Конспект нод неделя безопасности подготовительная группа. Конспект нод по фцкм для детей подготовительной группы. Во время проведения опыта читаю стихотворение

Конспект НОД по ФЦКМ

для детей подготовительной группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»;

Тема. «Ярмарка профессий»

Образовательные: Дать представления детям о том, когда может случиться пожар. Обобщить представление о труде пожарных расширить и углубить знание о правилах пожарной безопасности. Расширять и закреплять представления детей о профессии швеи. Познакомить детей с профессией энтомологом.

Развивающие: Развивать умение реально оценивать возможную опасность.

Развивать представления детей об инструментах и тканях, используемых в да профессии швеи.

Воспитательные: Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях. Воспитывать у детей уважение к труду людей.

Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Методы и приемы: рассказ, беседа, вопросы, показ образца.

Демонстрационный материал: картинки, ИКТ, швейная машинка, журналы, машина пожарная.

Раздаточный материал: картинки, мерка, ткань, ножницы.

Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением профессий, составление описательных рассказов по теме.
Чтение художественной литературы С. Михалкова «Дядя Степа». Проведение дидактической игр «Кому что?». Раскрашивание бабочки.

Ход занятия:

Организационно-мотивационная часть.

Звучит музыка.

Воспитатель: Ребята у нас начинается ярмарка. Подходите здесь вы узнаете много интересного о профессиях. (Трое из детей стоят за столами и раздают приглашение, чтобы рассказать о своей профессии. Так дети делятся на 3 подгруппы.)

Основная часть.

1-ребенок начинает свой рассказ:

Есть такая профессия, без которой в современном мире обойтись никак нельзя. Это профессия называется «швея». А раньше она называлась портной. Каждый день мы надеваем одежду, как правило, не задумываясь о тех людях, которые шьют ее для нас. О том, какие у нее особенности и какими инструментами работает швея, мы поговорим сейчас.

Швея работает в ателье, в небольшой бригаде, в которой у каждого свои обязанности. Кто-то из выполняет ручные работы с помощью иглы, ножниц, кусочка мела, кто-то работает на швейных машинках - соединяет детали одежды при помощи швов и строчек, кто-то занят утюжкой платья, пальто или блузки. Важно, чтобы готовая вещь порадовала заказчика!

Если швея работает на швейной фабрике, то здесь он входит в состав большого коллектива швейников. Одежду на фабриках шьют крупными партиями, а модели разрабатывают художники Дома моделей. Раскроенную ткань передают в бригаду портных: одни портные сметывают ее, другие сшивают, третьи утюжат.

Чтобы сшить изделие нужно снять мерку. Давайте с вами сейчас попробуем измерить друг друга. Когда мерки сняты рисуют лекало. Дети обводят мелом на ткани. Затем вырезают лекало. Людмила Андреевна соединяет на машинке части лекала. Работа закончена.

Ребята давайте поиграем вот лежат пазлы и вам нужно найти инструменты, которые швея использует в своей работе. Дети собирают пазл.

2-ребенок рассказывает:

Моя профессия пожарный. Работа пожарных трудная, тяжелая: ведь при тушении огня они рискуют жизнью, спасают людей, и их вещи.

Вопрос к детям: «Какими должны быть пожарники?»

Ответы детей: Пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми, закаленными.

Ребенок продолжает рассказ: Они должны выносить из огня людей, работать в пламени, в дыму.

Ездят пожарные на пожарной машине. (Детям предлагают рассмотреть пожарную машину).

В пожарной машине имеется рация для связи с пожарной частью и другими машинами. Еще на машине есть сигнальные огни- синие, а также звуковой сигнал. Они нужны чтобы другие машины уступали дороги. В машине есть пожарные рукава со стволами, из которых вода идет сильной струей. Еще есть лестница, которая поднимается до пятого этажа и выше.

пожары происходят от несоблюдения правил пожарной безопасности.

Давайте их вспомним (по картинкам).

Воспитатель:Ребята сейчас вы можете задать вопросы пожарному

Дети задают вопросы. (Например)

По какому номеру вызвать пожарных по телефону?

В чем заключается ваша профессия?

Воспитатель: А сейчас ребята я задам вам вопрос, а вы хором должны отвечать: "Это я, это я, это все мои друзья".

Кто, услышав запах гари. Сообщает о пожаре?

Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"

Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Воспитатель: Ребята сейчас мы поиграем в игру «Вызови пожарных»

Дидактическая игра «Вызови пожарного»

Стоит телефон детям нужно набрать номер пожарной части и назвать фамилию, имя, домашний адрес.

3-ребенок рассказывает:

Моя профессия энтомолог. Это редкая профессия. Я занимаюсь изучением насекомых. Включаем ноутбук и по презентации ребенок рассказывает.

На земле много разных видов пауков. Почти все они не опасны для человека. Все пауки плотоядные за исключением одного вида, который питается растительной пищей.
Пауки – пауки относятся к типу членистоногих. Посчитайте у паука лапки, их восемь). Тело паука состоит из двух частей. На брюшке у паука есть паутинные бородавки, именно они выпускают жидкость, которая подобно клею застывает на воздухе, образуя нить. Все пауки плетут паутину. При этом у каждого паука свой вид паутины.
В большинстве случаев у паука 8 или 6 глаз (поэтому он вас так хорошо видит).
С помощью паутины паук ловит свою добычу, обычно это насекомые. Затем он впрыскивает в них яд (жертва размягчается, внутренности превращаются в питательный раствор), по истечении нескольких часов паук высасывает жертву.
Паутина - очень прочный материал, кроме того она липкая (покрыта капельками клея). Но как тогда паук по ней передвигается и не прилипает? Дело в том, что на лапках паука есть волоски, так что лапка не соприкасается с клеем, паук буквально скользит по паутине «на цыпочках».
Паутина нужна паукам не только для ловли добычи. Паутину молодые паучки используют как средство передвижения.

