются эмоционально и красиво, правильно строят предложения. Мальчики считаются «правополушарниками». Они лучше ориентируются в пространстве, активно и быстро двигаются.

В возрасте от 3 до 5 лет дети не прибавляют много в весе и не растут так стремительно, как в первый год жизни. Однако в этот период они сильно меняются внешне. Исчезают их «ангельские» черты: пухлые щечки, складки на ручках и круглый животик... Они все больше становятся похожими на маленьких взрослых.

Что нового происходит в организме ребёнка в период от 3 до 5 лет

◈ Заметно улучшается быстрота реакции, координация и скорость движений. Исчезает неуклюжесть, появляется ловкость и гибкость. Теперь дети становятся хорошими партнерами в подвижных играх. Их грубая и тонкая моторика совершенствуется.

◈ Изменяются пропорции их тела. Теперь они приближаются к пропорциям тела взрослого человека. Центр тяжести смещается вниз, как и положено.

◈ Вес увеличивается за счет роста костной и мышечной тканей. Причем, у мальчиков больше мышечной ткани, а у девочек — жировой. Кстати, количество жировой ткани трехлетнего ребенка такое же, как и у взрослого человека. Увеличение жировой массы происходит за счет увеличения объема, а не количества жировых клеток. Поэтому в раннем возрасте важно привить ребенку культуру питания, чтобы не наращивать жировой потенциал.

◈ Хрящи постепенно становятся твердыми. Правильное формирование костной системы во многом зависит от качества питания. В рационе ребенка обязательно должны присутствовать молочные продукты, рыба, мясо, достаточное количество витаминов и минералов.

◈ Увеличиваются в размере все внутренние органы, их функции совершенствуются, приближаются к взрослым нормам и пропорциям.

◈ Cовершенствуется и нервная система. Увеличивается число нервных клеток, усложняется и расширяется количество связей между ними.

◈ К пяти годам вес мозга ребенка составляет 90 % веса мозга взрослого человека. Установлено, что связи между правым и левым полушариями у детей до двух лет недостаточно сформированы. Однако после двух лет они начинают интенсивно налаживаться.

ЧТО МЫ УМЕЕМ?

Три года . Обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать (это дается с трудом) и расстегивать пуговицы, надевать обувь (на липучках). В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки. У него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки, разворачивает конфеты без маминой помощи (просто мастер на все руки).

Четыре года . Двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходит задом наперед, прыгает в сторону, вперед и назад, чередует бег с прыжками, перепрыгивает через невысокие препятствия, марширует в такт музыке. Также в этот период четко формируется предпочтение правой (левой) руки. В этом возрасте далеко не у всех детей получается правильно завязать шнурки. Однако практически все они предпринимают активные попытки в этом направлении.

Пять лет. Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки, которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются. Пространство для деятельности расширяется. В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками (с небольшого расстояния), ударяет его о землю несколько раз и ловит, ездит на двухколесном велосипеде (без страховочных колесиков в том числе), катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения.

Особенности физического развития детей 4-5 лет.

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма, под воздействием условий жизни и воспитания.

В узком смысле термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки).

В широком смысле данное понятие включает в себя физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие и др.)

Нормы развития для детей от трех до шести лет

Рост.

Если в первые три года жизни скорость роста каждый год не равномерна, то после трех лет отмечается тенденция в равномерности увеличения длины, вплоть до первого физиологического вытяжения (до 4-5 лет у мальчиков, до 6 лет у девочек), происходящего за счет эндокринных сдвигов в организме.

В 3-4 года рост остается по-прежнему наиболее стабильным показателем, определяющим уровень физического развития малыша. Чтобы определить, соответствует ли рост вашего ребенка возрастным нормам, нужно учесть влияние наследственности.

Детей по росту делят на 3 типа: большой, средний, маленький. Будущий рост ребенка можно вычислить по формуле:

Рост мужчины = (рост отца рост матери) х 0,54 - 4,5 (см);

Рост женщины = (рост отца рост матери) х 0,51 - 7,5 (см).

В 3 года рост большого ребенка обычно равен 100,54 см 2,8 см. При успешном развитии и сбалансированном питании к 4-м годам такой ребенок вырастает до 113, 3 см 2,2 см. Рост среднего ребенка в 3 года равен 98,7 2,5 см. Этот ребенок к 4-м годам достигает 106,2 см 2,4 см.

У маленьких детей к 3-м годам рост составляет 91,3 см ± 1,9 см, и к 4 годам они вырастают до 98,5 ± 2,1 см.

Если рост отстает от нормы на 10%, необходимо обратить внимание на следующие факторы:

Рационально ли питается ваш ребенок;

Хороший ли психологический климат в семье, в группе детского сада.

При отставании роста на 20% необходима консультация эндокринолога.

Вес (масса тела).

