Презентации монтессори в работе логопеда кравченко. Использование элементов методики М. Монтессори в работе логопеда детского дома. не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам вас об это

Статья об использовании методов Монтессори-терапии на индивидуально-коррекционных логопедических занятиях.

Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребёнка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков ребёнка позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Грамотно организованная коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений.

Основной целью логокоррекционных занятий в дошкольном образовательном учреждении является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных программой воспитания и обучения. Но в нынешнее время актуальным становятся также и развитие творческого потенциала детей, проявление активности в получении знаний. В ребёнке важно воспитать любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы, то есть сформировать психологические показатели готовности к школе. Для решения данной задачи в практику своей работы я внедрила использование Монтессори-материалов на индивидуально-коррекционных занятиях.

Как уже известно, Монтессори-метод заключается в организации воспитательной деятельности в соответствии с «естественными проявлениями ребёнка», предусматривает индивидуализацию педагогического процесса, направленного на развитие личности: каждый ребёнок проходит свой индивидуальный путь развития с его возможностями, потребностями, системой отношений. То есть самовоспитание и саморазвитие составляют основу Монтессори-метода.

В моей работе отклонением от данного метода является лишь то, что во время индивидуально-коррекционных занятий ребёнку не предоставляется свобода выбора пособий, а педагог сам предлагает ребёнку тот или иной Монтессори-материал в зависимости от вида коррекционного занятия.

«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», — писал В. А. Сухомлинский. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.

Я приведу некоторые примеры использования Монтессори-материалов на индивидуально-коррекционных занятиях по развитию мелкой моторики.

Блоки цилиндров

Основная задача этого задания: вставить цилиндры в подходящие по размеру отверстия. При выполнении данного задания мы развиваем у ребёнка зрительное восприятие размеров (глазомер); идёт подготовка к обучению математике (по 5 цилиндров в каждом блоке), ребёнок учится сравнивать величины: высокий – низкий, выше, чем – ниже, чем, самый высокий — самый низкий, толстый – тонкий, глубокое – мелкое, глубже — мельче, широкое – узкое, шире — уже, и т.д. (это задание также хорошо и для развития речи – подбор антонимов); идёт подготовка руки к письму (работают большой, указательный и средний пальцы ведущей руки).

Розовая башня

Задача: построение башни в соответствии с изменением размеров кубов (построение ряда). Здесь мы также развиваем зрительное восприятие размеров; развитие координации движений, концентрация внимания; подготовка к обучению математике (10 кубов – значение числа 10), знакомство с формой куба; понятия: большой – маленький, больше, чем – меньше, чем, самый большой — самый маленький.

Коричневая лестница

Задача: построить лестницу в соответствии с изменением толщины брусков (построение ряда). Развитие зрительного восприятия размеров; развитие координации движений, концентрация внимания; подготовка к обучению математике и письму; развивается мускульная память, точность; понятия: толстый – тонкий, толще, чем – тоньше, чем, самый толстый — самый тонкий.
Красные штанги.

Задача: построить лестницу в соответствии с изменением длины брусков (построение ряда). Развитие зрительного восприятия, подготовка к обучению математике; понятия: длинный – короткий, длиннее, чем – короче, чем, самый длинный — самый короткий.

Геометрический комод

Задача: подбор пар – отверстие – вкладыш – в соответствии с их формой и размером. Ребёнок учится визуально различать формы; знакомство с геометрическими фигурами; подготовка руки к письму и рисованию (захват тремя пальцами и обвод контура фигуры указательным и средним пальцами). Данное пособие можно изготовить самим. Понадобятся: цветная бумага, толстый картон, пенопласт, клей. Делаются по принципу рамок-вкладышей.
Доски для ощупывания.

Задача: развитие осязания, тактильного восприятия, тонкой моторики. Ребенок ощущает пальцами различия между гладкой и шершавой поверхностями; понятия: гладкая — шершавая. Косвенно происходит подготовка руки к письму, подготовка к восприятию разнообразия окружающего мира.

Шероховатые таблички

Задача: развитие осязания (тактильного восприятия), тонкой моторики. Косвенно происходит развитие координации движений, навыка самостоятельной углубленной работы, тренировка пальцев рук, подготовка руки к письму. Понятия: шершавый, более шершавый, самый шершавый.

Ящик с тканью

Задача: развитие осязания, тактильного восприятия. Ребенок составляет пары одинаковых на ощупь тканей. Косвенно происходит развитие мелкой моторики, подготовка к письму, восприятие порядка. Словарь: названия тканей и материалов.

Почти все предметы, необходимые для этих упражнений, находятся под руками, можно самим изготовить некоторые пособия.

Сочетание методов традиционного дошкольного образования, своеобразия Монтессори-педагогики и инновации игровых технологий является основным условием успешности обучения дошкольника в дальнейшем.

Газизова Г.Р.
учитель-логопед

Анна Янкаускайте
Использование материалов методики М. Монтессори в логопедической работе

«Использование материалов методики М . "

Метод Монтессори основан на природном любопытстве детей. Давно известна потребность ребенка в освоении окружающей действительности с помощью всех данных природой органов чувств. Поэтому согласно системе Монтессори обучение и развитие детей происходит через собственные действия, через призму прожитых в действии чувств. Именно процесс самостоятельного выполнения вызывает у ребенка чувство настоящего удовлетворения и интерес.

