Самообразование на тему трудовое воспитание в доу. Отчет по работе самообразования по трудовой деятельности детей. План работы по самообразованию

Татьяна Васильевна Ковылина
План по самообразованию «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

«Труд - это могучий воспитатель , а также средство

всестороннего развития человека»

А. С. Макаренко.

Труд - это совсем не то , чем заняты руки ребенка. Труд это то , что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться .

Трудовое воспитание дошкольников в наше время является актуальной темой. В моем понимании, труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания . Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства . Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье.

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей , поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу . Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Следует подчеркнуть, что у игровой и трудовой деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности . В труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре ребёнок действует в воображаемом плане , но не имеет конкретного результата. В труде действия реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

Трудовое воспитание в условиях ДОУ – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников , направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду , формирование ответственного отношения к труду и его продуктам , на сознательный выбор профессии.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности , осуществлять их всестороннее воспитание . Различают три основных вида детского труда : самообслуживание , хозяйственно – бытовой труд и ручной труд .

Самообслуживание направлено на уход за собой. Воспитательное значение этого вида труда заключено , прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни группы детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны . Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Ручной труд - развивает конструктивные способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее) .

В процессе труда происходит :

Накопление практического опыта;

Формирование навыков и умений;

Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия , получение результата) ;

Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий);

Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, ощущение радости от результата труда , проявление внимания к партнерам по труду

Тема : «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности »

Актуальность темы : Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества ; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Как говорил А. С. Макаренко : «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания ». С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания , поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу .

Цель : формирование основ трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи :

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества ;

воспитание ценностного отношения к собственному труду , труду других людей и его результатам;

воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества ;

Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества ;

Предполагаемый результат :

Расширены представления детей о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;

Сформированы элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе выполнения поставленной задачи;

Развито ответственное отношение порученному делу;

Сформировано уважительное отношение к личному труду , труду взрослых и сверстников;

Расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда .

План работы по теме

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Составление плана работы с детьми , подбор и изучение литературы Сентябрь-май 1. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

3. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.

4. Куцакова Л. В. «Трудовое воспитание в детском саду » - Мозаика-Синтез, Москва 2014.

5. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников . – М.: Просвещение, 1991

6. Нечаева В. Г., Буре Р. С. Воспитание дошкольника в труде . – М.: Просвещение, 1980 Анализ и

изучение

Работа с детьми Сентябрь Составление графика дежурств. Знакомство с профессиями работников детского сада, работниками сельскохозяйственной сферы. Занятие НОД : рисование на тему «Сбор урожая» Выставка

рисунков

Октябрь Дежурство по столовой (расставление салфетниц, корзинок, стаканов и тарелок) . Беседы об опрятности, аккуратности, порядке. Закрепление элементарных навыков самообслуживания . Закрепление последовательности одевания и раздевания. Дидактические игры «У нас порядок» , «Оденем Катю на прогулку» . Игра поручение : «Помоги отнести сухие листья» . Выставка

аппликаций

«Сезонная

Поддерживание

в группе.

Ноябрь Дежурство по столовой. Занятия по ручному труду : изготовление поделок на тему «Животные жарких стран» . Поддержание порядка в группе. Введение индивидуальных и совместных поручений для подготовки к НОД. Выставка

«Животные

Декабрь Дежурство по столовой. Чтение художественной литературы : К. Чуковский «Айболит» , Г. Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой» .Дидактическая игра «Кукла заболела» . Изготовление елочных игрушек. Серия

занятий по

труду

на тему :

«Игрушки

Январь Дежурство по столовой. Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых . Знакомство с пословицами и поговорками о труде . Занятие НОД : рисование работников различных профессий. Конкурс

рисунков «Кто любит труд ,

Февраль Ручной труд : изготовление поделок из лоскутков ткани. Дежурство по столовой. Дидактические игры : «Кто где работает?» , «Разведка полезных дел» . Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам посредством бесед и рассматривания иллюстраций. Серия

труду ,

обучающих

изготавливать простейшие

поделки из лоскутков ткани.

