Психологическое сопровождение родителей в доу. Особенности работы психолога с родителями детей, имеющих психофизические нарушения Психологические эффекты используемые в работе с родителями

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Однако, по всеобщему признанию ученых-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи. Исследования показали, что родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, так как, по мнению ученых, в настоящее время все чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т.д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием? Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей может стать психологическая служба детского сада.

С 2011 года на базе МБДОУ №27 функционирует родительский клуб «Диалог», целями работы которого являются повышение психологической культуры родителей, формирование эмоционально- положительных отношений детей и родителей. При работе с родителями используются следующие методы и формы работы: диагностический (исследование стиля воспитания ребенка в семье, диагностика детско-родительских отношений и семейного микроклимата), просветительский и профилактический. Для просвещения родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактики проблемных ситуаций проводятся тематические беседы, семинары-практикумы («Кризис трех лет», «»Чем страшна агрессия», «Ахи-страхи»), консультации («Почему дети лгут?», «Стили воспитания», «Семейное общение»), тренинги, чаепития («Традиции и обычаи моей семьи») . Кроме того родители привлекаются к участию в днях психологии (День Доброты, День Улыбок, День Вежливости), праздниках. Создание клуба способствует мягкой адаптации детей, формированию положительного отношения к ДОУ, навыкам общения со взрослыми и сверстниками. Результатом реализации данной формы работы с родителями является улучшение семейного микроклимата, оптимизация взаимоотношений с детьми (2012 г. – на 28%) по данным анкетирования.

Работа психологической службы в детском саду направлена на сотрудничество и психологическую поддержку родителей как в качестве индивидуальных консультаций, так и методов групповой работы. Отмечу, что формам групповой работы с родителями у нас отдается наибольшее предпочтение. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю посмотреть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные просчеты, изменяется их неадекватная родительская позиция, происходит оптимизация форм и приемов воздействия в процессе воспитания детей.

Особое внимание уделяется коррекции эмоционального фундамента воспитания. В процессе коррекционной работы предлагается научить родителей быть более сензитивными к своим детям, относиться к ним с пониманием, создавать атмосферу принятия.

Таким образом, групповые эффекты дают возможность родителям оптимизировать взаимоотношения в семье, повысить психологическую компетентность, получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ. На наш взгляд, данная модель психологического сопровождения родителей ДОУ поможет родителям осознать важность своего влияния на развитие личности ребенка, научит содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением.

Литература:

  1. Губкина Т.А. Родительский клуб/ Школьный психолог, 2000, №25.
  2. Дошкольное учреждение и семья: метод.руководство / под.ред.Т.Доронова - М.: ЛИНКА ПРЕСС,2001
  3. Медведева М.Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи / Управление ДОУ. – 2004. - №4

Елена Казакова
Семейный клуб как эффективная форма работы психолога с родителями в детском саду

Работа педагога- психолога дошкольного учреждения невозможна без сотрудничества с семьей, поскольку каждый детский психолог знает , что дети практически не имеют собственных психологических проблем , их проблемы - отражение проблем родителей . Поэтому работая с личностью родителей , меняя их поведение как по отношению к ребёнку, так и по отношению друг к другу, можно разрешить психологические проблемы ребенка .

Пытаться что-то изменить в ребёнке, не затрагивая его взаимодействия с родителями невозможно . Ведь самыми главными людьми на свете, на слова и поведение которых ориентируется ребёнок, являются его родители . Психолог может затратить огромные усилия на то, чтобы обучить ребёнка чему-то. Но возвратившись из детского сада домой , он сверит полученные знания с теми, которые ему предлагает родитель , а эти знания для ребёнка важнее, и будет воспроизводить старые закрепленные образцы поведения.

Ребёнок, имеющий внутренние проблемы, которые формируются именно семьей , не может с ними справиться самостоятельно без помощи психологов , педагогов и, естественно, родителей .

И отсюда вырастает значимость работы психолога с семьей . Однако привлечь родителей к сотрудничеству , часто бывает не простой задачей. Взрослые люди, если они не готовы к взаимодействию, всегда найдут массу причин для того, чтобы избежать его. И тогда встает вопрос : «Как привлекать родителей к эффективному взаимодействию ? Как показать им важность сотрудничества с ДОУ?»

Семья является древнейшим общественным институтом. В ней сочетаются личностные и общественные интересы. Именно в семье закладываются основы взаимоотношений, дети получают первые знания, в процессе деятельности формируются практические навыки . Семья является тем самым «маленьким миром» , в котором закладываются и развиваются личностные качества ребенка. Каждая семья по-своему уникальна и неповторима. Вместе с тем, не всегда родители могут правильно на практике применить имеющиеся в багаже знания.

В нашем детском саду «Клубничка » применяются разные формы работы с родителями . Помимо традиционных групповых и индивидуальных консультаций, родительских собраний , уже несколько лет функционирует семейный клуб .

Семейный клуб – это перспективная форма работы с семьей , учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей.

Основными целями работы семейного клуба в нашем детском саду являются :

Объединение усилий детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей;

Повышение психолого -педагогической компетенции родителей ;

Обмен опытом семейного воспитания ;

Укрепление детско- родительских отношений ;

Предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

В процессе деятельности клуба решаются следующие задачи :

1. обеспечение эффективного взаимодействия между педагогами ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития потенциальных возможностей детей в условиях ДОУ и семьи;

2. оказание всесторонней психолого -педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста в целях обеспечения всестороннего гармоничного развития ребенка;

3. психолого -педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей ; проведение (в случае необходимости) комплексной профилактики и коррекции различных отклонений в физическом, речевом, психическом , социальном развитии детей дошкольного возраста.

Формы работы семейного клуба варьируются от темы , состава участников и задач : круглый стол, тренинг, практикум, решение педагогических ситуаций, обмен опытом семейного воспитания , видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении, организация совместной деятельности детей и родителей и др . Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями на занятиях семейного клуба даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся психолого -педагогические знания, развивать креативные способности.

Все формы работы с детьми и родителями могут быть при этом разделены :

на индивидуальную работу с родителем и ребёнком ;

работу в мини-группах ;

групповую работу с родителями ;

групповую работу с родителями и их детьми .

В нашем детском саду предпочтение отдаётся коллективным формам работы .

Правила проведения семейного клуба :

Добровольная основа – через красочное, яркое объявление за неделю до начала мероприятия.

Вместе с ребёнком занятие посещает кто-то из родителей .

Количественный состав – до 8-10 пар.

Занятия проводятся 1 раз в месяц в различных специальных помещениях детского сада .

Каждое занятие рассчитано на 35-60 минут.

Каждое занятие включает в себя игровую деятельность.

В конце каждого занятия – подведение итогов, вручение небольших сюрпризов детям (конфеты, яблоки и т. д.) .

Семейный клуб в нашем дошкольном учреждении – структура динамичная : встречи могут сливаться в один цикл или дробиться. Всё это направлено на максимальную результативность встреч для всех участников. В ходе взаимодействия с родителями содержание работы клуба может корректироваться. Эффективность содержания данной работы зависит от активного участия всех специалистов ДОУ в выработке единства педагогических требований к ребёнку и расширении познаний в области педагогики, детской психологии и оздоровления детей.

В деятельности клуба мы придерживаемся следующих принципов :

1. В работе клуба участвуют заинтересованные и активные родители .

2. Мы учимся любить и принимать детей такими, какие они у нас есть.

3. Каждый независимо от возраста имеет свою точку зрения.

4. Важно и ценно для ребёнка чувствовать поддержку родителей . Вместе мы преодолеем все трудности.