Масса тела ребенка ежегодно увеличивается неравномерно от 1,0-1,3 кг в три года до 2,2-2,5 кг в шесть-семь лет.

Приблизительно массу тела ребенка можно узнать по формуле: 10,5 кг 2 п, где п - возраст малыша, 10,5 кг - примерный вес годовалого ребенка. Исходя из этой формулы, в три года ребенок должен весить около 16,5 кг, в четыре - 18,5 кг, в пять лет - 20,5 кг, в шесть лет - 22,5 кг.

Если масса тела превышает норму на 10% с учетом отклонения, это считается ожирением и требует коррекции у специалистов.

Если же масса тела ниже нормы в этом возрасте, это свидетельствует о неблагополучном физическом развитии и требует консультации с педиатром, рационализации режима питания. Пропорциональность развития и крепость телосложения влияют на индекс Пинье (ИП), где ИП = рост (см) - (вес (кг) окружность грудной клетки (см). Чем меньше ИП, тем крепче телосложение. Средние показатели для девочек и мальчиков окружности грудной клетки и индекса Пинье.

Нормативы грудной клетки отражает формула: 63 см - 1,5 (10 - п), где п - возраст ребенка, а 63 см - средняя окружность груди у ребенка в 10 лет. Исходя из этой формулы, окружность груди у трехлетнего ребенка приблизительно равняется 52,5 см, у четырехлетнего - уже 54 см, в пять лет она составляет 55,5 см, в шесть пет - 57 см.

Окружность головы.

Этот показатель можно определить по формуле: 50 см - 1 (п) для ребенка младше пяти лет и 50 см 0,6 (и) - для ребенка старше пяти лет, где п - возраст ребенка, а 50 см - окружность головы пятилетнего ребенка.

Таким образом, примерная окружность головы у малыша в четыре года составляет в среднем 49 см, в три - лишь 49 см, а в шесть лет - уже 50,6 см.

У детей от трех до шести лет значительно быстрее происходит рост конечностей, чем туловища. Приблизительно к шести-семи годам обычно длина тела малыша увеличивается примерно в 2 раза или чуть-чуть больше, длина рук - почти в 2,5 раза, а длина ног - в 3 раза и более.

Это все приводит к изменению пропорций тела и смещает центр тяжести немного вниз. И ребенок может двигаться теперь увереннее и быстрее, чем мог раньше.

Если ребенок отличается в физическом развитии от сверстников, необходимо обратиться к педиатру.

Центральная нервная система

Это прежде всего головной мозг ребенка, приближающийся по размеру и по массе приблизительно к пяти годам к головному мозгу взрослого (почти на 90%).

После двух лет начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь, и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия.

К трем годам обычно достигается дифференцирование нервных клеток. До пяти лет очень интенсивно развиваются извилины и борозды головного мозга.

Несмотря на то что мозг дошкольника напоминает мозг взрослого, основные нервные процессы у ребенка протекают по-другому: нет уравновешенности их, преобладает возбуждение, торможение обычно достигается с трудом. Этим можно объяснить непосредственность и искренность ребенка, так же, как и холерическую неуравновешенность детей. Именно поэтому дошкольникам обычно очень трудно сконцентрироваться на решении какой-нибудь задачи.

Из-за незначительной подвижности основных нервных процессов дошкольников гораздо легче научить, чем потом переучить.

Зрение

До пяти-шестилетнего возраста размеры глазного яблока у ребенка и преломляющая сила глаза невелики. Многие дети склонны к дальнозоркости и с трудом сосредоточиваются на близких предметах. После четырех лет достигается максимальная острота зрения, и ребенок практически готов к начальному чтению. В пять лет он уже способен читать крупные буквы, а к шести годам - более мелкие. Малыш пытается рисовать и писать.

После трех лет дети обладают развитым цветовым зрением, и по мере взросления ребенка совершенствуется восприятие не только основных цветов, но и их оттенков.

К концу дошкольного периода окончательно формируется совместное зрение двумя глазами, и ребенок пространственно воспринимает предметы.

Обычно глаза дошкольников очень чувствительны к неблагоприятным факторам внешней среды, приводящим к дефектам зрения.

Слух

В дошкольном возрасте слух ребенка не отличается от слуха взрослого. Однако чувствительность слухового анализатора может быть снижена из-за постоянного шума, поднимаемого детьми, старающимися перекричать друг друга даже при обычных разговорах.

Кроме того, анатомо-физиологические особенности строения уха дошкольника способствуют предрасположению к заболеваниям уха, таким, как отиты, одним из осложнений которых является снижение слуха.

Костная система

К шести-семи годам у ребенка начинают выпадать молочные зубы, помогающие постоянным зубам занять нужное положение и способствующие лучшему пищеварению, а также развитию челюстей. Первые постоянные зубы прорезываются около шести лет. Для ориентировочной оценки постоянных зубов можно использовать формулу: х = 4п - 20, где х - это число постоянных зубов, а п- возраст ребенка.