Март Наблюдение ухода за растениями в помещении и на улице. Посадка семян на рассаду. Игра поручение : «Собери семена в коробочку» . Дежурство по столовой. Дидактическая игра : «Покажи Маше, как ухаживать за цветами» . Трудовой

огородники».

Апрель Дежурство по столовой. Заучивание стихотворений о профессиях. Дидактические игры : «С какого дерева листок?» , «Что откуда?» , «Деревья и кустарники» , «Цветок-лепесток» . Конкурс

стихотворений «Все профессии

Май Дежурство по столовой. Дидактическая игра : «Выбираем работу» . Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов. Составление

сборника

рассказов «Кем я

вырасту».

Работа с семьей Сентябрь

Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье . Анкетирование

родителей

на тему :

«Трудовое

воспитание дошкольников в семье ».

Октябрь Консультирование родителей. Консультация

родителей

«Формирование

трудовых

Декабрь Консультирование родителей. Консультация

родителей

«Трудовое

воспитание

дошкольников

Подготовка информации для повышения педагогической компетенции родителей. Папка-

передвижка

родителей

на тему :

«Трудовое

воспитание ребенка в семье ».

Май Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий . Выставка

«Мы любим

трудиться

Самореализация Ноябрь-март

Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы) Составление

картотеки

трудовому

воспитанию .

В теч. года Посещение кластеров, открытых встреч педагогов, семинаров,

тренингов.

Май Отчет по теме самообразования . Презентация.

Анастасия Караганова
План самообразования по теме «Трудовое воспитание детей в природе» (2014–2015)

воспитатель Караганова Анастасия Владимировна.

Тема : Трудовое воспитание детей в природе как формы работы с субъектами образовательного пространства в рамках долгосрочного экологического проекта «Сохраним мир зеленым» .

Цель : Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия, воспитание общественно- направленных мотивов труда , умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Актуальность выбранной темы

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание . Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе , охранять и приумножать ее богатства. Воспитание правильного отношения детей к природе , умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье . Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К . Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда… » На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделяется большое внимание :

Считается важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию , работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.

План работы на год

Изучение методической литературы :

1. Труд и наблюдения в природе . М-1987г.

2. Сергеева Д. В. «Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности ».

3. Герепанова И. Б. «Дети взрослеют в труде » .

Работа с детьми :

Пополнение природного уголка и уголка экспериментирования материалами и оборудованием в группе детского сада.

Экскурсия в парк. Подборка дидактических игр. Гербарий «Растения нашего города» .

Беседа по теме «Труд людей в природе » .

Изготовление поделок. Выставка поделок из природного материала «Золотая осень» .

Акция «Оформление птичьих столовых»

Наблюдение за работой дворника. Вывешивание кормушек на участке детского сада. Акция «Берегите елочку»

Изготовление поделок из бросового материала «Елочная игрушка» Чтение стихов о елочке. Изготовление буклетов «Берегите елочку» .Выступленее агитбригады "Росточек"

Выставка поделок «Елочная игрушка» .

Труд в природе «Сгребание снега к деревьям»

Экскурсия в «Зимний сад» в детском саду

Среднесрочные проект «Накормим птиц зимой»

Наблюдение за птицами. Выставка рисунков «Деревья в инее»

Кормление птиц на участке детского сада.

Среднесрочный проект «Огород на окне» Выращивание рассады, уход за растениями.

Акция «Чистый мир»

Экскурсия по экологической тропе на территории детского сада. Уборка и благоустройство территории детского сада.

Акция «Украсим мир цветами» . Высадка рассады цветочных растений и уход за цветами.

Чтение художественной литературы детям о труде . Знакомить с пословицами и поговорками о труде . Подборка художественной литературы детям о трудолюбии .

Работа с семьёй :

Консультация «Воспитание трудолюбия у детей ". Привлечении родителей к участию в акции «Очистим мир» . Уборка территории детского сада от опавших листьев. Выпуск родительской газеты №30.

Организация выставки поделок «Елочная игрушка» Текст издания в родительском уголке. Привлечение родителей к совместному среднесрочному проекту «Накормим птиц зимой» . Изготовление кормушек, приобретение корма для птиц.