5. Учимся слушать и слышать друг друга в клубе , дома, на улице.

Организация проводилась в три этапа.

Первый этап : организационный.

Цель : подготовка к работе по данному направлению.

Задачи :

Определить с помощью анкетирования начальный уровень психолого -педагогической и социокультурной компетентности членов семьи по проблеме.

Изучить литературу по данной теме.

Подобрать практический материал.

Результат : разработка перспективного плана работы семейного клуба .

Планирование работы семейного клуба осуществляется на основе анализа запросов родителей , данных мониторинга посредством метода наблюдения за детьми.

Второй этап : внедренческий.

«В мире развивающих игр» (интеллектуально развитие) .

«Секреты общения» (коммуникативные навыки) .

«Семейная гостиная » (художественно-эстетическое развитие) .

«Красота и здоровье» (физическое развитие и оздоровление детей) .

Цель третьего этапа : определение эффективности проделанной работы , сопоставление начального и конечного уровней психолого -педагогической и социокультурной компетентности родителей и их взаимодействия с детьми.

Содержанием работы на данном этапе является анализ промежуточных и конечных результатов совместной деятельности родителей , педагогов и детей; разработка планов работы семейного клуба на следующий год , обсуждение удачных и неудачных форм работы , моделирование различных вариантов организации работы семейного клуба с целью повышения эффективности деятельности .

Таким образом, опыт работы семейного клуба в нашем детском саду показал , что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому , как союзников. Показывая себя ребёнку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребёнку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности.

Кроме того, работа семейного клуба показала , что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду , переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что «слова учат, а пример заставляет подражать» .

Итогом работы семейного клуба в нашем детском саду стало улучшение эмоционального состояния детей, выход на более высокий уровень взаимодействия. На 9 % увеличилось количество детей с нормальным уровнем тревожности, на 7 % увеличилось количество детей с адекватной самооценкой. В целом по детскому саду снизился процент агрессивных детей. Рефлексивные отчеты родителей , принимавших участие в работе семейного клуба , позволяют фиксировать положительную динамику в построении продуктивного детско- родительского взаимодействия .

Таким образом, объединив родителей всего детского сада по интересам , создалось детско-взрослое сообщество , работающее в едином ключе и способствующее решению поставленных целей и задач. В результате повысилась психолого -педагогическая компетентность родителей . При создании благоприятных условий для реализации и развития потенциальных возможностей воспитанников снизился контингент детей, нуждающихся в коррекционной помощи, а так же прослеживается динамика успешной коррекции.

Литература :

1. Андреева А. Д. Семья как основной институт в раннем дошкольном детстве // Вестник практической психологии и образования . - 2008. -№ 2.

2. Зубова О. М., Лукьянова Н. А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя. 2010. №11.

3. Каракозова Н. Ю., Мязина А. И., Кудрина А. А. Семейные клубы в дошкольном учреждении как форма социализации ребенка : учебно-методическое пособие. 2012.

4. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. / Под редакцией Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2008.

Жизнь человека очень сложна и многогранна. А если рассматривать её с чисто психологической точки зрения - тем более. Каждый человек обладает только ему присущими уникальными чертами и качествами, внутренними миром, душевной организацией и специфическими свойствами психики. Люди ежедневно общаются с другими людьми и взаимодействуют с обществом, занимаются какой-либо деятельностью, выполняют определённые функции и достигают результатов. И нередко, наблюдая за процессом жизнедеятельности, можно заметить в жизни человека и общества некие закономерности - социально-психологические феномены, которые характеризуют особенности взаимоотношений людей между собой. Именно этим закономерностям и посвящён представленный материал.

В этой статье мы расскажем о том, что такое психологические эффекты и какое отражение они нашли в жизни человека и общества. Нами будут рассмотрены различные особенности воздействия психологических эффектов посредством межличностного общения и массовой коммуникации. А также мы узнаем о многих эффектах восприятия, проявляющихся в общении, процессе работы, игровой деятельности и других сферах жизни людей.

Итак, что же это за феномен - психологические эффекты?

Что такое психологические эффекты?

Психологические эффекты (социально-психологические эффекты ) являются стабильными и легко обнаруживаемыми закономерностями, отражающими межличностные характеристики отношений людей в социуме и раскрывающими особенности тех процессов, которые отражают параметры их общения и взаимодействия. Проще говоря, психологические эффекты - это часто повторяющиеся явления, возникающие во время общения людей и взаимодействия человека с обществом.

Основываясь на психологических эффектах, многие специалисты строят свои теории и умозаключения, а обычные люди, даже не имея специальных знаний, могут делать свои выводы и выявлять интересные особенности в жизни человека, групп людей и общества в целом. Эти явления довольно часто наблюдаются в повседневности. Знания о психологических эффектах позволяют глубже понять природу человека и особенности его психики. А применение этих знаний на практике способствует саморазвитию, личностному росту, улучшению отношений с другими и повышению качества жизни.

Ниже мы приводим примеры самых известных и распространённых психологических эффектов.

Эффект плацебо

Вообще, термином «плацебо» называют какое-либо вещество, не обладающее лечебными свойствами, но используемое в качестве такового. А целебный эффект, вызываемый этим веществом, связан с верой пациента в то, что он принимает не «пустышку», а настоящее лекарство. В психологии же эффект плацебо представляет собой прекрасный пример того, как то, что мы говорим людям, влияет на их восприятие. Ведь основан эффект плацебо на внушении. Человеку просто сообщают, что, например, какой-то препарат оказывает определённое воздействие, и он начинает этого воздействия ожидать. В итоге, в результате внушения, происходит и ожидаемый эффект.

Проверить, насколько приведённая информация соответствует действительности, вы можете на собственном опыте. Самый простой пример: наверняка у кого-то из ваших родных или друзей время от времени возникает головная боль, дискомфортные ощущения в желудке или что-нибудь подобное. Когда случится недуг, скажите человеку, что через минуту принесёте лекарство - растворённую в воде таблетку. Пусть человек подождёт. Отойдите куда-нибудь, налейте стакан воды и потяните время, делая вид, что добавляете в воду лекарство. Потом дайте человеку выпить эту воду, ещё раз напомнив, что лекарство очень хорошее и совсем скоро состояние нормализуется. Вероятность того, что через небольшой промежуток времени этому человеку станет легче, составляет 80%, несмотря на то, что выпил он стакан обычной воды.

Узнать подробнее об эффекте плацебо вы можете .

Эффект Веблена

Эффект Веблена - это необоснованный с экономической точки зрения повышенный спрос на товары высокой ценовой категории. Причём, чем выше поднимается цена, тем выше на товары спрос. Данный эффект характерен, в основном, для товаров, которые недоступны большинству людей из-за своей высокой цены. А это, в свою очередь, подчёркивает социальное положение владельцев таких вещей. Эффект Веблена характерен, главным образом, для людей, которые ценят статус товаров, привержены какой-то конкретной марке или бренду. Иногда этому эффекту поддаются люди, переходящие на ступень выше по социальной лестнице (карьерный рост, более престижное место работы и т.п.). Также эффект Веблена это показатель того, что в психике подверженных ему людей доминируют мотивы стремления к роскоши и престижу.