В скелете дошкольника преобладает хрящевая ткань, в связи с чем ребенок растет. Кости малыша податливы и не могут вынести больших нагрузок, изменяясь пол влиянием их, легко меняй свою форму. А нагрузки для ребенка - это длительная ходьба, переноска тяжестей. Дети в этом возрасте не могут долго без движения стоять, сидеть в одной и той же позе или сгорбившись, склонившись в одну сторону.

Это может привести к различным нарушениям осанки и к другим немаловажным отклонениям (резкому усилению грудного изгиба позвоночника, сутулости, боковому искривлению позвоночника, изменению формы ног, свода стопы), которые с годами могут стать неисправимыми.

Перед школой почти завершается формирование скелета кисти, создавая предпосылки к обучению ребенка.

Мышечная система

В младшем дошкольном возрасте в первую очередь развиваются мышцы плеча, предплечья, и только к шести годам - мышцы рук. В связи с этим тонкая работа пальцами детям не удается, а обучаться письму можно только после шести лет, причем такие занятия должны быть кратковременными для избежания утомления еще не окрепших мышц кистей рук.

Двигательная активность

Совершенствование костно-мышечной системы ребенка отражается на его двигательной активности и ее физических качествах. Вначале развивается грубая моторика (общие навыки двигательной активности - бег, прыжки, метание, лазанье и т. д.), чуть позже - тонкая моторика (специфические навыки двигательной активности - рисование, аппликация, лепка и т.д.), заметно прогрессирующая с четырех лет после улучшения координации «глаз-рука».

Если в три-четыре года у ребенка многие движения резки и угловаты, то к шести годам они уже становятся более ритмичными и плавными. Улучшается их ловкость, но еще низка выносливость мышечной системы. Из-за этого малыш не может сидеть и стоять, не меняя позы.

Ребенок в три года уже способен прыгнуть в длину не больше чем на 0,5 м, в шесть - на 1 м и чуть дальше.

Малыш в три года уже может бросить мяч на 1,3-1,5 м, в шесть - на 2,5-3 м. До пяти лет детям можно бегать лишь на малые, дистанции (10- 30 м), в пять-шесть лет - на средние (100-120м).

Несмотря на то, что дети до шести лет без труда осваивают прыжки, метание и даже кувырки, плаванию и катанию на лыжах их необходимо обучать.

Органы дыхания

У детей в дошкольном возрасте продолжает увеличиваться объем легких (к пяти годам в 5 раз) и одновременно совершенствуются функции органов дыхания.

Частота дыхания начинает уменьшаться. Жизненная емкость легких нарастает, но, однако, все еще низка. Увеличенная глубина дыхания приводит к более высокой насыщаемости крови кислородом. Предпосылок к нарушению дыхания в шесть лет намного меньше, чем их было в три.

С четырех лет у детей уже довольно хорошо развиты миндалины, и они легко гипертрофируются. В этом возрасте обычно учащаются ангины, и в миндалинах нередко формируется очаг хронической инфекции. Малыши страдают аденоидами, и дыхание через нос затруднено. Из-за аденоидов ребенок может иметь и неправильный прикус.

Сердечно-сосудистая система

Рост и развитие мышц сердца дошкольника увеличивается прямо пропорционально изменению длины тела.

К трем годам масса сердца утраивается, а в шесть лет возрастает уже в 11 раз. В этом возрасте урежается частота сердечных сокращений (пульс) от 105 ударов в минуту у ребенка в три года до 100 ударов в минуту у детей пятилетнего возраста.

Артериальное давление у дошкольников ниже, чем в более старшем возрасте. Это объясняется большой шириной сосудистого русла, большой эластичностью сосудов и довольно низкой, по сравнению со взрослыми, нагнетательной способностью сердца.

С возрастом увеличивается преимущественно систолическое (максимальное) артериальное давление. Показатели артериального давления коррелируют с физическим развитием детей.

Приблизительный расчет артериального давления у ребенка может быть произведен по формуле: 90 2л - для систолического (максимального) и 60 п для диастолического (минимального) артериального давления, где п - возраст ребенка.

Как правило, систолическое давление у девочек обычно ниже по сравнению с мальчиками на 5 мм ртутного столба.

Органы пищеварения

В начальном этапе пищеварения - размельчении пищи - участвует зубочелюстная система, которая в дошкольном возрасте претерпевает значительные изменения, связанные с заменой молочных зубов на постоянные. Чтобы ребенок хорошо пережевывал пищу, необходимо следить за правильностью формирования прикуса.

