Требования фгос до к интеллектуальному развитию дошкольников. Интегративные качества личности дошкольника как основа становления универсальных учебных действий младшего школьника. Изучение научной и учебно-методической литературы

Светлана Каргина
Развивающая игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий для развития ребёнка , его позитивной социализации, видов деятельности, личностного и интеллектуального потенциала .

Интеллектуальное развитие старших дошкольников средствами развивающих игр реализуется с учетом принципа интеграции образовательных областей, содержание которых направлено на комплексное развитие дошкольников . Образовательная область «Познавательное развитие » является стержнем в развивающих играх и интегрируется с такими образовательными областями, как : «Речевое развитие » , «Социально-коммуникативное» , «Художественно-эстетическое развитие » .

Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста развивающих игр позволяет решить следующие задачи :

Создание условий для развития логического мышления у детей с учётом их возрастных особенностей;

-развитие у дошкольников логических приёмов мышления (анализ, синтез , обобщение, классификация) ;

Формирование умений прослеживать, понимать причинно- следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения, а так же навыков контроля и самоконтроля, самостоятельности и инициативности в процессе умственной деятельности, умение взаимодействовать со сверстниками;

- развитие любознательности , познавательной мотивации, воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, количество, число) .

Знакомство с игрой «Сложи узор» начинается со средней группы и постепенно усложняется. Игра способствует развитию у детей способности к анализу и синтезу , комбинированию и целостности восприятия объекта. По степени сложности складывания узора изготовлены карточки – схемы. Выкладывание узора происходит по алгоритму последовательно, начиная с кубиков верхнего ряда, слева направо. Такой алгоритм действий позволяет детям быстрее справляться с более трудными заданиями. Старших дошкольников выкладывают такие фигуры как елочка, грибок, молния, бантик и др. Усложнение в этой игре идет за счет увеличения количества кубиков с треугольными гранями. Складывание узоров в виде букв или цифр поможет ребенку быстрее их выучить и запомнить. Детям старшего дошкольного возраста предлагается еще одно усложнение в задании – не расчленённое изображение узоров. Ребенку нужно мысленно расчленить узор, и понять, какие ему нужны кубики для выполнения задания, а затем экспериментальным путем проверить свою догадку. Самый сложный вид задания – это самостоятельное придумывание и составление узоров из кубиков. В этой работе ребенок не только использует полученные навыки, но и проявляет фантазию.

Игра «Геоконт» привлекает внимание детей и способствует развитию психических процессов, позволяет развивать мелкую моторику . Использование этой игры со схемами стимулируется развитие математических представлений, предполагающее умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять и делать простейшие обобщения. В игре «Геоконт» развиваются конструкторские умения, происходит тренировка тонких движений пальцев. Детям очень нравится задания, которые носят соревновательный характер «Кто быстрее построит треугольник?» , «Кто найдет спрятанную фигуру?» , на пространственную ориентировку «Какая фигура находится в правом верхнем углу?» . Игра может носить развлекательный характер , дети очень любят изображать снежинки из разноцветных резинок.

Развивающая игра «Игровизор» способствует развитию интеллектуальной культуры умению учиться, принимать учебную задачу, находить средства для ее решения , контролировать в процессе работы. Задания с его использованием разнообразны : покажи стрелкой недостающую фигуру, пройди по лабиринту, соедини число и цифру, найди на картинке предметы, дорисуй недостающие части предмета и др. «Игровизор» удобен в использовании тем, что его можно передать другому ребенку, быстро стерев рисунок салфеткой (дети работают на «Игровизоре» маркером или фломастером). Дети уже играют самостоятельно , дают друг другу задания, проверяют, проходят лабиринты и т. д.

Научить детей решать логические задачи на классификацию фигур по цвету, размеру, форме и толщине способствует многофункциональная и вариативная игра «Блоки Дьенеша» , содержание которой направлена на ускорение процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Данная игра используется в процессе познавательного, речевого, художественно-эстетического развития дошкольников . Например, на занятиях по развитию речи , предлагаем выбрать любую фигуру и рассказать о ней, или загадать загадку-описание о фигуре, которую ребенок спрячет, а пришедший на занятие герой ее должен отгадать. Для успешного освоения игры используются карточки, которые помогают детям ориентироваться во всем разнообразие предлагаемых фигур. Они есть в сопроводительной аннотации к данной игре. В свободной игровой деятельности дети строят из фигур «Блоки Дьенеша» объемные сооружения (дома, мосты, ворота) . Методика работы с игрой логические «Блоки Дьенеша» описана в книге М. Фидлера «Математика уже в детском саду» .