А вы можете найти информацию о насекомых в интернете, в журналах, в энциклопедиях. Детям дают журналы посмотреть про насекомых. Показывают энциклопедию. Дети мы сейчас с вами поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Паучина»

Затем дети в подгруппах меняются и переходят за другой стол, чтобы узнать одругой профессии.

Рефлексивно-оценочная часть.

Ребята наша ярмарка заканчивается подойдите ко мне. Садимся на стульчики. Расскажите мне ребята о каких профессия вы сегодня узнали? Что для вас было новым, чего вы раньше не знали. О каких профессиях вы хотели бы узнать в следующий раз?

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Проблема безопасности дошкольников очень важна в современном мире, ведь самые беззащитные граждане – это маленькие дети. Дети могут подвергаться угрозе жизни и риску во многих ситуациях. Занятие помогает детям видеть опасные ситуации и уметь действовать в соответствии с ними. Занятие проводится в игровой форме с использованием разных видов деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по освоению образовательной области «Безопасность» в подготовительной группе «Безопасное путешествие»

Составила: Афанасьева Лариса Ивановна МОУ № 140 Советского района г. Волгоград.

План – конспект совместной деятельности.

  1. Тема «Как вести себя, чтоб не попасть в беду»
  2. Подготовительная группа.
  3. Направление: познавательно – речевое развитие.
  4. Раздел программы: Ребенок и окружающий мир
  5. Тип организованной деятельности: завершающий
  6. Место проведения: групповая комната
  7. Цель: систематизация ранее приобретенных знаний – об огне, пожаре, о поведении на дороге, при общении с посторонними людьми дома и на улице, об опасности ядовитых растений.

Задачи:

Образовательные: уточнять, углублять и систематизировать знания детей о пользе и вреде огня, о правилах поведения на дороге. При общении в незнакомыми людьми. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи; в практической ситуации выяснить правильные действия в проблемных ситуациях.

Развивающие: формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице; развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; развивать выразительность речи.

Воспитательные: воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, игровой.

Материалы к занятию: иллюстрации, карточки с номерами телефонов 01, 02, 03.

Материалы: Карточки с номерами «01», «02», «03»; корзина, ведро, грибы и ягоды, Светофор, конверты с разрезными дорожными знаками; Картонные домики кошки и козлят, аптечка, бинты, замки, телефоны, иллюстрации.

Предварительная работа:

  • Рассматривание альбомов по безопасности.
  • Беседы по безопасности в быту, в детском саду и на улице.
  • Дидактические игры «Азбука безопасности», «Опасно – не опасно», «Правила поведения в природе». Загадывание загадок.
  • Чтение русских народных сказок: «Волк и семеро козлят»; «Маша и медведь»;

К.И. Чуковский «Айболит»; С. Михалков «Дядя Степа»; С. Маршак «Кошкин дом»; О. Ушакова «Сказка о Зайке, который потерялся».

  • Заучивание домашнего адреса, телефона, Ф.И О. родителей.
  • Раскрашивание раскрасок «Правила безопасного поведения»

Воспитатель: Сказка ложь, да в ней намек.

Деткам жизненный урок.

Чтоб в беду не попасть

Вам не мало надо знать.

Важно помнить много правил,

И всегда их соблюдать!

Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие в страну Безопасности.

Отгадай сказку по тексту:

1.ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Посмотрите, что за дом.

Он уже объят огнем.

Что за сказка вспомним, дети.

Её знают все на свете! (ответы детей)

Вопросы к детям:
- От чего происходят пожары?
- Почему детям нельзя играть с спичками?
- Кто придет на помощь в борьбе с огнем?

Я хочу предложить вам игру «Доскажи словечко»

  1. Упал на пол уголек-

Деревянный по зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его… (водой)

  1. Победит огонь коварный

Тот, кого зовут…(пожарный)

  1. Лежат в коробке сто подружек,

Им не место среди игрушек.

Все похожи как сестрички,

Что это? Конечно …(спички)

  1. Раскалился если вдруг

Электрический утюг,

Что должны вы сделать, детки?

Вынуть вилку из…(розетки).

  1. Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что должны вы предпринять?

Сразу спички..(отобрать).

  1. Если вдруг пожар возник,

Ты обязан в тот же миг

В часть пожарным позвонить,

О пожаре им …(сообщить)

  1. Если хочешь ты гулять,

Вскачь не надо убегать.

Закрывая в доме дверь,

Все ли выключил?...(проверь)

  1. Кто с огнем не осторожен,

У кого пожар возможен.

Дети, помните о том,

Что нельзя шутить с (огнем).

Воспитатель: Молодцы. А сейчас проверим, знаете ли вы, по какому номеру телефона необходимо позвонить, если случится пожар.

(На столе раскладываются карточки экстренных служб (01, 02, 03, 04).

Дети выбирают правильный ответ.)

При возникновении пожара мы должны позвонить по номеру 01. Давайте запомним его.

Знает каждый гражданин, этот номер 01

Если к вам пришла беда. Позвони скорей туда.