Привлечение для участия в акции «Огород на окне» . Приобретение материалов и оборудования

Акция «Чистый мир» . Работа по уборке и благоустройству территории детского сада.

Привлечение к акции «Украсим мир цветами» Высадка рассады цветочных растений, уход за клумбами

Самореализация :

II Областной конкурс творческих проектов «Я исследователь»

Конкурс проектов г. Самара «Зимний сад моей мечты»

Участие вебинаре на образовательном мортале «Мир учителя»

Участие в семинаре по теме «Трудовое воспитание дошкольников »

Всероссийский творческий конкурс для педагогов «Арт-талант»

Международный образовательный портал «Мир учителя» .

Отчёт по теме самообразования . Оформление уголка природы .

Публикация материалов на тему «Трудовое воспитание »

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями» 2014–2015 год Содержание Срок Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности. Изготовление гербария. Конспект занятия по рисованию.

План самообразования «Эстетическое воспитание дошкольников с помощью народно-прикладного искусства» В 2014- 2015 учебном году я начала работу над темой самообразования «Эстетическое воспитание дошкольников через народно-прикладное искусство».

Отчет по плану самообразования за 2014–2015 год «Развитие творческого воображения» Управление образования Альметьевского Муниципального района РТ Отчет по плану самообразования на тему: «Развитие творческого воображения.

Тема: "Современные технологии дошкольного образования" «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек.

План самообразования Багдасарян Е. П. на 2015 – 2016 учебный период Тема: «Особенности развития природной памяти детей от 3 до 7 лет».

Мой план самообразования на 2015–2016 учебный год «Театр, как средство формирования связной речи дошкольников» Актуальность В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает.

План работы по самообразованию

Тема: «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности».

Воспитатель: Николаева Ольга Владимировна.

2015 – 2016 учебный год.

Актуальность: ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Коллективный труд имеет большое воспитательное значение, в ходе его дети сотрудничают друг с другом, у них воспитываются чувство ответственности и требовательность к себе за выполняемую работу, а также умение работать сообща. Организуя коллективный труд, мы учим детей планировать работу, помогать друг другу, распределять обязанности, развивают у них общественные навыки.

Данная форма организации труда детей прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляется, как и прежде, индивидуально.

Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т. д.

Цель : повышение компетентности воспитателя в вопросах организации коллективных форм труда дошкольников с целью нравственно-психологической и практической подготовки детей к добросовестному труду на общую пользу и формирования начал трудолюбия.

Задачи :

1. Повышение своего профессионального уровня.

2. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

3. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

4. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботе, бережливости, готовности принять участие в труде.

5. Формирование навыков организации своей и общей работы.

6. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Этапы работы:

I. Изучение литературы:

1. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду / Под ред. Р. С. Буре. – М. : Просвещение, 1987.

2. Воспитатель и дети. Уч. пособие. Глава» Растим самостоятельных и инициативных» / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. – М. : Ювента, 2001.

3. Рукотворный мир. Сценарии игр – занятий для дошкольников / О. В. Дыбина. – М. ; Сфера, 2001.

4. Виноградова М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М. : Просвещение, 1977. – 179 С.

5. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А. Г. Рузской. -М., 1989.

6. Рояк А. А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2.

II. Приобретение материала для непосредственной образовательной деятельности:

Лото «Кем быть?». Игра для детей 3 – 5 лет;

Иллюстрации о труде взрослых;

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»;

Кукольная одежда;

Семена, ящики с землей.

III. Работа с родителями:

Консультации на темы "Трудовое воспитание ребенка в семье";

Совместные выставки поделок детей и родителей по сезонам;

Родительское собрание «Папа – пример в труде»;

Совместное с родителями сооружение зимних построек.

IV. Оформление опыта работы по теме «Влияние коллективных форм трудовой деятельности на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста».

Сроки работы над проектом: Октябрь 2015 г. – Сентябрь 2016г.

Раздел плана

Форма работы

Практические выводы

Подготовительный этап.

Аналитико-диагностический.