Представленные игры используются в работе с детьми в системе, в разные режимные моменты : в утренние и вечерние часы, в непосредственно образовательной деятельности, в свободной деятельности, при проведении развлечений , досугов и пр.

Представленная система работы по реализации комплекса развивающих игр в образовательном процессе детского сада позволила :

Повысить уровень интеллектуального развития дошкольников ;

Сформировать личностные их качества;

Сформировать у старших дошкольников предпосылки учебной дея-тельности на этапе завершения дошкольного образования ;

Обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС .

Список использованных источников и литературы :

Бондаренко, Т. М. Развивающие игры в ДОУ . Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича [Текст] : методическое пособие / Т. М. Бондаренко - М.: Метода, 2013. – 14с.

Никитина, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] : методиче-ское пособие / Б. П. Никитина – М.: Просвещение, 1985.- 35с.

Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Текст]: методическое пособие / М. Фидлер - М.: Просвещение, 1981. – 54с.

Публикации по теме:

Нетрадиционная техника изображения как средство творческого развития старших дошкольников Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только.

Исследовательская деятельность как средство развития творческой самостоятельности старших дошкольников Современный этап развития теории и практики дошкольного образования ознаменован принятием Федерального государственного образовательного.

Консультация для педагогов «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников» Экспериментирование является одним из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников. Слово "эксперимент"произошло от греческого.

Консультация для родителей. Значение занимательных логических задач для интеллектуального развития старших дошкольников В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников» «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с.

Палочки Кюизенера - средство для развития математических способностей старших дошкольников 1. Тема моей работы ". ПАЛОЧКИ Д. КЮИЗЕНЕРА» – СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ" ОО Познание Фэмп.

Консультация «Предметно-развивающая среда группы как средство развития устной речи дошкольников» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяются благоприятные условия для развития.

Предметно-развивающая среда как средство развития игровой деятельности дошкольников Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему.

Проектная деятельность как средство развития конструктивных способностей старших дошкольников Для современного этапа развития образования характерны поиск и разработка новых форм и технологий образования детей. При этом в качестве.

Сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей В течении многих лет я уделяю много внимания интеллектуальному развитию детей. Я считаю, что ребёнок лучше обучается на занятиях, при прямой.

Библиотека изображений:

Вороьева Марина Юрьевна

В настоящее время система дошкольного образования претерпела серьезные изменения в связи со сменой стоящих перед ней целей и задач. Если раньше главной задачей детского сада считалась подготовка детей к школе, путем выработки у них простейших знаний, умений и навыков (например счет, чтение, и в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь главный акцент будет делаться на всестороннее развитие ребенка (физическое, личностное, интеллектуальное).

С учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной Общеобразовательной программы дошкольного образования при оценивании результативности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении прежде всего будут обращать внимание не на то, научился ли ребенок считать и читать (это задача школы, а не детского сада), а на то, как он в целом развит физически, личностно и интеллектуально (умственно).

Таким образом, результатом дошкольного образовательного процесса служит сформированность интегративных качеств ребенка - физических, личностных, интеллектуальных.

Личностные качества

Личностно развитого ребенка на пороге поступления в школу можно охарактеризовать как активного, инициативного, любознательного, стремящегося получить новые знания, эмоционально отзывчивого, уважающего старших, владеющего основными культурными привычками и навыками самообслуживания, адекватными возрасту. Именно эти личностные качества позволят будущему первокласснику стать активным учеником, заинтересованным в успешном обучении. Ниже приводится более детальное описание этих качеств:

  • Мотивационная сфера: игровая мотивация, познавательный интерес, учебные мотивы (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности: игре, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтении (восприятии книг на слух), трудовой, общении).
  • Эмоциональная сфера: сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость, стремление помочь другому (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности).
  • Закладывание ценностных ориентиров: ценность жизни и всего живого (природа, человек, животные, растения) ; ценность знания; уважение и почитание родителей и старших; понятие «мое-чужое»; решение споров мирным путем; помощь слабому и др. (развивается и проявляется во всех видах детской деятельности).
  • Культурные установки (развиваются при воспитании внутрикультурных норм и традиций, т. е. при соблюдении правил поведения, праздников, обычаев, обрядов народа; проявляются в стремлении ребенка соответствовать культурным нормам поведения и соблюдать существующие традиции).
  • Культурные привычки, адекватные возрасту (развиваются и проявляются при целенаправленном воспитании у ребенка культурных форм поведения, адекватных возрасту - навыки еды, туалета, самообслуживания).
  • Воспитание азов половой идентификации: знакомство с ролями женщины и мужчины в современном обществе, закладывание основ культурных отношений между мальчиками и девочками и др. (развивается при воспитании внутрикультурных норм и традиций, чтении книг (восприятие на слух) ; проявляется в культурных привычках, адекватных возрасту).