Если нету телефона-

Позови людей с балкона.
Воспитатель: Людям с самых давних пор

Огонь дает тепло и свет.

Но если быть не аккуратным,

Натворит он много бед!

2.БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДЕ.

Воспитатель: Следующая сказка:

«Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой Машеньку.

Дедушка, бабушка, - говорит Машенька, -отпустите меня в лес с подружками! Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды.» (Маша и медведь)

Машенька вышла на полянку со съедобными и несъедобными ягодами и грибами. Давайте поможем ей собрать только съедобное.

Вам нужно ядовитые грибы и ягоды положить в ведро, а съедобные в корзинку.

Дети выполняют задание. Воспитатель проверяет правильность выполнения.

Физкультминутка.

Утром солнышко проснулось, потянулось, улыбнулось.

И отбросив одеяло, на зарядку побежало.

Все в затылок подравнялись, на носочки приподнялись.

По тропиночке пошли и овражек перешли.

Высоко подняв колени, мы шагаем как олени.

Расправить руки захотели-

Птицы с дерева слетели.

Дружно все присели, и друг друга не задели.

А теперь мы приподнялись, аккуратно подравнялись.

Прямо, ровненько стоим, а осанкою следим.

3 .БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ.

Воспитатель: Рассуждать Степан не стал

Светофор рукой достал.

В серединку заглянул,

Что –то где-то подвернул…

В то же самое мгновенье

Загорелся нужный свет.

Восстановлено движенье,

Никаких заторов нет! (Дядя Степа).

Воспитатель: Дядя Степа приготовил нам задания в конверте. Посмотрим, что там?

Здесь какие-то знаки. Они сломались, их нужно сложить и назвать. (дети складывают пазлы).

Воспитатель: Для дорожного движенья, всюду есть изображения-

Знаки разноцветные - яркие, приметные!

Мы их понимаем, уважаем, соблюдаем.

Учим знаки не напрасно с ними очень безопасно!

В зал входят дети огоньки (красный, желтый, зеленый).

  1. Перейти через дорогу, вам на улице всегда,

И подскажут и помогут, говорящие цвета.

Красный цвет вам скажет «Нет» сдержанно и строго.

  1. Желтый цвет дает совет, подождать немного.
  2. А зеленый говорит: проходите, путь открыт».

Воспитатель: Как видите, ребята, у нас гости. Вы догадались, это…

Дети: Говорящие цвета светофора.

Воспитатель: Верно, они пришли с вами поиграть.

Игра: «Будь внимателен»

Дети встают шеренгами одна против другой и выполняют движения:

при красном цвете- грозят пальцем,

при желтом- пружинка,

при зеленом- движутся на носочках вперед.

Игра проводится под музыку.

4. ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА.

Воспитатель: Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,

И жучок, и червячок, и медведица.

Всех излечит, исцелит… (Добрый доктор Айболит)

Как вы думаете, ребята, для чего нужен этот чемоданчик доктору? (ответы детей).

Я предлагаю вам (2 человека) собрать аптечку первой помощи и рассказать всем о ее содержимом.

Проводится аттракцион: «Собери аптечку» для оказания первой помощи.

Воспитатель: Вот такая аптечка первой помощи должна быть в каждом доме, и пользоваться тогда, когда нужно оказать кому – то помощь до приезда врача.

Конкурс по оказанию первой помощи: Забинтовать какую-то часть тела.

5.ОБЩЕНИЕ С ПОСТОРОННИМИ ЛЮДЬМИ.

Воспитатель: Вот еще одна сказка.

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла- молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вы вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю! (Волк и семеро козлят)

Воспитатель: Ребята, а кто это к нам пришел? (Появляется Волк)

Волк: Это сказка? Как хорошо! Где-то здесь живут мои козлятки. (Стучится). Козлятки, ребятки, ваша мама пришла, кушать вам

Принесла.

Козленок : Наша мама дома, но она спит.

Волк: А я – почтальон, принес вам срочную телеграмму. Не открывают. Почему?

  • А я доктор, вы вызывали «03»? Не открывают.
  • А я водопровод пришел чинить, мама коза просила. Не открывают.
  • А я соседка. Ой, плохо мне, дайте мне воды. Опять не открывают. Что случилось?

Воспитатель: Уважаемый Волк, не откроют тебе дверь козлята!

Волк: Почему?

Воспитатель: А вот послушайте! Сейчас преступники могут любую форму, переодеваться в любую форму, даже полицейского.

Ребенок: Не пускайте дядю в дом, если дядя незнаком!

И не открывайте тете, если мама на работе.

Ведь преступник, он – хитер, притворился, сто монтер.

Или даже скажет он, что пришел к вам почтальон.

Чтоб тебя не обокрали, не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь, закрывай покрепче дверь!

Проводится аттракцион «Кто быстрее?»

Командой из 5 человек нужно закрыть все замки и набрать номер телефона «02», побеждает команда, чье время лучше.

6. Ребенок на улице.

1. Воспитатель: Послушайте отрывок еще из одной сказки.

Плачет Зайка на поляне,
По своей тоскует маме.
Он за бабочкой погнался,
Заблудился... потерялся.
Не найдёт теперь домой
Он тропы в глуши лесной.
(Сказка о Зайке, который потерялся )

Ребята, а детки могут потеряться? (ответы детей)

А что будете делать вы, если потеряетесь на улице?(ответы: не плакать, не убегать, обратиться к охраннику или полицейскому, назвать телефон родителей или домашний адрес).