Наглядно увидеть воздействие эффекта Веблена на психику человека вы можете, просто обратив внимание на окружающих вас людей. Более всего его влиянию подвержена молодёжь. В наше время существует огромнейшее количество различных фирм, брендов, торговых марок. И у каждой из них есть своя армия поклонников. Обратите внимание на то, что покупают молодые парни и девушки: обувь и одежду, которая совершенно проста на вид, но стоит довольно дорого. Или телефоны, стоящие многие тысячи рублей, хотя бюджетных аналогов им существует множество. И, как правило, чем дороже будут новинки, тем больше людей захотят их приобрести. Но тут ничего не поделаешь, ведь это влияние моды. К тому же, в наше время, к сожалению, широко распространено заблуждение: чем дороже вещи у человека и чем их больше, тем значимее его персона. Хороший совет родителям: воспитывайте в своих детях здоровое отношение к материальным ценностям.

Больше информации об эффекте Веблена можно найти .

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник - это психологический феномен, который заключается в том, что люди склонны запоминать внезапно прерванные занятия и задания, чем те, которые успели завершить. Данные об этом эффекте были получены опытным путём: проводилось несколько экспериментов, участниками которых были школьники и студенты. Во время этих экспериментов испытуемые заканчивали одни задания и прерывали выполнение других. По окончании экспериментов подводились итоги, где результатом всегда был больший процент запомненных незавершённых заданий, чем завершённых.

Эффект Зейгарник вы можете испробовать даже на себе. Возьмитесь за выполнение какого-нибудь не очень простого для вас самостоятельно выбранного задания и доведите дело до конца. Сделайте небольшую паузу. Затем возьмите листок и ручку и запишите все детали процесса выполнения. После этого выберите для себя другое задание. Доведите его готовность до половины и прекратите выполнение. После аналогичной паузы запишите все детали процесса. Вы заметите, что то, что вы закончить не успели, воссоздаётся в памяти гораздо легче и отчётливее, чем то, что вы закончили. Такой, так сказать, приём очень практично использовать для контроля выполнения каких-либо заданий и повышения эффективности. Если вы утомились, делая что-то, сделайте паузу, отдохните. После вы сможете продолжить с новыми силами, и в точности помня все детали того, что делали.

Интересные данные об эффекте Зейгарник можно найти по этой ссылке .

Холодное чтение

Холодным чтением называют определённую совокупность приёмов, использующихся экстрасенсами, медиумами, гадалками, иллюзионистами и т.д. Холодное чтение используется для того, чтобы создать впечатление, что применяющий его знает о другом человеке много информации, несмотря на очень короткое знакомство. И практикующий действительно способен многое узнать. Делается это с помощью анализа физических данных человека: пола, возраста, стиля одежды, расовой, религиозной и сексуальной принадлежности, места рождения, уровня образования и других данных. В основном, практикующие используют догадки: если высказанное предположение находит вербальное или не вербальное подтверждение, то продолжается «прощупывание» человека в том же направлении. Если же подтверждения нет, то догадки отбрасываются и находятся другие. Умелые практики холодного чтения могут оказывать на людей очень сильное впечатление и влияние.

Яркий пример холодного чтения это гадания на улице. Множество людей попадали в такие ситуации, когда на улице подходит человек и говорит, что может погадать, предсказать будущее, снять сглаз, порчу и т.п. Лишь на минуту остановившись, человек, к которому обратились, начинает выслушивать от совершенно постороннего человека детали своей биографии, описание каких-то моментов своей жизни, личных событий и прочего. Человек удивляется, начинает испытывать своеобразный трепет и благоговение перед «магом». Нередко «чтецы» используют свои навыки холодного чтения с целью обмана и вымогательства. Поэтому если вдруг незнакомый человек начинает удивлять вас своими «магическими» способностями, не поддавайтесь на провокации и помните, что, скорее всего, этот человек очень хороший психолог и «читает» вас, как открытую книгу, а вся его «магия» лишь отточенный навык. Будьте бдительны.

Узнать подобнее о холодном чтении можно вот по этой ссылке .

Эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя - это уникальный психологический феномен, который заключается в том, что человек, убеждённый в достоверности какой-либо информации, подсознательно ведёт себя таким образом, чтобы эта информация подтвердилась. Так называемое «пророчество» определяет характер деятельности верящего в него человека. Эффект Пигмалиона, кстати, часто получает подтверждение в проверке паранормальных явлений: сторонники убеждаются в том, что эти явления есть, а противники - в том, что их нет.

Эффект Пигмалиона очень эффективен в применении. Вы можете испытать это, например, на своём ребёнке, который должен в ближайшее время попасть в новое окружение (новый класс, школа, спортивная секция и т.п.). Как правило, многие дети испытывают дискомфорт от того, что им предстоит общаться с незнакомыми людьми, думают о том, как их воспримут, боятся не понравиться и т.д. Скажите ребёнку, что вы уже общались с теми людьми, с которыми ему предстоит встретиться, и они настроены в отношении него очень доброжелательно, позитивно, дружелюбно, и рассчитывают на такое же отношение в ответ. Оказавшись в новом окружении, но будучи настроенным на позитивный лад, ваш ребёнок будет непроизвольно вести себя, рассчитывая на то, что вы ему говорили. А это, в свою очередь, будет реализовывать ваше пророчество. В итоге, велика вероятность того, что отношения в новом коллективе будут приятными и доставят удовольствие и вашему ребёнку и тем, кто будет с ним общаться.

Подобности эффекта Пигмалиона вы найдёте .

Эффект Барнума/эффект Форера

Эффект Барнума (он же эффект Форера или эффект субъективного подтверждения) - ещё один уникальный феномен, смысл которого заключается в том, что люди верят в описания их личности, созданные, по их мнению, конкретно для них, но на самом деле имеют обобщённый характер и могут быть применены в отношении других людей. Эффект Барнума, наряду с холодным чтением, рассмотренным нами выше, нередко применяется различными мошенниками, позиционирующими себя в качестве астрологов, хиромантов, медиумов. Делается это ими с целью обмана.

В нашей повседневной жизни мы можем увидеть множество подтверждений эффекту Барнума. Так, например, вы можете заметить, что многие люди верят в достоверность гороскопов, астрологических прогнозов, описаний их личности в различных тестах и т.д. Попробуйте написать обобщённую характеристику нескольким своим коллегам по работе (всем одну и ту же), используя самые общие описания качеств личности, и дайте им почитать, сказав, что каждая характеристика для каждого из них написана индивидуально. Большинство людей согласится с этим описанием «себя». Так что если кто-то вдруг говорит вам о вас же много интересных вещей, подумайте о том, что это, вероятнее всего, лишь набор общих фраз, и на вас пытаются оказать воздействие. Сами же вы можете использовать такой приём, чтобы располагать к себе людей, налаживать доверительные отношения, вызывать определённые эмоции и реакции. Но помните, что злоупотреблять этим не стоит.

Узнать больше об эффекте Барнума можно .

Эффект аудитории

Эффектом аудитории называют влияние, оказываемое на деятельность человека присутствием других людей. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Благодаря многочисленным исследованиям было замечено, что если человек выполняет лёгкую и знакомую ему работу, то присутствие других людей улучшает его результаты, т.к. стимулирует возникновение правильных реакций. Если же работа сложная и мало знакомая, то присутствие других людей результаты ухудшает, стимулируя неправильные реакции.

Вы можете заметить действие этого эффекта в своей повседневной жизни, просто обращая внимание на себя и окружающих. Спортсмены зачастую показывают лучшие результаты, если знают, что за ними наблюдают зрители. Работники, сталкивающиеся с новым видом деятельности, совершают больше ошибок, если на них смотрят другие люди (начальство, коллеги). Подобные аналогии можно привести из любой сферы жизни. С помощью данного эффекта можно научиться оказывать влияние на людей и результаты их деятельности, просто наблюдая или не наблюдая за ними. Таким же образом вы можете воздействовать и на свою личную эффективность.

Познакомиться с эффектом аудитории более подробно вы можете .