Оформление папки-передвижки. Тема: «Значение нравственно-трудового воспитания».

Знакомство детей дошкольного возраста с видами труда и профессий. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

Основной этап.

Январь 2016 г. – Апрель 2016 г.

Выставка работ. Тема: «Все профессии важны».

Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Как приучать ребенка к труду правильно?».

Распространение материала на уровне ДОУ.

Заключительный этап.

Диагностика. Мониторинг.

Обобщение.

Сентябрь 2016 г.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов на педсовете.

Самообслуживание

    Показывать последовательность одевания и раздевания (упражнять в застегивании пуговиц, молний, шнурков на одежде и пособиях), объяснять, почему надо убирать вещи на место, аккуратно складывать одежду в шкаф и вешать на стул.

    Наблюдение за процессом одевания и раздевания других детей (личный пример воспитателя).

    Дидактические игры: «У нас порядок», «Покажи Мишке, как надо делать», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Зайки», «Чистим зубы крокодилу», «Покажи такой же цветок», «Волшебное зеркало», «Цветочный магазин» (узнавать растение по описанию). Игры поручения: «Собери семена в коробочку», «Помоги отнести сухие листочки».

    Беседы об опрятности, аккуратности, порядке.

    Чтение художественной литературы: «Маша- растеряша» Л. Воронкова, «Огурцы» Н.Носов, Г. Лагздынь, потешки.

Хозяйственно-бытовой труд

    Наблюдение за работой медсестры: (обработка зеленкой, йодом; перевязка бинтом, взвешивание). За работой прачки (глажка, сушка, стирка белья). За работой повара.

    Целевое посещение медицинского кабинета, кухни, прачечной (ситуативные разговоры).

    Дидактические игры: «Кукла заболела», «Кому, что нужно для работы», «Готовим обед», «Постирушки», «Помоги Кукле собрать игрушки», «Покажи кукле Маше, как ухаживать за цветами».

    Элементарное дежурство по столовой (выполнение поручений: расставить салфетницы, стаканы).

    Беседы о работе медсестры, повара; рассматривание иллюстраций.

    Чтение художественной литературы: «Айболит» К.Чуковский, Журавлева Е. «Фунтик», Лебедева Г. «Как Маша поссорилась с подушкой».

Труд в природе

    В помещении и на участке наблюдать, как взрослый ухаживает за растениями (полив, рыхление, посадка, сбор семян, прополка).

    Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам посредством бесед и рассматривания иллюстраций.

    Наблюдение за изменениями, произошедшими со знакомыми растениями, зарисовки в «Календаре природы».

    Чтение художественной литературы: сборник «Детям о труде».

    Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Что откуда?», «Деревья и кустарники», «Цветок-лепесток».

Практические выходы:

1. Оформление папки-передвижки. Тема: «Значение нравственно-трудового воспитания»;

2. Выставка работ. Тема: «Все профессии важны»;

3. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Как приучать ребенка к труду правильно?».

4. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Формы представления результатов самообразования:

Доклад на педсовете, сообщение на педсовете;

Консультация для педагогов;

Творческий отчет;

Проведение мероприятий, развлечений;

Наглядно-иллюстративный материал;

Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

Вывод:

Таким образом, мы рассматриваем нравственно - трудовое воспитание как процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка.

Тема:

Воспитатель: Николаева Ольга Владимировна.

2016 - 2017 учебный год.

Тема: «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности».

Актуальность: ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Коллективный труд имеет большое воспитательное значение, в ходе его дети сотрудничают друг с другом, у них воспитываются чувство ответственности и требовательность к себе за выполняемую работу, а также умение работать сообща. Организуя коллективный труд, мы учим детей планировать работу, помогать друг другу, распределять обязанности, развивают у них общественные навыки.

Данная форма организации труда детей прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляется, как и прежде, индивидуально.

Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т. д.

Цель : повышение компетентности воспитателя в вопросах организации коллективных форм труда дошкольников с целью нравственно-психологической и практической подготовки детей к добросовестному труду на общую пользу и формирования начал трудолюбия.

Задачи :

1. Повышение своего профессионального уровня.

2. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

3. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

4. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботе, бережливости, готовности принять участие в труде.

5. Формирование навыков организации своей и общей работы.

6. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Этапы работы:

I. Изучение литературы:

1. Нравственно - трудовое воспитание в детском саду / Под ред. Р.С. Буре. - М. : Просвещение, 1987.

2. Воспитатель и дети. Уч. пособие. Глава» Растим самостоятельных и инициативных» / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - М. : Ювента, 2001.

3. Рукотворный мир. Сценарии игр - занятий для дошкольников / О.В. Дыбина. - М. ; Сфера, 2001.

4. Виноградова М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М. : Просвещение, 1977. - 179 С.

5. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузской. -М., 1989.

6. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2.

II. Приобретение материала для непосредственной образовательной деятельности:

Лото «Кем быть?». Игра для детей 5-7 лет;

Иллюстрации о труде взрослых;

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»;

Кукольная одежда;

Семена, ящики с землей.

III. Работа с родителями:

Консультации на темы "Трудовое воспитание ребенка в семье";

Совместные выставки поделок детей и родителей по сезонам;

Родительское собрание «Папа - пример в труде»;

Совместное с родителями сооружение зимних построек.

IV. Оформление опыта работы по теме «Влияние коллективных форм трудовой деятельности на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста».

Раздел плана

Форма работы

Практические выводы

Подготовительный этап.

Аналитико-диагностический.

Оформление папки-передвижки. Тема: «Значение нравственно-трудового воспитания».

Знакомство детей дошкольного возраста с видами труда и профессий. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

Основной этап.

Январь 2017 г. - Апрель 2017 г.

Выставка работ. Тема: «Все профессии важны».

Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Как приучать ребенка к труду правильно?».

Распространение материала на уровне ДОУ.

Заключительный этап.

Диагностика. Мониторинг.

Обобщение.

Сентябрь 2017 г.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов на педсовете.

Самообслуживание

  1. Показывать последовательность одевания и раздевания (упражнять в застегивании пуговиц, молний, шнурков на одежде и пособиях), объяснять, почему надо убирать вещи на место, аккуратно складывать одежду в шкаф и вешать на стул.

2. Наблюдение за процессом одевания и раздевания других детей (личный пример воспитателя).

3. Дидактические игры: «У нас порядок», «Покажи Мишке, как надо делать», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Зайки», «Чистим зубы крокодилу», «Покажи такой же цветок», «Волшебное зеркало», «Цветочный магазин» (узнавать растение по описанию). Игры поручения: «Собери семена в коробочку», «Помоги отнести сухие листочки».

4. Беседы об опрятности, аккуратности, порядке.

5. Чтение художественной литературы: «Маша- растеряша» Л. Воронкова, «Огурцы» Н.Носов, Г. Лагздынь, потешки.

Хозяйственно-бытовой труд

  1. Наблюдение за работой медсестры: (обработка зеленкой, йодом; перевязка бинтом, взвешивание). За работой прачки (глажка, сушка, стирка белья). За работой повара.

2. Целевое посещение медицинского кабинета, кухни, прачечной (ситуативные разговоры).

3. Дидактические игры: «Кукла заболела», «Кому, что нужно для работы», «Готовим обед», «Постирушки», «Помоги Кукле собрать игрушки», «Покажи кукле Маше, как ухаживать за цветами».

4. Элементарное дежурство по столовой (выполнение поручений: расставить салфетницы, стаканы).

5. Беседы о работе медсестры, повара; рассматривание иллюстраций.

6. Чтение художественной литературы: «Айболит» К.Чуковский, Журавлева Е. «Фунтик», Лебедева Г. «Как Маша поссорилась с подушкой».

Труд в природе

  1. В помещении и на участке наблюдать, как взрослый ухаживает за растениями (полив, рыхление, посадка, сбор семян, прополка).

2. Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам посредством бесед и рассматривания иллюстраций.

3. Наблюдение за изменениями, произошедшими со знакомыми растениями, зарисовки в «Календаре природы».

4. Чтение художественной литературы: сборник «Детям о труде».

5. Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Что откуда?», «Деревья и кустарники», «Цветок-лепесток».

Практические выходы:

1. Оформление папки-передвижки. Тема: «Значение нравственно-трудового воспитания»;

2. выставка работ. Тема: «Все профессии важны»;

3. оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Как приучать ребенка к труду правильно?»;

4. отчёт о проделанной работе за учебный год.

Формы представления результатов самообразования:

Доклад на педсовете, сообщение на педсовете;

Консультация для педагогов;

Творческий отчет;

Проведение мероприятий, развлечений;

Наглядно-иллюстративный материал;

Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

Вывод:

Таким образом, мы рассматриваем нравственно - трудовое воспитание как процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка.

Никитина Юнна Валентиновна

Город (населенный пункт):

г.Уфа, Республика Башкортостан

Понятия «Труд», «Трудовое воспитание».

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания

А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Великие педагоги о труде.

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и А..C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская.

Некоторые из их высказываний я приведу в своей работе.

"Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека.

Великий педагог " В.А. Сухомлинский" писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.

В.А Сухомлинский.

"Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства"

К. Ушинский.

Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья.

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. А. С. Макаренко.

Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.

Отличие труда взрослых и детей.

Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей.

Можно согласиться с тем, что объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.

В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

Задачи трудового воспитания.

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.

Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.

«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно – бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, полоскать белье и т.п. В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок.

В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.

Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем – втроем, то общее задание может выполнять группа 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

Виды труда дошкольников.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом - листьями, желудями, соломой, корой и т. д. - дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

Формы организации труда.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Условия воспитания дошкольника в труде.

Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации детей. Так, для хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе – лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т.д. Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствия.

Оборудование на участке и в групповой комнате размещаются таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Так, целесообразно объединять оборудование по видам труда: в природном уголке – лейки, пульверизаторы, корм для животных; в месте отведенном для ручного труда, – пилы, молотки; принадлежности для хозяйственно – бытового труда - щеточки и совки для убора мусора можно разместить на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой – ближе к буфетной и пр.

Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет – 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда – сгребание снега, вскапывание земли – требует особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях переключает ребенка на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут: одни – вскапывают землю, другие – рыхлят ее граблями или одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.

Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивания пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми коленями, на корточках и пр.). следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особо ценным является труд на воздухе.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Средства трудового воспитания

Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношении к делу, о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступных им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания у них в процессе деятельности положительного отношения к труду и установление доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Такими средствами являются:

ознакомление с трудом взрослых;

обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;

организация труда детей в доступном им содержании.

Конспекты занятий по ручному труду

"Подружим иголку с ниточкой"

Программное содержание: продолжать знакомить детей со швейными принадлежностями: иголкой, ниткой, игольницей; учить отмерять нужную длину нитки; учить вдевать нитку в иголку и завязывать узелок на конце нитки; учить пришивать пуговицу к лоскутку ткани; закреплять знания правил техники безопасности при работе со швейными принадлежностями и ножницами; продолжать учить планировать последовательность своей работы; продолжать учить детей содержать своё рабочее место в чистоте и порядке.

Развивающие задачи: развивать аккуратность, усидчивость, доводить начатое дело до конца; продолжать развивать желание заниматься ручным трудом; развивать умение пользоваться как краткой, так и распространённой формой ответа, в зависимости от вопроса.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное и аккуратное отношение к швейным принадлежностям; воспитывать положительные нравственные качества: терпение, старательность, взаимопомощь.

Активизация речи:

Катушка, нитки (а), игла, ушко, остриё, вдевать, узелок, пуговица, отверстие.

Предшествующая работа:

Чтение сказки "Как иголка подружилась с ниточкой" (см. Приложение).

Рассматривание швейных принадлежностей.

Изготовление игольниц.

Занятие по технике безопасности "Учимся работать с ножницами"

Материал к 1 занятию:

Демонстрационный: ножницы, иголка большого размера, катушка с нитками, текст сказки "Как иголка подружилась с ниточкой".

Раздаточный материал на каждого ребёнка: поднос, игольница с иголкой, катушка с нитками, ножницы.

