Лепка в подготовительной группе на тему «Человек в движении», в том числе «Девочка играет в мяч. Организация и методика проведения занятий по лепке


Лепка в дошкольном возрасте является тем видом изобразительной деятельности, в котором ребенок с помощью мягких изобразительных материалов (глины, пластилина, пластика, легомассы, теста и др.) создает объемные образы полной или частичной трехмерности, которые имеют высоту, ширину, толщину.

О пользе изобразительной деятельности

Важными являются положения, обозначенные в исследовании А.Ю.Прищепка, который считает, что во время формирования графических навыков письма шестилетние первоклассники испытывают значительные трудности в плане анализа частей целого, сравнении их с подобными элементами, в определении пространственного расположения предмета относительно его основной части, в малой подвижности мелких мышц кисти руки.

Выводы исследования Н.Ф. Яришевой по развитию пространственных представлений у старших дошкольников в процессе обучения рисованию показали, что рисование является деятельностью, во

время которой ребенок этого возраста учится ориентироваться не только в пространстве, а и на плоскости листа бумаги.

Во время обучения рисованию возникает сочетание образа, слова и действия, что формирует группы пространственного воображения на предметной плоскости, развитие которых не обеспечивается другими видами деятельности. Во время рисования дети дошкольного возраста накапливают чувственный опыт в сравнении формы, протяженности, направлений.

Накопление такого опыта необходимое для подготовки малышей к школьному обучению.

Итак, изобразительное искусство, и в частности лепка в дошкольном возрасте, является эффективным средством для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к письму, изучение формы предмета, его величины, строения, цвета, назначения.

Технология лепки

Под технологией лепки глиной мы понимаем владение детьми инструментом, способами лепки. Это понятие охватывает также и развитие глаза, руки, их согласованную работу.

Технология формируется приемами обследования предметов (игрушек) и техническими навыками лепки.

Обследование образа дает возможность детям самостоятельно находить приемы лепки. Технология лепки, которой предшествует обследование и изучение конструктивного строения образов, что слепятся, формируется как система двигательных умений, построенных на усвоении ряда навыков обследования натуры.

Исследования многих ученых (Н.С.Ващуленко, Есть.В.Гурьянов, А.Ю.Прйщепа, Г.М.Еременко, Г.М.Рыженко и другие) подтверждают: у шестилетних детей в школе часто возникают трудности из-за несовершенства зрительного и двигательного анализаторов.

Главной причиной недостатков письма у них есть скованность руки, неумение согласовывать действия, приходящихся на разные ее части в процессе изображения буквы. Лепка в дошкольном возрасте поможет исправить данные дефекты.

Точность движений рук, связана с деятельностью мелких мышц, еще не весьма совершенная, поэтому рука ребенка мало приспособлена к письму, рисованию.

Лепка в дошкольном возрасте — задачи и содержание

  1. Развитие эмоционального восприятия предметов
  2. Познания свойств и изобразительных возможностей материалов для лепки
  3. Стимулирования интереса
  4. Стимулирование проявлений игровой и моральной мотивации лепки
  5. Развитие перцептивных действий, тактильных ощущений, глазомера, мелкой мускулатуры пальцев рук, эстетических чувств, образной памяти, воображения для конкретного возраста
  6. Воспитание любознательности, сосредоточенности, самостоятельности, выдержки, аккуратности

Лепка в дошкольном возрасте — средняя группа

В средней группе малыши получают знания о форме, строении предметов с опорой на геометрическую основу, о некоторых пропорциях частей изображаемого и передаче их в лепке.

Особое внимание обращается на то, как дети определенного возраста пользуются приемами лепки: сплющиванием, вдавливаниям, загибанием краев, сглаживание, оттягивание небольших деталей, расплющиванием и тому подобное.

Малыши пользуются конструктивным способом лепки и изображают животных (рыбу, зайчика, ежика) из целого куска глины.

Вначале она имеет характер общей лепки педагога с детьми этого возраста, когда взрослый вылепливает самый большой и сложный предмет темы, а дети – меньшие и более простые («Курица с цыплятами»).

Далее дети могут объединять в общие тематические композиции индивидуально вылепленные предметы («Птичий двор»). В конце года детей индивидуально можно заинтересовать лепкой парных сюжетных композиций по сказкам «Колобок», «Заяц и Еж».

Сюжетная лепка в дошкольном возрасте

Сюжетная лепка открывает для ребенка большие возможности действовать самостоятельно, реализовать личный зрительный и художественный опыт, принимать собственные решения, рассказывать о своих замыслах и художественном опыте, принимать собственные решения, рассказывать о замысле и их реализацию.

Вместе с тем сюжетная лепка способствует совершенствованию качества изображения отдельных предметов и овладению специфическими средствами художественной выразительности в передаче сюжета (взаимодействие персонажей композиции, их размещение на подставке)

Во время лепки передается форма в двух и трех измерениях.

Сюжетная лепка в дошкольном возрасте проводится с детьми старших групп, хотя подготовительная работа начинается еще в предыдущих группах. Лепим те предметы, которые существуют в мире, а также отдельные определенные сюжеты.

Материалы для лепки

Основным материалом для изготовления игрушек являются глина и пластилин. Глиняные игрушки птиц и животных декоративно выразительны, в них четким пластичным силуэтом выделяются голова, туловище, шея. Дети лепят их с удовольствием.

Лепить игрушки можно и из пластилина. Как показывает практика, стоит учить детей работать и с глиной, и с пластилином, учитывая цель задачи и возрастные особенности малышей.

С чего начать обучение лепке

Изучение предмета при помощи руки и взгляда с анализом его частей, сравнением пропорций дает возможность ребенку расчленить сложную форму предмета на простые геометрические, выделить основную часть, соблюдая соотношение частей изображаемого.

Вместе с этим обогащается и развивается словарь ребенка, коммуникативные навыки, связную речь, ведь малыш называет форму предмета, описывает образ, уточняя его особенности, оценивает произведение народного мастера.

Изготовление детьми глиняных изделий в детском саду и в семье формирует образное мышление, развивает память, внимание, воображение и другие психические процессы, непосредственно влияющие на результативность овладения навыками письма в школе, способствует координации руки и глаза, укреплению мышц кисти руки, совершенствует пространственную ориентацию на плоскости листа.

Использование технологии лепка в дошкольном возрасте способствует общему развитию ребенка и подготовке его к школе.

Лепка в дошкольном возрасте через исследовательскую деятельность

Правильному воспроизведению изображаемого в глине должно предшествовать исследовательская деятельность ребенка. Она заключается в том, что воспитатель организует не простое созерцание, а систематическое тактильно-зрительное восприятие, наблюдение и познание основных особенностей изобразительной натуры.

Исследования О.В.Запорожца, Е.И.Игнатьева подтверждают, что любая деятельность имеет подготовительную и исполнительную части. К подготовительной части входит обучение детей тактильно-зрительному восприятию натуры во время ее обследования перед процессом лепки.

Малышей учат способам обследования натуры (игрушки, скульптуры и т. п), знакомят с простейшими геометрическими объемными фигурами (шар, цилиндр, конус, треугольник, круг, квадрат) во время дидактических игр и упражнений: «Найди предмет, похожий на эту фигуру», «Найди предмет, похожий на шар, куб, конус…», «Узнай на ощупь», «На что похож этот предмет?»

Что нужно для лепки

Чтобы хорошо вылепить предмет, нужно представить его образ. Это можно детально сделать с помощью руки, через прикосновение которой ребенок изучает пространственные признаки предмета (объем, форму, фактуру и т. п).

И.М.Сеченов называл руку «щупальцем» и подчеркивал важность ощупывающих движений рук и глаз в чувственном познании.

Форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, полнее.

Ими ребенок ощупывает предмет со всех сторон, и в этом определении большую роль играет изменение формы поверхности ладони, которая дает возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и тому подобное. Глаза учатся объемному видению при помощи руки (И.М.Сеченов).

Итак, прежде чем лепить натуру, дети должны выучить ее конструктивное устройство и разложить на отдельные части, определив форму, объем каждой с помощью осязательного и зрительного восприятия.

Что любят лепить дети

Кроме предметов окружающей среды, дети с удовольствием лепят фрукты, посуду, обобщенные народные игрушки, анималистическую скульптуру и прочее.

Натура, которая обследуется и используется на занятии по лепке, должно быть выразительной и отражать индивидуальные особенности внешнего вида животного (форму туловища, головы, лап, фактуру) с характерными чертами (хитрая, добродушная, зла). Игрушки должны иметь эстетичный вид и разное пространственное положение осанки (стоять, лежать, бежать, сидеть, подкрадываться, спать).

Знакомясь со скульптурой малых форм, дети узнают, какими средствами скульптор передал характерны индивидуальные внешние черты, повадки, позы животного.

Способы лепки

В детском саду для создания изделий из глины или пластилина используют три способа лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный.