2.Рассматривание картинки «Незнакомец на улице».

Воспитатель: А если к вам на улице подойдет незнакомый человек и позовет с собой, что вы будите делать? (ответы детей).

Воспитатель: послушайте стихотворение.

Каждый грамотный ребенок, должен твердо знать с пеленок:

Если вас зовут купаться, в телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет,

Отвечайте твердо: «Нет»

Вам предложат обезьянку, или даже денег банку,

Или даже в цирк билет-

Отвечайте твердо: «Нет!»

Позовут лететь к Луне, покататься на слоне…

Есть на все простой ответ,

Ты ответить должен «Нет!»

Заключительная часть.

Воспитатель: Я раздам вам карточки с номерами телефонов (01, 02, 03). Прочитаю отрывки из знакомых сказок, а вы определите, какой номер нужно показать.

А рядом бегемотики, схватились за животики.

У них, у бегемотиков животики болят. (03)

Я кровожадный, я беспощадный, я злой разбойник Бармалей.

И мне не надо, ни мармелада, ни шоколада

А только маленьких, да маленьких детей (02)

Тили бом, тили бом, загорелся кошкин дом (01)

Что случилось на вокзале, плачет мальчик – лет пяти,

Потерял он маму в зале, как теперь его найти. (02)

Воспитатель: Дети, а как называют людей – спасателей? Назовите их профессии? (врач, пожарный, полицейский). Показ иллюстраций.

Рисование по теме.

Молодцы ребята. А теперь я предлагаю вам сделать рисунки по нашей теме. (дети рисуют).

Итог: Воспитатель: А сейчас с помощью игры вспомним, о чем мы сегодня говорили.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

Кто идет по переходу, с мамой за руку держась? (это я, это я)

Кто из вас завидев дым, набирает 01 (это я, это я)

Признавайтесь ребятишки, кто берет без спросу спички? (молчат)

Кто из вас идет вперед, только там, где переход? (это я, это я)

Кто из вас в вагоне тесном, уступает взрослым место? (это я, это я)

Кто не спросит, «Кто за дверью?» Впустит в дом чужих людей?(молчат)

Кто без спроса может взять, ножницы, иголки.

И таблетки достает с запрещенной полки? (молчат)

А скажите мне, ребятки, кто утром делает зарядку? (это я, это я)


Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе «Как звери зимуют»

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

· «Познавательное развитие»

1. продолжать знакомить детей с дикими животными,

2. знакомить с трудностями в зимнее время года, о том, как человек может помочь диким животным;

3. расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде;

4. формировать знания о следах диких животных;

6. развивать воображение и творческую активность;

7. воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

· «Речевое развитие»

1. формировать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

2. закреплять умение использовать в речи сложные предложения, отвечать полным ответом.

3. активизировать словарь (зимуют, защищаются, добыча).

4. прививать чуткость к поэтическому слову.

· «Социально-коммуникативное развитие»

1. развивать социальный и эмоциональный интеллект;

2. развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;

3. формировать навык общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.

· «Физическое развитие»

1. совершенствовать навык координации движений и ориентировки в пространстве.

Методы и приемы:

· Практические: опора на реальный объект, опора на иллюстрации, на словесные образцы речи педагога;

· Наглядные: прием демонстрации объекта.

· Словесные: беседа, вопросы к детям.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением диких животных, следы животных, дидактическая игра «Две белочки», маски для 2-белочек, фишки, мультимедийный проектор.

Предварительная работа: чтение рассказов из книги В. Бианки «Лесная газета», рассматривание иллюстраций о диких и домашних животных, беседы «Как животные готовятся к зиме», «Как животных цвет защищает?», «Лесные жители», дидактические игры «Чей, чья, чье», «Мамы и детки», разучивание стихов, загадок о диких животных, рассматривание картин.

Педагог предлагает детям отправиться в лес, а в какой можно понять, послушав стихотворение.

Читает стихотворение.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Берега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

Дети слушают стихотворение. Привлечено внимание детей.

Как вы думаете, в какой же лес мы с вами отправимся?

Правильно, мы с вами отправимся в зимний лес. А как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки-зимы?

Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился. Мы с вами тоже отправимся по следам и посмотрим, кто их оставил и как зимуют животные и птицы в лесу.

А вот и первые следы! Чьи они? Давайте посмотрим, куда они нас приведут. Ответы детей.

Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до пенька, где лежит игрушка - зайчик. Сформирована мотивация на познавательную деятельность.

Закреплены знания об особенностях следов животных.

Воспитатель. Кто это? Ребята, как вы думаете, легко ли зайчику зимой в лесу? Чем он питается, как передвигается по снегу, какие особенности поведения зайчика?

Воспитатель уточняет ответы детей:

Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь – опять испугался и побежал в другую сторону. Когда охотники разбирают следы зайца, удивляются его хитрости, а заяц и не думал хитрить, он просто всего боится.

Воспитатель. Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы и запутать свои следы, чтобы никто нас не нашел. Ответы детей.

Дети прыгают с продвижением вперед. Закреплены и расширены знания о зайце, его повадках, способах выживания в зимний период.

Воспитатель предлагает детям погреть пальчики ведь в зимнем лесу очень холодно. Дети выполняют упражнения вместе с воспитателем: на первую строчку дотрагиваются большим пальцем по очереди до указательного, среднего, безымянного и мизинца, на вторую – сжимают и разжимают все пальцы в кулак, все повторяют левой рукой.