Материал ко 2 занятию:

Демонстрационный: тот же + кукольное платье, пуговица большого размера.

Раздаточный материал на каждого ребёнка: тот же + лоскуток ткани на каждого, пуговица с двумя отверстиями.

Методы и приёмы:

Создание заинтересованности.

Установка на правильную осанку.

Беседа, с целью оживления впечатлений, полученных от прочтения новой сказки.

Активизация речи детей.

Показ с объяснением.

Напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами.

Динамическая пауза.

Рассматривание схем последовательности работы.

Практическая деятельность детей.

Уточняющие вопросы.

Помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется.

Использование художественного слова и музыкального сопровождения.

Анализ и самооценка деятельности детьми.

Оба занятия проводятся по подгруппам.

Организационный момент:

Перед занятием воспитатель даёт поручение дежурным: разложить необходимый материал.

Со всеми детьми проводит подвижную игру "Весёлая иголка".

Описание игры: дети стоят по кругу, выбирается ребёнок - "Иголочка" с помощью считалочки:

1, 2, 3, 4, 5,

Станем мы сейчас играть.

Ты, иголка, выходи

Нитку за собой веди!

"Иголочка" - ребёнок бегает между детьми, тот до кого она дотрагивается, берёт её за талию и продолжает бегать с ней, игра заканчивается тогда, когда все дети окажутся держащими друг друга за талию, т.е. получится "иголка с длинной ниткой".

Упражнение на восстановление дыхания "Подуй на ниточку".

Садятся за столы, воспитатель даёт установку на правильную осанку.

1 занятие "Вдевание нитки в иголку".

Проводится беседа по прочитанной сказке.

Давайте вспомним, с какой новой умной сказкой мы недавно с вами стали знакомиться?

- "Как иголка с ниточкой подружились".

А что интересного вы узнали из этой сказки? (дети кратко передают содержание сказки)

Молодцы, не забыли, а сейчас слушайте внимательно, я вам расскажу сказку дальше, и мы узнаем, что же посоветовала мама Алёнке для того, чтобы иголка с ниточкой подружились.

Мама погладила Алёнку по голове и сказала, что у каждой иголки есть специальное отверстие – "ушко", и в это отверстие можно просунуть нитку, а чтобы нитка не запуталась, её надо отмерить, и мама показала Алёнке как надо правильно отмерять нужную длину нитки.

Она взяла один конец нитки крепко пальцами левой руки, а катушку оставила в баночке для рукоделия, чтобы та не сбежала со стола, правой рукой мама обернула длинную ниточку вокруг локтя и взяла также её крепко пальцами левой руки. Получилась вот такая петля вокруг локтя, правой рукой мама взяла ножницы и отрезала длинную нитку. Посмотрите, какой длины получилась отрезанная ниточка (показ).

Давайте попробуем тоже отмерить себе ниточку. Не забывайте, что руки у нас всех разной длины, поэтому и ниточка получится у вас только той длины, какая нужна будет только для ваших рук (постановка цели).

Дети отмеряют себе для работы нитку. (Продуктивная деятельность детей).

Молодцы, ниточки отмерили, а теперь, чтобы подружить иголку с ниточкой нам надо нитку вдеть в ушко иголочки. Посмотрите, как это сделаю я.

Сначала я беру конец нитки в левую руку, а правой рукой зачищаю его от пушинок, и теперь закручивающим движением большого и указательного пальца заостряю этот конец нитки. Вот она и готова. Теперь нитку перекладываю в правую руку, а левой рукой из баночки для рукоделия беру крепко иголку, чтобы она не принесла нам вред, ведь из сказки мы помним, что она бывает очень капризная, может выскользнуть из пальцев и нас уколоть. Острый конец нитки отправляю в ушко и тяну с другой стороны. Посмотрите, как у меня качается иголочка на нитке, как на качелях, но она может в любой момент соскользнуть и убежать. Поэтому я сейчас оба конца ниточки заверну два раза вокруг правого указательного пальца, а большим пальцем сниму эту петельку, теперь потяну её вниз, вот узелок и готов (показ с объяснением).