Конструктивный способ

Конструктивный способ лепки - предмет изготавливается из отдельных частей. Дети изготавливают каждую часть изделия из отдельных кусочков глины, а затем скрепляют их между собой. Изделие начинают изготавливать из наибольшей части (животных - с туловища), а затем переходят к выполнению меньших (шея, голова, ноги, хвост и тому подобное).

Когда отдельные части для изделия заготовлены, их объединяют в одно целое, сравнивая по величине и форме, уточняют их пространственное расположение, плотно соединяют и прилепляют друг к другу, обобщают форму.

Скульптурный способ

Скульптурный способ лепки заключается в том, что изделие изготавливают из одного целого комка глины, применяя такие приемы, как вытяжение с целью удлинения формы (шея), оттягивание, прищипывание, разрезания стекою, сглаживания пальцами.

Такой способ лепки наиболее сложный и требует от детей любого возраста четкого представления о форме, пропорции, конструктивное строение изображаемого.

Комбинированный способ

Комбинированный способ лепки (из целого куска и отдельных частей) сочетает в себе приемы скульптурного способа, которым выполняют основные части предмета, с присоединением отдельно вылепленных частей.

Например, туловище и лапы животного лепят из целого куска глины, а другие части - отдельно и затем присоединяют к основной.

Кроме того, применяют приемы прищипывания, оттягивания. Прием рельефной лепки используют для создания шерсти животных, перьев птиц, чешуи рыб, крыльев птиц. Например, накладывают небольшие кусочки глины на основную форму, а пальцами и стекою оказывают им нужной формы.

Технические приемы лепки

Основные технические приемы лепки связанные с работой руки, в частности пальцев и ладони. В зависимости от формы предмета, действия рук во время лепки бывают разными. Поэтому очень важно научить детей основных технических приемов работы с глиной, пластилином.

Во время лепки используются такие технические приемы, как:

  • раскатывание валикоподобной формы для изготовления удлиненных, круглых, цилиндрических предметов, скреплять валикоподобные формы в виде кольца;
  • скатывание шарообразной формы для изготовления шарообразных предметов;
  • расплющивание шарообразной формы;
  • слепливание расплющенной формы; загибки краев расплющенной формы;
  • вдавливания шарообразной формы;
  • вдавливания валикоподобной формы;
  • обострение и закругления валикоподобной формы;
  • оттягивания глины с основного куска; прилепливания одного куска к другому; оттягивание деталей;
  • примазывания частей друг к другу, защипывания краев формы или отделки ее защипыванием (батон, пирожок).

Раскатывание осуществляют продольными движениями рук в противоположном направлении: правая - вперед, левая - назад и наоборот.

Скатывание - это одновременные круговые движения рук: правая - вправо по часовой стрелке, левая - влево, против часовой стрелки.

Пальцы обеих рук полусогнуты в форме чашечки.

Во время сдавливания и расплющивания руки движутся навстречу друг другу с одновременным нажимом на материал.

Для сдавливания глины надо нажать на нее меньше, для расплющивание - сильнее.

Чтобы получить более точную форму, можно прибегнуть к сплющиванию или расплющиванию глины или пластилина о поверхность доски.

Прием прищипывания близок к оттягиванию.

Тремя пальцами правой руки сдавливают. Тремя пальцами правой руки сдавливают глину, чтобы получить клюв птички или мордочку лисички.

Во время оттягивания кусок глины держат в левой руке, а правой оттягивают частичку.

Вытяжение выполняется движениями обеих рук (одновременно) в противоположные стороны с целью получения удлиненной формы.

Чтобы примазать один кусок глины к другому, сначала надо прижать их и выровнять место соединения пальцем. Сглаживания всей поверхности изделия делают пальцами, ладонью, смачивая пальцы мокрой резинкой.

Соединяют части таким образом: на одном куске глины делают ямку, на втором - прищипывают,чтобы получился, например, клювик птички, который вставляют в ямку, затем куски глины соединяют и пальцем выравнивают место соединения.

Лепка посуды

Дети с удовольствием лепят посуду (миски, блюдца, тарелочки, горшки, чашки) и используют такие изделия в играх.

Можно изготовить некоторые лепные изделия следующими способами: ленточным, выбором основной массы стекою-лопаткой из куска глины; лепкой кольцами.

Например, чтобы слепить чашку ленточным способом, нужно предварительно выяснить с детьми форму, пропорции изделия, определив последовательность работы.

Дно лепят приемом сплющування. Правильность формы глиняного круга уточняют и выравнивают стекою и пальцами.

Затем изготавливают стенки чашки, которые лепят приемом разбрызгивания с валика, длина которого равна длине окружности дна.

Подготовленный валик кладут на доску и раскатывают рукой до нужной ширины, которая и составит высоту чашки.

Полученную форму присоединяют к краям дна, замазывают с внутренней и внешней сторон. Завершается лепка чашки изготовлением ручки и сглаживанием пальцем поверхности.

Лепят посуду и выбиранием глины стекою. Стекою-лопаткой делают в заготовке углубление и выбирают основную массу глины. Затем заглаживают внутреннюю сторону изделия стекою-петлей.

Завершают лепки прикреплением ручки, отделкой внешних стенок и отделке посуды. Выбирать глину следует осторожно, чтобы не поломать, тонкие стенки посуды.

Декоративная пластика

Вызывает живой интерес у детей и мелкая декоративная пластика народных умельцев. Ознакомление старших дошкольников с декоративной пластикой дает им возможность лепить декоративные сосуды (вазы, подставки, сувенирные тарелочки, декоративные кувшины, куманцы), настенные украшения в виде декоративных пластинок, кашпо для цветов.

Прежде чем предлагать детям для изготовления декоративные пластинки с рельефным изображением, надо организовать выставку настенных пластинок с различным содержанием изображения, провести с малышами беседу о рельефные узоры на глиняных пластинах как вид скульптуры.

Рельеф - один из неполных видов скульптуры, в котором все изображение приобретает объемной формы и частично выступает над предметной плоскостью (пластинкой).

Разновидности рельефа - барельеф и горельеф.

Технология лепки из глины

Для изготовления глиняной пластинки нужна дощечка, которую обтягивают бумагой, чтобы не пристала глина. Кусок глины кладут на доску и ладонью прижимают так, чтобы получился пласт толщиной 1-1,5 см, а затем один-два раза хлопают по нему ладонью. Приплюснуть глину нужно еще и для того, чтобы из нее вышел воздух.

После этого стекою ровняют края пластинки, сглаживают поверхность влажной тряпкой и наносят на глину изображения.

Согласно рисунка заготавливают кусочки глины, придают им нужную форму, а затем готовые формы накладывают на рисунок. Края рельефа примазывают к пластинке пальцами или стекою.

Если, например, на пластинке изображен цветок с четырьмя лепестками, то заготовкой серединки будут лепестки, которые прижимаем к рисунку и примазываются пальцами.

Когда декоративная пластинка высохнет, ее снимают с дощечки и в часы самостоятельной художественной деятельности раскрашивают.

Полезно дать детям возможность украшать узором объемные и плоскостные изделия, вылепленные собственными руками. Для этого воспитателю необходимо подобрать простые элементы узора, которые размещаются в композиции с многократным повторением.

Усвоив варианты элементов с величиной, цветом и композицией, дети легко ими пользуются и самостоятельно создают орнамент, чередуя элементы по форме, цвету и содержанию. Лепка в дошкольном возрасте с декорированием открывает безграничные возможности детского декоративного творчества.

Декоративная лепка в познавательном развитии

Декоративная лепка и отделка способствует эстетическому, познавательному развитию детей, привлекает их к активному восприятию произведений народных умельцев.

Декоративная лепка в дошкольном возрасте имеет выполняться из глины, потому что этот пластичный материал можно раскрашивать ангобом и выжигать в печи. Если ангоба нет, то после обжига изделие можно раскрашивать гуашью.

Ангоб - цветная глина, которая используется в технологии художественной керамики. Ангобы изготавливаются из глины и воды.

Глина ангобовых цветов может быть белой, красной, желтой, синей, зеленой, коричневой и черной.

Белый ангоб изготавливается из белой глины, доведенной до консистенции сметаны. Для получения более светлых тонов примешивается мел. Синий, зеленый, коричневый, черный цвета ангоба получают добавлением к белому специальных красителей.

Красный цвет изготавливают из природной глины - красной, а желтый - из природной желтой глины.

На подвяленное глиняную поверхность изделия ангоб наносят кистью путем примакивания. Делают это несколько раз до тех пор, пока ангоб покроет всю шершавую поверхность изделия.

Перед нанесением ангоба изделие нужно подвялить. Повышенная влажность приводит к раскисанию изделий.

Нанесение ангоба на сухие и полусухие поверхности стенок может повлечь за собой отскакивание его во время сушки и обжига.