Пищеварение в организме ребенка не может происходить без достаточной секреции слюны и пищеварительных соков. Однако у детей трех-шестилетнего возраста ферментативная активность пищеварительных соков невелика и помимо этого отмечается повышенная всасываемость стенок кишечника на фоне недоразвитого нервного аппарата, что является одной из причин различных заболеваний желудочно-кишечного тракта ребенка.

К четырем-пяти годам масса желудка увеличивается в 6 раз. Физиологическая емкость его у трехлетнего ребенка приблизительно составляет 400-600 мм, у шестилетнего - ненамного больше. Время обновления клеток эпителия слизистой оболочки желудка у детей обычно варьирует от 12 до 24 часов. Считается, что у шестилетнего ребенка имеется уже около 10 млн желудочных желез.

Органы мочеобразования и мочеотделения

К пяти годам строение почки ребенка напоминает собой строение почки взрослого. Масса почки увеличивается в 5 раз. Длина мочеиспускательного канала достигает у мальчиков 5-6 см, у девочек - I-2 см. Емкость мочевого пузыря в возрасте от трех до шести лет варьирует от 150 до 180-200 мл. Приблизительное суточное количество мочи можно рассчитать по формуле: 100 *(п 5), где п - возраст ребенка.

Таким образом, трехлетний ребенок в сутки выделяет до 800 мл мочи, четырехлетний - до 900 мл, пятилетний - до 1000 мл, а шестилетний - до 1100 мл. При высокой температуре воздуха количество мочи уменьшается, при низкой - увеличивается.

Система крови

На протяжении дошкольного возраста количество эритроцитов колеблется от 4,5 до 5,0 до 10-12 л, а количество гемоглобина превышает 120 г/л.

В лейкоцитарной формуле ежегодно меняется соотношение нейтрофилов и лимфоцитов. В четыре-пять лет количество нейтрофилов и лимфоцитов сравнивается и в среднем составляет по 45%. После пяти лет происходит нарастание числа нейтрофилов и снижение числа лимфоцитов.

Чем старше становится ребенок, тем меньше количество лейкоцитов у него в периферической крови.

Иммунитет

В дошкольном периоде иммунная защита организма достигает уже известной зрелости, но отмечается склонность к аллергическим реакциям. Инфекционные заболевания связаны с широким контактом детей и протекают чаше всего доброкачественно.

Обмен веществ

Обмен веществ у ребенка от трех до шести лет в 2-2,5 раза выше, чем у взрослых. Преобладают процессы ассимиляции (усвоения), обеспечивающие рост и развитие ребенка.

Энергетические расходы детского организма могут быть обеспечены сбалансированным питанием.

Характеризуя особенности развития детей четырех-пяти лет, необходимо обратить внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях ребенка:

Сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки);

Походка - на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;

Позы - застывшие, скованные и однообразные;

Движения - бесцельные, непродуктивные при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;

Жестикуляция и мимика - вялые, бедные, маловыразительные, возможно гримасничанье или неподвижность лица;

Речь - невнятная, невыразительная, монотонная, возможны заикания.

Будьте внимательны, если у ребенка наблюдается хотя бы половина описанных признаков. Побольше играйте с ребенком в подвижные игры, подарите ребенку заботу, внимание и пюбовь - он ждет их от вас, ему трудно. Признаки психомоторного благополучия ребенка:

Он естественен, непринужден;

Осанка прямая, ненапряженная, без резких особенностей. Плечи расправлены, корпус прямой, живот втянут;

Походка упругая, жесты и позы разнообразные; взгляд прямой, открытый, заинтересованный; выражение лица осмысленное и радостное;

Мимика естественная, живая, выразительная; речь выразительная, певучая и мелодичная.

В представленной таблице "Нормы двигательной активности для детей трех-четырех лет” можно отмечать свои наблюдения об освоении ребенком определенных движений.

Переход от бега к ходьбе по сигналу.

Умеет держаться прямой линии при ходьбе. Прыгает с места.

Встает из положения "лежа" не раскачиваясь.

Прыгает с нижней ступеньки (40 см).

Хлопает в ладоши и притопывает.

Умеет забивать гвозди молотком.

Бежит, ускоряя и замедляя темп.

Стоит на одной ноге.

Ходит на цыпочках.

Легко поворачивается боком. Делает прыжки на одной ноге.

Ловит брошенный мяч.

Легко поднимается с корточек.

Чередует бег с прыжками.

Стоит на одной ноге 10 сек.

Неуклюже подпрыгивает на одной ноге.

Чувствует ритм и умеет маршировать под счет или в такт музыке.

Поднимается по висячей лестнице, меняя ноги.

Перепрыгивает через препятствие (35 см).

Делает 3 прыжка вперед, удерживая равновесие.

Делает кувырки вперед.

Ходит назад с носка на пятку.

Прыгает вперед 10 раз, не падая.

Бросает набивной мяч кому-либо на расстояние 1-2 м.