Очень часто родители не задумываются о личностном развитии ребенка. Многие родители все усилия тратят только на интеллектуальное развитие ребенка, а это неверно. Если у ребенка своевременно будут сформированы познавательная и учебная мотивации (личностное развитие), то совершенно очевидно, что такой ребенок добьется гораздо больших успехов в учебе, чем ребенок, которого постоянно чему-то учат, но ему самому этого не надо.

Очень важно, осуществлять воспитательную работу, ориентируясь на основные возрастные закономерности психического развития дошкольника.

Игра - является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Давайте рассмотрим - каким образом игра способствует развитию ребенка.

Для развития детей необходима их собственная активная деятельность, каковой и является игра. В игре ребенок фантазирует и думает (придумывая сюжет); упражняется в воображении (вживаясь в образ какого-то персонажа или представляя в роли этого персонажа куклу) ; развивает абстрактное мышление (подбирая вместо отсутствующих необходимых для игры предметов их заместители) ; воспроизводит образцы поведения взрослых людей, наблюдаемые в жизни; развивает свою речь (общаясь с партнерами по игре, развивает произвольное поведение (подчиняясь логике сюжета, контролируя свое поведение на предмет соответствия роли и правилам) и многое другое. Но, чтобы игра (как и любая деятельность) достигла своих высот, ей ребенок должен уделять большую часть своего времени, а поначалу взрослый должен помочь ребенку начать играть.

Игра способствует личностному развитию ребенка: в ней развиваются произвольное и волевое поведение, осознаются социальные нормы и требования общества, возникает эмоциональное сопереживание.

В игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника, а именно: в сюжетно-ролевой игре высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется. То есть в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем.

Игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение.

В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как функции обобщения и обозначения, воображение и фантазия (из них позже вырастает теоретическое мышление, идеальный план действия), представление в уме, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др.

Таким образом, игра - это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка, дающая результаты, которые невозможно достичь без нее.

Проект «Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры»

Автор: Костенко Лариса Анатольевна, старший воспитатель МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Для реализации данного проекта мною была организована работа кружка «Занимательная математика». Кружок дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.
Гипотеза:
Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития младших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются:
- наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
- учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;
- систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
- вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
- гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
Развитие творческих способностей.
Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
Развитие математических способностей и склонностей.
Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Вид проекта:
познавательно - исследовательский
групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь - май

Участники проекта:
дети II младшей группы, ст. воспитатель Костенко Л.А.
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны знать:
Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
Соотносить цифру с количеством предметов.
Отгадывать математические загадки.
Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
Различать и называть времена года.
Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
Ориентироваться на листе бумаги.
Определять положение предмета по отношению к другому.
Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
Развить логические способности соответствующие данному возрасту.

Организационный этап
Составления плана работы кружка «Занимательная математика».
Диагностика детей на начало проекта по интеллектуальному развитию.
Подбор дидактического материала.
Практический этап
Проведения кружка 2 раза в неделю.
Использование логических игр, словесных, дидактических.
Заключительный этап
Диагностика детей на конец проекта
Презентация проекта.
Развивающие игры используемые при проведении проекта

Развивающая игра является огромным фактором умственного развития ребенка. (Блонский)
Авторская логическая игра «Спрячь бабочку»


Логическая игра «Собери круг»


Игры способствуют развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепления знания цветового спектра.
Игры Воскобовича - это игры нового типа, моделирующие творческий процесс, создающие свой микроклимат для развития творческой стороны интеллекта.
Логическая игра «Чудо - соты»


Логическая игра «Чудо - крестик»


С помощьюпалочек Кюизенера ребенок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.


Блоки Дьенеша способствуют развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление.


Тренажеры превращают процесс обучения в развлечение и способствуют малышам поверить в себя и свои способности. Играя в тренажёры, дети становятся умнее и рассудительнее, тренируют зрительную память, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, знакомятся с цветами, геометрическими фигурами.