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису-

Их зимой найдешь в лису.

А вот еще чьи - то следы. Давайте пройдем по ним и посмотрим, чьи они. Кто это? Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до дерева, где лежит игрушка - белочка.

Кто из вас знает, как белочка зимует?

Воспитатель уточняет, объединяет ответы детей:

Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, так же как и зайцу, помогает ей маскироваться. Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется, так как у нее отменная память. Она запоминает, где делала свои кладки с осени и какое расстояние между ними. Можно только позавидовать памяти этого зверька. А когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток. Ответы детей. Закреплены и расширены знания о белке, его повадках, способах выживания в зимний период.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Две белочки». (Картинки с изображением различных предметов ежат на столе).

Дети играют в игру.

Выбираются 2 белочки, остальные подходят к столу, берут по 1 картинке. По команде «Скоро зима, пора делать запасы» белочки выбирают картинки с изображением корма. Нужно набрать как можно больше картинок.

Ответы детей.

Правильно, это лиса. А как проводит зиму лиса?

Воспитатель уточняет ответы детей, рассказывает о повадках животного.

А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.

Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса, так же как и волк всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой. Ответы детей. Закреплены и расширены знания о лисе, его повадках, способах выживания в зимний период.

Почему волков называют санитарами леса потому, что они уничтожают слабых, больных животных.

А вот как же волки готовятся к долгой, суровой, холодной зиме?

Если волки не могут найти себе добычу, что они делают?

Где же волки ночуют?

Воспитатель обобщает ответы детей. Ответы детей. Закреплены и расширены знания о волке, его повадках, способах выживания в зимний период.

А вы не хотите погулять в зимнем лесу. Ну тогда пошли. Дети выполняют упражнения по тексту физминутки.

«Прогулка в зимнем лесу».

«Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа-березка в шубке стоит,

Слева - елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас

Не найдет тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири,

Как красивы они!

В лесу красота и покой

Нам пора уже домой!»

А здесь еще чьи-то следы. Давайте посмотрим, кому они принадлежат, рассмотрим их. Кто это?

Правильно - это лось. А как зимуют лоси?

Воспитатель обобщает ответы детей:

Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до пенька, где лежит игрушка - лось.

Ответы детей. Закреплены и расширены знания о лосе, его повадках, способах выживания в зимний период.

Давайте продолжим наше путешествие. Здесь еще чьи-то следы. Кто это?

Правильно, это птицы. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Старается они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.

А теперь давайте продолжим нашу беседу, удобно располагайтесь на своих местах. Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до сайки птиц.

Дети садятся на стульчики.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что это за сугроб в лесу? Из-под сугроба идет пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб?

Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется.

Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А какие еще животные спят зимой? Ответы детей. Закреплены и расширены знания о медведе, его повадках, способах выживания в зимний период.

Аукцион загадок о животных.

Заранее подготовленные дети загадывают загадки.

Воспитатель. Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным?

Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц. Ответы детей. Сформировано стремление помочь животным в трудных условиях.

Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали?

Что мы видели в зимнем лесу? Давайте посмотрим на экран и еще раз вспомним, следы каких животных и птиц видели.

Сегодня мне было очень приятно с вами работать, и в память о нашей встрече я хотела бы вам подарить фотографии следов различных животных. Надеюсь, вы с ними как следует ознакомитесь и станете настоящими следопытами. Ответы детей.

Дети обмениваются впечатлениями от путешествия. Сформирован навык общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.

Месяц

Тема ДОУ

Тема недели

Тема НОД

(занятия)

Программное содержание

Примечание

СЕНТЯБРЬ

«Детский сад»

1.День знаний.

Сегодня я воспитанник, а завтра ученик

Расширять знания детей о школе, о профессии учителя. Помочь детям сопоставить жизнь ученика и воспитанника детского сада. Дать знания о важности подготовки детей к обучению в школе. Воспитывать интерес к школе, чувство признательности и уважения к труду учителя.

О.В. Дыбина (№2)

Стр.17

2.Мой родной город Брянск.

День города

Дать детям знания о том,что у каждого города есть свой день Рождения

Воспитывать чувство гордости за свой город, за свой народ.

Конспект прилагается

3.Наш детский сад.

Как хорошо у нас в саду.

Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад.

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим.

О.В.Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением стр.33

4.Осень. Сезонные изменения в природе.

Гуляй, да присматривайся

Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени, закреплять названия осенних месяцев, развивать внимание, память, мышление. Воспитывать любовь к родной природе.

1, стр.133

Месяц

Тема ДОУ

Тема недели

Тема НОД

(занятия)

Программное содержание

Примечание

ОКТЯБРЬ

«Осень золотая»

1. Дары осени. Откуда хлеб пришёл?

Откуда хлеб пришёл?

Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

3, стр.21

2.Лесное лукошко. Грибы, ягоды.

Подарки леса

Систематизировать знания детей о лесных дарах, съедобных и несъедобных грибах и ягодах, дать знания о правилах сбора. Развивать память, воображение, наблюдательность. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи в природе. Воспитывать экологическую культуру.

1, стр.163

Т.В.Вострухина, Л.А.Кондрыкинская Знакомим с окружающим миром детей стр.173.

3.Домашние животные. Птицы.

«В гостях у птиц.»

Закреплять знания детей о птицах.

Воспитывать бережное отношение к ним.

Развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки и давать полный содержательный ответ на них.