Эффект последовательности

Воздействие эффекта последовательности проявляется в том, что люди могут различным образом реагировать на одни и те же условия, если менять последовательность выполнения заданий. Если, например, в ходе какого-либо эксперимента, исследователь меняет порядок его составляющих, то и адаптация испытуемого к этому эксперименту будет проходить хуже или лучше. По этой причине в психологии учёными принято проводить многие исследования по одной наиболее эффективной схеме.

В жизни людей эффект последовательности часто оказывает влияние на их деятельность. Продуктивность сотрудников организации может повыситься или понизиться, в зависимости от того, как построен распорядок их дня. Различные мероприятия, проводимые на работе начальством, могут привести к преждевременному утомлению или, наоборот, всплеску активности работников. Спортсмен, тренирующийся по определённой программе, сможет повысить свою результативность, если будет варьировать составляющие процесса тренировки. Родители могут влиять на эмоционально и физическое состояние своих детей в течение дня, составив индивидуальный распорядок дня или разработав свой уникальный подход к процессу воспитания. Педагоги могут улучшить успеваемость учеников за счёт изменения обучающего процесса в плане перестановки отдельных его составляющих и т.д.

Эффект Хоторна

Эффект Хоторна это феномен, проявляющийся в том, что осознание человеком своего участия в каком-либо эксперименте приводит к искажённому, в основном, лучшему результату. Человек, принимающий участие в эксперименте и знающий об этом, начинает действовать более эффективно, сосредоточеннее и усердно, нежели в обычных условиях. Потребность человека в ощущении своей причастности к какой-то особой «экспериментальной» группе вызывает изменение его поведения и, соответственно, влияет на результаты его деятельности. Эффектом Хоторна также часто называют явление, в котором любая инновация приводит к улучшению результатов, т.к. она вызывает у людей энтузиазм.

При помощи эффекта Хоторна можно повлиять на успеваемость учеников или производительность труда работников в организации. Вариантов может быть несколько. Во-первых, можно сообщить людям, что проводится некий важный эксперимент, на основании результатов которого будут сделаны улучшения в данной области. Во-вторых, можно просто ввести в процесс деятельности какое-либо новшество, вследствие чего люди будут выполнять свои функции с большим интересом, чем обычно. Но есть и другая сторона этого вопроса: часто эксперименты проводятся с целью получения данных, наиболее соответствующих действительности. В этом случае осведомлённость людей о проведении эксперимента окажет искажающее воздействие на результаты. Во избежание этого нужно сделать так, чтобы участники эксперимента не знали о нём, либо не были осведомлены о том, что конкретно будет устанавливаться в ходе исследования.

Больше интересных деталей об эффекте Хоторна вы найдёте .

Эффект доктора Фокса

Эффект доктора Фокса заключается в том, что выразительность и импрессивность человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит. Талант рассказчика может завуалировать собой плохое качество, вымышленность, бесполезность и бессодержательность информации. Но в то же время человек, который эту информацию получил, будет уверен в том, что действительно узнал много нового и чему-то научился.

Люди, обладающие выдающимися актёрскими или ораторскими способностями, могут оказывать сильнейшее воздействие на людей своим талантом. Например, вы присутствуете на лекции или семинаре, и перед вами выступает человек, обладающий харизмой, эмоциональностью и умением замечательно рассказывать. При этом лектор совершенно не разбирается в теме, а информационная составляющая его речи находится на очень низком уровне. После мероприятия вы всё равно будете находиться под исключительно положительным впечатлением, уверенные в том, что получили массу полезных знаний. Это ещё раз говорит нам, что, зачастую, имидж человека, особенности его личности и определённые свойства психики оказывают на нас гораздо большее влияние, чем то, что он говорит. А развитие и тренировка своих личных способностей рассказчика позволит вам поддерживать любой разговор и оказывать воздействие на людей, формируя о себе только положительное впечатление.

Узнать больше подробностей об эффекте доктора Фокса можно отсюда .

Эффект первого впечатления

Смысл эффекта первого впечатления заключается в том, что люди при знакомстве с другими людьми и их оценке часто придают значение впечатлению, которое у них возникает в первые минуты общения. Бывает даже так, что при дальнейшем общении все последующие впечатления и сведения представляются неверными и отбрасываются. Первое впечатление может быть сформировано преднамеренно или непреднамеренно. На первое впечатление влияют такие особенности человека, как его внешний вид, манера держаться и разговаривать, уверенность или неуверенность в себе, голос, взгляд и т.д.

При встрече с незнакомыми людьми обращайте внимание на то, как вы сами начинаете их оценивать: обращать внимание на особенности того, с кем общаетесь, эмоции, которые этот человек у вас вызывает. Наверняка вам знакома такая ситуация, когда при встречах с какими-то людьми, с которыми вы недавно познакомились, вы прокручиваете в памяти те «сведения», которые получили ещё при первой встрече. Если человек изначально вам понравился, то и относиться к нему впоследствии вы будете с симпатией. Если же он вам не понравился, то и ваше отношение к нему будет соответствующим. Появившееся ранее ощущение позитива или негатива будет сохраняться даже в случае противоположного поведения этого человека в дельнейшем. Кстати говоря, создавать первое впечатление человек может научиться специально: для этого нужно просто готовиться к встречам с незнакомыми людьми, а в процессе общения следить за собой: речью, поведением, внешним видом и т.д.

Больше интересных особенностей эффекта первого впечатления вы можете найти .

Эффект очевидца

Эффект очевидца (он же эффект свидетеля или синдром Дженовезе) проявляется в том, что люди, которые оказались свидетелями каких-либо чрезвычайных ситуаций, не пытаются помочь тем, кто пострадал, оставаясь в стороне. Интересно то, что чем больше свидетелей, тем меньше вероятность, что кто-нибудь поможет, т.к. каждый из них считает, что помочь должен кто-то другой. А если очевидец один, то и вероятность его помощи существенно увеличивается.

Проявление эффекта очевидца наглядно иллюстрируют различные сводки новостей о происшествиях, где сообщается, что люди, ставшие очевидцами трагических событий, не оказали никакой помощи пострадавшим. Возможно, и вы сами могли наблюдать ситуации, когда, например, человеку стало плохо в людном месте, и он упал, а толпа зевак, находившаяся рядом, просто продолжала наблюдать. Каждый мог помочь, но думал, что поможет кто-то другой. На самом деле, это проявление безразличия и бесчеловечности. Если вдруг вы станете очевидцем какого-то случая, не думайте, что помогут остальные, не оставайтесь безучастными, а поспешите на помощь пострадавшему. Быть может, вы спасёте чью-то жизнь. Не важно, как другие реагируют на ситуацию. Важно то, как отреагируете именно вы.

Интересная информация об эффекте очевидца находится по этой ссылке .

Эффект ореола

Сутью эффекта ореола или хало-эффекта является следующее: если человек произвёл хорошее впечатление, то впоследствии люди будут ему «приписывать» другие хорошие качества, которых на самом деле может и не быть. Если же человек произвёл плохое впечатление, то в дальнейшем люди будут неосознанно стараться видеть в нём плохие качества, независимо от общей характеристики его личности. Эффект ореола часто проявляется в визуальной оценке: если человек красив внешне, то он воспринимается умным, образованным, приятным в общении и т.д. Если же человек обладает не очень привлекательной внешностью, то и оценка его будет противоположной.