Излишне разбавленный водой ангоб ложится слишком тонким слоем и не дает желаемого цвета, а очень густой неравномерно покрывает поверхность.

Гуашью раскрашивают высушенные изделия, ангобом - подвяленные. Сначала раскрашивают верхнюю часть изделия, а затем - нижнюю. Когда просохнет первый слой краски, наносят следующий.

Обучение лепке младших дошкольников

Малышей второй младшей группы знакомят со свойствами глины и закрепляют навыки, приобретенные в первой младшей группе.

Обучают таким приемам лепки, как скатывание комка глины прямыми движениями рук, раскатывание куска глины кругообразными движениями рук, деления комка глины на две части, отрывание от большого маленького куска, соединение частей изделия способом придавливания, уточняют понятие «круглый».

Лепка в дошкольном возрасте носит простой конструктивный характер - дети лепят предметы, образы из отдельных кусков глины, соединяя их между собой.

Игрушки животных и птиц подбираются по их характерными особенностями, их основные части (туловище, голова) имеют форму шара разного размера. Итак, дети «составляют» изделие из разных по величине шаров и овалов.



3 votes, average: 5,00 out of 5)

Подготовительная к школе группа

Особенности пластической формы, создаваемой детьми

Лепные изделия детей подготовительной группы выразительнее, интереснее и разнообразнее, чем у детей 5 лет. Объясняется это тем, что у них накопился большой запас зрительных образов.

У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие по­лучили речь, мыслительные процессы.

Во время наблюдений дети 6 лет более полно воспринимают яв­ления окружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают понимать, как можно рас­положить предметы по отношению друг к другу.

Изменения в развитии изменяют и характер изобразительной деятельности. У детей появляется желание точнее передавать фор­му, пропорции; их начинает увлекать изображение деталей и пред­метов, дополняющих образ. Дети способны изменить положение частей фигуры при движении, например, у идущего человека руки и ноги согнуть (в локтях и коленях, а не только развести). Они определяют положение основной части - тела бегущего или лежа­щего зверька.

По сравнению со старшей группой дети все чаще пользуются способом вытягивания из целого куска, широко используют сте­ку, совершая ею многие операции.

Несмотря на то, что весь процесс создания образа более твор­ческий и самостоятельный, форма, вылепленная с большим понимани­ем ее строения, остается очень обобщенной, например голова часто изображается в виде шара, туловище - яйцеобразной (оваль­ной) формы. Следовательно, детям 6 лет еще недоступно полное изо­бражение всех особенностей формы, и они передают лишь ее ос­нову, бессознательно отбрасывая сложности строения. Но для того чтобы дети могли изобразить предмет, даже в таком обобщенном виде сделать его понятным для окружающих, они должны хорошо представить себе облик предмета со всеми его особенностями.

Задачи обучения

Программа обучения детей в подготовительной к школе груп­пе значительно сложнее и разнообразнее по сравнению с програм­мой старшей группы.

Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства , а также овладеть изобразительными и техническими прие­мами .

Дети 6 лет, как правило, пользуются многими способами изображения, но основной для них - пластический способ - лепка из целого куска.

Опираясь на ранее полученные знания объемных тел (конус, шар, овоид, цилиндр), дети одновременно должны самостоятельно определять исходную форму для лепки предметов.

Педагог, развивая творческую инициативу, предоставляет им возможность самостоятельно выбирать темы , выразительные средст­ва и способы изображения .

Все перечисленные задачи конкретизируются по кварталам.

Прохождение программы

I квартал

В I квартале перед воспитателем стоит задача - научить детей лепить предметы характерной формы. Для этого в начале года им предлагают изображать овощи и фрукты.

В подготовительной к школе группе задачи усложняются : дети лепят два однородных предмета различной формы , например одно яблоко овальной формы (крым­ское, а другое округлой (антоновское), несколько видов огурцов.

Из вылепленных фруктов или овощей составляется и общая ком­позиция на тарелке, в корзине или в вазе.

Детей учат создавать фигуры по игрушке или скульптуре, изо­бражающих предмет в действии : поющий петух с горделиво подня­той головой, котенок, играющий в мяч, и т. д.

Изображение петушка в разных положениях

Дети лепят животных по представлению . Они должны четко пред­ставить себе характер формы основной части и те особенности , ко­торые отличают данное животное от других . Например, собак разных пород, медведя от волка, утку от гуся, петуха от курицы.

Создавая изображение по представ­лению, дети будут руководствоваться общими знаниями строения жи­вотных и теми, которые они получили во время лепки с натуры. Дети могут передавать довольно тонкие отличия, например по­роды собак по длине и форме туловища, по длине ног, строению головы.

Успешное изображение предмета зависит от способов соедине­ния частей . Кроме примазывания одной части к другой, можно сое­динять их вкладыванием одной части в углубление другой , предва­рительно сделав насечки на конце той части, которая вставляется.

Во время изображения отдельных предметов дети продолжают учиться устанавливать фигурки в вертикальном положении на под­ставках

В I квартале дети продолжают лепить фигуру человека . Снача­ла это несложные фигурки, повторяющие по способу те, что лепили в старшей группе.

Но в подготовительной возрастают требования к изображе­нию формы и пропорций и поэтому постепенно во время лепки с натуры (как пра­вило, куклы) дети уточняют форму, пропорции человеческой фигуры. Воспитатель вместе с детьми сравнивает по размерам части и ус­танавливает, сколько раз голова куклы умещается во всем ее туло­вище.

Фигурки людей можно лепить и по игрушкам дымковских мас­теров. Они сложнее по своим пропорциям прежде всего потому, что в основном изображают взрослого человека, у которого голова ук­ладывается в туловище 7-8 раз.

Вводится способ лепки, которым пользуют­ся дымковские мастерицы : голову и кофту лепят из одного куска, а юбку - отдельно в виде колоколообразной формы из расплющен­ного пласта глины. Этот способ дает возможность сделать юбку по­лой, отчего изделие становится легче. Голова с кофтой и юбка соеди­няются воедино и плотно примазываются друг к другу, а руки при­крепляются по отдельности: сначала - одна, потом - другая. Все мелкие детали - оборки, фартук, рюши, кокошник - выполняются путем налепа.

Изготовление куклы с юбкой-колоколом

Детей учат изображать человека и по пред­ставлению . Темы могут быть разные: «Мальчик (или девочка) держат флажок», «Мальчик идет в школу». Во время лепки на подобные темы дети имеют возможность фантазировать, выбирая образ, переда­вать формы и действия, использовать способ лепки.

Начиная с I квартала дети могут лепить сказочные персона­жи , например Бабу Ягу в ступе, Чиполлино. Это позволяет раз­вивать у них творческую инициативу. Характерные черты сказочных героев помогают детям достичь сходства в изображении, повышают интерес к лепке.

II квартал

Во II квартале отрабатывается умение лепить из целого куска . Детей учат создавать двух-трехфигурные композиции , используя умения, полученные в I квартале.

Передавая сюжет сказки, дети учатся соблюдать взаимосвязь между фигурами , соразмерять их и плотно прикреплять к подстав­ке, которая может быть любой формы, а толщиной не менее чем 1 см. Чтобы все фигуры композиции были устойчивы, детей обучают устанавливать их с третьей точкой опоры. Так, например, фигура медведя с коробом на спине может опираться на палку-посох; опорой для мальчика, который лепит снеговика, может явиться снеж­ный ком

В декоративной лепке дети изображают игрушки по типу народ ­ных (куклы, козлы, кони), а также посуду и пластинки, украшен­ные узором.

В подготовительной к школе группе детей обучают лепке по­суды из колец , а также путем выбирания глины из цилиндрической или шарообразной формы стекой .

В первом случае кольца, сде­ланные из валиков, укладывают одно на другое и плотно соеди­няют, замазывая места соединения с внутренней и внешней сторон.

Лепка посуды из колец

Во втором случае левая рука держит изделие, а правая рука стекой (или стекой-петлей) делает углубление, постепенно увели­чивая его

Лепка посуды способом выбирания глины

Первым способом можно вылепить кружку, миску, солонку, ва­зу для цветов, а вторым - горшочки, кувшины, округлые и цилинд­рические вазы

Одновременно детей учат обрабатывать поверхность изделия, заглаживая ее мокрой тряпочкой для последующего украшения рель­ефом или росписью ангобом или гуашью. Кроме сосудов, дети мо­гут делать декоративные пластинки, при изготовлении которых они учатся заранее создавать эскиз в виде рисунка, а затем по не­му лепить изделие из глины.

III квартал

В III квартале воспитатель обучает детей коллективной лепке .

На основе ранее полученных знаний и умений дети создают коллективные композиции : футбольное или хоккейное поле, где пер­сонажи находятся в разных положениях, птицеферму, зоопарк и т. д.