Главная идея методики Монтессори :

РЕБЕНОК УЧИТСЯ ЛЕГКО, НЕ ЗАМЕЧАЯ, ЧТО УЧИТСЯ!

В основе метода Монтессори лежит :

Развитие индивидуальных способностей личности и его самостоятельности в процессе освоения различных умений и навыков посредством специально разработанного и предложенного дидактического материала .

Каждый предложенный материал преследует 2 цели :

2. КОСВЕННАЯ ЦЕЛЬ – усвоение необходимых способов для развития координации движений, концентрации внимания, развития речи.

Создавая развивающую планомерную среду Мария Монтессори и не подозревала каких прекрасных результатов добьется при работе не только с беспроблемными детьми, но и с детьми с отклонениями в развитии.

Данная система позволяет достичь более высокого уровня развития чувств, расширить и организовать опыт ребенка, научить его классифицировать. Этот внешне простой навык особенно остро необходим ребёнку для построения интеллекта и развития его творческих возможностей.

Поэтому данный метод все больше привлекает родителей и педагогов разных стран.

Мы также в своей логопедической работе по коррекции речевого развития используем элементы этой уникальной системы.

Большинство детей с РН испытывают различные затруднения в восприятии, анализе, различении и воспроизведении речевых звуков. Логопедическая коррекционная работа в связи с этим строится с акцентированием внимания на усвоение норм и правил фонетики родного языка.

Среди многочисленных дидактических материалов Монтессори для развития чувств мы заинтересовались и стали широко применять на практике некоторые из них.

ШУМЯЩИЕ КОРОБКИ - для развития слухового восприятия,

БУКВЫ ИЗ ШЕРШАВОЙ БУМАГИ, ПОДВИЖНЫЙ АЛФАВИТ – для формирования образа букв, развития ловкости рук в подготовке к письму.

Предлагаем вашему вниманию варианты упражнений с использованием перечисленных материалов .

ПОДВИЖНЫЙ АЛФАВИТ

1. Цель : дифференциация гласных и согласных звуков.

Задание : называние буквы, определение гласного или согласного звука с последующим объяснением.

2. Цель : узнавание образа буквы.

Задание : внимательно рассмотреть и определить по видимой части букву.

3. Цель : формирование образа букв.

Задание : обнаружить в сухом бассейне и назвать найденную букву.

4. Цель : тактильное различение букв с помощью волшебного мешочка.

Задание : предварительное рассмотрение и называние букв, дальнейшее определение букв на ощупь.

5. Цель : формирование звуко-буквенного анализа слова.

Задание : составление слов с помощью подвижного алфавита.

6. Цель

Задание : определение первого звука в названии предмета

7. Цель : формирование звукового анализа.

Задание : определение первого звука в названии предмета.

ШЕРШАВЫЕ БУКВЫ

1. Цель

Задание : имитирование написания буквы, проведением указательным пальцем вдоль буквы с одновременным произнесением данного звука. Называние слов, начинающихся с данного звука. Сравнение букв по размеру.

2. Цель : формирование образа букв и его звучания.

Задание : тактильное определение буквы без зрительного контроля.

3. Цель : формирование образа букв и звучания звуков.

Задание : написание буквы по аналогии на шершавой поверхности.

ШУМОВЫЕ ЦИЛИНДРЫ

(набор из двух коробок, содержащих шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров разного цвета имеет свой звук).

1. Цель : восприятие и дифференциация шумовых различий.

Задание : поочередное сотрясение коробочек с последующим определением аналогичного звучания.

Таким образом, использование элементов методики М . Монтессори в логопедической работе позволяет через сенсомоторное развитие ребенка, умение концентрировать внимание и сосредоточенно работать , умению контролировать себя, свою деятельность и поведение, а также формировать речь и мышление.

Я не так давно работаю логопедом, но то, чем занимаюсь очень люблю.

Очень люблю наши дружеские объятия с воспитанниками, когда мы встречаемся и готовимся к занятию. Завораживает меня и то, как они ждут нашей встречи и с ка-ким интересов и восторгом спрашивают: "А мы будем заниматься?". Именно это меня и вдохновляет искать что-то новое и применять хорошо известные методы в своей работе с детками на логопедических занятиях так, чтобы их интерес к ним никогда не терялся.

Коррекционная работа с детьми с диагнозом «общее недоразвитие речи» (ОНР) по праву считается одной из самых сложных в системе комбинированных групп детских садов. ОНР- системное, полиморфное нарушение речевой функции, коррекция которой требует особого подхода. Планируя работу, логопеды, как правило опираются на методики обучения таких авторов, как З.Е. Агранович, Т.А. Ткаченко, С.А. Миронова, Н.В. Нищева, Т.Б. Филичева и др. Опираясь на вышеуказанные методики для планирования занятий, мы применяем принципиально новый подход к организации обучения детей с ОНР- элементы методики Марии Монтессори.

Смысл метода, разработанного ею, заключается в том, чтобы стимулировать ребёнка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию заложенных в нём природой. Детский разум обладает уникальной возможностью самообучения и способностью буквально впитывать знания, чего не дано взрослому человеку. Но для формирования высших психических функций ребёнку необходимо добывать знания из окружающего мира, поэтому дети с самого начала своей жизни стремятся стать активными и самостоятельными. Нормализация становится результатом работы самого ребёнка, а не внешнего воздействия взрослого. Одновременно с нормализацией поведения повышается эффективность коррекционно-логопедической работы, поскольку дети начинают демонстрировать поведение, свойственное детям без речевых нарушений, что расширяет возможности логопеда: адекватность, управляемость, спокойствие, усидчивость и т.д. Эта взаимосвязь выглядит так:

Все вышеперечисленные аспекты педагогики Монтессори отвечают потребностям и детей с тяжёлыми нарушениями речи, как особой категории, где раскрыть потенциал каждого ребёнка – не только первоочередная задача логопеда, но и крайне трудновыполнимая.