Живописцу - требуется холст,
Скульптору – необходимо пространство,
А мыслителю – гимнастика ума.

Игры Зака


В играх с палочками создают большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.
Игры Никитина
Логическая игра «Сложи узор»


Каждый из нас в душе конструктор и художник,
Главное - не бояться действовать и смело творить.

Игры – головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
«Лабиринт»


«Подбери ключ»


Жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры,
в мире творчества.
В.А.Сухомлинский

Логическая игра «Мозаика цифр»


«Головоломка Пифагора»


Делать что-то своими руками – одно удовольствие.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать и меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.”
Я.Каменский

Логическая игра «Колумбово яйцо»


Я слышу - и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Китайская мудрость.

Логическая игра «Волшебный круг»


Логическая игра «Листик»


Игры с использованием интерактивной доски
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.


При работе с интерактивной доской развиваются познавательная и творческая активность детей, любознательность, воображение, мышление.
Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развить у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими навыками работы с информацией, развить разносторонние умения.
Игра «Зоркие глазки» - это тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания, памяти.


Настольно – печатные игры развивают восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление.


Настольные игры вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требующие умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.



Развивающие игры «Найди пару», «Подбери по силуэту», «Чей силуэт?» помогают малышам в развитии логического мышления, внимания, зрительной памяти, речи. Закрепляют знания об окружающем мире и отработали навык группировки предметов по форме.


Логическая игра «Лото»


Игры логического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способствуют к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.

Проект: «Реализация ФГОС, через игровую технологию интеллектуально - творческого развития детей дошкольного возраста» (проект программы с одарёнными детьми) Широкова Светлана Геннадьевна: педагог-психолог МДОУ детский сад 11 «Родничок» комбинированного вида


Актуальность: Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудности. Когда перед ребёнком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то их развитие идёт слабо и вяло. Технология интеллектуально-творческого развития – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием и постепенным усложнением. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.


Статья 31 Конвенции о правах ребёнка гласит: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают».


Как подчёркивал Л.С. Выготский, игра является ведущей, а не преобладающей формой в жизни ребёнка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает образовательную область: социально- коммуникативное развитие. Основная задача психолого-педагогической работы в данной области – развитие игровой деятельности. Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно новая, творческая и добрая группа игр – развивающие игры Воскобовича. Принципы, заложенные в основу данных игр, - интерес, познание, творчество – становятся максимально – действенными, так как обращаются непосредственно к ребёнку языком сказки, забавного персонажа или приглашением к приключениям. Развивающие игры Воскобовича – это обучающее развитие ребёнка в «Сказочном лабиринте игры»- это форма взаимодействия взрослого и детей через игры и сказки. В сюжеты сказок вплетается система вопросов, задач, заданий, упражнений. Взрослый читает сказку, ребёнок её слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. В результате развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи.


Реализация игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» Задачи: 1. Изучить методическую литературу по данной теме; 2. Создать предметно- развивающую среду «Фиолетовый лес» в кабинете психологической разгрузки; 3. Разработать перспективное планирование по всем возрастным группам; 4. Провести с детьми диагностическую работу по данному направлению; 5. Разработать проекты по реализации технологии «Сказочные лабиринты игры»; 6. Разработать систему взаимодействия с родителями по развивающим играм Воскобовича.


Концептуальные положения к инновационному проекту: 1. Эффективное развитие интеллекта детей дошкольного возраста. Технология «Сказочные лабиринты игры»- это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием и постепенным усложнением образовательного материала. Это позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интеллектуальные разноплановые задачи, вопросы, упражнения направлены на использование различных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. 2. Раннее развитие творческих способностей. В процессе игр дети проявляют инициативу, сохраняют личную независимость суждений и действий. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем.


Схема использования метода проектов при реализации игровой технологии интеллектуально – творческого развития «Сказочные лабиринты игры» (по развивающим играм Воскобовича) Технология «Сказочные лабиринты игры» Проекты реализации технологии в разных возрастных группах I мл. группа «Малышок» - «Сказки Фиолетового леса» II мл. группа «Топтыжки» - «Нетающие льдинки Озера Айс» средняя группа «Весёлые человечки»- «Путешествие Малыша Гео» семейная группа «Непоседы»- «Секреты игровых лабиринтов» подготовительная группа «Ромашечки»- «Мой друг - Геоконт» старшая группа - «Чудо – головоломки Ларчика»»




Задачи технологии 1. Развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое. 2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности. 3. Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения). 4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал. 5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений. 6. Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре.