В процессе коллективной лепки они учатся соразмерять свою ра­боту с работами других, сопоставляя фигурки на глаз, или пристав­ляя к большой фигурке маленькую, или с помощью палочек (мерок), соответствующих по длине и высоте тем фигуркам, которые они бу­дут лепить. Дети учатся проявлять инициативу, внося свои предложения для решения общей композиции, стараются делать свою работу так , чтобы она была как можно лучше . Те, кто хорошо лепит, могут по­могать своим товарищам .

Таким образом, коллективная лепка , кро­ме задач обучения изобразительным и техническим приемам , пре­дусматривает задачи воспитательного характера .

Программа III квартала строится на изображении по представле­нию , но это не отменяет лепку с натуры, по картинке.

По представлению изображаются звери для игры в зоопарк. Это задание требует предварительной работы по накоплению у детей зрительных образов. Кроме того, детям предлагают лепку животных непосредственно с игрушек, например слона, жирафа, бегемота, медведя.

Лепка жителей зоопарка

Игрушка, как правило, статична; поэтому на последующих занятиях педагог предлагает изображение этих живот­ных по картинкам, где звери представлены в динамике.

IV квартал

В IV квартале дети совершенствуют свои умения в лепке, соз­дают предметы , которые используют во время игры , занимаются де­коративной лепкой , создавая посуду для игр, вазы для цветов и пластинки, которые объединяют в декоративные фризы.

Использование дымковской игрушки на занятиях по лепке, как средство развития творческих способностей старших дошкольников

дипломная работа

1.2 Методы и приемы обучения лепке в подготовительной группе детского сада

Основная цель работы по изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет - приобщение к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.

К подготовительной группе у детей появляется необходимый зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие получила речь, мыслительные процессы. Во время наблюдений дети 6 лет более полно воспринимают явления окружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают понимать, как можно расположить предметы по отношению друг к другу. Изменения в развитии ведут к изменению характера изобразительной деятельности. У детей появляется желание точнее передавать форму, пропорции; их начинает увлекать изображение деталей и предметов, дополняющих образ.

Дети понимают, что руки и ноги фигур для изображения шага и других действий можно не только расставлять и поднимать, но и сгибать, в результате чего вылепленные фигурки делаются выразительнее. Кроме того, они могут сразу определить, в каком положении должен находиться изображаемый предмет и соответственно установить основную часть. Например, ребенок сразу определяет положение куска глины при изображении бегущего зайца, крадущейся лисы.

Значительно более высокие требования по технике лепки воспитатель предъявляет к детям подготовительной к школе группы. Здесь он должен научить детей передавать характерные признаки предмета» четко, правильно изображать объемную форму предмета, точнее соблюдать пропорции, прочно скреплять части предмета, вытягивать мелкие части из основного куска глины .

Дети должны научиться утяжелять нижнюю часть фигуры, прочно устанавливать фигуру на ногах, на подставке. Дети должны передавать в лепке некоторые позы, положения, движения фигуры, соблюдать соотношение предметов в сюжете по величине, располагать их по смыслу. Нужно подвести детей к иллюстрации в лепке несложных эпизодов из сказок или рассказов, научить их самостоятельно намечать содержание лепки. Чтобы обеспечить выполнение этих программных требований, воспитатель учит детей понимать характерные особенности строения предмета, объединять несколько предметов на одной подставке в определенных смысловых соотношениях.

Воспитатель учит детей, помимо установки фигур на ноги и на подставку, находить опору для вылепленной фигуры в дополнительных точках (лыжник опирается на палки, мальчик в зимней одежде -- на снежный ком, дети держатся за руки).

Работу со стекой воспитатель вводит здесь с первых занятий. Сначала учит использовать стеку для прорисовки деталей острым концом, затем примазывать мелкие части, позднее -- разрезать кусок глины для выделения частей фигуры (ноги, лапы), вырезать углубления, чтобы расширить его, вынимать лишнюю глину. С середины года он показывает детям, как делать украшающие насечки, каким концом стеки и как их наносить для получения красивого орнамента, узора.

В этой группе воспитатель дает указание целиком, не повторяет его, но иногда задает детям вопросы о приемах и последовательности работы. Одним из наиболее распространенных приемов обучения является словесное указание, напоминание, а также частичный показ -- показ способа передачи движения, изменения позы, новых деталей, новых приемов работы.

В этой группе во время сюжетной лепки, при иллюстрации сказок воспитатель подбирает такие темы, чтобы детям встречались лишь хорошо знакомые образы, предметы, которые дети уже неоднократно лепили на занятиях. Фигуру человека, животного они учатся изображать в разнообразных позах, движении, что позволяет им достаточно выразительно передавать несложные сценки, иллюстрировать в лепке эпизоды из знакомых литературных произведений. В их работах персонажи сюжетной сценки приобретают характерные черты, объединяются в определенной ситуации, выраженной направлением, позой. Работа со стекой позволяет усилить выразительность, добиваться большего сходства, детализации, украшать ряд изделий.

В этих случаях основное внимание детей обращено на композиционные и смысловые связи группы в сюжете.

Детям 6--7 лет необходимо напоминать о соблюдении аккуратности в работе, требовать засучивания рукавов, не допускать стряхивания сухой глины с рук на костюм, на стол, нужно следить и за позой ребенка, за положением его рук.

6--7-летние дети более требовательны сами к результатам своей работы; если малыш одинаково охотно и легко берется слепить и шарик и козу или корову, то ребенок 6--7 лет уже способен оценить свои силы, опасается технических трудностей, требователен и к отделке, не за всякую работу легко берется.

Смелость в работе воспитывается параллельно освоению ребенком основных навыков и умений в лепке, и дети с каждым месяцем все легче берутся за новую для них тонкую работу, с удовольствием украшают изображение, дополняют его многими мелкими деталями.

Воспитатель предоставляет детям еще большую свободу действий и замысла. Он показывает лишь те приемы, без которых работа может перестать удовлетворять возросшим требованиям ребенка. Очень трудно поставить на тонкие ножки грибы -- лисички, мухоморы. Воспитатель показывает, как объединить их на подставке. Еще трудней поставить на ноги животное, человека -- и здесь приходит на помощь совет воспитателя.

6--7-летним детям в процессе занятия реже нужна техническая помощь воспитателя, обычно дети обращаются к нему лишь за советом -- можно ли так украсить, как лучше добавить, пополнить. Однако и здесь воспитатель должен видеть затрудняющихся детей и немедленно приходить на помощь в тех случаях, когда видит, что этот ребенок еще неспособен самостоятельно выйти из затруднительного положения, знает, что ребенок много дней отсутствовал в детском саду или недавно поступил в детский сад.

Творческое решение замыслов в лепке предполагает большой объем зрительных образов, которые ложатся в основу их изображений. Для этого с детьми наблюдают и рассматривают предметы, свойственные данному предмету черты. Для выразительного изображения животных детям нужно знать их повадки, изменения, которые происходят в положении и форме частей туловища в зависимости от движения. Внимание детей направляют на то, как вытянул петушок шею и поднял голову во время пения, как запрокинута голова у курицы, которая пьет воду, как вытянуты туловище и хвост в одну ровную линию у убегающей лисы или как прижимает к спинке уши испуганный заяц. Все эти знания должны помочь детям во время лепки сделать образ выразительным. Взрослый использует любую возможность, чтобы показать животных в разных положениях. Иногда проводят целенаправленные наблюдения. Дети рассматривают форму туловища, сравнивают по размеру его части. Если перед подобными наблюдениями детей предупреждают, что они будут рассматривать петушка, а потом лепить его из глины, то дети внимательно рассмотрят и лучше запомнят особенности животных. Во время наблюдений воспитатель задает детям вопросы, направляющие их внимание на то характерное, что поможет передать животное более выразительно. Можно рассматривать с детьми иллюстрации в книгах, где персонажи представлены в разных положениях.

Изображение человека наиболее сложно для детей, поэтому воспитатель организует рассматривание разных кукол (санитарка, космонавт, школьница и т. д.), проводит наблюдения людей на улице, детей во время прогулки: на катке или парке. Он обращает внимание детей на форму частей фигуры человека, пропорциональные отношения между частями, предлагает сравнить фигуру взрослого и ребенка. Организуя подобные наблюдения, воспитатель задает детям вопросы, например, «Кто выше: девочка или ее мама? У кого из них больше голова, длиннее руки, ноги» Выразительность готовых фигур будет зависеть и от того, как дети передадут одежду. Поэтому воспитатель привлекает их внимание к тому, что на ногах у девочки - валенки, а у ее мамы - сапожки; на голове у девочки вязаная шапочка с пумпоном, а у ее мамы - большая меховая шапка. Чтобы дети лучше поняли движение, можно прибегнуть к показу его самими детьми. Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда мальчик бежит на лыжах, туловище мальчика и голова немного наклонены вперед, одна нога согнута в колене и выставлена вперед, а другая нога, которой он отталкивается, сзади и выпрямлена; одна рука с палкой несколько согнута в локте и находится перед лыжником, а другая отведена назад.