1,стр. 217,203.

Т.В.Вострухина, Л.А. Кондрыкинская стр.176-178.

4.Кто как готовится к зиме. Дикие животные.

Как звери и птицы к зиме готовятся.

Закрепить знания детей о диких животных и …, формировать умение детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность. Воспитывать интерес к природе.

1, стр. 55-57

Т.В. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская стр.178.

5.Растительный мир. Лес.

Что такое лес?

Расширять знания детей о лесе, о его растительном мире.

Воспитывать экологическую культуру детей.

Расширять кругозор, развивать память, внимание, речь детей.

Закреплять умение вести себя на природе.

1,стр.217,203

Т.В.Вострухина, Л.А.Кондрыкинская стр.175-176.

Месяц

Тема ДОУ

Тема недели

Тема НОД

(занятия)

Программное содержание

Примечание

НОЯБРЬ

«Я в мире человек»

1.День народного единства.

День единения России

Познакомить детей с историческими событиями, связанными с праздником. Познакомить с памятниками, посвящёнными этим событиям. Воспитывать в детях интерес к своей истории, чувство гордости за свой народ, который не захотел покориться иноземным захватчикам.

3, стр.62

2.Я в мире человек. ЗОЖ. Мои права и обязанности.

Права и обязанности ребёнка.

Уточнить представление детей о правах и обязанностях человека, записанных в Декларации прав человека.

Познакомить с Декларацией прав ребёнка.

Формировать умение соблюдать правила поведение в детском саду, дома и в общественных местах.

Быть общительными, помогать товарищам и взрослым.

Т.В.Вострухина, Л.А. Кондрыкинская Знакомим с окружающим миром детей стр.155

3.В школе дорожных наук. Транспорт(едем, плывем, летим).

На чём люди ездят

Закрепить знания детей о видах транспорта: наземный, водный, воздушный и обобщающее понятие «транспорт»

Закреплять знания о правилах поведения пешехода.

Н.С.Голицына, С.В.Люзина, Е.Е. Бухарова ОБЖ стр.17

4.День матери.

Приближение зимы.

Мама милая моя

Формирование уважительного и бережного отношения к самому дорогому человеку – маме; воспитание чувства преданности к матери ее значимости в семье. Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее. Формировать умение отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме.

Конспект прилагается

Месяц

Тема ДОУ

Тема недели

Тема НОД

(занятия)

Программное содержание

Примечание

ДЕКАБРЬ

« Зимушка – зима »

1.Календарь.

Зима. Сезонные изменения в природе.

Зимушка - зима

Систематизировать знания детей о зиме. Закрепить знания об основных приметах, названия зимних месяцев. Рассказать детям об изменениях, которые происходят зимой в растительном и животном мире, об особенностях жизни людей в зимний период(одежда, труд, отдых, помощь животным). Воспитывать у детей желание помогать птицам и животным.

О.А.Скоролупова,

1,стр.177

2. Зима в лесу.

Зима в лесу

Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц и диких животных в лесу зимой. Формировать желание помогать им. Показать взаимосвязь живой и неживой природы. Воспитывать доброе отношение к природе.

1, стр. 81-84

3.Снег и лёд на улице.

Безопасность.

Снег и лёд.

Расширять представления детей о правилах поведения на улице в зимний период времени

Конспект прилагается

4.Зимние забавы.

Зимние виды спорта.

5. Новогодние сказки. Новый год!

Зимние забавы

Морозко

Расширять и обогащать круг знаний детей о зимних видах спорта.

Дать знания о том, что к спортивным видам относятся и русские народные игры.

Воспитывать интерес к русским народным играм., желание играть в них.

Познакомить с народными традициями.

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе.

Формирование действий превращения

3, стр.141,

Конспект

Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов

Познавательно-исследовательская деятельность стр.20

Месяц

Тема ДОУ

Тема недели

Тема НОД

(занятия)

Программное содержание

Примечание

ЯНВАРЬ

«Семья и традиции»

1.Зимние игры и развлечения. Коляда – коляда, отворяй ворота.

Коляда – коляда, отворяй ворота.

Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями. Познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора.

Конспект прилагается

2.Моя семья.

Я – помощник

Дружная семья.

Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботится о близких, развивть чувство гордости за свою семью.

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (подготов. гр.) стр. 29 тема 2

3.Город мастеров.

Русские народные промыслы.

Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. Обогащать словарь детей словами: хозлома; филимоновская, богородская игрушки; жостовские подносы; палехские шкатулки.

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (подготов. гр.) стр. 31

Месяц

Тема ДОУ

Тема недели

Тема НОД

(занятия)

Программное содержание

Примечание

ФЕВРАЛЬ

«Мой дом»

1. Дом, в котором я живу. Мебель, посуда, домашние предметы.

Мир вещей или предметы вокруг нас.

Закреплять знания о назначении предметов, названиях материалов, из которых они сделаны. Расширять представления об истории создания предметов человеком, их функциях. Воспитывать уважительное отношение к труду, бережное отношение ко всему, что их окружает.

Т.В.Вострухина, Л.А. Кондрыкинская Знакомим с окружающим миром детей стр.149

2.Инструменты. Бытовая техника.

Предметы-помощники.

Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека; объяснять, что эти предметы могут улучшить качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия.

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (подготов. гр.) стр. 28 тема 1

3.Животные холодных и жарких стран.

Животные холодных и жарких стран.