Воспитатель предлагает детям взять из своих игольниц иголочку и вдеть в неё нитку, индивидуально помогает тем, у кого не получается.

Молодцы, иголочка покачалась на ниточке и хочет отдохнуть. Воткните её в свою игольницу, пусть немного там посидит, а мы сейчас с вами немножко поиграем, снимем напряжение в наших плечах. Напомните мне, какое сейчас время года? (Весна). Правильно, а весна, как вы знаете, нам несёт дожди и грозы. Встаньте около стола и …(динамическая пауза)

- " Капли первые упали, (слегка постукивают пальцами по столу)

Пауков перепугали. (пальцами перебирают от пояса по ногам вниз)

Дождик застучал сильней, (стучат громко по столу всеми пальцами)

Птицы скрылись из средь ветвей. (руки в стороны - махи)

Дождь полил, как из ведра, (пальцами стучат по столу)

Разбежалась детвора (бег на месте)

В небе молнии сверкают, (резкие движения рук перед грудью)

Гром всё небо разрывает, (барабанят по столу кулаками)

А потом из тучи солнце (плавно поднимают руки вверх)

Посмотрело к нам в оконце " (повороты головы из одной стороны в другую)

Немного с вами отдохнули, садитесь тихо, чтобы не разбудить нашу иголочку. (Дети садятся).

Воспитатель обращает внимание детей на схемы последовательности предыдущей работы:

Посмотрите, ребята, у меня на столе лежат схемы вдевания нитки в иголку, только пока мы проветривали группу, ветер пошутил и их перепутал. Кто хочет разложить их по порядку и рассказать нам всю последовательность нашей предыдущей работы, что мы делали сначала, потом и чем закончили работу?

Ребёнок раскладывает схемы, проговаривая последовательность, если он затрудняется рассказать, но разложил правильно, то можно прибегнуть к помощи детей, перед этим обязательно похвалить первого ребёнка за то, что разложил все по порядку.

Молодцы, были очень внимательные и запомнили всё правильно, но посмотрите, наша иголочка спит крепко, а рядом с ней другая иголочка на нас немного обижена, ей тоже хочется подружиться с ниточкой, давайте ей поможем и без моего показа, глядя только на схемы, вы самостоятельно вденете нитку в иголку.

Дети вдевают нитку в иголку, воспитатель включает спокойную музыку, помогает завязать узелок. Анализ:

Справились с этим заданием очень хорошо, а у кого что-то не получалось? Кто тебе помог?

Теперь воткните эту иголку тоже в игольницу. Давайте проверим, крепко ли они сидят в игольнице. Как можно проверить?

Да, можно перевернуть и потрясти над столом. Не выпадают? Молодцы, значит, наши иголки крепко сидят на своей подушке-игольнице.

Воспитатель уточняет правила хранения иголок, даёт поручение дежурным.

Иголки с нитками у нас подружились, сейчас сидят в игольницах, но из сказки мы узнали, что иголки хитрые и своенравные, норовят всё время сбежать из своей игольницы, поэтому все игольницы нужно убрать в безопасное место. У меня есть красивая коробочка с плотной крышкой, вот в неё сейчас наши дежурные и сложат все игольницы с иголками. Мы её плотно закрываем, и убираем в наш уголок ручного труда, и даже если кто-то нечаянно её уронит, она не откроется, и иголки не выпадут.

Дежурные убирают раздаточный материал, воспитатель подводит итог:

Наши иголки сегодня нашли себе подружек – ниточек, а вот какое приключение ждёт этих подружек мы узнаем в следующий раз. Занятие закончено.

2 занятие "Пришивание пуговиц"

Воспитатель проводит беседу по прочитанной сказке:

Мы с вами недавно прочитали умную сказку, а кто вспомнит, как она называется?

Как иголка с ниточкой подружились.

Кто кратко расскажет, о чём она?

У Аленки оторвалась на платье пуговка, и мама предложила Алёнке её пришить.

Почему Алёнка не смогла её пришить сама?

Иголка бала капризная и решила сама без нитки её пришить, она прыгала из одного отверстия пуговки в другое, но пуговка упала на