Успешная передача динамики в лепке зависит и от того, как она преподносится воспитателем. Лучше всего, когда при объяснении действие расчленяется на составные части, например во время лепки по стихотворению Л. Воронковой «Маша-растеряша» воспитатель говорит: «Для того чтобы заглянуть под стол. Маша-растеряша встала на колени, руками оперлась о пол, нагнула голову и заглянула под стол».

Для рассматривания детям предлагают народные игрушки, которые у разных народов имеют свое специфическое содержание и оформление. Так, дымковские игрушки расписаны ритмично и ярко, дагестанские расписаны тонким узором белого ангоба, узбекские глиняные игрушки часто оформляются налепами или углубленным рельефом. При рассматривании игрушки особое внимание детей направляется на пластинку переходов от одной части к другой, на то, какими способами они выполнены и оформлены. Для лучшего ознакомления детей с народной игрушкой проводятся дидактические игры: «Магазин игрушек» (где ребенок угадывает игрушку по описанию других детей) или «Устроим выставку дымковской игрушки» (из множества игрушек, выставленных на столе, дети отбирают лишь те, которые нужны для выставки).

Могут быть организованы также выставки декоративных пластинок с доступным содержанием, керамической посуды. При рассматривании посуды воспитатель задает детям вопросы о форме сосудов, о том, каким способом их сделать из глины. Знания детей можно дополнить рассказом о гончарных мастерских, где работают мастера, которые на специальных станках лепят посуду. Хорошо сводить детей на выставку или в музей прикладного искусства.

В подготовительной к школе группе детям показывают лишь незнакомые технические приемы, предоставляя в остальном инициативу ребенку. В процессе занятия дети самостоятельно планируют свою работу, отбирают способы лепки. Воспитатель наблюдает за тем, как лепят дети, и, если нужно, задает им вопросы. Например, во время лепки на тему «Звери зоопарка» воспитатель видит, что ноги у слона, которого изобразил ребенок, очень тонкие, а хобот короткий. Воспитатель предлагает вспомнить, какой толщины ноги у слона, и подумать сможет ли таким хоботом слон переносить бревна.

При обучении детей предметной или сюжетной лепке воспитатель может использовать художественную литературу. Произведения подбираются так, чтобы персонажи оказывались в самых разнообразных ситуациях. Важно, чтобы во время слушания у детей формировались живые действенные образы. После чтения сказки ребятам предлагают подумать и выбрать какой-либо персонаж или эпизод для изображения, продумать, какого размера должны быть персонажи по отношению друг к другу, в каком положении они находятся и какого размера должна быть подставка, чтобы все участники эпизода на ней уместились.

В подготовительной к школе группе можно применять игровые приемы, например, провести игру в гончарную мастерскую. Воспитатель рассказывает о том, как мастера создают посуду и другие изделия, а дети, увлеченные рассказом, начинают лепить посуду для игры (в посудный магазин).

Возможно создание и других увлекательных ситуаций. Например, детям предлагают вылепить декоративные плитки, чтобы подарить их в День Победы бывшим фронтовикам или мамам к празднику 8 Марта. Плитки можно объединить в декоративный фриз, например фриз из бабочек. Изготовление декоративных плиток требует предварительного рисунка - эскиза, который создается за день или два до занятия. Вся работа над пластиной ведется в два приема. Сначала по размеру эскиза подготавливается пластинка. Это техническая работа, которая требует от ребенка точности движений и аккуратности. Подготовленные пластинки завертываются в полиэтиленовую пленку и сохраняются до следующего занятия, на котором дети по эскизу будут делать рельеф. Так же, как и на сосудах, узоры на пластинках выполняются углубленным или высоким рельефом, а затем, если нужно, подвергается росписи ангобами.

Организация анализа возможна в разных формах: дети сидят на своих местах, и воспитатель задает им вопросы; воспитатель вызывает к себе отдельных детей, и они анализируют чью-то работу; все изделия размещаются на специальном столе, воспитатель и дети стоят около стола, рассматривают их и беседуют о качестве работ. Формы анализа могут быть и другие: они зависят от творчества воспитателя, от условий и обстановки, в которой он работает с детьми.

Развитие творческой активности и самостоятельности зависит от того, как поставлена работа в детском саду, как продумывается и организуется процесс занятий. Если в старшей группе в основном воспитатель с дежурными подготавливали рабочее место для каждого ребенка, раздавая глину и оборудование, то в подготовительной группе каждый ребенок может сам взять себе то количество глины, которое ему нужно, и стеки для лепки. Лепят дети сидя за обычными столами, на доске или поворотных станках. В том случае если лепка связана с окраской ангобами, то занятие делится на две части: первая часть занятия - лепка предметов, а вторая часть - окраска их.

На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.

В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свои специфику.

Важно, чтобы дети научились понимать и передавать в лепке характер изображаемого. Для этого воспитатель должен подбирать для изображения предметы с ярко выраженными чертами.

Дети 5-7 лет уже в состоянии проанализировать строение, форму предметов. Воспитатель, обводя жестом форму, предлагает ребятам рассказать о ней, дать описание ее характерных особенностей. Если дети затрудняются ответить, то воспитатель это делает сам.

Задача воспитателя - понять замысел ребенка и помочь ему, если это необходимо, в его осуществлении. Тем ребятам, которые неудачно выбрали способ лепки, нужно доказать, что есть другой, наиболее удобный и подходящий.

Важно, чтобы дети из множества возможных способов научились выбирать наиболее эффективный, который позволит создать выразительный образ.

Например, собаку или кошку можно вылепить способом вытягивания из целого куска глины или из отдельных частей.

Лепка из отдельных частей более длительна и в результате детского исполнения дает в основном статичный образ, а из целого куска дает возможность сразу наметить основные детали, установить их в нужном положении. Трудность вытягивания формы из целого куска для ребенка заключается в том, что нужно на глаз определить количество глины для той или иной части.

Иногда используются загадки, но надо подобрать тексты так, чтобы описание предмета больше касалось перечисления частей формы, размеров, действий. Например:

С рожками, бородкой,

Хвост совсем короткий,

Забодает, если зол,

Кто же это? (Козел)

В конце занятия воспитатель показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет их ответы. Важно, чтобы дети научились критически и доброжелательно оценивать свою лепку и работу товарищей.

В подготовительной к школе группе большое внимание воспитатель должен уделять обучению детей умению планировать свою работу, обдумывать заранее изображение формы предмета и его динамику. Это необходимо для развития детской самостоятельности и творческой активности. Здесь детям так же, как и в старшей группе, предлагается еще до занятия обдумать содержание лепки, некоторые ее приемы изображения и даже материал. Например, предлагается лепить по выбору зверей из зоопарка. Воспитатель дает детям задание - выбрать и обдумать содержание для изображения, форму пропорции, положение, а также количество глины, длину каркасов. Только после этого ребята приступают к работе.

Важно, чтобы дошкольники овладевали изображением предмета в определенном положении, в действии. Движение в лепке дается им легче, чем в рисунке, так как они реально действуют с частями предмета и им не нужно прибегать к условным способам изображения, как в рисунке.

Важно, чтобы ребенок хорошо представлял, как сгибаются руки, ноги человека во время ходьбы, бега, прыжка, как вытягивает шею гусь в момент обороны, как бежит собака и т.д.

Отдельные приемы, как, например, изображение фактуры стекой, можно показать всем ребятам сразу, но в основном приходится подсказывать или показывать отдельно каждому. Индивидуальная работа в данной группе приобретает особое значение на занятиях по изобразительной деятельности.

Фронтальный показ способов лепки используют ограниченно, так как все внимание педагог направляет на сохранение творческих проявлений у детей. Воспитатель наблюдает, как ребенок планирует работу, с чего начал ее (заготовил части, разделив глину, или собирается лепить из целого куска). Вопросами педагог направляет ребят на правильное изображение характерной и выразительной формы и динамики. Например, он обращается к ребенку и предлагает: «Подумай, в каком положении у петуха шея и голова, когда он поет? Какой толщины шея около головы и около туловища?».

Если ребята лепят не по воображению, а с модели, то тем, кто затрудняется, воспитатель предлагает еще раз осмотреть предмет с целью уточнения формы. Лепка с модели (натуры) предлагается ребятам с большой осторожностью, только для более глубокого анализа формы и пропорций предмета.

Стараясь развить в детях большую самостоятельность, педагог, после того как определил задание и дал необходимые указания, некоторое время остается в стороне и дает ребятам возможность самостоятельно начать изображение. По мере того как они начинают работать, он подходит к ним и дает необходимые указания.

Если предполагается коллективная лепка, то воспитатель распределяет детей на группы и каждой дает задание.

В конце занятия все обсуждают вылепленные фигурки, сравнивают их с моделью или с тем, что когда-то видели.