Ловит теннисный мяч с расстояния 1 м

Малыши растут, становятся выше и тоньше, у них совершенствуется координация движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чувство равновесия. Они способны овладеть всем спектром навыков активной деятельности, начиная от самых простых (кувыркание, футбол) и заканчивая такими сложными и изящными, как набор номера телефона и умение держать вилку в руке.

К пяти годам мышцы становятся гораздо сильнее, их работоспособность увеличивается. Значительно развивается мускулатура, особенно на ногах. Более развитые дети уже могут отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать, приземляясь на полусогнутые ноги. Они уже могут прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах рук.

У ребенка четырех-пяти пет уже достаточно хорошо развита координация движений, он умеет стоять на одной ноге, ходить на пятках и на носках и т.д.

Это возраст "граций" - малыши ловкие и гибкие. Движения становятся намного эстетичнее и совершеннее. В этом возрасте особенно легко дается гимнастика. Ребенка уже можно учить ходить на лыжах и кататься на коньках, на двухколесном велосипеде. Большинство детей в этом возрасте с удовольствием танцуют и тщательно под музыку выделывают "па".

Итак, от трех пет до шести все функции и органы ребенка уже намного отличаются от тех, какими они были при рождении, но тем не менее в шесть пет малыш еще не взрослый. И, предъявляя ему свои требования, прежде всего надо исходить из этого.


Используемая литература:

1. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. Москва. Владос 2001, 272 стр. 2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Москва, "Мозаика-синтез", 2014, 352 стр.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 13.05.2019

С конца XX века и с начала XXI особое внимание стало уделяться интеллекту ребенка, развитие физических способностей почему-то отошло на второй план. И совершенно необоснованно. Во-первых, потому что для любого человека важно гармоничное развитие всех его сфер, во-вторых, на раннем этапе развития физическое совершенствование – это прямой путь развития интеллекта и становления характера. В возрасте младших дошкольников дети особенно нуждаются в свободе двигательной деятельности. Учет возраста детей, и особенности строения деток 3-4 лет позволяет грамотно дозировать и чередовать нагрузку, которая должна быть интенсивной, но не чрезмерной.

Что такое физическое развитие и чем оно важно?

В общем случае физическое развитие предполагает изменение морфологических (строения, объем мышц) и функциональных (развитие силы, ловкости, точности движений, выносливости и т. п.) особенностей организма младшего дошкольника.

Грамотно выстроенная система активных упражнений для детей способствует совершенствованию аппарата движения и скелета дошкольника, его сердца и сосудистой системы, которой пронизано все тело. Физическая активность нормализует работу ЦНС, способствует умению малютки координировать работу мозга и конечностей, иными словами, способствует отработке ловкости, улучшает функциональные возможности органов дыхания.

Вероятно, мегаполисы имеют свои плюсы, но для формирования человеческого организма это самая неблагоприятная среда. Вкупе же с экологическими проблемами и низкой физической активностью такое существование становится фактором риска развития разных заболеваний.

Физическое развитие, предполагает не только зарядку, но и комплекс закаливающих процедур, прогулки на свежем воздухе, активные игры с необходимостью подключения мнестических (памяти) и мыслительных функций.

Такие занятия формируют не только тело малютка, но и его ум. Способность переносить и преодолевать трудности, улучшают иммунитет, благодаря чему увеличивается резистентность (устойчивость) организма дошкольника к вирусным инфекциям. В этом же возрасте активно прививаются элементарные гигиенические навыки.

Еще одна функция движения в этом возрасте – это роль клапана, который позволяет сбросить эмоциональное и нервное возбуждение. Процесс активной деятельности позволяет психики малютки сохранять равновесие и стабильность. Двигательная активность детей позволяет им развивать не только данные физического плана, но и волевые качества, позволяющие преодолевать трудности. Выполняя упражнения, тренирующие тело, дети познают окружающий мир и учатся самостоятельности.

От физического труда детей раннего дошкольного возраста зависит их здоровье, так как при должной активности стимулируется работа легких, эндокринных желез, улучшается пищеварение, во-первых, благодаря активизации перистальтики, во-вторых, усилению всасывания полезных веществ. Значительно улучшается терморегуляция и теплообмен, тренируется сердце и вся сосудистая система. Если ребенок 3-4-х летнего возраста уделяет физическим занятием не менее 2-х часов в сутки.

Как оценивается развитие?

Оценка проводится комплексно. Это позволяет оценить гармоничность дошкольного развития и исключить одностороннее совершенствование одного параметра в ущерб другому. Основные оцениваемые параметры – это возможности тела ребенка, уровень их совершенства и телосложение.

Возможности организма можно разделить на две основные группы. Это возможности основных энергообеспечивающих систем малыша и основных качеств развитости тела малютки: ловкости, равновесия, быстроты, точности, способности переносить длительные нагрузки и силы.