Расширять представления детей о животном и растительном мире холодных и жарких стран. Формировать в понимании детей образ необъятной России.

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (подготов. гр.) стр. 38

4.Наша армия. Профессии наших пап.

Защитники Родины.

Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов; формировать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев, воспитывать стремление быть похожими на них.

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (подготов. гр.) стр. 46 тема 12

Месяц

Тема ДОУ

Тема недели

Тема НОД

(занятия)

Программное содержание

Примечание

МАРТ

«Весна»

1.Мир вещей. Одежда, головные уборы.

На выставке одежды, головных уборов, кожаных изделий.

Дать детям понятие о материалах, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с разными материалами, показать связь материалов с назначением вещи.

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (подготов. гр.) стр. 39 тема 7

2.Мамин день. Семья.

Блин-блинок.

Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.

Познакомить детей со знаменитыми женщинами России - деятелями науки и искусства. Воспитывать уважение и любовь к матери.

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (подготов. гр.) стр. 57

3.Первые проталины. Сезонные изменения в природе. Перелетные птицы.

Пернатые обитатели весеннего парка.

Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, желание охранять пернатых друзей, помогать им. Закреплять знания о перелетных и зимующих птицах. Знакомить с особенностями их жизни, питания поведения. Развивать творческие способности, речь, мышление.

Т.В.Вострухина, Л.А. Кондрыкинская Знакомим с окружающим миром детей стр.52

4.Весна в лесу.

Русский лес-чудесный лес.

Расширять представления детей о животном и растительном мире средней полосы России весной, воспитывать бережное отношение к родной природе, воспитывать патриотические чувства.

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (подготов. гр.) стр. 42

5.Комнатные растения. Растения-живые барометры.

Растения-живые барометры, лекарственные растения.

Дать представление о лекарственных растениях, растениях-барометрах. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Т.В.Вострухина, Л.А. Кондрыкинская Знакомим с окружающим миром детей стр.180

Месяц

Тема ДОУ

Тема недели

Тема НОД

(занятия)

Программное содержание

Примечание

АПРЕЛЬ

«Среда обитания. Космос»

1.Наша Родина – Россия.

Мое Отечество – Россия.

Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа.

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (подготов. гр.) стр. 49 тема 14

2.Профессии, орудия труда. Космос.

Космос.

Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к расширению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (подготов. гр.) стр. 53 тема 16

3.Неживая природа (камни, песок, вода)

Свойства веществ.

Формировать представление о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию.

Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» стр. 53, тема 20.

4.Насекомые. Рыбы

Голубые реки России.

Расширять представления детей о природе России, познакомить с названиями рек, их обитателями.

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (подготов. гр.) стр. 46

Месяц

Тема ДОУ

Тема недели

Тема НОД

(занятия)

Программное содержание

Примечание

МАЙ

«Цветущий май»

1.ПДД. Транспорт.

Переходим через улицу.

Уточнять и расширять знания детей о ПДД, о транспорте на дорогах. Воспитывать добропорядочного гражданина.

Т.А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми» стр. 43

2.Моя Родина. День победы.

День Победы.

Уточнять и расширять представление о Великой Отечественной войне; воспитывать уважение к памяти воинов-победителей; формировать уважительное отношение к старшему поколению

Т.В.Вострухина, Л.А. Кондрыкинская Знакомим с окружающим миром детей стр.131

3. Ягоды, фрукты, овощи. Безопасность: как избежать беды.

Опасности вокруг нас.

Закрепить знания правил безопасности в быту, на улице, в воде. Продолжать формировать основы правильного поведения в критических ситуациях.

Н. С. Голицына, С.В. Люзина, Е. Е. Бухарова «ОБЖ для старших дошкольников» стр.70

4. Лето.

До свидания детский сад! Здравствуй, школа!

Школа. Учитель.

Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя; формировать интерес к школе.

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (подготов. гр.) стр. 36 тема 6

НОД по формированию целостной картины мира.
Воспитатель СП МОУ СОШ №15 г.Балашова Саратовской области
Парамонова Татьяна Николаевна

Возраст детей: подготовительная группа
Тема: «Занимательная лаборатория».
Цель: Ознакомление детей со свойствами воды.
Развивать навыки проведения познавательно - исследовательской деятельности с помощью лабораторных опытов.
Развивать мыслительные операции (анализ, познавательные и психические процессы), умение связно излагать свои мысли, воспитывать любознательность.
Формировать социальные навыки; прививать бережное отношение к воде.
Интеграция: «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература», «Здоровье».
Методы проведения: объяснительно-илюстративный, эвристическая беседа, проведение опытов.
Предварительная работа: Беседы о воде и её роли в жизни человека и растений.
Использование игр, загадок о воде в режимных моментах.
Наблюдение за свойствами воды на прогулках.
Материалы и оборудования: Ёмкость с водой, ёмкости разной формы (стеклянные колбы разной формы), зеркало, кусочки льда, электроплита для опытов, воронка, салфетки, стаканчики с водой, акварельные краски, музыкальный центр (музыка «Звуки воды»), картинки с изображением трёх свойств воды.
Ход НОД:
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в волшебную лабораторию. А что такое - лаборатория? (место, где проводятся исследования, научные опыты). В лаборатории надо вести себя тихо, руками ни чего не трогать, работать по плану, быть очень внимательными. Но прежде, я попрошу вас разгадать загадку: « Я и туча, и туман, и ручей и океан, и летаю и бегу, и стеклянной быть могу!» (ответ детей - вода) Следовательно, сегодня мы в лаборатории будем наблюдать свойства воды.
- Ребята, посмотрите у вас на столах стоят стаканчики с водой. Что вы можете сказать о воде, какая она? Попробуйте описать её. (прозрачная, без цвета, без запаха, т. д).
Воспитатель окрашивает воду в стаканчиках. Что произошло с водой? (она поменяла цвет).
- А какого цвета была вода до того как мы её окрасили, был ли у воды цвет? (нет, она была прозрачная).
Вывод: Вода - прозрачная, бесцветная.