В основном дети сами дают оценку изделиям. В тех случаях, если работы мелкие, их помещают на специальную доску с фамилиями, а если крупные (сюжетная лепка), то ребятам дают метки, и они прикрепляют их к своим работам. Приучая детей предварительно обдумывать замысел, можно иногда предлагать делать карандашные эскизы. Особенно это целесообразно, когда они лепят бусы и декоративные пластинки.

Детям предлагают во время рисования изобразить будущую пластинку на бумаге карандашом, решив ее размер, форму и содержание (узор, сюжет). На занятии ребенок должен вылепить ее, руководствуясь своим эскизом. Для того чтобы научить детей работать над эскизом, а затем по нему создавать пластинку, педагог проделывает всю работу сам, а ребята наблюдают. Далее им дается задание - нарисовать пластинку с узором и на занятии ее вылепить.

Изготовление декоративных пластинок с рельефными изображениями можно начать с беседы о том, какими они бывают, затем организовать выставку из готовых изделий. Воспитатель, анализируя пластинки, объясняет детям, что они могут быть с изображением одного предмета, с декоративным узором и сюжетом. Из беседы ребята узнают, как делают, окрашивают и обжигают пластинки в муфельной печи, чтобы они стали яркими, блестящими и прочными.

Ребятам объясняют, что они сами смогут сделать такие же, чтобы украсить ими комнату, а для этого предлагают каждому придумать пластинку и во время занятия по рисованию составить предварительный эскиз.

Аппликация в старшей группе

Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни - овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания...

Занятия лепкой как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Рассмотрев особенности проявления детского творчества на занятиях лепкой и некоторые пути его формирования, можно сказать, что образ в лепке у детей формируется постепенно, под влиянием восприятия окружающего и обучения...

В младшей группе начинают специальную работу по формированию элементарных математических представлений, закладывают основы математического развития детей. Внимание у детей 3 - 4 лет непроизвольное, неустойчивое...

Использование дидактических игр при формировании математических представлений у дошкольников

В средней группе занятия по развитию элементарных математических представлений проводятся еженедельно, в определенный день недели. Продолжительность занятия - 20 минут...

Использование дидактических игр при формировании математических представлений у дошкольников

В старшей группе продолжительность занятия изменяется незначительно по сравнению со средней (с 20-25 минут), но заметно увеличивается объем знаний и темп работы. Наглядные...

Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками как средство формирования логического мышления

Общение мальчиков и девочек дошкольного возраста в группе сверстников

Человек как личность формируется в группе, является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений. В качестве объекта воспитательного воздействия обычно выступает не столько отдельный ребенок...

Организация прогулки в старшей группе детского сада

Изучение особенностей организации прогулки в старшей группе детского сада в практике ДОУ проходило на базе МДОУ № 1 «Сказка» п. Югыдъяг Усть-Куломского р-на РК, в старшей группе...

Проведение занятий в детском саду и в школе

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков у дошкольников. Коррекционно-развивающее занятие Цели: 1...

Проведение прогулки в старшей группе детского сада

Проведение на прогулке занятий, игр и упражнений с повышенной двигательной активностью позволяет одевать детей даже в холодный период года в облегченную спортивную одежду, что способствует закаливанию организма...

Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр

"Программой воспитания в детском саду" в старшей группе предусматривается значительное расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Дети учатся считать до 10...

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе

В программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией А.М. Васильевой говорится о следующих задачах речевого развития детей в старшей группе детского сада . Развивающая речевая среда Продолжать развивать речь как средство общения...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования и развития воли у детей среднего дошкольного возраста

1. Сюжетно-ролевая игра "Поликлиника" Цель: раскрыть смысл деятельности медицинского персонала развивать у детей способности принимать на себя роли, развивать интерес к игре, формировать положительные отношения между детьми...

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Наше исследование проводилось на базе ДОУ №10, Белгородского района, с. Таврово. В исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группы 18 человек: 1. Асинов Руслан 2. Безотечество Влад 3. Бузова Алина 4...

Данная методика представлена В.Б. Косминской .

В этой группе воспитатель предоставляет детям больше самостоятельности в выборе темы, в возможности обдумать ее заранее и выполнить. Учить детей планировать свою работу можно во время наблюдений, перед чтением литературных произведений.

Для этого необходимо их предупредить, что они будут лепить гот предмет, который рассматривают на картинке или о котором им читают. Это дает возможность заранее настроить детей на предстоящее занятие, четко воспринять особенности предмета и в какой-то степени обдумать его изображение.

Если ребенок будет твердо знать, над чем он должен работать, то это даст ему возможность более целенаправленно и уверенно заниматься лепкой. Важно, чтобы дети научились понимать и передавать в лепке характер изображаемого.

Для этого воспитатель должен подбирать для изображения предметы с ярко выраженными чертами. Ребята, как и в предыдущей группе, предварительно рассматривают предметы. Иногда можно придумывать игры с теми игрушками, которые предстоит детям вылепить. Но игра не дает возможности планомерно обследовать предмет.

В основном для изобразительной деятельности нужно развивать в детях зрительное восприятие окружающего на основе приобретенных знаний и опыта. Зрительный анализ здесь воспитатель проводит так же, как и в других группах. В начале занятия ребята рассматривают предмет со всех сторон, зная, что это необходимо для того, чтобы во время лепки все стороны выполнялись одинаково хорошо.

Для демонстрируемого предмета желательно иметь специальное приспособление - подставку с поворотным кругом, что даст возможность показать ребенку противоположную сторону предмета. После этого предмет снова возвращают в прежнее положение.

Дети 5-6 лет уже в состоянии проанализировать строение, форму предметов. Воспитатель, обводя жестом форму, предлагает ребятам рассказать о ней, дать описание ее характерных особенностей. Если дети затрудняются ответить, то воспитатель это делает сам.

Многие способы лепки детям знакомы. Они умеют создавать основные формы, видоизменять их, а, следовательно, воспитателю нет надобности, прибегать к показу изображения на каждом занятии. Все чаще он полагается на самостоятельность детей в решении тех или иных вопросов. Задача воспитателя - понять замысел ребенка и помочь ему, если это необходимо, в его осуществлении.

Тем ребятам, которые неудачно выбрали способ лепки, нужно доказать, что есть другой, наиболее удобный и подходящий.

Важно, чтобы дети из множества возможных способов научились выбирать наиболее эффективный, который позволит создать выразительный образ.

Например, собаку или кошку можно вылепить способом вытягивания из целого куска глины или из отдельных частей.

Лепка из отдельных частей более длительна и в результате детского исполнения дает в основном статичный образ, а из целого куска дает возможность сразу наметить основные детали, установить их в нужном положении. Этот способ сложный, но в старшей группе дети с ним знакомы и могут самостоятельно его применять.

Трудность вытягивания формы из целого куска для ребенка заключается в том, что нужно на глаз определить количество глины для той или иной части. Дети 5-6 лет уже могут на глаз определять, сколько потребуется глины для частей, но дальнейший процесс - уточнение пропорций и формы - ребенку еще сложен. И здесь должен помочь воспитатель, указывая на недостатки в изображении. Помощь эта заключается в наводящих вопросах, дополнительном анализе формы, подсказе некоторых изобразительных средств.

Кроме того, детям необходимо читать интересные рассказы, сказки, стихи, в которых ярко раскрывается тот или иной образ. Иногда используются загадки, но, как и в средней группе, надо подобрать тексты так, чтобы описание предмета больше касалось перечисления частей, формы, размеров, действий.

Например:

С рожками, бородкой,

хвост совсем короткий,

Забодает, если зол,

Кто же это? (Козел.)

В конце занятия воспитатель показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет их ответы.

Важно, чтобы дети научились критически и доброжелательно оценивать свою лепку и работу товарищей.

Предложенные занятия для экспериментальной группы представлены в приложении Б. Альбом для лепки представлен в приложении В.

Изобразительная деятельность является для детей образной формой познания окружающего мира. Создавая изображения предметов, объектов и явлений действительности, ребёнок отображает своё видение и непосредственное отношение.

Одной из основных традиционных техник изобразительной деятельности считается лепка. Работать с пластичными материалами дети начинают с ясельного возраста, развивая и оттачивая навыки год за годом. Создание поделок из пластилина и солёного теста доставляет ребёнку позитивные эмоции, вылепленное объёмное изображение обладает меньшей условностью, чем рисунки и аппликации. В занятиях лепкой в подготовительной группе эффективно реализуется принцип организации обучающего процесса у дошкольников: основная форма обучения - игра. Дети получают задания в игровой форме, а вылепленные на занятии поделки, например, такие, как девочка играет в мяч, можно использовать в будущей игре.