Исходя из этих предпосылок, логопед ДОУ может организовать такую группу, где использование элементов Монтессори-метода позволило бы в большей степени модернизировать коррекционно-образовательный процесс. Целесообразно начинать внедрение этой инновации со средней группы, т.е. с первого года обучения.

Нейропсихологический аспект Монтесори-метода повышает обучаемость за счёт активизации межполушарного взаимодействия: большинство материалов связано с формированием реципрокных движений, аналитико-синтетической деятельностью коры больших полушарий головного мозга. Активизируются центры лобных отделов, что способствует развитию волевых процессов.

Из практики хочу отметить, что круги проходят в несколько раз спокойнее традиционно организованных фронтальных занятий, поскольку одно из правил группы – добровольное присутствие детей на кругу, не свойственное традиционной педагогике. Логопед должен быть готов к тому, что в первые недели далеко не все согласятся присутствовать на общем занятии. Таким детям стоит предложить посидеть в стороне и если возникнет желание – присоединятся к остальным. Многие дети предпочитают работать с материалами, отделившись от общих игр, что, вероятно, можно расценить, как способ снять тревогу и напряжения. К середине сентября отказ от групповых занятий быть не должно.

Хочу поделить теперь тем, что применяю я на своих занятиях:

Минутка тишины

Цель: расслабить, снять напряжение, активизировать слуховое внимание, активизировать фонематический слух.

В это время можно послушать шум дождя и ветра за окном или на аудиозаписи, голоса птиц, классическую музыку или просто звуки окружающей жизни. И вполголоса или шёпотом назвать по имени ребёнка. Длится минутка тишины не более 1-2 минут, а после дети становятся умиротворёнными и внимательными, не нужно их ловить и собирать по всей группе и пытаться всё время обращать внимание на себя.

Ходьба на линии

Цель: развивать координацию и чувство равновесия, ориентирование в пространстве, умение двигаться, не мешая друг другу.

Сначала дети учатся просто ходить по линии, не заступая за её края. Затем задание усложняется подключением упражнения на развитие фонематического слуха, внимания, памяти, развития слоговой структуры и т.д. Здесь специалист ограничен только временем НОД и своим воображением. Например, можно дополнить упражнение дав детям в руки шарики «Су-джок» для развития координации и массажа ладоней одновременно. Можно играть в «Поймай звук» , проговаривать слоги, начиная с самых простых слов, ходить можно спинной и боком, главное стараться не заступать за линию и не мешать друг другу.

В кругу мы любим заниматься и обсуждать тему нашего занятия, выполнять различные упражнения. Почему мне нравиться такая форма работы, хоть она и не нова? Потому что больше располагает к построению дружеской атмосферы между детьми и педагогом. Я не стою «над душой» , не ставлю себя в позицию «выше» . При такой форме работы могу заинтересовать их и подарить позитивное впечатление от занятия. Например, сюрпризные моменты в кругу: ищем маленькие фигурки животных в контейнере с фасолью – массаж пальцев рук, развитие тонко-дифференцированных движений, активизация внимания, отработка лексических норм (я нашла тигра, он рыжий с чёрными полосками, живёт в жарких странах…, я нашёл пингвина, это животное севера…)

Лепим животных из «космического» песка. Этот песок удобен тем, что не рассыпается, не прилипает к рукам, быстро принимает нужную форму-расслабление, снятие напряжения, развитие мелкой моторики, отработка лексических норм (я слепила из песка бегемота…медвежонка…льва…тигра…) .

За столом мы проводим артикуляционную гимнастику, но разнообразить её решили, добавив движение рук, содружественные движениям артикуляционного аппарата, т.е. с использованием элементов биоэнергопластики. Пленное это тем, что активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику. Помогает длительно удерживать интерес ребёнка, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Мы начали с самого простого, и конечно, не сразу. Сначала просто познакомились со своими губками и язычками. Затеем узнали, как с ними можно работать перед зеркалом. Теперь постепенно подключаем движение рук.

Что же происходит в группе? На первый взгляд кажется, что каждый ребёнок занимается чем-то своим, ведь все материалы в группе в единственном экземпляре. Но вот возникает ситуация, когда двое детей одновременно хотят взять. Например, розовую башню. Как же быть? Башня-то одна. Возникает спонтанный диалог. Дети могут договариваться о том, чтобы работать вдвоём или о том, что с башней можно работать по очереди. И тот, и другой диалог оказываются более насыщенными в плане использования речевых средств, чем диалоги, которые организует педагог на обычном занятии. Кроме таких спонтанных диалогов, иногда происходят так называемые Уроки Вежливости – коллективная форма работы. Педагог выбирает какую то ситуацию из жизни детей, например, как попросить у другого человека прощения, если ты его нечаянно задел. Ситуация выбирается после того, как во время занятия возникает подобный случай, и дети не знают, как на него отреагировать социально приемлемым способом. Дальше даётся речевой образец: «Извини, пожалуйста, я нечаянно» . – «Ничего страшного» . Затем дети в парах проигрывают ситуацию. Во время Урока Вежливости педагог не обсуждает эту ситуацию с точки зрения «хорошего» или «плохого» поведения, а просто предлагает детям проиграть такой диалог, используя готовые фразы. В дальнейшем, если на занятиях возникает похожая ситуация, педагог просто предлагает вспомнить Урок Вежливости. Речевые образцы оказываются связанными с персональным опытом ребёнка, поэтому он легко переносит их в повседневную жизнь.