При этом нужно учитывать особенности крохи, зависящие от возраста. В 3-4 года у крохи недостаточно развита устойчивость тела при движении, и имеются ограничения в навыках при динамических нагрузках. Это связано с тем, что у них в сравнительно быстром темпе растет костная ткань. Активно развивается ЦНС и периферическая нервная система и мышцы, укрепляются связи между ними. То есть системы, которые призваны обеспечивать движение, находятся в стадии активного роста и совершенствования.

Оценка проводится обычно после проведения нескольких развивающих занятий и батареи игр. Обычно такая проверка проводится среди организованных детей. Но и родители могут оценить уровень развития своего малютки. У дошкольников 3-4 лет скорость проверяется:

  1. по времени приседания (сколько раз присядет кроха за 20 с);
  2. по подъему туловища относительно пола (сколько раз поднимет туловища за 10 с).

Выносливость оценивается с помощью функциональных проб или при преодолении крохой разных по длительности дистанций. Сила оценивается с помощью динамометрии. Но можно это сделать путем проведения несложных физических тестов:

  1. вис на согнутых руках (сколько секунд или минут кроха в состоянии провисеть);
  2. бросок мяча (упражнение выполняется из положения сидя, с ногами, расставленными как можно шире, мяч выбрасывается из-за головы и оценивается расстояние, на которое кроха может мяч забросить.

Определение ловкости проводится по времени разного типа бега: челночного с двумя поворотами (на 30 м) и змейкой (на 10 м). Гибкость оценивается с помощью выполнения разного рода наклонов, в том числе стоя на скамейке. Равновесие проверяется в двух формах: статике динамики. Статическое равновесие проверить очень просто, нужно чтобы кроха стал в позицию, при которой ноги занимают положение «пятка-носок». Это значит, что стопы стоят в одну линию одна за другой. Носок ноги, которая будет стоять сзади, должен вплотную стоять к пятке ноги, стоящей впереди. Руки опущены вдоль тела, тело стоит прямо, кроха смотрит вперед. В идеал в такой позе малютка должен простоять в течение трех минут. При проведении теста оценивается не только время, которое дошколенок способен поддерживать эту позицию, но и положение туловища, и балансировку.

Физические особенности младших дошкольников

Дети 3-4 летнего возраста высокоактивны, но имеют неустойчивость тела в статике. У детей этого возраста ограничены возможности, связанные с движением.

Особенности их физического развития включают довольно хорошую развитость мышц верхней части тела, особенно плеч. Но при активной деятельности детям этого возраста недостает ловкости, то есть при участии в работе больших мышечных групп наблюдается слабая согласованность движений. Малыши этого возраста очень устают от однотипной деятельности и необходимости сохранять стабильную позу. Это нужно учитывать при составлении программы тренировок дошкольников.

Для младших дошкольников очень важны занятия на природе (открытом воздухе), более чем для детей старшего возраста. Это обосновано структурой тканей легких, которая развита не полностью и строением верхних дыхательных путей от носовых ходов до бронхов. Они относительно узки. Это уменьшает пропускную способность дыхательных путей. Воздух, особенно при выполнении упражнений, с затруднением поступает в легкие.

Кроме того, диафрагма у деток расположена высоко, из-за этого амплитуда вдоха-выдоха относительно мала. Это значит, что дыханий детей 3-4 лет от роду поверхностное и значительно более частое, практически в два раза по сравнению со взрослыми (ЧД ребенка – 30 раз в минуту, ЧД взрослого – 16-18 раз в минуту). Емкость легких в дошкольников 3-4 лет составляет всего около полулитра. Такие особенности приводят к не очень хорошей вентиляции легких, чтобы избежать застойных явлений в легочной ткани, деткам нужна физическая активность и именно на свежем воздухе.

Сердце детей этого возраста хорошо приспособлено к нуждам деток, оно активно поставляет кровь к тканям, имеющим высокую потребность в кислороде и питании. Сосуды дошколенка шире, чем у взрослого, кровоток ускорен, относительный объем крови больше. Нормой ЧСС у дошколенка считается порядка 100 ударов в минуту. Но нервная регуляция миокарда 3-х летнего малыша несовершенна, поэтому он легко сбивается с ритма. При интенсивной или длительной нагрузке сердце быстро устает. Поэтому младшему дошкольнику нужна перемена занятий, в этом случае миокард быстро восстанавливается. Поэтому активные игры должны быть кратковременны и чередоваться с отдыхом.

У младших дошкольников ЦНС совершеннее, чем у младших детей. Клетки мозга заканчивает свое созревание. Мозг визуально, и по весовым показателям уже близок мозгу взрослого человека. Но ЦНС еще неустойчива, поэтому дети быстро переходят от спокойного состояния к возбужденному. Это основная причина, по которой подбирать упражнения для младших дошкольников нужно осторожно, не стоит обеспечивать их длительной нагрузкой на пределе возможностей.