На деле эффект ореола может проявиться в работе или учёбе: если вы изначально зарекомендуете себя, как ответственного и добросовестного ученика, студента или работника, будете прилежно выполнять все задания, активно участвовать в учебном или рабочем процессе, вы, тем самым, создадите себе положительную репутацию, которая в будущем будет работать на вас. В дальнейшем вам могут простить небольшие погрешности в работе, невыполнение задания по каким-либо причинам, отсутствие на занятиях и т.п. Но стоит помнить о том, что злоупотреблять этим нельзя, иначе вы можете потерять свою репутацию. Старайтесь всегда и везде показывать себя только с лучшей стороны и проявлять только положительные качества. Именно это сослужит вам хорошую службу. Не нужно притворяться лучше, чем вы есть на самом деле, а стоит уделить внимание своим слабостям и постараться их искоренить, сделав себя более сильной личностью.

Узнать подробнее об эффекте ореола вы можете по этой ссылке .

Конечно же, рассмотренные нами психологические эффекты не являются единственными в своём роде. Подобных эффектов существует масса и все они уникальны и интересны. Психология, как известно, наука очень глубокая и обладает множеством особенностей и нюансов. Но эффектов, приведённых выше, должно быть достаточно, чтобы понять, что жизнь человека наполнена удивительными феноменами, а сама его личность - это предмет глубокого и тщательного изучения.

Желание разобраться в особенностях человеческой натуры - это повод не только к поиску и усвоению новых знаний, но и похвальное стремление стать лучше самим и сделать лучше свою жизнь. Развивайтесь, открывайте для себя новые грани человеческого бытия, аспекты своей личности и неповторимость природы человека!

Для улучшения самочувствия детей серьезное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Это не просто налаживание более тесной связи с семьей, а такие формы, как посещение родителями группы в любое время, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, праздниках, днях рождения.

Не все родители, однако, в достаточной мере подготовлены к участию в жизни детского сада, и в сложных случаях психолог может выступать в качестве посредника при общении воспитателя с семьей, в привлечении ее к более тесному контакту с педагогами и детьми. Зачастую психологу необходимо самому налаживать контакт с родителями, так кaк их психологическая и педагогическая подготовка оставляет желать лучшего.

Взаимодействие психолога с родителями обычно начинается с ознакомительной беседы при принятии ребенка в детский сад или другое дошкольное учреждение. В беседе выявляются отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад, их пожелания к работе воспитателей, предполагаемая степень участия в работе учреждения, устанавливаются партнерские, доброжелательные отношения родителей с психологом. Возможны и другие формы взаимодействия с семьей до поступления ребенка в учреждение. Можно пригласить родителей с детьми посмотреть детский сад, будущую группу, показать оснащение сада (учебный и игровой материал), площадку для прогулки и т.д. Такая демонстрация удовлетворит детское любопытство и поможет родителям почувствовать себя более уверенно, ощутить свою причастность к происходящему в детском саду. Можно предоставить письменную информацию о количестве групп детей в каждой возрастной группе, методах и средствах обучения и воспитания, о концепциях воспитания и развития, принятых в детском саду, факультативных занятиях (танцы, иностранный язык, спортивные секции и т.д.).

Предварительно лучше прoвести первичное диагностическое обследование и ознакомиться с медицинской картой.

Существенны анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье. К ним относятся: дата рождения и точный возраст ребенка, сведения о родителях (фамилии, имена, отчества матери и отца, год и место рождения, национальность, образование и специальность, место учебы или работы). Такие же сведения необходимо собрать и о тех родственниках, которые принимают или принимали участие в воспитании ребенка. Эти сведения важны для понимания системы воспитания, принятой в данной семье, ее культурных особенностей, обстоятельств, приведших к тем или иным отклонениям или задержкам в развитии ребенка, выявленным в ходе диагностического обследования. Например, ребенок 6 лет неправильно произносит слова, у него страдает грамматический строй речи. В ходе беседы с родителями выясняется, что они долгое время жили с ребенком в Израиле, он ходил в местный детский сад, говорил на иврите. Этим и объясняются дефекты речевого развития, не имеющие отношения к отклонениям в интеллектуальном развитии. Это встречается и в тех семьях, где ребенок воспитывался у бабушки, проживающей в ближнем зарубежье и т.д.

Психологу необходимы социальные характеристики семьи, которые включают в себя:

  1. состав семьи: полная, неполная, распадающаяся, стабильная;
  2. жилищные условия: отдельная квартира, комната в коммунальной квартире, с родственниками и проч
  3. среднемесячный доход: выше среднего уровня, средний уровень, ниже среднего уровня;
  4. характер взаимоотношений между родителями: взаимопонимание, доминирование (отца, матери, других родственников), конфликты, ссоры, напряженные отношения с расхождением во мнениях, пренебрежение, неприязнь, прочее;
  5. воспитательные функции по отношению к ребенку в большей степени осуществляет: мать, отец, бабушка, брат, сестра;
  6. в случае если семья неполная или распадающаяся, как это отразилось на ребенке: он видится с обоими родителями, живет у бабушки, не видит отца (мать), прочее;
  7. произошли ли изменения в составе семьи, по каким причинам, как ребенок реагировал на них.

Вполне вероятно, что психологу не удастся собрать все эти сведения, так как они касаются внутренней жизни семьи, и родители могут не захотеть их обсуждать. Если в этом нет крайней необходимости, некоторые вопросы могут и не задаваться. Однако при выявлении неблагоприятных тенденций в развитии нужно постараться создать в отношениях с родителями атмосферу откровенности, так как сведения о положении в семье особенно важны для понимания психического состояния ребенка. Возможно, что его страхи и невротизированность связаны с каким-либо недавно произошедшим событием. В этом случае они ситуативны и хорошо поддаются коррекции. Но может быть, что это стойкое невротическое состояние имеет свою длинную историю и обусловлено многими причинами, в таком случае коррекция будет проходить намного сложнее и, возможно, потребует вмешательства других специалистов.

В разных случаях психолог должен ясно представлять свои возможности и полномочия. Если сведения, полученные в обследовании и подтвержденные в беседе с родителями, настолько убедительны, что дают возможность наметить конкретную стратегию коррекционной работы, то психолог приступает к реализации коррекционных мер, если нет - собирает дополнительные данные.

Например, в рассказах ребенка присутствует тема похорон, мертвых и т.п. , но в то же время все истории заканчиваются оптимистически, герой находит живую воду. В ходе беседы с родителями выясняется, что недавно в семье умерла бабушка, которая занималась воспитанием ребенка. Он очень переживал это событие, часто вспоминал бабушку. Но в поведении не отмечалось нарушений, ребенок нормально ел, играл с детьми, не был ни подавлен, ни перевозбужден. Психолог в данном случае может сделать вывод о том, что ребенок самостоятельно справляется со сложной ситуацией и скорее всего, благополучно переживет ее.

В другом случае в ходе обследования ребенок тоже много говорит о мертвых, истории заканчиваются смертью, исход всегда трагический. Из беседы выясняется, что в семье никто не умирал, однако ребенок часто бывает подавлен даже при незначительных конфликтах, иногда и без причин. В семье произошел развод, который сильно отразился на ребенке. В таком случае можно говорить о необходимости психологической помощи ребенку, предлагать конкретные пути ее осуществления.

Не менее важны для оценки психологического развития ребенка сведения о его здоровье, внутриутробном развитии, а иногда и наследственности. В ходе беседы психолог узнает возраст обоих родителей к моменту рождения ребенка, от какой по счету беременности он родился, была ли патология беременности и родов, если да, то какая, особое внимание нужно обратить на состояние здоровья ребенка сразу после родов. Эти сведения имеют большое значение для понимания особенностей развития и поведения ребенка.