Занятия лепкой в подготовительной группе детского сада

Занятия лепкой помогают в достижении главной цели дошкольного образования - воспитания всесторонне развитой личности. Расширяется кругозор ребёнка, обогащается словарный запас, активно развивается мелкая моторика рук, что способствует стимулированию мыслительной и речевой зон головного мозга. Исследователями неоднократно отмечалось, что у детей, с которыми качественно занимались развитием мелкой моторики, глубже развито пространственное мышление, чётче работает построение логических связей, хорошо развито грамотное построение устной речи.

У ребёнка 6–7 лет накоплен богатый образ зрительных образов и имеется желание создавать изображения, максимально достоверно отображающие действительность. Воспитанники подготовительной группы хорошо владеют основными приёмами лепки, умело используют при необходимости стеки и подручные материалы, стремятся дополнить готовый образ мелкими элементами из пластилина.

Занятие лепкой в подготовительной группе

В виде таблицы рассмотрим программные задачи обучения лепке в подготовительной группе и их связь с имеющимися у детей 6–7 лет знаниями и умениями в работе с пластичными материалами:

Возрастные особенности развития детей 6–7 лет Задачи обучения лепке Техники лепки, используемые на занятиях
Имеются знания об основных геометрических формах, в том числе трёхмерных, хорошо развито зрительной восприятие формы предметов. Обучение лепке предметов характерной формы. Лепка двух однородных предметов, отличающихся по форме. Отрабатывается на теме «Овощи и фрукты»: лепка огурцов разных сортов (длинные и короткоплодные), свёклы (шарообразная и цилиндрической формы), яблок (шарообразные и приплюснутые).
Активное воображение.
Богатая память зрительных образов.
Умение представлять геометрические фигуры, лежащие в основе предмета или объекта.
Лепка животных по представлению. Лепка из целого куска или вылепливание отдельных деталей с последующим соединением в единую модель. Использование различных инструментов для дополнения образа (заострённая палочка, стеки, фигурные колпачки для нанесения узоров вдавливание, шприцы без иглы или кондитерские с насадками для выдавливания элементов).
Способность создания подобного предмета с натуры (игрушки, куклы).
Продолжает развиваться мускульное восприятие формы.
Лепка человека с соблюдением пропорций частей тела и направления движения объекта. В работе с пластилином дети учатся передавать не только форму, но и действия.
Лепка осуществляет с натуры или по представлению.
Активное познание окружающего мира (любят рассматривать незнакомые предметы, задавать вопросы о назначении, способах изготовления и др.).
Интерес к приобщению культурным ценностям.
Декоративная лепка. Создание игрушек по мотивам народных промыслов (дымковская, абашевская, каргопольская, филимоновская игрушки). Лепка посуды из колец с последующим затиранием поверхности. Лепка из шарообразного или цилиндрического куска пластилины приёмом углубления при помощи стека и расширения внутренней части предмета. Украшение поверхности предмета пластилиновыми деталями или созданием узоров стеками.
Общение со сверстниками становится более конструктивным: в процессе подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр ребята позитивно взаимодействуют друг с другом (оговаривают тему, распределяют между собой роли и выполняемые действия, продумывают этапы деятельности). Развитие интереса к коллективной лепке. Выполнение общей композиции.
Формы коллективной деятельности на занятиях изобразительной деятельностью (лепкой):
- Фронтальная: каждому воспитаннику даётся индивидуальное задание по лепке предмета/объекта, в конце занятия работы объединяются в общую композицию.
- Комплексная: каждый выполняет своё задание, но на общей плоскости, то есть групповая работа создаётся с самого начала творческой деятельности.
- Коллективно-производственная (принцип конвейера): каждый воспитанник выполняет индивидуальное задание по лепке, передаёт следующему и получает новую деталь для доработки от предыдущего.

Разновидности лепки в подготовительной группе


Способы и приёмы лепки в подготовительной группе

  1. Конструктивный способ лепки. Этой техникой работы с пластичным материалом дети овладевают в возрасте 2–3 лет, иногда самостоятельно открывая для себя возможности пластилина. Название этой техники схоже с одним из основных видов изобразительной деятельности - конструированием. Ребёнок представляет модель будущей поделки в виде взаимосвязанных частей. Дети могут соединять фигуры одинаковые (бусы, гроздь рябины, гусеница), однородные (пирамидка, неваляшка, радуга) и различные (мухомор, птица, самолёт). В подготовительной группе воспитанники представляют предметы лепки в виде фигур различных форм.

    Технокарта (конструктивный способ лепки)

  2. Скульптурный (пластический) способ лепки - создание предмета или объекта путём вылепливания из одного куска. Ребёнок представляет образ того или иного предмета, животного, птицы и др., из куска пластилина создаёт простую форму, которая лежит в основе всего образа: для птицы - форма яйца, для вазы под фрукты - выпуклый диск, для лампы - лепёшка и т. д. Затем пластилиновая заготовка слегка разминается, материал становится податливым, и ребёнок моделирует образ по заданию. Приёмы скульптурной лепки разнообразны: вытягивание и оттягивание отдельных частей, скручивание, загибание, прищипывание, вдавливание, сплющивание и т. д.

    Технокарта лепки скульптурным способом

  3. Комбинированный способ - это сочетание конструктивного и скульптурного способов лепки. Как правило, старшим дошкольникам интереснее всего дополнять отдельно вылепленными деталями по замыслу созданную из цельного куска пластилина заготовку фигуры. Например, к заготовке фигуры петушка (вытянутая яйцеобразная форма) прикрепляются крылья, бородка, гребень, лапки-подставка.

    Технокарта лепки фигур птиц комбинированным способом

  4. Лепка на форме . Применяется для экономии времени при обучении приёмам декоративной лепки - налеп и барельеф. Пластилин или глину раскатывают и оборачивают пластичным пластом форму (в ход идёт бросовый материал: пластиковые бутылки, банки, стаканчики, картонные втулки). Излишки пластичного материала обрезаются, края следует соединить и сгладить шов. Заготовку формы украшают узором из вылепленных деталей и/или подходящими по замыслу инструментами.

    Лепка по форме (на пластиковой бутылке)

Композиции на тему «Человек в движении»

В подготовительной группе дети продолжают лепить фигуру человека. Сначала это задания по конструктивной лепке, какие выполнялись в старшей группе. Но задача обучения лепке человеческой фигуры в этой группе - более точно воспроизводить форму частей тела и соблюдений пропорций. Проводятся занятия по лепке с натуры (как правило, это - кукла). Воспитанники рассматривают объект изучают особенности формы каждой части тела, учатся считать, сколько раз голова укладывается во всём туловище куклы. Создание деталей для конструктивной лепки человека выполняются в следующем порядке:

  • Туловище (к нему будут крепиться другие части): форма закруглённого цилиндра или груши.
  • Голова и шея: шар и короткий узкий цилиндр.
  • Ноги и руки: колбаски. Ребята должны помнить, что длина ног равна длине туловище, руки по длине от плеча доходят до середины бедра. У рук вылепливаются кисти (обычно приёмом сплющивания конца колбаски), для ног отдельно вылепливаются сплющенные шарики - это будет стопа или обувь.

Ребята учатся передавать характерные движения человека. Создание фигуры в движении развивает конструктивное мышление и активизирует образное мышление и зрительную память. В методическом пособии Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа», разработанном для воспитателей в рамках ФГОС, для проведения занятий по лепке фигуры человека в движении рекомендуются такие темы, как «Девочка играет в мяч», «Папа гуляет с ребёнком по улице», «Ребёнок с собачкой», «Девочка и мальчик пляшут», «Лыжник», «Как мы играем зимой», «Пограничник с собакой», «Няня с младенцем» и др. Эти темы предполагают лепку по представлению. На таких занятиях для воспитанников открывается широкий простор для фантазирования, продумывания персонажей для изображения, выбора форм и приёмов лепки. В начале занятия дети рассматривают фигурки или картинки с изображениями скульптур, изучают положение частей тела человека, совершающего определённое действие. Также ребятам предлагается самим принять ту позу, которую они представляют по замыслу, и зафиксировать в памяти основные моменты: сгибы конечностей, наклон или поворот туловища и головы и т. д.

Фигуру человека дети могут создавать при помощи конструктивной лепки: создаются отдельные детали, соединяются, сгибаются и поворачиваются в соответствии с замыслом. Проблемой при использовании этой техники может стать то, что примазанные к туловищу конечности во время изменения их положения и сгибания могут отломиться. Поэтому педагогу необходимо продемонстрировать скульптурный способ лепки фигуры человека и обратить внимание, что созданная в этой технике модель обладает большей устойчивостью и конечности фигурки проще поддаются передаче нужного действия.