Даже те материалы, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к логопедическим занятиям, иногда очень полезны. Например, пересыпание крупы из одной мисочки другую с помощью чайной ложки. Этот материал выглядит так: на маленьком металлическом подносе стоят две прозрачные мисочки, в одну из которых насыпан рис, между мисочками лежит чайная ложка. Ребёнок аккуратно перекладывает рис из одной мисочки в другую с помощью ложки. При, чём тут письмо? Во первых, захватывая тонкую ручку чайной ложки тремя пальцами, ребёнок тренирует те мышцы, которые нужны для того, чтобы писать. Во-вторых, для того чтобы донести крупу в ложке до второй мисочки, не просыпав нужно внимательно следить взглядом за своими движениями – тренируется прослеживающая функция взгляда. Педагог во время презентации показывает, что все движения совершаются слева-направо: именно так, как это происходит во время чтения и письма. Некоторые дети, особенно левши, пытаются читать и писать слова наоборот, т.е. справа-налево, поэтому это простое упражнение очень полезно, если его правильно выполнять. Кроме того, пересыпание готовит кисть руки к статической нагрузки, которая связана с процессом письма. Очень хорошо, что происходит в такой щадящей форме, потому что кисть руки дошкольника ещё не готова к длительным статическим нагрузкам.

Всё, что сказано выше, совсем не означает, что традиционные занятия должны быть повсеместно заменены занятиями по системе Монтессори. У каждой педагогической системы есть свои плюсы и минусы. Однако удивительно, что взгляды Марии Монтессори на развитие ребёнка настолько сочетаются с современными представлениями о том, как ребёнок овладевает речью: взрослый не учит ребёнка говорить, а создаёт благоприятные условия для того, чтобы ребёнок строил собственную языковую систему.

Таким образом, используя комплексный подход, где органично сочетаются традиционное содержание работы и инновации (в основном реализация индивидуально-ориентированного подхода в обучении) , удаётся достичь достаточно высоких результатов в коррекционной работе и избежать некоторых трудностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Цейтлин С.Н Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. М.: – Владос, 2000.
  2. Пятибратова Н.В. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори. – М., 2010.
  3. Хилтунен Е. Практическая Монтессори – педагогика. М. 2010.
  4. Методические разаработки. Методика работы с основными материалами// под ред. Климановой Л.Ю. – Ассоциация Монтесори-педагогов России. – М.. 1997.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»

Педагогический проект по методике

М. Монтессори.

«Помоги мне это сделать самому»

Составила: Валей Т. В.

Актуальность:

У детей младшего дошкольного возраста слабо развиты тактильные ощущения, зрительные, слуховые восприятия, отчего страдает речь, память, внимание, воображение. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, рецепторов кожи, слизистой носа и рта).

Монтессори-методика хороша тем, что полностью погружает детей в мир самых разнообразных, трансформирующихся игр, которые никогда не заканчиваются, не ломаются, не надоедают. Более того эти игры обучают ребенка навыкам, которые в дальнейшем помогут ему легче ориентироваться в жизни, в быту, и даже в отношениях.

Качественное развитие детей можно организовать совершенно бесплатно с помощью самых обыкновенных предметов, находящихся у нас под рукой.

Цель проекта:

Знакомство детей раннего возраста с многообразием окружающего мира.

Задачи проекта:

    Помочь ребенку в процессе ориентировочно - исследовательской деятельности приобрести чувственный опыт.

    Развивать представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

    Развивать представление о звуках окружающего мира (детские музыкальные инструменты, звуки природы, человеческая речь и т.д.)

    Развивать и расширять словарь детей.

    Воспитывать живой интерес ко всему новому необычному.

Участники проекта:

Воспитатель, дети, родители.

Формы работы:

Работа с родителями:

Консультации для родителей: «Помоги мне это сделать самому», «Гуляем зимой», «Играем с водой и песком».

«Мамины книжки»

«Развиваем мелкую моторику» (индивидуально)

Предложение к родителям:

«Шьём мешочки», «Изготовим погремушки», Изготовим рамки», « Делаем карточки», «Соберём винтики и болтики»,

Методика: дидактические, подвижные, словесные игры, использование дидактического материала, природного и бросового материала.

Прогнозируемый результат:

    Накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.

    У детей развиты представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

    Развиты представление о звуках окружающего мира (детские музыкальные инструменты, звуки природы, человеческая речь и т.д.)

    Активизирован словарный запас.

    Родители принимают активное участие в совместной деятельности с педагогом по данной теме.

    Расширены представления о разнообразии окружающего мира.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап. Октябрь 2014 г.

Анкетирование родителей.

Изучение литературы по теме проекта.

Разработка перспективного плана работы по методике М.Монтессори.

Подбор наглядно-методических пособий, наборов бросового материала.

Оформление родительского уголка.

Мероприятия

участники

Игры с водой: «Переливаем», «Цветная вода» 1.

Знакомство со свойствами жидкости (течёт, перекрашивается)

Знакомство с цветом

Воспитатель и дети

Игры с крупой: «Пересыпаем», «Наполним кастрюлю» 1.