Кроме этого при знакомстве с состоянием здоровья ребенка собираются сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях, случаях госпитализации, реакции ребенка на них. Важно знать, состоит ли ребенок на учете у психоневролога, невропатолога или других специалистов, какой они ставят диагноз. При подозрении на органические нарушения центральной нервной системы психолог интересуется наследственностью. Сведения о здоровье ребенка дают не только прямую информацию о его психическом и соматическом состоянии, но и косвенную. Так, если ребенок плохо адаптирован в группе сверстников, это может быть вызвано тем, что он часто болеет и мало посещает группу. Некоторая заторможенность, эмоциональная вялость может быть следствием недавней госпитализации, тяжелой, продолжительной болезни. Страхи и неуверенность могут быть вызваны заостренным вниманием родителей на проблемах здоровья ребенка, реальных или мнимых.

С данными о здоровье тесным образом связана характеристика развития начиная с рождения: развитие психомоторных функций (когда начал сидеть, стоять ходить; произнес первые слова, первые фразы, как в целом шло развитие речи); общий эмоциональный фон (смена настроений, необоснованная веселость, подавленность, слезливость, беспричинная смешливость, вспышки агрессивности, аффекты, ровное, спокойное настроение, безразличие, общая доброжелательность); уровень контактности, выражающийся в трудностях общения и поведения в целом. В ходе бесед с родителями психолог выясняет, какие игры и занятия ребенок предпочитал в разных возрастах, какие у него домашние обязанности, уровень его самостоятельности, степень активности и проявления инициативы и т.д. В беседе с родителями уместно ознакомиться с их мнением о взаимоотношениях между членами семьи, конфликтах, их частоте, способах разрешения, принятых наказаниях и поощрениях со стороны взрослых, реакции ребенка на них, а также об особенностях ребенка, волнующих родителей. Такие сведения важны для понимания динамики, темпа и направленности развития. Вполне возможно, что неумение ребенка, например, завязывать шнурки связано не с нарушением мелкой моторики, а с тем, что он жил у бабушки, которая полностью одевала его до последнего времени. Вполне возможно, что аффективный фон настроения, агрессивные вспышки, снижение волевой активности являются реакцией ребенка на детский коллектив, в то время как дома он спокоен, самостоятелен. Родители знают эту особенность ребенка, так как уже сталкивались с подобным поведением на прогулках, в общественных местах, поликлинике и т.д. Сведения об особенностях психомоторного развития не требуются при нормальном развитии ребенка, но если отмечаются какие-либо неравномерности в интеллектуальной или эмоционально-волевой сфере, эти данные необходимы.

В беседе с родителями специальное внимание следует обращать на то, кем ребенок воспитывался, где и сколько времени, в каком возрасте был отдан в детское учреждение, как он привыкал к нему, как складывались отношения с детьми и педагогами, были ли резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т.д.), как на это реагировал ребенок. Кроме того, важно определить позицию родителей по отношению к развитию ребенка. Эти сведения могут помочь в понимании некоторых особенностей поведения. Например, если ребенок раньше никогда не посещал детское учреждение, у него могут возникать трудности в контактах с другими детьми просто из-за отсутствия социального опыта. Общая подавленность, слезливость, капризы могут быть следствием недавнего переезда от бабушки или других родственников, у которых ребенок воспитывался до настоящего времени. В то же гремя капризы, частые смены настроения, постоянное недовольство ребенка могут объясняться установками в семье, привычной позицией ребенка, когда он всего добивается слезами, постоянно повторяющимися просьбами, когда родители готовы выполнять их, лишь бы ребенок отстал от них.

Знакомясь с историей развития ребенка, надо иметь в виду, что события в его жизни не могут быть оценены без учета реакции на них самого ребенка, характера его переживаний и путей приспособления к тем или иным трудностям. Сведения о том, как ребенок реагировал на каждое обстоятельство, не менее важны, чем выяснение и установление этого обстоятельства. Родители часто не очень хорошо помнят и понимают значение этих фактов, однако наиболее запоминающиеся и яркие события и реакции ребенка они, скорее всего, воспроизведут. Психологу следует помнить, что родители - люди со своими индивидуальными особенностями восприятия прошлого и настоящего, поэтому нужно учитывать субъективность их суждений. В каких-то случаях ребенок переживал вовсе не так сильно, как родители ожидали, а когда-то его скрытые глубокие переживания ускользнули от них. Тем не менее при составлении истории развития ребенка, «психологического анамнеза» данные, которые получены в беседе с родителями, оказываются незаменимыми при объяснении многих трудных случаев.

Познакомившись с историей развития ребенка, обстоятельствами его жизни, психологу необходимо перейти к анализу семьи, в которой он воспитывается. В первую очередь нужно познакомиться с родительскими установками и стилем воспитания, т.е. системой родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятием ребенка родителями и способами поведения с ним.

Разные авторы с различных позиций подходят к проблеме взаимодействия родителей и детей. Однако все отмечают, что именно родители в большей степени формируют личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Многие считают, что не только родители воздействуют на детей, но и дети оказывают влияние на родителей, побуждая их к одним действиям и подавляя другие. Так, ребенок, демонстрирующий свою беспомощность, неспособность разрешить какую-либо ситуацию, подталкивает родителей помочь ему, и часто родители делают это вне зависимости от того, нуждается ли реально ребенок в помощи.

Научно-психологическое изучение развития поведения родителей показало, что его можно описать с помощью двух пар признаков: неприятие - расположение и терпимость - сдерживание (контроль) (Э. Шефер, 1959 год).

Расположение (тепло, любовь) характеризуется тем, что родители видят в своих детях множество положительных свойств, принимают их такими, какие они есть Эти чувства проявляются как в теплом тактильном контакте, так и в улыбке, поддержке взглядом, выражении гордости.

В случае неприятия родители не расположены к своим детям, не получают удовольствия от общения с ними, дети раздражают их своим своеволием, непослушанием и т.д. Отсутствие расположения к ребенку превращается в крайней форме во враждебность.

Сдерживание (контроль) предполагает, что поведение родителей описывается как имеющее множество запретов, держащее ребенка под постоянным наблюдением и контролем, устанавливающее определенные нормы поведения, которым дети должны следовать. Такие родители не обязательно часто и строго наказывают детей. Применяя подобную тактику воспитания, родители растят ребенка, который обычно подчиняется правилам и не дает повода к частым наказаниям. В дошкольном возрасте родители запрещают ему шумные игры, требуют опрятности, послушания, не позволяют уходить одному далеко от дома, запрещают агрессивное поведение. У таких родителей часто могут проявляться противоречия в системе требований. Так, они могут не разрешать детям ссориться, но не обращать внимания на поведение за столом.

Терпимость характерна для снисходительных родителей. Они обычно делают мало замечаний несдержанному ребенку: предоставляют ему неограниченную свободу в играх, не запрещают шумные игры, их мало заботят опрятность и послушание. Такие родители, скорее, будут рассматривать проявление агрессии как нормальное явление в развитии ребенка.

На основании выделенных признаков Шефер предложил классификацию типов воспитания детей. В поле «расположение - сдерживание (контроль)» попадают следующие типы: от чрезмерного потакания к снисходительному покровительству, от них к чрезмерному обереганию. В поле «сдерживание - неприятие» находятся типы: властный, суровый, затем требовательный, нетерпимый. Поле «неприятие - терпимость» приводит к небрежному, безразличному и устраняющемуся типам, «терпимость - расположение» создают демократичный и помогающий типы.

Все эти параметры в значительной cтепени учтены в опроснике детско-родительских отношений, разработанных А.Я.Варгой и В. В. Столиным. Опросник состоит из пяти шкал.