Решение образовательных задач в играх Воскобовича 1. Игры, направленные на логико-математическое развитие. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, с игровыми действиями – манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов. 2. Игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, путешествуя по лабиринтам, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. В результате, процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру. 3. Универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр детей и дидактическими пособиями на различных занятиях. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.


















Результаты работы: разработан пакет нормативно – правовых документов обеспечивающих правовое поле инновации; создана в группах и на участке соответствующая предметно – развивающая среда; разработан и апробирован инструментарий для оценивания уровня знаний у дошкольников, подобраны и разработаны инструментарии для оценивания уровня готовности педагогов к инновационной деятельности; построена система инновационной методической работы; разработана система включения регионального компонента в содержание инновационной деятельности; разработано содержание проектов по развивающим играм.




Используемая литература: 1. Приказ Министерства образования и науки РФ от «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 2. Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Чебурашка»

Доклад на тему

«Интегративные качества дошкольника в подготовительной к школе группе»

Подготовила: педагог-психолог

Титаренко Виктория Вадимовна

2016 г.

Мы живем в то время, когда окружающий нас мир активно меняется. Современная система дошкольного образования становится более ориентированной на личность ребенка. Это значит, что цель ее уже не только вложить в ребенка необходимые навыки и умения, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия. Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств дошкольников, то есть тех его качеств и свойств, которые в своей совокупности и создают его индивидуальность.

Что включают в себя интегративные качества?

Посещая дошкольное образовательное учреждение, ребенок получает море впечатлений, ведь там он играет и общается, получает новые навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила, планировать свои действия и подчиняться распорядку. Все выше перечисленное является показателями развития интегративных качеств личности ребенка. Для того чтобы развитие ребенка стало гармоничным и всесторонним необходимо, чтобы уровни развития всех его интегративных качеств были одинаково высоки.

Очень важным и даже основополагающим для дошкольников является их физическое развитие, ведь малыши познают окружающий мир в движении. Чем активнее и физически развитее ребенок, тем больше информации об окружающем его мире сможет он получить. Поэтому современные обучающие занятие не предполагают унылого сидения на одном месте и часто перемежаются физкультурными разминками.

Как развиваются интегративные качества?

Интегративные занятия включают в себя несколько разнообразных видов деятельности, в результате которых решается несколько задач. Дети свободно переключаются от одного вида деятельности к другому, при этом в памяти у них остаются самые яркие и интересные моменты. Задача интегративных занятий не только вложить в ребенка новые знания и умения, но и превратить его в активного участника процесса обучения, не давать ему заскучать, дать возможность самому принимать решения и делать выводы.

Лучше всего формирование и развитие интегративных качеств дошкольников происходит в игре. Игра для дошкольников – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Это помогает сделать знания и запреты более понятными, увидеть последствия их нарушения. Игра хороший способ для ребенка примерить на себя различные роли, вступить в разноплановые отношения с ровесниками и взрослыми. В игре ребенок получает возможность научиться самостоятельно находить выход из предложенных ситуаций, получать новые знания и использовать их, избавиться от страхов и психологических проблем.

Какими же интегративными качествами может обладать дошкольник в подготовительной группе?

    Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Ребенок технически правильно выполняет большинство физических упражнений, проявляя интерес, активность. Необходимые усилия. Может оценить усилия других детей, упорен в достижении своей цели положительного результата. Способен организовать подвижные игры и упражнения с подгруппой сверстников и малышей. Может придумать и выполнить несложные физические упражнения. Понимает значение здоровья, необходимость выполнения режима дня, важность занятий спортом, утренней гимнастики. Самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические навыки, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

    Любознательный, активный.

Интересуется новым, интересным в окружающем мире (мире предметов, вещей, отношений и в своем внутреннем мире). Задает много вопросов, настойчиво добивается решения познавательных задач, экспериментирует и исследует предметы и материалы. Использует разные способы познания мира природы, пользуется схемами, наглядными моделями. Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел. Проявляет настойчивый познавательный интерес к миру, к своему будущему положению школьника, стремится овладеть грамотой - чтением, письмом, счетом. Способен инициативно и самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров по деятельности. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому.

    Эмоционально отзывчивый.

Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Откликается на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие. Умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонациям голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

    Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок освоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Использует деловую, познавательную, личностную форму общения. С удовольствием принимает участие в коллективных делах: способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, проявляет живой интерес к общему результату. Владеет речевыми умениями. Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

    Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо»

(нельзя драться, нельзя обижать маленьких, ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых) В поведении наблюдаются элементы волевых проявлений: при необходимости ребенок умеет сдерживаться, проявляет терпение и настойчивость. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми. Способен к элементарному планированию своих действий, направленных на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре).

Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок может предложить собственный замысел и воплотить его в постройке, рисунке, рассказе. Правильно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Использует сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов. Умеет пользоваться несложными наглядными моделями, схемами для решения задач. Вычленяет существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов, доказывает правильность обобщений. Выражает в речи логические связи и зависимости. Проявляет творчество в интеллектуальных играх, интересуется разгадыванием кроссвордов, ребусов.

    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Проявляет самостоятельность в различных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. В играх проявляет инициативу, выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, развитию сюжета, выполнению ролей. В художественной деятельности ребенок охотно принимает тему, предложенную педагогом, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники, создает выразительные образы, верно подбирает для их создания средства выразительности; по собственной инициативе рисует, лепит, мастерит необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера. Активен в театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, проявляет речевое творчество в сочинении загадок, сказок, рассказов; не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Проявляет творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности. Способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно-исследовательской деятельности, активно использует доступные средства – поисковые действия, сравнения. С незначительной помощью взрослого осуществляет уход за растениями, откликается на предложение взрослого помочь живому. Охотно участвует в разных видах повседневного труда; ярко выражено стремление к самостоятельности.

    Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

Представления о себе . Ребенок имеет представление о своем возрасте, половой принадлежности; рассказывает о себе, о событиях совей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, подготовке к школе, о своих умениях и достижениях.

Представления о семье . Ребенок имеет представление о составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; гордится своей семьей, своими близкими: рассказывает об их профессиях, достижениях, увлечениях, о детстве родителей, их школьных делах. Представления об обществе (ближайшем социуме). Ребенок имеет представления о культурных ценностях общества и о своем месте в нем.

Представления о государстве. Ребенок знает о принадлежности к нему, о символах государства, «малой» и «большой» Родине, ее природе. Представления о мире. Ребенок имеет представления о планете Земля, многообразии стран, населения, о природе планеты, разнообразии языков.

    Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Владеет разнообразными речевыми умениями: выслушать и понять речь собеседника, понятно для слушателя выразить свои мысли в форме предложения, рассказа, рассуждения; имеет богатый словарный запас, владеет средствами речевой выразительности. Проявляет настойчивость и волевые усилия в поиске ответа на вопросы. Владеет элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.

    Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками.

У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Сформированные интегративные качества ребенка – это итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы.

Контроль уровня развития дошкольника осуществляется при помощи проведения мониторинга, который является показателем физических, личностных и интеллектуальных качеств каждого ребенка. Промежуточная оценка проводится 2 раза в год – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы. Итоговая оценка проводится ежегодно в подготовительной группе при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития, которая позволяет нашим воспитателям проводить наблюдения за ребенком на протяжении учебного года, дает возможность отследить динамику формирования интегративных качеств и в дальнейшем скорректировать учебно-воспитательный процесс.

Как говорилось ранее основным видом деятельности у дошкольника является игра. Предлагаю выполнить упражнения на развитие интегративных качеств ребёнка подготовительной группы и определить эти качества.

Игра малой подвижности. «Тик-так»

Дети становятся в круг, они – «цифры». Выбирается водящий, он – «стрелка часов», он закрывает глаза и встаёт в центр круга. Играющие хором произносят слова и выполняют действия.

Тик-так, тик-так Ходьба на месте

Мы всегда шагаем так:

Шаг влево, шаг вправо, Шаг влево, шаг вправо.

Тик-так! Водящий вытягивает руку вперёд.

Стрелка, стрелка, покружись! Поворачивается на месте вокруг себя.

Час, который, покажи. После слова «покажи» - останавливается .

Тот ребёнок, на которого указывает рука водящего, произносит «Тик-так!». Водящий должен угадать имя ребёнка.

Игровая проблемная ситуация «Три поросенка».

После рассматривания иллюстраций к сказке « Три поросенка», ребенку рассказывается продолжение истории о поросятах: «Однажды поросята поспорили, что на свете самое ценное. Ниф-Ниф сказал, что это деньги. Нуф-Нуф не согласился: «Самое главное для меня – много друзей», а Наф-Наф ответил: «Для меня самое ценное - знания». Предлагается определить, кто из них прав и почему