Развитие мелкой моторики. Учить определять количество сыпучего материала (много – мало, больше – меньше, столько же)

Воспитатель и дети

Игры детей с коробочками (по боковым сторонам отверстия): «Угадай на слух» (ощупь)

Развитие тактильных, слуховых ощущений, речи и словаря детей

Воспитатель, родители и дети

Мешочки с наполнением

Развитие тактильных и зрительных ощущений

Воспитатель, родители, дети

«Тени на стене»

Изготовление теневого театра

«Гуляем в темноте», «Фонарик», «Свеча»

Развитие зрительного восприятия (свет и тень).

Формирование представлений о свете и темноте.

Развитие словаря (темно – светло, тускло – ярко)

Воспитатель, родители и дети

Показ русской народной сказки «Теремок» (теневой театр)

Развитие зрительных ощущений, восприятие света и тени

Воспитатель родители и дети

Игра « Холодно – тепло – горячо»

Игра «Помоем посуду»

Знакомство со свойствами льда снега и агрегатным состоянием воды

Воспитатель и дети

Игры: «2 коробки», «Где твоё место»

Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками

Воспитатель родители и дети

Игра «Назови правильно»

Расширение словарного запаса, умение классифицировать предметы по категориям

Игра «Разложи фигуры по местам»

Знакомство с геометрическими фигурами (плоские формы)

Воспитатель и дети

Игры с объёмными геометрическими фигурами (одного цвета): «Найди такую же фигуру», «Лишняя фигура»

Подбирать нужную форму путём зрительного соотношения

Воспитатель и дети

Игры со шнурами, пуговицами, крючками, петлями, бантиками, липучками, застёжками «молния»

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Воспитатель, родители и дети

Игра «Разложи по порядку»

Расширение представлений о живой природе. Расширение словарного запаса (зёрнышко -росток - подсолнух; яйцо- цыплёнок - курица).

Воспитатель и дети

Игра: «Винтики – болтики»

Развитие кисти, концентрация внимания

Воспитатель, родители и дети

Игра: «Солнышко свети»

Развитие трёх пишущих пальцев

Воспитатель, родители и дети

Литература:

1. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

2. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой.

3. К. Сумнительный (кан. Пед. Наук) «Помоги мне это сделать самому» (школа Монтессори).

Актуальность работы обусловлена возросшим количеством детей с речевыми нарушениями. Использование педагогической системы М.Монтессори позволяет осуществлять развитие и коррекцию личности работы, максимально учитывая его индивидуальные особенности.

Цель данной работы рассмотреть научно - методические основы развития речи детей в педагогической системе Марии Монтессори.

Задачи, выдвинутые для достижения поставленной цели:

  1. Провести теоретический анализ, синтез, обобщение психолого - педагогической литературы;
  2. Рассмотреть сущность и особенности педагогической системы М.Монтессори;
  3. Изучить развитие речи детей по системе М.Монтессори.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

на тему: «Научно - методические основы развития речи детей в педагогической системе М. Монтессори »

Подготовила воспитатель

Хорошева Ю.Н.

Санкт-Петербург 2016

ВВЕДЕНИЕ

Ребенок сталкивается с человеческой речью с первых минут своей жизни. Он начинает улыбаться, когда слышит знакомый голос и даже чувствует его интонацию. Постепенно, по мере взросления, ребенок впитывает ту манеру речи и общения, которая непосредственно его окружает. Без внешних контактов с миром и окружающими людьми развитие речи было бы абсолютно невозможно. Таким образом, р азвитие речи – процесс естественный, природный, происходящий на основе генетического, сенсорного и социального развития.

Главные цели обучения родному языку заключается в том, чтобы расширить словарный запас ребенка, подготовить его руку к письму, обучить чтению. При этом это не только цели родителей и педагогов, но, в первую очередь, потребность ребенка в сенситивный период восприятия языка. Речь способствует организации познавательной деятельности и понятийного мышления. Ребенку для полноценного общения и обогащения представлений об окружающем мире необходимо овладеть речью, именно она в определенной мере является регулятором его поведения, помогает спланировать участие в коллективной деятельности.

Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори, итальянского педагога, разработанный ею для домов ребенка. Являясь сторонницей свободного воспитания, Монтессори считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте.

Рассматривая влияние метода на речевое развитие, отметим, что его достоинством является возможность в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки).

Актуальность работы по данной теме обусловлена возросшим количеством детей с речевыми нарушениями, дефекты часто носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. В связи с этим специалистам приходится пересматривать подходы к организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, искать новые формы и методы работы по развитию речи детей.

Использование педагогической системы Марии Монтессори позволяет осуществлять развитие и коррекцию личности ребенка, максимально учитывая его индивидуальные особенности.

Педагогика Марии Монтессори нашла отражение в работах М.В. Богуславского, С.И.Гессена, Н.Лубенец, Е.И.Тихеевой, Фаусек Ю.И., Л.Р.Гребенникова, И.Н. Дичковской, Н.В. Плешковой, Г.К. Селевко, Л.В. Смирновой, М.Г.Сороковой, Е.А. Хилтунен, Сумнительного К.Е и др.

Цель данной работы рассмотреть научно - методические основы развития речи детей в педагогической системе М. Монтессори.

Задачи, выдвинутые для достижения поставленной цели:

1. провести теоретический анализ, синтез, обобщение психолого – педагогической литературы;

2. рассмотреть сущность и особенности педагогической системы М. Монтессори;

3. изучить развитие речи детей по системе Марии Монтессори.