1. «Принятие - отвержение». Шкала выявляет интегральное эмоциональное отношение к ребенку На одном полюсе шкалы находятся родители, которым нравится ребенок таким, какой он есть. Они уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, ребенок рассматривается как самоценность. Такие родители стремятся проводить как можно больше времени с ребенком, одобряют его интересы и планы. На другом полюсе оказываются родители, которые воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение и обиду. Они не доверяют ребенку и не уважают его. Зачастую неприятие ребенка сочетается с жестоким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему «единственно правильного» типа поведения В отдельных случаях неприятие может проявляться в крайней форме - желании отказаться от ребенка, поместить его в интернат. В практике работы подобное отношение может отмечаться у одиноких матерей, воспитывающих родных или приемных детей, в семьях, где ребенок родился «случайно» или «не вовремя», в период бытовой неустроенности и супружеских конфликтов. Наряду с жестким контролем при таком отношении может отмечаться равнодушие к распорядку дня ребенка, полное попустительство.

2. «Кооперация» -социально желательный образ родительского отношения. Содержание этой шкалы раскрывается так: poдитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует его переживаниям. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он сознательно занимается воспитанием и развитием ребенка, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, в спорных вопросах может принять точку зрения ребенка.

3. «Симбиоз» - шкала выявляет межличностную дистанцию в oбщении с ребенком. Родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Они ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родители постоянно ощущают тревогу за ребенка, который кажется им маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родители не предоставляют ребенку самостоятельности никогда.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» - выявляет форму и направление контроля за поведением ребенка. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать peбенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление самоволия его сурово наказывают. Родители пристрастно следят за социальными достижениями ребенка и требуют социального успеха. При этом родители хорошо знают ребенка, его индивидуальные особенности, мысли, чувства. Такие родители зачастую стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребенка (разнообразные кружки, спортивные секции, иностранные языки), однако при этом не учитываются реальные психофизические возможности ребенка.

5. «Маленький неудачник» - выявляет особенности восприятия и понимания ребенка родителями. В родительском отношении данного типа имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родители видят ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, yвлечения, мысли и чувства ребенка кажутся им детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Опросник предлагается родителям в напечатанном виде со следующей инструкцией.

«Ответьте на вопросы анкеты с максимально возможной откровенностью. Знаком « + » отмечайте высказывания, с которыми Вы согласны, знаком «-» – с которыми не согласны».

Взаимодействие психолога с родителями - залог успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. Когда ребенок впервые приходит в детский сад ему приходится перестраивать не только привычный образ жизни, но и отношения со взрослыми и детьми. Некоторые дети безболезненно входят в новую ситуацию. У других она вызывает тяжелые переживания, снижение активности (речевой, игровой), сказывается на здоровье и способностях. Для ребенка, не посещавшего детские учреждения, непривычно все: отсутствие близкого человека, незнакомые взрослые, большое количество детей, новый распорядок дня и т.д. Обращение взрослых с детьми также резко отличается от того, к которому он привык дома.

Необходимое условие смягчения трудностей адаптационного периода - согласованность действий воспитателя, психолога и родителей, соблюдение по возможности одинакового подхода к детям в семье и в детском саду. С этой целью психолог должен позаботиться о том, чтобы воспитатели еще до поступления новичка в группу познакомились с родителями и ребенком, установили с ним контакт, узнали об условиях и особенностях развития ребенка. Все привычки и навыки каждого ребенка выяснить сразу сложно, однако в краткой ознакомительной беседе с родителями можно узнать о наиболее характерных особенностях поведения ребенка, его склонностях и интересах.

Не следу6ет резко изменять привычный уклад жизни детей Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где легче ориентироваться в окружающей обстановке, знакомиться с воспитателями и детьми, так как условия напоминают домашний двор. Если ребенок теряется, жмется к матери, не надо настаивать, чтобы он сразу подошел к незнакомому человеку, пусть он немного освоится. Лучше найти возможность побеседовать втроем (с ним и с матерью), рассмотреть игрушки, понаблюдать за другими детьми.

Случается, что ребенок не плачет, но и не играет, он подавлен. Такое состояние должно беспокоить не меньше, чем плач. Психолог привлекает внимание воспитателей к таким детям, советует родителям на первых порах сократить время пребывания детей в группе до минимума, а домашние условия приблизить к режиму детского сада, организовать упражнения в самостоятельности, чтобы ребенок мог сам обслуживать себя.

Родителям можно предложить пройти в групповую комнату вместе с ребенком. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом, помогает освоится в новой обстановке, установить отношения с воспитателем, с детьми. Мать вместе с ребенком рассматривает игрушки, необходимые предметы быта, групповую комнату и спальню, играет с детьми. Присутствие близкого человека дает ребенку возможность спокойнее ориентироваться в новых условиях.

Обычно внимание родителей и детей сосредоточивается на приходе в детский сад, но при этом дети нередко оказываются свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей. Нет нужды объяснять, как это сказывается на их настроении. Психолог может посоветовать родителям приводить новичков попозже, и не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, тогда можно обратить внимание ребят на то, как родители приходят за детьми, как они радостно встречаются, как забирают детей домой, как дети прощаются друг с другом, договариваются о завтрашней прогулке. Это поможет детям по утрам спокойнее переносить расставание, привыкнуть к тому, что короткая ежедневная разлука не означает разрыв, отторжение от дома.

В привыкании к новым условиям важную роль играет интимизация предметов, возможность принести с собой свои игрушки. Это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт. Любимая знакомая игрушка завладеет вниманием, поможет отвлечься от расставан.

Многие другие приемы, способствующие адаптации ребенка к новым условиям, могут быть выработаны совместно с родителями и при участии воспитателей с наибольшим учетом индивидуальных особенностей ребенка и группы, в которую он ходит.

Можно отметить, что роли психолога во взаимодействии с родителями разнообразны и связаны с индивидуальными особенностями каждого дошкольника, однако несомненно, что в детском учреждении он прежде всего представляет интересы ребенка, занимает активную позицию по отношению к нему, стремиться добиться максимального взаимопонимания и взаимодействия с родителями и воспитателями на пользу ребенку.