В рамках темы «Человек в движении» индивидуальный подход обучения реализуется в предложении самостоятельного выбора воспитанниками техники лепки (конструктивный, скульптурный или комбинированный способ), в свободе фантазии в моделировании фигурки, изображении движений тела. Одни воспитанники создадут простую сценку по заданию, другие смогут продумать более сложный сюжет. Ребятам разрешается по своему вкусу дополнять фигуру человека различными деталями, чтобы избежать условности изображения: при помощи налепа мелких деталей или прорисовки заострённой палочкой обозначаются черты лица, прикрепляются элементы, изображающие прическу или предметы одежды.

Мотивирующее начало занятия на тему «Человек в движении»

Создание фигуры человека, выполняющего определённые действия, подразумевает ясное представление воспитанниками положения туловища и частей тела в конкретном движении. Детям 6–7 лет может быть сложно вызвать в памяти подобные зрительные образы, поэтому в начале занятия воспитатель должен предоставить ребятам наглядные примеры. Это могут быть плакаты и картинки с изображением людей в различных позах. Активизирует внимание и вызывает интерес показ действий самими воспитанниками. При изучении положения туловища и конечностей в каждой конкретной позе воспитатель должен проводить с детьми беседу, концентрируя внимание на тех моментах, которые помогут детям в выполнении практической части занятия: есть ли у фигуры наклон (и в какую сторону), в каком положении находится голова, согнуты ли руки в локтях или кистях, согнуты ли ноги, одинаковое ли положение в пространстве занимают левая и правая ноги/руки и т. д.

Примеры использования мотивирующего материала

Тема занятия Мотивирующее начало
«Лыжник» Перед воспитанниками - макет горнолыжной трассы, на который по заданию они должны поместить фигурки лыжников. Воспитатель показывает картинки с изображением лыжников и проводит беседу:
- В каких видах спорта участвуют лыжники (спуск по трассе, прыжки с трамплина, битлон, слалом).
- Для чего лыжникам нужны палки (совершать поворот на трассе, отталкиваться, набирать скорость).
- Какое положение принимает тело спортсмена, когда он бежит на лыжах (наклонено вперёд).
Проводится физкультминутка (дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении):

Физкультурник на дорожке
Тренирует свои ножки.
Высоко их поднимает
Бодро. Весело шагает.
Руки в стороны развёл
И тихонечко пошёл.
Руки вниз, затем вперёд,
Прыгнул, сделал поворот.

Воспитатель называет ребятам тему и задание занятия. Предлагает ребятам по очереди продемонстровать , как можно играть в мяч, какие движения совершаются в процессе игры (подбрасывание мяча, игра в «лягушку», волейбольная подача мяча снизу и сверху, баскетбольный бросок мяча в корзину, чеканка мячом и т. д.).
Проведение игры «Непоседа мячик»:
Ребята становятся в круг лицом к середине, в центре - водящий с мячом. Тот, кто водит движением ноги пытается выкатить мяч за круг (участники отбивают мяч ногами). Тот, кто пропустил мяч за круг, становится водящим.
«Мама гуляет с ребёнком» В начале занятия проводится беседа на тему «Прогулка с мамой»: чем ребята занимают на прогулке с мамой (ходят за руку, изучают деревья в парке, кормят уток и др.), как мамы гуляют с младенцами (баюкают на руках, усаживают на бедре и показывают что-либо, подбрасывают в воздух и ловят, катают на плечах или спине).
Игровой элемент : ребятам предлагается пройти в игровую зону и при помощи кукол и пупсиков показать сценки с простым сюжетом на тему «Мама и сын/дочь на прогулке».

Составление конспекта на тему «Человек в движении»

Целью проведения занятий на тему «Человек в движении» является создание воспитанниками фигуры человека в действии. Задачи иставятся зависимости от конкретизации темы (кого, при какой ситуации и при осуществлении каких движений будут лепить ребята), на этом основании планируется и развитие определённых умений.

Примеры формулировки задач и отрабатываемых умений

Тема занятия Задачи Умения
«Мальчики и девочки пляшут» Закрепление умения лепки по представлению.
Обучение лепке фигуры по представлению.
Формирование умения передачи движений человека.
Развитие чувства пропорции и композиции.

Работа со стекой.
Планирование действий.
Работа в коллективе/в подгруппе.
«Детская зимняя площадка» Закрепление умения передавать в лепке характерные движения человека и их динамику.
Обучение видения и соблюдения пропорций фигуры.
Обучение пользования дополнительными инструментами.
Примазывание отдельных частей модели, сглаживание.
Работа со стекой: нанесение узора на одежду, обозначение частей лица.
Развитие умения анализировать предстоящую и проделанную работу.

Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Дети на прогулке зимой» (сюжетная лепка).
Обучение согласованной и позитивной работе в подгруппе.
Развитие умения передавать в фигурке характерные движения человека.
Воспитание ответственности и усидчивости. Коррекционные задачи Обогащение словарного запаса.
Развитие мелкой и общей моторики.
Активизация слухового и зрительного восприятия.
Расширение кругозора. Материалы Макет зимнего двора.
Сюжетный плакат с изображением зимних детских забав и игр.
Пластилин и дополнительных материал.
Картонные подставки для фигурок. Предварительная работа Чтение стихов о зиме, загадки о зимних месяцах, дидактические игры «Назови признаки зимы» и «Назови действия». Ход занятия Проведение беседы о зимних развлечениях и играх на улице.
Рассматривание плаката, обсуждение поз изображенных на картинке детей.
Демонстрация воспитателем действий по созданию фигурки ребёнка в движении из пластилина.
Физкультминутка на тему «Зиминие забавы».
Практическая часть занятия, в ходе которого воспитатель должен помогать устными комментариями и побуждать воспитанников к взаимодействию внутри подгрупп.
Объединение поделок в коллективную композицию. Анализ работ.

Поэтапный порядок выполнения поделок на тему «Человек в движении» из пластилина

В начале объяснения техники лепки фигур по теме «Человек в движении» воспитатель должен обозначить, какие способы помогают достичь передачи физических действий объекта. Для изображения характерных движений тела не рекомендуется использовать технику лепку по принципы «дымковской игрушки», когда из одного куска пластилина или глины вылепливается голова, шея, торс и руки, а из другого - оставшаяся часть фигуры в виде колоколообразной юбки. Дети должны стремиться передать положение в конкретной позе всех частей тела, поэтому туловище и ноги должны быть вылеплены.

«Мальчик делает гимнастику»

Для выполнения задания может быть выбран скульптурный (пластичный) метод лепки.

  • Для дальнейшего моделирования кусок пластилина скатывается в цилиндрическую форму.

    Этап пластичной лепки

  • Вылепливание головы и шеи.

    Этап пластичной лепки

  • Вытягивание рук фигуры.

    Этап пластичной лепки

  • Вытягивание ног.

    Этап пластичной лепки

  • Придание конечностям завершённого вида.

    Этап пластичной лепки

  • Прорисовка частей лица зубочисткой.

    Оформление фигурки

Примеры передачи характерных движений по теме «Мальчик делает гимнастику»

Разведение рук в стороны
Наклоны вбок
Наклон вперёд
Наклон вперёд в положении сидя
Махи ногами в положении лёжа
Наклоны вбок в положении сидя
Наклоны вниз и в сторону в положении сидя
Упражнение «Берёзка»
Упражнение «Ножницы»

Это задание можно выполнить показанным выше скульптурным способом. Для тех ребят, у кого возникают сложности с передачей движений в лепке, допускается создание фигуры девочки в юбке (нижняя часть туловища - колоколообразной формы):

Процесс лепки фигурки

Пример работы

Рассмотрим процесс лепки фигуры по заданию на примере использования конструктивного метода.

  • Вылепливание отдельных деталей для поделки.

    Детали для последующего моделирования фигуры

  • Сборка фигуры девочки путём прикрепления и привазывания частей тела.

    Процесс соединения частей фигуры

    Готовая модель тела: длина ног равна длине туловища, плечи покатые, длина рук доходит до середины бедра

  • Придание завершённого вида лицу девочки: оформление налепливанием мелких деталей и прорисовкой заострённой палочкой/зубочисткой.

    Дополнение модели деталями и прорисовкой

  • Придание конечностям и туловищу нужного положения в конкретном действии (примеры поз см. ниже).
  • Закрепление фигурки на картонной основе.

    Готовая работа по теме занятия

Примеры передачи характерных движений человека по теме «Девочка играет в мяч»

Девочка несёт мяч
Девочка поймала мяч, прижимает к себе
Девочка перебрасывает мяч правой рукой в левую
Девочка бросает мяч одной рукой
Девочка бросает мяч обеими руками из-за головы
Бросок мяча снизу
Бросок мяча снизу
Девочка подбрасывает мяч носком ноги

Девочка подбрасывает мяч коленом
Девочка приготовилась отбить мяч
Балансирование мячом на голове
Перекатывание мяча по туловищу Девочка прижимает мяч к бедру Чеканка мячом об пол Чеканка мячом Бросок мячом одной рукой из-за головы Перекатывание мяча за спиной Перебрасывание мяча над головой правой рукой в левую