Следует помнить, что костная ткань еще только строится. Нужно помнить, что особенности костей и связочного аппарата ребенка не позволяют давать ему сверхсильные или сверхдлительные нагрузки. Они отражаются на формировании скелета и структуре костей. И могут стать причиной деформации отдельных костей, в том числе их гипертрофии. У малютки много хрящевой ткани, костная система в целом очень подвижна и податлива. Нужно следить не только за осанкой крохи. Нужно статическую нагрузку, потому, что стопа до 4-х лет имеет несколько уплощенный свод и при чрезмерной нагрузке, как по весу, так и по длительности, у детей формируется тяжелое плоскостопие. У младших дошкольников сохраняется повышенная эластичность связок. Рост мышц происходит благодаря утолщению отдельных мышечных волокон. Но в 3-4 года костно-мышечный аппарат, если рассматривать его в совокупности, относительно слаб и ребенок не способен переносить нагрузки.

При подборе упражнений для деток младшего дошкольного возраста надо учитывать, что у них не выработалась еще четкость двигательных действий при ходьбе. Если с детьми не проводили интенсивные занятия, они плохо отталкиваются от земли, поэтому не могут полноценно прыгать, особенно через препятствия, и бегают с упором на всю стопу. У них наблюдается недостаток ловкости и согласованности движений при игре с мячом, хотя сама игра доставляет удовольствие.

При любых занятиях с младшими дошколятами следует помнить, что малыши быстро утомляются, отвлекаются и переключаются на другие занятия. Это касается и физического и интеллектуального развития. Дошколята очень активны, и стимулировать их деятельность физического плана нет надобности. Деятельность нужно дозировать, направлять на гармоничное развитие всех необходимых функций, и перемежать с интеллектуальными занятиями. Кроме того, в этом возрасте физкультура полезнее спорта.

Основные навыки 3-4 летнего дошкольника

Определить в норме ли физическое развитие можно, наблюдая за играми для совершенствования ловкости, координации и силы. К трем годам малыш должен обучиться:

  1. шагать крупным и мелким шагом, использовать в игре приставные шаги и подскок;
  2. двигаться на носочках;
  3. менять темп своих движений;
  4. играть обеими руками одновременно;
  5. если игры совместные, то дети должны уметь двигаться, держась за руки;
  6. дошколята должны уметь двигаться, следуя заданному направлению и преодолевать преграды (цепочкой прямо, змейкой, по кругу, обходя предметы);
  7. повторять продемонстрированные им действие, сохраняя их последовательность;
  8. прыгать на месте либо через мелкие препятствия;
  9. держать равновесие при ходьбе под наклоном;
  10. двигаться спиной вперед;
  11. крутить педали с уверенностью;
  12. хорошо и правильно ходить по лестнице.

Существуют нормы роста и веса ребенка, которые тоже позволяют оценить уровень его физического развития. Но следует помнить, что они вариативны и зависят от стартовых параметров малыша. В среднем к концу периода младшего дошкольного возраста рост малыша должен составлять 104-108 см, вес -17-18 кг, окружность грудной клетки – 55 см.

Как развивают тело малышей?

С помощью коллективных подвижных игр, которые обычно проводятся в ДОУ, если дошкольник находится дома, его нужно обучать кататься на велосипеде (3-х колесном). Отработки ловкости и координаторных навыков помогают упражнения с разведением рук в стороны, подъемом их вверх и наклоны тела, а также хождение по приподнятому над полом предмету (доске) либо по полу, удерживать на одной линии и ставя ноги в позе пятка-носок. Усложнить упражнение можно, давая крохе в руки стакан с водой. Хорошим способом улучшения физического развития является игра в классики, хождение змейкой, огибая предметы, и бег на носках. Основой физического развития младших дошкольников является бег трусцой до полукилометра, приседание (5 раз на подход), прыжки с невысоких предметов и перепрыгивание низких препятствий, качание пресса, кувырки (не более 5 в день), прямой вис и качание на любых предназначенных для этого приспособлениях (кольца, турник). Усложнить вис можно предлагая крохи подтянуть ножки к животу. Хорошо способствуют физическому совершенствованию игры с мячом (руками и ногами): катание по ровной поверхности, броски. Ловить мяч малыш должен двумя руками. Нужно следить за осанкой своего чада. Меняя активные игры на пассивные с раздаточным материалом (песок, пластилин и т. п.), помните, что суставы крохи легко деформируются. Поэтому материал должен быть мягким.

Читайте далее:

В этой статье вы узнаете о нормах развития ребенка от 3 до 4 лет. Несмотря на то, что все дети развиваются индивидуально, существует ряд показателей для младшего дошкольного возраста (от трех до четырех лет), определяющих общую картину.