Иркутский Государственный Педагогический Колледж №1 РЕФЕРАТ ТЕМА: Психолог в школе и РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ШК. ВОЗРАСТА. ВЫПОЛНИЛА: Студентка 2’’З’’ Харченко Анастасия Геннадьевна ИРКУТСК 2002г СОДЕРЖАНИЕ 1) Введение……………………………………….3 2) Какой психолог нужен школе………………...4 3) Организация работы школьного психолога…8 4) Понятие, функции и структура семьи……….10 5) Кодекс родителей…………………………….14 6) Общая схема диагностического процесса, в работе с семьёй………………………………...15 7) Диагностика взаимодействия родителей с детьми………………………………………….. 19 8) Групповая работа с родителями ………………23 9) Основная коррекционная работа с семьёй (коррекционные родительские группы)…….32 10) Тренинг взаимодействия родителей с детьми………………………………………...35 11) Заключение…………………………………….38 12) Приложение……………………………………39 13) Список литературы……………………………41 -ВВЕДЕНИЕ- В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющий не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям. Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной псих. грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны,”глазами других”, и тем самым как бы обьективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо”по наследству ” от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого соц. окружения, средств массовой коммуникации и инф. В данном реферате, я представляю вашему вниманию наиболее распространённые формы работы психолога с родителями как у нас в России, так и за рубежом. -Какой психолог нужен школе?- С приходом психолога в школу тесно связаны большие социальные ожидания, о которых он ни на минуту не должен забывать. Определив психолога, в школу пришла психология как насущная потребность школьной жизни. Чтобы школа стала более гуманной, способствующей личностному росту каждого ребенка, учителя и руководителя, стратегию программы шк. психолога должны венчать ‘‘Л‘‘,‘‘ИНДИВ-ОСТЬ‘‘, а каждый его Практический шаг-определяться её интересами. Следует отметить, что ожидания педагогов, родителей и детей не всегда адекватны статусу психолога и задачам гуманизации школы. Школа с низким уровнем обучения и воспитания попытается переложить на психолога ответственность за свою педагогическую несостоятельность. Она предоставит ему на первых порах обширное поле деятельности. Многие начинающие психологи быстро поддаются соблазну самоутверждения Они начинают проводить все педсоветы, выступать на всех общешкольных родительских собраниях, проводить вместо классных руководителей классные часы, вместо учителей - уроки, тем более что являются специалистами по какому-то предмету и знают многие аспекты человековедения, основы выбора профессии. Однако ни одному психологу не удается решить проблему учителя, который плохо учит, классного руководителя, который не работает с классом, директора, не умеющего управлять коллективом. И снова приходит разочарование в психологе, недовольство им: «не понимает», «не умеет». Как же быть начинающему специалисту? На наш взгляд, наиболее рациональными представляются такие пути: а) формирование адекватных ожиданий педколлектива, ознакомление его с правами, обязанностями, основными направлениями и формами работы психолога, стратегией психологической службы (гуманизация школы); б) диагностическое общение со всеми категориями воспитателей и воспитанников, предполагающее эмпатию, безоценочное отношение, позицию партнерства и опору на положительное в личности; в) сотрудничество и взаимодействие с педагогами на основе общих позиций, школьных планов и программ, их реализации, анализа результатов деятельности. В Положении о психологической службе подчеркнута основная ориентация психолога на работу с учащимися и вспомогательный характер работы с администрацией, педагогами, родителями. Практика показывает, что психолог оказывается бессильным помочь ребенку, если не перестроит педагогов или родителей, не впишется в коллектив, не обретет себе поддержку в лице администрации и творческих педагогов. Только тесный контакт с педколлективом и администрацией обеспечит ему успех дела. Профессиональное взаимодействие, взаимодополняемость, взаимная осведомленность в вопросах педагогики и психологии необходимы на всех стадиях работы со школьным коллективом и отдельными его представителями. Еще более невыгодно положение начинающего специалиста, когда его назначают на административную или педагогическую должность и догружают половиной ставки психолога. В этой ситуации он должен в полном объеме вести основную работу. В его деятельности доминируют педагогические установки и стереотипы поведения, которые он пытался преодолевать во время обучения. Катастрофическая нехватка времени на психологическую работу не дает возможности совершенствовать профессиональную компетентность психолога. Он ограничивается эпизодическим консультированием, психологической пропагандой и подготовкой административных мероприятий. Вернемся все-таки к объективным требованиям к личности и деятельности психолога. К сожалению, наша теория и практика не имеют четких рекомендаций на этот счет. Думается, что сотрудники специальных факультетов по подготовке практических психологов, объединив свои усилия, могли бы на основе многих исследований представить эталонный профиль психолога. Пока нам придется ограничиться лишь собственными наблюдениями. Какой же психолог нужен современной школе? Мы попытались путем опроса педагогов и диагностирования слушателей спецфакультета вычленить наиболее повторяющиеся социально желаемые характеристики школьного психолога. На основе личностного опросника Р.Кэттела была составлена эталонная таблица, соответствующая образцу идеального психолога. В каких личностных характеристиках это выразилось? 1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором. 2. Психолог социабелен, поэтому предпочитает работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), любит идти в ногу с событиями. Это общительный человек, он великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении. 3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы. 4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу. Сегодня в школу пришли два основных типа психологов: интеллектуальный и социабельный. К первому типу относятся рассудочные, аналитичные, независимые, оригинальные люди. У них преобладают теоретические ценности. Как правило, это выпускники университетов, которые связывают свое будущее с научной деятельностью, а не с работой в школе. Они не особенно стремятся снизойти до практических забот школы, к учителям и руководителям, "прошедшим только психологический ликбез, относятся в лучшем случае снисходительно. Социабельный тип психолога - это люди, стремящиеся поучать и воспитывать, психологически настроенные на человека. Они нуждаются в контактах, решают проблемы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться, обладают хорошими вербальными способностями. Этот тип чаще встречается среди педагогов, закончивших факультет практических психологов. Мотивами их переквалификации в большинстве случаев являются социальные, реже - неудовлетворенность педагогической деятельностью. Содержание психологической службы школы определяется следующими задачами: 1. Значимостью психолого-педагогического изучения школьников на протяжении всего периода обучения! в целях обеспечения к ним индивидуального подхода. 2. Важностью полноценного личностного развития учащихся на каждом возрастном этапе, успешной адаптации к школе. 3. Необходимостью ранней профилактики и коррекции отклонений в развитии, поведении и деятельности учащихся. Из поставленных задач вытекает вывод о необходимости сочетания диагностики развития личности учащихся и выявления психолого-педагогических причин его нарушения, принятия профилактических, предупредительных мер. Итак, основными направлениями деятельности школьного психолога являются диагностическая, профилактическая и пси-хокоррекционная, консультативная работа. -Организация работы школьного психолога- Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости. Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, консультативная, тренинг) требуют наличия специфических условий. Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен совмещенный кабинет на 12-15 мест, оборудованный телефоном, пишущей машинкой, закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов исследований. Можно представить оптимальные условия для работы психолога: из шумного школьного коридора вы входите в уютную комнату. Шкафы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью. Звучит тихая музыка. Здесь техника, необходимая для физиологических замеров, цветомузыкальное устройство, видеоаппаратура, автоматизированное рабочее место психолога с постоянно пополняющимся фондом психодиагностических методик, архив, возможность просмотра картотеки данных, составления справок и заключения психологической экспертизы. Рабочая часть кабинета скрыта от посетителей перегородкой или мягкой шторой. Общие размеры кабинета 5 х 6 х 3 м. циклограмма работы кабинета циклограмма работы кабинета |День|Часы|Учителя |Учащиеся |Родители | | | | | | | | |9-12| |П с и ходи а| | | | | |гности ка | | | | | |(обработка | | | | | |результа- | | |а | | |тов) | | |я | | | | | |я |12-1|Индивидуальн| | | | |4 |ое | | | |ч | |консультиров| | | | | |ание | | | |5Г |15-1| |Психологичес| | |X |6 | |кая | | |о | | |гимнастика | | |с |18-1| | |Школа для | | |9 | | |родите- | | | | | |лей учащихся| | | | | |I- IV | | | | | |классов | | |9-12| |Психодиагнос| | | | | |тика | | | | | |(обработка | | | | | |результа- | | |X |2-14| |тов) | | | | | | | | |и1 | |Психодиагаос|Факультатив | | | | |тика |для де- | | |1 |15-1| |вушек | | | |6 | |(тренинг) | | |и | | |Телефон | | | | | |доверия, | | | |18-1| |I смена |Школа для | | |9 | | |родите- | | | | | |лей V- VIII | | | | | |классов | | |9-12| | |Индивидуальн| | | | | |ые | |§ | | | |консультации| | | | | | | |5} |12-1|Модульные |Факультатив | | |Ръ |4 |курсы |для | | |0 | | |юношей | | | | | |(тренинг) | | | |15-1| |Психологичес| | | |6 | |кая | | | | | |гимнастика | | |С-| |9-12| |Телефон | | | | | |доверия, | | |8- |12-1| |II смена | | | |4 | | | | |