Свою первую школу она открыла в 1907 году. В этой школе педагогами проводились занятия с умственно отсталыми детьми. Поскольку многие дети плохо говорили, Монтессори разработала систему упражнений, которые развивали речь благодаря тренировке мелкой моторики пальцев. Из-за того, что дети с задержкой развития плохо понимали разъяснения учителей, были придуманы игры и пособия, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного опыта. Спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы.

Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих и систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу.

Монтессори-педагогика является альтернативной системой непрерывного образования детей в возрасте от 3 до 12 лет.

На протяжении почти 100 лет ее успешно применяют в практической работе с детьми воспитатели и учителя всего мира, в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Италии, Канады, США, Франции, Швейцарии, Японии. В России первые Монтессори-детские сады возникли в 1910-1920 гг. В конце 20-х годов в связи с изменившейся политической ситуацией они были закрыты, но вплоть до 1942 г. идеи Монтессори жили в нашей стране благодаря самоотверженному труду Ю.И.Фаусек.

С 1991 г. происходит возрождение этого педагогического направления в России, и в настоящее время по всей стране действует несколько сотен Монтессори-детских садов и ряд экспериментальных начальных школ.

Монтессори также наметила пути применения своего метода к воспитанию и обучению детей от 0 до 3 лет и предложила план создания школ второй ступени для детей старше 12 лет. Эти идеи были подхвачены и развиты ее последователями в разных странах, однако большинство Монтессори-школ предназначены для детей от 3-4 до 12 лет.

Важно указать, что в педагогике М.Монтессори ребенок рассматривается как личность с самого рождения. Каждый ребенок, как и каждый человек, уникален. В этом и заложено ее главное отличие от других систем. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, развиваться; и все это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые же организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам.

Отметим, что метод Монтессори основан на принципе наблюдения за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть.

Основной принцип метода Монтессори: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к cамообучению, к саморазвитию.

Но самое главное в методе – это понимание того, что мир детей и мир взрослых - это совершенно разные миры.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития.

М. Монтессори открыла одно из важнейших отличий детского мира от взрослого - наличие так называемых сенситивных (то есть наиболее восприимчивых) периодов восприятия мира.

Этих периодов несколько, и во взрослом состоянии они уже никогда не повторяются.

Сенситивные периоды развития ребенка – это те периоды, когда развивается определенный участок мозга и, следовательно, именно в это время нужно создать вокруг ребенка такую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных с этим участком.

Например, даже современные психологи подтвердили, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды (длительностью от 1 года до 3 лет), когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам:

  • от 0 до 6 лет проходит развитие речи,
  • до 5,5 сенсорное развитие.
  • с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки, когда дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни.
  • от 0 до 3 лет – это период восприятия порядка, период активного взаимодействия со взрослыми.

Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет.

Ребенок учится самостоятельно с помощью специальных Монтессори – материалов, в которых заложена возможность самоконтроля, когда малыш сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

Монтессори предлагала делить пространство, где находится (занимается) ребенок на пять зон :

1. зона практической жизни, где ребенок развивает навыки самообслуживания (правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое);

2. зону сенсорного развития, где представлены материалы для развития зрения, слуха, обоняния, осязания, а также имеется прекрасная возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память.

3. зона математического развития, которая содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет

4. зона языкового развития, в которой малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

5. «космическая» зона, где ребенок может удовлетворить свое любопытство в области географии, физики, химии и других наук и где он учится осознавать целостность мира и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.

В свою очередь, дидактические Монтессори-материалы это и учебные пособия и развивающие игры, которые изготовлены из натуральных материалов.

Для изготовления деревянных материалов применяются ценные сорта дерева, все материалы изготавливаются очень качественно, некоторые из них достаточно сложны в изготовлении. Именно по этой прчине Монтессори-материалы стоят достаточно дорого.

Взрослый может создать условия, в которых порядок прост и естественен. Педагог не проводит с малышом долгие и изнурительные беседы, не пользуется наказаниями. Учитель предлагает ребенку принять только одно четкое правило: «Взял, поработал, положи на место». Для того чтобы, деятельность ребенка была продуктивной и полезной педагог дает ребенку урок на 2- 3 минуты. На нем демонстрируется, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес.

Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличаются классы Монтессори.

М. Монтессори никогда не отрицала важной роли игры в процессе развития ребенка. Она настойчиво подчеркивала необходимость не ограничивать деятельность ребенка исключительно с игрушками. Монтессори была противницей ролевых игр, игр-подражаний и игр-замещений, потому что малыши одинаково “впитывают” и плохое и хорошее и могут воспроизводить это в спонтанной ролевой игре.

Основное место в Монтессоре-методе занимают игры-упражения, в ходе которых ребенок взаимодействует один на один с предметами подготовленной среды. Здесь применимы игры по правилам, а также подвижные игры, если из них исключен элемент соревнования и сравнение малышей друг с другом.

Интерес - первое, что М. Монтессори выделяет в своей педагогике.

Второе - индивидуальный подход. Дети из групп Монтессори без особого труда поступают в самые престижные школы и учатся в них достаточно успешно. Это объясняется тем, что они обладают широким кругозором, имеют сформировавшуюся внутреннюю мотивацию к познанию нового, умеют концентрироваться на работе, могут аргументировано отстаивать свое мнение и рассуждать о проблеме, они внимательны, наблюдательны, самостоятельны и, наконец, они более дисциплинированы.