Почему дождь идет? Зачем коровка дает молоко? Когда прилетят птички? Зачем? Когда? Почему? Эти вопросы не дают покоя малышам младшего дошкольного возраста - «почемучкам», для которых так много нового и еще неизведанного вокруг. Данный возрастной период является очень важным в жизни каждого малыша и характеризуется приспособлением к новым условиям жизнедеятельности - к дошкольному учреждению, точнее, к незнакомой обстановке, окружающим взрослым и детям. Длительность протекания адаптационного периода к детскому саду у каждого ребенка индивидуальна и зависит от его готовности выполнять новую социальную роль - роль воспитанника. В этом случае готовность представляет собой адекватный, соответствующий данному возрасту, уровень психического, физического, художественного, речевого развития. Для того, чтобы быть уверенным, что малыш развивается в соответствии с нормой, следует знать основные показатели этого развития.

Физическое развитие ребенка 3-4 лет

  • Ребенок ходит на носочках, высоко поднимая колени, мелкими, широкими, приставными шагами;
  • ходит и бегает в разном темпе (умеренном, медленном, быстром), в различных направлениях (прямо, по кругу, змейкой, между предметами и т.д.), держась за руки, стоя спиной или лицом друг к другу;
  • прыгает на месте, с продвижением вперед и назад, через препятствия;
  • бросает мяч в цель, ловит двумя руками;
  • принимает активное участие в подвижных мероприятиях (спортивных, игровых, танцевальных);
  • выполняет последовательность разнообразных двигательных действий в течение 10 минут;
  • управляет своим телом, например, удерживает равновесие при ходьбе по наклонной доске и т.д.

Личная гигиена ребенка 3-4 лет

  • Малыш знает и пытается соблюдать основные санитарно-гигиенические требования: правильно пользуется туалетом;
  • моет руки после туалета, прогулки, перед едой, по мере их загрязнения; умывается, чистит зубы;
  • критически относится к своему внешнему виду (например, может не надеть колготы, которые не поглажены, с пятнышком и т.п.)

Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 3-4 лет

  • Ребенок проявляет разные формы выражения симпатии и антипатии; просит прощения, проявляет заботу, ласку;
  • замечает настроение родителей или других близких людей;
  • знает и называет по имени себя, родителей и иных людей, с которыми часто общается; проявляет интерес к взаимодействию со сверстниками, активно включается в совместные игровые действия;
  • знает вежливые слова и основные правила поведения в разных местах и ситуациях;
  • знает некоторые праздники, традиции, растительный и животный мир страны, в которой живет;
  • знает и может назвать части тела;
  • дает положительную оценку своим действиям (даже если в чем-то не прав);
  • проявляет стремление к самостоятельности и независимости;
  • проявляет повышенный интерес и потребность к познанию окружающего нас мира.

Познавательное развитие ребенка 3-4 лет

  • Ребенок знает основные цвета и оттенки;
  • сравнивает объекты по длине, ширине и высоте;
  • относится к игрушкам как к живым существам (разговаривает с ними, кормит, поит и т.д.);
  • устанавливает элементарные причинно-следственные связи (например, листочки опали, потому что холодно);
  • классифицирует предметы по одному значимому признаку (например, отделяет кубики красного цвета от кубиков зеленого цвета);
  • достаточно долго сосредоточивает внимание на одном объекте;
  • в большей мере интересуется процессом выполнения различных заданий и упражнений, а не конечным результатом (например, может старательно что-то рисовать, а потом смять свой рисунок);
  • познает объекты с помощью разных органов чувств (трогает, облизывает, нюхает и т.д.);
  • знает основные геометрические формы (шар, куб);
  • ориентируется в пространстве и на плоскости листа бумаги;
  • знает, что происходит в разные части суток; знает, в чем польза домашних птиц и животных и т.п.

Речевое развитие ребенка 3-4 лет

  • Ребенок использует различные части речи (кроме деепричастий и причастий);
  • правильно называет предметы, их качества, действия с ними;
  • знает обобщающие слова (например, овощи, игрушки);
  • понимает многозначные слова, типа, ножка, ручка и др.;
  • согласовывает существительные, прилагательные и глаголы (мальчик идет - дети идут, сладкий торт - сладкая конфета);
  • употребляет предлоги в, на, под, над, за;
  • правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения для шипящих, свистящих, [л], [р]);
  • пересказывает несложный текст;
  • декламирует стихи.

Художественно-творческое развитие ребенка 3-4 лет

  • Понимает контрастную музыку (медленную, быструю) и изменяет темп движений под нее;
  • проявляет интерес к игре на детских музыкальных инструментах;
  • запоминает слова песен и подпевает взрослому;
  • понимает, что нарисовано на иллюстрации;
  • создает элементарные аппликационные, рисуночные и лепные изображения (дорожки, шарики, бусы);
  • конструирует постройки из строительного материла и простых конструкторов.