Опыт: «Вода-жидкость, не имеет собственной формы».
Детям предлагается медленно наливать воду из емкости в посуду разной формы. Дети наблюдают текучесть воды (вода жидкая).
-Ребята, легко было перелить воду? (да). Почему, как вы думаете? (вода текучая, жидкая).
- Если бы вода не была жидкой, смогли бы мы её перелить? (нет). Она не смогла бы течь в реках, ручьях, не текла бы из водопроводного крана, поэтому воду называют жидкостью.
- А есть ли форма у воды?
Дети, рассмотрев разную посуду наполненную водой, делают вывод , что вода принимает форму сосудов, в которые её наливают.
Воспитатель на доске размещает картинку с изображением льющейся воды в стакан.
Опыт : «Вода может нагреваться»
-А теперь мы попробуем нагреть воду.
Дети наблюдают за нагреванием воды.
- А что происходит с водой при сильном нагревании? (кипит, булькает, бурлит, шумит).
- А какая кипящая вода? (горячая). Ей можно обжечься? (да).
Напомнить детям правила безопасности при использовании электрических проборов (не включать приборы без присмотра взрослых, не подходить близко к включенным электро проборам, не пытаться самим кипятить воду, быть осторожными с горячей жидкостью).
- В каких случаях используют горячую воду? Для чего нам необходимо её нагревать? (мама готовит суп, чай, компот, в грелке). Тёплую? (в водопроводном кране, где моем руки, в ванне для купания).
Вывод: вода может нагреваться, быть тёплой и горячей. (картинка с изображением кипящей воды)
Опыт: «Пар-это тоже вода».
-А что образуется при кипении воды? (пар)
Подержать зеркало над кипящей водой. Показать детям образовавшийся конденсат.
-Ребята, что вы видите на поверхности зеркала? (капельки воды).
-Правильно, горячий пар в соприкосновении с холодным зеркалом образует капельки воды.
Вывод: пар - это очень сильно нагретая вода (картинка с изображением конденсата).
Динамическая пауза: игра «Хорошо - Плохо» (на ковре с мячом)
Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку со словами: «вода - это полезно». (Ответы детей: вода нужна для питья, чтобы готовить еду, умываться, мыть полы, посуду, стирать одежду, закаляться водой, поливать цветы, растения в огороде, в воде живут рыбы, различные животные.) Затем: « вода - это вредно». Дети по очереди дают свои ответы (если напиться холодной воды можно заболеть, горячей водой можно обжечься, нельзя пить воду из крана, если не умеешь плавать, можно утонуть, если часто поливать растения они могут погибнуть, бывают наводнения и тогда вода разрушает всё на своём пути.)

Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. А теперь мы снова отправимся в нашу лабораторию.
Сюрпризный момент: Входит ребёнок, переодетый в костюм снеговика, на подносе блюдца со льдом накрытые полотенцем.
Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? (снеговик).
Что ты нам принёс?
Снеговик: С начало пусть ребята разгадают мою загадку. Он как алмаз: и твёрд и чист, на солнышке сверкает. Но пригревать начнут лучи, он тут же и растает (лёд).
Опыт : « Лёд - это тоже вода».
Дети рассматривают кусочки льда.
- Какой лёд? (твёрдый, прозрачный, холодный).
- Как получается лёд? (если заморозить воду).
- Где образуется лёд? (зимой на реках, в водоёмах, в холодильнике).
- При какой температуре образуется лёд? (при низкой, когда очень сильный мороз).
Предложить детям подержать лёд в руках.
- Что произошло? (лёд растаял). Почему? (руки тёплые).
Вывод: лёд - это вода очень сильно замороженная (картинка с изображением льда).
Аутотренинг: «Три свойства воды» (пантомима под музыкальное сопровождение).
- Ребята, давайте попробуем изобразить три состояния воды. Сначала жидкое состояние - текучее, потом парообразное, как вода переходит в пар, а затем твёрдое - лёд.
Дети стоят по кругу и изображают все свойства воды с помощью пантомимы.
Итог: Ребята, вот и закончились исследования, в нашей волшебной лаборатории. Вода одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вода добрый друг и помощник человека.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Смоет грязь с лица и рук?
Без чего не сможет мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку не прожить?
Что бы лился дождик с неба,
Что б росли колосья хлеба,
Что бы плыли корабли -
Жить нельзя нам без воды!
- Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. А, что для этого нужно делать? (не загрязнять реки, озёра, моря, не оставлять включенный водопроводный кран).
Анализ: Ребята, что сегодня в нашей лаборатории мы узнали о воде? Что исследовали?
(вода-жидкость, не имеет форму, может нагреваться, пар - это тоже вода, лёд- это замороженная вода).
Понравилось вам проводить опыты?
-Мне тоже очень понравилось, как вы сегодня работали, вы были активны, любознательны, давали правильные ответы и поэтому я хочу вам подарить эти весёлые капельки (детям раздаются улыбающиеся капельки).