0-1года (младенчество) – развиваются ощущение и восприятие;

1-3 года (раннее детство) – речь;

3-5 лет (младший и средний дошкольный возраст) – первичные нравственные привычки;

5-7 лет (старший дошкольный возраст)– память.

Выготский считал, что в эти сензитивные периоды происходят глубокие изменения, которые влияют на общее развитие ребенка. Исходя из классификации выше, мы обратим наше внимание на период раннего детства и дошкольного возраста.

Нет особого периода жизни, когда ребенок только и делает, что изучает язык. Это происходит каждый день его жизни - он ведь всегда слышит человеческую речь. В первый год жизни ребенок, не произнося слов, наблюдает, выполняет просьбы, играет. И все это можно назвать подготовкой к словесному выражению себя. Чем больше внимания мы уделим в этот период развитию его чувств, физиологии, чем чаще будем объяснять словами, что происходит вокруг, тем ярче и богаче будет его язык, когда он подрастет.

На втором году жизни ребенок произносит первые слова. С каждым месяцем он будет говорить все больше и больше слов. И наступит время, когда его желание расширить свой словарный запас достигнет вершины. Согласно мнению Марии Монтессори, это происходит примерно в три, три с половиной года. Уже к концу второго года жизни малыш начинает говорить предложениями, это означает, что он принимает и понимает логику языка, - шаг к мыслительной деятельности.

В 3-4 года ребенок начинает говорить целенаправленно и осознанно. С помощью речи он решает свои проблемы, выражает эмоции и желания. В этом возрасте дети интересуются буквами - символами звуков, с удовольствием играют с магнитным алфавитом, обводят шершавые буквы.

Третий год жизни характеризуется значительным расширением речевых возможностей малыша, которому теперь необходимо научиться общаться не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы (память, внимание), мышление ребенка. Маленький почемучка задает один вопрос за другим, выслушивает ответы и заодно совершенствует свою способность применять в собственной речи новые слова, словосочетания и фразы. Развивать речевые возможности ребенка по-прежнему следует во всех направлениях. К 4,5-5 годам ребенок готов не только без принуждения, но и самостоятельно учиться читать.

К 7 годам завершается процесс овладения речью. Язык – это не только средство общения, но и мышления. Это предмет сознательного изучения, те ребенок готовится к поступлению в школу. Она начинается обучаться чтению, письму, развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу 7-го года завершается процесс фонематического строя речи, интенсивно растет словарный запас. В 3 года ребёнка знает примерно 1500 слов, в 6 лет – от 2500 до 3000 слов. Развивается грамматический строй речи, дети усваивают строение слова. Построение фразы. Они обладают самостоятельным словотворчеством, иногда очень оригинальным (у лысого голова босяком).

На границе 7-8 лет ребенок переходит к контекстной речи, те содержание речи раскрывается в контексте. Она присутствует при пересказе фильма, рассказа, сказки, описывании картины. Выделяется эгоцентрическая речь про себя и для себя (внутренний монолог). Эта речь помогает ребенку планировать и регулировать свои действия. Таким образом, расширяются способы общения ребенка и это важный фактор его развития. Продолжается общение со взрослыми, для ребенка они – эрудиты (знающие все). Ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы и попутно рассуждать по этому поводу (куда летит дым?)

Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности - развитие руки. Письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. Уже давно доказано, что уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития движения пальцев рук. Ученые показывают, что к рождению ребенка строение обоих полушарий головного мозга совершенно идентично и преимущественного развития речевых областей в правом и левом полушарии еще не имеется. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие.

Все это заставляет воспитателей и педагогов Монтессори - групп обратить особое внимание на предоставление малышу условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких движений пальцев. Дети, воспитывающиеся в подготовленной развивающей среде, постоянно ощупывают предметы, берут их тремя основными для письма пальцами (большим, указательным и средним), работают с пипетками, прищепками, пинцетами, губками. Они сравнивают зрительно объемные предметы и их начертание на плоскости, слушают, как называет воспитатель те или иные вещи, воспринимают их названия и качества. Всю эту накопившуюся энергию ребенок неудержимо стремится выплеснуть. Рождается спонтанное письмо.

Очень важно не упустить фазу языкового развития, на которой ребенок уже готов к восприятию письменного языка и чтения.

Письмо и чтение стоят близко друг от друга, но, по мнению Монтессори, это два различных процесса. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого более сложная психическая деятельность ребенка.

В связи с этим в Монтессори - группе ребенок сначала учится писать, а потом читать. Процесс чтения, согласно мнению Марии Монтессори, интеллектуально более сложен для ребенка. Чтобы уметь писать, надо научиться слышать отдельные звуки в слове; знать, какой буквой, какой звук обозначается; суметь выстроить из букв слово; а затем его надо записать. Здесь нет смысловых трудностей: когда мы пишем, мы заранее знаем, что именно мы хотим написать.

Чтение - процесс сложный с интеллектуальной точки зрения. Ведь здесь происходит обратный процесс: озвучить написанные буквы, собрать их вместе, а потом - наполнить смыслом, понять получившееся слово. Именно это оказывается очень сложным для детей.

Поскольку Монтессори - метод несет в себе антропологические основания, то есть глубинное и детальное изучение свободных проявлений ребенка, то становится понятным, почему обучение письму Монтессори называет «методом самопроизвольного письма». Предоставив возможность ребенку развивать свою руку и тем самым справляться с орудием письма (ручкой, карандашом, кистью), педагогам остается обеспечить ему возможность распознавать сначала моторно, а потом осмысленно начертание букв, и тогда ребенок овладеет письменной речью самопроизвольно.

Ю.И. Фаусек называет самопроизвольное детское письмо «моторным переводом слышимых звуков». На основании этих наблюдений и был составлен специальный дидактический материал, позволяющий малышам легко овладеть техникой письма. Он состоит из трех основных групп и многочисленных последующих упражнений:

Материал для рисования, штриховки;

Карточки с шершавыми буквами;

Подвижный алфавит нескольких видов.

Детям, стремящимся тренировать себя в уверенном письме, можно предложить различные варианты прописи и шрифтовых карточек. В подготовительной среде детского сада, работающего на основе Монтессори - метода, есть много специальных материалов, помогающих ребенку самостоятельно освоить процесс письма. Но косвенно дети уже готовы к этой работе, потому что ранее упражнялись с другими материалами, прямая цель которых иная: готовить ребенка к практической жизни или развивать чувства, математические способности. Когда дети пересыпают зерно из одной чашечки в другую или завязывают шнурки, они тренируют точное движение и глазомер. Когда они отличают шершавую дощечку от гладкой - развивают свое тактильное чувство, позже оно поможет ощутить очертание букв. Когда ребенок берется тремя пальчиками за кнопки цилиндров или вкладышей геометрического комода, он учится правильно держать карандаш.

Материалы для самостоятельного письма предъявляются ребенку в определенной последовательности. Введение каждого нового материала происходит, после того как хотя бы один ребенок в группе готов к работе с ним.

Кроме материалов по обучению письму в Монтессори - группах используется дидактический материал для обучения чтению, который состоит из нескольких частей. Логика его предъявления ребенку проста: от конкретного, ощутимого - к абстрактному, к символам. Одновременно и всегда соблюдается принцип расширения запаса слов ребенка, а также их классификация и упорядочивание, объединение в группы, анализ и синтез.

В целом все материалы, располагающиеся в речевой зоне дошкольной Монтессори - группы можно условно разделить на четыре группы.

  • К первой группе относятся многочисленные материалы, основной задачей которых является развитие и систематизация понятийного запаса ребенка. Здесь представлены небольшие предметы, мелкие фигурки.
  • Ко второй группе относятся материалы по обучению письму.
  • К третьей группе относятся материалы по обучению чтению.
  • К четвертой группе относятся материалы по введению в грамматику.

Одной из самых распространенных форм занятий по развитию речи является «беседа в кругу». Темы обсуждений могут быть самыми разнообразными: от обсуждения событий, происходящих в жизни детей, (акцент делается на эмоциональные переживания самого ребенка) праздников, исторических событий до разучивания песен, стихотворений, рассказов из жизни животных и растений. Темы для обсуждения в основном возникают из событий, происходящих вокруг ребенка.

Развитие речи происходит также во время работы, направленной на знакомство ребенка с правилами поведения в обществе, которая проводится обычно в кругу.

Расширение словарного запаса ребенка происходит при выполнении упражнений в зоне практической жизни. (Вы видели на прошлом занятии, как при работе с рамкой с пуговицами ребенку сначала было сказано, что это пуговицы). Сенсорный материал знакомит ребенка со свойствами предметов, впечатления, полученные посредством органов чувств, находят вербальное выражение. В математике ребенок знакомится с целым рядом абстрактных понятий: названиями чисел, арифметическими действиями, геометрическими фигурами и телами.

Обогащение словарного запаса порождает необходимость систематизации полученной ребенком новой информации. В речевой зоне Монтессори-материала для этого предлагаются наборы карт с изображением различных предметов или живых существ – по одному на карте – и карта для обобщающего понятия, где нарисованы все предметы вместе. Обобщающие понятия делятся на 3 группы: животные, растения, человек. В соответствии с вышесказанным, наборы карт имеют желтый, зеленый или красный кант, что позволяет проводить самостоятельный контроль и легче ориентироваться как ребенку, так и педагогу.

Работая с детьми, автор методики постепенно пришла к выводу, что ребенок сам является творцом своей личности, что в нем самом заложено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослого - только помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого необходима специальная среда и подготовленный учитель (взрослый), уважающий личность ребенка. Мария Монтессори, болея всей душой за ребенка, стремится объяснить, что дети - другие. Только признав это, взрослые могут пытаться избежать конфликтов с детьми и всевозможных отклонений от естественного пути развития ребенка, а в конечном итоге и всего человечества.

Как было отмечено, большое значение в методике М.Монтессори уделяется развитию мелкой моторики. Именно поэтому многие игры-пособия способствуют мелкой работе рук, массажу пальчиков. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут их на крупе. Учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Подведя итог, заключим, что данная методика очень вдумчивая, неторопливая, учитывающая потребности ребенка, дающая ему свободу выбора. В таких группах ребенок научится читать и писать грамотно и в соответствии с темпами своего индивидуального развития. Выпускники Монтессори-групп владеют беглым чтением текстов разной сложности, разобрать слово по составу, найти члены предложения, с удовольствием изучают энциклопедии, умеют подготовить небольшой доклад к занятию, написать его самостоятельно. Учиться читать и писать можно по-разному, но результат должен быть один - от чтения человек должен получать удовольствие, этому и способствует методика М. Монтессори.